«Иосиф Сталин» / «Сибирь» , линейный ледокол
Добавлено: 21 Май 2008 05:21
"Новости" за май-2008:
К 70 летию первого советского линейного ледокола
17 декабря 1932 года Совнарком СССР образовал Главное управление по Северному морскому пути, возложив на него и обязанность по разработке типов ледокола. Использовав отечественный и зарубежный опыт, группа инженеров во главе с И. Сморгонским разработала задание на дизель-электрический ледокол мощностью 12-14 тыс. л. с. Одновременно с проектированием дизель-электрохода велась разработка проекта парового ледокола по типу "Красина". Проект парового ледокола не удовлетворял требованиям Севморпути по автономности плавания, но его можно разработать и построить в сравнительно короткий срок. Поэтому совещание приняло решение строить и те и другие ледоколы. В июле 1934 года правительство возложило на Наркомтяжпром постройку четырех ледоколов типа "Красин" и двух дизель-электрических. 23 октября 1935 года на Балтийском заводе состоялась закладка первого ледокола — "Иосиф Сталин", потом заложили еще три однотипных корабля: в Ленинграде — “В. Молотов” и в Николаеве — “Л. Каганович” и “А. Микоян”.
По конструкции новые паровые ледоколы существенно отличались от своего прототипа - "Красина" - даже по внешнему виду. При проектировании и постройке кораблей особое внимание уделялось условиям работы экипажа, насчитывавшего 138 человек, — двух- и четырехместные каюты, кают-компании, столовые, библиотеки, души, баня, лазарет, механизированная кухня — все это делало новые ледоколы самыми комфортабельными на флоте. Для ведения научных работ на них оборудовали гидрологические, гидрохимические, биологические и другие лаборатории. Старые машины работали на насыщенном паре, новые - на перегретом, что давало значительную экономию топлива, это были самые мощные судовые машины, построенные в СССР. Для целей ледовой разведки на борту могло быть размещено до трех самолетов, три мощные радиостанции (длинноволновая, коротковолновая и аварийная) имели огромную дальность действия.
Головной линейный ледокол “И. Сталин” был спущен на воду со стапеля ленинградского завода имени С. Орджоникидзе 29 апреля 1937 года, а 23 августа следующего года он вышел в свой первый арктический рейс, осенью того же 1938 года была попытку вывести ледокольный пароход "Георгий Седов" из льдов. В необычайно позднее для полярного плавания время ледокол "Сталин" достиг 83-й параллели, но последние мили оказались непроходимыми даже для нового флагмана.
В конце 1939 года было принято решение снова направить "Сталина" навстречу дрейфующему "Георгию Седову". 15 декабря в десять часов утра "Иосиф Сталин" вышел из Мурманска под командованием капитана Белоусова. Экспедицию возглавлял Герой Советского Союза И. Д. Папанин. 13 января 1940 года в 12 часов 07 флагман арктического флота "Иосиф Сталин" подошел к борту ледокольного парохода "Георгий Седов", закончив дрейф продолжавшийся 812 суток.
В годы войны ледокол был дооборудован для ведения боевых действий и осуществлял ледовые проводки по всей трассе Северного морского пути.
Орденоносный ледокол «Сибирь» (такое новое имя получил "Иосиф Сталин") капитально перестроенный в 1958 году во Владивостоке сдали на слом только в 1973 году.
К 70 летию первого советского линейного ледокола
17 декабря 1932 года Совнарком СССР образовал Главное управление по Северному морскому пути, возложив на него и обязанность по разработке типов ледокола. Использовав отечественный и зарубежный опыт, группа инженеров во главе с И. Сморгонским разработала задание на дизель-электрический ледокол мощностью 12-14 тыс. л. с. Одновременно с проектированием дизель-электрохода велась разработка проекта парового ледокола по типу "Красина". Проект парового ледокола не удовлетворял требованиям Севморпути по автономности плавания, но его можно разработать и построить в сравнительно короткий срок. Поэтому совещание приняло решение строить и те и другие ледоколы. В июле 1934 года правительство возложило на Наркомтяжпром постройку четырех ледоколов типа "Красин" и двух дизель-электрических. 23 октября 1935 года на Балтийском заводе состоялась закладка первого ледокола — "Иосиф Сталин", потом заложили еще три однотипных корабля: в Ленинграде — “В. Молотов” и в Николаеве — “Л. Каганович” и “А. Микоян”.
По конструкции новые паровые ледоколы существенно отличались от своего прототипа - "Красина" - даже по внешнему виду. При проектировании и постройке кораблей особое внимание уделялось условиям работы экипажа, насчитывавшего 138 человек, — двух- и четырехместные каюты, кают-компании, столовые, библиотеки, души, баня, лазарет, механизированная кухня — все это делало новые ледоколы самыми комфортабельными на флоте. Для ведения научных работ на них оборудовали гидрологические, гидрохимические, биологические и другие лаборатории. Старые машины работали на насыщенном паре, новые - на перегретом, что давало значительную экономию топлива, это были самые мощные судовые машины, построенные в СССР. Для целей ледовой разведки на борту могло быть размещено до трех самолетов, три мощные радиостанции (длинноволновая, коротковолновая и аварийная) имели огромную дальность действия.
Головной линейный ледокол “И. Сталин” был спущен на воду со стапеля ленинградского завода имени С. Орджоникидзе 29 апреля 1937 года, а 23 августа следующего года он вышел в свой первый арктический рейс, осенью того же 1938 года была попытку вывести ледокольный пароход "Георгий Седов" из льдов. В необычайно позднее для полярного плавания время ледокол "Сталин" достиг 83-й параллели, но последние мили оказались непроходимыми даже для нового флагмана.
В конце 1939 года было принято решение снова направить "Сталина" навстречу дрейфующему "Георгию Седову". 15 декабря в десять часов утра "Иосиф Сталин" вышел из Мурманска под командованием капитана Белоусова. Экспедицию возглавлял Герой Советского Союза И. Д. Папанин. 13 января 1940 года в 12 часов 07 флагман арктического флота "Иосиф Сталин" подошел к борту ледокольного парохода "Георгий Седов", закончив дрейф продолжавшийся 812 суток.
В годы войны ледокол был дооборудован для ведения боевых действий и осуществлял ледовые проводки по всей трассе Северного морского пути.
Орденоносный ледокол «Сибирь» (такое новое имя получил "Иосиф Сталин") капитально перестроенный в 1958 году во Владивостоке сдали на слом только в 1973 году.