"Садко", ледокольный пароход

От ладьи и коча до атомохода.

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Июнь 2008 06:20

Навигация 1936 года: временная мобилизация ледокольных пароходов и ледоколов для проводки каравана ЭОН-3:

...В августе в Карском море, в котором в том году была очень тяжелая ледовая обстановка, караван (ЭОН-3) попал в старый лед. «Литке» и следовавшие за ним танкеры и миноносцы остановились.

В середине августа начальник экспедиции вызвал находившиеся неподалеку ледоколы «Ермак», «Ленин», ледокольные пароходы «Садко» и «Седов». Они вместе с «Литке» общими усилиями проложили в сплоченном льду достаточно широкий канал для проводки судов.

[ М.В. Водопьянов, Г.К. Григорьев, "Повесть о Ледовом Комиссаре", Госиздательство географической литературы, М., 1959 ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Июнь 2008 19:09

Поступление ледоколов и ледокольных пароходов в Россию и их переименования:

...Благодаря Гольфстриму более благоприятными зимой были навигационные условия у мурманского побережья. Навигация. в этом районе длилась круглый год. Однако единственным портом на Мурмане был Александровск, не имевший никаких удобных путей сообщения с остальной страной.

С началом войны возникла жизненная необходимость обеспечить постоянный подвоз из "союзных стран" разного рода грузов для снабжения фронта и городов, а также увеличить вывоз в эти страны экспортных товаров. Это потребовало переоборудования Архангельского порта, увеличения длины причальных линий, постройки складов, углубления подходов к причалами. Узкую колею железной дороти Архангельск - Вологда срочно стали перешивать на широкую колею, что было закончено к январю 1916 г. В Кеми (Попов остров) стал строиться глубоководный порт, а в Сороке - глубоководная пристань. Одновременно осенью 1914 г. началась организация ледокольной флотилии, с тем чтобы продлить навигацию на Белом море до 9 - 10 месяцев в году (Ануфриев И. О зимней навигации на Белом море. "Известия Архангельского общества изучения Русского Севера", 1917, # 11 - 12., стр. 433 - 434).

С августа 1914 г. министерство торговли и промышленности (отдел торговых портов) стало приобретать за границей ледоколы и ледокольные. пароходы. Всего за время войны было куплено и построено 20 таких судов (6 морских ледоколов, 7 портовых ледоколов и 7 ледокольных пароходов) . Первым был приобретен у канадского правительства ледокол (ледорез) "Эрл Грей", переименованный в "Канаду". Судно прибыло в Архангельск 9 октября 1914 г. С помощью этого ледокола в первую зимнюю навигацию удалось провести во льдах 146 грузовых пароходов и продлить навигацию на Белом море до 4 января 1915 г., когда работа "Канады" была прервана аварией. Затем в Канаде же были приобретены ледокольные пароходы "Линтроз" (позднее переименован в "Садко"), "Брюс" ("Соловей Будимирович") и ледокол "Минто" ("Сусанин"). Все они прибыли на Север в течение 1915 года.

Из портовых ледоколов удалось приобрести в Канаде "Горн" и в Норвегии - "Мильнер". Переход океаном такого сравнительно небольшого судна, как "Горн", несмотря на большие трудности, прошел благополучно, и в мае 1915 г. он прибыл в Архангельск. Направлявшийся же из Норвегии в Архангельск "Мильнер" в январе 1915 г. в Белом море был затерт льдами и брошен норвежской командой. Лишь весной его вынесло на чистую воду, после чего 9 апреля русский ледокольный катер привел его в Александровск.

Первый опыт зимней навигации ла Белом море показал, что движение за ледоколами обычных грузовых пароходов, особенно в забитом льдами горле Белого моря, небезопасно. Поэтому было решено приобрести специальные грузовые пароходы с усиленной прочностью корпуса и ледокольным образованием форштевня. В 1915 г. в Англии был куплен пароход "Айсланд" (переименован в "Семен Челюскин"), а в Канаде - готовые пароходы "Беотик" ("Георгий Седов"), "Адвенчур" ("Семен Дежнев"), "Бонавенчур" ("Владимир Русанов") и "Беллавенчур" ("Александр Сибиряков"). Все эти пароходы прибыли в Архангельск в конце 1915 г.

Первое время ледокольные суда (кроме "Эрл Грей") плавали под своими старыми названиями. В январе 1916 г. морской министр возбудил перед министерством торговли и промышленности ходатайство «о наименовании купленных ледоколов и ледокольных пароходов, носящих иностранные названия, а также и строящихся вновь заказанных, - именами русских богатырей, за исключением "Канады", "Горн" и "Мильнера", уже много поработавших для Белого моря». К августу того же года ледокольные суда получили новые названия.

Покупка за границей ледоколов оказалась трудным делом. Во-первых, там не было достаточного числа подходящих ледоколов и, во-вторых, нередко судовладельцы под различными предлогами отказывались продавать такие суда. Поэтому было решено, не ограничиваясь покупкой готовых судов, заказать в Англии новые ледоколы.

[ Н.А.Залесский, "Флот Русского Севера в годы первой мировой и гражданской войн", "Летопись Севера" т.VI http://www.ivki.ru/kapustin/journal/zalesskiy.htm ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Июнь 2008 19:17

Выдержки из заметки: Пророчество капитана Ануфриева

...Талант искусного судоводителя всегда высоко ценился на поморском Севере. История и молва сохранили нам множество имен смелых и удачливых мореходов. Но и среди них была особая категория авторитетов, именуемых за практические знания и опыт плаваний «ледовыми капитанами». Первым ледовым капитаном российского флота был потомственный помор Иван Петрович Ануфриев.
...
Профессиональная судьба Ануфриева во многом схожа с тем, как складывалась она у некоторых его коллег - выходцев из поморской среды.


В 14 лет юнга Ануфриев ступил на палубу лодьи «Святой Николай», затем был матросом, коком. Штурманский чин получен им в 1896 году, и к исполнению новых обязанностей Иван Петрович приступил на пароходе «Святой Трифон», продолжил службу на «Ломоносове», а в 1903-м он уже самостоятельно в должности капитана вывел в море свое первое судно - парусник «Ксения», принадлежавший спасательной службе.

В 1908 году Ануфриев принял команду парохода «Святой Николай», а годом позже - одноименный ледокольный пароход, первый подобного класса на Белом море. В дальнейшем вся капитанская судьба Ивана Петровича связана с ледовой навигацией.

...

Владелец «Николая», известный рыбопромышленник Д. Н. Масленников, предполагал использовать его большей частью для хождения во льдах. И особые качества парохода, помноженные на опыт капитана Ануфриева, позволили расширить сроки навигаций: «Святой Николай» одним из первых начинал ее, а завершал уже в разгар льдообразования.

...

Германская война застала Ивана Петровича в море. По возвращении в Архангельск он получил новое назначение, которое следует расценивать как повышение - на ледокольный пароход «Линтроз». Этот достаточно крупный пароход в числе нескольких был приобретен русским правительством для обеспечения зимней навигации в Белом море. Судно, имевшее усиленный корпус и мощную паровую машину, в России переименовали в «Садко». Две тяжелые военные навигации Иван Петрович отходил на этом прославленном в советском будущем ледокольном пароходе, а следом принял на год «Александра Сибирякова», затем командовал «Семеном Челюскиным», трагически закончившим судьбу у причала Экономии после известной диверсии в порту, и одним из первых русских линейных ледоколов «Иван Сусанин».

В тревожные, смутные месяцы интервенции и гражданской войны И. П. Ануфриев жил вне политических пристрастий, впрочем, как и многие из его коллег - архангельских капитанов.

О двух моментах в биографии Ивана Петровича следует сказать отдельно. В конце 1919 года из Архангельска в заполярную Индигу был отправлен ледокольный пароход «Соловей Будимирович» под командованием капитана И. Рекстина. Экспедиция на его борту должна была доставить в город груз оленьего мяса. Был в экипаже и капитан Ануфриев, правда, его отправили как самого опытного ледового лоцмана. Рекстин не счел нужным прислушиваться к его рекомендациям, и дело обернулось тем, что в декабре судно попало в сжатия и к январю 1920-го дрейфом его вынесло в Карское море. У этой истории оказался счастливый конец: пароходу и людям помогли корабли уже советской спасательной экспедиции.

Участвовал капитан Ануфриев и в 1-й Карской (хлебной) экспедиции.

В послужном списке Ивана Петровича после 1920 года значатся: небольшой пароход «Кия», снова «Александр Сибиряков» (три навигации, 1923-1926 гг.), наконец, маленькое моторное судно «Госторг» в 1928 году. В последние годы, когда капитан Ануфриев уже не выходил в море, он не порывал с профессией. Ледовая навигация стала той областью деятельности, где Иван Петрович продолжал реализовывать свой талант и опыт, но уже в другом качестве.

[ Олег Химаныч, "Пророчество капитана Ануфриева", "Правда Севера" 02/08/2007 http://www.pravdasevera.ru/print.html?article=1049240345 ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Июнь 2008 19:24

Выдержки из статьи "Губернатор Бибиков"

...По ходатайству совещания уже на следующий, 1913 год Министерству торговли и промышленности заложили в смету 30 тысяч рублей на подготовительные операции портовых изысканий на Мурманском побережье, а в 1914 году заработала изыскательская партия, возглавляемая инженером Валерианом Ляхницким. Вскоре началась мировая война с кайзеровской Германией, потребовался не просто порт-убежище, а настоящий порт, способный принимать океанские суда. Ляхницкий в том же году исследовал район нынешнего города Мурманска, где вскоре начали строить первый причал, Дальновидность губернатора Бибикова, организовавшего еще до войны портовое изыскательство на Мурмане, очевидна.

С началом первой мировой войны на Мурмане начались две большие стройки - порт у Семеновых островов и железная дорога. "Железка" тянулась одновременно на трех участках: Петрозаводск - Сорока (ныне Беломорск), Сорока - Кандалакша, Кандалакша - Семеновская бухта (место нынешнего Мурманска).

Немалые проблемы возникали на северном участке, за Полярным кругом - особые климатические условия, совершенная необжитость местности. Дорогу строили военнопленные и вольнонаемные, было немало народу из дальних губерний, даже китайцы, люди разных вероисповедений. Мусульмане, соблюдая пост Рамазан, отказывались принимать пищу до захода солнца, а летом, как известно, оно у нас не заходит. Большой смертности от антисанитарии не случалось, как писали некоторые авторы, но больных хватало. Хватало казнокрадов, людей случайных, безответственных к нуждам строителей. В Архангельск и Петрозаводск, где располагалось управление строительством, сыпались жалобы.

Из чиновников и врачей Бибиков создал санитарно-правовую комиссию, сам ее и возглавил. Она должна была посетить станции, оказать медицинскую помощь, проверить жалобы, решить хозяйственные и бытовые вопросы. В комиссию включили даже священника.

Плыли на ледокольном пароходе "Садко", недавно купленном у Канады под названием "Линтроз", да неудачно переименованном. После посещения станций Сорока, Кемь, Кереть 17 июля 1916 года приближались к Кандалакше. Капитан Иван Павлович Бурков решил немножко спрямить и с полного хода наскочил на не отмеченную на картах подводную скалу, распорол левый борт от носового трюма до кочегарки. Судно быстро затонуло между островами Анисимов и Богомолиха на глубине 22 метра, до Кандалакши оставалось несколько миль.

Сохранились любопытные воспоминания кочегара Горелова, процитируем их: "Пароход стал быстро погружаться. Но самоуверенный, храбрый капитан, идя по своим родным местам в такую тихую летнюю погоду, не думал, не мог допустить мысли, что его ледокол утонет. Эта мысль просто не укладывалась у него в голове, и он не принял никаких мер и не выскочил на отлогий берег. Погода была жаркая, иллюминаторы все открыты. Пароход накренился на 40 градусов, вода хлынула во все иллюминаторы. На судне создалась паника; без всякого распоряжения, по собственной инициативе команда стала спускать шлюпки, только губернатора хватил паралич и отнялись ноги, - его на руках подали в шлюпку, и когда начали отходить от тонущего судна, машинная команда спасалась уже по пояс в воде, а когда палуба стала скрываться под водой, ледокол в последний раз жалобно загудел и быстро исчез под водой".

Кочегар, нарисовав в общем-то правдивую картину бедствия, немного приукрасил: Бибикова паралич не хватил. Высадившись на остров Богомолиху, спасенные пассажиры и команда на скальном возвышении сфотографировались во главе с губернатором.

[ Владимир Сорокажердьев, "Губернатор Бибиков". газета "Вечерний Мурманск" от 28 февраля 2004 года http://forum.svrt.ru/index.php?showtopic=63&view=findpost&p=3137 ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Июнь 2008 19:32

И явился белу свету «Садко»

Летом и осенью 1933 года в Кандалакшском заливе развернулась захватывающая драма. Говоря о начале аварийно-спасательного, водолазного дела на Советском Севере, обычно вспоминают историю подъема в 1933 году со дна Белого моря затонувшего ледокольного парохода «Садко», хотя это фактически и неверно. Экспедиция подводных работ особого назначения, или коротко - ЭПРОН, была создана за десять лет до этого и уже успела поработать и на Мурмане, и в Белом море, и даже в Северном Ледовитом океане.

CВОЮ РОЛЬ здесь сыграло одно важное обстоятельство: на заключительную стадию операции по подъему «Садко» пригласили видных советских литераторов того времени - Алексея Толстого, Самуила Маршака, Ивана Соколова-Микитова, Вячеслава Шишкова, Леонида Ленча и других. Им надлежало «запечатлеть в строках» победу советских водолазов. Так история возвращения «Садко» со дна морского, образно говоря, приобрела крылья сразу из нескольких писательских перьев и быстро распространилась по стране, ее стали часто упоминать, хотя, повторюсь, на счету ЭПРОНа уже имелись и более сложные в техническом отношении работы. Взять хотя бы спасательную операцию у Шпицбергена, когда пришлось вызволять ледокольный пароход «Малыгин», севший на камни...

Так что же за события происходили в Кандалакшской губе Белого моря в августе -октябре 1933-го и что им предшествовало?

Кальсоны губернатора

А предшествовала им довольно-таки странная катастрофа ледокольного парохода «Садко» летом 1916 года. Странная, потому что произошла она при отсутствии каких-либо серьезных навигационных сложностей. Но сначала несколько слов о самом пароходе, который унаследовал имя былинного русского героя.

Шла Первая мировая война. Из трех морских путей к европейской части России наиболее безопасным считался северный - вокруг Скандинавии. Главной проблемой здесь считался короткий период летней навигации. Однако уже существовали и ледоколы, и, главное, ледокольные транспорты, которым было по силам ходить во льдах. Самые мощные ледокольные пароходы того времени строила Англия, больше других ими пользовалась Канада - страны - союзники России. Вот тогда, в 1915-м, русское правительство и приобрело у них для Белого моря сразу несколько судов, среди них и «Линтроз», переименованный затем в «Садко». Причем известно, в какую сумму обошлось это приобретение - миллион рублей золотом! Справедливости ради нужно сказать, корабль стоил того - имел мощную машину, особенно прочный корпус и неплохой ход.

Через год архангельский губернатор С.Д. Бибиков со своей, как утверждают, многочисленной свитой «объезжал» беломорскую вотчину. Были при нем и архиерей, и губернский прокурор, и жандармский полковник. Для этой поездки в их распоряжение выделили «Садко»...

Стоял тихий, солнечный день, когда пароход с полного хода наскочил на каменистую банку. Произошло это между островами Анисимов и Богомолиха. Командовал судном капитан И.П. Бурков. Именно он решил направить пароход одним из необследованных фарватеров Кандалакшского залива, что и привело к аварии. У судна было распорото днище от носового трюма и кочегарки, и оно затонуло на глубине 22 метра.

Погрузился «Садко» очень быстро, но, к счастью, всем пассажирам и команде удалось спастись. За мгновения до рокового столкновения, говорят, на судне царила безмятежная обстановка, а сам губернатор принимал ванну, и уже злые языки советского времени утверждали, что «эвакуировался» он в одном исподнем, в спешке забыв свои кальсоны в каюте. Так ли это было на самом деле, официальная история, разумеется, умалчивает... На шлюпках люди добрались до ближайшего островка Богомолиха, откуда затем их забрали местные рыбаки.

До зимы еще оставалось время, и на место аварии из Кронштадта прибыли водолазы. Возглавлял их П.В. Симонов. До наступления штормовой осени они осмотрели судно, которое, к слову, легло почти на ровный киль, проникли в капитанскую и губернаторскую каюты и подняли на поверхность сейф, кое-какие документы и... пишущую машинку.

Затем были еще попытки поднять корабль, но уже шел 1917-й, далее последовали известные события. Уже в советский период специалисты Совторгфлота также пытались поднять пароход. Было это в 1930-м. Для этого решили использовать широко применявшийся в то время так называемый плашкоутный способ, то есть с помощью судов, притопленных над затонувшим пароходом и в малую воду связанных с ним прочными тросами. К слову, в роли таких судов предполагалось использовать парусник «Альбатрос» с железным корпусом и две морские баржи с довольно своеобразными названиями - «Гражданин» и «Гражданка». Но подъем оказался невозможен, поскольку амплитуда колебания уровня воды при приливах-отливах в Кандалакшском заливе составляла всего 1,8 и 2,4 метра, а этого было явно недостаточно.


Проект инженера Бобрицкого

ЭПРОН смог взяться за «Садко» в 1932-м. Главный инженер экспедиции Тимофей Иванович Бобрицкий предложил новый способ подъема - понтонный, тот самый, что в большинстве случаев используется при судоподъеме и сегодня. Для спасения же «Садко» необходимо было изготовить 12 крупных цилиндрических понтонов грузоподъемностью по 200 тонн каждый. Эту работу поручили двум предприятиям - «Красной кузнице» в Архангельске и «Красному Сормово» в Горьком. Весной волжане переправили свои «заказы» в Архангельск, здесь к ним присоединили понтоны, изготовленные соломбальцами, и буксиры отвели все 12 «бочек» к месту будущих работ.

Основные силы экспедиции прибыли в Кандалакшский залив 19 июня 1933 года. Поскольку место аварии было нанесено на карту очень точно, «утопленника» нашли сразу и сразу же взялись за дело. Сначала обследовали пароход.

«Садко» строили англичане, и строили на совесть. Сталь была отменного качества, и никакая морская ржа ее не взяла. Хуже обстояло с деталями из чугуна. За многие годы пребывания в соленой воде этот металл стал мягким, податливым лезвию ножа, совсем как свинец, хотя, оказавшись на воздухе, вновь обретал прежние качества.

В основном корпус парохода хорошо сохранился. Плавающие льды сломали верхние конструкции «Садко», повредили отдельные его части, но в целом он, можно сказать, сильно не пострадал.

Для крепления подъемных понтонов к затонувшему пароходу водолазы проделали 12 туннелей под его корпусом. Особенность этих работ состояла в том, что дно здесь оказалось каменистым и грунт зачастую не поддавался размыву. Туннели пришлось прорывать специальными скребками - каторжный труд.

В гуще богатырских подводников

Руководил всеми работами легендарный ныне Фотий Иванович Крылов. Энергичный, можно сказать, фанатично преданный своему делу и очень обаятельный человек. Журналист Михаил Розенфельд, который присутствовал на судоподъеме «Малыгина» у берегов Шпицбергена, дает ему очень точную характеристику, которую позже, так или иначе, подтвердили и другие мастера литературного слова, ставшие свидетелями спасения «Садко»: «В гуще богатырских подводников Крылов, похожий фигурой на японца, ни на секунду не останавливаясь, работал. И, видя возле себя маленького человека, видя, с какой неутомимостью он работает, водолазы и такелажники расправляли плечи и вновь с рвением принимались за дело... Крылов не уходил с палубы. Маленькие усы-ледяшки стягивали рот, полушубок окаменел. Он возился вместе с мотористами, он работал с такелажниками. Всегда, даже когда оставался доволен работой, в лучшем случае бормотал: «Так и нужно... Иначе дармоедство выходит».

Писательница Елена Тагер дополняет его: «Начальник ЭПРОНа - небольшая, легкая фигура, легкие, словно танцующие, стремительные шаги. Кудрявая проседь. Внимательные глаза, светлая, как радость, улыбка. Маленькие, словно не мужские, руки. Открытый и не говорливый. Быстрый, а не торопливый. Страшная скрытая энергия внутри его, а наружу - скромность, привет, улыбка... Веселый и упрямый, - небольшой рядовой матросик, не знающий упадка боец, несокрушимый энтузиаст, окруженный любовью руководитель - Фотий Крылов в желтеньком своем полушубке ходит по черной палубе «Декрета» этим легким своим, словно танцующим, шагом. Где он - туда повернутся головы, куда он - туда обратятся все взгляды...»

[ Олег Химаныч, "И явился белу свету «Садко»", газета "Корабельная сторона" / 2004 г., июнь, 22 http://www.vdvsn.ru/papers/ks/2004/06/22/26520/ ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Июнь 2008 19:37

как комментарий:

Лично мне статьи Химаныча не нравятся из-за пристрастия к грязи.

"Из чиновников и врачей Бибиков создал санитарно-правовую комиссию, сам ее и возглавил" это одно, а "Через год архангельский губернатор С.Д. Бибиков со своей многочисленной свитой «объезжал» беломорскую вотчину" - это уже несколько другое.
"Баринъ самодуръ параходъ утопилъ"
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Июнь 2008 19:57

Северный русский морской театр

В планах России военные действия на Северном морском театре первоначально не предусматривались. Никакого военно-инженерного оборудования не производилось. Оборонительных сооружений не было. Наблюдение за побережьем осуществлялось посыльным судном “Бакан”. Только с началом войны, когда Россия лишилась связей со своими союзниками через Балтийское и Черное моря, правящие круги обратили взор на Северный ( Л. Г. Гончаров, Б. А. Денисов. Использование мин в мировую империалистическую войну 1914-1918 гг., стр. 76 — 77. ) морской театр с его коммуникациями. Началось спешное развитие существующих портов на Белом море и создание новых на Баренцевом, реконструкция железной дороги Архангельск — Вологда, постройка Мурманской железной дороги, строительство оборонительных сооружений и организация защиты морских сообщений.

Эти мероприятия требовали затраты больших материальных и людских ресурсов, вследствие чего их реализация затянулась. Реконструкция железной дороги Архангельск — Вологда была закончена в январе 1916 г., строительство Мурманской дороги велось отдельными участками и завершилось в 1917 г. Несколько лучше обстояло дело с реконструкцией Архангельского порта, который являлся главным на всем русском Севере. В 1914-1915 гг. здесь были проведены крупные работы: углублены фарватеры (до 7,4 м), увеличено количество причалов (с 7 до 50), построена военная пристань в Бакарице, развернулось строительство складов и т. д. Для обеспечения навигации в зимний период были приобретены в Канаде 2 ледокола (“Канада” и “Линтроз”, переименованные впоследствии в “Литке” и “Садко”) и заказано 7 ледоколов, из которых 2 предназначались для нужд военного флота. Ледоколы позволили продлить первую навигацию военного времени до конца января 1915 г., проведя за собой в Архангельск и обратно 146 судов ( П. Д. Быков. Военные действия на Северном русском морском театре в империалистическую войну 1914-1918 гг. Л., 1939, стр. 6 — 7; Кротков. Операции по обеспечению морских перевозок в северных водах. — “Морской сборник”, 1934, № 8, стр. 187. )

[ "История первой мировой войны 1914-1918 гг." Глава седьмая. Кампания 1917 г. Военные действия на морских театрах (Ф. С. Криницын). Издание: История первой мировой войны 1914-1918 гг. — М.: Наука, 1975. http://militera.lib.ru/h/ww1/index.html ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Александр Андреев » 04 Июль 2008 23:11

Иван Кукушкин пишет:как комментарий:

Лично мне статьи Химаныча не нравятся из-за пристрастия к грязи.

"Из чиновников и врачей Бибиков создал санитарно-правовую комиссию, сам ее и возглавил" это одно, а "Через год архангельский губернатор С.Д. Бибиков со своей многочисленной свитой «объезжал» беломорскую вотчину" - это уже несколько другое.
"Баринъ самодуръ параходъ утопилъ"

Согласен, это все идет с "агитпропа-политпросвета" 1920-1930 гг (родного дедушки современной прессы). Оттуда же и раасказы о спасении водолазами вицмундира губернатора, и крепких спиртных напитков.
Кстати, капитан И. И. Бурков (под чьим командованием затонул "Садко") упоминается в дореволюционных трудах, как один из известных полярных капитанов.



Практическое описание плавания на пароходе из Архангельска на Мурман в весенний период.
Ануфриев И.П. Плавание весной 1909 года в Белом море . Изв. Арханг. О-ва изучения Русского севера. – 1910. – №11. – С.19–21.


В навигацию 1909 года мне пришлось сделать плавание на двух пароходах, которыми я командовал: весной на пароходе И. И. Буркова, а летом и осенью на пароходе-ледоколе Д. Н. Масленникова.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Июль 2008 05:06

Ледокольных пароход "Линтроз"

Изображение

[ А.Б.Широкорад, «Битва за русскую Арктику», М., "Вече", 2008. ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Александр Андреев » 07 Июль 2008 19:27

"Правда Севера", 10 июля 1937 г.



РАННИЙ РЕЙС „САДКО"
Начальник экспедиции к острову Рудольфа А. К. БУРКЕ



Ну, вот, мы снова в Архангельске. «Садко» вернулся в родной порт, успешно проведя сверхранний рейс к берегам Земли Франца - Иосифа. Мы добросовестно выполнили задание Отто Юльевича Шмидта, побывав у острова Рудольфа на полтора месяца раньше, чем это удавалось любой экспедиции в прошлые годы. Всегда экспедиции на Землю Франца-Иосифа уходили из Архангельска не раньше последних чисел июля. Мы же 29 июня уже отдали якорь у мыса Столбового на Рудольфе.

В этом—основное отличие экспедиции на «Садко» от прошлогодних рейсов «Русанова» и любых других рейсов на Землю Франца.

О чем свидетельствует этот, надо прямо сказать, необычный рейс? Чем больше мы ходим в Арктике, чем больше мы раздвигаем рамки арктической навигации, ломая установившуюся рутину сроков плавания, тем раньше нам удается пробить¬ся сквозь льды. Правда, 1937 год по ледовым условиям значительно легче прошлого года. Но, однако, если бы мы придерживались старых правил, старых сроков и не пытались дерзать, мы никогда, не узнали бы, что не только к Земле Франца-Иосифа, но и к ее самому северному острову можно совершать рейсы в такое раннее время года.

Ледовая обстановка в этом году сравнительно благоприятная. «Садко» встретил первые льды у 75 параллели, примерно, на траверзе полуострова Адмиралтейства. Ледяные поля тянулись сравнительно недолго: у 77 градуса мы вышли на чистую воду и снова увидели льды только у входа в Британский капал. Милях в двенадцати от бухты Тихой мы встретили сплошной невзломанный торосистый 10-балльпый лед, заставивший нас остановиться и выжидать.

Вскоре на ледяную площадку, под¬готовленную садковцами, приземлился самолет «У-2», на котором прилетели с Рудольфа Герой Советского Союза И. П. Мазурук и штурман В. И. Аккуратов. На следующий день Мазурук с дублером старшего штурмана «Садко» Н. Н. Ивановым вылетели на разведку. Ища разводий и промоин, они пролетели над Британским каналом до пролива Мейерса.

А на следующий день лед, в котором был зажат «Садко», разломало, и «Садко» пошел к бухте Тихой. Навстречу нам из Тихой вышли на лыжах
начальник полярной станции Григорьев и гидролог Ольхович. Мы взяли этих лыжников на борт и, обойдя остров Скотт-Кельти, доставили в Тихую, передав им письма и посылки.


Отойдя 27 июня от бухты Тихой, «Садко» попал в шторм и вместе со льдами начал дрейфовать в Британском канале. Вскоре дрейф оттащил нас к , Земле Георга. Когда стих шторм, разогнавший лед, «Садко» стал пробиваться снова на север, и 29 июня мы вышли около острова Гарлея на чистую воду, которая тянулась до Ру-дольфа. Там мы стали у кромки ледника и немедленно начали выгрузку.

На остров Рудольфа «Садко» доставил колеса для самолета Героя Советского Союза Мазурука, 114 тонн авиационного бензина, трактор «Челябинец», кран, авиаснаряжение, свежие овощи и фрукты, а также письма, посылки и комплекты газет. На Рудольфе — распутица.

Тракторы вязнут и буксуют в толстом слое рыхлого сырого снега. Поэтому пришлось отказаться от них и устроить фуникулеры из тросов, с помощью которых и были переброшены к зимовке все грузы.

29 июня мы подошли и Рудольфу, а 1 июля уже простились с зимовщиками и взяли курс на юг. На обратном пути мы зашли ненадолго в бухту Тихую, где оставили баллоны со сжатым воздухом, необходимые для выпуска шар-пилотов, и несколько корзин угля.
]
За время пребывания «Садко» в районе архипелага гидрологом Кухарским проделана большая работа по определению глубин.


Раньше мы имели только отрывочные и к тому же не всегда точные сведения о глубинах в отдельных пунктах архипелага. Сейчас мы уже имеем довольно точное представление об общем рельефе дна у мыса Флоры, в проливе Де Брюйне, в Британском канале, около Рудольфа и т. д. Промеры глубин были проведены с помощью эхолота на протяжении 250 миль нашего пути.

В пути между бухтой Тихой и островом Рудольфа я получил радиограмму «Правды Севера», в которой сообщалось о награждении меня орденом Красной Звезды. На следующий день мы узнали по радио об остальных награжденных. Я принял эту высокую награду, как оценку не только моей лично работы, но и работы всего экипажа ледокольного парохода «Русанов», который в прошлом году совершил два рейса к острову Рудольфа.

Кому много дано, с того много и спросится. Награждая меня, мое правительство дало мне очень многое. Нет большей радости, нет большего счастья, чем работать с еще большим подъемом на благо нашей прекрасной родины.

Вот, мы вернулись в Архангельск. Но скоро—снова в плавание, на север, в Арктику...

Борт "Садко", 8 июля.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Александр Андреев » 07 Июль 2008 19:34

Правда Севера, 28 июля 1937 г.


Экспедиция в высокие широты

проф. Р. Л. Самойлович, начальник высокоширотной экспедиции на "Садко"

Ледокольный пароход «Садко» начал уже второй рейс. Под командованием молодого капитана орденоносца Н. И. ХРАМЦОВА он идет к 6ерегам легендарной Земли Санникова. На борту «Садко»—высокоширотная экспедиция, руководимая одним из славных представителей старой ледовой гвардии—директором Всесоюзного арктического института Р. Л. САМОЙЛОВИЧЕМ отправившимся в Арктику уже в двадцать первый раз. В составе экспедиции—зимовщики будущей полярной станции на Земле Санникова или островах Де-Лонга. Они везут с собой в разобранном виде жилой дом, склад, баню, топливо, трехлетний запас продовольствия. Поход «Садко» в высокие широты Восточной Арктики—одна из интереснейших ледокольных экспедиций этого года. О ее задачах проф. Р. Л. Самойлович рассказывает в статье, написанной для «Правды Севера» накануне выхода «Садко» в море.


Третья высокоширотная экспедиция на "Садко" — одна из наиболее интересных ледокольных экспедиций, организованных в этом году Главным управлением Северного морского пути. Экспедиция эта принадлежит к числу тех полярных рейсов, осуществление которых связано со значительными трудно¬стями. Путь наш, далекий и нелегкий, лежит через воды и льды пяти морей — Белого, Баренцева, Карского, братьев Лаптевых и Восточно-Сибирского.

Выйдя из горла Белого моря, мы возьмем курс на Маточкин шар, отделяющий северный остров Новой Земли от южного. Матшаром «Садко» пройдет в Карское море,и направится к острову Диксону, где пополнит запасы угля и пресной воды. Затем мы пойдем на северо-восток, через пролив Вилькицкого выйдем в море Лаптевых и направимся к Ново-Сибирским островам. Где-то по пути к нашей экспедиции присоединится экипаж самолета СССР Н-10 во главе с летчиком Черевичным, находящийся сейчас в бухте Тикси.

По всей вероятности, мы не будем высаживаться на берега Ново-Сибирских островов. Не они интересуют нашу экспедицию, которой предстоит разрешить одну из проблем, занимающих внимание полярников уже более столетия. Где-то к северу или, вернее, к северо-востоку от острова Котельного (крупнейший остров Ново-Сибирского архипелага) лежит легендарная Земля Санникова.


Мы не уверены, что земля эта действительно существует. Boзможно, что ни к северу, ни к северо-востоку от острова Котельного мы не обнаружим ее. Если остров (или группа островов) там действительно существует, мы определим его координаты, нанесем на карту и произведем геологические исследования. Если же этой легендарной Земли не окажется (как это случилось, например, с Землей Петтермана, которую, якобы, видели к северу от острова Рудольфа и которой впоследствии, однако, не оказалось), то мы разрушим одну из полярных легенд, существующую уже в течение 127 лет, с тех пор, когда ее, якобы, видел промышленник Иван Санников.


На земле Санникова мы должны создать полярную станцию, на которой останется группа зимовщиков во главе с орденоносцем Леонидом Мухановым. Это будет самая северная в Азии полярная зимовка. Если же нам не удастся разыскать Землю Санникова, то эта полярная станция будет построена на одном из островов Де-Лонга, вероятнее всего на о. Беннета, самом западном острове этого архипелага.

Выполнив эту задачу, экспедиция на «Садко» направится еще дальше к северо-востоку, в ту часть Полярного бассейна, которую называют «районом недоступности». Там не ступала еще нога человека, там не бывало ни одно судно. Лишь пройдя возможно дальше в северо-восточный «угол» Восточной Арктики, мы повернем на запад, в обратный путь.

Второй важнейшей задачей экспедиции на «Садко» является изучение северного варианта Великого Северного морского пути. Нашей экспедиции поручено выяснить возможность рейсов с запада на восток и с востока на запад по более северной трассе, чем та, по которой рейсируют корабли теперь. Эта вторая предполагаемая трасса огибает с севера Ново-Сибирские острова.

В течение всего рейса на борту «Садко» будут вестись многочисленные научные наблюдения по геологии, метеорологии, атмосферному электричеству и т. д. Особенный интерес представляет изучение степени проникновения на восток теплых струй, вливающихся в Полярный бассейн из Атлантики. Не меньший интерес представляют работы по определению границ т. н. материковой отмели, по изучению рельефа морского дна и др. В составе экспедиции — больше 30 научных работников. Среди них — такие авторитетные полярники, как профессор - орденоносец В. Ю. Визе, являющийся моим заместителем в экспедиции по научной части, Н. И. Евгенов, заместитель начальника экспедиции по гидрографической части, профессор-орденоносец М. М. Ермолаев, который будет руководить геологическими работами экспедиции, гидрохимик-орденоносец А. Ф. Лактионов, профессор гидробиологии П. И. Усачев, зоолог орденоносец Г. П. Горбунов, военинженер первого ранга проф. И. Д. Жонголович, который будет руководить гравитационными и астрономическими работами, и др. В экспедиции принимает участие также молодежь: студент Гидрографического института Буйницкий и студенты полярной кафедры Ленинградского университета Елтышева и Шуйский, плававшие со мной в прошлогодней экспедиции на "Садко".

Покидая Архангельский порт, мы рассчитываем вернуться к его причалам через два — два с половиной месяца. В прошлом году высокоширотной экспедиции на «Садко» не удалось выполнить полностью плана порученных ей работ. Этому помешали тяжелые ледовые условия. В этом году ледовый режим, ледовая обстановка значительно благоприятнее, чем год назад. Поэтому мы надеемся, что участники экспедиции сумеют справиться с порученными нам задачами.

Борт "Садко", 25 июля
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Александр Андреев » 07 Июль 2008 19:35


Ленинградская правда 12 июля 1937 г.


25 дней в Арктике

НА БОРТУ ЛЕДОКОЛА «САДКО»

В Ленинград возвратилсь из полярного рейса на остров Рудольфа; художник М. Г. Платунов, участвовавший, по предложению Всесоюзного Арктического института в экспедиции на ледоколе «Садко». В беседе с корреспондентом «Ленинградской Правды» т. Платунов рассказал подробности этого интересного рейса:
— 10 июня я взошел на борт ледокола в Архангельске. В следующую ночь мы покинули гостеприимный порт. Корабль взял курс бухту Тихую. Уже находясь в море Баренца, мы узнали, что самолет героической экспедиции на Северный полюс вылетел с острова Рудольфа в Амдерму. Капитан А. Бурке немедленно отдал распоряжение изменить курс.


Это была потрясающая, незабываемая встреча.

Вечером на «Садко» собрались участники экспедиции на полюс главе с Отто Юльевичем Шмидтом. Дружеская беседа затянулась до ночи. Впрочем, об этом говорили только часы, так как ярко светило, солнце, и я, как будто дело ПРОИСходило днем, не торопясь, набросал этюд амдермского берега. Мы пережили несколько волнующих часов. Я намерен написать большое полотно, которое отметило бы эту ликующую встречу.

В Амдерме мы пробыли около полутора суток. По указанию т. Шмидта, «Садко» направился на остров Рудольфа, чтобы доставить туда бензин и другие грузы. Впервые в такое раннее время корабли, появляются в высоких широтах. Путь был нелегок. У Земли Франца-Иосифа «Садко» радировал Рудольф что он не уверен в возможное форсировать льды. Немедленно на выручку вылетели на самолете Мазурук и Аккуратов. Они указали нам путь следования.

Всю нашу колонию на острове Рудольфа мы нашли в отличном состоянии. У зимовщиков прекрасное настроение. Они снабжены буквально всем. Хорошо работающая радиостанция держит их в курсе жизни советской страны и всего мира.

Выгружали снаряжение прямо на ледниковый обрыв. Отсюда до зимовки по крайней мере около километра. Для переброски грузов были применены тракторы и вездеход.

1 июля вышли в обратный peйс. Мы не узнавали многих мест. Там где недавно были торосы и сплошные ледяные поля, теперь сверкала чистая вода. Предполагали стоять районе бухты Тихой всего 3 — 4 часа а пробыли сутки. «Садко» доставил сюда уголь, продовольствие и часть снаряжения.
Весь рейс «Садко» продолжался 25 дней. 7 июля ледокол снова 6pocил якорь в Архангельске.


Нынешняя поездка в Арктику — интереснейшее событие в моей жизни. Вынесенные из этой поездки впечатления дадут мне многое для моей творческой работы. Сейчас я занят приведением в порядок накопленного материала. У меня имеется около 20 этюдов. Они позволят написать ряд картин, посвященных отдельным этапам ЭТОГО замечательного плавания и встречам с участниками экспедиции на Северный полюс и зимовщиками.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Александр Андреев » 07 Июль 2008 19:43

Красная газета 23 июля 1937 г.

ВЫСОКОШИРОТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА „САДКО"

Через несколько дней ледокольный пароход «Садко» уходит из Архангельска в третью высокоширотную экспедицию.

Первая экспедиция 1935 года на том же «Садко» произвела крупные гидрологические работы в северной частя Гренландского моря, обогнула с севера Шпицбергенский архипелаг, а затем исследовала северную, ранее почти не посещавшуюся часть Карского моря. К северо-западу от Северной Земли «Садко» достиг рекордной широты для свободно плавающего судна (82 градуса 42 минуты) и произвел исключительные по ценности исследования в центральной области Полярного бассейна.

В прошлом году «Садко» направился для изучения окраин полярных морей, расположенных к востоку от Северной Земли, но тяжелые льды заставили перестроить план экспедиции. Работы частично были проведены в северной части Карского моря (в дополнение к работам 1935 года), а частично захватили зону архипелага Земли Франца-Иосифа.
Третья высокоширотная экспедиция на «Садко» ставит своей целью осуществить план прошлого года. Основные исследования трассы Северного морского пути в данное время сосредоточиваются в ее восточной части. Нашими научными работами будут охвачены районы северной части моря Лаптевых, морские пространства к северу от Ново-Сибирских островов и северная часть Восточно-Сибирского моря.


Гидрографические и гидрологические работы на «Садко» имеют большое практическое значение, в связи с предстоящей в ближайшее время сдачей в эксплоатацию новых мощных ледоколов, имеющих большую осадку. Возможно, что глубины в районе пролива Дмитрия Лаптева, соединяющего море Лаптевых с Восточно-Сибирским и являющегося одним из звеньев современной морской трассы, окажутся недостаточными для прохода этих ледоколов. В то же время большие суда смогут пройти из моря Лаптевых в Восточно-Сибирское и обратно по более северному пути, через пролив Савинкова или вокруг Ново-Сибирских островов.

Наряду с исследованием пролива Санникова важно также изучить морские пространства северных окраин Восточно-Сибирского моря. Следует отметить, что к северу от Ново-Сибирских островов до сего времени плавали, помимо прошедшего здесь в 1893 году «Фрама» Фритьофа Нансена, лишь шхуна «Заря» экспедиции Толя в 1901—1902 годах и суда гидрографической экспедиции «Таймыр» и «Вайгач» в 1913—1914 годах, обогнувшие острова и открывшие к востоку от острова Новая Сибирь еще неизвестные острова. Этим же районом частично прошел корабль экспедиции Амундсена «Мод» в 1924 году. Однако, обстоятельно и систематически морские гидрографические исследования здесь не производились.

Для более глубокого ознакомления с гидрометеорологическим режимом этого района экспедиция на «Садко» должна создать новую полярную радиостанцию. Ее намечено открыть на одном из островов группы Де-Лонга — Генриетте, Жаннете или Беннета. Наблюдения этой станции, как и недавно основанной полярной станции на северо-западной оконечности острова Котельного, несомненно, не только дадут ценнейший материал о климате и состоянии льдов этой части Ледовитого океана, но и будут способствовать получению правильных долгосрочных ледовых прогнозов для северо-восточной части Северного морского пути. Весьма существенным явится также проникновение, насколько это удастся, в глубоководную часть Полярного бассейна и выяснение термического состояния его вод.

Ожидаемое благоприятное состояние льдов в западном секторе советской Арктики, как и в море Лаптевых, а частично и в Восточно-Сибирском море, позволяет надеяться, что экспедиции удастся проникнуть в еще неисследованные «белые пятна» Арктики.

Одна из задач экспедиции —проверить, существует ли в районе Ново-Сибирских островов так называемая Земля Санникова. Эту землю видел якобы промышленник Санников в 1811 году на северо-западе от острова Котельного. Побывавшая здесь в двадцатых годах прошлого столетия экспедиция Анжу после неудачных попыток пробраться в зимнее время по льду на север не подтвердила существования Земли Санникова и проблематические очертания ее были стерты с карт.

Открытие Де-Лонгом в 1881 году к северу от Ново-Сибирских островов острова Бенета на месте второй земли, указанной Савинковым, заставило географов вспомнить и о первой проблематической Земле Санникова, тем более, что, по словам посетившего Ново-Сибирские острова геолога Толля, он в 1888 году наблюдал на северо-северо-востока от острова Котельного контуры земли. Видел ее неоднократно и спутник Толля ламут Джергели. Однако, снаряженная под начальством Толля экспедиция на «Заре» Земли Санникова не нашла. Не видели ее и проходившие в этом районе суда «Таймыр» и «Вайгач».

Многие географы считают, что Земля Санникова не существует и что она является лишь продуктом полярного миража. Но наряду со скептиками отрицающими факт существования Земли Санникова, другие все же утверждают, что она есть. Наша экспедиция должна разрешить этот вопрос. Если Земля Санникова будет обнаружена, то возможно, что полярная станция будет построена на ней.

На «Садко» будут производиться астрономические, магнитные, гидрологические, гидрографические, геофизические, геологические и другие работы.

Наша экспедиция сделает все для того, чтобы в тесном контакте о экипажем «Садко» выполнить задание партии и правительства по дальнейшему освоению Арктики.

Н. И. Евгенов, зам. начальника экспедиции
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Александр Андреев » 07 Июль 2008 19:52

Правда, 27 июля 1937 г.

Высокоширотная экспедиция
Вчера ледокол «Садко» вышел в море



АРХАНГЕЛЬСК, 26 июля. (КОРР. «ПРАВДЫ»). Сегодня, в 6 час. утра, ледокол «Садко» вышел в море. Высокоширотная экспедиция к Новосибирским островам началась.


Ледокол "Садко", на котором находится высокоширотная экспедиция, готов к далекому плаванию. Весь научный и судовой состав уже находился на корабле. «Садко» глубоко сидит в воде, нагруженный 950 тоннами угля, полуторагодовым запасом продовольствия, необходимым снаряжением, лесом, строительными материалами для полярной станции на одном из островов Де-Донга. На палубе размещен живой скот, закреплены боты и шлюпки

По бортам расположены усовершенствованные лебедки для научных работ. Лебедки электрифицированы, все приборы механизированы. Это результат работы конструкторского бюро Арктического института, работавшего всю зиму над
усовершенствованием аппаратов и научных инструментов. Надеемся, что нам удастся благодаря введению автоматизации добиться большей эффективности научно-исследовательской работы.


Первичная обработка всего материала будет производиться в лабораториях, организованных на «Садко» гидрохимической, геохимической, гидробиологической, гравиметрической, и фотокинолабораториях.

Как известно, основной целью нашей экспедиции является изучение возможностсти проложения нового варианта Северного морского пути севернее Новосибирского архипелага. Поэтому главным районом нашей исследовательской работы будет область Северного Ледовитого океана, лежащая на север, восток и запад от Новосибирских островов. Мы исследуем общий гидрологический режим этой акватории, ледовые условия. В особенности нас будут интересовать глубины моря, течения и, в частности, возможность нахождения в этом районе теплой атлантической воды. При этом будет исследована так называемая «Сибирская полынья», т. е. то значительное пространство чистой от льда воды, которое предполагается к северу и северо-востоку от Новосибирского архипелага.

Определение глубин будет тем более интересно, что именно в этом районе возможно будет наметить границы ската прибрежной ступени к большим океаническим глубинам, которые недавно обнаружены нашими друзьями — смелой четверкой на Северном полюсе.

Систематические пробы грунта, взятые усовершенствованными приборами, облегчат нам не только изучение течений этого района, но и прольют свет на его геологическое строение. Гидрографические работы в свете наших задач приобретают чрезвычайно важное значение. Будет производиться весьма точная прокладка курса корабля, уточнятся глубины, будет вестись опись встреченных берегов. Для этих целей на судне имеются гирокомпас, дальномер и другие приборы.

Для улучшения условий навигации в этом районе приобретают большое значение исследования явлений земного магнетизма, точные астрономические наблюдения. Будут производиться также гравиметрические работы путем измерения силы тяжести единственным в Союзе прибором Мейнепа. Там, где встретим морской лед, мы будем, кроме наблюдений над ледовым режимом, изучать физико-химические свойства морского льда, чтобы установить его происхождение, проходимость, упругость. За последнее время установлено, что фауна, населяющая полярные водоемы, является как бы биологическим индикатором в отношении льдов, поэтому эти работы будут развернуты со всей полнотой. Наконец, систематические метеорологические наблюдения будут распределены между всеми научными сотрудниками экспедиции.

«Садко» теперь по праву может считаться пловучим научно-исследовательским институтом, снабженным аппаратурой, инструментами чрезвычайно высокого качества, сконструированными по последнему слову техники.

Личный состав экспедиции подобран из первоклассных советских ученых и моряков-полярников. Капитаном «Садко» идет испытанный моряк орденоносец Н. И. Храмцов, заместителями начальника являются: по научной части дважды орденоносец профессор В. Ю. Визе, по гидрографической части — геодезист-гидрограф, известный полярник Н. И. Евгенов. В состав гидрологической группы входят гидрологи Лаврентьев, Храмцова и гидрохимик Долженкова. Гидрографическими работами будут заняты гидрографы Кухарский и Буйницкий. Во главе геологической группы стоит орденоносец Ермолаев со своими помощниками Шуйским и Елтышевой. Ледовыми работами руководит орденоносец Лактионов с физиками Барышанским и Берденниковым.

Астрономические и гравиметрические работы поручены инженеру 1-го ранга проф. Жонголович. Во главе гидробиологических работ стоят зоолог Академии наук орденоносец Горбунов и московский профессор Усачев. На случай применения взрывных работ во льду отправляется взрывщик-орденоносец Гордеев.

Предусмотрена также водолазная партия, выделенная Экспедицией подводных работ особого назначения. Кроме того, на «Садко» отправляется группа зимовщиков из 6 человек во главе с орденоносцем Мухановым. Мы их высадим на одном из островов Де-Лонга или на Земле Санникова, если она будет найдена.

Маршрут наш будет лежать через Маточкин Шар к Диксону. Здесь мы догрузимся углем. Отсюда, в зависимости от состояния льдов, пойдем или проливом Вилькицкого или же вокруг мыса Молотова, после чего начнется наша основная работа, к которой мы так долго и так тщательно готовились.

Проф. Р. Л. САМОЙЛОВИЧ.
Начальник высокоширотной экспедиции на ледоколе «Садко».
Архангельск. (Передано по телефону).
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Александр Андреев » 07 Июль 2008 19:58

Экспедиция на „Садко"

Горьковская комунна, 30 июля, 1937 г.

АРХАНГЕЛЬСК, 25 июля. (От нашего специльного корреспондента на ледоколе «Садко задержана доставкой.)

Накануне похода в просторы Арктики, используя свободные минуты, спешу поделиться с вашими читателями рассказами о задачах экспедиции.

Операции, так блестяще выполненные весной и летом этого года советскими летчиками в центральной Арктике, показали, что самолет является мощным орудием для исследования этой части земного шара. Идею С. О. Макарова — на ледоколе напролом к полюсу — теперь следует считать устаревшей. То, что Макаров предполагал выполнить на сверхмощном ледоколе, оказывается, гораздо легче выполнить с помощью самолета. Однако, отсюда не следует, что ледокол является устаревшим способом для исследования Арктики. Ледоколам предстоит еще большая работа по исследованию Арктики, и еще в течение многих лет они будут продолжать сложные дела «Сибирякова», «Седова», «Малыгина» и других героических поляр¬ных кораблей. Если пояс деятельности самолетов—центральная Арк тика, то поясом деятельности ледоколов является окрайная ее зона.

Начиная с 1935 г., в район этой зоны отправляются, так называемые, «высокоширотные экспедиции», преследующие научно-исследовательские задачи, осуществляемые ныне на ледокольном пароходе «Садко». В 1935 году «Садко» исследовал высокие широты Гренландского и Карского морей, в 1936 году он должен был обследовать море Лаптевых, но вследствие тяжелого состояния льдов, получил другие задания—помогать проводке грузовых пароходов.

Из Архангельска «Садко» направляется в порт Диксон, где возьмет добавочный запас угля. Долгий путь будет лежать; к мысу Челюскина и оттуда в море Лаптевых. Здесь начнутся научные работы. Ледокол возьмет курс на проблематическую землю Савинкова, и в случае, если эта земля будет открыта, на ней будет по¬строена полярная гидрометеорологическая радиостанция. Если же никакой земли к северу от Новосибирских островов не окажется, «Садко» построит станцию на одном из островов Де-Лонга (так называется группа из 5 небольших островов, лежащих к востоку, и северо-востоку от Новосибирских островов).

По окончании постройки станции, ледокол обследует район к востоку от островов Де-Лонга, где не исключена возможность открытия новых островов. После бунке¬ровки, которая будет выполнена либо в бухте Тикси, либо у мыса Челюксина, «Садко» пойдет мо¬рем Лаптевых на север, выйдет на большие глубины полярного бассейна, обогнет с севера Северную Землю и Землю Франца-Иосифа и возвратится в Архангельск.

Начальником экспедиции явля¬ется проф. Р. Л. Самойлович, его заместителем по научной части пишущий эти строки, в качестве руководителя гидрографических работ в экспедиции участвует известный полярный исследователь, Н. И. Евгенов. Всего в экспеди¬ции участвует свыше 20 ученых, большинство которых уже имеет солидный полярный стаж. На борту ледокола оборудованы лаборатории: гидрохимическая, физиче-ческая, грунтовая и биологическая.
Командует ледоколом капитан-орденоносец Н. П. Храмцов. Ст. механиком идет старый седовецн сибирявовец М. М. Матвеев. Вся команда состоит из опытных мо¬ряков, уже не раз принимавших участие в полярных походах.


Проф. В. Ю. ВИЗЕ.

Борт «Садко».
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Пред.След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения