"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

От ладьи и коча до атомохода.

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Март 2013 09:52

Правда. 20 сентября 1934 г., четверг. № 260 (6146).

 Pravda1934-09-20-page1.JPG




Блестящая победа ледореза "Литке".

Москва, ЦК ВКП(б) — товарищам СТАЛИНУ и КАГАНОВИЧУ.
СНК СССР — тт. МОЛОТОВУ и КУЙБЫШЕВУ.
Наркому обороны тов. ВОРОШИЛОВУ.
Главсевморпуть — тов. Шмидту.


Доносим Центральному Комитету партии и рабоче-крестьянскому правительству: краснознамённый ледорез «Фёдор Литке», выполняя постановление Совнаркома СССР, первым в истории арктических плаваний завершил в одну навигацию сквозной поход с Дальнего Востока на запад.
Успешно приодолевая на огромном протяжении Северного морского пути ледовые препятствия, экспедиция «Литке» за 83 дня плавания, сквозного похода выполнила следующие задачи: выйдя из Владивостока 28 июня, после ожесточённой борьбы с тяжёлыми льдами Чукотского моря 12 августа прибыли к островам Самуила для освобождения зимующих судов первой Ленской экспедиции. С 13-го в течение пятидневной упорной работы ледорез «Литке» взломал сплошной многолетний лёд и вывел из ледяного плена три парохода: «Товарищ Сталин», «Правда» и «Володарский», дав им возможность вступить в строй для выполнения своих производственных заданий.
«Литке» совместно с ледоколом «Ермак» 12 августа участвовал в проводке второй Ленской экспедиции, проведя на своём буксире от мыса Челюскин через забитый льдами пролив Вилькицкого до моря Лаптевых речной пароход «Партизан Щетинкин».
Выполнив целиком задание партии и правительства, ледорез «Литке» сверх плана принял участие в проводке Карской экспедиции и оказал существенную помощь английскому пароходу «Марклин», сняв его с мели. Во время плавания «Литке» произведены всесторонние научные исследования, имеющие большое значение в деле освоения северных морей.
Победа одержана, трудности преодолены благодаря сплочённому коллективу, проводившему работу испытанными большевистскими: соцсоревнованием и ударничеством, на основе железной дисциплины, твёрдого единоначалия, указаний великого вождя ленинской партии товарища Сталина и решений XVII партс'езда.

Начальник экспедиции ДУПЛИЦКИЙ.
Капитан НИКОЛАЕВ.
Помполит ЩЕРБИНА.
Руководитель научной части ВИЗЕ.
Секретарь партколлектива ТРОФИМОВ.
Председатель судкома ДЕШЛАКОВ.


Правда. 21 сентября 1934 г., пятница. № 261 (6147).

 Pravda1934-09-21-page1.jpg
"Литке" прибыл в Мурманск.

МУРМАНСК, 20 сентября. («Молния» спец. корр. «Правды»). Сегодня, в 6 час. 30 мин. вечера, в Мурманском порту отдал якоря краснознамённый ледорез «Литке». Навстречу ему в море вышли восемь пароходов с представителями городских организаций и рабочими. В Порту ледорез был встречен симфонией гудков грузившихся там судов. С участием команды «Литке» состоялся многочисленный митинг, посвящённый завершению славного рейса.

Материал предоставлен (сканирование и OCR) Всеволодом Кукановым
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Март 2013 10:30

Правда. 21 сентября 1934 г., пятница. № 261 (6147)

 Pravda1934-09-21-page4.JPG
БОЛЬШЕВИКИ СОЕДИНЯЮТ МОРЯ СВОЕЙ СТРАНЫ.

ТРАССА ВЕЛИКОГО ПУТИ.
ПОСЛЕДНЯЯ РАДИОГРАММА С БОРТА ЛЕДОРЕЗА.

ЛЕДОРЕЗ «ЛИТКЕ», 20 сентября. (Радио спец. корр. «Правды»). Поход «Литке» открыл перед глазами его участников картину огромной работы, проделанной по освоению Севера. С каждой милей пути перед нами развёртывался большой производственный фильм на фоне колоритных красок Севера.
На востоке Полярного бассейна, где пару лет назад существовало всего две станции — на Уэллене и острове Врангеля, сейчас выросло шесть новых культурных центров и радио-метеорологических станций с научными ячейками. Центр восточного района — мыс Шмидта — располагает большой авиобазой, обеспечивающей сообщение по Северу. Дальше на запад крупными базами являются бухта Тикси и мыс Челюскин. Большую базу и самое северное бюро погоды имеет остров Диксон — центр всего западного района.
На мысе Челюскин, где совсем ещё недавно Амундсен воздвиг знак посещения человеком едва доступного пункта земли, вырос целый посёлок в 8 домов, работают ветровая электрическая станция, радиостанция и самолётная база. Зимовка имеет и земные транспортные средства. Во время пребывания «Литке» на мысе Челюскин мы видели, как вездеходы станции неутомимо перевозили грузы со стоящего рядом ледокола «Сибиряков». Зимой этим хорошо рекомендовавшим себя машинам предстоит большой путь по неизведанным берегам материка.
«Литке» встретил на своём пути десятки судов, выполняющих порученные задания. Руководство нашей экспедиции никогда не отказывалось от неизменной на Севере помощи друг другу. В результате координированных действий начальника нашей экспедиции тов. Дуплицкого и начальника «Ермака» тов. Орловского был обеспечен полный успех первой и второй ленских экспедиций, суда которых, свободные от грузов, благополучно прошли за лесом в Енисей, на Игарку.
Участники экспедиции краснознамённого «Литке» чужды были всякого рекордсменства. Успех похода об'ясняется главным образом большевистской организованностью и сплочённостью всего экипажа, высокой сознательностью социалистического долга каждого его участника в отдельности.
Всегда, в самую решительную минуту похода на опаснейшем участке появлялся начальник экспедиции краснознамёнец Дуплицкий. Партиец, прошедший военную выучку, он и на арктический корабль перенёс красноармейскую дисциплинированность и чёткую организованность. Заместитель Дуплицкого Бронштейн и помполит Щербина являли собой прекрасный образец партийцев-организаторов, заражавших всех своим энтузиазмом и личным примером увлекавших за собой коллектив.
На долю капитана ледореза Николаева выпало немало тяжёлых дней. В Арктике, где часто приходится плыть без точных карт и опасность неизведанных «белых мест» подстерегает на каждом шагу, требуется особое искусство кораблевождения. Хорошо изучивший полярные плавания и свой корабль капитан Николаев с честью закончил поход, преодолев огромные ледяные поля без аварий и каких-либо повреждений ледореза.
Прекрасными помощниками капитана всегда были второй штурман Готский, старший механик Пирожков и второй механик Голбелер. Пять суток подряд около островов Самуила «Литке» разбивал двухметровые торосистые поля, и всё же машины работали образцово. Вместо 220 миль в сутки на пяти котлах в начале плавания ледорез потом пересекал Карское море со скоростью 300 миль в сутки и при четырёх котлах.
Коллектив, работавший в кочегарке и у машины, показал высокую дисциплинированность: здесь выделялись серьёзным отношением к делу кочегарный старшина и секретарь ячейки Трофимов, проведший уже в Арктике северо-восточную экспедицию, второй старшина кочегарки Карклин, за плечами которого 30-летний производственный стаж на Дальнем Востоке, матрос Пономарёв — лучший вахтенный рулевой, плотник Савенко, устранявший быстро и умело течи судна. Во всё время плавания «Литке» поддерживал бесперебойную радиосвязь с Нагаевым благодаря Куксину и Романову, которые ещё раз продемонстрировали перед всем миром высокую технику наших арктических радистов.
Весь путь «Литке», отражающий упорную борьбу людей с ледяной стихией, запечатлён на плёнке звуковой картины, заснятой работниками Межрабпомфильма: режиссёрами Львовым и Бронштейном и кинооператором Г. Кабаловым.
Оперативное задание «Литке» по освобождению от ледовых оков судов Ленской экспедиции, как известно, сопровождалось напряжённой научной работой. Результаты её, по словам проф. Визе, превзошли все ожидания. Научные работы гидролога Берёзкина, геолога Богорова, химические анализы морской воды проф. Кондырева имеют несомненный научный интерес. Разработка собранных материалов внесёт ценный вклад в науку об Арктике.
Сквозной поход, успешно совершонный «Литке», несмотря на ряд дополнительных заданий, закончен. Сегодня, через 30 минут, мы швартуемся у стенки Мурманского порта. Северный морской путь уже эксплуатируется. Но невиданный об'ём задач разрешаемых на Севере, требует ещё большой работы по освоению и изучению великого пути. научные работы, проведённые во время похода «Литке», являются ценным вкладом в весь комплекс изучения полярного бассейна.
К. РАДВИЛЛОВИЧ
___

С востока на запад.
ХРОНИКАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ ПОХОДА «ЛИТКЕ».

В далёкий путь.
28 июня. Сегодня, в 8 часов вечера, трудящиеся Владивостока проводили в арктический поход краснознамённый ледорез «Литке». Прощаясь, начальник экспедиции тов. Дуплицкий заявил:
— Мы продолжаем дело челюскинцев!
1 июля. Жизнь на корабле вошла в нормальную колею. Хотя до Арктики ещё далеко, но научные работы на «Литке» уже развернули свои занятия. Началось изучение морских течений.

У берегов Камчатки.
4 июля. Рано утром «Литке» подходил к Петропавловску-на-Камчатке. Его гудок разбудил население города. Трудящиеся Петропавловска вышли приветствовать полярников.
Началась срочная приёмка угля и воды. В порту — два краснознамённых ледокола — «Литке» и «Красин».
6 июля. С утра в порт стали стекаться трудящиеся Петропавловска, чтобы проводить в дальний путь краснознамённый ледорез «Литке». Под звуки оркестра и крики «ура!» «Литке» в 13 часов 45 минут по местному времени снялся с якоря и вышел в полярный рейс. Он держит курс на бухту Провидения.
13 июля. «Литке» покинул Уэллен, взяв курс на Ванкарем. Позади — Берингов пролив. Впереди — Полярное море и льды.

Встреча со льдами.
16 июля. «Литке» прошёл 300 миль. Всё время — северо-западный шторм. В районе мыса Шмидта ледорез встретил сбитые трёхдневным штормом льды. В 30 милях от мыса к востоку «Литке» остановился. Экономя уголь, «Литке» ждёт во льдах перемены ветров. Во время стоянки ведутся работы по изучению льда и моря.
19 июля. Авиоразведка проведена. Кромка льда начинается в 10 милях к северо-востоку от места нахождения «Литке». Затем она идёт к северо-западу и образует широкую полосу льда вдоль берега. За этой полосой — чистая вода.
20 июля. Начальник экспедиции отдал распоряжение вывести ледорез на чистую воду.

На запад!
22 июля. «Литке» — в чистой воде. Но кромка сплочённого льда под влиянием северо-западных ветров изменилась. Она уходит к северу, а местами к северо-востоку. Ожидая изменения погоды, «Литке» лёг в дрейф на битом льду вблизи кромки. К вечеру ветер изменился. Лёд стал медленно разрежаться. Вечером «Литке» вышел из дрейфа, продолжая путь на запад.
26 июля. Ледорез прошёл Чукотское море. Вдали в нескольких милях виднеется мыс Биллингса. Через пролив Лонга «Литке» вышел в Восточносибирское море. Позади — Чукотское море с его тяжёлыми льдами.

Оранжевое солнце.
30 июля. «Литке» идёт, форсируя льды. До Колымы остаётся 25 миль. Там ледорез возьмёт пресную воду. Сказывается близость большого континента — Сибири. Дуют южные ветры. Сегодня повысилась до 16 градусов температура воздуха. Оранжевым кругом из туманной мглы просвечивает солнце.
31 июля. Утром «Литке» обогнул Медвежьи острова. Ледорез лёг на курс к проливу Дмитрия Лаптева. Через этот пролив он войдёт в море Лаптевых. Попрежнему на корабле продолжается научная работа. Через каждые 30—40 миль — остановка. Во время остановок научные работники ведут гидрологические наблюдения.

Курс — на Тикси!
4 августа. «Литке» идёт в море Лаптевых. Он держит курс на устье Лены, на порт Тикси. От Владивостока до Тикси — 4.000 миль. Из них около 1.400 миль «Литке» прошёл в Полярном море большею частью во льдах.
6 августа. Порт Тикси. «Литке» пополняет запасы угля. Водолазы в скафандрах возятся над корпусом. Они осматривают судно и производят мелкий ремонт.
Пройдены две трети всего пути. Коллектив «Литке» преодолел большие трудности раннего ледового похода. Научная группа провела во время плавания большую гидрологическую работу. Взято 120 проб воды.

В Карском море.
24 августа. Сегодня «Литке» прошёл мыс Челюскин. Курс — на остров Диксон! «Литке» идёт во главе кильватерной колонны. Сзади него — пароход «Товарищ Сталин». Карское море — седьмое море на пути «Литке» от Владивостока.
26 августа. Сегодня ночью к северу от группы островов Фурнея научные работники на «Литке» обнаружили небольшую каменистую гряду, выходящую на поверхность моря. Этот новый островок в Карском море отсутствует на всех морских картах.
6 сентября. «Литке» — у острова Диксон. Ледорез занялся проводкой судов Карской экспедиции. Эти суда идут с экспортным лесом из портов Енисея на мировые рынки. Выполнив эту задачу, «Литке» пойдёт в свой последний этап полярного похода.
10 сентября. Сегодня английский лесовоз «Марклин», груженный экспортным лесом, сел на мель у входа в Енисей. Попытки двух пароходов снять лесовоз с мели окончились безуспешно. Помог «Литке». Пользуясь большой волной, он подошёл к «Марклину» и в течение нескольких минут снял его с мели.

На Мурманск!
15 сентября. Сегодня на рейд острова Диксон, где стоят ледорез «Литке» и ледокол «Седов», вошёл ледокол «Садко». Долго перекликались приветственными гудками три ледокола. Начальники трёх арктических экспедиций — Дуплицкий, Иоффе и Самойлович — собрались на совещание и обменялись опытом.
16 сентября. Вчера «Литке» закончил погрузку угля и вышел, держа курс на Югорский Шар, к выходу из Карского в Баренцево море.
18 сентября. Выполнив все задания, «Литке» вчера вечером вышел из Югорского Шара. Его курс — на Мурманск!
19 сентября. Завтра — Мурманск!
20 сентября. «Литке» прибыл в Мурманск.
___

ЕЩЁ ОДНА.

На север, на север, в морской великий путь
Ложится ледореза натруженная грудь!
С востока, на запад, — задание дано, —
Пробиться впервые по броне ледяной.

Раздайся гулом громким на стороны лёд,
Мы знаем — там за кромкой — Союз Советский ждёт.
Ещё одной победы он ждёт и в этот раз,
Ещё одной пропетой песни про нас!

В Чукотском — лёд, не сахар, мы грызли как сверло.
Такие льдины встретились, что сердце замерло.
Механики работали авральной порой,
Не отставал от первого ни третий, ни второй.

Была команда дружная из — цельного куска,
Мела погода вьюжная, курилась у виска.
Да нас не закружила, не сбила наугад,
И не сломила силу сменявшихся бригад.

Мы заходили в Тикси и к острову Диксон,
И видели, что всюду полярный сломлен сон.
Везде кипит работа, где раньше — ни следа.
Упорного расчёта и страстного труда.

Теперь — чиниться в доки, приняв обычный вид,
Но голос бурь высокий в ушах у нас звенит.
Белёсой силы слитки нам не закроют вод.
И снова двинет «Литке» свои машины в ход.

На север! На север! В морской великий путь
Направим ледореза напористую грудь.
Ни бури, ни пробоины, ни холод ледяной
Не скроют путь, освоенный отважною страной.

Раздайся гулом громким на стороны лёд;
Мы знаем — там за кромкой Союз Советский ждёт.
Ещё одна победа — и в этот раз;
Ещё одна пропета песня про нас!

НИК. АСЕЕВ.
___

"Единственный в истории".

БЕРЛИН, 20 сентября. (Соб. корр. «Правды»). Германская печать отмечает как величайшее достижение переход ледореза «Литке» из Владивостока в Мурманск через Ледовитый океан в 83 дня.
«Берлинер тагеблатт» говорит, что рейс, совершонный «Литке» в такой небывало короткий срок, является единственным в истории арктических плаваний.
___

Крупный вклад в науку.

Изучение условий плавания по всему Северному морскому пути имеет огромное практическое значение. В 1932 году эту задачу осуществил во время своего исторического похода ледокол «Сибиряков», в 1933 году — ледокольный пароход «Челюскин». На всём протяжении рейсов коллективы научных работников проводили обширные гидрофизические, гидрологические, геофизические и гидробиологические исследования.
Закончившийся сейчас замечательный рейс краснознамённого ледореза «Литке» внёс очень крупный вклад в познание великого Северного пути. Экспедиция проникла в Чукотское море необычно рано — в июле. Работы «Литке» осветят весенний режим Чукотского моря, этого наиболее трудного участка Северного пути, и свяжут в непрерывный годовой цикл научные материалы, полученные экспедициями «Челюскина» и «Красина».
Исключительно интересны и работы, проделанные в морях Восточносибирском и Лаптевых. До сих пор научные наблюдения в этих морях производились поздним летом и осенью. Освещение гидрологических условий более раннего периода летнего сезона, проведённого «Литке», разрешит проблему удлинения навигациив этих частях Полярного бассейна. Это, в свою очередь, является одним из путей для избавления рейсовых судов, идущих из Владивостока в Колыму и Лену, от дорогостоящих зимовок на обратном пути.
Сейчас поход «Литке» закончен. Он ещё раз подчеркнул жизненность идеи сквозных проходов Северным морским путём.
П. ХМЫЗНИКОВ.
___

Исключительный переход.
И. БАЕВСКИЙ.

«Литке» прибыл в Мурманск. Отдавая якорь в самом северном порту Советского Союза, «Литке» закончил свой переход Северным морским путём. Этот переход «Литке» сделал в одну навигацию.
Все попытки пройти северовосточным морским проходом предпринимались с запада на восток, за исключением похода «Таймыра» и «Вайгача», которые шли Северным морским путём с востока на запад — от Берингова пролива к Архангельску. «Литке» проделал свой путь также с востока на запад.
Ледоколы «Вайгач» и «Таймыр», начиная с 1910 г., пытались осуществить план перехода из бассейна Тихого океана в Белое море в одну навигацию. 4 года подряд их попытки не приносили успеха. Только пятый поход, предпринятый ими в 1914 г., за несколько недель до начала мировой войны, увенчался успехом. Но в одну навигацию этого им не удалось. «Вайгач» и «Таймыр» вынуждены были зазимовать несколько южнее западных ворот пролива Вилькицкого — у западного побережья Таймырского полуострова. Только в 1915 г. они прибыли в Архангельск.
История ледореза «Литке», вписавшего новую блестящую страницу в освоение советской Арктики, полна ярких достижений. 1929 году «Литке» совершил плавание к острову Врангеля. Рейс проходил в весьма тяжёлой ледовой обстановке. «Литке» удалось сменить зимовщиков.
В 1932 году «Литке» проводит целый караван судов северо-восточной экспедиции Наркомвода из Владивостока в устье Колымы. Здесь по пути он встречается с ледоколом «Сибиряков», шедшим под руководством О. Ю. Шмидта и В. Воронина. Обратный вывод колымского каравана был очень труден. Часть судов «Литке» удалось провести, и они вернулись во Владивосток. Остальные пароходы и сам «Литке» не выбрались из тяжёлых льдов и зазимовали у Чукотского полуострова.
Летом 1933 года, освободившись из ледового плена, «Литке» помогает пароходу «Урицкий» и выводит его на чистую воду. Льды Чукотского моря в этом году были крайне тяжелы. Они задержали «Челюскина» буквально на расстоянии нескольких десятков миль от Берингова пролива. «Челюскин» и несколько пароходов колымского похода пытаются преодолеть тяжёлые льды. «Литке» настороженно ждёт сначала в районе мыса Дежнёва, потом в бухте Провидения момента, когда он понадобится. Ледорез сильно потрёпан проведённой зимовкой, экипаж утомлён, но всё же «Литке» готов оказать помощь «Челюскину».
Когда 10 ноября прошлого года, в дни опасного и стремительного дрейфа «Челюскина» из Берингова пролива обратно в Северный арктический океан, мы просили «Литке» нам помочь, славный ледорез мужественно бросился нам на помощь. Он рискнул пойти на север во второй половине ноября, когда ни один корабль не решался итти в Чукотское море через Берингов пролив. Экипаж «Литке» сделал невозможное. И не вина ледореза, что исключительно тяжёлая ледовая обстановка помешала ему помочь «Челюскину». 17 ноября «Литке» получил приказ итти обратно, и ему едва-едва удалось проскочить Берингов пролив, уже вплотную забивавшийся льдами.
Как известно, Северный морской путь в одну навигацию удалось пройти только «Сибирякову» и «Челюскину». «Литке» — третье судно, в одну навигацию прошедшее великую морскую трассу кратчайшим водным путём, соединяющим западные и восточные районы широко раскинувшегося на двух материках Советского Союза.
Поход «Литке» является блестящим достижением советского ледокольного флота. Колоссальный путь из Владивостока в Мурманск «Литке» проделал менее чем в 3 месяца.
Когда «Литке» отправился в поход, все работники Арктики были уверены в том, что ему удастся за одну навигацию выполнить своё задание. Порукой этому являлось крепкое руководство «Литке» в лице тов. Дуплицкого, капитана тов. Николаева и заместителя начальника экспедиции по научной части, известного арктического исследователя проф. В. Ю. Визе.
28 июня, в 8 час. вечера, «Литке» вышел из Владивостока и на шестые сутки был в Петропавловске, где встретился с краснознамённым ледоколом «Красин», готовившимся к операции на о. Врангеля. 13 июля «Литке» прошёл Берингов пролив и остановился в Уэллене. Собственно говоря, с этой даты, с 13 июля, следует считать начало арктического похода «Литке».
На борту его находилась группа научных работников, возглавлявшихся проф. Визе, широко развернувших научные работы. Особенно ценны эти работы в районе Чукотского моря, наименее исследованного в отношении режима льдов и течений.
Походом на «Литке» В. Ю. Визе дополнил научно-исследовательскую работу теми сведениями, которые в 1932 г. ему не пришлось в полной мере получить на «Сибирякове».
Наибольшие трудности «Литке» встретил во льдах Чукотского моря. В Восточносибирском море поход «Литке» протекал в значительно более лёгких условиях, хотя и здесь «Литке» пришлось итти в 6—8-балльных льдах.
В течение всего пути на судне велась напряжённая научная работа. В дни, когда «Литке» имел возможность итти собственным ходом, через каждые 30—40 миль делались остановки для гидрологических работ. На судне была развёрнута большая политическая работа, велись технические занятия, сделан ряд научных докладов.
В бухте Тикси «Литке» пополнил запасы угля и подготовился к трудной задаче форсирования льдов в районе островов Самуила, где ему надо было помочь пароходам 1-й Ленской экспедиции.
Подходя к месту стоянки этих пароходов, «Литке» встретил тяжёлые крепко спаянные льды. С 12 по 17 августа, целых пять суток, «Литке» форсировал тяжёлые льды, отделявшие его от пароходов. Бывали периоды, когда за сутки напряжённой работы ледорез пробивался только на одну милю к цели. В результате упорной героической работы всей команды «Литке» удалось подойти к зимующим судам. Правда, в тяжёлом бою со льдами «Литке» получил некоторые повреждения, но задача оказания помощи зимовавшим судам была блестяще разрешена.
После выхода из пролива Вилькицкого на «Литке» было возложено новое задание — провести через льды пароходы, занятые в Карской операции по вывозу леса с Игарки в европейские порты. Ледокол «Ермак» был отвлечён в район пролива Вилькицкого, чтобы помочь пройти судам 2-й Ленской экспедиции. Вместо «Ермака» на карскую операцию стал ледорез «Литке». Заканчивая проход в одну навигацию Северным морским путём, ледорез приступил к ответственной работе по проводке пароходов, везших экспортный лес. «Литке» помог также английскому лесовозу, севшему на мель в Енисейской губе. Несмотря на сильные ветры и большую волну, ледорез подошёл к лесовозу и снял его с мели.
Только после прихода к острову Диксон ледоколов «Садко» и «Седов» «Литке», погрузив уголь, приступил к завершению последнего этапа своего перехода. 14 сентября он направился от острова Диксон через пролив Югорский Шар в Баренцово море. 20 сентября ледорез прибыл в Мурманск.
Если исключить из всего похода «Литке» то время, которое он потратил на операцию по проводке судов Карского похода, если учесть время, затраченное на оказание помощи трём пароходам 1-го Ленского похода, зазимовавшим у островов Самуила, «Литке» сделал свой исключительный переход в рекордный срок. Он первым из всех судов ледокольного флота, направленных в Арктику летом 1934 г., кончает свой переход.
Вообще большая программа походов, развёрнутая Главным управлением Северного морского пути летом 1934 г., близится к концу. Поход «Красина» завершился успешно. Успешно заканчиваются экспедиции «Садко», «Седова», «Сибирякова» и «Русанова». Завершается 2-й Ленский поход: на 4 пароходах доставлены грузы для Якутской республики в бухту Тикси и грузы в бухту Нордвик, где открыта нефть. Близится к завершению и Карская операция, в которой участвовало несколько десятков иностранных пароходов.
За два года своей деятельности Главное управление Севеного морского пути развернуло колоссальную работу по выполнению задания партии и правительства — в кратчайшие сроки освоить Северный морской путь. Удалось развернуть большую сеть радио- и метеорологических станций по всей трассе Северного морского пути. Удалось широким фронтом пробвинуть авиацию на труднейшие участки Севера. Это способствовало значительным успехам всех предпринятых в 1934 году арктических походов и экспедиций.
Большевики штурмуют Арктику. Богатейшие районы сибирского Севера включаются нами в великую социалистическую стройку. Мы развёртываем грандиозную научную работу в районах, ранее считавшихся недоступными.
Блестящий переход ледореза «Литке» в одну навигацию Северным морским путём с востока на запад является одним из важнейших событий в деле окончательного освоения советской Арктики. После походов «Сибирякова» и «Челюскина» рейс «Литке» ещё раз доказывает полную возможность однонавигационного прохода Северным морским путём.

Материал предоставлен (сканирование и OCR) Всеволодом Кукановым
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Март 2013 10:50

Правда. 22 сентября 1934 г., суббота. № 262 (6148).

 Pravda1934-09-22-page1-1.jpg
Ледорез "Литке".

Начальнику экспедиции тов. ДУПЛИЦКОМУ.
Капитану ледореза тов. НИКОЛАЕВУ.
Руководителю научной части экспедиции тов. ВИЗЕ.


Горячо приветствуем и поздравляем участников экспедиции ледореза «Литке», впервые в истории арктических плаваний завершивших в одну навигацию сквозной поход с Дальнего Востока на Запад.
Успехи экспедиции «Литке» свидетельствуют о прочном завоевании Арктики советскими моряками, о героической отваге, храбрости и большевистской организованности всего состава экспедиции и команды и о глубоких знаниях Арктики у руководителей экспедиции. В славном походе «Литке» мы видим прочный залог скорейшего превращения арктических пустынь в Великий Северный Путь нашей Великой Социалистической Родины.
Мы входим с ходатайством в ЦИК Союза ССР о награждении участников экспедиции ледореза «Литке».

СТАЛИН. ОРДЖОНИКИДЗЕ.
МОЛОТОВ. АНДРЕЕВ.
КАГАНОВИЧ. МИКОЯН.
КАЛИНИН. ЧУБАРЬ.
ВОРОШИЛОВ. РУДЗУТАК.
КУЙБЫШЕВ. ЖДАНОВ.


 Pravda1934-09-22-page1-2.jpg
ВЕЛИКИМ СЕВЕРНЫМ ПУТЕМ.

Северный морской путь пересекает четыре полярных моря: Чукотское, Восточносибирское, Лаптевых и Карское. Каждое из них отличается своим гидрологическим режимом. Причинами такого различия являются количество и расположение островов, глубины и мелководья, климатический режим, направления ветров, течения, количество осадков.
Там, например, где имеются реки с сильным течением, льды значительно слабее и состояние их более разреженное, а в некоторых районах льда совершенно нет. С другой стороны, мы знаем ряд огромных северных территорий, не прорезанных мощными реками. Здесь лёд неизмеримо крепче, ибо разрушающее действие тёплых пресных вод на него не влияет.
Условия плавания в этих районах чрезвычайно трудны даже для мощных ледоколов. И решающее значение пока принадлежит ветрам и течениям. При южных ветрах лёд отжимается от берега и, если этому способствует течение, образует свободные проходы, полыньи, по которым могут проходить сравнительно незначительные суда.
Ледовые метеорологические и гидрологические условия имеют свою закономерность, которую необходимо изучить для успешного плавания по Северному морскому пути.
Сквозной поход с запада на восток «Сибирякова» и плавание «Челюскина», совершонные под руководством проф. О. Ю. Шмидта, дали в этом отношении ценный и богатейший материал. Знаменитый дрейф «Челюскина» вскрыл своеобразие течений Чукотского моря. Изучив эти материалы, мы ещё до выхода из Владивостока предвидели, что наиболее тяжёлым плавание будет в Чукотском море и в восточной части Карского моря. Сопоставляя режим отдельных районов, мы пришли к заключению, что в Чукотское море следует войти как можно раньше. Так мы и сделали.
Проведя сквозной поход с востока на запад, «Литке» одновременно выполнил ряд сложных производственных задач. Наиболее трудной из них было освобождение из ледяного плена судов первой Ленской экспедиции, затёртых льдом у островов Самуила.
Поход «Литке» нельзя отрывать от всей системы освоения Северного морского пути. За последнее время по указанию партии и правительства проведена очень большая работа по освоению Арктики, и вложены крупные средства в материальную базу Северного морского пути. Экспедиции этого года прошли с несравненно большими результатами, чем прошлые. Изменились и методы борьбы с полярной стихией. Впервые была проведена концентрация всех имеющихся средств — максимальное использование ледокольного состава. Например, вместе с ледоколом «Ермак» в проводке судов второй Ленской экспедиции участвовал и «Литке». Благодаря согласованности действий и дружной работе суда этой экспедиции были выведены через невскрывшийся лёд восточной части пролива Вилькицкого и своевременно прибыли в бухту Тикси, что решило успешный исход всей операции. В прошлом году та же операция кончилась зимовкой судов из-за опоздания в сроках проводки.
Основой всех побед кразнознамённого ледореза «Литке» был превосходный коллектив, работавший большевистскими методами. В самые трудные моменты, когда от упорной борьбы с тяжёлыми полями сдавали заклёпки и вода заполняла корпус ледореза, каждый литкенец бодро и упорно боролся за победу над трудностями, за преодоление препятствий.
Лучшим итогом нашего похода явится не самообольщение, а подготовка к новым боям за полное подчинение арктической стихии нашей воле, использовав в этом большой опыт проведённого нами похода.

Начальник экспедиции Д. ДУПЛИЦКИЙ.
Мурманск. (Передано по телеграфу)
___

Английская печать о походе "Литке".

ЛОНДОН, 21 сентября. (ТАСС). Все газеты отмечают успех похода ледокола «Литке» из Владивостока в Мурманск через арктические воды.
Берлинский корреспондент «Морнинг пост» подчёркивает, что энергия, которую проявило советское правительство в своих стремлениях открыть путь через северные воды, была вознаграждена успешным походом «Литке».
«Дейли телеграф» публикует сообщение из Москвы, в котором указывается, что «Литке» спас британский пароход, севший на мель в районе о. Диксон.
Отмечается, что «Литке» «впервые в истории прошёл трудный путь через северные воды в течение одного сезона».
___

Фото Г. Кабалова.<br /><br />Справа—налево: проф. ВИЗЕ — зам. нач. экспедиции на «Литке» по научной части, тов. ДУПЛИЦКИЙ — нач. экспедиции на «Литке», тов. РЯЗАНКИН — подрывник на «Литке», тов. ЕВГЕНОВ — зам. нач. экспедиции на «Красине» по научной части — на борту «Литке» в Петропавловске-на-Камчатке. : ф1.jpg
Фото Г. Кабалова.

Справа—налево: проф. ВИЗЕ — зам. нач. экспедиции на «Литке» по научной части, тов. ДУПЛИЦКИЙ — нач. экспедиции на «Литке», тов. РЯЗАНКИН — подрывник на «Литке», тов. ЕВГЕНОВ — зам. нач. экспедиции на «Красине» по научной части — на борту «Литке» в Петропавловске-на-Камчатке.
___
Встреча "Литке" в Мурманске.

МУРМАНСК, 21 сентября. (Спец. корр. «Правды»). Сюда, в воды Кольского фиорда, приходили замечательные корабли. Здесь заканчивал свой славный поход ледокол «Сибиряков», тут трудящиеся Мурманска встречали краснознамённого «Красина», вернувшегося из блестящего рейса к северной оконечности Новой Земли, отсюда уходили пароходы Карско-Ленской экспедиции.
Вчера на рейде отдал якоря краснознамённый «Литке», заключивший свой исторический переход по Великому северному пути. Навстречу ледорезу в море вышли пароходы, траулеры, зверобойные и экспедиционные суда. Они встретили «Литке» в 15 милях от Мурманска восторженными возгласами, приветственными гудками и праздничной пестрядью флагов. Затем кильватерной колонной сопровождали «Литке» к порту.
Мурманск с триумфом встречал отважных полярников. На мачтах кораблей взлетели сигнальные флаги: «Поздравляем с благополучным окончанием рейса». Все суда пятнадцатиминутной симфонией сирен приветствовали ледорез. В этом необычном хоре приняли участие и английские, норвежские, латвийские и другие иностранные пароходы, стоящие на рейде.

На городской площади состоялся митинг. Приветствие от окружкома партии и окружного исполкома литкенцам передал председатель исполкома тов. Горбунов. От совета профсоюзов выступил тов. Эглит, от союза рабочих рыбной промышленности — тов. Ольман и тов. Щетинин.

С ответными словами и сердечным приветом, пронесённым через льды и туманы шести морей, выступили начальник экспедиции на «Литке» тов. Дуплицкий, проф. В. Ю. Визе и капитан Николаев. Их речи прерывались громовым «ура!» и возгласами: «Да здравствуют участники героического похода!», «Да здравствуют большевистская партия и великий вождь товарищ Сталин!»

Материал предоставлен (сканирование и OCR) Всеволодом Кукановым
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Март 2013 20:12

Правда. 25 сентября 1934 г., вторник. № 265 (6151).

 Pravda1934-09-25-page1.jpg
Фото Г. Кабалова

ЛЮДИ «ЛИТКЕ»

Вахта II пом. капитана ледореза «Литке» тов.М. В. ГОТСКОГО (в середине).
Тов. Готский в 1933 г. был старшим помощником капитана парохода «Свердловск», дрейфовавшего одновременно с «Челюскиным». Слева у штурвала — водолаз тов. ТУАЗВАЛЬД, справа — матрос I класса ПОНОМАРЕВ.


Накануне выхода в Ленинград.

МУРМАНСК, 24 сентября. (Спец. корр. «Правды»). Утром размеренная корабельная жизнь была нарушена внезапным появлением нескольких десятков мурманских пионеров. Ребята облазили весь корабль, забросали литковцев множеством вопросов о походе. Участник похода «Литке» — кинооператор Кабалов прочитал пионерам свой очерк о «мишке» — камчатском медведе, привезённом литковцами в Мурманск.
Начальник экспедиции т. Дуплицкий и капитан ледореза т. Николаев сделали доклады о походе «Литке» на собрании личного состава гидрографического судна. Доклады участников похода проведены также на собрании команд рыболовных траулеров и в мастерских траллового флота. За один лишь день, 23 сентября, состоялись доклады и выступления 20 участников похода.
Со всех концов страны продолжают поступать приветственные телеграммы. Получены приветствия от председателя Осоавиахима тов. Эйдемана, председателя Ленинградского облисполкома тов. Струппе, Восточносибирского крайкома и крайисполкома.
Руководители экспедиции «Литке» отправили О. Ю. Шмидту следующую телеграмму:
«Бесконечно благодарим командира корпуса полярников за высокую оценку нашего общего дела. Победа ледореза «Литке» явилась результатом использования опыта многочисленных экспедиций, организованных и проведённых под вашим опытным руководством. Мы вместе с вами радуемся достигнутым успехам в освоении и практическом использовании Великого северного морского пути в народном хозяйстве нашей великой социалистической родины. Передаём большевистский привет от коллектива ледореза «Литке».
Дуплицкий, Визе, Бронштейн, Муханов».

На «Литке» идёт усиленная погрузка угля для похода в Ленинград. Погружено уже свыше половины угля.

Материал предоставлен (сканирование и OCR) Всеволодом Кукановым
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение Всеволод Куканов » 26 Март 2013 16:02

газета «Правда». № 292 (6178). 22 октября 1934 г., понедельник.

 Правда-22окт1934.jpg
ЛЕДОВАЯ РАЗВЕДКА.
Д. ДУПЛИЦКИЙ.
Начальник экспедиции на ледорезе «Литке».

Мы стоим в чукотских льдах, в 25 милях восточнее мыса Шмидта. Вот уже тридцать часов «Литке» пробивается из торосистых льдов на чистую воду. Тридцать часов никто не смыкает глаз: перетаскивается продовольствие из затопленных отсеков, заделываются разошедшиеся швы в корпусе ледореза, укрепляются ослабевшие заклёпки.
Наконец, впереди показывается сверкающая, как серебро, полоска чистой воды.
Последний стремительный удар форштевня о ледяные глыбы, треск ломающегося льда, и ледорез мерно покачивается на зыби Чукотского моря.
«Литке» взял курс на норд-вест вдоль ледяной кромки. Чтобы определить наивыгоднейший маршрут на запад, мы решили спустить самолёт для разведки.
21 июля, в 14 часов 10 минут, я с лётчиком Кукановым поднялся в воздух. Наш самолёт «Ш-2» — маленькая трёхместная машина, берущая максимум трёх человек, да и то при сокращённых запасах горючего. Его нормальная скорость — 100 километров. Если же приходится лететь против ветра, превышающего 5 баллов, она сокращается до 40—60 километров. Лодка — малюсенькая, фанерная, способная выдержать очень небольшую зыбь. Сиденья узкие — еле-еле влезли в полушубках.
Куканов, всегда спокойный, с прямым, твёрдым взглядом и мягкой улыбкой на добродушном, широком лице, уверен в себе во всякой обстановке и при всех условиях.
Смотрю вниз. Под нами расстилаются ледяные поля. На белом фоне ярко вырисовываются голубые и чёрные пятна и прожилки, словно на мраморе. Мой глаз отличает их по цвету, разводья морской воды от озёр растаявшего снега.
Вынимаю записную книжку. Карандаш прыгает в руке от беспрерывной вибрации самолёта и каракулями выводит на бумаге:
«14 час. 45 мин. Курс норд-вест. Лёд разреженный, дорожка исчезла, справа по курсу чистая вода».
Веду запись через каждые 10—15 минут. Пролетав больше часа, мы повернули на зюйд-вест. Чем ближе к берегу, тем льды становятся плотнее, сплочённее.
Кричу Куканову, чтобы возвращался на «Литке». Шестибалльный ветер режет лицо. Летим час. Ледорез должен уже показаться, но мы его не видим. Куканов приподнимается над козырьком и пристально осматривает горизонт. Качает головой: «Литке» нет.
Мы ещё долго кружимся над ледяными полями. Лёгкой дымкой застилает горизонт. Это — туман. Куканов кричит, что у него осталось бензина только, чтобы долететь до берега, и круто поворачивает на 90°.
Через полтора часа мы прилетаем на мыс Шмидта и садимся в прибрежную полынью, рядом с величественными скалами, похожими на древний замок. На берегу нас приветливо встречают начальник станции и бывший председатель правительственной тройки по спасению челюскинцев Петров, лётчик Фарих, бортмеханик Бассейнов и другие товарищи.
Направляемся к посёлку. Большие, крепко сколоченные деревянные дома, чисто убранный двор, — всюду видна рука опытного хозяина.
С уважением осматриваю сухопутный самолёт Водопьянова «Р-5», оставленный на мысе Шмидта. На нём все необходимые приборы, самолёт отепляется, есть радио.
Но всё же я не променяю наш «Ш-2» на эту удобную машину: на колёсном самолёте в море далеко не улетишь!
Связался по радио с «Литке», узнал его точные координаты. Через два часа, заправив самолёт бензином и тепло попрощавшись с гостеприимными обитателями мыса Шмидта, поднимаемся в воздух. От «Литке» нас отделяют 92 мили.
Десять часов вечера. Дует сильный нордвестовый ветер. Вечером в Арктике особенно сильно проявляются явления рефракции. На горизонте встают целые города с куполами, фабричными трубами, замысловатой архитектурой домов.
Уже прошло два часа, а «Литке» всё нет. Напряжённо смотрю в бинокль. Стараюсь среди полотен нависающего на горизонте тумана, освещённого нежным розовым светом низкого солнца, отличить дым нашего ледореза. Иногда кажется, что нашёл, но Куканов отрицательно качает головой — это только туман!
Куканов безнадёжно машет рукой:
— Дальше искать бесцельно! Видимо, залетели не в то место. Нас сильно снесло ветром. Попробуем выйти на Ванкарем!
Я и сам вижу, что дело дрянь. Куканов даёт газ. Самолёт стремительно бросается вперёд, нос зарывается в волну.
Через сорок минут долетаем до скалистого берега. Куканов превосходно изучил здешние места, прозимовав год на мысе Шмидта. Он указывает рукой влево. Открывается бухта, в которую самолёт осторожно садится почти у самого берега.
Нас встречают заведующий факторией, известный полярный зимовщик Кривдун и несколько чукчей. Они хорошо знают Куканова, здороваются с нами, как со старыми друзьями.
Я спрашиваю, где радио. Оказывается, оно снято ещё месяц назад. Меня это сильно огорчает. С «Литке» не свяжешься, а там, вероятно, сильно беспокоятся.
Мы выходим на тундристый берег. Почти сразу натыкаемся на самолёт Бабушкина.
Куканов озабоченно спрашивает Кривдуна:
— Есть ли у тебя бензин?
— Только 25 килограммов.
— А из баков Бабушкина не брали?
— Нет!
Оказывается, что никто до самолёта не дотрагивался. Куканов успокаивается: в самолёте Бабушкина полные баки бензина.
Нас окружают чукчи. Расспрашивают через Кривдуна, хорошо знающего чукотский язык, как наши дела. Об этих замечательных людях и самом Кривдуне, пользующемся исключительным авторитетом как у чукчей, так и полярников, говорить можно без конца!
Кривдун притаскивает два челюскинских спальных мешка. Мы снимаем с себя мокрое платье, развешиваем его над горящей плитой и залезаем в мешки.
Просыпаемся рано утром, надеваем высушенное платье, заправляем самолёт. Необходимо лететь на мыс Шмидта, связаться с «Литке», условиться о месте встречи. Рассчитываем, что лететь максимум полтора часа. Видимость превосходная, слабый попутный ветер.
Но нам снова не повезло. Не долетев сорока километров до мыса Шмидта, мы попадаем в густой туман. Куканов делает посадку в большую лагуну радиусом 3 мили. Я удивился, когда при посадке самолёт сразу остановился. Куканов поморщился.
— Знаешь, начальник, полёт выходит с вариациями, — сели на мель!
Каждый из нас начал обдумывать, как выбраться из неприятного положения. Наконец, я сказал: «Посмотрим, Куканыч, на это дело философически, вылезем в воду и начнём искать броду».
Так и сделали.
Куканов пошёл в одну сторону, я в другую. Воды было всего по колено. Ходили полтора часа. Ноги совершенно промокли и застыли.
Наконец, Куканов позвал меня в свою сторону. У него вода была на четыре вершка выше колен. Перетянули туда самолёт. Сели. Опять не тянет. Сидим на мели. Куканов предлагает единственно возможный выход: он попробует подняться один, потом спустится рядом со мной, я же должен на ходу вскочить на поплавок.
Процедура сложная, но другого выхода нет. Куканов взлетел, сделал круг и сел рядом со мной. Первый опыт окончился неудачно. Меня сшибло с ног.
Я так продрог, что ноги не повиновались, и я с трудом занял вновь своё «исходное положение». Вторая посадка была более удачна. Я крепко ухватился за стойки на поплавках, Куканов дал полный газ, и самолёт оторвался от воды.
Только на следующее утро мы прилетели на «Литке». Произведённая нами разведка льдов определила дальнейший путь ледореза.
«Литке» полным ходом пошёл вперёд.
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение Всеволод Куканов » 23 Апрель 2013 23:27

газета «Правда». № 276 (6162). 6 октября 1934 г.

 «Правда». № 276 (6162). 6 октября 1934.JPG
Ночь в разводьях.

У архипелага Норденшельда «Литке» вместе с идущим за ним пароходом «Сталин» попал в ледяной мешок. Командование экспедиции решило провести ледовую разведку.
В десять часов утра [30.08.1934] погода прояснилась, и судовой самолёт «Ш-2» был спущен на воду. Наблюдателем поручили лететь мне. Первая непродолжительная разведка в 45 минут не дала результатов, так как в нужном для нас направлении, на зюйд-вест, лежал туман.
Вечером мы с пилотом Кукановым взлетели снова. Видимость по всему горизонту была превосходной. Набрав высоту в 1.200 метров, мы легли на курс зюйд-зюйд-вест. Через 50 минут полёта самолёт вошёл в облака, поднялся до высоты 1.500 метров и пошёл над ними. Пройдя около 60 миль и имея всё время хорошую ледовую обстановку, мы через час пять минут решили возвращаться.
«Литке» с «Сталиным» темнели далеко позади чуть заметными точками на белом фоне льда.
Развернувшись, легли на обратный курс. Вдруг начал сыпать мелкий снежок, и постепенно весь горизонт затянуло. Проходит тридцать, сорок, пятьдесят минут, а «Литке» не видно. Пурга усилилась. Плоскости самолёта начали обмерзать. Нанесло облака... Пробившись через эту вату, Куканов спустился до высоты 100 метров и пошёл бреющим полётом над ледяными полями.
Неожиданно пилот повёл машину на посадку в разводье. Сели. Мотор работает на полном газу.
— Если лететь дальше в туман и пургу, корабля не найдём, — заявил Куканов. — Придётся отстаиваться до утра.
После двухминутного совещания решаем: осмотреть пару ледяных полей, выбрать получше место, сесть и заглушить мотор. Взлетели. Поиски были безрезультатны. Через десять минут пришлось снова сесть в разводье. С работающим мотором, лавируя между мелкими льдинами, мы идём к ледяному полю. Ветер в лоб.
— Вот что, Валентин, — говорит мне Куканов, — когда мы подойдём к полю и я застопорю мотор, смотри в оба. Парусность у машины большая, ветер свежий, и если не сумеешь удержать самолёт, останешься на льдине один...
Молча лезу на левый поплавок. Льдина близко. Мотор чихнул два раза и стал. Уловив момент, бросаюсь на лёд и, сразу поднявшись, хватаюсь за плоскость.
— Скорее, Федя! — кричу я Куканову, — отрывает!
Но Куканов уже стоит рядом со мной и крепко держит швартов от самолёта.
Немедленно начинаем укреплять машину, чтобы её не разбило волной. Затем закуриваем и с грустью обнаруживаем, что весь наш запас — пять папирос.
Стемнело. Снег, садясь на мотор, превращается в ледяную корку. Нельзя дать мотору застынуть! Взбираюсь на переднюю часть лодки и равномерно, стараясь не расходовать сил, начинаю поворачивать винт. Проходит час, пурга усилилась, но мне не холодно, а жарко. Постучу по цилиндрам мотора, обивая ледяную корку, а затем — снова кручу.
Ночь. Пурга. Два раза мы перетаскивали самолёт, спасая лодку и поплавки от двигающегося льда. Утром, приспособив целую систему кончиков, чтобы на время запуска удержать самолёт у льдины, начали запускать мотор. Я — у винта.
— Внимание!...
— Контакт!
Вспышки нет... Залили эфиром цилиндры. Мотор нерешительно чихнул. Куканов яростно крутит пусковой реостат. Мотор бешено взвыл и стих, работая на малом газу.
— Садись! — кричит мне Федя.
Полный газ, веер осколков, вырванных вместе с швартовом из льдины, летит во все стороны. Подпрыгнув два раза на гребнях волн, оторвались и начали набирать высоту. 500 метров... Мало. 1.200!
На норд-осте милях в 10—15 засиял силуэт «Литке».

Третий помощник капитана В. ПЕТРОВИЧ.
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение Всеволод Куканов » 02 Июнь 2013 15:03

газета «Правда». № 317 (6203). 18 ноября 1934 г.

 «Правда». № 317 (6203). 18 ноября 1934 г.JPG
ВРУЧЕНИЕ ОРДЕНОВ УЧАСТНИКАМ ПОХОДА «ЛИТКЕ».
Вчера в Кремле на заседании президиума ЦИК СССР состоялось вручение орденов членам экспедиции и команды краснознамённого ледореза «Литке», совершившего сквозной поход через Северный ледовитый океан с Дальнего Востока на Запад.
Тов. М. И. Калинин приветствовал награждённых и выразил уверенность, что работники Северного морского пути приложат все усилия к быстрейшему освоению Арктики.
С ответной речью от имени всего экспедиционного состава выступил капитан ледореза М. Н. Николаев. Обращаясь к М. И. Калинину, он сказал:
— Разрешите в вашем лице передать партии и правительству глубокую благодарность за высокую оценку нашей работы. Поход «Литке» был успешно осуществлён не потому, что на ледорезе были какие-то особенные люди. Успех нашего похода — результат того, что мы работали по указаниям, которые давала нам коммунистическая партия, которые давал нам великий вождь партии товарищ Сталин.
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение Всеволод Куканов » 06 Июнь 2013 00:59

... и вот ещё нашлось "несколько копеек" для опознания награждённых на всем известной общей фотографии из Кремля..
 Untitled-Scanned-01__.jpg
 Untitled-Scanned-01______.jpg
 Untitled-Scanned-03__.jpg
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение Дмитрий Жовнер » 16 Июнь 2013 22:22

Уважаемый Всеволод Куканов, спасибо за скан газетной статьи.
Теперь известны имена еще четырех лиц командного и административного состава экспедиции, отображенных на размещенной 9 марта 2011 года фотографии награжденных (Иван Кукушкин).
Карклин Р.К. и Иодис И.П.
 Карклин и Иодис.jpg

Савенко И.В.
 Савенко-плотник.jpg

Петрович В.И.
Петрович-3 помощник.jpg

Возможно на фото Бронштейн Борис Александрович (по воспоминаниям его сына – Бронштейна Валерия Борисовича – его отец был членом ВЦИК. Отчетливо виден знак рядом с орденом. По левую руку Бронштейна Б.А., сидит начальник экспедиции на «Красине» Смирнов-Светловский Петр Иванович, награжденный за переход на Дальний Восток орденом Красной Звезды (на рукаве кителя видны нашивки командира ВМФ).
 Бронштейн и Смирнов.jpg

По фотографии в целом на сегодня:
Опознаны:
награжденный орденом Ленина капитан ледореза «Ф.Литке» Николаев Николай Михайлович.
награжденные орденом Красной звезды: помполит ледореза «Литке» Щербина Семен Яковлевич, гидролог экспедиции Березкин Всеволод Александрович, гидробиолог Богоров Веньямин Григорьевич.
награжденные орденом Трудового Красного знамени: помощник начальника экспедиции по хозяйственной части Рихтер Николай Бернардович; второй механик Гайслер Владимир Михайлович; третий механик Желтовский Евгений Петрович; радист экспедиции Романов Василий Иванович; синоптик Радвилович Константин Антонович; помощник капитала Голуб Григорий Иванович; второй помощник капитана Годский (Готский) Михаил Владимирович; старший механик Пирожков Савва Иванович; старший радист Куксин Олег Ааронович; летчик Куканов Федор Кузьмич и бортмеханик Куква Семен Петрович; машинист первого класса Иодис Иосиф Петрович; кочегарный старшина Карклин Рудольф Карлович; плотник Савенко Иван Васильевич; третий помощник капитана Петрович Валентин Иванович; заместитель начальника экспедиции Бронштейн Борис Александрович.
Неопознаны (имеющиеся предположения не подтверждены):
награжденные орденом Трудового Красного знамени:
Командный и админсостав:
помощник начальника экспедиции по административно-распорядительной части Муханов Леонид Филиппович;
Команда:
машинист первого класса Козлов Андрей Петрович; кочегар первого класса Дашенков Григорий Степанович; повар Ахаладзе Иннокентий Михайлович.
Не участвовавшие в экспедиции:
Два человека.
Дмитрий Жовнер
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 01 Сентябрь 2012 21:05

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение Всеволод Куканов » 17 Июнь 2013 14:44

Дмитрий, честно говоря, довольно сложно на 100% опознавать некоторых людей по таким "газетным" фотографиям.
(на уровне предположения) лично мне кажется более очевидным, что второй справа в нижнем ряду - третий помощник капитана Валентин Иванович Петрович.
 probable-Petrovich.jpg
а также (предполагаю) : второй слева в верхнем ряду - вероятно заместитель начальника экспедиции Борис Александрович Бронштейн.
 probable-Bronstein.jpg
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Декабрь 2013 20:35

В. Ю. Визе. Владивосток - Мурманск на "Литке" [Экспедиция 1934 г.]
Ленинград Изд-во Главсевморпути 1936

Биография «Ф. Литке» была бы неполной без списка многочисленных его командиров. Вот он.

Н. К. Мукалов с 31 X 1914 до 26 XI 1917
С. Н. Дементьев » 26 XI 1917 » 29 V 1918
Н. К. Мукалов » 29 V 1918 » 5 X 1921
М. В. Николаев » 5 X 1921 » 4 IV 1922
Ф. Ф. Страздин » 4 IV 1922 » 28 IV 1922
А. К. Бурке » 28 IV 1922 » 13 XII 1924
Н. Ф. Кучеренко » 13 XII 1924 » 5 XI 1927
Н М. Николаев » 5 XI 1927 » 24 VIII 1928
Г. Ф. Зиновьев » 24 VIII 1928 » IV 1929
К. А. Дублицкий » IV 1929 » 19 X 1929
H. М. Николаев » 19 X 1929 » 24 X 1929
К. А. Дублицкий » 24 X 1929 » 6 I 1930
H. М. Николаев » 6 I 1930 » 17 I 1931
Л. В. Биллевич » 17 I 1931 » VII 1931
Д П. Тарасов » VII 1931 » 21 XI 1931
H. М. Николаев » 21 IX 1931 » X 1934
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение Ульяна Пустошная » 25 Январь 2014 14:37

Здравствуйте!
Изучая историю фамильных реликвий (оба предмета английские, изготовлены в Шеффилде в конце 19 - начале 20 вв.), "натолкнулась" на факт, что мой дед служил на ледорезе "Канада". Это подтверждают почтовые открытки от 1915-1916 гг, которые были посланы ему по адресу: Архангельскъ, Ледоколъ Канада, Емельяну Марковичу Г-ну Беликъ (сохраняю орфографию). Это период Первой Мировой войны. На некоторых открытках стоит штамп: ПРОВЕРЕНО. В связи с этим есть много вопросов, связанных с историей ледореза "Канада" за период с 1914 по 1920 гг. Надеюсь, что смогу получить ответы на свои вопросы или ссылки на литературу, архивы и т.п.
1. Где можно ознакомиться со списками командного и рядового состава ледокола с 1914-1920 гг.? Читала, что первым капитаном был назначен прапорщик Н.К.Мукалов, вторым помощником - В.И.Альбанов, известный полярник.
2. Интересует информация о "переходном" периоде: сдача судна англичанами и приемка его российскими моряками (9-18 октября 1914 г.). Кто был капитаном на "Earl Grey"? Судно передавалось со всем имуществом, утварью или только "стены"?
3. Период интервенции 1918-1920 гг. Кто плавал на судне: английские или российские моряки?
Вопросов много...
Буду благодарна за любую информацию.
Ульяна.
Ульяна Пустошная
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 22 Январь 2014 14:22

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение SVF » 30 Ноябрь 2014 22:15

Полярная правда, 28 марта 1937 г. № 72(3139):
 1937-03-33.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение SVF » 30 Ноябрь 2014 23:05

Полярная правда, 5 марта 1937 г. № 53(3120):
 1937-03-41.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение ББК-10 » 15 Январь 2015 15:06

Совсем ничего нет из "южной" биографии судна.

Красный Север 1927 № 022 (2310), пятница 28 января.

 Красный Север 1927 № 022(2310) Литке авария парохода Тирено.jpg
АВАРИЯ ПАРОХОДА „ТИРЕНО“.

ОДЕССА. В ночь на субботу ледокол «Лидтке» выводил из льдов итальянский пароход «Тирено». На море в это время свирепствовал сильный шторм, сопровождавшийся пургой. Ледокол, проводивший свою работу в тяжелых условиях, задел винтом пароход «Тирено» и нанес ему большую пробоину, через которую начало быстро проникать вода. С помощью
«Лидтке» пароход «Тирено» был отведен на мелкое место, где он и сел на дно. Вода проникла в трюмы парохода и подмочила груз. На пробоину был наложен пластырь, а немедленно пришедшие из Одесского порта катера начали выкачивать воду из трюмов. Для выяснения точной причины аварии выделена специальная комиссия.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения