Страница 2 из 5

Re: “Георгий Седов”, ледокольный пароход

СообщениеДобавлено: 18 Октябрь 2009 17:05
Alexander Belov
Карта дрейфа ледокольного парохода "Георгий Седов":

 Карта дрейфа ледокола Г Седов.jpg

“Георгий Седов”, ледокольный пароход

СообщениеДобавлено: 25 Февраль 2010 12:03
Иван Кукушкин
 000250aq.jpeg
LJ "Новоземелец" http://novozemelets.livejournal.com/67858.html#cutid1
Фотогаллерея "Старый Архангельск"
:": Р.Самойлович и О.Шмитдт на "Седове"

“Георгий Седов”, ледокольный пароход

СообщениеДобавлено: 25 Февраль 2010 21:18
Александр Андреев
Иван Кукушкин пишет:LJ "Новоземелец" http://novozemelets.livejournal.com/67858.html#cutid1
Фотогаллерея "Старый Архангельск"
Р.Самойлович и О.Шмитдт на "Седове"


Это экспедиция 1930 г. Перед выходом из Архангельска. За плечом Самойловича слева - Г. А. Ушаков. Вверху, крайний справа - биолог Б. Л. Исаченко.

“Георгий Седов”, ледокольный пароход

СообщениеДобавлено: 25 Февраль 2010 21:36
[ Леспромхоз ]
30-Седов-Барышни.jpg

а мне барышня понравилась.

“Георгий Седов”, ледокольный пароход

СообщениеДобавлено: 25 Февраль 2010 22:24
Александр Андреев
Барышня видная :) , но незакомая. А где же Визе с Урванцевым? Не попали в кадр или спрятались за спиной Шмидта?

“Георгий Седов”, ледокольный пароход

СообщениеДобавлено: 26 Февраль 2010 00:18
[ Леспромхоз ]
Александр Андреев пишет:Барышня видная :) , но незакомая. А где же Визе с Урванцевым? Не попали в кадр или спрятались за спиной Шмидта?



Урванцев Н.Н., Таймыр — край мой северный.
НЕВЕДОМАЯ СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ

Двенадцатого июля, после погрузки угля, к пристани у складов экспедиции подошел ледокольный пароход "Седов", специально приспособленный для работы во льдах. Он мог форсировать сплошные льды толщиной до полутора метров и активно двигаться во взломанных льдах с разводьями и полыньями. Водоизмещение судна — 3056 тонн, грузоподъемность — 1950 тонн, мощность паровой машины — 2300 лошадиных сил. На таком судне можно было достичь заветной для нас цели — Северной Земли, тем более что поведет его капитан Воронин, знаток ледового плавания, потомок поморских мореходов, еще в XV веке ходивших на своих ладьях на промысел к открытому ими Груманту (Шпицбергену) и Новой Земле. Это он, Владимир Иванович Воронин, в прошлом году, несмотря на тяжелые льды, провел судно к Земле Франца-Иосифа в бухту Тихую на острове Гукер, где была построена первая советская полярная станция.
Кроме нас четверых на судне находились еще 9 человек, едущих на смену сотрудников станции, 10 человек строителей во главе с техником, 10 человек научного персонала, были, конечно, вездесущие корреспонденты и кинооператоры. Общее число пассажиров вместе с командой составило 78 человек. 15 июля пароход подошел к пристани для окончательной погрузки. На митинге Отто Юльевич Шмидт произнес речь, в которой подчеркнул важность нашего похода в неисследованные районы Арктики. Уезжали мы надолго, на три года.



Вот и вычисли понравившуюся барышню :(

“Георгий Седов”, ледокольный пароход

СообщениеДобавлено: 26 Февраль 2010 01:37
Александр Андреев
 1930_4.jpg
Фотография из экспедиции 1930 г. на л/п "Г. Седов"

Вверху Савич, ниже Самойлович, Визе, еще ниже Шмидт, Исаченко, Воронин

“Георгий Седов”, ледокольный пароход

СообщениеДобавлено: 06 Март 2010 21:07
Инспектор
77.jpg
206.jpg

Каше Архангельского отделения ВОФ, которые ставились на ХМК
и любые другие, в т.ч. чистые, конверты.

“Георгий Седов”, ледокольный пароход

СообщениеДобавлено: 09 Март 2010 22:06
[ Леспромхоз ]
ВЛАДИМИР ВОРОНИН. ПО МОРЯМ И ОКЕАНАМ


Как я уже сказал, с 1926 года я принял командование ледокольным пароходом "Георгий Седов". Летом 1928 года "Седов", по приказу комитета по спасению дирижабля "Италия", принял участие в поисках экспедиции Нобиле. "Седову" было дано задание обследовать западную часть Земли Франца-Иосифа. Этот поисковый рейс продолжался два месяца - с июля по август 1928 года. Рейс "Седова" в отличие от плаваний "Красина" и "Малыгина" не получил тогда широкой известности, но для меня как для мореплавателя это было одно из интереснейших плаваний.
Пройдя до западного берега Новой Земли и войдя в лед, "Седов" стал пробиваться к Шпицбергену. С большим упорством приходилось нам форсировать почти непроходимый многолетний полярный лед. Мы пробились к Земле Франца-Иосифа, но нигде следов дирижабля не обнаружили. Здесь мы занялись охотой на белых медведей и поймали свыше 20 живых медвежат, которых Госторг продал затем в Гамбург знаменитому Гагенбеку. Медвежата вели себя довольно смирно и в конце концов даже свыклись с судовой обстановкой и дружили со мной. Дойдя до острова Карла, "Седов" повернул на восток. Тяжелые льды и туманы преграждали нам путь к другому острову - Земле Александры. Я надеялся найти здесь площадку для взлета самолета. Самолет летчика Михеева, находившийся на борту "Седова", был снабжен не поплавками, а лыжами, и именно это обстоятельство заставляло нас делать вылазки на острова в поисках площадки для взлета.
Упорно атакуя перемычки между ледяными полями, "Седов" после ряда приключений добрался все-таки до Земли Александры. Здесь, в заливе Вайпрехта, я высадился с людьми. Двумя партиями отправились мы на остров. Одна партия поднялась на ближний мыс Лофлей и осмотрела бухту Норденшельда, другая, в которую входили я и летчики, прошла ледяным припаем к берегу и поднялась на сползающий в море грандиозный ледник, обрывавшийся в море с высоты более чем сто метров. С трудом мы нашли большую трещину, по уступам которой с помощью багров и веревок, как это делают альпинисты, поднялись на плато ледника, заливавшего собой, как и всюду на этих островах, всю поверхность острова. Проваливаясь в широкие и глубокие трещины, скрытые толстым слоем снега, мы каким-то чудом задерживались веревкой, к которой все были привязаны.
Склон к мысу Лофлей был пологим и не представлял трудностей для спуска. И как мы были здесь вознаграждены природой! Перед нами раскрылась величественная картина полярных просторов; стояла какая-то особенная тишина, которая поражает всякого, кто хоть раз побывал в арктических странах.
Мы сидели на земле. Смотрели вдаль. Казалось, что мы видим весь земной шар — так было чисто в воздухе — и что на земном шаре никого нет. Жизнь как бы началась снова. Все старое погибло. Только мы сидим здесь одни, уцелев от старой земли...
Площадки для аэродрома мы не нашли здесь.
"Седов" повернул затем в пролив Кембридж, и мы пошли путем, которым до нас никогда еще не плавали корабли. Мы шли медленно, каждую минуту делая промеры глубины. Близ острова Принца Георга, у мыса Иогансена, я снова высадился с тремя партиями на берег. На этот раз шли на лыжах. Мы взобрались на плато ледника, который казался вполне подходящим для взлета самолета. Лишь в самую последнюю минуту я обнаружил спрятанную под снегом трещину, пересекавшую выбранный нами аэродром.
Во время этого рейса "Седов" прошел три тысячи миль в тяжелых льдах. Разыскивая Нобиле, я встретился с норвежским судном "Хобби", также участвовавшим в поисках. На "Хобби" находились знаменитый Риссер Ларсен — участник экспедиции Амундсена к полюсу — и американка мисс Бойд. Это была довольно интересная встреча. Известный всему миру Ларсен командовал небольшой шхуной, нанятой сумасбродной американкой-миллионершей, которая хотела рассеять свою скуку в экзотическом полярном путешествии. Позже, через год, на мысе Флора в мраморном памятнике, сооруженном в честь погибших исследователей Арктики, среди полуистлевших полярных реликвий — писем терпевших бедствия исследователей — мы нашли новенькую визитную карточку этой мисс Бойд.
"Хобби" ровно через год был куплен Советским союзом и плавал под советским флагом под названием "Белуха".
Из Британского канала, разделяющего Землю Франца-Иосифа на две части, "Седов" прошел к югу и через Карское море и Карские Ворота возвратился в Архангельск.

“Георгий Седов”, ледокольный пароход

СообщениеДобавлено: 09 Март 2010 23:04
Военная Разведка
Конверты “Георгий Седов”, ледокольный пароход
 FILE0106.jpeg
 Jan29^09.JPG
 Jan29^10.JPG

“Георгий Седов”, ледокольный пароход

СообщениеДобавлено: 11 Июнь 2010 06:38
account-823
 Памятная доска о пароходе Седов.jpg
Интересно с каким трагическим событием связана эта памятная доска и как в этой экспедиции проявил себя " Георгий Седов" ? :? Установлена в Североморске.

“Георгий Седов”, ледокольный пароход

СообщениеДобавлено: 11 Июнь 2010 06:50
[ Леспромхоз ]
http://www.yagri.ru/Kultur/Memorials.html

Памятный знак на братской могиле промысловиков-зверобоев

Памятный знак на братской могиле промысловиков-зверобоев, трагически погибших при пожаре на ледокольном пароходе «Георгий Седов» в Молотовском порту 26 марта 1946 года. Открыт в 1975 году, автор – Е.П. Назаров.

Издавна славились зверобойным промыслом поморы. Требовал он смелости, смекалки, опыта. Недаром одним из предметов экспорта еще во времена Ивана Грозного была ворвань – жир морского зверя. Высоко ценилась шкура молодого тюленя – белька. Этим да рыбным промыслом и жили. «Наше поле – это море», говорили поморы.

Старшее поколение помнит, что в 1945-46 гг. тюленевый промысел спас жизни тысяч жителей Архангельска и Северодвинска (Молотовска).

…Голодные военные годы обессилили людей. Нужно было придумать, как и чем поддержать жизнь в обессилевших людях. И тогда-то было решено направить на промысел тюленя ледокольного суда. Результат оказался поразительным: люди буквально ожили. Очевидцы вспоминают: запах варева буквально стоял над городом, к этому надо было привыкнуть, а вот вкус молодой тюленины напоминал мясо.

… И вот последний зверобойный поход в марте 1946 года… Полностью взяв груз тюленины, ледокольные пароходы «Георгий Седов» и «Дежнев» пошли в Молотовск на выгрузку и вначале встали на рейд.

Ничто не предвещало трагедии, но вечером 26 марта загорелся кинопроектор. На беду оказался перекрытым и второй выход. Началась давка. Огонь, а также угарный газ, синильная кислота, удушливый дым, выделившиеся при горении пленки, делали свое дело. Дальнейшее невозможно представить без боли: погибло более двадцати человек, среди них две женщины; около сорока зверобоев лежали в больницах Молотовска и Архангельска.

Погибшие были похоронены в братской могиле на о. Ягры. Памятник строг и скромен. Глыба мрамора, напоминающая кусок льдины. В правом углу – красная звездочка, в центре – табличка с именами погибших. Четыре тумбы, соединенные цепью, напоминают трубы парохода.

Приносят сюда цветы те, кто обязан жизнью отважным поморам.

Литература:

Остроченко, М.М. [О памятном знаке зверобоям] / М.М. Остроченко, А.М. Остроченко // Остроченко М.М., Остроченко А.М. Северодвинск – город корабелов: исторический очерк. – Северодвинск, 1997. – С. 30-31.
Черняева, Л. Трагический рейс «Седова» / Л. Черняева // Корабельная сторона. – 1998. – 1 апр. – С. 4.
Черняева, Л. [О памятном знаке зверобоям] / Л. Черняева // Черняева Л. Духовное богатство народа: лекция Северодвинской городской организации общества «Знание», городского отделения общества охраны памятников истории и культуры. – Северодвинск, б.г. – С. 14-15.

“Георгий Седов”, ледокольный пароход

СообщениеДобавлено: 11 Июнь 2010 07:00
account-823
:tnxman: спасибо за оперативный ответ! Значит это не китобои... а зверобои(речь идёт о заготовке тюленьего мяса) :scratch:

“Георгий Седов”, ледокольный пароход

СообщениеДобавлено: 06 Февраль 2011 22:32
Иван Кукушкин
Фотки.Яндекс: Олег Кулешов, "Семейные фото" http://fotki.yandex.ru/users/fnk24/album/78069/

:": Фотографии моего деда и прадеда.
Ушаков Борис Ефимович (Прадедушка)- Капитан дальнего плавания, капитан первого ранга, ветеран арктики Ушаков Борис Ефимович. Большую часть ходил на корабле Георгие Седове, а так же Сибиряков, Дежнёв, Сталин и др.
Есть книга про моего прадеда "жизнь полярного капитана" В.Власова. Кому интересно пишем, можем делать заказы


Встреча "Г.Седова" из последнего рейса. (1966 год)

 yandex-Ushakov-01.jpg
 yandex-Ushakov-02.jpg
 yandex-Ushakov-03.jpg
 yandex-Ushakov-04.jpg

Пожар на «Георгии Седове»

СообщениеДобавлено: 14 Февраль 2011 22:15
Сергей Некрасов
«Вечером 30 марта 1946 года в Горле Белого моря, на траверзе поморского селения Инцы, суда каравана остановились на очередную ночевку — легли в ледовый дрейф.
Капитан «Седова» Румке и старший механик Матвеев решили использовать стоянку с максимальной пользой для судна. Дело в том, что на всех транспортах запасы угля были на исходе, и наши командиры распорядились произвести перегрузку всех остатков из кормового трюма в угольные бункеры.
Для этой авральной работы, как обычно, созданы три бригады. Наша — ударная — первая вышла на работу с 20 часов до полуночи. Перегрузка шла споро, настроение у моряков бодрое, деловое — завтра в порт! В бригаде по установившейся традиции те, кто помоложе, загружали в трюме уголь в мешки. Лебедчики поднимали их на палубу, а вторая, более сильная, половина бригады таскала их по палубе к носовой части и ссыпала уголь в бункеры. После очередной загрузки партии мешков мы отдыхали, ожидая подачи порожней тары. Вдруг сверху в трюм, завихряясь, хлынули густые клубы дыма. Никаких сигналов или сообщений сверху не поступало — вероятно о нас забыли. Почуяв неладное, мы быстро полезли по скоб-трапам из трюма наверх, на палубу. А выбравшись, оцепенели от неожиданности — пожар!
Вся кормовая часть судна и помещение столовой команды объяты огнем. Буйные, широкие языки пламени, разрывая тьму ночи, взметнулись до клотика кормовой мачты. Горит столовая, оттуда слышатся страшные крики горящих людей. На палубе и в бортовых проходах полыхают тюленьи шкуры с толстым слоем жира на них. Черный, смрадный дым при порывах ветра, клубясь, перехватывает дыхание.
Моряки борются с пожаром. На короткие мгновения выскакивают из полыхающего ада, чтобы перевести дух и снова бросаются в дымную пропасть, пытаясь открыть двери в помещение, где гибнут люди.
От горящего жира и краски на надстройке страшная жара — к помещению невозможно приблизиться. Стальные переборки и палубы раскалились докрасна... Капитан Румке и его старший помощник Буров — опытные, отважные моряки, прошедшие на этом судне все военное лихолетье, пытаются организовать борьбу с пожаром и освободить людей из горящей столовой.
Однако средства пожаротушения крайне примитивны и жалки. Трубопроводы, шланги, краны — все изношено до предела. Напора воды в дырявых шлангах почти нет — сбивать пламя нечем. В этот критический момент к нашему борту вплотную подошел ледокол «Северный ветер». Его пожарные гидранты обрушили на полыхающий «Седов» шквал воды. Основные очаги пламени, особенно бьющие из иллюминаторов помещений, удалось потушить.
Мощными водяными потоками из шлангов начали охлаждать переборки горящих помещений и палубы. Как только сбили основное пламя, моряки, обжигая и раздирая в кровь руки и лица, сорвали, наконец, заклиненные от жары стальные двери и проникли в столовую. Внутри помещения у двери гора тел — около 30 человек. Среди обгоревших трупов, а точнее под ними, несколько человек, еще подающих признаки жизни. Их, обгоревших, полузадохнувшихся, извлекли и переносили в кают-компанию, где был развернут лазарет. Женщина — судовой врач — к сожалению уже не помню фамилию, с добровольными помощниками оказывает первую помощь. После того, как все обгоревшие, но еще живые, были эвакуированы, из столовой начали извлекать тела погибших, а также отдельные фрагменты тел. Ситуация удручающая. Дверь полностью открыть невозможно — так сильно деформирована, в столовой нестерпимая жара — догорают книжные шкафы, мебель, одежда и тела погибших. Смрадная духота — нечем дышать. Три-пять минут и полузадохнувшиеся выбираемся на открытую палубу глотнуть свежего воздуха.
В противоположном углу столовой около задраенной наглухо запасной двери, заваленной еще снаружи тюленьими тушами, наткнулись в потемках (электропроводка сгорела) на еще пятерых погибших моряков. Они, в большинстве матросы во главе с боцманом Федором Юрьевым, пытались выбить заклиненную стальную дверь, но вероятно задохнулись в дыму, а уже потом обгорели. Их тела вынесли последними. Еще и еще раз мы — спасатели — обследуем в темноте и дымном удушье все закоулки столовой. Наконец, убедились — более в помещении столовой никого нет, все кончено. На крышке третьего трюма сложили тела девятнадцати погибших моряков и промышленников-зверобоев, оказавшихся в этой страшной огненной ловушке. Восемнадцать человек лежали в лазарете с травмами и ожогами различной степени. В их числе был и старший механик судна М. М. Матвеев — славный человек, легендарный полярник, отработавший несколько десятилетий на ледокольно-транспортных судах в Арктике.
Фамилии других погибших, к великому сожалению, не сохранились в памяти. В то время для нас, 17—18-летних парней, все были: Коли, Саши или дядя Миша, или Николай Изекильевич (это старший помощник капитана), а фамилии?., они просто почти не фигурировали при общении и поэтому не сохранились в памяти.
Ну а что касается продолжения тех ужасных, трагических событий — все развивалось быстро. Помню, что после краткого совещания капитаны Э. Г. Румке и Ю. К. Хлебников решили быстро переправить тела погибших и всех пострадавших на ледокол и ему одному без каравана немедленно идти в ближайший порт Молотовск. Судам каравана ожидать здесь возвращения ледокола.
Эвакуация не заняла много времени. Естественно, приступать к ней было просто жутко и нечеловечески горько. Я до сих пор помню, что наши земляки — отважные моряки, бывшие участники войны — фронтовики Александр Алексеевич Попов и Александр Егорович Широкий — первыми взялись за это скорбное дело. Затем их мужественному примеру последовали другие, и печальный конвейер между судном и ледоколом заработал безостановочно.
По окончании передачи тел погибших ледокол включил все свои шесть дизель-генераторов и ринулся в ночную мглу, будто в преисподнюю. Это произошло около полуночи, а утром «Северный ветер» пришел в порт Молотовск. В течение двух часов он передал свой печальный груз береговым службам и, выполнив портовые формальности, вышел в море навстречу каравану.
К вечеру ледокол неожиданно словно призрак вынырнул из непроглядного тумана перед носом «Седова». Знаменитый, дерзновенно отчаянный полярный капитан Юрий Константинович Хлебников умел блестяще водить ледоколы в любых условиях арктических плаваний. Я убежден, что об этом замечательном профессионале, лихом моряке и великолепном арктическом судоводителе будет написана хорошая, большая, очень нужная, особенно молодым морякам, книга — он, безусловно, это заслужил. Во время суточной стоянки каравана во льдах в ожидании подхода ледокола с «Дежнева» и «Мурмана» перешли на «Седов» группы моряков: механики, машинисты, кочегары, матросы, радист, чтобы заменить на ходовых вахтах погибших и пострадавших при пожаре. У нас на «Седове» тогда оставались в строю, например, один механик, два матроса, половина машинистов — некому было стоять вахты на мостике, в радиорубке, машинном отделении и кочегарке. Да и многие из тех, кто уцелели при пожаре, еще долго не могли прийти в более-менее нормальное состояние.

Относительно последствий той страшной трагедии — пожара в море — можно добавить следующее. На «Седове» тогда погибли 19 человек, еще 18 пострадавших были доставлены в береговые больницы. Несколько человек позднее скончались от тяжелых ожогов и различных травм. Информация об этой трагедии была весьма скудная — время было такое, послевоенное, суровое.

Истинные причины этого пожара, унесшего и искалечившего десятки молодых жизней, для нас так и остались тогда не очень понятны. Основная версия заключалась в том, что в результате неисправности электрооборудования от появившегося искрения вспыхнули киноленты, лежавшие в открытых банках для хранения. По крайней мере, те, кто были в столовой, утверждали, что сначала произошла небольшая вспышка у киноаппарата, затем все ослепительно вспыхнуло и фанерная кинобудка разлетелась на куски. Пламя охватило помещение столовой.
В результате возгорания лент произошел взрыв, горящие их части рассыпались на мебель, шкафы с книгами — все быстро воспламенилось. Переборки в столовой покрыты крашеной фанерой, тоже чрезвычайно огнеопасной. Люди (около 50 человек), находившиеся в столовой, бросились к двери. Несколько человек успели выскочить в тамбур. Но под напором столпившихся у выхода, дверь, открывавшаяся вовнутрь помещения, захлопнулась. Люди оказались в огненной западне. Одни из них сгорели, другие просто задохнулись и только несколько человек, оказавшихся в самом низу свалки у двери, остались живы, получив ожоги и травмы различной степени».


Леонид Селивёрстов «Из Поморья – в океан», Мурманск, 2005 год, 1000 экз.

 georgy_sedov_800.jpg