"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

От ладьи и коча до атомохода.

Re: "Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 14 Август 2009 00:17

[color=#003366]25 мая 1928 года в районе острова Шпицберген потерпел катастрофу дирижабль «Италия» с экспедицией генерала У. Нобиле. 15 июня ледокол «Красин» вышел в район поисков. У северо-западных берегов острова начались сплошные ледовые поля толщиной 1,5-4 метра. Ледоколу приходилось преодолевать их с разбега. Экипаж ледокола спас семерых участников экспедиции и 19 июля в заливе Кингсбей острова Шпицберген передал их на борт судна «Читта де Милано».


 28_8.jpg
"Италия" на обложке "Знание-Сила" 8/1928
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: "Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 23 Август 2009 02:14

 Krasin1977-Zemlya_Alexandri.jpg
:": Ледокол с 1978 года числится как научно-исследовательское судно с 1972 по 1990 год.
НИС "Леонид Красин" у берегов Земли Александры, 1977 год


http://forum.flot.su/showthread.php?t=1446&page=36
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: "Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Октябрь 2009 20:53

2007 - 2009 © Old Taganrog.
Открытки ТАГАНРОГА
Издательство Таганрогского Окросоавиахима (тираж 1250 шт.)

 000402.jpg
Адресная сторона Почтовой карточки издания Таганрогского Окросоавиахима (20-30-е годы)
 000403.jpg
Бабушкин на острове Надежды
 000404.jpg
КРАСИН во льдах к северу от острова Севен
 000406.jpg
Передача с КРАСИНА на ЧИТТА ДИ МИЛАНО носилок с больным Мариано
 000405.jpg
Проба моторов самолёта Чухновского на борту КРАСИНА
 000407.jpg
Спасение МОНТЕ-СЕРВАНТЕС
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: "Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 14 Октябрь 2009 23:23

Материалы пятой, юбилейной ежегодной международной научной конференции «Санкт-Петербург и страны Северной Европы», 2003 год.
http://www.rchgi.spb.ru/spb/2003.htm

Ленинградские газеты об исследовании Арктики в 1928 г.
(По материалам полярной комиссии)
Т. А.Шрадер


В Петербурге, в фонде Библиотеки Академии наук, с 1936 г. хранится уникальная библиотека. Это — библиотека Полярной комиссии. На рубеже ХIХ—ХХ вв., после завершения Русско-шведской экспедиции по измерению дуги меридиана на Шпицбергене и Русской полярной экспедиции под руководством барона Толя, 1 декабря 1914 г. в Малом зале Академии наук состоялось первое организационное собрание Постоянной Полярной комиссии. На тот момент возглавил эту комиссию президент Академии наук великий князь Константин Константинович. В ее состав входило 25 выдающихся российских ученых: академики В. И. Вернадский, А. П. Карпинский, директора академических институтов — И. П. Бородин, Б. Б. Голицын, О. А. Баклунд, полярные исследователи — П. В. Виттенбург, Н. А. Книпович, А. В. Колчак, Л. Л. Брейтфус и другие.

Основной задачей ее было координировать научную и практическую деятельность в изучении арктических и антарктических районов. Ядро библиотеки Полярной комиссии составило собрание книг, сохранившихся на шхуне «Заря», купленной в Норвегии для Русской полярной экспедиции. С 1914 г. библиотека планомерно пополнялась литературой исключительно на полярную тематику, и к 1936 г., когда Полярная комиссия вместе с другими научными комиссиями Академии наук СССР прекратила свою деятельность, она имела почти 4000 экземпляров книг. В советский период Полярная комиссия плодотворно работала до 1936 г. под руководством президента Академии наук СССР А. П. Карпинского, в ее состав входили крупнейшие ученые — полярные исследователи СССР.

Среди самых разнообразных материалов о полярных районах в библиотеке можно выделить печатные материалы о спасении итальянской экспедиции на дирижабле «Италия» и Втором международном конгрессе Международного общества аэроарктики в 1928 г. Эти печатные материалы представляют собой вырезки из ленинградских газет, преимущественно «Красной газеты» (вечернее издание), собранные и наклеенные в большом альбоме Д. Рудневым (данные о нем не представлены). Все газетные вырезки отражают трагические события в Арктике мая — октября 1928 г. — катастрофы и спасения дирижабля «Италия» под управлением Умберто Нобиле, поиски в ледяных полях вылетевшего на помощь ему Руала Амундсена, а также проходившего в этот период в Ленинграде указанного выше Конгресса (18—23 июня 1928 г.), активное участие в котором принимал председатель Международного общества аэроарктики, известный полярный исследователь Фритьоф Нансен. В газетных вырезках практически день за днем печатались сводки указанных событий, новости о которых поступали со Шпицбергена (Кингсбей), Берлина, Стокгольма; наибольшее количество информации шло из Осло.

Кроме того, в Библиотеке Полярной комиссии хранятся книги, написанные и опубликованные сразу после указанных выше событий учеными-полярниками П. В. Виттенбургом, Р. А. Самойловичем, А. Лавровым и М. С. Морис-Меликовым [1].

Члены Полярной комиссии внимательно следили за событиями в Арктике и 3 июня 1928 г. обратились в Комитет помощи экспедиции Нобиле направлять им все материалы о спасении экспедиции. На адрес Полярной комиссии (Университетская набережная, 5) поступали все копии радиограмм и телеграмм, направляемых в Комитет. Таким образом была собрана подборка всех кратких сообщений об эпопее в Арктике, которая хранится в настоящее время в фондах Петербургского филиала Архива Российской академии наук [2]. Сведения о событиях, представленных в радиограммах, практически совпадают с газетной информацией, но они более лаконичны.

Газетные вырезки из ленинградских газет расположены в хронологическом порядке, начиная с 3 мая 1928 г., а именно с сообщения, полученного из Кингсбея (Шпицберген) о прибытии туда транспортного итальянского судна «Читта ди Милано». Знакомясь с содержанием известий, поступавших в газеты, складывается довольно подробная картина событий, разворачивавшихся на Шпицбергене. Мы узнаем, что 6 мая в 20.30 дирижабль «Италия» вылетел из норвежского северного города Вадсе на Шпицберген, 8 мая на дирижабле производили ряд ремонтных работ, 12 мая дирижабль вернулся в Кингсбей из-за тумана, 16 мая итальянская экспедиция вылетела к Северному полюсу и так далее, вплоть до катастрофы дирижабля в ночь с 24 на 25 мая 1928 г. Довольно подробно в газетах освещены события, связанные с участием СССР в спасении Руала Амундсена и поиска его самолета (аэроплана), на котором знаменитый норвежец отправился с целью обнаружения в ледяных просторах Умберто Нобиле и его команды. На протяжении июня в газетах сообщалось о результатах поисков как экспедиции Умберто Нобиле, так и Руала Амундсена, в которых принимало участие большое количество стран.

Но в задачу данной публикации не входит подробное описание событий, касающихся экспедиции на дирижабле «Италия» и ее поисков. Для автора представляется важным отразить взаимодействие русских и норвежских полярных исследователей, а также отношение норвежской стороны к участию советских людей в спасении участников итальянской экспедиции.

В период активных поисков уцелевших после катастрофы участников экспедиции и вылетевшего на их спасение Р. Амундсена 18 июня 1928 г. в Большом конференц-зале Академии наук СССР в Ленинграде торжественно открылся Второй международный конгресс, посвященный исследованию Арктики с помощью дирижаблей (Аэро-Арктический конгресс). В работе конгресса принимало участие 22 ученых и путешественников из СССР, Норвегии, Германии, Польши, Италии, Финляндии, Дании. Возглавлял работу конгресса председатель Международного общества аэроарктики норвежский ученый-полярник Фритьоф Нансен. Можно сказать, что Ленинград становился в то время одним из центров исследования Арктики, и не случайно ленинградская «Красная газета» подробно описывала деятельность этого конгресса. 18 июня в ней была опубликована статья о Ф. Нансене, 19 июня газета поместила план этого ученого об осуществлении перелета на дирижабле LZ-127 из Мурманска до Аляски.

Кроме того, в программу конгресса входил выезд по его окончании всех участников в Мурманск для установки места причальной мачты дирижабля LZ-127. Во время открытия этого съезда ученых Фритьоф Нансен сказал, что конгресс открыл новую эру в истории Арктики и что на этом съезде решено разработать практические программы освоения Севера. Он говорил и о судьбе У. Нобиле, упомянув, что для всех полярников эта катастрофа — урок и предостережение. В той же газете (20 июня 1928 г.) сообщалось об организации Всесоюзным обществом культурных связей и Осоавиахима во дворце Урицкого «грандиозного митинга для популяризации идеи трансарктических перелетов» и о том, что Ф. Нансен выступил на нем с докладом «Задачи полярных исследований», ученый-геолог профессор П. В. Виттенбург — с докладом «Загадка Полюса». В свою очередь профессор Воробьев рассказал о помощи, оказанной У. Нобиле. В «Красной газете» 21 июня был опубликован подробный рассказ о банкете в честь участников конгресса, крупнейших советских деятелей науки. Фритьоф Нансен в приветственной речи выразил благодарность за оказанный прием и, в частности, сказал: «Здесь, в северной столице СССР, я хочу поднять бокал за процветание народов Советского Союза, которые мне так близки». В ответных речах советских ученых — старейшего сотрудника Эрмитажа В. Ф. Левинсон-Лессинга, известного геолога П. В. Виттенбурга и других — звучали слова уважения в адрес норвежского ученого, благодарность за оказываемую им помощь стране и о необходимости интернациональной научной работы для исследования Арктики. В следующем выпуске от 22 июня та же газета публиковала сообщение о рабочем заседании конгресса, на котором выступили с докладами зарубежные ученые.

Доклад советского ученого профессора Визе был зачитан, так как он участвовал в это время в поисках экспедиции У. Нобиле. В газете от 25 июня было опубликовано, что, как и было запланировано, участники конгресса выехали в Мурманск за исключением Ф. Нансена, который по причине болезни супруги должен был срочно вернуться в Осло.

Знакомясь с опубликованным в ленинградских газетах материалом, можно сделать вывод, что в научном плане в конце 1920-х гг. контакты советских и зарубежных ученых при освоении Арктики были достаточно плодотворными и деятельность Ф. Нансена в использовании воздушных средств передвижения для изучения ледовых просторов была одобрена советскими и зарубежными специалистами. Правда, уже имевшийся опыт полетов не всегда был успешным. Так, в 1898 г. погибла экспедиция шведа Августа Андрэ, пытавшегося использовать воздушный шар для полета над Арктикой. Перелет Р. Амундсена в 1926 г. на дирижабле «Норге» из Кингсбея до Аляски совместно с итальянцем У. Нобиле и норвежцем Рийсер-Ларсеном был удачным. Но вот случилась в 1928 г. катастрофа на дирижабле «Италия»… Весь мир с тревогой следил за событиями в северных широтах. Советское правительство оперативно отреагировало на сообщение о катастрофе. Был создан Комитет по спасению итальянской команды, и помощь оказывалась на государственном уровне. В состав комитета входили и члены Полярной комиссии при Академии наук СССР. На Север, к месту предполагаемого крушения дирижабля, были направлены два корабля ледового класса «Красин» и «Малыгин». На борту этих судов находились самолеты, которыми на «Красине» управлял летчик Чухновский, на «Малыгине» — летчик Бабушкин. Корабль «Малыгин» осуществлял поиск итальянской экспедиции во льдах восточного побережья Шпицбергена, ледокол «Красин» помимо поисковых операций в водах Шпицбергена заходил в норвежские порты. Эти события широко освещались в ленинградских газетах.

По сведениям «Красной газеты» от 22 июня, «Красин» зашел в Берген для загрузки углем. Представители советского посольства во главе с А. М. Коллонтай прибыли для встречи с командой ледокола. Принимали на борту и друга Руала Амундсена майора Мейстерлина, председателя норвежского аэроклуба. По просьбе А. М. Коллонтай норвежский геолог А. Хуль был принят на борт корабля для проведения ряда научных работ.

24 июня в газете было опубликовано обращение норвежского правительства в Советский комитет помощи У. Нобилю оказать содействие в поиске самолета Амундсена кораблями «Красин» и «Малыгин». Советская сторона приняла просьбу с пониманием, и ледоколы приступили к выполнению и этой операции.

Заметим, что в спасательных операциях экспедиции У. Нобиле принимало участие 16 кораблей и 21 самолет из различных стран. Но ни на одном из зарубежных кораблей не проводились метеорологические наблюдения. Только советские метеорологи на ледоколах осуществляли анализ метеорологической обстановки в северных широтах и метеосводки передавали в Ленинград, в Главную геофизическую обсерваторию, в также в Берген и Тромсе, а оттуда по сигналу «Всем, всем, всем…» шла информация о погодных условиях, что было чрезвычайно важно для всех находящихся во льдах Арктики [3] .

11 июля в «Красной газете» была опубликована важная новость о том, что шведский летчик Лундборг обнаружил лагерь потерпевших аварию итальянцев, среди которых был также У. Нобиле, и спас их, а 12 июля сообщалось о спасении «Красиным» двух человек из группы погибшего шведского участника экспедиции Мальмгрена и группы итальянца Вильери, заместителя У. Нобиле.

14 июля в «Красной газете» излагалась беседа норвежского премьер-министра Мовинкеля, перепечатанная из газеты «Дагблад». Премьер-министр, согласно информации ленинградской газеты, сказал: «С чувством невыразимого восхищения мы наблюдали работу экспедиций помощи разных стран.

Со вздохом облегчения и благодарности узнали об удачных результатах спасательных работ шведов, и особенно русских и их ледокола “Красин”». И далее в ленинградской газете писали, что если германская пресса сдержанно писала о подвиге «Красина», то норвежцы отметили блестящую работу «Красина» и его руководителей и восхищались мужеством Чухновского.

17 июля газета отметила, что норвежское правительство поздравило полпреда СССР и Советское правительство по случаю успеха советской экспедиции.

20 июля читатели газеты узнали, что «Красин» передал спасенных итальянцев на судно «Читта ди Милано» и отправился на розыски Р. Амундсена, но, получив повреждение во льдах, вынужден был стать на ремонт в норвежском городе Ставангер. 11 августа в 8 часов утра рабочие Ставангера встретили ледокол пением «Интернационала», город был украшен флагами. В Ставангер прибыли А. М. Коллонтай и сотрудники посольства. Норвежцы пригласили всю команду на банкет. Но так как на «Красине» не оказалось предусмотрено подобное мероприятие, у команды не было соответствующей одежды.

И тогда владельцы конфекциона открыли свои магазины в воскресный день, чтобы приодеть команду «Красина». Банкет состоялся в парке, толпы норвежцев приветствовали русских, за этот день парк посетило до 1200 человек. В Народном доме состоялся прием. А на футбольном поле встретились команды русских и норвежцев. Руководитель экспедиции на «Красине» Р. Л. Самойлович телеграфировал в Комитет помощи дирижаблю «Италия», что 12 августа ледокол посетило около 6000 норвежцев, прибывших со всех концов Норвегии [4] .

В другой ленинградской газете — «Ленинградская правда» от 1 августа — отмечалось еще одно событие. В ней было опубликовано, что советское военное судно «Аврора» прошло Каттегат и личный состав его работает без перебоя. Далее описывался визит крейсера «Аврора» в Осло. В 11 часов 45 минут на рейд Осло прибыл советский крейсер «Аврора».

Он обменялся салютом с крепостью Акерехус. Секретарь советского посольства поднялся на борт корабля и приветствовал командира крейсера Ралле и комиссара Волкова. Нанесли визит на крейсер министр обороны Норвегии, комендант крепости Акерехус и морские власти страны. Вечером на крейсер прибыла полпред СССР в Норвегии А. М. Коллонтай. В приветственном выступлении она сказала: «Героизм команды “Красина” произвел огромное впечатление в скандинавской прессе, общественность и ученые воздают должное организованности нашей работе, оправдавшей предвидение советской науки. “Красин” и “Аврора” послужат сближению СССР с народами Запада». Согласно информации «Ленинградской правды», огромные толпы народа на берегу и в шлюпках приветствовали крейсер «Аврора». Вся норвежская пресса отметила прибытие этого корабля.

Но вернемся в Арктику. После ремонта «Красин» пошел на поиски аэроплана «Латам», на котором Р. Амундсен со своим другом Дитрихсеном и французским летчиком Гильбо вылетели из Тромсе по направлению к Медвежьему острову на поиски У. Нобиле. Но радиосвязь прервалась, и только 2 сентября в «Красной газете» сообщили, что найден один поплавок аэроплана «Латам». Надежды найти Р. Амундсена рухнули.

29 сентября «Красная газета» подробно описала торжественную встречу советских героев Арктики, прибывших в Ленинград к набережной Васильевского острова. Толпы ленинградцев ликовали, встречая своих героев. Через несколько дней (3 октября) в той же газете была опубликована беседа журналиста с консулом Норвегии Платоу, который сказал следующее: «С восхищением следило все население нашей страны за походом советского ледокола, пересекшем ледяные поля Баренцева моря, ранее недоступные кораблям. И советские моряки на “Красине” выполнили все, что в человеческих силах, и им обеспечена вечная признательность всех норвежцев. Вместе со всем цивилизованным миром Норвегия приветствует команду “Красина” и радуется ее благополучному возвращению».

Итак, альбом с вырезками из ленинградских газет, хранящийся в библиотеке Полярной комиссии в фондах Библиотеки Академии наук, дал возможность познакомиться с некоторыми деталями событий, за которыми следил весь мир и которые описаны во многих книгах, написанных как участниками этой эпопеи, так и писателями. Небольшие газетные вырезки из ленинградских газет не только день за днем информировали читателей о событиях в Арктике летом 1928 г., но и отразили умение норвежцев по достоинству оценить подвиг русских полярников.



  1. Виттенбург П. В. В поисках Амундсена. Л., 1928; Самойлович Р. Л. Во льдах Арктики. Поход «Красина» летом 1928 г. Л., 1930; Лавров А. Малыгин в поисках экспедиции Нобиле во льдах восточного побережья Свальбарда. Л., 1929; Морис-Меликов М. А. На «Малыгине» в полярных льдах. Л., 1928.
  2. Петербургский филиал Архива Российской академии наук. Ф. 75. Оп. 1. Д. 167. Спасение экспедиции Нобиле.
  3. Красная газета. 1928. 4 июня.
  4. Там же. 13 августа.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Октябрь 2009 21:18

 Торжественная встреча ледокола Красин в ленинградском порту-вид с берега.jpg
Торжественная встреча ледокола "Красин" в ленинградском порту.
Вид с берега. 1928 г.
© ЦГАКФФД
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 15 Ноябрь 2009 21:29

 Красин откр.jpg
Форум "Фалеристика" http://forum.faleristika.info/viewtopic ... 16#p290716
solomon : ледокол "Красин"
довоенная открытка
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение VicSer » 18 Март 2010 22:24

Карточки

 b3ca3ec097d9754ddfda645f91cfd4b1.jpg
 83e5ee8831969ce1186abc11309ccca2.jpg
Аватара пользователя
VicSer
 
Сообщения: 419
Зарегистрирован: 25 Июнь 2008 14:49
Откуда: Москва

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение account-823 » 21 Март 2010 02:54

Уважаемые форумчане! :tnxman: С удовольствием прочитал Ваши заметки по истории линейного ледокола, узнал много подробностей его интересной и безусловно богатой событиями биографии. Но по его истории есть один вопрос; подскажите - на родном сайте музея ледокола ( http://www.krassin.ru/ ) в статье "первые испытания" сказано что " ...Английские войска вошли в Архангельск, и спустя несколько дней они смогли поднять ледокол со дна реки. По распоряжению Временного правительства "Святогор" был отдан им безо всяких документов. И с 1920 года корабль ходил под английским флагом. " Какое временное правительство имелось ввиду - правительство Северной области 18-20х годов? Ясно что АНТАНТА была хозяином в Архангельске и правительство было "марионеточным" но нет ли каких нибудь косвенных ссылок на этот счёт ? "Отдан Англичанам"... :( На сайте http://www.whiterussia1.narod.ru/index.html есть подробное описание вооружённых сил белых и Антанты того периода, но "Святогора" в этом списке нет.Есть информация что - в мае 1919 года военно-окружной суд, «лишив всех прав состояния, чинов, орденов, офицерского звания и дворянского достоинства», приговорил Н.А.Дрейера к смертной казни. именно за то что «в покушении (...) 1 августа 1918 г. на оставление военного порта Архангельска в руках неприятеля и воспрепятствование союзному флоту проникнуть в означенный порт путём приведения в негодность водного пути затоплением на фарватере судов...» а именно "Святогора".Может и по передачи судна англичанам есть что нибудь? Если есть какие нибудь зацепки по этому вопросу, прошу поделится. И ещё; нашёл непроверенную "инфу" что, в 30х годах, ледокол проходил модернизацию в Германии... :secret: С уважением Константин.
account-823
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение Alexander Belov » 21 Март 2010 12:43

"Святогор" никогда не числился в составе ВМС России или Антанты. Это было гражданское судно, поэтому в списке боевых кораблей или судов (как, например, ГИСУ "Таймыр", "Вайгач", или ледокол "Микула Селянинович") он не числился.

Затоплен ледокол был на фарватере, если не ошибаюсь, просто путем открытия кингстонов. Поэтому его англичане сами подняли в сравнительно приличном состоянии. Насколько можно было понять юридическую сторону вопроса (M. Kettle "Churchill and Archangel fiasco. Russia and Allies November 1918 - July 1919", Routledge, 1992), поднявшие его англичане просто забрали ледокол себе. Генералу Айронсайду просто никто из белых не рискнул возразить.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение account-823 » 21 Март 2010 20:37

Скорее всего именно так, ведь эвакуация красных из города была "панической" всё оборудование верфей просто бросили, и восстановить ледокол труда не составило. Спасибо за ответ. :tnxman:
account-823
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение Alexander Belov » 22 Март 2010 11:57

Ну... Вопрос о "эвакуации" - спорный. Вспомним, КАК англичане и союзники появились в Архангельске и на Мурмане "держать фронт против германцев" (которых там и близко никогда не было!). Размеры и объемы перевозок, необходимых чтобы "вывезти из Архангельска оборудование верфей" - это только можно сравнить с эвакуацией промышленности на восток в 1941 году. Просто нереально. Поэтому и не предпринимались такие действия.

Фарватеры Двины были на первое время блокированы затоплением судов, фронт стабилизоровался в районе дер. Троица. Боевые действия и затопление "Святогора" и "Микулы Селяниновича" очень хорошо описаны вот тут:

http://militera.lib.ru/h/severodvinskay ... index.html
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Апрель 2010 22:57

 kortic_Krasin_01.jpg
Перепост: форум альманаха "Кортик"
Georg G-L : http://kortic.borda.ru/?1-7-30-00000037-000-150-0#149
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение account-823 » 09 Апрель 2010 16:58

Alexander Belov пишет:Ну... Вопрос о "эвакуации" - спорный. Вспомним, КАК англичане и союзники появились в Архангельске и на Мурмане "держать фронт против германцев" (которых там и близко никогда не было!). Размеры и объемы перевозок, необходимых чтобы "вывезти из Архангельска оборудование верфей" - это только можно сравнить с эвакуацией промышленности на восток в 1941 году. Просто нереально. Поэтому и не предпринимались такие действия.

Фарватеры Двины были на первое время блокированы затоплением судов, фронт стабилизоровался в районе дер. Троица. Боевые действия и затопление "Святогора" и "Микулы Селяниновича" очень хорошо описаны вот тут:

http://militera.lib.ru/h/severodvinskay ... index.html

Ссылка, увы, не работает... :unknown: а "можно сравнить с эвакуацией промышленности на восток в 1941 году" - ну хотя бы в негодность привели станки и оборудование
account-823
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение Alexander Belov » 09 Апрель 2010 22:24

Только что проверил - жив линк. На "Милитере" были проблемы у провайдера, но сейчас все в порядке. Если хотите, то могу сделать веб-архивы книги и переслать.

Ситуации периода начала Великой Отечественной летом 1941 года и 1918 года в Архангельске и на Мурмане были, как мне кажется, несравнимые. Не было объявления войны союзниками, более того - это были именно СОЮЗНИКИ, их ПРИГЛАСИЛИ (!!!), пусть это приглашение было только от весьма небольшой фракции местной власти. Было даже мнение, что "Русский вопрос" вообще может быть урегулирован более-менее мирным путем ("конференция на Принцевых островах" - Kettle подробно описывает дискуссии вокруг этого плана).

Так что никто не отдавал себе отчета, во что выльется истроия с высадкой союзнызх войск и никто не планировал и не проводил планомерной эвакуации.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

"Красин" / "Святогор", линейный ледокол

Сообщение account-823 » 10 Апрель 2010 16:39

Да, заработала ссылка, но там только про затопление. :( Про подъём и ремонт только косвенно"Получив при занятии города в 1918 г. почти в полной исправности богатые мастерские и склады Архангельского военного порта, противник в течение зимы расширил и оборудовал все портово-заводские мастерские, предпринял целый ряд шагов по очистке фарватеров от затопленных нами судов... " Скорее всего ледокол восстановили и просто с его помощью ИМЕННО интервенты :yes: провели эвакуацию в сентябре 1919г. Когда в конце февраля 20г.белогвардейцы уходил из Архангельска то - "...При эвакуации войск Северной армии генерал Миллер отплыл из Архангельска 19.02.1920 на яхте «Ярославна». С ним покинули Алхангельск на ледоколе «Канада» еще около 600 военных, чиновников, женщин и детей. Возглавлял и руководил операцией эвакуации, проводкой и переходом отряда указанных судов контр-адмирал Вилькицкий Б.А., который одновременно командовал ледокольным пароходом «Косьма Минин», на борту которого эвакуировалось еще около 200 военных и членов их семей (женщин и детей). Ледокольный пароход «Косьма Минин», буксируя яхту «Ярославна», сопровождаемый ледоколом «Канада» и приняв под свою команду по пути в Норвегию в районе полуострова Рыбачий еще пароходы «Кильдин» и «Ломоносов», которые вышли с такими же пассажирами из Мурманска, адмирал Вилькицкий привел корабли в Норвегию. Преодолев при выходе из Архангельска ледовые поля, длительное преследование и погоню (с артиллерийским обстрелом) кораблями Красного флота, отряд адмирала Вилькицкого 26.02.1920 вошел в фиорд порта Тромсе. " http://www.belrussia.ru/page-id-405.html
account-823
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Пред.След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения