"Садко", ледокольный пароход

От ладьи и коча до атомохода.

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Июль 2008 22:24

alex_andr пишет:
Правда, 27 июля 1937 г.
Высокоширотная экспедиция
Вчера ледокол «Садко» вышел в море


...

Предусмотрена также водолазная партия, выделенная Экспедицией подводных работ особого назначения. Кроме того, на «Садко» отправляется группа зимовщиков из 6 человек во главе с орденоносцем Мухановым. Мы их высадим на одном из островов Де-Лонга или на Земле Санникова, если она будет найдена.

Интересно, а ЭПРОНовцы то для чего поехали? :|
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Александр Андреев » 07 Июль 2008 22:43

Иван Кукушкин пишет:Интересно, а ЭПРОНовцы то для чего поехали? :|

Предположение - для возможных ремонтных подводных работ, напр., ремонта поврежденных винтов. Заключили договор с опытными водолазами.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Июль 2008 23:43

alex_andr пишет:
Иван Кукушкин пишет:Интересно, а ЭПРОНовцы то для чего поехали? :|

Предположение - для возможных ремонтных подводных работ, напр., ремонта поврежденных винтов. Заключили договор с опытными водолазами.

Первыая мысль - что так, но тогда другой вопрос - почему не на линейном ледоколе? Он же с большей вероятностью побежит на помощь, в отличии от "Садко". Со слабыми пароходиками чаще работает...
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Александр Андреев » 07 Июль 2008 23:50

Иван Кукушкин пишет:Первыая мысль - что так, но тогда другой вопрос - почему не на линейном ледоколе? Он же с большей вероятностью побежит на помощь, в отличии от "Садко". Со слабыми пароходиками чаще работает...

Можно предположить, что водолазы должны были обслуживать сам Садко в случае повреждения.
Садко по плану экспедиции должен был забраться в неиследованные дали (упоминается район полюса недоступности),
и, спасать должен был себя сам.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Июль 2008 00:32

alex_andr пишет:
Иван Кукушкин пишет:Первыая мысль - что так, но тогда другой вопрос - почему не на линейном ледоколе? Он же с большей вероятностью побежит на помощь, в отличии от "Садко". Со слабыми пароходиками чаще работает...

Можно предположить, что водолазы должны были обслуживать сам Садко в случае повреждения.
Садко по плану экспедиции должен был забраться в неиследованные дали (упоминается район полюса недоступности),
и, спасать должен был себя сам.

Логично.
Тем более, что на линейных ледоколах и так свои водолазы в штате уже могли появится.
Надо будет посмотреть.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Сообщение Александр Андреев » 08 Июль 2008 14:01

Из книги М. И. Белов "История открытия и освоения Северного морского пути" т. 4,
Научное и хозяйственное освоение Советского Севера 1933—1945 г.
Л., Гидрометеоиздат, 1969.



ГЛАВА 9

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫСОКИХ ШИРОТ

Успешное проведение в 1932 г. морских комплексных исследований в Арктике по программе Международного полярного года дало советским ученым-полярникам такой материал, который они смогли использовать для новых выводов и практических предложений. В частности, было предложено изучить северный вариант Северного морского пути как запасной в условиях тяжелой ледовой обстановки на южной околобереговой его трассе. Приблизительно такую точку зрения высказывал в свое время Ломоносов, предложивший кораблям проектированной им высокоширотной экспедиции идти от Новой Земли к северу и северо-востоку до Берингова пролива. Так как какими-либо реальными сведениями о ледовом режиме на этом пути ученый не располагал, то вскоре сам от него отказался, предложив В. Я. Чичагову следовать к Шпицбергену и оттуда к полюсу, где, как он полагал, имеется свободное водное пространство, сообщающееся с Беринговым проливом. Со времени Ломоносова были собраны важные сведения об Арктическом бассейне, которые позволили утверждать, что в районе полюса отсутствует свободное море и, следовательно, нет возможности плавать через полюс, как предполагал Ломоносов. Экспедиция на «Фраме», полеты Р. Амундсена, Р. Бэрда и дирижаблей в Центральной Арктике подтвердили, что необъятные пространства Арктического бассейна покрыты передвигающимися с востока на запад и расчлененными полыньями и разводьями ледяными полями, путь через которые невозможен даже судам ледового класса. В 30-е годы появилась теория о Великой северной полынье, горячим сторонником которой был крупный советский океанограф Н. Н. Зубов; по его мнению, «в результате работ 1932 года (Зубов являлся секретарем Комитета СССР по проведению МПГ. — М. Б.) под нее (Великую северную полынью. — М. Б.) можно было подвести некоторую теоретическую базу».

До 1932 г., говорил Н. Н. Зубов, считалось, что такая полынья, существует только к северу от Новосибирских остров. Впервые, как известно, ее обнаружила экспедиция 1820—1824 гг. во главе с П. Ф. Анжу. Теперь после МПГ действительно обнаруженную Северовосточную полынью соединили с теоретически предсказанной Великой северной полыньей, западная граница которой обрывалась где-то в Гренландском море. Это было смелое, хотя и не подтвердившееся впоследствии предположение, послужившее причиной ряда важных научных мероприятий, результаты которых оказали благотворное влияние на изучение Арктического бассейна. Сам Н. Н. Зубов не настаивал на том, чтобы Великая северная полынья немедленно была использована для плавания транспортных судов: «Необходимо использовать наши знания о Великой северной полынье и, может быть, подвести под все это большее научное обоснование, но рекомендовать ею пользоваться, рекомендовать плавать обязательно Великой северной полыньей ни в коем случае нельзя и я лично этого сделать не могу... Великую северную полынью нужно рассматривать с этой точки зрения (как запасной путь.— М. Б.). Это только определенный вариант. Зачем идти Великой северной полыньей и огибать Землю Франца-Иосифа, когда можно идти другим путем».

Другой точки зрения держался капитан дальнего плавания, командир э/с «Книпович» С. В. Попов, научный сотрудник Государственного океанографического института. После возвращения из похода вокруг Земли Франца-Иосифа в навигацию 1932 г. С. В. Попов подал в правительственные органы «Записку об использовании северного варианта Северо-восточного прохода» . Суть записки заключалась в том, что,по мнению ее автора, трасса вдоль берегов Сибири не может являться основной для совершения плаваний по Северо-Восточному морскому проходу (Северному морскому пути), так как она проходит по ледовитым морям, от капризов которых целиком зависит успех навигации. Район наименьшей деловитости лежит вне береговой зоны, в Полярном бассейне, и для решения вопроса о плавании по Северному морскому пути необходимо ознакомиться с областью моря, лежащей на матери-ковом склоне за 82° с. ш. — от Шпицбергена до о. Врангеля. Весь этот участок С. В. Попов разбил на три этапа: Мурманск — о. Рудольфа, о. Рудольфа — северная оконечность Северной Земли и устье Лены, устье Лены — Берингов пролив, мимо северных пределов Новосибирского архипелага. Объясняя причины образования льдов Карского моря и анализируя данные экспедиции Фр. Нансена, С. В. Попов высказал предположение, что к северу от этого моря, между Землей Франца-Иосифа и Северной Землей, где-то на 83—84° с. ш. и 75—95° в. д. лежит еще не открытая земля, а на 81—82° с. ш., т. е. южнее этой земли, — острова. Кое-что из предположений С. В. Попова в дальнейшем подтвердилось, в частности, на северной границе Карского моря на 80° с. ш. действительно был открыт остров и резкое поднятие морского дна. Именно здесь, считал С. В. Попов, лежит преграда, «основной барьер», мешающий проникновению льдов со стороны Арктического бассейна. Вдоль всего материкового склона, по убеждению С. В. Попова, идет струя теплого течения Гольфстрим, что и создает благоприятные ледовые условия для плавания кораблей. Сам автор проекта предлагал возглавить экспедицию по северному варианту Северо-восточного морского прохода, причем считал, что для этой цели нужно небольшое судно типа «Книпович».

Проект С. В. Попова стал предметом обсуждений во многих научных учреждениях страны. В августе 1933 г. Арктический институт и Гидрографическое управление Главсевмортгути на расширенном совещании в Ленинграде с участием многих ученых одобрили проект Попова. Однако ученые высказались против поспешности снаряжения предложенной экспедиции, против немедленной посылки во льды Арктического бассейна маленького судна. В резолюции совещания отмечалось, что «исследования, на базе которых мог бы быть обсужден вопрос о северном варианте Северного морского пути, велись и ведутся рядом научно-исследовательских учреждений в Арктике. Обработка научных материалов, собранных за последнее время, и в особенности результатов исследований этого года в северных широтах обеспечит возможность суждения, в первом приближении, о целесообразности использования северного варианта Северного морского пути.

Собрание находит проект капитана Попова хотя и недостаточно обоснованным с научной и навигационной стороны, но все же заслуживающим внимания. Вместе с тем собрание не считает себя вправе рекомендовать путь северными широтами для Северо-Восточного прохода до того времени, пока этот путь не будет изучен при помощи научно-исследовательских мероприятий, которые должны быть рассчитаны на систематические и планомерные исследования всего района в течение определенного срока.

В основном эти мероприятия следующие:

1)постройка в высоких широтах постоянных геофизических обсерваторий, соединенных радиостанциями;

2)организация систематических специальных исследований по строго выработанной программе на морских кораблях, самолетах и дирижаблях».

В работе совещания приняли участие Р. Л. Самойлович (председатель), В. А. Березкин, К. М. Дерюгин, Н. И. Евгенов, Н. Н. Зубов, Н. М. Книпович, А. М. Лавров, Г. С. Максимов, А. Е. Ножин, П. В. Орловский, Ю. К. Петров, А. В. Соколов, Г. А. Ушаков, Ю. М. Шокальский.

Итак, было решено начать подготовку высокоширотной экспедиции. Арктическая навигация 1933 г. и ее неудачи ускорили события. В самом конце 1933 г. от Совнаркома, в частности от В. В. Куйбышева, председателя Правительственной комиссии по спасению челюскинцев, в Главсевморпути поступило распоряжение о срочной разработке программы высокоширотной экспедиции (поиски северного варианта Северного морского пути).
В начале января 1934 г. Главсевморпути передало это распоряжение Всесоюзному арктическому институту, который образовал для данной цели специальную комиссию во главе с Р. Л. Самойловичем при участии Н. И. Евгенова, В. Ю. Визе, В. А. Березкина, В. К. Есипова, А. Ф. Лактионова, Г. Ф. Уля, П. В. Орловского, А. М. Лаврова, А. И. Дубравина и Л. К. Шелепина. В десятидневный срок комиссия представила Главсевморпути подробную тематическую программу работ будущей экспедиции и высказала свое мнение об исследовании всей трассы Архангельск — Берингов пролив.


В отличие от капитана С. В. Попова, ученые считали, что в один год невозможно обследовать гигантскую акваторию морей Северного Ледовитого океана, и предлагали начать изучение северной трассы с западного участка — от Земли Франца-Иосифа до меридиана устья реки Лены. Что касается самого тяжелого, восточного участка пути, то члены комиссии выдвинули предложение послать для изучения ледового режима Чукотского моря особую экспедицию. Тематическая программа высокоширотной экспедиции, разработанная специалистами, охватывала большой комплекс исследований: по биологии моря (сбор поверхностных проб зоопланктона и фитопланктона, сбор планктона и бентоса на гидрологических станциях, наблюдения за морскими млекопитающими, птицами и др.), по гидрографическому циклу (определение астропунктов на островах и на льду, магнитные работы, наблюдения за действием электронавигационных приборов и работой магнитного компаса, морские и полуинструментальные съемки), по геофизическому циклу (основные четырехразовые наблюдения, передача их в Центральное бюро погоды, специальные метеорологические наблюдения над температурным градиентом в нижнем слое атмосферы, над градиентом влажности, туманом, актинометрические, аэрологические и магнитные наблюдения), по океанологическому циклу (определение глубин Арктического бассейна, направления и скорости течений, изучение динамики и циркуляции воды, приливов и отливов, термического режима морской воды, ее солености, элементов волнения, рассеяния света -и оптических свойств морской воды, определение баланса льда и его распределения, изучение физических, химических, механических и оптических свойств морского льда, теплообмена между водой и атмосферой, определение поведения и проходимости судна во льдах), по донным грунтам (сбор образцов грунта и исследование их).

Комиссия рекомендовала в качестве экспедиционного судна л/п «Садко», в случае задержки с ремонтом — л/п «Таймыр», а также участие в экспедиции специально приспособленной подводной лодки, дирижабля или самолетов (предложение В. Ю. Визе). Численный состав экспедиции не должен был превышать 8—11 человек.
Принятая комиссией тематическая программа первой высокоширотной экспедиции стала основой, на которой строились программы всех других советских высокоширотных экспедиций.


Высокоширотную экспедицию планировалось провести в навигацию 1934 г. Однако О. Ю. Шмидт предложил повременить с ее отправкой до 1935 г., мотивировав это тем, что в 1935 г. вступит в строй и пройдет испытания ледокольный пароход «Садко», будет построена полярная станция на мысе Арктическом, которая окажет существенную помощь судну. С разумными доводами О. Ю. Шмидта пришлось согласиться. На навигацию 1935 г. запланировали большую морскую экспедицию в высокие широты для исследования возможного пути вдоль материковой отмели, по так называемой Великой северной полынье. Этой экспедицией Советский Союз возобновлял, после небольшого перерыва (1931 —1934 гг.), наступление на высокие широты.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Июль 2008 22:22

alex_andr пишет:...Высокоширотную экспедицию планировалось провести в навигацию 1934 г. Однако О. Ю. Шмидт предложил повременить с ее отправкой до 1935 г., мотивировав это тем, что в 1935 г. вступит в строй и пройдет испытания ледокольный пароход «Садко», будет построена полярная станция на мысе Арктическом, которая окажет существенную помощь судну.

Интересно все таки, почему именно "Садко"?
Отзывы о нем, как об очень надежном ледокольном пароходе есть - но уже в ходе самих экспедиций и дрейфа...
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Александр Андреев » 08 Июль 2008 22:44

Иван Кукушкин пишет:Интересно все таки, почему именно "Садко"?

Для самих этот вопрос не ясен. Причем Таймыр, проверенный по ГЭ СЛО, попал в "резерв".
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Июль 2008 20:41

Гибель "Садко" в 1941:

..."Судно голландское, машины английские, а моряки русские",--шутил экипаж корабля Зато бывший морской буксир, превращенный войной в спасательное судно, платил морякам великолепными условиями жизни. Даже матросы имели здесь свои каюты, щедро отделанные заморскими мастерами красным деревом. Это было важным обстоятельством в условиях суровых северных морей, да еще военного времени.

Но имел "Шквал" одну особенность, которой не обладали в северном регионе другие суда,--у него "не было" своего киля! Киль, конечно, был. Им служили наслоенные полосы железа--накладки. Поэтому "Шквал" боялся бортовой качки. Килевая ему была нипочем.

Еще одной особенностью обладал "Шквал"--в его топках хорошо горели все виды заполярного угля (чем не могли похвалиться капитаны других судов): и печорский, который доставляли из Нарьян-Мара, и тот, что из Амдермы, хотя оба они относились к сорту очень зольного угля. Весь секрет состоял в том, что возле топок спасателя имелись вентиляторы, они-то и заставляли гореть любой уголь, будто это был антрацит.

В первые месяцы войны "Шквал" ходил в Кандалакшу и обратно, сопровождая транспортные и госпитальные суда. Помогал гидрографам, когда их судно повредили немецкие самолеты у берегов Кандалакши. В базе проводил тренировки вместе с дивизионом подводных лодок, которые базировались на Архангельск. Лодка ложилась на грунт, а спасатели с помощью металлоискателя пытались ее найти. Выполнял и другие необходимые в порту работы.

15 сентября 1941 года "Шквал" ушел к островам Известий ЦИК в Карское море, где штормовые волны посадили на подводную скалу ледокольный пароход "Садко". Возглавил эту экспедицию инженер-майор Станиславский. Поход проходил неспокойно. Еще бы, инженер-майор обещал расстрелять каждого, кто будет плохо относиться к своим обязанностям Но время было такое, когда моряков не надо было погонять. Вместе со "Шквалом" в этом походе участвовал и деревянный морской буксир Главного Управления Северного Морского пути--"Якутия". В его задачу входил демонтаж всего ценного оборудования на "Садко".

Помочь "Садко" "Шквал" не смог. У него не хватало подъемных мощностей. Водоотливной насос производительностью 500 тонн в час уже не смог справиться с текучестью вод, что вновь и вновь заполняли трюм. Наступил тот уровень, когда вода не прибывала и не убывала.

А с севера надвигалась зима. В море полосами лежал лед. Ледяные торосы обступали судно, поднимаясь до уровня фальшборта Там же, где были просветы чистой воды, начали появляться перископы неизвестных подводных лодок. А потом экипаж увидел и лодку. Это были фашисты К этому времени на спасателе было только стрелковое оружие-- 38 винтовок польского производства Конечно, защитить себя моряки не смогли бы. Но лодки, как ни странно, их не трогали.

Решение о прекращении работ на "Садко" принял заместитель начальника ГУСМП капитан 2 ранга М П. Белоусов, который прибыл к району аварии "Садко" на гидросамолете. После этого спасательное судно обколол ледокол "Литке" и оно ушло в Архангельск. Ушло вовремя, так как до реальности зимовки у ледокольного парохода "Садко" было недалеко.

[ В. И. Полупан, «Шквала» боевая страда (Штрихи истории корабля)» в сборнике "Северные конвои. Исследования, воспоминания, документы". Архангельск 1991 http://lib.mediaring.ru/MEMUARY/1939-1945/FLOT/severnye_konvoi.txt ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Июль 2008 20:46

Непонятное:

11 января 1942

БВФ. Ледовая обстановка в Белом мope: Двинский залив был весь покрыт крупнобитым льдом, сплоченными полями. Северная часть Онежского залива была покрыта молодым льдом в 10 баллов. В Горле Белого моря часть, прилетавшая к Терскому берегу, была покрыта блинчатым и мелкобитым льдом в 7 — 8 баллов; вдоль Зимнего берега — крупнобитый лед с полями 10 баллов. В южной части Мезенского залива — битый лед в 10 баллов; в районе острова Моржовец — лед 9 баллов.
Эскадренный миноносец «Куйбышев» в 4. 25 вышел в мope для поиска английского транспорта, отставшего от «СКР-25»,и в 13.35 возвратился в ВМБ Иоканка, не отыскав транспорта.
С 12.45 до 13.35 один «Ю-88» последовательно был замечен в районах маяка Зимнегорский, Золотицы, Поноя, Сосновца; в 12.55 «Ю-88» бомбардировал Кемь.
В 13.30 один «Ю-88» атаковал «СКР-25» на линии дозора в районе мыса Святой Нос; из сброшенных четырех бомб две упали в 20 м от борта и две на такелаж корабля, а затем, отскочив, упали в воду. От пулеметного огня на корабле было двое убитых и один раненый. Сторожевой корабль вернулся в ВМБ Иоканка с повреждениями.
В 14.35 один «Ю-88» был обнаружен в районе мыса Черный.
Ледокольный пароход «Седов» был зажат льдом на подходах к Северодвинску.

В 22.00 ледокольный пароход «Садко» Главного управления Северного морского пути на полном ходу 12 узлов выскочил в Карском мope на каменную банку в Ш=76°13', 5, Д=83°32' и через 6 часов затонул. Штормом било корпус парохода о грунт, зыбью ломало надстройку.

[ Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре. Кандалакшское направление. http://www.eismeerfront.com/eis_html/gad_017.htm ]

Видимо ошибка составителя.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Июль 2008 20:56

"Садко" в 1941-м:

...Перед самой войной, в мае 1941 года, Б. А. Кремер, получивший уже свой первый орден и звание «Почетного полярника», принял назначение на ту же Северную Землю, на самую северную ее оконечность. Здесь Кремера и двух его товарищей застало 22 июня.

До конца лета они работали на мысе Арктическом острова Комсомолец. Их настолько измучили частые и разнообразные наблюдения, а также дальние походы, во время которых составлялась карта этого района острова, что, когда за ними наконец пришел ледокольный пароход «Садко», у них не оставалось сил дотащить до шлюпки собственное имущество. Они взяли только собранные коллекции, журналы наблюдений и личное оружие. «Садко» доставил их в Диксон, и можно было, казалось бы, подумать об отдыхе. Однако отдых «не состоялся».

Б. А. Кремера вызвали в радиорубку на прямые переговоры с И. Д. Папаниным. Разговор шел азбукой Морзе на эзоповом — простом, чтобы не сказать примитивном, «самодельном» языке. Папанин понимал, какой ценой досталась Кремеру и его спутникам экспедиция на Северную Землю. Начальник Главсевморпути сам не один год провел в Арктике — и на мерзлой голой земле, и на ломающихся под ногами дрейфующих льдах. Он ничего не приказывал, ни на чем не настаивал, а просто дал понять Кремеру, что есть одно весьма важное задание: расконсервировать маленькую полярную станцию на острове Домашнем у западного берега Северной Земли, на том самом островке, который в 1930 — 1932 годах служил базой знаменитой экспедиции Ушакова — Урванцева. Домашний стал особенно необходим сейчас, когда началась война. Погода, движение льдов, наблюдения за ними в крайней восточной части Карского моря… Враг едва ли сумеет проникнуть в эти края, но кто знает?!

Кремер понял все с полуслова. И тут же ответил согласием. Папанин сказал кратко: «Иди в колхоз Корельского, они тебе помогут». Кремеру ли было объяснять, что Корельский — капитан «Садко», а «колхоз» — сам «Садко»! Борис Александрович совсем было собрался идти к «колхозникам», но тут его вызвал находившийся на Диксоне заместитель Папанина и его товарищ по дрейфу на станции «Северный полюс» Петр Петрович Ширшов. Разговор был такой:

«Послушай, Борис Александрович, может быть, [42] не стоит рисковать судном? Обстановка там неясная, мы о погоде, ни о льдах мы ничего не знаем — для того тебя и посылаем. Давай по воздуху, а? Ты уже не раз доказывал, что можешь продержаться, когда нужно. Побудь там до весны, полгодика. А потом сменим, даю честное слово».

На Диксоне был гидросамолет — «летающая лодка» полярного летчика М. Н. Каминского. Пилот рвался на фронт (впоследствии он добился своего), но сейчас ему предстояло выполнить сугубо мирное задание: доставить трех человек на законсервированную за год до войны станцию. Летчики прониклись сознанием особой серьезности порученного им дела, когда увидели, что группа Кремера отправляется зимовать, не захватив с собой ни продуктов, ни снаряжения!

На Домашнем оставались от последней смены полярников продукты, и в достаточном количестве, но уже с порядочным «сроком давности» и притом крайне скудного ассортимента. А ничего свежего захватить с собой было невозможно. Небольшая машина могла взять лишь самих людей с минимальным количеством личных вещей в рюкзаках: в самолет необходимо было загрузить столько горючего, чтобы его хватило пилотам на обратный путь. Борис Александрович Кремер (начальник и метеоролог), Всеволод Николаевич Скворцов (радист и метеоролог) и Илья Иванович Шенцов (механик и повар) вылетели на Домашний.

[ Каневский З.М., "Цена прогноза", Л.: Гидрометеоиздат, 1976
http://www.polarpost.ru/Library/Tsena_P ... xt-06.html
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Июль 2008 21:03

Непонятное про экспедицию 37 года:



В СОСТАВЕ 3-й ВЫСОКОШИРОТНОЙ...
Подготовка экспедиции


Спецрейс был завершен. «Садко» благополучно вернулся в Архангельск. На пристани меня встречала жена. Я обнял ее, обнял бережно — ведь мы ждали первенца. Потекли дни отдыха. В доме тестя и тещи я чувствовал себя хорошо и спокойно, тем более что рядом была Нина. Мы гуляли по городу, ходили в театры и кино. Но отдых был недолгим. Экипаж «Садко» уже ждало новое задание — ледокольный пароход включили в состав 3-й советской высокоширотной экспедиции. Организовывал и проводил ее Арктический институт.

Капитаном вновь шел вернувшийся из отпуска Николай Иванович Хромцов, старпомом — Эрнст Германович Румке, вторым штурманом — Константин Сергеевич Бадигин. Научную экспедицию возглавлял Рудольф Лазаревич Самойлович, его заместителем был Владимир Юльевич Визе.

Кроме навигационного запаса продовольствия и обмундирования, на борт мы приняли еще и трехгодичный запас: это делалось на случай непредвиденной зимовки во льдах. Для проведения глубоководных замеров на «Садко» установили специальную лебедку с 5-километровым тросом. Перед самым отходом на кормовые ростры был поставлен самолет АН-25. На борт погрузили 16 голов рогатого скота и 18 ездовых собак.

...

Двигались медленно. В районе острова Скотт-Гансена и полуострова Михайлова лед пошел особенно тяжелый — 8—9 баллов. Чтобы провести разведку по курсу следования, решили использовать самолет АН-25, который прозвали «летающей лодкой». Меня направили на нее в качестве штурмана. Пилотировал АН-25 летчик по фамилии Портнов.

Я выдавал летчику курс, продолжительность полета, держал связь с «Садко» — с прекрасным специалистом радистом Иваном Нутрихиным — и еще вручную подкачивал помпой топливо в расходный бак. В воздухе мы пробыли около трех часов и благополучно сели в очень узкую полынью. По завершении полета была ясная картина ледовой обстановки: если двигаться дальше на восток, лучше «прижиматься» к берегу, т. к. там лед послабее, а все пространство на севере от нашего маршрута закрывали многолетние ледовые поля. Это опасный путь, он изобилует каменистыми банками, но выбора не было. И капитан решился.

10 августа мы встретили ледокол «Ермак». Состоялась передача на его борт самолета АН-25, его экипажа и запасов горючего. Начальник экспедиции Р. Л. Самойлович был доволен, а все члены экспедиции повеселели: наконец-то нас освободили от проводки судов и мы могли заниматься своим рейсовым заданием.

[ Корельский В. П. "На моём веку : Воспоминания, предания рода, размышления", Архангельск : Правда Севера, 1996. http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/auth_pages.xtmpl?Key=5631&page=79 ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Июль 2008 22:58

Что странно - с первым утоплением "Садко" бардак полнейший.

Встречаются три даты - 16 июня, 20 июня и 17 июля.
Чаще всего пишут нейтрально - "... летом 1916".

Со временем суток тоже не все ладно, пароход тонет и в "тихий, солнечный день" и в "ясную погожую ночь", хотя тут еще как-то можно посписывать на "белые ночи".
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Александр Андреев » 10 Июль 2008 00:23

Иван Кукушкин пишет:Непонятное про экспедицию 37 года:



В СОСТАВЕ 3-й ВЫСОКОШИРОТНОЙ...
Подготовка экспедиции




[ Корельский В. П. "На моём веку : Воспоминания, предания рода, размышления", Архангельск : Правда Севера, 1996. http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/auth_pages.xtmpl?Key=5631&page=79 ]

Надо сказать, что очень многое в этой книге вызывает сомнения. Самолет - далеко не единственный факт.
А многое, что, с моей точки зрения, и вовсе сознательные домыслы. Последнее, правда, относится не к экспедиции на "Садко", а к далнейшему повествованию.
Потому решил я эту книгу всерьез не воспринимать. Там надо проверять каждое предложение.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение [ Леспромхоз ] » 10 Июль 2008 00:44

ЗАВЕТНЫЙ КАМЕНЬ

Старейшему северному капитану Василию Корельскому завтра исполняется 90 лет

Библейский Мафусаил жил 969 лет. Василий Корельский считает, что те лета и наши годы вовсе не синонимы, лета - это лунные месяцы. Выходит, Мафусаил, пятое колено от Адама, прожил 81 год и, стало быть, он младше его, Василия Павловича, на 111 тех самых лет-месяцев, потому что возраст В. П. по библейским меркам 1080 лет, что в современном годовом исчислении составляет 90.

Так это или не так - не суть есть. Согласитесь, что и 90 - возраст весьма и весьма почтенный. И хотя свидетелем библейских времен Василий Павлович не был, повидал и пережил он на своем веку немало.

Дед его, Павел Иванович, до выхода на пенсию служил шкипером на Балтике, а суда, на которых он ходил, принадлежали православным приходам, кои окормлял сам Иоанн Кронштадтский. Провожая старого моряка на заслуженный отдых, о. Иоанн преподнес ему в дар енотовую шубу. Отец его, Павел Иванович, содержал небольшую маслобойку, т. е. был предпринимателем, однако при этом поддерживал связи с большевиками. До революции в их доме близ Холмогор укрывались беглые ссыльные. Одним из них был А. И. Рыков, впоследствии ленинский нарком. Правда, этой "заслуги" большевики, придя к власти, отцу не зачли и к 30-му году, обложив непомерными налогами, задушили последнего в округе единоличника.

Детская память Василия проявилась лет с четырех. Он хорошо запомнил интервентов, которые шли по деревенскому лугу. На них были черные накомарники, и они казались страшными инопланетянами. Видел он комиссара Кедрова, палача и вешателя, и его "боевую подругу" Ревекку Пластинину (Мейзель), которая глумилась над пленными офицерами. Весной 1920 года в их деревню ворвался кавалерийский отряд Хаджи Мурата. Конники красного горца спешились и принялись взламывать житницу-мангазею. Бабы деревенские попытались отстоять общинный хлеб, да пришельцы излупцевали их палашами.

Известных персон - как зловещих, так и несущих свет и добро, - на пути Василия Павловича было немало. Простое перечисление их займет не один газетный столбец. Назову еще нескольких.

Весной 1937 года Василий Корельский уже в качестве младшего штурмана совершил спецрейс на ледокольном пароходе "Садко" - экипажу предстояло участвовать в обеспечении научно-исследовательской экспедиции И. Д. Папанина. Начальник спецрейса был Б. Г. Чухновский, капитаном А. К. Бурке, вторым штурманом К. С. Бадигин - уже известные или известные впоследствие полярники. А потом уже в Арктике на борт "Садко" были приняты знаменитый О. Ю. Шмидт, а также популярные публицисты Михаил Кольцов, Илья Эренбург и архангельский фотокор Калестин Коробицын.

А спустя несколько месяцев штурман Корельский на том же "Садко" отправился в 3-ю высокоширотную экспедицию. Организовал и проводил ее Арктический институт. Капитаном "Садко" шел Н. И. Хромцов, экспедицию возглавляли Р. Л. Самойлович и В. Ю. Визе, чьи имена теперь значатся на картах Арктики. Экспедиция попала в сложную ледовую обстановку. На нее зловещим образом наложилась политическая обстановка 37-го года, вызвавшая неразбериху в приказах. В итоге суда экспедиции вынуждены оказались зазимовать. Людей донимала стужа, они испытывали голод. Но ведь именно в экстремальных условиях и проявляется настоящий характер. Штурман Корельский отлично справился со своими обязанностями. Более того, отметив его находчивость, живой ум и сметку, ученые привлекли его к научным замерам, и Корельский ни разу не подвел их.

Памятных встреч, событий в долгой жизни Василия Павловича было немало. Их хватит с лихвою не на одну судьбу. Но те драматические повороты, которые он пережил, убежден, не всякий и осилил бы.

В двенадцать лет его как сына нэпмана исключили из школы. Возможно, от недетских переживаний он заболел. Это был плеврит, а может, даже туберкулез - какая тогда существовала диагностика. Но он выстоял. Одолел болезнь, продолжил учиться самостоятельно, а потом сдал экзамены за несколько классов экстерном.

В девятнадцать лет волна-убийца смыла его за борт - было это в норвежских шхерах, - а другая бездыханного забросила обратно. Его чудом нашли в проеме палубного груза. Жизнь в нем едва теплилась. И все же молодость плюс хороший норвежский врач победили. Правда, Василий частично лишился слуха, однако море после того не оставил.

И наконец самое страшное - десять лет сталинских лагерей. Чуя несправедливость приговора, он дважды бежал. После первого побега его голого бросили в ледяной карцер. За ночь он должен был околеть - декабрьскую стужу здесь никто не выдерживал. Но когда в утрах охранники, одетые в полушубки, отворили двери, то не поверили своим глазам - Корельский был жив и даже сделал на свет шаг, прежде чем рухнуть.

Чем он держался всю свою жизнь, Василий Павлович Корельский? Что ему помогало в поры испытаний, лишений и смертельной опасности? Воля и вера. Воля, выкованная поколениями пращуров, и вера в высшую созидательную силу. А символом и залогом этой неукротимой веры стал для него заветный камень. Этот удивительный валун до сих пор лежит в окрестностях родимой деревни. Серый гранит опоясывает черная, меняющая свой цвет орбита, а на той орбите - силуэт человека, то ли плывущего, то ли призывающего.

Впервые магию камня В. П. испытал в свои двенадцать лет, когда его поразил тяжкий недуг. Какой незримый, но животворный поток пронизал все его существо, когда, стоя над камнем, он запрокинул голову к небу! С этого и началось его исцеление.

Давно это было. Но с тех пор и до последних лет Василий Павлович в мыслях и наяву возвращается к заветному камню. Взойдя на угор, он молча кланяется ему, явственно чувствуя, что здесь смыкаются силовые жилы земли и космоса, и уже просветленным сыновним взором окидывает родимый простор, который отсюда, с холмогорской верхотуры, открывается во всю необъятную волю.

Михаил ПОПОВ.
13/01/2004

Copyright © 2004, Правда Севера.
http://www.pravdasevera.ru
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Пред.След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения