Страница 1 из 1

«Анастас Микоян», линейный ледокол

СообщениеДобавлено: 06 Август 2008 00:09
[ Леспромхоз ]
Ледокол «Анастас Микоян»

Место постройки Николаев
Год постройки 1941
Скорость в узлах 12,5
Дейдвейт, тыс. тонн 11
Род двигателя паровая машина
Род топлива твердое
Вооружение В период прорыва блокады отсутствовало
Капитан ледокола «А. Микоян» С. М. Сергеев

Проект "Военная литература": militera.lib.ru
Издание: © Руднев Г. А. Огненные рейсы — Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1990
Книга на сайте: militera.lib.ru/h/rudnev_ga/index.html
Иллюстрации: есть
OCR, правка:
Дополнительная обработка: Hoaxer (hoaxer@mail.ru)

Ледокол «Анастас Микоян» прорывает блокаду

В 1941 году на судостроительном заводе в Николаеве был построен и спущен на воду линейный ледокол «Анастас Микоян». Начавшаяся война не дала возможности использовать ледокол по прямому назначению, и он стал выполнять функции вспомогательного крейсера, защищая в составе маневренного отряда одесский плацдарм. А когда этот плацдарм перестал существовать, ледокол перешел в порт Батуми, и его командир — капитан 2-го ранга С. М. Сергеев получил приказ: «Разоружить ледокол и готовиться к переходу на Дальний Восток через пролив Босфор». Может возникнуть вопрос: почему в условиях военного времени необходимо разоружать ледокол? Дело в том, что из Черного моря через пролив Босфор в то время разрешался проход только безоружным кораблям.

Уже перед самым выходом в опасный рейс С. М. Сергеев получил дополнительные указания: «Корабль ни в коем случае противнику не сдавать, а в случае необходимости — затопить».

25 ноября 1941 года «Анастас Микоян» вышел из Батуми к проливу Босфор. Этим же путем и одновременно с ним из Черного моря уходили танкеры «Сахалин», «Туапсе», «Варлаам Аванесов», которые получили указание следовать с грузом в Стамбул и после разгрузки осуществить прорыв через Эгейское и Средиземное моря к Суэцкому каналу для дальнейшего перехода во Владивосток.

Шли только ночью, без ходовых огней, а в светлое время суток прятались в небольших заливчиках и бухтах каких-либо островов, стояли, притушив котлы, чтобы не выдать себя дымом от труб.

При подходе к острову Родос ледокол был обнаружен итальянскими фашистами. Вскоре над ледоколом появился самолет-разведчик, а со стороны острова были замечены двигающиеся к ледоколу два торпедных катера. На ледоколе прозвучали звонки громкого боя. Боевая тревога! Но чем отбивать атаки?

Нагнав ледокол, торпедные катера пошли рядом. «Анастас Микоян», не снижая скорости, продолжал следовать прежним курсом. И тогда с ближайшего катера в мегафон запросили: «Чей корабль? Следуйте под нашим эскортом в Родос».

Видя, что ледокол не снижает скорости и идет прежним курсом, с катера открыли огонь из пулеметов по ходовому мостику, рулевой рубке, надстройкам. В первую же минуту был ранен рулевой М. Русаков. Матроса отвели в лазарет, а на его место стал Г. Молочинский.

Когда катера то с левого борта, то с правого начали выходить на угол торпедной атаки, С. М. Сергеев буквально метался по рубке, следя за их маневрами и меняя курсы. Разъяренные безуспешностью торпедных атак, фашисты снова открыли огонь из крупнокалиберных пулеметов и пушек. На ледоколе вспыхнул пожар. Один из снарядов попал в бензиновый бак судового катера, и он вспыхнул.

Над ледоколом появился гидросамолет. На бреющем полете он выпустил пулеметную очередь, а затем, развернувшись, ушел вверх. И тут все увидели, как на парашюте медленно спускается сигара. Это был особый вид торпеды. От точки приводнения она кружит по спирали и поражает цель наверняка. С. М. Сергеев понял, что, если продолжать идти вперед, катастрофы не избежать, и приказал рулевому: «Право на борт!»

Этот маневр спас ледокол — торпеда прошла мимо. Точно так же удалось уклониться и от атаки второго гидросамолета.

Дым горящего дюралевого катера и наступившая темнота дезориентировали врага, и ледокол, имея полный ход, скрылся в темноте южной ночи на пути к английской военно-морской базе Фамагуста. После короткой стоянки в этом порту ледокол последовал в порт Хайфа, где ему предстояло стать в завод для ремонта котлов, механизмов, а также устранить полученные от обстрела повреждения.

После Хайфы ледокол «Анастас Микоян» последовал дальше по назначению. В Провидения ледокол прибыл 9 августа 1942 года. Спустя несколько дней «Анастас Микоян» уже проводил по трассе Северного морского пути караваны. Правительственное задание было выполнено.

«Анастас Микоян», линейный ледокол

СообщениеДобавлено: 06 Август 2008 00:24
[ Леспромхоз ]
Дополнительно на сайте И. Капустина
http://www.ivki.ru/kapustin/icebreaker/mikoyan/mikoyan.htm

«Анастас Микоян», линейный ледокол

СообщениеДобавлено: 06 Август 2008 00:27
[ Леспромхоз ]

Дмитрий Барсуков

Этот корабль был построен одним из первых в серии, которую заказал в предвоенные годы Главсевморпуть. Его водоизмещение составляло 11000 т, а суммарная мощность трех паровых машин — 10000 л.с. По плану после постройки в 1941 г. он должен был отправиться из Черного моря на Север вокруг Европы.

Изображение
Однако начавшаяся война внесла свои коррективы. Ледокол мобилизовали в Военно-морской флот и переоборудовали во вспомогательный крейсер. На нем установили семь 130-мм, четыре 76-мм и шесть 45-мм орудий, а также четыре 12,7-мм зенитных пулемета ДШК.

По мощности артиллерийского вооружения ледокол не уступал отечественным эскадренным миноносцам. Его 130-мм орудия могли стрелять своими почти 34-килограммовыми снарядами на дальность 25,5 км. Скорострельность при этом составляла 7 — 10 выстрелов в минуту.

В сентябре 1941 г. вспомогательный крейсер прибыл под Одессу, где обеспечивал огневую поддержку войск, защищавших город. Практически постоянно он находился под огнем артиллерии и авиации противника. От близких разрывов снарядов и бомб нарушилась герметичность его котлов, были повреждены некоторые механизмы. Необходимые ремонтные работы быстро провели в Севастополе, и «А.Микоян» отправился с грузом артиллерии и боеприпасов в Новороссийск. Трудный переход ледокол завершил успешно. При этом отличились зенитчики корабля. Их огнем были сбиты два фашистских бомбардировщика. На этом черноморская часть биографии корабля завершилась. Он был крайне необходим, уже в качестве ледокола, на Северном флоте. Корабль разоружили, и 25 ноября из Батуми он направился в опасное плавание.

В походе экипаж постоянно менял название и флаг корабля, маскировал его под линкор и эсминец. Тем не менее в Эгейском море ледокол подвергался атакам итальянских торпедных катеров и самолетов-торпедоносцев. На судоремонтном предприятии Хайфы корабль участвовал в спасении от пожара и от огня личного состава плавучей батареи и экипажей находящихся в порту судов.

Тяжело давался этот поход экипажу. Дело в том, что корабль не был рассчитан на плавание в теплых, бурных морях. Это был очень остойчивый корабль с большой метацентрической высотой, способствовавшей созданию стремительной и резкой качки. Иногда крен ледокола достигал 56 градусов.

В июне 1942 г. ледокол «А.Микоян» бросил якорь в бухте Золотой рог. После ремонта котлов и машин он вошел в состав экспедиции особого назначения для проводки на Северный флот лидера «Баку» и эскадренных миноносцев «Разумный» и «Разъяренный». 15 июня караван вышел из Владивостока и 14 октября прибыл в Полярное — главную базу Северного флота.

За это время ледокол прошел 28560 миль, из них свыше 2000 миль во льдах. Так закончился малоизвестный поход ледокола «А.Микоян».

"Микоян", линейный ледокол

СообщениеДобавлено: 26 Июнь 2009 13:32
Иван Кукушкин
 kortic-001.jpg
Форум альманаха "Кортик"
Georg G-L : http://kortic.borda.ru/?1-7-0-00000037-000-120-0#089

Ледокол «А.Микоян». 1940-е годы. Фото из семейного архива Юрия Копытова
Фото из книги: От мореходных классов до морской академии (к 130-летию Государственной морской академи имени адмирала С. О. Макарова) / Автор-составитель И. П. Щебуняев; под общей редакцией И. И. Костылева. - 2-е изд., испр. и доп.. - Спб.: Историческая иллюстрация", 2006.

«Анастас Микоян», линейный ледокол

СообщениеДобавлено: 09 Ноябрь 2009 20:23
Иван Кукушкин
 Ship+Photo+ANASTAS+MIKOYAN.jpg
http://www.shipspotting.com/modules/mya ... AS+MIKOYAN
Photographer: Vitaliy Kostrichenko
ANASTAS MIKOYAN
Soviet icebreaker, 50-th years

«Анастас Микоян», линейный ледокол

СообщениеДобавлено: 07 Апрель 2010 22:59
Иван Кукушкин
 kortik_Mikoyan_01.jpg
Форум альманаха "Кортик"
Georg G-L : http://kortic.borda.ru/?1-7-30-00000037-000-150-0#150

«Анастас Микоян», линейный ледокол

СообщениеДобавлено: 04 Сентябрь 2010 11:35
Иван Кукушкин
Ледокол "Анастас Микоян", начало 50-х гг. : kortik_Mikoyan_02.jpg
Перепост с форума альманаха "Кортик" : http://kortic.borda.ru/?1-7-30-00000037-000-10001-0#154

:": DOCTOR : "Анастас Микоян" после вов - начало 50-х гг.

«Анастас Микоян», линейный ледокол

СообщениеДобавлено: 04 Сентябрь 2010 11:48
Alexander Belov
Статья из журнала "Моделист - Конструктор", 1990 - 5.

 mikojan_3.jpg
ОГНЕННАЯ КРУГОСВЕТКА

Если сравнить Россию со зданием, нельзя не признать, что фасад его выходит на Северный Ледовитый океан” — с этого образного сравнения выдающийся флотоводец адмирал С. О. Макаров начинал свое доказательство необходимости скорейшего освоения безжизненных северных морей. Увы, чиновники царского флота остались глухи к доводам своего дальновидного современника, посчитав их фантастическими прожектами. Даже макаровское детище, первый в мире арктический ледокол “Ермак”, не было оценено ими по достоинству: после пробной экспедиции к Новой Земле корабль перевели на Балтику, и дальнейшая программа исследования Ледовитого океана оказалась прерванной.

Планомерное наступление на “царство белого безмолвия” по-настоящему началось только после революции. Осознавая огромные перспективы, которые открывает регулярное судоходство на севере. Совет Народных Комиссаров СССР 17 октября 1932 года создал Главное управление Северного морского пути.

Разумеется, освоение нового важнейшего маршрута было немыслимо без мощных ледоколов. Последних, к сожалению, у молодой Советской Республики имелось совсем немного — не более десятка относительно крупных кораблей суммарной мощностью около 50 тыс. л. с. Поэтому первейшей задачей, поставленной управлением Главсевморпути перед судостроителями страны, стало экстренное пополнение ледокольного флота.

Наиболее совершенным из ледоколов дореволюционной постройки был “Красин” — по существу, увеличенный макаровский “Ермак”. Именно этот корабль, и послужил прототипом для разработки нового проекта.

Головной линейный ледокол “И. Сталин” был спущен на воду со стапеля ленинградского завода имени С. Орджоникидзе 29 апреля 1937 года, а 23 августа следующего года он вышел в свой первый арктический рейс. Вслед За ним заложили еще три однотипных корабля: в Ленинграде — “В. Молотов” и в Николаеве — “Л. Каганович” и “А. Микоян”.

При создании ледоколов советские конструкторы максимально использовали имеющийся опыт арктических навигаций. Чтобы обеспечить требующуюся прочность, корпуса изготовили из стали высококачественных сортов. Шпангоутов было поставлено вдвое больше, чем применялось обычно. Борта выполнили из 13 параллельных поясов, причем 9 нижних состояли из двойной обшивки общей толщиной до 42 мм (в носовой части). Корпусам ледоколов по типу “Ермака” была придана яйцевидная форма для предохранения от повреждений во время сжатия во льдах. По всей длине имелось двойное дно и 12 водонепроницаемых аварийных переборок. Отдельные отсеки соединялись между собой клинкетными дверями, управляемыми из рулевой рубки. На каждом корабле были установлены три паровые машины мощностью по 3300 л. с„ работающие на три кормовых четырехлопастных винта со съемными лопастями. Ледоколы имели по девять паровых огнетрубных котлов с угольным отоплением и несколько электростанций. В каждом отсеке дополнительно размещались аккумуляторные батареи. Перекачка воды в бортовые и дифферентные цистерны осуществлялась мощными помпами через трубопроводы диаметром в SOO мм. Спасательные средства включали восемь шлюпок и моторных катеров. Корабельные мастерские располагали фрезерными, токарными, сверлильными и другими станками, верстаками и инструментами, позволявшими выполнять сложные ремонтные работы. Три мощные радиостанции (длинноволновая, коротковолновая и аварийная) имели огромную дальность действия. Так, “И. Сталин” на испытаниях в Финском заливе поддерживал связь с “Ермаком”, работавшим в Арктике, и с ледоколом “Л. Каганович”, находившимся на Черном море.

При проектировании и постройке кораблей особое внимание уделялось условиям работы экипажа, насчитывавшего 138 человек,—двух- и четырехместные каюты, кают-компании, столовые, библиотеки, души, баня, лазарет, механизированная кухня — все это делало новые ледоколы самыми комфортабельными на флоте. Для ведения научных работ на них оборудовали гидрологические, гидрохимические, биологические и другие лаборатории.

С вступлением в строй четырех линейных ледоколов советский флот получил бы отличную техническую базу для успешного освоения Севера. Но начавшаяся война надолго отодвинула намеченные планы... .'

“А. Микоян”, последний из николаевских ледоколов, отошел от достроечной стенки 26 августа 1941 года под залпы артиллерийских орудий — увы, не салюта, а зенитных батарей, отражавших яростные атаки фашистских бомбардировщиков на судостроительные заводы. Назначенный командиром ледокола опытный военный моряк, участник схватки с фашизмом еще в Испании капитан 2-го ранга С. М. Сергеев вывел корабль в море без приемочных испытаний и вскоре прибыл в Севастополь. Риск оказался оправданным: “А. Микояну” удалось избежать попаданий бомб.

В Севастополе на ледокол 'установили пять орудий калибра 130 мм, четыре зенитки калибра 76 мм и четыре пулемета. По окончании работ корабль зачислили в состав ВМФ в ранге вспомогательного крейсера. Соответственно был назначен и кадровый командный состав. Замполитом корабля стал старший политрук Новиков, старшим помощником -капитан-лейтенант Холин, командиром штурманской боевой части — капитан-лейтенант Марлян, артиллерийской — старший лейтенант Сидоров, электромеханической — старший инженер-лейтенант Злотник. Не менее ценным пополнением для личного состава вспомогательного крейсера стали рабочие сдаточных команд завода имени А. Марти, пожелавшие бить немецко-фашистскмх захватчиков на “своем” корабле. Это были настоящие мастера своего дела, высококвалифицированные специалисты Иван Стеценко, Федор Халько, Александр Калбанов, Михаил Улич, Николай Назаратий, Владимир Добровольский и другие.

В начале сентября 1941 года переоборудование ледокола было закончено, и “А. Микоян” приказом командующего Черноморским флотом был включен в отряд кораблей северо-западного района Чернов” моря, который в составе крейсер” “Коминтерн”, эсминцев “Незаможник” и “Шаумян”, дивизиона канлодок и других кораблей предназначался для оказания огневой поддержки защитникам Одессы. Вспомогательный крейсер сразу же приступил к боевой работе. Несколько дней корабль огнем своих орудий поддерживал героическую Приморскую армию, получил благодарность командования Одесского оборонительного района и, только израсходовав весь боезапас, взял курс на Севастополь. Принимал участие “А. Микоян” и в знаменитом десанте под Григорьевной 22 сентября 1941 года. Так как вспомогательный крейсер имел большую осадку (9,2 м] и меньшую, чем боевые корабли, скорость полного хода (15,5 узла), то на него была возложена задача по артиллерийской поддержке.

Вместе с десантниками 3-го полка морской пехоты громили фашистов все пять “стотридцаток” бывшего ледокола. Позже экипаж узнал: их огнем были подавлены две вражеские дальнобойные артиллерийские батареи.

Кстати, комендоры “А. Микояна” впервые на флоте огнем своего главного калибра начали отражать налеты вражеской авиации. По предложению командира БЧ-5 старшего инженера-Лейтенанта Юзефа Злотника амбразуры в щитах орудий были увеличены, угол возвышения орудий стал больше. Автоген, правда, не брал броневую сталь. Тогда бывший судостроитель Николай Назаратий прорезал амбразуры с помощью электросварочного агрегата.

До приказа об эвакуации Одесского оборонительного района вспомогательный крейсер “А. Микоян”, непрерывно находясь под огнем противнике, вместе с другими кораблями Черноморского флота обстреливал вражеские позиции, а затем принимал активное участие в обороне Севастополя, вывозил раненых и гражданское население.

В ноябре 1941 года поступило приказание снять вооружение и готовиться к выполнению важного Правительственного задания. За пять дней орудия демонтировали, а вместе с ними заменили военно-морской флаг на государственный. Вспомогательный крейсер “А. Микоян” снова стал линейным ледоколом. Часть командного состава и комендоры убыли на другие корабли и сухопутный фронт.

Ледокол прибыл в Батуми. Вслед за ним сюда же пришли три танкера: “Сахалин”, “Туапсе” и “Варлаам Аванесов”. Все три одинаковые по водоизмещению, грузоподъемности и с примерно равной скоростью полного хода. Ранним утром 25 ноября суда стали выходить на внешний рейд, где их уже ожидали лидер “Ташкент” и эсминцы “Способный” и “Сообразительный”. Вскоре караваи вышел в открытое море, взяв курс на Босфор. 30 ноября, выдержав в пути жестокий шторм, подошли к турецкому берегу. Здесь боевые корабли пожелали танкерам и ледоколу “счастливого плавания” и повернули назад.

Войдя в Босфор, суда стали на якорь. Вскоре на “А. Микоян” прибыл советский военно-морской атташе в Турции капитан 1-го ранга Родионов, а с ним английский офицер — капитан-лейтенант Роджерс. В каюте капитана 2-го ранга Сергеева состоялось совещание. Родионов сообщил собравшимся о решении Государственного комитета обороны, в котором ледоколу и танкерам ставилась задача прорваться в порт Фамагусту на Кипре, где танкерам предписывалось поступить в распоряжение союзного командования, а ледоколу следовать на Дальний Восток.

Задание было не из легких. Эгейское море полностью контролировалось итальянскими и немецкими кораблями, базировавшимися на многочисленных островах. Только на Лесбосе дислоцировался дивизион эсминцев противника, отряд торпедных катеров, а на аэродроме острова — торпедоносцы и бомбардировщики.

В ночь с 30 ноября на 1 декабря 1941 года ледокол “А. Микоян” начал прорыв. Под утро капитан почти вплотную приткнул судно к островку в Эдремитском заливе, а как стемнело — снова отправился в путь. Так и шли по ночам вплотную к берегам, а днем стояли, втиснувшись в какую-нибудь щель между скал.

Две ночи благоприятствовали советским морякам — были темными и пасмурными, но на третью выглянула полная луна. А впереди находился остров Родос, “база, сеющая смерть”, как именовали ее итальянские фашисты. На борту же ледокола все оружие состояло из шести пистолетов и автоматического ружья. Готовясь к бою, в судовой мастерской отковали несколько десятков пик, другого холодного оружия. И ожидания сбылись. Первыми на “А. Микоян” налетели торпедные катера, за ними — бомбардировщики и торпедоносцы. Преследование и непрерывные атаки длились 23 часа, потребовав от личного состава ледокола максимального напряжения всех сил. Благодаря умелому маневрированию судно удалось уберечь от многочисленных торпед противника. Израсходовав весь боезапас, фашисты были вынуждены оставить советский корабль. Этому способствовала и резко ухудшившаяся погода. “А. Микоян”, имея более 500 пулевых и осколочных пробоин, продолжал свой путь. Моряки быстро привели в порядок свое судно, заделали пробоины в дымовых трубах, обеспечив необходимую тягу и увеличив ход.

Как только показалась Фамагуста, навстречу судну устремились английские эсминцы с наведенными орудиями. Оказалось, что итальянцы, подобрав несколько деревянных вещей и спасательный круг с надписью “А. Микоян”, раструбили на весь мир об уничтожении советского судна, и англичане поначалу приняли ледокол за сторожевой корабль противника.

С Кипра ледокол отправился на ремонт в Хайфу, а затем через Суэцкий канал благополучно прибыл в Красное море. Из Адена корабль вышел 1 февраля 1942 года и направился необычным маршрутом вдоль восточного побережья Африки, мимо мыса Доброй Надежды, через Атлантический океан и вокруг мыса Горн к Сан-Франциско... Спустя девять месяцев после выхода из Батуми, 9 августа 1942 года, ледокол, пройдя 25 000 миль, вошел в советские территориальные воды — Анадырский залив. Показался пустынный берег — Чукотский мыс. Не занятые вахтой члены экипажа высыпали на верхнюю палубу посмотреть на родную землю. За мысом открылась бухта Провидения, вся забитая судами: сухогрузами разного типа, ледоколами, а чуть в стороне, сливаясь с водой, стояли стройные боевые корабли. “Так вот почему нас сюда направили! Ведь часть этих судов, наверное, пойдет на запад, к фронту”,— подумали моряки. И не ошиблись: в начале августа в бухту Провидения пришли 19 грузовых транспортов, три ледокола и три боевых корабля — лидер “Баку” и эсминцы “Разумный” и “Разъяренный”. Четвертым должен был стать эсминец “Ревностный”, но он, к несчастью, в Татарском проливе столкнулся 'с транспортом и надолго выбыл из строя (в “М-К” №5 за 1987 год в описании судьбы этого корабля допущена ошибка: “Ревностный” не затонул, а лишь получил повреждения и был отбуксирован в Советскую Гавань). Из этих кораблей и судов была сформирована экспедиция особого назначения ЭОН-18. Перед ее участниками поставили сложнейшую задачу: за одну навигацию пройти Северным морским путем и доставить столь необходимые фронту грузы, а также пополнить Северный флот.

14 августа 1942 года ЭОН-1” покинула бухту Провидения. К этому времени в командование ледоколом вступил опытный североморец, бывший капитан ледореза “Ф. Литке” капитан 3-го ранга Ю. В. Хлебников, а С. М. Сергеев отбыл во Владивосток, где принял боевой корабль. Несмотря на все усилия ледоколов, экспедиция продвигалась медленно. На подмогу “А. Микояну” прибыл однотипный “Л. Каганович”, на котором находился знаменитый полярный капитан. Герой Советского Союза капитан 2-го ранга М. Белоусов, назначенный начальником проводки. В Чукотском море к ЭОН-18 присоединился пришедший с запада флагман арктического флота “И. Сталин”. С помощью трех ледоколов 11 сентября караван прорвался в Восточно-Сибирское море, где в бухте Амбарчик удалось пополнить запасы топлива, воды и продовольствия. Через месяц после выхода из бухты Провидения, преодолев 8-балльный шторм в море Лаптевых, корабли ЭОН-18 прибыли в бухту Тикси, где их поджидал еще один ледокол — “Красин”.

В Тикси эспедиции было приказано задержаться из-за прорыва в Карское море фашистского тяжелого крейсера “Адмирал Шеер” в сопровождении двух подводных лодок — немцы проводили свою операцию «Вундерланд» (“Страна чудес”) по поиску и уничтожению ЭОН-18 и ледоколов. Из Тикси вышли только 19 сентября, приняв в проливе Вилькицкого на подходе к Карскому морю все меры боевой готовности: советским морякам уже было известно о бое у Диксона и геройской гибели ледокольного парохода “А. Сибиряков”.

После того как ЭОН-18 была доведена до чистой воды, ледокол “А. Микоян” вновь вернулся на восток, в Шарку, за другими судами, вышедшими из устья Енисея. Затем ледокол совершил еще несколько рейсов в Карское море, и только в середине декабря 1942 года, когда навигация прекратилась, он направился в Севе-родвинск.

21 декабря 1942 года ледокол обогнул мыс Канин Нос и подошел к 42-му меридиану. В этой географической точке завершалось, по существу, кругосветное плавание корабля, так как на этой же долготе он находился в Батуми, откуда год назад вышел на выполнение необычного задания.

...И тут прогремел взрыв. В сентябре 1942 года гитлеровцы, раздосадованные неудачами “Адмирала Шеера”, отправили в этот район тяжелый крейсер “Адмирал Хиппер” с четырьмя эсминцами, выставившими несколько минных заграждений. На одном из них и подорвался “А. Микоян”.

Ледокол остался на плаву, хотя взрыв искорежил всю кормовую часть судна, сильно повредив машинное отделение, вывел из строя рулевую машину. Даже верхняя палуба на юте вспучилась бугром. Но валопроводы и винты остались целы. Сразу же была создана ремонтная бригада из самых опытных специалистов-корабелов; А. Колбанова, Ф. Халько, М. Улича, Н. Назаратия и других. Ремонт проходил прямо в море, среди льдов: близко не было ни одной бухты. Благодаря поистине героическим усилиям советских моряков ледокол удалось спасти, и в канун 1943 года “А. Микоян” прибыл в Северодвинск, где был оставлен в распоряжении руководства Главсевморпути. Но судну требовался серьезный ремонт, а у нас на Севере в ту пору еще не было дока, способного вместить корабль подобных размеров. С открытием навигации по договоренности с союзниками “А. Микоян” отправился на ремонт в Америку, в Сиэтл. Ледокол пошел Северным морским путем своим ходом, да еще и повел за собой на восток караван судов.

После возвращения в СССР “А. Микоян” еще долгое время проводил суда по Северному Ледовитому океану, а затем был переведен во Владивосток. Судно бороздило суровые арктические и дальневосточные воды еще более 25 лет.

О. ВЕРБОВОЙ, г. Пушкин, Ленинградская обл.

«А.Микоян»
Заложен в Николаеве на заводе имени А. Марти в ноябре 1935 года под названием “О. Ю. Шмидт”. Спущен на воду в 1938 году, в следующем году переименован в “А. Микоян”. Вступил в строй в августе 1941 года.

Водоизмещение полное 11242 т, длина наибольшая 106,7 м, ширина 23,2 м, максимальная осадка 9,0 м носом и 9,15 м кормой. Корпус имеет четыре палубы и десять водонепроницаемых переборок, непотопляемость сохраняется при затоплении двух любых отсеков. Энергетическая установка состоит из трех паровых машин тройного расширения мощностью по 3300 л. с., пар вырабатывают 9 огнетрубных котлов шотландского типа. Запас угля (2900 т) обеспечивает дальность плавания в 6000 миль. Максимальная скорость хода 15,5 узла. Экипаж — 138 человек (по штату мирного времени).

При постройке модели ледокола следует иметь в виду следующее. Все четыре судна этого типа строились довольно долго, и уже в ходе строительства в проект внесли значительные изменения. Так, в частности, отказались от трех гидросамолетов, которые первоначально предполагалось разместить в кормовой части палубы. К сожалению, Большинство хранящихся в музеях страны моделей ледокола “А. Микоян”, а также его опубликованные схемы и изображения (например, в журнале “Техника—молодежи”, № 8 за 1976 год) представляют так и не реализованный, проектный вид. Поэтому предлагаемые читателям чертежи представляют собой попытку реконструкции подлинного облика корабля, выполненную по проектным чертежам с многочисленными исправлениями по фотографиям.

Все четыре ледокола серии неоднократно модернизировались и перевооружались. Внешний вид “А. Микояна”, показанный на чертежах, относится к моменту включения его в состав ЭОН-18 (август 1942 года). В это время вооружение корабля включало три 76-мм зенитные пушки и десять 20-мм автоматов “эрликон”. Заметим, что чертежей установки вооружения не сохранилось, поэтому некоторые элементы (вид сверху на площадки под 76-мм пушки, размещение автоматов в средней части палубы) выполнены по имеющимся фотографиям. После войны “А. Микоян” разоружили, и на корабль вернулись демонтированные ранее два поворотных крана (на место ближних к носу “эрликонов”). Позже грот-мачту сняли и в корме оборудовали вертолетную площадку.

Внешне две пары ледоколов легко отличить по дымовым трубам: у судов ленинградской постройки они вертикальные, а у николаевских—с наклоном в 1/12 назад.

Все четыре ледокола верно служили Родине в течение долгого времени. “А. Микоян”, “Адмирал Лазарев” (бывший “Л. Каганович”) и “Адмирал Макаров” (бывший “В. Молотов”) были исключены из списков флота а конце 60-х годов. А капитально перестроенную в 1958 году во Владивостоке “Сибирь” (такое название получил головной “И. Сталин”) сдали на слом только в 1973 году.


Б.КОЛОСОВ


 mikojan_1.gif
Ледокол “А. Микоян” (по состоянию на 1942 г.):

1-- кормовой флагшток, 2. 18 - киповые планки, 3—кормовой кранец, 4 - кнехт, 5 - 76-мм орудия, 6—площадка кормового орудия, 7 20-мм авюматы. 8- буксирная лебедка. 9- вьюшки для тросов. 10- спасательный плотик, 11—компасы, 12--кормовая надстройка, 13—пулеметы, 14—дальномер, 15—спасательные шлюпки, 16, 21, 22, 30—крышки люков угольных ям, 17 световой люк машинного отделения, 18— мусорный рукав, 20— надстройка машинного отделения. 23— световой люк котельного отделения. 24 задняя дымовая труба, 25 -надстройка котельных отделений, 26 - бортовая надстройка, 27 кран грузоподъемностью 3 т, 28 вентиляционный дефлектор, 29—забортный трап, 31 рабочая шлюпка, 32 -передняя дымовая труба, 33- площадка для научных целей, 34 шлюпбалка, 35 — штурманский пеленгатор, 36 - прожектор, 37 - логовая площадка, 38— носовая надстроика, 39, 43- крышки грузовых люков, 40— грузовая стрела, 41—волнолом, 42—брашпиль, 44—стопор якорной цепи, 45 - грузовая стрела для подъема якорей на верхнюю палубу. 46 якоря, 47— площадка носового орудия, 48—фок-мачта, 49- “воронье гнездо”, 50 радиопеленгатор, 51 радиоантенна, 52 грот-мачта, 53 поргик спасательных шлангов, 54 четырехлопастпыи гребной винт, 55 перо руля.

«Анастас Микоян», линейный ледокол

СообщениеДобавлено: 26 Май 2013 17:05
[ Леспромхоз ]
Красный Север 1938 № 098(5678)

 КС-98-29 апреля 1938.jpg
Гигантский ледокол „Отто Шмидт"

НИКОЛАЕВ, 28 апреля. Коллектив завода имени Марти, выполняя свое первомайское обязательство, опустил сегодня со стапелей корпус гигантского ледокола «Отто Шмидт».
Длина корабля — 106 метров, полная высота борта — 12 метров (примерно высота трехэтажного дома). На ледоколе — 5 палуб, все его помещения будут комфортабельно оборудованы.
Спуск со стапелей длился всего 35 секунд.

«Анастас Микоян», линейный ледокол

СообщениеДобавлено: 12 Апрель 2015 23:23
Иван Кукушкин
 Ледокол Микоян на выставке в Москве 2015.jpg
Авторский блог Дениса Мокрушина.
http://twower.livejournal.com/1638278.html
:": Небольшой фотосет некоторых моделей кораблей и судов с выставки Moscow Hobby Expo 2015

«Анастас Микоян», линейный ледокол

СообщениеДобавлено: 02 Май 2016 09:57
odynokiy
 208-N-20903.jpg
Есть "подозрение", что на снимке мы видим ледокол "Анастас Микоян", который находится в доке Сиэтла.
Предполагаемое время снимка:
1. Лето 1942г., когда легендарный ледокол зашёл в порт Сиэтл для ремонта и получения снабжения. Американцы неплохо вооружили корабль, установив три 76 мм пушки и десять 20 мм автоматов «Эрликон». 9 августа 1942 года, ледокол бросил якорь в Анадырском заливе, совершив беспримерный трёхсот суточный переход, длиной в 25 тысяч морских миль.
2.Лето 1943г. Для того, чтобы окончательно устранить последствия взрыва на мине, требовался более полный ремонт. Большого дока и технических мощностей на Севере Советской России в тот период не было, и по соглашению с американской стороной с началом навигации летом 1943 года «А. Микоян» отправился на судоремонтный завод в Америку, в город Сиэтл. Ледокол пошёл на восток своим ходом, да ещё вёл за собой караван судов.

Взято в http://www.history.navy.mil/our-collect ... 20903.html

«Анастас Микоян», линейный ледокол

СообщениеДобавлено: 10 Октябрь 2016 14:29
Historik
Ледокол "А. Микоян" в войну (разное) - http://forums.airbase.ru/2009/03/t63092 ... ssa-2.html
 Soviet ice-breaker%2C A. Mikoyan%2C stern view. Photographed from USS Enterprise %28CV 6%29%2C July 31%2C 1942.jpg

Подпись стоит: фото с авианосца "Энтерпрайз" ВМС США. 31 июля 1942 г. Судя по всему, на переходе из Владивостока в б. Провидения.
 Микоян.jpg

И ещё одно фото из ЭОН-18.

«Анастас Микоян», линейный ледокол

СообщениеДобавлено: 14 Октябрь 2023 00:20
петрович
вроде в тему

«Анастас Микоян», линейный ледокол

СообщениеДобавлено: 14 Октябрь 2023 10:55
Михаил Каверин
Забавная история . Со стапеля сошёл как "Отто Шмидт" , через год переименован в "Анастас Микоян". Надо было и мысу на Чукотке вернуть историческое название. "...-... ! Это наша недоработка".