Страница 2 из 4

"Николай Книпович", научно-экспедиционное судно

СообщениеДобавлено: 29 Март 2015 20:03
SVF
Полярная правда 5 сентября 1936 г. № 207(2972):
 1936-08-124.jpg

"Николай Книпович", научно-экспедиционное судно

СообщениеДобавлено: 30 Март 2015 14:52
SVF
Полярная правда 18 сентября 1936 г. № 218(2983):
 1936-09-01-17.jpg

"Николай Книпович", научно-экспедиционное судно

СообщениеДобавлено: 02 Апрель 2015 12:27
SVF
Полярная правда 22 октября 1936 г., №246(3011):
 1936-10-01-47.jpg

"Николай Книпович", научно-экспедиционное судно

СообщениеДобавлено: 02 Апрель 2015 13:14
SVF
Полярная правда 28 октября 1936 г., №251(3016):
1936-10-01-57.jpg

"Николай Книпович", научно-экспедиционное судно

СообщениеДобавлено: 02 Апрель 2015 16:41
SVF
Полярная правда 5 ноября 1936 г., №258(3023):
 1936-10-01-66.jpg

"Николай Книпович", научно-экспедиционное судно

СообщениеДобавлено: 04 Апрель 2015 20:23
SVF
Полярная правда 18 ноября 1936 г., №267(3032):
 1936-11-04.jpg

"Николай Книпович", научно-экспедиционное судно

СообщениеДобавлено: 04 Апрель 2015 20:29
SVF
Полярная правда 21 ноября 1936 г., №269(3034):
 1936-11-05.jpg

"Николай Книпович", научно-экспедиционное судно

СообщениеДобавлено: 04 Апрель 2015 22:36
SVF
Полярная правда 22 декабря 1936 г., №295(3059):
 1936-12-15.jpg

"Николай Книпович", научно-экспедиционное судно

СообщениеДобавлено: 04 Апрель 2015 23:02
SVF
Полярная правда 29 декабря 1936 г. № 301(3065):
1936-12-20.jpg

"Николай Книпович", научно-экспедиционное судно

СообщениеДобавлено: 04 Апрель 2015 23:07
SVF
Полярная правда 30 декабря 1936 г. № 302(3066):
 1936-12-21.jpg

Циркунов И.Б., Арктический корабль науки., Мурманск, 2006

СообщениеДобавлено: 05 Апрель 2015 17:52
ББК-10
 Циркунов - 0002.jpg
Циркунов И. Б. Арктический корабль науки, — Мурманск: Кн. изд-во, 2006. — 164 с.: ил.
Формат PDF (OCR без правки - ББК-10):


"Николай Книпович", научно-экспедиционное судно

СообщениеДобавлено: 09 Апрель 2015 15:33
SVF
Полярная правда 18 января 1937 г., №15(3082):
 1937-01-01-23.jpg

"Николай Книпович", научно-экспедиционное судно

СообщениеДобавлено: 10 Апрель 2015 13:28
SVF
Полярная правда 17 февраля 1937 г. № 40(3107):
 1937-02-01-06.jpg

"Николай Книпович", научно-экспедиционное судно

СообщениеДобавлено: 10 Апрель 2015 13:55
SVF
Полярная правда 27 февраля 1937 г., №48(3115):
1937-02-01-11.jpg

"Николай Книпович", научно-экспедиционное судно

СообщениеДобавлено: 12 Апрель 2015 16:41
fisch1
ББК-10 пишет:
Циркунов И. Б. Арктический корабль науки, — Мурманск: Кн. изд-во, 2006. — 164 с.: ил.





Триумф и трагедия «Николая Книповича»

Когда заканчиваешь чтение этой небольшой, но чрезвычайно емкой по содержанию книги, невольно приходит на ум - автор ввел своих читателей в заблуждение, но из разряда тех, что радуют, а не огорчают. Мурманский краевед Игорь Циркунов назвал книгу «Арктический корабль науки», посвятив свою более чем 20-летнюю по времени написания работу научно-исследовательскому судну «Николай Книпович».
На деле же история небольшого бота, совершившего выдающиеся рейсы в Арктике, изобиловавшие замечательными открытиями советских ученых, дала повод выйти далеко за рамки заявленной темы. Через непростую судьбу «Книповича», словно через увеличительное стекло, автор раскрывает историю морских научных исследований в нашем крае и в западном районе Арктики с конца XIX века и почти до наших дней.
Судьбы кораблей - это прежде всего судьбы людей, их строивших и ими пользовавшихся, это полные непридуманного драматизма истории их взаимоотношений в рейсах и в береговых условиях. А уж на этом восстановленном фундаменте прошлого рельефно просматриваются выдающиеся достижения отечественной науки, которые во многом определили перспективы практической деятельности в арктических морях. Интересно, что при таком" подходе и сама судьба судна «Николай Книпович» выглядит ярче и убедительнее. В этом смысле «посмертно» ему повезло гораздо больше, чем многим знаменитым кораблям Арктики, ушедшим в небытие, таким как «Ермак», «Литке», «Сибиряков» и другие.
Общественность Мурманска попыталась восстановить «Книповича» в качестве музея и памятника отечественного мореплавания, после того как судно 26 лет пролежало в приливной полосе Кольского залива. И почти нет сомнений, что задача была бы успешно решена. Мурманский горисполком в 1986 году принял решение «Об увековечении памяти экспедиционного судна «Николай Книпович». Но уже началась перестройка, и в стране пошли перемены, похоронившие куда более значительные проекты и надежды... И вот теперь Игорь Циркунов восстанавливает историческую справедливость, создав научно-публицистический памятник «Николаю Книповичу».
Перечень имен ученых и исследователей, о которых не просто упомянуто в книге, а рассказано в биографических справках, впечатляет: Андрей Вилькицкий, Карл Вейпрехт, Леонид Брейтфус, Герман Кпюге, Константин Дерюгин, Иван Месяцев, Фритьоф Нансен, Владимир Визе, Василий Шулейкин, Николай Зубов, Георгий Ушаков, Юлий Марти, Михаил Сомов, Иван Демидов... Но что особенно ценно, автор восстанавливает линию преемственности научных исследований на Севере, несмотря на острые, подчас нелицеприятные споры, кипевшие между отдельными учеными.
По сути же, он восстанавливает таким образом в этой сфере связь дореволюционного и последующего периодов в истории нашей страны. Задача важная, ведь, не решив ее, мы так и останемся Иванами, не помнящими родства, привыкшими сначала разрушать свое прошлое до основания, а затем... Что бывало «затем», хорошо известно. При этом Циркунов не боится посягать даже на самые высокие авторитеты, убедительно оспаривая периодизацию истории научного изучения Арктики, в свое время предложенную академиком А. Ф. Трешниковым. И все это изложено в книге доступным языком, а временами читается как захватывающая повесть.
Но вернемся к судну «Николай Книпович». В книге упомянуто около ста его рейсов, среди которых были по-настоящему легендарные. Например,32-й рейс в августе 1932 года под руководством выдающегося советского океанолога Николая Зубова. Во время экспедиции впервые была осуществлена высадка советских людей на дальний северный остров Виктория, размеры и очертания которого были существенно скорректированы. Но главной сенсацией рейса стало достижение парусно-моторным ботом рекордной отметки продвижения на север - 82 градусов 05 минут северной широты. Судами такого типа результат до сих пор не превзойден! Кроме того, наши ученые исправили ошибку великого полярного исследователя Ф. Нансена, принявшего землю с двумя вершинами за два отдельных острова, которые он назвал именами жены и дочери. Наши полярные исследователи не стали менять нансеновские названия, а просто их объединили, и теперь остров называется Ева-Лив.
Еще один выдающийся рейс «Николая Книповича» состоялся в 1939 году, когда научная группа под руководством Юлия Марти открыла в высоких широтах Баренцева моря гигантское промысловое скопление сельди, названное «полярным заломом». Это был триумф совместного труда рыбаков и ученых, позволивший затем широко развивать океанический промысел.
Возвращая нашей памяти выдающиеся достижения НИС «Николай Книпович», параллельно автор решил еще одну задачу. С легкой руки некоторых исследователей в историографии утвердилось мнение, что судно погибло в годы Великой Отечественной войны. Таким образом, из более чем 30-летнего его морского пути выбрасывалась почти половина - время активных плаваний в послевоенные годы. Циркунов не только восстановил в книге историческую справедливость, но и подтвердил опубликованными старыми фотографиями последние годы судна, когда его пыталась спасти мурманская общественность. И вполне обоснованно поставил вопрос о том, чтобы в будущем музее Арктики на борту атомного ледокола «Ленин» нашелся уголок для увековечения памяти знаменитого корабля науки. Так мы хотя бы частично восполним потерю исторической реликвии.
Кстати, в Канаде на вечной стоянке стоит близнец бота «Николай Книпович», патрульное судно морской полиции «Сент-Рок», в 1944 году впервые за одну навигацию прошедшее северозападным проходом из Тихого океана в Атлантический...

Владимир БЛИНОВ.

http://www.b-port.com/