т/х «Нина Сагайдак»

От ладьи и коча до атомохода.

т/х «Нина Сагайдак»

Сообщение RUS » 15 Декабрь 2012 22:46

т/х «Нина Сагайдак»

http://fleetphoto.ru/ship/16031/

Нина Сагайдак

Информация о судне
Тип: Пионер, проект 301
Строительный №: 1259
Место постройки: (Germ) VEB Schiffswerft Neptun / Neptun Werft · Росток
Построено: 1970
Списано: 10.1983
Порт приписки: Владивосток
Владелец: ГП Дальневосточное морское пароходство ММФ СССР
IMO: 7030925
Регистровый №: М-30982 (РСССР)
Позывной: USFP
Текущее состояние: затонуло
9 октября 1983 года в результате сжатия льдами судно затонуло в проливе Лонга .


Восточно-Сибирское море, пролив Лонга

08-09.10.1983 Гибель теплохода. Книга "Дальневосточное морское пароходство: Рейс длиною в 125 лет" 2005 год


Изображение
Октябрь 1983 г.
Прислал РоманПластун
Аватара пользователя
RUS
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 139
Зарегистрирован: 06 Май 2008 19:36

т/х «Нина Сагайдак»

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Декабрь 2012 16:15

Гибель «Нины Сагайдак»

Сверхсложной была ледовая обстановка и в 1983 году. В Восточном секторе Арктики работали почти все ледоколы Мурманского и Дальневосточного пароходств, атомные ледоколы, суда с усиленным ледовым классом. И все же аварийные ситуации возникали то с одним, то с другим судном. Чуть было не погиб теплоход «Коля Мяготин», получив множественные повреждения корпуса судна, и его не без труда удалось вывести сначала на чистую воду, затем отбуксировать в бухту Провидения для устранения ледовых повреждений.

Меньше повезло однотипному с «Колей Мяготиным» теплоходу «Нина Сагайдак». Как и большинство судов такого типа, «Нина Сагайдак» работала в Арктике на доставке продовольствия полярным станциям и судам. Столкнувшись с исключительно неблагоприятной ледовой обстановкой, капитан и экипаж с огромным трудом вырывались из ледового плена, рискуя быть блокированными льдами в пунктах выгрузки. И все же бортовую технику и часть экипажа пришлось оставить в одном из пунктов выгрузки. Предстояло снабдить еще семь пунктов к западу от Певеку, а на дворе уже октябрь. Нужно было спешить, приближалась зима.

3 октября «Нина Сагайдак» под командованием капитана В. Соловьева в компании танкеров «Каменск-Уральский» и «Уренгой» последовала по назначению под проводкой сначала ледокола «Ленинград», затем ледокола «Капитан Сорокин». До косы Двух Пилотов плавание проходило спокойно. Но вскоре суда получили штормовое предупреждение – усиление северо-западного ветра до 15-20 метров. При таком прогнозе следовало ожидать серьезной подвижки льдов и сжатия со всеми сопутствующими им «прелестями». Вскоре суда действительно были обложены тяжелыми льдами и стали дрейфовать на восток вдоль кромки припая. Они оказались в «ледяной реке» – так называют стремительный дрейф льда различной формы и возраста под воздействием штормовых ветров вдоль берегов, в проливах, узкостях, у мысов и островов. Вот как описывал «ледяную реку» известный полярный путешественник Дмитрий Шпаро:

Полностью эта глава опубликована в книге "Спасите нас на суше" - Уроки морских катастроф. По вопросам приобретения обращаться по телефону 7 4232 512 485, 7 4232 772611.
http://www.kapitanydv.ru/index.php?opti ... &Itemid=67


 osichanskii-kniga.jpg
Жертвам морских катастроф посвящается.

С таким посвящением вышла новая книга президента Дальневосточной ассоцииации морских капитанов Петра Осичанского. Называется она "Спасите нас на суше". Книга состоит из десяти частей: Столкновения судов, Ледовые аварии, Аварии с лоцманом на борту, Фундамент капитанской интуиции, Кораблекрушения, Морские катастрофы периода приватизации, Взрывы на судах, Пожары на пассажирских судах, Экологические аварии, Морские истории современности. Отдельной частью проходит цветная фототетрадь Нелегкий хлеб моряка, где иллюстрируются основные риски на море. Книга отвечает на основные вопросы современного мореплавания, рассказывает почему умер капитан "Комсомольца Киргизии", как погибли экипаж и 3-й механик "Большерецка", теплоходы "Синегорье", "Вест", "Ароса", "Кастор-1", "Кафор", как исчез пароход "Капитан Усков"... Как погибли моряки китайского сухогруза "New Star". В книге свыше 60 аварий и кораблекрушений, вошедших в основной текст и десятки катастроф в примечаниях. Не оставлены без внимания и такие трагедии на море, как гибель "Михаила Лермонтова", "Адмирала Нахимова", "Эстонии", "Титаника". Книга вышла в серии "Капитаны", которая издается Дальневосточной ассоциацией морских капитанов с 1998 года.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

т/х «Нина Сагайдак»

Сообщение Александр Кот » 16 Декабрь 2012 18:22

 Гибель Нины Сагайдак.jpg
 тх Нина Сагайдак.jpg
 Нина Сагайдак.jpg


Отрывок из статьи.
Полный текст и фотографии: http://www.proatom.ru/modules.php?name= ... e&sid=1855

Арктика непредсказуема всегда
[19/06/2009] Л.Г.Цой, д.т.н., проф., зав.лабораторией ледокольной техники ЦНИИМФ, Санкт-Петербург
Hавигация 1983 г. в восточной Арктике

В ту навигацию было потеряно судно «Нина Сагайдак», которое раздавило льдами. Это теплоход типа «Пионер» низшего арктического класса Л1 (по современной классификации - Arc4). Суда этого типа успешно работали под проводкой ледоколов в летнюю навигацию.

Как правило, арктическая навигация начинается в июле. Завоз грузов с востока производится в Певек, а уже от него происходит развозка в Тикси и другие пункты назначения. И в ту навигацию начиналось всё как обычно. Ледокольной флот Дальневосточного пароходства вполне справлялся с поставленной задачей. Два самых мощных (по 26,5 МВт на валах) дизель-электрических ледокола: «Ермак» и «Адмирал Макаров», а также ледокол «Капитан Хлебников» (типа «Капитан Сорокин») и ледоколы «Ленинград» и «Владивосток» типа «Москва» мощностью на валах 16,2 МВт, построенные в Финляндии. Последние два из первой ледокольной серии 1960-х гг. В операции северного завоза участвовали сухогрузные суда типа «Беломорсклес» и «Пионер» дедвейтом около 5 тыс. т, танкеры для доставки нефтепродуктов класса УЛ (Arc5) типа «Самотлор» дедвейтом 17 тыс. т финской постройки, а также новые суда класса УЛА (Arc7) типа «Норильск» (СА-15) дедвейтом 15 тыс. т, вступившие в строй в 1982-1983 гг. и дизель-электроход «Амгуэма» дедвейтом 5 тыс. т отечественной постройки.

В сентябре начались первые неприятности. Подули устойчивые северо-западные ветры, которые начали смещать Айонский ледяной массив (в северной части Восточно-Сибирского моря) от полюса к берегу. Льды блокировали пролив Лонга, подходы к мысу Шмидта и о. Айон. Этот ледяной массив состоит, в основном, из всхолмлённых двухлетних льдов толщиной 2,5-3 м, так называемый «сибирский пак». Лёд в торосах, сморозях, доходит до самого днища ледокола, имеющего осадку 11 м. При взаимодействии с таким льдом винты, рули испытывают очень большие нагрузки.

Выдержка из отчёта по анализу условий навигации в 1983 г.

Условия, в которых оказалось судно «Нина Сагайдак» перед его гибелью. Навигация 1983 г. в Восточном районе Арктики была аномальная. Наиболее тяжелая обстановка сложилась в начале сентября. Северо-западные ветры вызвали нажим дрейфующих льдов Айонского массива. Трасса Севморпути была перекрыта льдами этого массива от банки Милькера до Колюченской губы. Это положение сохранялось до 17 сентября. Одновременно начался период устойчивого ледообразования. Сжатие льдов составляло 2-3 балла. В октябре положение значительно ухудшилось. Отмечался рекордно низкий температурный фон при общей аномальности гидрометеорологических процессов, ни разу не наблюдавшихся в течение последних десятилетий.

Теплоход «Нина Сагайдак» погиб 9 октября 1983 г. в проливе Лонга. В начале октября судно шло в составе каравана под проводкой ледоколов «Ленинград» и «Капитан Сорокин». Из-за сплочения льда вследствие усиления северо-западного ветра судно было зажато крупнобитым старым дрейфующим льдом. Винт и руль заклинило. При подвижке льда руль произвольно перекладывало с борта на борт на 90о. В результате были обломаны ограничители баллера руля. Ледоколы подойти к судну не могли из-за подвижки льда и общего дрейфа массива на юго-восток с нажимом льда на судно, навалившегося кормой на прочный припай. (Похожая ситуация в своё время произошла с «Челюскиным», что также стало причиной гибели судна). Между судами каравана образовалась подушка спрессованного льда. Теплоход «Каменск-Уральский», который в неуправляемом состоянии носило в дрейфе, кормой навалило на левый борт «Нины Сагайдак». Крен судна «Нина Сагайдак» достигал 13о. Положение осложнилось, когда на теплоход «Каменск-Уральский» боком навалило танкер «Уренгой». Некоторое время все три судна дрейфовали вместе. Торошение льда достигало такого уровня, что льды поднимались выше фальшборта. 8 октября на «Нине Сагайдак» произошла деформация набора левого борта от носовой переборки в корму на 15 шпаций на уровне скулового пояса наружной обшивки, которая была нарушена сразу в 6 местах - образовались трещины вдоль набора.

Основная причина разрушения корпуса этого судна – дрейф после потери хода вдоль прочного ледяного барьера с сильным навалом на него других судов. К правому борту подошло поле многолетнего льда, что усилило сжатие. В районе 35-37 шпангоутов произошёл разрыв обшивки с деформацией шпангоутов внутрь и в корму. Механизмы стали разрушаться и заваливаться внутрь машинного отделения. (Эти суда не имеют двойного борта в районе машинного отделения). Произошёл разрыв трубопроводов систем орошения, осушения, масляного, воздушного. Оборван кабель, питающий электродвигатели насосов. Судно осталось без водоотливных средств. В машинное отделение стала поступать вода. Крен достиг 30о на правый борт. Палуба вошла в воду, и судно затонуло. Экипаж до трагедии покинул судно и вертолётом был доставлен на ледокол.

В аналогичное положение попало судно этого же типа - «Коля Мяготин». Но его удалось спасти. Он также получил крен до 30о. Были заклинены винт и руль. Но, к счастью, пробоина у него образовалась в первом трюме. Водоотливные средства были исправны и успевали откачивать воду. Производительности штатных насосов хватило, чтобы спасти судно. Успели завести пластырь. С «Ермака» вертолётами доставили песок и цемент. «Колю Мяготина» удалось спасти.

Повреждения в результате навигации 1983 г.

С 1 октября по 4 декабря 1983 г. (когда последние суда были выведены из ледового плена) получили повреждения 17 судов Дальневосточного морского пароходства, в том числе, 5 ледоколов («Капитан Хлебников», «Ленинград», «Владивосток», «Адмирал Макаров», «Ермак»), два ледокольно-транспорных судна «Амгуэма» и «Нижнеянск» (СА-15) класса УЛА, 12 судов типа «Пионер» и «Беломорсклес» категории Л1.

Имели место массовые повреждения подводной части транспортных судов. Ледоколы вели суда на буксире вплотную, и винты ледоколов отбрасывали льдины на корпус буксируемого судна. Конструкция скулового района корпуса судов оказалась недостаточно прочной. По результатам этой навигации впоследствии была выполнена корректировка Правил Регистра и усилена конструкция судов ниже ледового пояса.

Эпопея вывода последнего каравана

Для того, чтобы вызволить из ледового плена суда с грузом для северного завоза, предпринималось всё возможное. На восток срочным порядком были направлены атомные ледоколы «Арктика» (в связи со смертью Л.И.Брежнева переименованный в «Леонида Брежнева», до 1986 г.) и «Сибирь», а также дизель-электрический ледокол «Красин» класса «Ермак». В Певеке на рейде собралась армада ледоколов и судов, которые необходимо было вывести из Арктики (большую часть судов, на восток). В Западном районе Арктики к операции был подключен атомный ледокол «Ленин». В порту Певек под разгрузкой стояли ещё два судна: «Пионер России» и «Мончегорск».
Капитан флагманского ледокола «Ермак» Ю.П. Филичев докладывал в Дальневосточное пароходство и Администрацию СМП, что ситуация критическая, безысходная, природа неодолима. Проводку судов в этих условиях осуществить невозможно. Суда необходимо оставить на зимовку в Певеке. Но было принято решение флот из Арктики вывести.
Из трёх атомных ледоколов по-настоящему работоспособным был только «Леонид Брежнев», который летом прошёл доковый ремонт. Подводная часть его корпуса была вычищена, зашпаклёвана и покрыта ледостойкой краской «Инерта-160». Своих ледостойких красок у нас тогда не было. И наши ледоколы до этого момента «Инертой» не покрывались. Сильное коррозионно-эрозионное разъедание корпуса с глубиной шероховатости до 2 мм приводило к значительному возрастанию коэффициента трения льда об обшивку корпуса. Благодаря образовавшейся «тёрке» увеличение ледового сопротивления атомных ледоколов оказалось равноценным потере мощности в 2 раза.
Ледокол «Сибирь», помимо того, что не был покрыт «Инертой», ещё и не был оснащен креновой системой. После сдачи а/л «Арктика» в 1975 г. было внедрено рацпредложение об отказе от креновой системы на остальных ледоколах серии. Как потом выяснилось, погорячились. Кроме того, на среднем гребном двигателе «Сибири» второй якорь был не в порядке. Поэтому на 1/6 мощность его была меньше.

У атомохода «Ленин», также изъеденного коррозией, ледопроходимость с проектных 1,6 м снизилась до 1-1,2 м. Но а/л «Ленин» работал на западном направлении от Певека, где условия были полегче.

Операция по выводу судов из Певека началась18 ноября. В караване лидировал а/л «Леонид Брежнев», за ним шли ледокол «Адмирал Макаров» с буксируемым «Самотлором», «Красин» с «Пионером России» и «Ермак» с «Амгуэмой» и «Уренгоем» (по очереди менявшимися с «Сибирью»).
Дизель-электрические ледоколы вели суда вплотную на буксире. Лидировал, прокладывал и выравнивал канал, окалывал, осуществлял непосредственную проводку всего каравана а/л «Леонид Брежнев».

Приближалась полярная ночь. Подъём флага происходил в 8 часов утра, а спуск - с заходом солнца в 1 час дня. Когда рейс закончили, солнце из-за горизонта не появлялось вообще. С помощью бортового вертолёта велась тактическая ледовая разведка, а стратегическая самолетная (спутниковой разведки тогда ещё не было) - из Певека. Карты ледяных полей прямо с вымпелом сбрасывались на ледокол.

Лёд был очень тяжелый, образовались 3-4 метровые сморози. При прокладке канала ледокол то и дело сбрасывало в стороны. Канал был крайне неровный. На поворотах ледоколы, зачастую, застревали вместе с судами. Без конца рвались стальные буксирные стропы («усы») диаметром 60-65 мм (длиной 20-25 м). Особенно часто стропы рвались на ледоколе «Адмирал Макаров». Их не хватало. Пришлось использовать якорные цепи с «Самотлора». Якорные цепи рвались также легко. Суда в караване постоянно растягивались. Ледоколу-лидеру приходилось то прокладывать канал, то возвращаться, чтобы околоть застрявшие суда.

Самостоятельно в караванах шли суда типа СА-15 («Оха» на восток, «Мончегорск» - на запад). За красный цвет суда этого типа прозвали «морковками». У этих судов имеется кормовой буксирный вырез. Когда они застревали, лидирующий ледокол заходил им в корму, упирался форштевнем в буксирный вырез и проталкивал судно через перемычку, работая с ним тандемом.

Этот опыт показал, что целесообразно все перспективные крупнотоннажные суда для Арктики (танкеры, газовозы) оснащать в корме кринолином с буксирным вырезом для обеспечения возможности их толкания ледоколами. Буксировка судов, имеющих значительно большую чем ледокол массу, на буксире вплотную исключена. Состав становится неуправляемым.

Так мы двигались на восток в течение 8 суток. Когда подошли к проливу Лонга, у мыса Блоссом о. Врангеля, счастливые вышли на затянутое молодым льдом разводье.

Но счастье оказалось недолгим. После о. Врангеля снова начались тяжёлые паковые льды. В Чукотском море нас «порадовал» необычный лёд толщиной всего 40-50 см, очень вязкий, мятый, смерзшийся. Он не ломался классически на секторы, не подламывался, а налипал на корпус ледокола вдоль ватерлинии. Ледокол буквально влипал в вязкую ледяную массу и тащил её вместе с собой. Отходя, ударами о лёд приходилось оббивать эту липкую ледовую «вату». Но такой приём удавалось использовать только на небольших участках-перемычках. Когда же вошли в обширное поле, ситуация стала, буквально, безвыходной.
Пневмообмыв корпуса был только у «Охи» и «Ермака». Ледоколу «Ермак» было предложено встать в голове каравана в надежде, что таким образом удастся справиться с этим необычным льдом. Но мощности пневмообмыва оказалось недостаточно. Выход из патовой ситуации предложил капитан-наставник Юрий Сергеевич Кучиев (под его командованием в 1977 г. а/л «Арктика» впервые достиг Северного полюса).

Капитаном «Леонида Брежнева» тогда был Анатолий Алексеевич Ламехов. Атомоход развернулся винтами вперед и начал прокладывать канал за счёт размывающего эффекта от работы винтов. То есть принцип двойного действия (система DAS) давно использовался российскими судоводителями, а финны впоследствии подхватили это начинание и запатентовали его. Задним ходом ледоколу «Леонид Брежнев» удалось проложить хороший чистый канал. Таким способом всю армаду ледоколов с судами на «усах» удалось провести через эти льды, лидируя задним ходом.
Этот случай в очередной раз показал, насколько разнообразны и малопредсказуемы условия проводки судов в Арктике. Подобные ситуации необходимо учитывать при проектировании ледокольных транспортов и ледоколов, разработке средств повышения и сохранения ледопроходимости в процессе эксплуатации судов.
Через 8 суток и 5 часов караван подошёл к Берингову проливу. Здесь тяжёлый лёд кончился, появились разводья. Караван с дизельными ледоколами мы отпустили во Владивосток. А сами с а/л «Сибирь» и ледоколом «Красин» вернулись на запад, куда атомный ледокол «Ленин» повёл суда «Каменск-Уральский» и «Мончегорск». По пути мы их нагнали, так как в западном направлении идти было легче, хотя работы и там хватало. Обратно до Певека мы добежали в 2,5 раза быстрее, со средней скоростью 9,7 узла.

По результатам этой навигации мы подготовили предложения Минсудпрому. Проектантам необходимо работать над совершенствованием новых ледоколов. Надо продумывать конструкцию корпуса не только с точки зрения восприятия ледовых нагрузок, но и учитывать вибрацию при реверсах ледоколов, отрабатывать устройство фундаментов механизмов, работать над верхним строением (рубки, мачты), оборудованием связи и навигации, его креплением. Во время этого похода замерялись нагрузки на крепёж при работе ледокола. Линейные ускорения на мачтах достигали 10g. На а/л «Леонид Брежнев» в эту навигацию отвалилась стеньга на фок-мачте.
Но более серьёзные неприятности связаны с поломкой лопасти винта, правда, по вине ученых судпрома, изучавших взаимодействие льда с лопастью и установивших для этого тензодатчики, что потребовало профрезеровать канавку у основания лопасти. По ней-то и произошёл слом. «Леонид Брежнев» вынужден был зайти в Певек, чтобы поменять лопасть винта.

Всю операцию по выводу застрявших в Певеке судов спасло то, что а/л «Леонид Брежнев» вовремя покрыли «Инертой». И после 8-летней эксплуатации ледокол полностью восстановил свою ледопроходимость.
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

т/х «Нина Сагайдак»

Сообщение Polarstern » 25 Июнь 2015 01:27

Гибель теплохода "Нина Сагайдак"

http://doroshenko-us.livejournal.com/61463.html

9 октября 1983 года теплоход "Нина Сагайдак" в результате сжатия льдами затонул в проливе Лонга.

Теплоход "Нина Сагайдак" проекта 301 (ГДР), типа Пионер, был построен в 1970 году в ГДР на верфи VEB Schiffswerft Neptun в Ростоке. Судно принадлежало ГП Дальневосточное морское пароходство ММФ СССР и были приписано порту Владивостока. Судно было названо именем пионера-героя Нины Сагайдак из города Щорс на Черниговщине, расстрелянной фашистами в 1943 году.

В 1983 году судно работало в Арктике на доставке продовольствия полярным станциям и судам. О том, в каких условиях оказался теплоход "Нина Сагайдак" расскажет Петр Осичанский в своей книге "Спасите нас на суше"

Сверхсложной была ледовая обстановка и в 1983 году. В Восточном секторе Арктики работали почти все ледоколы Мурманского и Дальневосточного пароходств, атомные ледоколы, суда с усиленным ледовым классом. И все же аварийные ситуации возникали то с одним, то с другим судном. Чуть было не погиб теплоход «Коля Мяготин», получив множественные повреждения корпуса судна, и его не без труда удалось вывести сначала на чистую воду, затем отбуксировать в бухту Провидения для устранения ледовых повреждений.

Меньше повезло однотипному с «Колей Мяготиным» теплоходу «Нина Сагайдак». Как и большинство судов такого типа, «Нина Сагайдак» работала в Арктике на доставке продовольствия полярным станциям и судам. Столкнувшись с исключительно неблагоприятной ледовой обстановкой, капитан и экипаж с огромным трудом вырывались из ледового плена, рискуя быть блокированными льдами в пунктах выгрузки. И все же бортовую технику и часть экипажа пришлось оставить в одном из пунктов выгрузки. Предстояло снабдить еще семь пунктов к западу от Певеку, а на дворе уже октябрь. Нужно было спешить, приближалась зима.

3 октября «Нина Сагайдак» под командованием капитана В. Соловьева в компании танкеров «Каменск-Уральский» и «Уренгой» последовала по назначению под проводкой сначала ледокола «Ленинград», затем ледокола «Капитан Сорокин». До косы Двух Пилотов плавание проходило спокойно. Но вскоре суда получили штормовое предупреждение – усиление северо-западного ветра до 15-20 метров. При таком прогнозе следовало ожидать серьезной подвижки льдов и сжатия со всеми сопутствующими им «прелестями». Вскоре суда действительно были обложены тяжелыми льдами и стали дрейфовать на восток вдоль кромки припая. Они оказались в «ледяной реке» – так называют стремительный дрейф льда различной формы и возраста под воздействием штормовых ветров вдоль берегов, в проливах, узкостях, у мысов и островов

О том что происходило дальше расскажет д.т.н., профессор, заведующий лаборатории ледокольной техники ЦНИИМФ Л.Г.Цой в своей статье "Арктика непредсказуема всегда":

Условия, в которых оказалось судно «Нина Сагайдак» перед его гибелью. Навигация 1983 г. в Восточном районе Арктики была аномальная. Наиболее тяжелая обстановка сложилась в начале сентября. Северо-западные ветры вызвали нажим дрейфующих льдов Айонского массива. Трасса Севморпути была перекрыта льдами этого массива от банки Милькера до Колюченской губы. Это положение сохранялось до 17 сентября. Одновременно начался период устойчивого ледообразования. Сжатие льдов составляло 2-3 балла. В октябре положение значительно ухудшилось. Отмечался рекордно низкий температурный фон при общей аномальности гидрометеорологических процессов, ни разу не наблюдавшихся в течение последних десятилетий.

Теплоход «Нина Сагайдак» погиб 9 октября 1983 г. в проливе Лонга. В начале октября судно шло в составе каравана под проводкой ледоколов «Ленинград» и «Капитан Сорокин». Из-за сплочения льда вследствие усиления северо-западного ветра судно было зажато крупнобитым старым дрейфующим льдом. Винт и руль заклинило. При подвижке льда руль произвольно перекладывало с борта на борт на 90о. В результате были обломаны ограничители баллера руля. Ледоколы подойти к судну не могли из-за подвижки льда и общего дрейфа массива на юго-восток с нажимом льда на судно, навалившегося кормой на прочный припай. (Похожая ситуация в своё время произошла с «Челюскиным», что также стало причиной гибели судна). Между судами каравана образовалась подушка спрессованного льда. Теплоход «Каменск-Уральский», который в неуправляемом состоянии носило в дрейфе, кормой навалило на левый борт «Нины Сагайдак». Крен судна «Нина Сагайдак» достигал 13 градусов. Положение осложнилось, когда на теплоход «Каменск-Уральский» боком навалило танкер «Уренгой». Некоторое время все три судна дрейфовали вместе. Торошение льда достигало такого уровня, что льды поднимались выше фальшборта. 8 октября на «Нине Сагайдак» произошла деформация набора левого борта от носовой переборки в корму на 15 шпаций на уровне скулового пояса наружной обшивки, которая была нарушена сразу в 6 местах - образовались трещины вдоль набора.

Основная причина разрушения корпуса этого судна – дрейф после потери хода вдоль прочного ледяного барьера с сильным навалом на него других судов. К правому борту подошло поле многолетнего льда, что усилило сжатие. В районе 35-37 шпангоутов произошёл разрыв обшивки с деформацией шпангоутов внутрь и в корму. Механизмы стали разрушаться и заваливаться внутрь машинного отделения. (Эти суда не имеют двойного борта в районе машинного отделения). Произошёл разрыв трубопроводов систем орошения, осушения, масляного, воздушного. Оборван кабель, питающий электродвигатели насосов. Судно осталось без водоотливных средств. В машинное отделение стала поступать вода. Крен достиг 30 градусов на правый борт. Палуба вошла в воду, и судно затонуло. Экипаж до трагедии покинул судно и вертолётом был доставлен на ледокол.

Источники:
1. Л. Г. Цой - Арктика непредсказуема всегда
2. П. Осичанский - Спасите нас на суше
3. Полярная Почта - т/х «Нина Сагайдак»
4. Фотогалерея "Водный транспорт" - Нина Сагайдак
5. Фотоархив Макарыча - Суда ММФ СССР,МТР России
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 777
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Сент-Джонс, Ньюфаундленд

т/х «Нина Сагайдак»

Сообщение fisch1 » 06 Август 2020 21:06

Испытание Арктикой

 1 .jpg

В мае и июне 1987 года все мы с волнением следили за уникальным высокоширотным рейсом атомного ледокола «Сибирь» в район дрейфа полярной станции «Северный полюс-27» и к самой географической точке Северный полюс.
Следили, но были уверены, что закончится он успешно. Видимо, верили в надежность людей и техники. Это и хорошо, что с годами человек все решительнее вторгается в «белое безмолвие». Отрадно сознавать, что уже второй раз советское надводное судно покоряет вершину планеты (впервые это случилось в 1977 году, когда сюда пришел атомоход «Арктика»). И тогда мы были уверены, что Арктика уже покорена. Но, если откровенно, это слово, покорена, не очень-то мне по душе. Скорее, мы тогда, да и нынче, добились определенной победы в ее изучении, освоении, исследовании. Вот, освоение! Это наиболее точное определение деятельности человека в Ледовитом океане.
История высоких широт хранит много радостных и горьких минут. Можно вспомнить о гибели русановского «Геркулеса», дирижабля «Италия», парохода «Челюскин»… Но все это было давно. А в семидесятых – начале восьмидесятых годов мы говорили практически только о наших победах. И действительно, гордиться есть чем.
Но сейчас я хочу рассказать о другой стороне освоения Северного морского пути. Рассказать впервые. Делаю это не для сенсации, а для того, чтобы попытаться приоткрыть еще одну страницу в работе моряков, полярников, летчиков… Тех, кто работает в Арктике.
В феврале прошлого года по заданию редакции я отправился на ледоколе «Капитан Сорокин» в низовья Енисея, чтобы подготовить материал о работе экипажа этого судна. Разместившись в пустовавшей каюте судового гидролога, обнаружил в шкафу обычный спасательный круг. Неожиданным было место его хранения. Возможно, я и не обратил бы на него никакого внимания, но взгляд задержала надпись, сделанная по кругу. Она-то и заставила вздрогнуть: «Теплоход «Нина Сагайдак», Владивосток». Жуткое чувство испытываешь в такие минуты, осознавая, что теплохода уже нет, он погиб, а что-то от него возвращает тебя к событиям четырехлетней давности.
Найдя спасательный круг, вспомнил небольшую статью «Уроки Арктики» в газете «Правда» за 20 ноября 1983 года. В ней специальный корреспондент И. Братчиков писал:
«Но… Вот что произошло. У карты «Восточный район Арктики» старейший полярник, капитан знаменитого ледокола «Красин» Н. Инюшкин. Цветными точками он обозначает позицию флота на второе октября.
– Согласно прогнозу в проливе Лонга в течение трех суток ожидались восточные и юго-восточные ветры, отгоняющие льды. Под этот прогноз из Певека и пошла большая группа судов на восток. А от восточной кромки им навстречу двинулся другой наш караван. Его вели ледоколы «Ленинград» и «Капитан Сорокин». С запада суда сопровождали сразу четыре ледокола. Позднее к ним подключился атомоход «Леонид Брежнев» (так ненадолго переименовывали «Арктику» - В.И.), потом он поломал лопасть и вынужден был на несколько дней уйти в Певек для ремонта винта. Караваны оказались в ледовом мешке. Почему? Ветер, который по расчетам должен был работать здесь около трех суток, на двое суток раньше перешел на неблагоприятные румбы. Сквозного заприпайного разряжения, как предполагали, не получилось – образовалось три перемычки шириной от 20 до 30 миль каждая (1 морская миля равна 1852 метрам – В.И.): у мыса Биллингса, в районе Шмидта и возле косы Двух пилотов.
«Капитан Сорокин» ледовый барьер преодолеть не смог, и шесть его судов, затертые льдами, были прижаты к кромке припая. У них заклинило рули, стало наваливать друг на друга. Теплоход «Нина Сагайдак» получил серьёзное повреждение. Двое суток экипаж боролся за живучесть судна, но к 8 октября судьба судна была предрешена: он затонул. Людей вертолетами с ледоколов «Ленинград» и «Владивосток» благополучно сняли».
Что же стоит за этим сообщением? Многое. И прежде всего, несколько суток героической (да, да – героической!) борьбы моряков со стихией. Но лучше все по порядку.
В августе 1983 года капитан «Сорокина» О.Н. Березин предложил мне пройти с ними в Восточный сектор Арктики. Он говорил, что предстоит интереснейшая работа. Но я, увы, отказался. Редакция просто не могла командировать меня за пределы автономного округа. Как показало время, рейс был действительно интересным, трудным и трагичным. Многие до сих пор помнят о трагедии в Чукотском море, случившейся осенью 1983 года.
Сегодня я хочу рассказать о нескольких днях того плавания ледокола. Рассказать, если можно так выразиться, с чужих слов. На «Капитане Сорокине» мне дали прочитать несколько страниц из «Судового журнала» № 1363. С разрешения капитана ледокола О.Н. Березина я привожу здесь подлинную выписку о четырех днях из десятилетней биографии судна. Итак:
«Среда. 5 октября 1983 года. Чукотское море.
00.00. Продолжаем проводку трех судов на запад. Следуем с дизель-электроходом «Амгуэма» заприпайной полыньей. Теплоходы «Пионер Камчатки» и «Пионер Узбекистана» лежат в дрейфе у косы Двух пилотов.
Вошли в лед 7-8 баллов. Продолжаем догонять суда каравана.
04.00. Подошли к судам каравана. Начали выходить в его «голову».
04.20. Вышли в «голову» каравана. Начали проводку пяти судов. Ордер: ледокол «Капитан Сорокин», танкер «Уренгой», танкер «Каменск-Уральский», теплоход «Нина Сагайдак», теплоход «Пионер Узбекистана», дизель-электроход «Амгуэма». Дистанция от трех до пяти кабельтовых (1 кабельтов равен 185,2 м. – В.И.).
Вошли в поджатый участок. Лед – 10 баллов, торосы 3-4 балла, сжатие – 1 балл.
Застряли на стыке полей. Начали работу полными переменными ходами. Дали команду по каравану – рассредоточиться на безопасное расстояние. Включили в работу пневмообмыв и креновую систему.
05.32. Прекратили безуспешные попытки выйти из сжатия. Легли в дрейф, ожидая улучшения ледовой обстановки.
08.00. Продолжаем лежать в дрейфе. Снег. Видимость – 1 миля. Включили ходовые огни. В течение вахты вели непрерывное радиолокационное наблюдение.
20.00. Продолжаем лежать в дрейфе.
Четверг. 6 октября 1983 года. Чукотское море.
00.00. Продолжаем лежать в дрейфе совместно с ледоколом «Ленинград», теплоходами «Нина Сагайдак», «Пионер Узбекистана», «Пионер России», танкерами «Уренгой», «Каменск-Уральский», дизель-электроходом «Амгуэма».
Наблюдается подвижка льда.
01.14. Теплоходы «Нина Сагайдак» и «Пионер Узбекистана» сообщили о начавшейся подвижке льда, о клинении рулей и винтов.
01.38. Стронулись. Вышли из заклинивания. Ударами начали пробиваться к судам каравана для околки и отвода от кромки припая. Продвижение – незначительное.
04.00. Заклинились. Пытаемся пробиться к судам каравана. У танкера «Каменск-Уральский» заклинило руль под углом 45 градусов левого борта, винт. Корма на кромке припая. Испытывает сильное сжатие.
У танкера «Уренгой» заклинен руль на 25 градусов левого борта.
Теплоход «Нина Сагайдак»: заклинены руль – 35 градусов левого борта, винт. Сжатие.
08.00. Ледовая обстановка прежняя.
19.00. Началась подвижка льда вдоль кромки припая.
19.47. Танкер «Каменск-Уральский» сообщил об интенсивном дрейфе в сторону теплохода «Нина Сагайдак».
20.00. Лежим в дрейфе. Положение судов: танкер «Каменск-Уральский» интенсивно дрейфует в сторону теплохода «Нина Сагайдак». Танкер «Уренгой» дрейфует вдоль кромки припая.
Теплоход «Нина Сагайдак» – корма на кромке припая, руль 21 градус левого борта, винт заклинен.
Пытаемся выйти из заклинивания.
20.27. Теплоход «Нина Сагайдак» получил крен на правый борт – 7 градусов.
20.37. Теплоход «Нина Сагайдак» посадило кормой на кромку припая. Несет вдоль кромки. Руль заклинило. Вырвало ограничительный упор. Заклинило винт.
20.51. Теплоход «Нина Сагайдак» – руль вывернуло влево. Сорвало все ограничители. Повело палубу ахтерпика. Рулевая машина выведена из строя.
20.59. Танкер «Каменск-Уральский» навалило районом надстройки на бак теплохода «Нина Сагайдак».
21.30. Танкер «Уренгой» кормой навалило на танкер «Каменск-Уральский» в районе трюмов 1-2.
Танкер «Каменск-Уральский» вышел из зацепления с теплоходом «Нина Сагайдак».
В результате навала у теплохода разорвалась обшивка полубака выше главной палубы на 100 миллиметров.
21.50. У теплохода «Нина Сагайдак» в результате сжатия в машинном отделении появились вмятины. Водотечность не наблюдается.
22.39. Теплоход «Нина Сагайдак» внезапно получил крен на левый борт.
23.44. Получили незначительное движение вперед. Вышли из клинения.
Пятница. 7 октября 1983 года. Чукотское море.
00.00. Работаем ударами. Продвижения нет.
01.50. Теплоход «Нина Сагайдак» развернуло носом против дрейфа. Начало сносить на танкер «Каменск-Уральский».
01.58. У «Нины Сагайдак» заклинило винт.
03.48. Теплоход «Нина Сагайдак» дрейфом льда навалило на танкер «Каменск-Уральский». Удара не было. Суда дрейфовали друг относительно друга вплотную левыми бортами.
04.55. У теплохода «Нина Сагайдак» деформировало борт в районе третьего трюма. Появилась водотечность, поддающаяся откачке.
05.30. Теплоход вышел из зацепления с танкером. Снесен фальшборт с левого борта. Значительное повреждение бака. Продолжается водотечность в третьем трюме.
Теплоход «Нина Сагайдак» начал дрейфовать в сторону танкера «Уренгой». Сжатие.
07.00. У теплохода лопнул продольный стрингер. Начало выдавливать переборку топливного танка.
07.15. Переборку выдавило. Начало затапливать машинное отделение. Экипаж покинул машинное отделение.
Приготовили на баковой палубе аварийные водоотливные средства для переброски на теплоход вертолетом ледокола «Ленинград».
07.41. Теплоход «Нина Сагайдак» сообщил о пожаре в машинном отделении. Получили указание эвакуировать экипаж.
Начали готовиться к приему экипажа «Нины Сагайдак», кроме аварийной партии.
08.00. Продолжаем попытки пробиться к судам.
08.03. «Нина Сагайдак» сообщила, что пожар ликвидирован.
08.05. Вертолет ледокола «Ленинград» начал эвакуировать экипаж на борт нашего ледокола.
08.25. Получили указание из Владивостока от начальника пароходства эвакуировать весь экипаж теплохода.
09.14. К эвакуации подключился вертолет ледокола «Владивосток».
09.40. Закончена эвакуация членов экипажа теплохода. Доставлено на борт ледокола 52 человека. Пытаемся пробиться к судам. Продвижения нет.
Теплоход имеет значительный крен на правый борт. Главная палуба правого борта вошла в лед.
13.30. Началось разряжение.
20.36. Ледовая обстановка прежняя. Лед – 10 баллов, пак – 3-4 балла, торосы – 4 балла.
Суббота. 8 октября 1983 года. Чукотское море.
00.00. Продолжаем лежать в дрейфе.
02.11. Начали ударами пробиваться к каравану.
02.19. Танкер «Каменск-Уральский» сообщил, что «Нина Сагайдак» погружена правым бортом по планширь. Левым – по ватерлинию. Крен – около 40 градусов правого борта.
05.46. Произвел посадку вертолет Ми-8. На борт прибыл капитан-наставник В.В. Тараценко.
08.00. Вошли в заприпайную трещину. Выкалывали дизель-электроход «Амгуэма».
09.05. Получили указание из штаба морских операций Восточного сектора Арктики следовать к теплоходу «Нина Сагайдак» для проведения аварийно-спасательных работ. Подойдя, осмотрели теплоход.
09.55. Обошли вокруг теплохода. Он накренен. Правый борт, главная палуба под водой. Крышки трюмов под водой.
10.40. Начали подходить кормой к теплоходу для взятия его на буксир.
10.55. Подошли кормой к форштевню теплохода.
11.20. Взяли на буксир. Начали подводить теплоход к припаю.
11.42. Подвели к припаю.
13.00. Аварийная партия перешла на теплоход.
13.25. Начали откачивать воду насосом 50 тонн в час.
14.30. Начали устанавливать насос 100 тонн в час. Положение теплохода без изменений.
16.45. Три человека перешли на теплоход для проверки результатов.
16.50. Проверка закончена. Принято решение остановить аварийно-спасательные работы.
18.01. Теплоход получил резкий крен на правый борт. Начал носовой частью уходить в воду.
20.00. Теплоход «Нина Сагайдак» продолжает погружаться. Экипаж теплохода вывезен с борта ледокола вертолётом».

Вот и все. Но почему-то после прочтения этих скупых отчетных слов из судового журнала хочется помолчать. Помолчать и подумать над тем, что Арктика еще не стала наезженной и легкой морской дорогой. Да и станет ли? Скорее нет, чем да. Нет-нет, да будет она напоминать человеку о своем крутом нраве. Напоминать, чтобы не давать нам расслабляться и успокаиваться. А еще – что она не покорилась, и говорить с ней надо только на Вы.
И последнее. Сегодня невозможно представить то, что пережили моряки ледоколов, транспортных судов и танкеров. Вооруженный современными транспортными средствами, навигационными приборами, спутниками, средствами спасения, человек оказался бессилен против стихии.
Теплоход «Нина Сагайдак» ныне лежит на дне Чукотского моря. Кто-то из моряков сказал мне, что место его гибели недалеко от места гибели парохода «Челюскин». Очень может быть. Хотя какое это имеет значение. Разве что так, для драматизма ситуации.


Виталий ИВАНОВ,
член Союза журналистов СССР


Опубликовано в газете «Советский Таймыр» за 13 и 17 июня 1987 года.


https://proza.ru/2018/01/16/1213
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 29

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения