"Садко", ледокольный пароход

От ладьи и коча до атомохода.

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение [ Леспромхоз ] » 10 Июль 2008 00:51

Корельский Василий Павлович

Краевед-любитель; родился 1 января 1914 г. в д. Утка Холмогорского уезда Архангельской губернии; окончил судостроительное отделение Архангельского морского техникума в 1933 г.; 1933—1937 — штурман на пароходах "Уна" и "Пролетарий"; 1937—1938 — помощник капитана на л/п "Садко"; в 1943 г. был арестован и приговорен к 8 годам лагерей, работал на Молотовском заводе по сборке авиабомб, дважды совершал побег, за что был сослан в "лагерь смерти" в Астрахани; в 1953 г. был освобожден и работал штурманом, капитаном, главным капитаном, государственным инспектором по флоту и рыболовству на Архангельском траловом флоте; автор рукописи о прогнозе температурного состояния атмосферы и особо опасных явлениях на планете Земля.

http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=65939
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 10 Июль 2008 01:05

padsee пишет:Корельский Василий Павлович

...в 1943 г. был арестован и приговорен к 8 годам лагерей, работал на Молотовском заводе по сборке авиабомб, дважды совершал побег, за что был сослан в "лагерь смерти" в Астрахани

На всякий случай: арестован не по политической 58-й, а по статье 59-III. Во время войны, при перегоне на буксире Карельского утонула баржа вместе с грузом и еще 5 человек.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 10 Июль 2008 01:10

alex_andr пишет:Надо сказать, что очень многое в этой книге вызывает сомнения. Самолет - далеко не единственный факт.

Мне она очень не понравилась.
Мягенько поливаются грязью очень многие, аж противно :|
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Александр Андреев » 10 Июль 2008 01:51

Иван Кукушкин пишет:
alex_andr пишет:Надо сказать, что очень многое в этой книге вызывает сомнения. Самолет - далеко не единственный факт.

Мне она очень не понравилась.
Мягенько поливаются грязью очень многие, аж противно :|

Книга написана с "диссидентской" точки зрения, а это несколько удивляет. Корельский, как справедливо отметил И. К. , получил статью сугубо бытовую, за гибель пятерых человек. Думается, погибли они мучительной смертью.
За это судили бы в любое иное время, в любой стране. Время, к тому же, надо напомнить, было военное.
Восемь лет он получил не от Особого совещания, а от обычного суда, у Корельского был защитник.
После освобождения, в советское время он вступает в КПСС и становится секретарем партячейки. Явно по доброй воле. О чем, кстати, и в книге пишет.
Его судьба сложилась трагически конечно, но политическим заключенным он не был.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Александр Андреев » 17 Июль 2008 01:47

Статья о весеннем рейсе "Садко" 1936 г.


Бюллетень Арктического Института, 8—9, 1936 с. 389 —393


ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ЗИМНЕ-ВЕСЕННЕЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ БЕЛОМОРСКОГО СТАДА ГРЕНЛАНДСКОГО
ТЮЛЕНЯ В 1936 ГОДУ


Можно сказать с полной уверенностью, что ни один вид северных морских млекопитающих не изучался так систематически и усердно, как беломорское стадо гренландского тюленя. И тем не менее, несмотря на значительные успехи, достигнутые наукой в этой области, до настоящего времени имеется много нерешенных и даже запутанных вопросов как в области биологии, миграций и запасов, так и в области самого промысла.

Приказом О. Ю. Шмидта в августе 1935 г. вся научно-исследовательская работа по северному морскому зверю, в том числе и по беломорскому лысуну (гренландскому тюленю) передана Арктическому институту. В связи с этим институт разработал план и программу изучения этого важнейшего объекта советского зверобойного промысла и в феврале текущего года снарядил первую экспедицию. Конечная задача предпринятых исследований заключается в том, чтобы ввести беломорский промысел гренландского тюленя в русло правильного промыслового хозяйства.

По предварительному плану предполагалось, кроме работ в период промысла, произвести исследования в летне-осенние месяцы вне Белого моря.

Летне-осенние исследования имели целью замкнуть годичный цикл биологических наблюдений и этим самым разрешить ряд весьма важных биологических, а отчасти и промысловых вопросов.

К сожалению, в 1936 г. не представилось возможности осуществить эти работы, так как не было получено экспедиционное судно.

Экспедиция провела работу в первой части своей программы в период промысла в Белом море в составе четырех научных и двух технических работников на ледокольных пароходах, участвовавших в промысле: на л/п „Малыгин"—П. А. Рудаков и В. К. Эверт, л/п „Садко"— В. А. Антипин, л/п „Сибиряков"—Л. И. Леонов, л/п „Седов" — П. Н. Отпущенников и л/п „Русанов" — Ф. А. Алиев.

В итоге проведенной работы собраны большие биологические научные материалы и наблюдения, которые в основном обеспечивают разрешение вопросов программы работ, касающихся беломорского промысла.

В частности, собран обильный материал для разработки метода определения возраста по когтям (от 650 экз. зверя) и для выяснения вопроса систематической однородности или неоднородности беломорского стада.

Кроме грубого возрастного анализа добытого зверя (по шкурам при погрузке и разгрузке), собран значительный материал по половому и возрастному составу отдельных залежек, что дает возможность установить возрастно-половые соотношения у популяции в целом (имеется материал с 8,5 тыс. особей; в отдельных случаях сборы представляют треть всей побойки).

Полученный материал, на основе количественного учета молодняка, либо иной возрастно-половой группы, позволит подойти к приближенной количественной характеристике запасов гренландского тюленя в Белом море.
Наши исследования дают возможность установить возрастной состав производителей, а также уточнить вопросы—на каком году звери достигают половой зрелости и в продолжение скольких лет они сохраняют способность к размножению.


Помимо всего этого, экспедицией собраны материалы по формированию и распределению залежек в Белом море, по потерям зверя в промысле, а также по естественной смертности приплода этого года.

На двух последних обстоятельствах следует остановиться подробнее.

Организация и тактика зимнего промысла заключается в том, чтобы добывать не только того зверя, который находится на льдах (главным образом белек-детеныш), но и взрослого, остающегося в воде. Практически зверобои поступают так: в начале опромышливания детной залежки они не торопятся собирать „бельков", так как последние своим криком удерживают утелег (самок), около которых уже с марта встречаются и самцы; а так как находящийся в воде взрослый зверь, будучи убитым, большею частью тонет, — в руки зверобоев попадает относительно небольшое его количество.
Тем не менее этот „промысел" продолжается до тех пор, пока сами зверобои не осознают его бесцельности или пока уцелевшая часть зверя, преодолев инстинкт заботы о потомстве, не будет вынуждена покинуть район детной залежки. Только после этого зверобои переключаются на сбор (добычу) бельков. Как велика потеря от такого способа промысла, показывает нижеследующий пример: 4 марта в один из приемов добычи ,л;п „Садко" из 26 штук убитых в разводьях тюленей промышленникам с лодок удалось подхватить только 16 шгук, остальные утонули. Таких примеров много.


Большой процент зверя гибнет и от ранений. При стрельбе на близком расстоянии и с упора случаи полного промаха очень редки. Зверь ранится в шею или лицевую часть черепа (так как зверь в большинстве высовывает из воды только голову) и, получив смертельную рану, успевает уйти под лед прежде, чем его смогут подхватить стрелки. Случаи ранения зверя в среднем для всех стрелков находятся в такой пропорции: на трех убитых приходится один раненый.

Достаточно подсчитать расход патронов: в среднем на одного убитого зверя идет от 1 до 2 патронов.
При ничтожном количестве абсолютных промахов это свидетельствует, наряду с прямыми наблюдениями, о громадном количестве непродуктивно истребляемого зверя.


К факторам, обусловливающим трудности промысла и большие потери зверя во втором рейсе, необходимо отнести следующие: если разведка самолета быстро ориентирует судно для нахождения залежки зверя, то эта хорошая сторона дела приобрела отрицательные свойства.

Согнанный с одного места зверь образует новую залежку; не успевает весь вылить на лед, как его снова начинают промышлять, а не облежавшийся зверь легко сгоняется. Это повторяется так часто, что в результате зверь чрезмерно насторожен, укладывается на неблагоприятных льдах, и первые выстрелы сгоняют колоссальные залежки, а сам
промысел похож на бесцельную погоню за зверем с ничтожной добычей (с залежки в сотню тысяч голов добывается в лучшем случае сотня зверя).


Эта легко преодолимая трудность обусловливается еще и неприспособленностью (большим шумом) стрельбы из винтовки, а также беспорядочной стрельбой, которую открывают промышленники, хотя и соблюдая некоторые правила осторожного подхода к зверю. Порядок отстрела заключается в том, чтобы в одиночку с группы ближайших зверей сначала отстрелять с выдержкой и без подранков более беспокойных и осторожных зверей. Эту известную всем истину не применяют ввиду якобы нерентабельности при большом коллективе промышленников на ледокольных пароходах.
Потери происходят также и в тех случаях, когда добытый в зимнем рейсе зверь остается по какой-либо причине не снятым и замерзает. В таком состоянии снять с него шкуру с салом невозможно. В весеннем промысле масса добычи пропадает вследствие уноса льдами. Такие случаи постоянны в практике ледокольного промысла. В текущем году зверя, добытого л п „Русанов" 29 апреля, подбирали случайно 7 мая у Орловских кошек.


Л/п „Садко" случайно находил отдельные кучи шкур из своей добычи спустя 3—4 дня, а отдельные неразделанные звери, которых разносило на льдах во время тумана по разводьям, так и остались несобранными, так как ледоколу нерентабельно подходить к одиночным экземплярам зверя.

Потери увеличиваются и за счет брака.

Как известно, у убитого в весеннем рейсе зверя, если он остается неразделанным в течение 15—20 минут, происходит так называемое „сгорание" шкуры: последняя теряет эластичность, легко рвется руками и даже протыкается пальцем.
Процент этой потери устанавливается по акту сдачи шкур в Архангельске.


Суммируя далеко не полностью причины, вызывающие значительный процент потери зверя в беломорском промысле, можно выразить сожаление по поводу того, что до сих пор на них не было обращено должное внимание.
Имеющиеся данные по естественной смертности приплода уже дают возможность намечать приблизительные и ориентировочные размеры этого явления в группах — зеленца, белька и хохлуши — и вместе с этим позволяют подойти к установлению значимости различных факторов смертности.


Выяснение хотя бы весьма приближенных цифр естественной смертности, а также и общей убыли запасов в результате промысла — совершенно необходимо для количественного учета запасов и для установления норм (контингента) годового отстрела.

О том, насколько велика естественная смертность приплода, свидетельствует следующий факт: на одном из участков детной залежки из 98 подсчитанных до начала промысла бельков обнаружено 11 мертвых экземпляров.
В ряде причин естественной смертности приплода обращает на себя внимание смертность при самом рождении, происходящая вследствие задыхания детеныша, не успевшего освободиться от плаценты.
Из 48 случаев фактически установленной гибели приплода 23 вызваны именно этой причиной (зверьки найдены с плацентой на голове), 12 детенышей в стадии зеленца и белька найдены просто замерзшими, у 8 зеленцов и 1 белька совершенно раздроблена рыльная часть, наконец 4 детеныша найдены задавленными льдом. Задавливание при подвижках льда является, очевидно, главнейшим фактором естественной смертности приплода. Зверьки прячутся обычно у торосистого льда, в щелях и под навесами, образованными выпертыми при сжатии льдинами, которые легко разрушаются при очередной подвижке, раздавливая и погребая под собой детенышей.


Наблюдать это явление приходится постоянно, но вполне понятно, что только в редких случаях трупы удерживаются на поверхности льда.

Если в детном промысле прошлых лет не создавалось впечатления поголовного выбоя приплода, то в 1936 г. оно было вполне реальным и подтверждалось рядом фактов.

В истекшем промысловом сезоне в горле Белого моря имелись собственно две детных залежки: одна крупная и вторая меньших размеров.

Позже прибывавший в Белое море зверь не образовывал новых залежек, а „подливал" ко второй из уже образованных, что видно по промыслу „Садко" 9—10 марта, когда на одной и той же залежке одновременно с хохлушей добывали зеленца с еще свежей пуповиной.

Если учесть это обстоятельство и проследить по карте маршруты всех участвовавших в промысле судов, а также рейсы разведочных самолетов, то становится совершенно очевидным, что других крупных детных залежек в северных районах Белого моря не было.

Сообщение авиаразведки о нахождении новой небольшой детной залежки не подтвердилось тщательными десятидневными поисками ее (с 13 по 24 марта) л/к „Садко". Самолет ошибочно указывал на детную залежку, принимая ее за небольшую группу самцов, которые уже начинали скапливаться на линные залежки.
Подтверждением того, что обнаруженные детные залежки были единственными и что молодняк на них подвергался почти полному выбою, может до известной степени служить и ненормальное положение с „серкой" (т. е. приплодом данного года, прошедшим стадию „хохлуши" и приобревшим волосяной покров, более или менее уподобляющийся покрову взрослых).


В 1936 г. ни одно из 9 советских промысловых судов не наблюдало и не добывало серки (сведения о промысле норвежских ботов пока еще неизвестны), тогда как в прежние годы отдельные суда нередко заполняли свой тоннаж преимущественно за счет „серки".

В 1936 г. не было полного перерыва в промысле между зимним и весенним рейсами. Так, например, пока л/к „Русанов" и „Сибиряков" находились в Мурманске, промысел продолжался л/к „Садко". Поэтому скопление серки, если бы таковое было, вряд ли могло остаться незамеченным.

Наконец, можно привести еще одно косвенное доказательство значительного опустошения, произведенного среди приплода поомыслом 1936 г.

В этом году экспедиция произвела на разных участках залежек мечение около 350 бельков специальными метками. По имеющимся сведениям, к концу промысла большая часть помеченных бельков, не тронутых во время мечения, была добыта нашими зверобойными судами, „бурсой" и норвежцами. Это обстоятельство красноречиво говорит о том небольшом количестве сеголетнего зверя, которое в 1936 г. уцелело от промысла.

Если в 1936 г. наблюдалось значительно меньше приплода, чем в предыдущие годы, то это является прямым следствием неумеренной добычи в течение прошлых лет.

Никакое промысловое или животноводческое хозяйство не может нормально развиваться или поддерживаться, если добыча не соизмеряется с приплодом.

Количественная характеристика запаса и прогноз на следующий год устанавливаются, как известно, путем сравнительно несложного расчета на основе хотя бы приближенного знания размеров генерации одного года, с учетом возрастно-полового соотношения в стаде и поправок на величину естественной смертности, яловости, климактерии и, кроме того, принимая во внимание ряд других моментов.

Даже грубый предварительный расчет приводит к заключению, что в настоящее время запас беломорского стада лысуна значительно уменьшился по сравнению с тем, каким его определяли в 1928 г. Фрейман и Дорофеев.
В заключение считаю необходимым поставить вопрос об охране детного зверя и детных залежек вообще. Осуществление этого мероприятия достигнет цели, конечно, лишь в том случае, когда наши концессионеры в этом вопросе примут аналогичное решение. Иначе охраняемый нами детный зверь будет добываться норвежским концессионным флотом за пределами наших территориальных вод.


Материалы, более полно иллюстрирующие технику и тактику современного промысла, а также предполагаемые меры по его реконструкции, имеющие своей целью улучшить организацию промыслового хозяйства, будут изложены в полном научном отчете о работах экспедиции.

П. А. РУДАКОВ

В связи с неисправностью руля у „Малыгина" в начале первого рейса Рудаков, пересел на ,Садко", а Эверт во втором рейсе участвовал на .Седове" с Отпущении к о в ы м.


Хохлуша — сеголетний зверь в возрасте от 15 — 20 дней.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Июль 2008 04:39

Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Александр Андреев » 18 Июль 2008 14:19

Иван Кукушкин пишет:Вклад участников форума альманаха "Кортик":

Спасибо коллегам! :) Очень для нас полезна фотография "Lintrose".

Интересно, с какого рейса вторая фотография. Или 1934 в Карское море, или 1937 - к ЗФИ.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Июль 2008 15:35

alex_andr пишет:
Иван Кукушкин пишет:Вклад участников форума альманаха "Кортик":

Спасибо коллегам! :) Очень для нас полезна фотография "Lintrose".

Интересно, с какого рейса вторая фотография. Или 1934 в Карское море, или 1937 - к ЗФИ.

Да, "Линтрос" порадовал. Хорошо видно, что позже его еще "дорабатывали" - появилась еще одна надстройка.

Про рейс пока действительно не все понятно, будем думать.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Александр Андреев » 18 Июль 2008 16:57

alex_andr пишет:Надо сказать, что очень многое в этой книге вызывает сомнения. Самолет - далеко не единственный факт.
А многое, что, с моей точки зрения, и вовсе сознательные домыслы. Последнее, правда, относится не к экспедиции на "Садко", а к далнейшему повествованию.
Потому решил я эту книгу всерьез не воспринимать. Там надо проверять каждое предложение.

Чтоб не быть голословным. К сожалению, книги Корельского под рукой нет, а с "сахаров-центра" она не грузится.
Придется пересказать фрагмент своими словами. Корелсьский вспоминает, что когда самолеты Алексеева вывезли их на материк, то они (члены экипажей спасенных судов) дали благодарственную телеграмму руководству ГУСМП. В Москву они должны были добраться по железной дороге, однако, обещанного спецэкспресса не подали, они позвонили Кагановичу, тот их обматерил, прозрачными намеками дав понять, что не туда они благодарность отослали. Корельский делает вывод - следовало-то Сталину слать. История, с моей точки зрения, совершенно неправдоподобная. Трудно поверить, что благодарственная телеграмма спасенных моряков была столь важным событием, что Сталин затаил обиду, Каганович матерился и поезда не дал... В мае 1938 г. (между аншлюсом и началом чехословацкого кризиса, с напряженностью на Дальнем Востоке и известными внутриполитическими событиями) других забот у руководства СССР,по Корельскому, не было.

На самом деле, письмо моряки со спасенных судов написали, конечно, Сталину. 12 мая, сразу по завершению спасательной операции, в "Правде "была опубликована такая телеграмма.

Изображение

Сталин его, полагаю и не видел. Такими письмами занимался секретариат. Оттуда письмо и переадресовали в "Правду".
А вот Корельский об этом письме не знать не мог. Его непременно должны были зачитать коллективу перед отправкой.
То есть, либо Корельский за давностью лет все перепутал, либо сознательно... Да какая разница. Для того, чтобы использовать материалы его книги, надо перепроверять каждое слово. Причем, это далеко не единственный сомнительный фрагмент в его книге.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Август 2008 19:47

А.Г.Николаева, М.С. Хромцова
Ледовыми трассами.
Л., Гидрометеоиздат, 1980.

Изображение Изображение Изображение
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Август 2008 00:57

Иван Кукушкин пишет:Непонятное про экспедицию 37 года:



В СОСТАВЕ 3-й ВЫСОКОШИРОТНОЙ...
Подготовка экспедиции


Спецрейс был завершен. «Садко» благополучно вернулся в Архангельск. На пристани меня встречала жена. Я обнял ее, обнял бережно — ведь мы ждали первенца. Потекли дни отдыха. В доме тестя и тещи я чувствовал себя хорошо и спокойно, тем более что рядом была Нина. Мы гуляли по городу, ходили в театры и кино. Но отдых был недолгим. Экипаж «Садко» уже ждало новое задание — ледокольный пароход включили в состав 3-й советской высокоширотной экспедиции. Организовывал и проводил ее Арктический институт.

Капитаном вновь шел вернувшийся из отпуска Николай Иванович Хромцов, старпомом — Эрнст Германович Румке, вторым штурманом — Константин Сергеевич Бадигин. Научную экспедицию возглавлял Рудольф Лазаревич Самойлович, его заместителем был Владимир Юльевич Визе.

Кроме навигационного запаса продовольствия и обмундирования, на борт мы приняли еще и трехгодичный запас: это делалось на случай непредвиденной зимовки во льдах. Для проведения глубоководных замеров на «Садко» установили специальную лебедку с 5-километровым тросом. Перед самым отходом на кормовые ростры был поставлен самолет АН-25. На борт погрузили 16 голов рогатого скота и 18 ездовых собак.

...

Двигались медленно. В районе острова Скотт-Гансена и полуострова Михайлова лед пошел особенно тяжелый — 8—9 баллов. Чтобы провести разведку по курсу следования, решили использовать самолет АН-25, который прозвали «летающей лодкой». Меня направили на нее в качестве штурмана. Пилотировал АН-25 летчик по фамилии Портнов.

Я выдавал летчику курс, продолжительность полета, держал связь с «Садко» — с прекрасным специалистом радистом Иваном Нутрихиным — и еще вручную подкачивал помпой топливо в расходный бак. В воздухе мы пробыли около трех часов и благополучно сели в очень узкую полынью. По завершении полета была ясная картина ледовой обстановки: если двигаться дальше на восток, лучше «прижиматься» к берегу, т. к. там лед послабее, а все пространство на севере от нашего маршрута закрывали многолетние ледовые поля. Это опасный путь, он изобилует каменистыми банками, но выбора не было. И капитан решился.

10 августа мы встретили ледокол «Ермак». Состоялась передача на его борт самолета АН-25, его экипажа и запасов горючего. Начальник экспедиции Р. Л. Самойлович был доволен, а все члены экспедиции повеселели: наконец-то нас освободили от проводки судов и мы могли заниматься своим рейсовым заданием.

[ Корельский В. П. "На моём веку : Воспоминания, предания рода, размышления", Архангельск : Правда Севера, 1996. http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/auth_pages.xtmpl?Key=5631&page=79 ]

Да был там самолет.
Детали уточняются.
Передали потом на "Ермак".
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Alexander Belov » 14 Август 2008 16:20

Коллеги,

Что-то мутно. Двухбуквенный индекс борта (а такие были?) или тип машины "так увиделся"?
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Август 2008 16:36

Alexander Belov пишет:Коллеги,
Что-то мутно. Двухбуквенный индекс борта (а такие были?) или тип машины "так увиделся"?

А если предположить что это был МР-5 Н-25 ?
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=423

Факт наличия самолета на борту "Садко" сомнений не вызывает,
что-бы там не говорилось про "Воспоминания" Корельского.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Август 2008 16:56

А. Г. Николаева, М. С. Хромцова. Ледовыми трассами. Под ред. Л. Л. Балакшина. Л., Гидрометеоиздат, 1980. Глава «СНОВА НА «САДКО» В ВЫСОКИЕ ШИРОТЫ», стр.65.
«…Ледовая разведка, произведенная 8 августа с самолета, взятого на борт «Садко» еще в Архангельске для передачи «Ермаку», показала, что на севере и северо-востоке Карского моря располагается очень тяжелый сплоченный лед.
Проход на восток возможен только береговой полыньей – у островов Шхеры Минина и у полуострова Михайлова, «Садко» пошел по указанному самолетом пути и вскоре вышел на чистую воду, встречая лишь отдельные полосы льда. 10 августа он достиг острова Русского, к которому тяжелые льды подходили вплотную. Вследствие густого тумана корабль был вынужден остановиться до улучшения видимости. Когда туман поредел, «Садко» начал медленно продвигаться вдоль острова по небольшим разводьям и полыньям. В тот же день он встретился с ледоколом «Ермак» и передал ему самолет.»



ЗАПИСКИ О ЖИЗНИ и РАБОТЕ НА ЛЕДОКОЛЬНОМ ПАРОХОДЕ «ГЕОРГИЙ СЕДОВ»
ДРЕЙФОВАВШЕМ с 23 октября 1937 г. по 3 января 1940г.
В СЕВЕРНОМ ЛЕДОВИТОМ ОКЕАНЕ составленные членами экипажа.
Изд.1940 г.

«Наступило 8 августа, а мы были так же далеки от начала высокоширотной экспедиции, как и неделю назад. Ледокольному пароходу „Садко" приходилось выполнять функции линейного ледокола, и немудрено, что существенных результатов на этом поприще нам не удавалось добиться.
В 3 часа 45 минут мы встретились в тумане с целым караваном судов. Здесь кроме „Беломорканала" и „Ванцетти", было еще два парохода с лучшими ледовыми качествами. Нам предложили по радио захватить с собой „Суру" и пристроиться вместе с ней в кильватер каравану. Теперь уже шесть судов скитались в тумане, тщетно отыскивая свободный от льдов путь в море Лаптевых.
Начальник каравана, подчинивший себе „Садко", повел пароходы на север, хотя наша разведка показала, что там лежат сплоченные льды. И на этот раз не удалось пройти дальше 75-й параллели. Тогда было решено выпустить в воздух небольшой гидросамолет, который мы везли для передачи „Ермаку". При первом же прояснении самолет поднялся. В воздушную разведку отправились летчик Портнов, механик Герасимов и штурман Корельский. Их наблюдения подтвердили данные, полученные „Садко" за день до этого: на севере лежали сплоченные ледовые поля. Единственный путь, которым можно было пройти к проливу Вилькипкого, лежал у самого берега материка.
„Садко" был отправлен в новую ледовую разведку по пути, указанному самолетом. Оставив караван, мы шли довольно быстро: в береговой полынье лишь изредка встречались отдельные подеоны разреженного льда. Данные разведки мы сообщили каравану по радио и больше к нему не возвращались: идя по нашему пути, он мог свободно выйти на береговую полынью, чтобы следовать дальше на восток.
Обогнув остров Белуху с севера и лавируя в тумане между кромкой сплоченного льда и берегом острова Русского, мы проскочили до 95°52' восточной долготы. Здесь на 77°08',6 северной широты, „Садко" 10 августа встретился, наконец, с долгожданным „Ермаком".
Пять дней, затраченных на разведку пути для торговых судов, изрядно истощили наши запасы топлива. Поэтому командование „Садко" подало заявку на 1000 тонн угля, которые мы решили погрузить в Тикси. Кстати, именно это количество топлива было включено в план снабжения высокоширотной экспедиции, которая собиралась базироваться на Тикси. Но нас разочаровали: угля в Тикси нехватало; уже сейчас там ощущался топливный голод. Значит, надо было возможно экономнее расходовать свои запасы и поскорее начинать работу по назначению.
11 августа „Ермак", приняв с „Садко" самолет и горючее, отошел от нашего борта и взял курс на юго-запад. Мы же двинулись на северо-восток, к проливу Вилькицкого, встречая с каждой милей все более и более трудную ледовую обстановку: дул крепкий северозападный ветер, густо падал снег, к северу от острова Русского держался лед в 9—10 баллов."
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Alexander Belov » 14 Август 2008 20:42

Наличие самолета сомнений не вызывает, но вот с опознаванием трудности остаются.

Все-таки, данных мало. "Трехместный гидросамолет" - это и Ш-2 (три человека в перегрузку), и Р-5А, и даже КР-1. ИМХО, пока вопрос остается открытым.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения