Страница 1 из 1

"Политотделец", Индигская экспедиция, 1937 год.

СообщениеДобавлено: 22 Июль 2008 01:05
[ Леспромхоз ]
из книги Васнецов В.А.
Повести Северных морей.
Гидрометеоиздат. 1977. 120 с. с илл.

Изображение
Характеристике корабля, сделанной С. Д. Лаппо, можно было вполне доверять, а возможность заполучить это судно для экспедиции и сразу разрешить все наши затруднения была весьма заманчивой. Не откладывая дело в долгий ящик, я выехал в Ленинград.
Здесь при любезном содействии Н. И. Евгенова я договорился о фрахте «Политотдельца» и заключил соответствующий договор. По договору Гидрографическое управление обязалось устранить все неполадки на корабле и подготовить его к выходу в море не позднее ноября. Судно было укомплектовано командой, и мне предстояло только подобрать в Москве членов экспедиции. Но это оказалось совсем нелегко: на летние плавания желающих хоть отбавляй, а тяжелые зимние условия мало кого привлекали. Состав экспедиции сложился следующий: гидрологи — В. А. Леднев, я и лаборант Адриан Морозов, гидрохимики — М. В. Федосов и лаборант Сергей Парусинов. Метеорологические наблюдения были возложены на штурманов, тем более что один из них, В. С. Успенский, в прошлом работал в Государственном гидрологическом институте, а потом окончил Высшее военно-морское училище. В ноябре все мы выехали в Мурманск.

***
«Политотделец» был деревянной парусно-моторной шхуной типа норвежского зверобоя, общим водоизмещением около 500 тонн, построенной Медвежьегорской верфью на Онежском озере. В машинном отделении стояли двигатель фирмы «Отто Дейц» мощностью 360 сил и множество вспомогательных механизмов — динамо-машина, помпы и прочее. Там же находился и небольшой паровой котел для обогрева помещений, отапливаемый форсункой. Корпус судна имел сплошной набор, пояс толстой дубовой обшивки и ледовое подкрепление. Он был необычайно крепким, и только этому обстоятельству читатель обязан тем, что я могу поделиться с ним своими воспоминаниями. Судно было хорошо приспособлено на случай зимовки в Арктике. Всю кормовую часть его, больше одной трети общей длины, занимала от борта до борта жилая рубка, в ней же помещалась и радиостанция. Наружные стенки рубки были хорошо утепленными, очень толстыми.
На самой корме находилась кают-компания. К задней ее стенке, округлой и наклонной, примыкал широкий диван, а перед ним также полукругом стоял стол. По вогнутой кромке стола были укреплены вращающиеся кресла, а по середине между ними толстым столбом прорезала кают-компанию бизань-мачта. В море при слабом волнении она всегда слегка попискивала, а в сильную волну громко скрипела и визжала.
Кают-компания была очень уютной. Дверь, прорезанная в ее передней стенке, вела в проход жилого помещения. В эту дверь были вставлены разноцветные стекла. В углу стояла круглая железная печь. Кроме центрального отопления, в жилых помещениях па случай зимовки были печи, которые можно топить дровами или углем. Когда горела только лампочка перед дверью, а в кают-компании было темно, на ее палубу и мебель ложились пестрые блики от цветных стекол, создавая разноцветный полумрак. Здесь веяло романтической стариной—временами кораблей с высоко поднятой кормой, с резными фигурами на форштевне, с узорчатыми фонарями и фитильными пушками, стоявшими перед задраенными портами.
***
Несколько слов о лабораториях «Политотдельца». Гидрологическая и гидрохимическая находились в двух небольших бортовых рубках, расположенных на передней палубе под вантами фок-мачты и обогреваемых радиаторами. Гидрологические лебедки (ручные) стояли на средней палубе.
Два спасательных вельбота размещались на спардеке, над жилой рубкой.

***
В 13 часов 24 января 1937 года мы с радостью покинули Мурманск.


Изображение
"Политотделец" на прибрежных камнях острова Колгуев, 1937 год.

"Политотделец", парусно-моторная шхуна

СообщениеДобавлено: 18 Январь 2015 20:27
ББК-10
© Паролов. И.В. Потери морских судов СССР в мирное время.
Архангельск. 2013 г. – 199 стр., с иллюстрациями.

 ПОЛИТОТДЕЛЕЦ.jpg
1937 год

Парусно-моторный бот «ПОЛИТОТДЕЛЕЦ»

Вместимость 207 брт, 42,7 нрт, водоизмещение 410 т, длина 34,1 м, ширина 7,0 м, осадка 3,75 м, двигатель мощностью 200 л.с, скорость 7 уз. Гидрографическое судно. Моторно-парусный бот типа «Смольный». Построен в 1936 году. После постройки вошел в состав Гидрографического управления ГУСМП.
2 февраля 1937 года судно (капитан И.М. Хренов), находясь в аренде у Научно - исследовательского института рыбного хозяйства (ВНИРО), выскочило на прибрежные камни острова Колгуев, и было затоплено. Экипаж был спасён. Принятые в 1938 году попытки стащить судно с мели к успеху не привели, и впоследствии оно было разрушено. Авария произошла вследствие плохой корректуры навигационных карт. Эта трагедия подробно описана в книге начальника экспедиции В. А. Васнецова «Повести северных морей», вышедшей в 1977 году в Гидрометеоиздате.

"Политотделец", парусно-моторная шхуна

СообщениеДобавлено: 18 Январь 2015 20:30
ББК-10
Полярная правда, 15 июля 1938 г. №160 (3530)

 Полярная правда, 15 июля 1938 г. №160(3530).jpg
НА СНЯТИЕ "ПОЛИТОТДЕЛЬЦА"

13 июля спасательное судно Северной экспедиции Эпрон «Память Руслана» вышло в поход на остров Колгуев для обследования судна «Политотделец», выброшенного штормом на берег.
В случае хорошего состояния судна, экспедиция приступит к его снятию.

"Политотделец", парусно-моторная шхуна

СообщениеДобавлено: 18 Январь 2015 20:53
ББК-10
Васнецов В.А. пишет:В 13 часов 24 января 1937 года мы с радостью покинули Мурманск.

Паролов. И.В. пишет:2 февраля 1937 года судно (капитан И.М. Хренов), находясь в аренде у Научно - исследовательского института рыбного хозяйства (ВНИРО), выскочило на прибрежные камни острова Колгуев, и было затоплено

Самый короткий экспедиционный рейс.

"Политотделец", парусно-моторная шхуна

СообщениеДобавлено: 04 Апрель 2015 21:49
SVF
Полярная правда 18 декабря 1936 г. № 292(3057):
1936-12-07.jpg

"Политотделец", парусно-моторная шхуна

СообщениеДобавлено: 09 Апрель 2015 14:14
SVF
Полярная правда 8 января 1937 г. № 6(3073):

 1937-01-01-03.jpg
 1937-01-01-04.jpg

"Политотделец", парусно-моторная шхуна

СообщениеДобавлено: 09 Апрель 2015 15:39
SVF
Полярная правда 26 января 1937 г. № 20(3087):
 1937-01-01-24.jpg

"Политотделец", парусно-моторная шхуна

СообщениеДобавлено: 09 Апрель 2015 21:46
SVF
Полярная правда 4 февраля 1937 г. № 29(3096):
 1937-02-03.jpg

"Политотделец", парусно-моторная шхуна

СообщениеДобавлено: 09 Апрель 2015 21:52
SVF
Полярная правда 5 февраля 1937 г. № 30(3097):
 1937-02-04.jpg

"Политотделец", парусно-моторная шхуна

СообщениеДобавлено: 09 Апрель 2015 22:12
SVF
Полярная правда 9 февраля 1937 г. № 33(3100):
 1937-02-08.jpg

"Политотделец", парусно-моторная шхуна

СообщениеДобавлено: 06 Февраль 2016 17:21
fisch1
А. 3. П о л ю ш к и н . Гидрографические суда Советской Арктики //Северный морской путь 6: Сборник статей по гидрографии и мореплаванию / Гидрограф. упр. Главсевморпути при СНК СССР. - Л.: Изд-во Главсевморпути, 1937 с.110-115

 Гидрографические суда Советской Арктики 113.jpg
 Гидрографические суда Советской Арктики 110.jpg
 Гидрографические суда Советской Арктики 111.jpg
 Гидрографические суда Советской Арктики 112.jpg
 Гидрографические суда Советской Арктики 115.jpg
 Гидрографические суда Советской Арктики 114.jpg

"Политотделец", парусно-моторная шхуна

СообщениеДобавлено: 16 Март 2019 20:36
fisch1
Солнцев Н.В полярном плавании//Пионерская правда №№ 26,28,30,31 1937 г.


 1.png


Пионерская правда 22 февраля 1937 г.,№ 26(1844)


 2.png
Пионерская правда 26 февраля 1937 г.,№ 28 (1846 )

 3.png
Пионерская правда 2 марта 1937 г., № 30 (1848)

 4.png
Пионерская правда 4 марта 1937 г.,№ 31 (1849)

"Политотделец", парусно-моторная шхуна

СообщениеДобавлено: 16 Март 2019 20:50
fisch1
ПОЛИТОТДЕЛЕЦ — бухта в южной части залива Шамардина, на восточном побережье. Название появилось при картосоставлении в 1941 г. в честь гидрографического судна «Политотделец», которое производило здесь в 1936 г. гидрографические работы.

Топонимика морей советской Арктики. Составители: С. В. ПОПОВ, В. А. ТРОИЦКИЙ. Под редакцией: Л. А. БОРИСОВА. Ленинград 1972

В 1936 году на карте восточного берега Северного острова появилось название бухта Политотделец. Его дал гидрографический отряд С. Д. Лаппо в честь своего судна. Наконец-то у полярных гидрографов появились гидрографические суда. И хотя строились они по проекту деревянного парусно-моторного зверобойного судна «Смольный» водоизмещением 440 тонн, скорость имели всего 7 узлов, не все на них было продумано, а исполнено в спешке так просто плохо, с многочисленными дефектами и недоделками, но это были свои суда.
«Политотделец» прибыл в район работ у восточного побережья Новой Земли 13 сентября 1936 года и сразу же приступил к промеру. Единственному квалифицированному гидрографу, начальнику отряда Сергею Дмитриевичу Лаппо, помогали все. «Н. А. Солнцев — аспирант Московского государственного университета впервые участвовал в морской экспедиции, — писал Лаппо.— Благодаря старательности и вниманию к делу он быстро освоил приемы обращения с секстаном для измерения наземных углов, наблюдения течений вертушкой Экмана, взятия проб воды батометром, измерения глубин лотом». В промере участвовали капитан И. М. Хренов, механик А. Чумаков. Даже завхоз экспедиции бывший черноморский матрос Н. И. Бубнов занял место лотового.

Попов С. Архангельский полярный мемориал.Архангельск Северо-Западное книжное изд-во 1985г. с.178



 200k--s40-17_18 бух.Политоделец .gif