"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

От ладьи и коча до атомохода.

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение Litke74 » 21 Февраль 2011 21:15

Фотография сделана с мостика "Ф.Литке". Если я не ошибаюсь это "Садко"?
Вложения
Литке : Литке12.jpg
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение Alexander Belov » 21 Февраль 2011 21:21

По формам надстроек - похоже!
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение Litke74 » 22 Февраль 2011 20:02

А это похоже "Ермак"
 Литке17.jpg
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение Litke74 » 22 Февраль 2011 20:05

Ещё два "дуэта".
Подпись на обороте: "Ф.Литке" и "Сибиряков" или "Русанов".
 Литке15.jpg
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение Litke74 » 22 Февраль 2011 20:07

"Ф.Литке"и "Святогор" или уже "Красин".
Вложения
 Литке16.jpg
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

Зимовка 1937-1938 гг. возле острова Большевик

Сообщение Сергей Некрасов » 24 Февраль 2011 10:50

«В конце сентября 1937 года у южного берега острова Большевик, под защитой мыса Евгенова и двух стоявших на мели айсбергов, в полосе неподвижного битого льда собралась большая группа судов: ледокол «Литке», пароходы «Моссовет», «Правда», «Крестьянин», «Урицкий» и буксирный пароход «В. Молоков». Все пароходы, кроме «Моссовета», имели минимальное количество угля.
К югу, в миле от нашей стоянки, лед в проливе шел на восток почти непрерывно сплошной массой. Неожиданно дрейф льда прекращался, и начиналось сильное сжатие. У кромки неподвижного льда, в котором стояли наши суда, вырастал высокий ледяной вал. По всему горизонту в проливе были видны торосистые нагромождения.
Через некоторое время сжатие прекращалось, лед снова приходил в движение, ледяной вал и торосистые нагромождения с грохотом рушились, и в проливе появлялись разводья.
Нам передали, что пароход «Искра» с углем направлен к судам в море Лаптевых и к нашему каравану не подойдет.
Командование «Ермака», заверявшее, что еще 19 сентября ледокол с полным запасом угля и воды направится к каравану «Литке», молчало.
Наконец 3 октября на горизонте показались мачта и трубы «Ермака». В полдень с марсовой площадки «Моссовета» была видна по всему горизонту чистая вода. Моряки пароходов толпились на палубах, забирались на мачты. Всех охватило нетерпение. Но странно, ледокол не приближался, а пошел на удаление и скоро скрылся за горизонтом. Поражало, что ни по радиотелефону, ни по радио «Ермак» в наш адрес ничего не передал. Из перехваченных нашими радистами телеграмм узнали, что капитан Воронин решил сначала вывести на запад стоявший в бухте Оскара близ мыса Челюскина пароход «Володарский», а потом пойти к каравану «Литке».
Трудно было судить о правильности действий «Ермака», но все капитаны считали, что при наличии двух ледоколов «Володарского» можно было вывести вместе с нашим караваном. Снова благоприятная ледовая обстановка не была использована. Правильность нашего мнения подтвердила телеграмма из Москвы в адрес начальника Западного сектора Арктики: «Вы сделали ошибку, отойдя от каравана «Литке» к «Володарскому». Теперь, несмотря на риск, «Ермак» должен идти к каравану «Литке», который нельзя оставить без помощи».
Однако «Ермак» с «Володарским» находились уже у острова Русского, где «Ермак» снял строительных рабочих для доставки их на Диксон.
Только 17 октября ледокол «Ермак» приблизился к нашему каравану, который теперь называли «суда группы «Литке». Но и на этот раз он даже не попытался войти в одномильную перемычку неподвижного льда, отделявшую нас от дрейфующего разреженного льда в проливе. Капитан Воронин считал, что всю группу судов он вывести на запад не сможет (к ледоколу «Литке» он относился пренебрежительно и в расчет не принимал, хотя в паре они отлично могли работать), а из-за одного «Моссовета» не стоит «бить» ледокол. Никакие уговоры Хлебникова, Бочека, уполномоченного Главсевморпути Эрмана и капитанов судов не подействовали. Воронин подвел ледокол к наиболее плотной льдине и приказал выгрузить на нее уголь, строительные материалы и продовольствие. Начальник Западного сектора Арктики П. П. Ковель заявил: «Я в Арктике первый раз, мне трудно судить, по силам лед «Ермаку» или нет. Но Владимир Иванович находит, что это ледоколу не под силу, а он старый полярник, ему виднее...»
Группа «Литке» обрекалась на зимовку. На «Ермаке» решили отправить половину экипажей судов. На зимовку оставили наиболее стойких, здоровых и выдержанных людей. С «Моссовета» также уходили научные сотрудники, кинооператор, спецкор «Известий», представитель Главсевморпути Эрман.
Утром 18 октября по льду, обходя полыньи, проваливаясь в мокрый, рыхлый снег, люди медленно брели к ледоколу. На льдине у борта ледокола чернела куча угля, доски и ящики с продовольствием. На «Моссовете» были сани, а на других пароходах срочно сколотили их из досок и сразу же приступили к перевозке выгруженных ледоколом запасов. С мыса Челюскин «Ермак» доставил двенадцать ездовых собак и нарты. «Собачьим хозяином» назначили большого любителя животных кочегара парохода «Правда» Скалкина. На другой день «Ермак» ушел к мысу Челюскин, а 20 октября, приняв с берега людей, вышел на запад и утром 23 октября прибыл на Диксон. Такое быстрое продвижение ледокола подтверждало, что если бы «Ермак» взял пароход «Моссовет», оставив на зимовку более слабые балластные пароходы, то наш рейс был бы выполнен. Дальневосточная рыбная продукция попала бы по назначению в эту же навигацию.
(Следует сказать, что через некоторое время коллегия Главсевморпути обсудила двойной сквозной рейс «Моссовета» в 1937 году, учла его дополнительное задание подстраховать оставшиеся без угля пароходы, непродуманную работу ледокола «Ермак» и вынесла решение: признать рейс выполненным.).
24 октября задул штормовой норд-ост. Кромка льда стала быстро разрушаться. Мы едва успели перетащить оставленные «Ермаком» строительные материалы и продукты, а большая часть угля ушла на дно. До чистой воды стало меньше мили. Но было уже поздно, ледокол находился далеко к западу от Диксона.
Наши пароходы, оставшиеся на зимовку в проливе Вилькицкого, находились близко друг от друга. Центральная точка зимовки — 78°15' северной широты и 104°45' восточной долготы. Чтобы сберечь топливо, на «Моссовете» кроме нашего экипажа разместили команды с парохода «Правда» и буксира «В. Молоков». Экипаж парохода «Крестьянин» перешел на ледокол «Литке». Суда отапливались камельками, освещались керосиновыми лампами и коптилками. Только в праздничные дни пускали аварийную дизель-динамо и давали электрический свет в общие помещения.
Солнце в последний раз показалось над горизонтом в полдень 23 октября. Наступившие полярные сумерки вначале угнетающе действовали на моряков, еще не зимовавших в высоких широтах, но они скоро привыкли.
На зимовке установили строгий распорядок дня. Составили расписание дежурной службы. Вахты у камельков, на камбузе и противопожарная менялись через восемь часов. На вахту по пароходу назначались младшие помощники капитана и механики. Старпомы и стармехи от вахтенной службы освобождались, так как у них было много других забот. Все без исключения зимовщики обязаны были выполнять какие-либо физические работы. Одна группа комсостава во главе с капитаном Маном доставляла на санях лед от айсберга для питьевой воды. Группа механиков изготовляла и ремонтировала камельки и трубы к ним, вымораживала вместе с боцманами рули и винты для их ремонта.
По нашей просьбе Москва разрешила организовать курсы штурманов малого плавания и механиков паровых машин 3-го разряда. Начальником курсов Наркомвод назначил капитана А. П. Бочека. Программы передали нам по радио.
Преподавателями стали капитаны, механики, штурманы. Мне поручили вести предмет «Устройство и теория корабля» на обоих отделениях. Небольшая группа комсостава занялась изучением английского языка. Занятия с группой проводил капитан «Моссовета» Бочек.
По специальной программе проводили метеорологические и гидрологические наблюдения, полученные данные регулярно передавали на Диксон.
Полярной ночью при свете северного сияния мы организовали лыжные вылазки на остров Большевик, а весной провели лыжные соревнования.
В начале зимовки мы ежедневно слушали только последние известия и некоторые интересные радиопередачи — приходилось беречь аккумуляторные батареи. А потом наши умельцы смастерили ветрячок для подзарядки батарей, и радиоприемником стали пользоваться неограниченное время, слушая станцию Коминтерна.
За состоянием здоровья моряков внимательно следили судовые врачи, группу которых возглавлял врач «Моссовета» Н. А. Лукацкий. Трудно было с питанием. Как ни ухитрялись врачи, повара и старпомы придумывать разные блюда из имеющихся запасов консервов, стол был однообразным. Подарок камчатских рыбаков — несколько десятков рыбин свежей кеты, замороженной нами, — не менял положения. В октябре мы видели стадо диких оленей, пасшихся на склоне берега у ручья. Не раз полярной ночью наши охотники уходили на поиск оленьего стада, обнаруживали следы, но олени были неуловимы. Мы с нетерпением ждали появления солнца и увеличения светлого времени суток.
Прошло 115 бессолнечных дней. Наконец 17 февраля 1938 года солнце показалось из-за горизонта. Этот день стал настоящим праздником. Во время большой, шумной лыжной вылазки на остров увидели стадо оленей. После четырехчасового преследования кочегару с буксирного парохода «В. Молоков» Кравченко удалось убить одного оленя. Олень был небольшой, но все же каждый зимовщик получил по куску свежего мяса. Этот охотничий почин был продолжен матросами Андржеевским и Бойченко. А хозяин собачьей упряжки Скалкин, отправившись с четырьмя собаками на берег, обнаружил следы медведя. Собаки нагнали медведя и, хватая за мохнатые задние лапы, остановили его. Медведь был убит. Он весил 193 килограмма! Наш рацион стал разнообразнее. За время зимовки мы съели семь оленей и трех медведей. Свежее мясо помогло уберечься от цинги.
Большим праздником были прилеты Василия Михайловича Махоткина. Целую неделю мы готовили аэродром на льду около айсберга, в одной миле от наших пароходов. Махоткин прилетал дважды. Он привез нам газеты, журналы, письма, электродвижок, мороженую картошку и капусту. С ним пришлось отправить на Большую землю четырех моряков с признаками цинги. С большой теплотой и благодарностью мы вспоминали этого летчика. Каждый его полет был настоящим подвигом.

К июлю 1938 года все судовые механизмы были отремонтированы, и пароходы подготовлены к плаванию. На берегу острова Большевик в двух кабельтовых от уреза воды на меридиане 104°45' восточной долготы мы поставили из бревен большой знак, сложили под ним запас продовольствия, немного топлива и оставили в герметическом пенале записку о нашей зимовке.
4 августа к кромке неподвижного льда, которая находилась на том же расстоянии от наших пароходов, что и осенью, подошел «Ермак». Теперь ледоколом командовал Михаил Яковлевич Сорокин. Он пригласил к себе капитанов А. П. Бочека и Ю. К. Хлебникова [80] на совещание. Вскоре «Ермак», преодолев небольшую перемычку льда, стоял у борта «Литке». Передав привезенное снабжение и пополнение экипажа, «Ермак» принялся выводить остальные суда. 6 августа мы пошли навстречу теплоходу «Косарев», шедшему к нам с полным грузом угля.
12 августа 1938 года, через 378 дней после начала рейса, «Моссовет» возвратился на Диксон. Здесь к нам прибыло пополнение экипажа взамен ушедших осенью на «Ермаке». Пароход не имел никаких повреждений. Все механизмы работали исправно».

(Матиясевич А.М. «В глубинах Балтики»)

 zimovka_1937_ostrov_Bolshevik800.jpg

Фотография подписана "Зимовка 1937 г. остр. "Большевик"

 Litke_1937_zimovka_vozle_o_Bolshevik_st_mash_Ivanov800.jpg

Фотография подписана "Зимовка 1937 г. Иванов ст. маш."
Сергей Некрасов
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 13 Февраль 2011 23:11

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение Виталий » 27 Февраль 2011 03:05

Фрагмент кинохроники 1934 года. Ледорез "Ф.Литке" уходит из Владивостока в Мурманск http://www.youtube.com/watch?v=kRpoxUQo_xE
Виталий
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Донецк

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение Александр Андреев » 27 Февраль 2011 04:15

 Shavrov_Litke.jpg
Спасибо, очень интересно. "Ш-2" хорошо получился.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение Litke74 » 27 Февраль 2011 13:03

Виталий,спасибо за фильму,очень интересно. Знаю что в РГАКФД есть целый фильм по этому переходу- "Победитель льдов"(1934) называется. Написано даже звуковой. Как в Москве буду, хочу копию там заказать. :good:
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение Litke74 » 27 Февраль 2011 13:05

Как всегда,добавлю по теме от себя:
 Литке10.jpg
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение Litke74 » 27 Февраль 2011 13:06

И ещё:
 Литке8.jpg
 Литке9.jpg
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение Виталий » 27 Февраль 2011 21:46

 Litke_komanda_1934.JPG
Копия фотографии 1934 года.
Надпись на обратной стороне: "1934г. Сквозной проход ледорез "Ф.Литке" из Владивостока в Мурманск под командованием капитана Николаева Н.М. (в центре)".
Виталий
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Донецк

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Март 2011 18:28

Копия из темы: Куксин Олег Архипович (1912—1984)

Изображение
:": Несколько фотографий, связанных с проходом Северным морским путем за одну навигацию л/ р "Ф.Литке". Награждение экипажа. Осень 1934 г.

Изображение
:": часть экипажа Ф.Литке ( О.А.Куксин стоит слева)
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение Виталий » 10 Март 2011 13:10

На фотографии много известных людей:
нижний ряд, второй слева Березкин Всеволод Александрович;
нижний ряд, третий справа Богоров Веньямин Григорьевич;
нижний ряд, второй справа Герой Советского Союза Трофимов Дмитрий Григорьевич;
второй ряд, четвертый слева Дублицкий Константин Андреевич;
второй ряд, первый справа возможно Куканов Федор Кузьмич;
верхний ряд, второй справа Готский Михаил Владимирович;
верхний ряд, третий справа Герой Социалистического Труда Куксин Олег Архипович;
верхний ряд, седьмой справа Желтовский Евгений Петрович;
верхний ряд, первый слева Голуб Григорий Иванович.

Из экипажа три человека были награждены орденом Красной звезды. А на снимке пять человек с орденом Красной звезды. Четвертый, скорее всего Куканов Федор Кузьмич. А кто тогда пятый?
И кто из членов экипаж Щербина Семен Яковлевич?
Виталий
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Донецк

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение SVF » 10 Март 2011 13:54

Вот интерсно, Богоров и Березкин есть, а Визе - начальника экспедиции - нет.
Кстати, Е. Желтовский - в последствие тот самый главный механик "Лены" в период 2-й КАЭ.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Пред.След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 6

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения