Шхуна "Белуха"

От ладьи и коча до атомохода.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Шхуна "Белуха"

Сообщение Молибога » 26 Апрель 2014 22:24

На Ютубе лежит получасовой документальный фильм компании "Пате" о полете Амундсена-Эллсуорта к Севполу в 1925 г.:
http://www.youtube.com/watch?v=aLeLohOIsD4

 Hobby_11.jpg
3:22 - Погрузка самолетов на палубу "Хобби", выход судна из Тромсё.
4:21-4:23 - Движение в разреженных льдах, окованный железом форштевень "Хобби" раздвигает льдины.
5:19-5:34 - "Хобби" во всей красе входит в гавань Кингс-Бэя.
5:41 - 5:55 - Разгрузка судна.

В статье "The 1928 crash of the airship Italia" (http://90north.tripod.com/italiacrash3.htm) нашлась еще одна плохоньская фоточка "Хобби":
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Шхуна "Белуха"

Сообщение Молибога » 07 Октябрь 2014 21:08

 HOBBY.jpg
Коллекция растет :good:
На Фликре лежит фотоархив Perspektivet Museum из Тромсё, а в ней нашлась картинка с "Хобби":

https://www.flickr.com/photos/perspekti ... 3409106480
Последний раз редактировалось Молибога 24 Октябрь 2014 08:49, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

"Хобби"/"Белуха" - модель закончена

Сообщение Молибога » 18 Октябрь 2014 08:33

Намедни доделал кораблик. На полную историческую реконструкцию не претендую, строил на основе скудной подборки фотографий и старался воссоздать тот вид, который, по моему скромному мнению, суденышко имело в 1930 г. накануне продажи нам.
Итак, первоначально у "Хобби" был открытый мостик с двумя маленькими застекленными рубками на крыльях. Между надстройкой и баком простиралась гладкая палуба с трюмной крышкой, как и на зверобойных деревянных "норвежцах". В таком виде "Хобби" поимел тов.Амундсен, после чего корабликом заинтересовалась богатая туристка Бойд. Свозив ее на ЗФИ, владельцы, очевидно, решили заточить судно под туризм. Сделали закрытый мостик от борта до борта, а на верхней палубе построили рубку. Скорее всего, посредине в ней по-прежнему проходила уменьшенная горловина трюма, а вокруг были устроены каюты. В эту рубку, по определению холодную, переселили моряков из кормовых кают комсостава, а те, в свою очередь, отдали под размещение туристов. На ледоколе "50 лет Победы" на время летних круизов примерно так же делают. ;) В 1929 г. грянул мировой кризис, туризм иссяк, а функции грузового судна переделанный "Хобби" выполнять уже не мог. Почему в итоге и был продан нам. Странно, что Л.К.Шар-Баронов в воспоминаниях о плавании в Карское море в 1930 г. не упомянул рубку на верхней палубе и писал только о трюмном люке между мачтами. Возможно, она не показалась ему достойной внимания, а может, ускользнула из памяти - записки вышли только в 1979 г.
Возможно, у нас "Белуха" снова была перестроена - где-нибудь в Архангельске, году в 31-32. Была увеличена надстройка и в результате грот-мачта "ушла" в корму. Так считает И.В.Паролов и я склонен с ним согласиться: на снимках тонущей шхуны 1933 г. обводы носовой части чисто "белухинские".
Модель в общих чертах построена зимой этого года - масштаб примерно 1:200, дерево, картон, монолитный корпус; отделка бумагой и шпоном. Краски - акрилки Revell. Рангоут и такелаж первоначально сделал по упрощенной схеме, в таком виде кораблик побывал на Северном полюсе. :good:

 hobby (1).JPG


Теперь добавлены нормальные ванты на фок-мачте и воронье гнездо.

 hobby (2).JPG

 hobby (3).JPG
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Шхуна "Белуха"

Сообщение Молибога » 24 Октябрь 2014 20:18

"Белуха" ушла в экспедицию, загруженная до самого мостика". Иллюстрация из книги Макса Зингера "Штурм Севера". У нас это издание доступно для скачивания, но фото на скане страницы крайне нечеткое. Между тем снимок крайне интересный - одно из немногих доступных изображений верхней палубы и бака шхуны. Недавно отрыл оригинал книги и перефотографировал заново.

 belukha_1930.jpg


Интересно, что этот же снимок вынесен на обложку книги - и там он не хуже, а в некоторых деталях и лучше!

 belukha_1930_1.jpg
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Шхуна "Белуха"

Сообщение Молибога » 08 Ноябрь 2014 21:15

О грустном. Летом в "Персоналиях" были опубликованы редкие фотографии Ивана Ландина - руководителя последнего похода "Белухи". Снимки стали доступны благодаря племяннику И.Ландина Борису Максимаджи (maksim1961). Сегодня написал Борису в надежде, что в его альбомах сохранились какие-то фото шхуны. Тут же получил благожелательный ответ, суть которого, увы, в том, что семейный архив практически полностью утрачен. :(

О смешном. В начале ноября 13 г. написал в норвежский Национальный морской музей по поводу некоторых корабликов, в т.ч. и "Белухи". 6 октября сего года (!) получил от хранителя по имени Пер Гисле Гален нежданный ответ - звиняй, мол, материалов, относящихся до норвежского прошлого шхуны не маемо. Предложил мне чертежи еще одной исторически наследившей шкунки за 250 норвежских крон. Черт с тобой, пишу, уломал, копируй! 16 октября приходит автоответ: "Я в отпуске до 21-го". И все. Теряюсь в догадках - может, мой Пер Гюнт улетел в отпуск в Амстердам, откушал там волшебных грибов и воспарил прямиком в Асгард? Ничего, подожду еще годок - я терпеливый. :yes:
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Шхуна "Белуха"

Сообщение ББК-10 » 23 Ноябрь 2014 19:56

Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4793
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Шхуна "Белуха"

Сообщение Молибога » 01 Январь 2015 15:32

Я болван! :yes: Только сейчас заметил, какой флаг я приделал к модели шхуны. Второпях нарисовал странную помесь шведского и норвежского флагов - красный крест с белой каймой на синем поле! Срочно переделать! :)
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Шхуна "Белуха"

Сообщение Молибога » 04 Январь 2015 15:29

М.С.Муров. Записки полярника, Л: 1971.

Сцена на борту л/п "Г.Седов" во время похода на ЗФИ в июле 1929 г.

Какие-то туристы с американского корабля «Хобби» по радио просят город Тромсё и заказывают в отеле номер с горячей водой...

Владимир Иванович Воронин усмехнулся.
— «Хобби», — пояснил он, — это парусная яхта сумасбродной американской миллионерши мисс Бойс. В прошлом году ей взбрело в голову искать потерпевших катастрофу итальянцев и Амундсена. Говорят, что место, где дирижабль «Италия» разбился и где надо искать пострадавших, ей указали духи на спиритическом сеансе!

— Она действовала «наверняка», не в пример нам с вами, Владимир Иванович, — отозвался Визе.

— Мы встретились с яхтой «Хобби» в Баренцевом море, — продолжал рассказывать Владимир Иванович, — командовал яхтой капитан Риссер-Ларсен... Тот самый, который сейчас возглавляет норвежскую экспедицию на Землю Франца-Иосифа. Тогда мне было приятно познакомиться со знаменитым капитаном и участником двух экспедиций Амундсена. Мы согласились обменяться визитами, но неожиданно на борт «Седова» с ним прибыла сухопарая дева мисс Бойс. Честно говоря, ее появление надолго испортило мне настроение. Я не обучен светскому этикету и принял ее, по-видимому, грубовато. Она долго с любопытством рассматривала меня в лорнет, потом сказала: «Очень рада пожать руку советскому капитану в ничейных местах, где властвует только девственная природа». Я вынужден был указать ей, что воды, в которых сейчас плавает «Хобби», не ничейные, а советские. Это, видимо, ей не понравилось, и визит быстро закончился.
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Шхуна "Белуха"

Сообщение Молибога » 19 Январь 2015 22:57

Воронин, В.И. По морям и океанам // В кн. "Поход "Челюскина", М:1934

... Разыскивая Нобиле, я встретился с норвежским судном "Хобби", также участвовавшим в поисках. На "Хобби" находились знаменитый Риссер Ларсен - участник экспедиции Амундсена к полюсу - и американка мисс Бойд. Это была довольно интересная встреча. Известный всему миру Ларсен командовал небольшой шхуной, нанятой сумасбродной американкой-миллионершей, которая хотела рассеять свою скуку в экзотическом полярном путешествии. Позже, через год, на мысе Флора, в мраморном памятнике, сооруженном в честь погибших исследователей Арктики, среди полуистлевших полярных реликвий - писем терпевших бедствие исследователей - мы нашли новенькую визитную карточку этой мисс Бойд.
"Хобби" ровно через год был куплен Советским Союзом и плавал под советским флагом под названием "Белуха"...
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Шхуна "Белуха"

Сообщение ББК-10 » 08 Февраль 2015 13:16

Советская Сибирь, 1930, № 142, 22 июня.

=Советская Сибирь, 1930, № 142 (1930-06-22) Зверобой и Белуха.jpg
ИЗ АРХАНГЕЛЬСКА В ЯКУТИЮ ВДОЛЬ СЕВЕРНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ СИБИРИ.

АРХАНГЕЛЬСК. 21. (Роста). В эту навигацию Комитет северного морского пути сделает опыт переброски товаров в Якутию из Архангельска вдоль северного побережья Сибири. В середине лета из Архангельска в устье Лены выйдут суда «Зверобой» и «Белуха».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4793
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Шхуна "Белуха"

Сообщение ББК-10 » 08 Февраль 2015 19:51

Советская Сибирь, 1930, № 162, 16 июля.

 Советская Сибирь, 1930, № 162 (1930-07-16) Карская. Белуха и Зверобой.jpg
ЛЕНСКИЙ РЕЙС.
Суда Комсеверопути «Белуха» и «Зверобой» выходят в полярный рейс. Суда пойдут на Новую землю, где высадят промышленников с припасами, оттуда — на Таймыр, где тоже будут оставлены зимовки на западном и возможно восточном побережье.
Если ледовые условия и погода позволят произвести обход мыса Челюскина «Белуха» и «Зверобой» совершат в этом году (впервые) Ленский * рейс — пройдут в море Лаптевых и Восточно-сибирское для обследования промыслов.

* - насчет Ленинского рейса автор лет на 40 поспешил :)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4793
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Шхуна "Белуха"

Сообщение ББК-10 » 10 Февраль 2015 20:01

Советская Сибирь, 1930, № 181, 9 августа.

Советская Сибирь, 1930, № 181 (1930-08-09) Белуха.jpg
«БЕЛУХА» ВЫШЛА В ИСТОРИЧЕСКИЙ РЕЙС.

Научно-промысловая шхуна Комсеверопути «Белуха» ходила в район Новой земли и, оставив промышленников, вернулась в Архангельск. Погрузив продовольствие и топливо, шхуна идет северным морским путем для обследовательских работ к устью Лены. «Белуха» должна пройти северным морским путем из Архангельска в устье Лены, что удалось сделать на протяжении всей истории мореплавания лишь нескольким отважным путешественникам.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4793
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Шхуна "Белуха" в навигацию 1930 г.

Сообщение Молибога » 11 Февраль 2015 17:00

Макс Зингер. Побежденное море. М:Советская Азия, 1932
с.47-48
Шхуна «Белуха» намеревалась обогнуть полуостров Таймыр и выйти к устью Лены. В своих трюмах шхуна несла 300 т муки для севера Якутии и разборный дом для высадки зимовки у мыса Челюскин. Помимо научно-исследовательских и промысловых задач, имеющих огромное значение для развития края, на «Белуху» возлагалась честь пронести впервые советский флаг северным морским путем сквозь льды Полярного моря к устью величайшей реки Лены. При благоприятном исходе экспедиции не исключалась возможность заброски, по примеру Норденшельда, пароходов в Лену северным морским путем.

«Зверобой» выскочил на риф в Пясинском заливе и затонул, но шхуна «Белуха» дошла до шхер Минина, севернее Пясины. Здесь, в шхерах, она высадила первых зимовщиков Колосовых и разборный дом. Дальнейший путь мореплавателям преградили сплошные ледяные поля.
«Белуха» спешно выгружала на берег меченые бревна разборного дома зимовщиков. Из Игарки, с Енисея, в шхеры Минина летели радио от председателя правления Комсеверпути Лаврова. Капитану «Белухи» поручались операции по развозке зимовщиков в Карском и Баренцевом морях – задания, не выполненные погибшим «Зверобоем».
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Шхуна "Белуха" в навигацию 1931 г.

Сообщение Молибога » 14 Февраль 2015 12:20

Тот же источник, с.97-101. Пафосно! :good:

Север Таймырского полуострова еще не видел ни одного советского судна и никогда не слышал шума моторов самолета. Чухновский лишь однажды прошел на воздушном корабле «Комсеверпуть-1» до архипелага Миддендорфа.
В 1931 г. повторилась попытка охвата Таймыра с воздуха и моря.
Капитан Бурке на шхуне «Белуха», искавшей некогда Амундсена у берегов Земли Франца-Иосифа, и командир воздушного корабля Чухновский со своим экипажем снова шли на северо-восток от Диксона в охват Таймыра.
Самой северной зимовкой Таймыра было становище Колосовых, высаженных летом 1930 г. капитаном Бурке в шхерах Минина, где до того никогда не жил человек. Зимовка дала значительный результат: много песцов, кожи и жира морских зверей.
В то время, когда заводы полярного порта Игарки на Енисее выполняли свою лесоэкспортную программу, Нижняя Тунгуска и Курейка под натиском комсеверпутьских горняков отдавали стране свой графит и каменный уголь, а могучий Енисей нес на своей голубой груди сотни тысяч и миллионы бревен экспортного леса, в то время, как зверобои Комсеверпути били морского зверя – белуху и нерпу, а рыбаки тянули невода, одинокая на карском севере шхуна «Белуха» и воздушный корабль «Комсеверпуть-1» под командованием Чухновского проносили красный флаг Советов, огибая неосвоенные, угрюмые берега Таймыра, облюбованные песцами и белыми медведями…
Выйдя 25 августа из шхер Минина, шхуна «Белуха» пыталась пройти к северо-востоку. Целый день капитан Бурке искал проход во льдах в районе островов Скотта Гансена. Северо-восточные ветры сильно уплотнили лед, преградив дорогу отважным мореплавателям. В своих радиограммах председателю правления Комсеверпути в Игарку капитан Бурке сам признавал тяжелые ледовые условия, которые были значительно хуже предыдущих лет. Но Бурке решил приложить все усилия для выполнения возложенного на него задания и пробирался в разводьях наседавших на материк льдов.
На шхуне находилась авиабаза горючего для самолета Чухновского. Чем дальше на северо-восток продвигалась шхуна «Белуха», тем больший район действия на полярном севере получал самолет Чухновского.
Капитан Бурке предполагал пройти между островами Скотта Гансена и пошел, держась берегов Таймыра. Неожиданно шхуна оказалась в большом заливе, не обозначенном на карте. Залив имел большую глубину, воды его были сильно опреснены и отличались от морской воды своей мутью. Очевидно, какая-то безвестная и большая река впадала в этот залив. Возможно, что это была река Лидия, открытая еще промышленником-боцманом Бегичевым, знатоком Таймыра.
Шхуна «Белуха» стала на якорь в открытом ею заливе, ожидая перемены ветра. Несколько дней кряду дул норд-ост со снежными зарядами. 31 августа шхуна вышла снова в ледовую разведку.
Сплошной лед преградил путь морякам. Из-за густого тумана, навалившегося неожиданно к самой ночи, шхуна стала на ледяной якорь у огромного ледяного поля для того, чтобы с утра, как только проясниться, возобновить поход…
Ориентируясь на «Белуху», должен был лететь на северо-восток Таймыра его изыскатель Чухновский на «Комсеверпути-1».
…Ледовый лоцман шхуны «Белуха» - самолет «Комсеверпуть-1», - вылетел 1 сентября с острова Диксон на восток с целью разведки льдов до мыса Челюскин. «Первый номер», как звали в общежитии самолет Чухновского, был провожатым «Белухи» в ее походе из Архангельска к устью Лены северным морским путем. Чухновский вылетел на восток для того, чтобы разведать льды вдоль берега до мыса Челюскин. Это можно было бы сделать, если бы залив Миддендорфа был чист и доступен для посадки самолета, если бы залив был свободен ото льда.
Здесь, в заливе Миддендорфа, находилась база горючего. Отсюда, после заправки, можно было продолжать полет на крайний север Таймырского полуострова. Но сейчас, в начале сентября, пролив оказался забитым тяжелым льдом. Посадка была невозможна, и самолет продолжал путь к Челюскину, не снижаясь. За островом Таймыр «Комсеверпуть-1» встретил сплошную стену густого тумана, преградившего путь воздушному кораблю.
На обратном пути самолет продолжал вести ледовую разведку вне видимости материкового берега. На борту воздушного корабля находился полярный исследователь Хмызников, направленный капитаном «Белухи» в авиаразведку для ознакомления с ледовой обстановкой неизведанного никем пути. Под самым берегом у Таймырского пролива протянулась 10-километровая полоса открытого моря с сильно разреженным льдом. Но далее от берега лед уплотнялся и представлял сплошной покров многомильных полей, спаянных новым молодым льдом. Начиная от самых шхер Минина лед простирался огромной полосой, затрудняя и делая невозможным поход шхуны в устье Лены.
4 сентября решил лететь с Чухновским сам капитан «Белухи» Бурке – посмотреть своих неприятелей и померяться с ними силами моторов шхуны и ее бортами, крепленными грейнхартом – мыльным деревом, не боящимся ледовых ударов.
Между мысом Михайлова и островами Скотта Гансена был найден проход к чистой воде. «Белуха» пошла на восток, отыскивая чистую воду. До мыса Стерлегова шел отважный экипаж шхуны. Сплошной туман окутал ее и с севера нажимал льды, обрекая ее на зимовку. Здесь наступала уже зима, начиналось новообразование льда.
Еще три полета совершил воздушный корабль на северо-восток от шхер Минина. Самолет покинул шхеры лишь тогда, когда большая часть залива затянулась молодым льдом.
«Комсеверпуть-1» дал первую карту шхер Минина и внес своим полетом значительные исправления в карту Таймырского полуострова. «Комсеверпуть-1» впервые пролетел над островом Таймыр, на крайнем севере, на подступах к Северной Земле.
В течение двух недель весь экипаж самолета жил на воде в лодке самолета, среди плавающих льдин.
Шхуна «Белуха» вернулась в шхеры Минина, где с нетерпением ждали смены зимовщики Колосовы.
Шхуна «Белуха» высадила на мысе Михайлова первую зимовку. Здесь никогда еще не селился человек. Так отвоевывались новые точки на карте Советов.
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Шхуна "Белуха"

Сообщение Молибога » 01 Март 2015 22:46

Ученый совет Всесоюзного Арктического НИИ, материалы по организации экспедиции Комсеверпути к Таймырскому п-ову на зверобойном судне "Белуха" - Центральный государственный архив научно-технической документации (СПб), ф.369, оп.1-1, д.55, л.10

Протокол совещания при Арктическом институте от 12 июня 1931 г. по вопросу о научно-исследовательских работах во время рейса шхуны «Белуха.
Присутствовали: В.Ю.Визе, П.К.Хмызников, Г.П.Горбунов, М.М.Ермолаев
Председательствовал: В.Ю.Визе
Секретарь: Ю.М.Лаврова
Н.И.Евгенов, не присутствовавший на совещании,сообщил, что он ознакомился с планом работ на «Белухе» и считает его вполне приемлемым и целесообразным.
П.К.Хмызников, по поручению Научно-исследовательского сектора Комсеверопути, докладывает о предполагаемых работах во время полярной научно-исследовательской экспедиции на м/с «Белуха» (см.приложение) с целью согласования работ экспедиции с заинтересованными учреждениями.
В.Ю,Визе считает желательным 1) при осуществлении гидрологического разреза от зал.Миддендорфа в направлении к о.Уединения посетить о.Исаченко; 2) обратить внимание на желательность определения солености не аэрометрированием, а титрованием в судовой лаборатории. Кроме того, он указывает на чрезвычайную желательность определения щелочности; 3) метеонаблюдения, кроме Карской экспедиции, сообщать также экспедиции на дирижабле «Цеппелин», для чего связаться с Центральным бюро погоды и ГГО для установления места и сроков подачи; 4) суточную станцию в пр.Вилькицкого считать весьма важной; 5) в восточной части Карского моря и в море Лаптевых для определения течения выбрасывать буи до 15 шт.(не бутылки).
М.М.Ермолаев указывает на желательность производить полный анализ проб воды в устьях рек, для чего было бы необходимо сохранить в иенской банке хотя бы 500 гр.для привоза в Ленинград.
Г.П.Горбунов считает необходимым: 1) обратить внимание на упитанность и половозрелость ластоногих; 2) собирать черепа белых медведей и ластоногих; 3) при взятии бентоса – определение температуры и солености придонного слоя.
По заслушании доклада, добавлений и пожеланий, Совещание постановило: программу и план работ Экспедиции и план похода «Белухи» считать отвечающими задачам и весьма целесообразными.
Что же касается личного состава, то в виду имеющихся свободных вакансий геолога и промысловика, - принять меры к их заполнению, т.к. участие того и другого в походе «Белухи» очень важно, почему поручить Арктическому инст-ту в 5-дневный срок проработать этот вопрос и сообщить Комсеверопути.
Г.П.Горбунова просить составить инструкцию для гидробиолога.
Председатель
Секретарь
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Пред.След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения