"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

От ладьи и коча до атомохода.

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение Alexander Belov » 10 Апрель 2010 22:23

Если этот источник Вам не известен, то, думаю, будет любопытно:

http://militera.lib.ru/memo/russian/sok ... index.html

Соколов Борис
Падение Северной области

Издание: Гражданская война в России: Война на Севере. — М: ACT; Транзиткнига; СПб.: Terra Fantastica, 2004.

Из предисловия: Для понимания истории великой российской междуусобицы происходившее на севере России представляет значительный интерес. Благодаря стабильному фронту внутренняя жизнь здесь шла в условиях почти мирного времени, и по ней можно изучать развитие характерных для Белого движения явлений: противоречий с союзниками, конфликтов между политическими партиями, борьбу за власть между гражданскими организациями и военными. Особый интерес представляет экономическая и хозяйственная деятельность местных властей. В предлагаемый вниманию читателя сборник включены и записки министра Северного правительства Бориса Соколова «Падение Северной области».


http://militera.lib.ru/memo/russian/sok ... index.html

Книга есть в упакованном виде:
http://militera.lib.ru/memo/0/chm/russi ... lov_b7.zip

Здесь эта книга уже упоминалась.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение account-823 » 11 Апрель 2010 08:10

Спасибо за полезные ссылки :tnxman: но мой интерес в этой теме ограничивается ледоколом "Святогоръ" и периодом с 1917 по 1921 год. :x3: и похоже я сегодня уже практически нашёл по ней ответ.Если Вам это интересно, взгляните здесь; http://wunderwaffe.narod.ru/Articles/misc/flot_slo.html тут есть практически всё по моему вопросу;

"...Уже 5 августа «правительство» Чайковского удовлетворив просьбу «союзного командования» в лице английского адмирала Кемпа, передало англичанам во «временное пользование» посыльное судно «Горислава», ледоколы «Святогор» и «Микула Селянинович» и восемь тральщиков. Формально суда флотилии СЛО передавались на том основании, что «временное правительство», признавая себя в состоянии войны с Германией, предоставляет свои суда англичанам в порядке «союзной помощи». Условия передачи судов предусматривали, что суда «остаются русской собственностью» и «будут плавать под русским флагом» . Но англичане совершенно не соблюдали эти условия... Уход ледоколов на ремонт в Англию часто кончался тем, что они уже больше не возвращались. Так, «Микула Селянинович» осенью 1918 г. ушел на ремонт в Англию под русским флагом. К осени же 1919 г. он вместе с ледоколом «Илья Муромец» был передан англичанами французам, которые укомплектовали ледоколы своими командами и подняли на них французские флаги. Последний из строившихся в Англии по заказу царского правительства ледоколов — «Св. Александр Невский», законченный постройкой в конце 1917 г., был захвачен англичанами и на нем был поднят английский флаг. Под названием «Александер» этот ледокол приходил в 1918 г. в Архангельск. Под английским флагом плавал также ледокол «Святогор». "

Спасибо Вам за дельные советы и ссылки.Обязательно вернусь к этой теме ещё раз более подробно, позднее. :yes: С уважением Константин.
account-823
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение account-724 » 17 Апрель 2010 21:14

Источник: http://www.law.edu.ru/article/article.a ... eID=140994

Спор о ледоколе ¨Красин¨ (¨Святогор¨) / Иванов, А. А., Спор о ледоколе "Красин" ("Святогор") / А. А. Иванов. //Правоведение. -1993. - № 3. - С. 51 - 57

СОДЕРЖ.: Кто является собственником ледокола "Красин" ? • Стал ли Международный фонд истории науки юридическим
лицом ? • Приобрело ли СП "Техимекс" право собственности на ледокол "Красин" ? • Является ли договор купли-
продажи ледокола "Красин" недействительными ? • Когда ледокол "Красин" стал музеем и памятником истории и
культуры ? • Итоги.
Библиогр. в подстрочных примечаниях.
Статья находится в издании «Известия высших учебных заведений:»
Материал(ы): Спор о ледоколе «Красин» («Святогор») [Журнал "Правоведение"/1993/№ 3]
Иванов А.А., Кандидат юридических наук, ассистент С.-Петербургского государственного университета.



В истории нашей цивилистики не так уж много судебных дел, в которых бы столь тесно переплелись политическая интрига и бескорыстное служение благу России, использование недостатков действующего законодательства и сугубо доктринальные проблемы, как в споре о ледоколе «Красин» («Святогор»). Но закулисные игры и влияния не имеют особого значения для ответа на вопрос о том, каким должно быть справедливое, юридически обоснованное решение данного казуса, тем более что они подчас недоказуемы и непроверяемы, а значит, могут быть отброшены при анализе данного дела. Цель настоящей статьи—иная. Изучение событий, участником которых отчасти был и автор настоящей статьи, необходимо для того, чтобы избежать в будущем таких ситуаций, когда бы несовершенство законов позволяло ущемлять высшие интересы нации, к числу которых, несомненно, относится и сохранение ее культурного наследия.

Ледокол «Красин», изначальное название которого—«Святогор», представляет собой истинную культурную ценность для настоящего и будущего поколений России. Его значение состоит не только в той роли, которую он сыграл в мировой истории, но и в технических характеристиках. «Святогор» был одним из первых русских ледоколов и верой и правдой служил Отечеству практически более 50 лет. Он принимал участие в спасении экипажа ледокола «Ф. Литке» и экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле «Италия» к Северному полюсу в 1928 г., за что был награжден орденом Трудового Красного Знамени (№ 98), в боевых действиях па Севере в период гражданской войны и проведении караванов союзников во время Великой Отечествен пой войны (конвой PQ—15), наконец, в мирное освоении Арктики.

Судно было построено в 1917 г. на верфи в Глазго (Великобритания) по проекту знаменитого ледокола «Ермак», ныне уже безвозвратно утраченного (сданного на слом). Технические идеи, положенные в основу строительства этого типа судов, связаны с творчеством адмирала С. О. Макарова. Участие в строительстве «Святогора» принимал и инженер Е. И. Замятин, ставший впоследствии известным писателем. Техническая ценность «Красина» состоит в уникальности его цельноклепанного корпуса (другого судна с таким корпусом в России уже не существует). Толщина корпуса судна в его ледокольной части в четыре раза превышает ту, которая существует на современных ледоколах аналогичного тоннажа. К тому же эта действующий ледокол с паровым двигателем.1

Безжалостное время и отсутствие необходимых средств сделало ледокол обременительным для его последнего легитимированного владельца — Северного морского научно-производственного геологогеофизического объединения «Севморгео», — и последнее решило кому-нибудь его передать с целью превращения в музей.

11 августа 1989 г. ледокол «Красин» был безвозмездно передан на баланс «Международного фонда истории науки»,2 о чем был составлен соответствующий акт, для использования в качестве плавающего научного центра и музея (эта цель была предусмотрена подписанным протоколом о намерениях). Серьезных действий по созданию музея предпринято, однако, не было. Наоборот, судно было продано Фондом совместному советско-австрийско-германскому предприятию «Техимекс», которое, в свою очередь, сдало судно в аренду за границу. «Красин» переименовали в «Святогор» и предприняли попытку его вывода за пределы СССР,3 которая была пресечена благодаря вмешательству мэра Санкт-Петербурга А. А. Собчака, обратившегося с письмами к различным государственным органам, в том числе в прокуратуру. Подготовку материалов для мэра осуществлял Комитет по обращениям и жалобам,

В возникшем конфликте принимали участие множество должностных лиц и органов государственного управления СССР и РСФСР, средства массовой информации, ученые, общественность. Прокуратура предъявила к Международному фонду истории науки и СП «Техимекс» иск о признании договора купли-продажи недействительным. Арбитраж Санкт-Петербурга оставил заявление прокурора без рассмотрения со ссылкой на неподведомственность спора из-за отсутствия согласия сторон на рассмотрение иска в арбитраже. Иск прокурора, предъявленный в защиту Комитета но культуре мэрии Санкт-Петербурга как истца, был удовлетворен Санкт-Петербургским городским судом 13 апреля 1992г. После отказа в удовлетворении кассационной жалобы одного из ответчиков (Фонда) решение суда вступило в силу.

В процессе был затронут ряд важных проблем материального гражданского права (о праве собственности па ледокол и порядке его перехода; об основаниях недействительности договора купли-продажи судна; о том, стал ли Международный фонд истории науки юридическим лицом и когда; о понятии музея и вновь выявленного памятника истории и культуры и ряд других), которые требуют четкого законодательного решения. На них-то и будет сосредоточено внимание.


I. Кто является собственником ледокола «Красин»? До передачи судна на баланс Международного фонда истории науки оно было государственной собственностью Союза ССР. Однако в то время подобная передача регламентировалась Положением о порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР № 940 от 16 ноября 1979 г.,4 и изданной на основе этого Положения инструкцией Минфина СССР.5 Ледокол имел на борту команду и вполне мог рассматриваться как предприятие, не имеющее прав юридического лица.6 Передача таких предприятий в принципе ничем не отличалась от передачи юридических лиц, ведь названное Положение и изданные в его развитие документы касались лишь имущественных, финансовых и организационных вопросов (что, как, когда и в каком порядке передается из имущества). Возможен такой вывод и на основании аналогии закона.

В соответствии с указанным Положением передача предприятий от государственных к общественным организациям (а именно к ним и относил себя Международный фонд истории науки) должна производиться за плату. В нарушение этого правила ледокол «Красин» был передан с баланса на баланс бесплатно, т. е. неправомерно. А раз так, то он мог быть изъят у Международного фонда истории науки как у безвозмездного приобретателя па основании ч. 3 ст. 152 ГК РСФСР, «Севморгео» нарушило правила о передаче ледокола и потому оказалось неуправомоченным отчуждателем. Фонд, в свою очередь, не приобрел права собственности на судно, оно осталось за государством.

Этот вывод можно подтвердить и ссылкой на действовавший в то время Закон о государственном предприятии (объединении),7 который в п. 4 ст. 4 разрешал таким предприятиям «передавать другим предприятиям и организациям, продавать, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности». Эту неудачную формулировку следует подвергать доктринальному толкованию. Передача взаймы (пусть и бесплатно) индивидуально определенных вещей, к числу которых относится и «Красин», невозможна. Следовательно, такие вещи можно передавать лишь в безвозмездное пользование, но никак не в собственность без какой-либо оплаты. Этот аргумент работает и в случае, если не распространять па данную передачу упомянутое выше Положение. Что же касается права «передавать другим предприятиям» различные имущественные объекты, его вряд ли можно понимать иначе, кроме как подчиненное Положению.

Наконец, одним из доводов в пользу истца может служить следующее соображение. Международный фонд истории науки не мог приобрести права собственности на ледокол, так как в момент принятия его на баланс не являлся юридическим лицом. Справедливо ли это? По-видимому, да, ибо приобретателем выступает несуществующий субъект, и последующее оформление юридического лица автоматически не превращает последнего в собственника, а если пет приобретательной давности, оно вообще не может приобрести права собственности.

Таким образом, при любых обстоятельствах до продажи СП «Техимекс» ледокол «Красин» продолжал оставаться государственной собственностью.


2. Стал ли Международный фонд истории науки юридическим лицом? В момент принятия ледокола «Красин» на свой баланс Международный фонд истории науки не имел устава, зарегистрированного в официальных органах СССР или РСФСР. Единственным документом, который тогда имел Фонд, был «устав», утвержденный в 1986 г. на Международном симпозиуме истории науки в Ленинграде. Разумеется, такое оформление международного общественного объединения недостаточно с позиции и Закона СССР «Об общественных объединениях",8 и ранее действовавшего законодательства.9 Можно считать установленным, что о момент получения ледокола Фонд не был юридическим лицом, не имел своего баланса и был не в состоянии что-либо на него принять.

Именно это обстоятельство позволило Комитету народного контроля СССР назвать Международный фонд истории науки «эфемерной, незарегистрированной» организацией. Однако подобное убеждение разделяли не все союзные органы. Министерство юстиции СССР 15 июля 1991 г. в своем письме утверждало, что создание Фонда проходило в соответствии с установившейся практикой, когда роль конституирующих актов, признающих законный характер уже имевшей место деятельности общественных организаций, играли постановления Совета Министров СССР. К числу таких актов, по мнению Минюста СССР, относилось и постановление Правительства СССР от 15 августа 1990 г. № 820 «О деятельности па территории СССР Международного фонда истории науки».10 В п. 1 названного Постановления зафиксировано: «Международный фонд истории науки... пользуется правами юридического лица по советскому законодательству». Как бы ни толковать этот пункт, обратной силы он не имеет, и сделать Фонд юридическим лицом ab ovo не в состоянии. Если Фонд и стал юридическим лицом, в чем есть некоторые сомнения, то только с момента вступления в действие названного Постановления.

В ч. 2 п. 1 Постановления от 15 августа 1990г. сказано: «Деятельность Международного фонда истории науки осуществляется в соответствии с его уставом». Однако это указание вовсе не означает утверждения того «устава», который имел Фонд. Постановление же само по себе не включает полного набора признаков юридического лица, необходимых в соответствии со ст. 23 ГК РСФСР: совершенно не затронуты вопросы организационного построения Фонда, слабо раскрыта его имущественная обособленность, не решены вопросы ответственности по долгам, неясно, кто может действовать от имени Фонда без доверенности и, следовательно, является его органом. Отсюда упоминание в Постановлении об «уставе» ориентировало лишь на необходимость его регистрации в будущем. А пока все свелось к простой декларации. Наша доктрина всегда исходила из того, что, если налицо материальные признаки юридического лица, но отсутствует формальное признание таковым, юридическое лицо все-таки существует. Естественно, отсутствие материальных признаков при формальном признании юридическим лицом требует восполнения первых в учредительных документах. Отсюда можно сделать вывод о том, что Постановление от 15 августа 1990г. было предназначено не для конституирования Фонда как юридического лица, а лишь для предоставления ему льгот и привилегий. Оно исходило из того, что Фонд уже имеет права юридического лица на основании зарегистрированного в установленном порядке «устава», но никак не проекта.

Вообще практика создания юридических лиц на основании простого постановления Правительства, без утверждения учредительных документов, порочна. Ведь в соответствии со ст. 25 ГК РСФСР юридические лица могут действовать на основании устава (а в соответствии со ст. 13 Основ гражданского законодательства 1991 г.11 — и других учредительных документов) или общего положения об организациях данного вида. В случае с Фондом устав как таковой отсутствует. Постановление же Совета Министров СССР от 15 августа 1990 г. нельзя считать положением об организациях данного вида. Отсюда имевшаяся практика признания юридическими лицами на основании постановлений Правительства без регистрации учредительных документов противоречит закону.

Поскольку Международный фонд истории науки в момент получения ледокола «Красин» ни при каких обстоятельствах не мог быть юридическим лицом, фактическим беститульным (незаконным) владельцем судна стала группа физических лиц, именующих себя «Фондом». Эта группа лиц не приобрела права собственности па ледокол. Даже если признать, что Фонд стал юридическим лицом на основании Постановления Совета Министров СССР от 15 августа 1990г., это не может повлечь за собой автоматического прекращения права собственности государства на «Красин». Правда, в п. 7 того же Постановления принято во внимание, что «на балансе Фонда находится научно-исследовательское судно — ледокол "Красин"». Однако это не означает признания права собственности на этот объект за Международным фондом истории науки. Нахождение на балансе—категория учетно-бухгалтерская, а невещно-правовая. Незаконный владелец может поставить вещь, приобретенную у пеуправомоченного отчуждателя на свой баланс, но это не сделает его собственником. Принятие на баланс— акт односторонний, он не касается и не может касаться внешних отношений юридического лица.


3. Приобрело ли СП «Техимекс» право собственности на ледокол «Красин»? Договор купли-продажи ледокола «Красин» между Фондом как продавцом и СП «Техимекс» как покупателем был заключен 14 июня 1991 г. В этот момент собственником судна продолжало оставаться государство. Фонд был лишь фактическим беститульным владельцем ледокола, а значит, неуправомоченным отчуждателем. Приобретение права собственности СП «Техимекс» в подобной ситуации должно подчиняться правилам ст. 151—157 ГК РСФСР. СП «Техимекс» могло стать собственником ледокола только в случае добросовестного возмездного его приобретения и при условии, что судно выбыло из владения прежнего собственника (владельца) по воле последнего. В деле нет фактов, которые бы подтверждали недобросовестность приобретения: СП «Техимекс» не знало и не должно было знать о том, что ледокол Фонду не принадлежит. Достаточно вспомнить о том, что Совет Министров СССР в своем Постановлении принял к сведению, что «Красин» находится на балансе Фонда. Следовательно, приобретение было добросовестным. Возмездный характер приобретения СП «Техимекс» судна тоже сомнений не вызывает.

До передачи Фонду ледокол находился на балансе «Севморгео», которое и было его владельцем, передавшим «Красин» совершенно добровольно. Нарушение же установленного порядка передачи (ее незаконность) не предрешает вопросов, касающихся воли. Здесь нуждаются в пояснении лишь два вопроса. Первый связан с п. 3 ст. 152 ГК РСФСР, в которой сказано, что «если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях». Как трактовать словосочетание «во всех случаях»? Под «всеми случаями» понимается, по-видимому, как добросовестное, так и недобросовестное приобретение, а также выбытие вещи из владения собственника как по его воле, так и против нее. Но если первый приобретатель вещи от неуправомоченного отчуждателя был безвозмездным, а последующий (остальные) — возмездными, можно ли считать подобную ситуацию подпадающей под ч. 3 ст. 152? Думается, нет. Ибо когда речь идет об истребовании имущества из чужого незаконного владения, под приобретателем вещи понимается ее фактический владелец (в нашем случае — СП «Техимекс»). И если такой владелец — возмездный приобретатель, действуют общие правила, предусмотренные п. 1 ст. 152. В противном случае в ч. 3 той же статьи было бы сказано: «.. .если имущество безвозмездно отчуждено лицом, которое не имело права его отчуждать...».

Второй вопрос касается ст. 153 ГК РСФСР. Если бы ее применение не подвергалось обоснованным сомнениям, то исход дела был бы очевиден. Однако в 1991 г. на территории России уже действовал Закон о собственности в РСФСР,12 который в п. 2 ст. 2 провозглашал равенство всех форм собственности при их осуществлении. Этот принцип предполагает, что ни одна из форм собственности не должна иметь ни преимуществ, ни специальных ограничений по сравнению с другими формами. Следовательно, правило ст. 153 ГК РСФСР, как устанавливающее такое преимущество, применяться не должно, хотя оно не удалено из кодекса до сих пор. Именно это обстоятельство не позволило суду при рассмотрении спора ссылаться на обсуждаемое правило.

Но одного лишь факта заключения договора купли-продажи вещи, впрочем, недостаточно для того, чтобы право собственности на нее перешло к приобретателю, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 135 ГК РСФСР, п. 2 ст. 7 Закона о собственности в РСФСР). Необходимо произвести передачу вещи, для чего недостаточно просто составить акт сдачи-приемки. Ведь последний только оформляет действительную передачу, если она произошла. Правда, доктрина всегда допускала так называемую «символическую» передачу, однако ее рамки следует обрисовывать достаточно узко. «Символом» передачи будет лишь то, что при вручении приобретателю открывает ему возможность самостоятельно осуществлять право собственности. При этом реальная передача должна быть, как правило, невозможной (применительно к недвижимости) или нецелесообразной (передача ключей от склада, где находится товар, и т. п.). В любом случае составление акта сдачи-приемки не может считаться символической передачей. Передача ледокола «Красин» должна быть реальной, а не символической. Состоялась ли она? Ряд фактов свидетельствует в пользу того, что реальная передача была (например, судно было сдано СП «Техимекс» в аренду третьему лицу, СП несло расходы по содержанию ледокола и т. д.). И это, по-видимому, стало главным обстоятельством, обусловившим нежелание и прокурора и суда прибегнуть к нормам о виндикационных исках для изъятия ледокола.

Однако нельзя игнорировать еще одно соображение. Если в момент заключения договора купли-продажи Фонд не был юридическим лицом, то, по логике вещей, продавцом должна была бы выступать группа физических лиц, выступающая под маской Фонда. Между тем в качестве продавца в договоре указан Фонд. Но тогда договор купли-продажи ничтожен, ибо с самого начала одной из его сторон была организация, не имеющая прав юридического лица. В таких условиях нельзя вести речь о переходе права собственности к приобретателю при передаче ему вещи. Ведь ст. 135 ГК РСФСР определяет лишь момент перехода права собственности к приобретателю по договору. Поскольку же договор ничтожен, воля фактического владельца (группы физических лиц) на передачу вещи отсутствует (договор подписан не от их имени), а значит, не происходит и перехода права собственности к СП «Техимекс».


4. Является ли договор купли-продажи ледокола «Красин» недействительным? Спор по поводу ледокола «Красин» разрешился путем признания договора купли-продажи недействительным по основаниям, предусмотренным ст. 48, 49 и 50 ГК РСФСР, с применением односторонней реституции. Ледокол был передан государству, а Фонд должен был возвратить СП «Техимекс» все полученное по сделке, признанной недействительной. Таким образом, изначально проблема конкуренции исков по данному делу была решена не в пользу виндикации. Подобный исход спора нуждается в подробном анализе.

Прежде всего вызывает сомнения соединение в одном решении сразу трех составов противоправных сделок, один из которых, закрепленный в ст. 48 ГК РСФСР, является общим, а два других—специальными. Зачем совмещать общий и специальные составы, в частности ст. 48 и 49 ГК, если в них предусмотрены совершенно различные последствия (двусторонняя реституция в первой и двусторонняя конфискация или односторонние реституция и конфискация во второй)? Ведь сделка, которая противоречит целям деятельности юридического лица и притом совершена с целью, заведомо противной интересам государства • и общества, безусловно противоречит и закону. Квалификация недействительной сделки по ст. 50 ГК (и это указано прямо в данной статье) может совмещаться либо со ст. 48, либо со ст. 49, третьего не дано. С учетом того, что «Красин» был изъят в доход государства, единственно возможной была квалификация недействительной сделки по ст. 49 и 50 ГК. Использование же ст. 48, предполагающей двустороннюю реституцию, было лишним, что вовсе не означает отсутствия необходимости анализировать незаконность совершенной сделки. Применение ст. 50 ГК обосновывалось истцом так: в перечне целей и задач Фонда (в его «уставе») нет указания на возможность вести коммерческую деятельность, между тем сделка купли-продажи ледокола принесла прибыль (Фонд получил судно бесплатно, а продал за 5 млн руб.). Отсюда вывод: Фонд вышел за пределы своих целей деятельности и договор купли-продажи является внеуставной сделкой. Был использован и еще один аргумент: в «учредительных» документах Фонда нигде не закреплено его право совершать сделки с имеющимися у него культурными ценностями. Естественно, подобные доводы имеют смысл только в случае, если признавать Фонд в момент заключения договора купли-продажи юридическим лицом. В противном случае сделка просто должна считаться незаключенной. Рассмотрим эти доводы.

Для признания сделки, заключенной юридическим лицом, внеуставной мало показать, что в учредительных документах соответствующий вид деятельности не упомянут. Нужно установить, не допускает ли действующее законодательство возможности нести определенный вид деятельности для любой организации. Закон СССР об общественных объединениях вовсе не исключает того, что соответствующая организация ведет коммерческую деятельность. Разумеется, существовали и продолжают существовать ограничения, касающиеся предпринимательской деятельности общественных объединений, но вопрос о них и о том, вышел ли Фонд за их рамки, в процессе не ставился. Далее, никто и никогда не оспаривал права юридического лица (в том числе и общественного объединения) продавать имеющееся у него имущество (здания, сооружения, оборудование, инвентарь). Главное, чтобы такая продажа (применительно к общественным объединениям) не становилась систематической, когда основная цель — извлечение прибыли. Применительно к купле-продаже «Красина» о систематичности не могло быть и речи. Это была разовая сделка. Кроме того, наше законодательство пока не содержит никакого определения разовой «коммерческой сделки»: речь идет только о предпринимательской (коммерческой) деятельности. Следовательно, коммерческой может быть только такая сделка, которая заключается в рамках соответствующей деятельности (а ей-то всегда свойственна систематичность). Единичность же сделки с ледоколом никем опровергнута не была. Наконец, никто и никогда не оспаривал права общественных объединений совершать сделки с имеющимися у них культурными ценностями, если при этом не нарушается законодательство об охране памятников истории и культуры. Но факт нарушения такого законодательства для признания сделки недействительной по ст. 50 ГК значения не имеет. Для этих целей служат ст. 48 и 49 ГК. Поэтому обращение суда к ст. 50 для разрешения возникшего спора выглядит достаточно странным.

Признание сделки недействительной по ст. 49 ГК требует установления по крайней мере трех обстоятельств: 1) незаконности сделки; 2) ее направленности против интересов государства и общества; 3) наличие умысла у обеих сторон или по крайней мере у одной стороны. Естественно, только при условии доказанности факта незаконности сделки можно переходить к установлению иных обстоятельств. Законная сделка не может быть ни направлена против интересов государства и общества, ни совершена умышленно. Незаконность же договора купли-продажи ледокола может быть связана только с нарушением законодательства об охране памятников истории и культуры.


5. Когда ледокол «Красин» стал музеем и памятником истории и культуры? Определение того момента, начиная с которого ледокол является памятником истории и культуры, имеет существенное значение. Ведь именно с этого момента можно вести речь о том, что любая сделка по поводу судна незаконна, поскольку она нарушает законодательство об охране памятников истории и культуры. Решение о признании памятником не имеет обратной силы и не опорочивает сделки, совершенные с соответствующим объектом ранее.

Министерство культуры СССР 26 сентября 1991 г. признало ледокол «Красин» вновь выявленным памятником истории и культуры, который, до постановки на государственный учет, подлежит охране в том же порядке, что и учтенный памятник (ст. 21 Закона СССР об охране памятников истории и культуры13). Продажа, дарение или иное отчуждение памятников допускается только с обязательным предварительным уведомлением государственных органов охраны памятников. Проблема лишь в том, что такое уведомление необходимо для вновь выявленных (поставленных на учет) памятников. Договор купли-продажи, заключенный до формального момента выявления (учета), будет действителен, хотя при этом памятник все равно нельзя вывезти за границу.

Однако в материалах дела есть данные о том, что ледокол «Красин» является памятником истории и культуры как музей. Это обстоятельство было выявлено гораздо раньше заключения договора купли-продажи. Еще в Постановлении от 15 августа 1990 г. № 820 судно именовалось музеем. Это положение само по себе можно трактовать как постановку ледокола на учет в качестве вновь выявленного памятника истории и культуры, произведенную органом общей компетенции. При передаче судна Фонду тот подписал с «Севморгео» протокол о намерениях, в котором признал «Красин» музеем. Все это предоставило суду возможность при определении правового режима судна применить Положение о Музейном фонде Союза ССР, утвержденное приказом Министерства культуры СССР № 483 от 27 декабря 1988 г.14 Объекты, входящие в состав Музейного фонда, могут быть проданы (переданы) третьему лицу только с письменного разрешения Министерства культуры (п. 3.5 и 5.3 названного Положения). Следовательно, договор купли-продажи ледокола-музея является незаконным, поскольку за разрешением в Министерство культуры ничто не обращался.

Признание договора недействительным по ст. 49 ГК требовало установления еще двух обстоятельств. Прежде всего речь должна идти о направленности договора против интересов государства и общества. И здесь важную роль играет признание ледокола музеем. А что может быть губительнее для общества, чем утрата его культурных ценностей! Могут возразить: СП «Техимекс»— российское юридическое лицо, и заключение договора купли-продажи ледокола «Красин» с ним еще не влечет за собой утраты национального достояния. Однако последующие действия СП, в частности попытки вывезти судно из страны, как раз подтверждают направленность сделки против интересов государства и общества. Наличие умысла при заключении договора купли-продажи также не вызывает сомнений. Ясно, что обе стороны вполне осознавали, с каким ценным объектом они имеют дело. Поэтому вряд ли можно согласиться с применением судом конфискации только к одной стороне. в. Итоги. Из дела о ледоколе «Красин» можно сделать два важных вывода, один — доктринального, а другой — практического свойства. Первый состоит в том, что в гражданском законодательстве необходимо сохранить состав недействительности сделки, подобный предусмотренному ст. 49 ГК, с последствиями в форме двух- или односторонней конфискации. Разумеется, этот состав должен быть назван иначе и включать другие условия. Но, самое главное, должен сохраниться в неприкосновенности дух данного состава — возможность не только возвратить стороны в первоначальное положение, но и наказать их за особо злостные действия путем применения конфискации. Ведь возможны ситуации, когда все иные гражданско-правовые средства бессильны, а оставить вес, как было, рука не поднимается, как в случае с ледоколом «Красин». Второй вывод прискорбен. Сколько сил, времени и средств было истрачено на судебную тяжбу — и вот дело, наконец, получило разрешение: судно передано государству. Однако денег на ремонт судна нет и ледокол продолжает ветшать. Гримасы нашего времени—без них никуда.


Примечания и ссылки:
    1 Судно занесено в Государственный морской регистр,
    2 Именуется в дальнейшем «Фонд».
    3 Любопытно, что ледокол уже однажды был в руках иностранного государства—Великобритании, однако в 1927 г. был выкуплен у английского правительства по инициативе Л. Б. Красина. До этого советское правительство арендовало ледокол для спасения попавшего в ледовый плен в Архангельске ледокола «Соловей Будимирович».
    4 СП СССР. 1979. № 26. Ст. 172. Аналогичное Положение было утверждено и в РСФСР (СП РСФСР. 1980. № 11. Ст. 85).
    5 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1990. № 6. С. 18—25.
    6 Использование термина «предприятие, не имеющее прав юридического лица», не было для советского законодательства необычным, особенно если вспомнить так называемые «трестированные» предприятия периода нэпа или «подсобные» предприятия более позднего периода. Такой подход вполне соответствует и доктрине, для которой всегда была очевидной возможность рассматривать предприятие и как объект права.
    7 Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 26. Ст. 385.
    8 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 42. Ст. 839.
    9 См.: Положение о добровольных обществах и их союзах//СУ РСФСР. 1932. № 74. Ст. 331.
    10 СП СССР. 1990. № 23. Ст. 111.
    11 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 26. Ст. 733.
    12 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416.
    13 Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 44. Ст. 628.
    14 Основные служебные документы Министерства культуры СССР за IV квартал 1988 г. М., 1989. С. 20—26.
account-724
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение Dobrolet » 20 Май 2010 12:46

 1031418135.jpg
 1031418135_1.jpg
СОЮЗФОТО № 168602
Голландия. Апрель 34 г.
"КРАСИН" НА ПУТИ В АМЕРИКУ
Ледокол "Красин" погрузил 29 марта 10.000 угля в Роттердаме и вышел в дальнейший путь.
На снимке: "Красин" в Роттердамской гавани.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение Александр Кот » 16 Ноябрь 2010 20:41

Фотосессия ледокола "Красин", пришвартованного к набережной Лейтенанта Шмидта, Санкт-Петербург, 2010 г.
http://walkarounds.scalemodels.ru/v/wal ... ps/krasin/
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение Александр Кот » 14 Декабрь 2010 20:28

 Смоленск встречает ледокол Красин. jpg.jpg
Пароход «Смоленск» встречается с ледоколом «Красин» в Бухте Провидения.
Экспедиция по спасению челюскинцев, 1934 г.
Фотограф Владислав Микоша
Музей «Московский Дом фотографии»
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение Kirindas » 14 Декабрь 2010 21:56

 73138.jpg
к теме "Смоленска", снимок, я так понимаю, май 1934 г.
кстати интересно чем занимался "Красин" с августа 1933 по февраль 1934
там вроде был ремонт
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 23 Январь 2011 16:05

Музей «Ледокол Красин» / http://www.krassin.ru/ice_breaker_28_30/

Работа ледокола в 1928–30е годы

Закончившаяся триумфом экспедиция по спасению экипажа У.Нобиле была успешной и в научном отношении. "Красин" поставил рекорд свободного плавания в арктических широтах, им была достигнута широта 81° 47' с.ш., при этом важную роль сыграла самолетная разведка. Впервые в этом районе были выполнены обширные исследования по изучению гидрометеорологического режима и состояния ледовых условий плавания. На большом пространстве между островом Шпицберген и Землей Франца Иосифа произведен промер глубин, что позволило составить некоторое представление о рельефе дна этой части Северного Ледовитого океана.

Научная программа для морских экспедиций на "Красине" с 1925 года разрабатывалась и осуществлялась Научно-исследовательским институтом по изучению Севера, а с 1930 года Всесоюзным Арктическим институтом. Руководство экспедициями осуществляли всемирно известные ученые: В.Ю.Визе, Р.Л.Самойлович, Н.И.Евгенов, О.Ю.Шмидт.

Эпопея 1928 года имела огромное значение для дальнейшего судоходства в Арктике. В полной мере встал вопрос об использовании ледокола "Красин" в суровых условиях Арктики. Поступали различные предложения.

В январе 1929 года Р.Л.Самойлович на заседании Правительственной Комиссии по 5-ти летнему плану научно-исследовательских работ в Арктике предложил отправить на ледоколе "Красин" экспедицию в район Северной Земли. Но Правительственная Комиссия во главе с ее председателем С.Каменевым большинством голосов посчитала вариант посылки ледокола "Красин" на Северную Землю неприемлемым.

В марте 1929 года уполномоченный Комсеверпути Н.И.Евгенов пишет докладную записку "О необходимости участия ледокола "Красин" в Карской экспедиции 1929 года". Он считает, что "при проводке судов во льдах Карского моря необходима уверенность в мощности и силе ледокола, уверенность в том, что он пройдет, не останавливаясь и не застревая в любом льду Карского моря, имея позади себя караван судов". Евгенов уверен, что "Красин" - единственный ледокол, способный справиться с этой задачей. С ним согласились.

С 1929 года ледокол "Красин" стал лидером Карских морских экспедиций. Но он не только водил грузовые торговые караваны. Во время арктических плаваний на нем выполнялся большой объем гидрологических работ.

В 1932 году он принимает участие в выполнении программы II Международного полярного года. Ему удается совершить первый в истории мореплавания зимний поход в восточную часть Печерского моря к занесенному туда дрейфом льдов ледокольному пароходу "Ленин", на борту которого находились 120 членов команды. Ледокол под командованием капитана П.А. Пономарева смог освободить его от ледового плена.

Позднее последовали рейсы в неизведанные районы Северного Ледовитого океана. В 1933 году "Красин" совершает еще одно зимнее плавание в Арктике. Он оказывает продовольственную помощь промысловым становищам на Новой Земле, где целые семьи остались без продовольствия и медикаментов из-за тяжелой ледовой обстановки. На собаках и аэросанях по льду перевозили грузы, оказывали жителям становища медицинскую помощь, забрали тяжелобольных. Ледокол достиг мыс Желания, посетил Русскую Гавань, губу Крестовую. Никогда еще в это время года сюда не проникало судно в свободном плавании.

А в летнюю навигацию этого года ледокол возглавил первую Ленскую экспедицию, в результате которой Якутия получила выход в океан. Капитан "Красина" Я.П. Легздин провел ледокол из Архангельска на восток, в бухту Тикси. Следующие караваном транспортные суда доставили тысячи тонн грузов в Тикси и Нордвик, здесь в 30-е годы шли поиски нефти.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 23 Январь 2011 16:07

Музей «Ледокол Красин» / http://www.krassin.ru/ice_breaker_28_30/before_war/

Предвоенные годы

В 1935 году было принято решение весь экипаж "Красина" сделать комсомольско-молодежным. Для этого было отобрано 64 лучших комсомольца с Черного, Балтийского и Белого морей. Служить на "Красине" стало честью.

Важными в научном отношении являются комплексные экспедиции "Красина" в 1935-1936 годах в Чукотском и Восточно-Сибирском морях. Ученые Всесоюзного Арктического института исследовали гидрометеорологический и ледовый режим этих морей. Особенно успешной была экспедиция 1935 года, когда благодаря легкой ледовой обстановке удалось совершить плавание в совершенно неизученные районы на севере Чукотского моря, достигнув широты 73 30'' с.ш. По научным результатам двух экспедиций была составлена весьма подробная характеристика гидрометеорологических и ледовых условий плавания в одном из самых труднодоступных районов восточного сектора Арктики. При этом план по грузоперевозкам был полностью выполнен. Помимо обычных грузов "Красин" в 1936 году, на острове Врангеля, принял на борт и необычный груз - 12 белых медвежат в двух клетках. Куда и с какой целью направлялись "арктические пассажиры", архивные документы умалчивают.

1937 год выдался для Арктики особенно трудным и драматичным. Почти во всех морях Ледовитого океана сложилась напряженная ледовая обстановка, план работы 1937 года был необоснованно увеличен по сравнению с прошлым годом, а в довершении ко всему добавилась пропажа в Центральной Арктике самолета С.А. Леваневского с экипажем из шести человек, совершавшего перелет по маршруту Москва-Северный полюс-США.

Навигация проходила тяжело, многие суда были отвлечены на поиски пропавшего самолета. "Красин", только-только приступивший к проводке караванов в Восточной Арктике, также был снят с трассы и направлен к побережью Аляски, к мысу Барроу, где с помощью советских самолетов, повел поиски самолета Леваневского со стороны американского континента. В ходе спасательной экспедиции "Красин" сделал неудавшуюся попытку войти в тяжелые льды к северу от мыса Барроу и полтора месяца простоял у берегов Аляски фактически без дела.

Наконец, последовал приказ - прекратить всякие поиски и считать машину Леваневского погибшей. "Красин" был направлен на помощь каравану ледокола "Ленин", а затем и каравану ледореза "Литке". Они отчаянно пытались пробиться из моря Лаптевых к Берингову проливу. Стоял октябрь, вызволить изо льдов застрявшие караваны в столь позднее для навигации время "Красин" никак не мог. В результате чего двадцать семь пароходов зазимовали в тяжелых льдах Арктики. Мало того, сам "Красин" остался на вынужденную зимовку в Хатангском заливе, в бухте Кожевникова. Это была первая зимовка ледокола.

Она протекала драматично. Требовалось топливо. К счастью, на ближайшем берегу имелись угольные шахты, и красинцы вместе с рабочими "Нордвикстроя" рубили уголь и перевозили его на тракторах по 80-ти километровой ледовой трассе к "Красину". К апрелю 1938 года в трюмы ледокола было погружено около 3 тысяч тонн угля. Несмотря на чрезвычайно неудовлетворительное техническое состояние ледокола, связанное с тяжелой зимовкой, и крайне скудные запасы продовольствия, "Красин", во главе с мужественным капитаном Белоусовым, был готов к навигации. Он освободил из ледового плена пять судов, а затем и выполнил в полном объеме намеченную работу в восточных морях Ледовитого океана.

По пути во Владивосток осенью 1938 года на борт "Красина" поступил приказ - срочно возвращаться в Арктику: маленькая деревянная шхуна "Ост" Гидрографического Управления Главсевморпути вмерзла в лед в Восточно-Сибирском море.

Все попытки "Красина" спасти судно не увенчались успехом. Вышедший из строя руль на "Осте" не позволил шхуне следовать вслед за ледоколом по чистой воде. Восемь человек из команды "Оста" остались на зимовку, а остальные двадцать перешли на борт "Красина", усугубив и без того острую продовольственную и "жилищную" проблему. В дальнейшем, для того чтобы облегчить продовольственную проблему, на "Красине" завели свое подсобное хозяйство. На ледоколе находились коровы, овцы, свиньи, куры.

Во Владивосток "Красин" вернулся только во второй половине октября 1938 года. Ледокол нуждался в капитальном ремонте корпуса и машинной части.

Но уже через три месяца, в январе 1939 года, "Красин" отправляется в зимний рейс по маршруту Владивосток - Нагаево. Район плавания - Японское и Охотское море. Капитан Михаил Владимирович Готский - опытный моряк, несмотря на неудовлетворительное техническое состояние ледокола, уверенно справился со сложным рейсовым заданием. В сложных метеорологических условиях он привел "Красин" и следующий за ним караван судов в бухту Нагаево. Это был срочный груз. Во время экспедиции на ледоколе проводились обширные работы по гидрометеорологии и изучению состояния льдов.

В предвоенном 1940 году, помимо привычной полярной вахты, "Красин" провел Северным морским путем подводную лодку "Щ-423" из базы в Полярном на Тихий океан.

Ледокол "Красин" послужил прототипом для создания целой серии линейных ледоколов типа "И. Сталин" (впоследствии "Сибирь"), построенных на советских заводах во второй половине 30-х годов.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Январь 2011 21:37

 Наш Красин-7-5-1935.jpg
 Наш Красин-8-5-1935.jpg

Журнал "Смена" №5 1935 г., стр.7-8
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Январь 2011 22:20

 01_1936-14.jpg

Журнал "Смена" №1 1936 г.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение Litke74 » 04 Февраль 2011 22:47

Святогор за работой...
Святогор : Святогор.jpg
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Февраль 2011 02:05

Оччень интересно.
Если я не ошибаюсь, то имя на борту - "Святогор", но на трубах уже есть звезды.
Одна из ранних фотографий?
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение Litke74 » 05 Февраль 2011 11:22

Да,под лупой на фото название "Святогор" вполне различимо. К сожалению датировка на фото отсутствует...
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Февраль 2011 11:38

"Вилка" все равно небольшая. Возвращен в августе 21-го, переименован в 27-м.
Редкая фотография, спасибо! :good:
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Пред.След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения