В день спуска ледокола мы обратили внимание на какие-то наросты на бортах, но объяснений не было, а "щеки", как потом мы их называли, над ватерлинией не выступали. Фото я делал при первом доковании в Мурманске, пока стапель-палуба не просохла, и по-правде, пока не поставили пост внутри дока. На фото видно, что изо всех отверстий еще стекает вода. Размер "щек" был примерно 6 на 2 м и они приваривались равнопрочными с обшивкой корпуса, это касается и ледоотводящих наделок на бортовых винтах. Т.е. это те усовершенствования, которые показали себя с самой худшей стороны, и которые были тихо и незаметно срезаны с корпуса и закрашены Инертой 160, финской скользящей краской.
Наш ледокол, как и все остальные, проектировало ЦКБ "Айсберг", кроме Таймыра-Вайгача, и как нам рассказывал зам. генерального директора этого ЦКБ, им была поставлена задача - после постройки абсолютно идентичных Арктики-Сибири, спроектировать на базе того же проекта нечто новое. Поэтому кроме нового вида вооружения, в новый проект включили: ледоотводящие наделки и "щеки", пневмообмыв корпуса, покраску корпуса Инертой 160, более крепкие лопасти с утолщенной шейкой и специальными шахтами в корпусе для их замены в море, и обогрев пояса переменной ватерлинии (как в фильме 50-х Тайна двух океанов). Мы же просили только одно - пневмообмыв. И это было лучшим в новом проекте - под "носовой деревней", т.е. ниже столовой команды и ниже ВЛ были смонтированы 2 ТНА (турбо-нагнетательных агрегата). К ним на турбины поступал пар 2-го контура, и раскручивал центробежный насос, воздух с этих насосов поступал под корпус. Это усиление хорошо просматривается на фото и схеме а/л, и через отверстия D100 выбрасывается в воду. Производительность - 20 куб/сек при работе одного ТНА, работа двух не предусматривалась, и на всех последующих а/л монтировался только один агрегат. Забор воздуха происходит перед лобовой надстройкой по спец.каналам. Во время испытаний на ЗФИ (Земля Франца Иосифа) система показала себя безукоризненно. Чего не скажешь о подогреве корпуса - в каждую шпацию изнутри корпуса был закреплен нагревательный элемент; ледокол прошел по припаю без подогрева, затем несколько часов разогревали корпус и прошли на той же мощности в таком же льду, ледокол просто "влипал" и идти не хотел... Короче, в отчет это испытание не попало, вроде как не успели провести. Старожилы до сих пор вспоминают тот ужас, когда все тепло от нагрева пошло изнутри корпуса по каютам, ведь отвод тепла не предусмотрели.
B на прощание - всплывшая лопасть "Ленина":