Атомный ледокол пр. "Лидер" (ЛК-110Я)

От ладьи и коча до атомохода.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Атомный ледокол пр. "Лидер" (ЛК-110Я)

Сообщение Polarstern » 31 Июль 2015 22:23

Звездолет получился прям-таки. Все-таки про палубный груз не стоит забывать, без него никуда в полярных странствиях.
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 725
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Виннипег

Атомный ледокол пр. "Лидер" (ЛК-110Я)

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Август 2015 00:51

Да этож дети зачем-то балуются "фантазиями на тему" по заказу ЦКБ.
А может их просто попросил кто студентов загрузить интересной темой для диплома.
Но второй, похоже, как раз с большой площадкой под перетаскивание всякого. Смену "Севморпути" что-ли готовят? Ей же лет 10 всего отвели, как раз к тому времени созреет.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11575
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол пр. "Лидер" (ЛК-110Я)

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Сентябрь 2015 12:08

http://www.korabel.ru/news/comments/zav ... lider.html

Завершена разработка российского сверхмощного атомного ледокола "Лидер"
Судостроение. 14:25 18.09.2015

Крыловский государственный научный центр завершил разработку эскизного проекта нового российского атомного суперледокола, который сможет обеспечить круглогодичную работу в высоких широтах в Арктике, сообщил начальник сектора проектирования судов рыбопромыслового, транспортного и исследовательского флота Крыловского центра Владимир Шлячков.
Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сообщил, что проект отечественного сверхмощного атомного ледокола, который позволит закрепить за Россией лидерство в Арктике, будет создан до конца нынешнего года.

"Эскизный проект этого ледокола выполнен. Сейчас рассматривается вопрос разработки техпроекта", — сказал Шлячков на круглом столе в рамках конференции по энергетике RAO/CIS Offshore-2015.

Ледокол, получивший название "Лидер", даст возможность круглогодичной, независимо от погоды, работы в Арктике не только по Северному морскому пути, но и по высокоширотной трассе.

Мощность ледокола составит 120 мегаватт. Его длина — свыше 200 метров и около 50 метров в ширину. Осадка корабля — 13 метров. Он сможет ломать льды толщиной свыше 4 метров. Корабль сможет обеспечивать навигацию судов дедвейтом около 100 тысяч тонн и шириной корпуса 44-50 метров от мыса Желания до Берингова пролива со скоростью 10 узлов.

Крыловский центр разрабатывал проект "Лидера" совместно со специалистами ЦКБ "Айсберг" и предприятия "Росатома" ФГУП "Атомфлот", передает РИА Новости.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11575
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол пр. "Лидер" (ЛК-110Я)

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Октябрь 2015 16:20

Иван Кукушкин пишет:... Но второй, похоже, как раз с большой площадкой под перетаскивание всякого. Смену "Севморпути" что-ли готовят? Ей же лет 10 всего отвели, как раз к тому времени созреет.


Из свежего интервью генерального директора ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Владимира Никитина.
26 октября 2015
http://portnews.ru/comments/2030/

- Крыловский Центр принимал участие в проектировании ледокольной техники. Какие проекты Вам представляются перспективными в этом сегменте?

По нашим проектам сейчас строится целый ряд ледоколов. Это проект 21900М – заказ на строительство трех дизель-электрических ледоколов этого проекта выполняет Выборгский судостроительный завод. В октябре первый ледокол в этой серии «Владивосток» был передан Заказчику в лице ФГУП «Росморпорт», на сегодняшний день 21900М является самым мощным в Российской Федерации дизель-электрическим ледоколом с возможностью преодолевать 1,5 метровый лед.
Мы проводили целый ряд исследовательских и проектных работ по новому атомному ледоколу типа ЛК-60Я проекта 22220, строительство которого ведется в настоящее время на ООО «Балтийский завод — Судостроение». Ледоколы этой серии будут оснащены системами электродвижения, разработанными филиалом Крыловского центра «ЦНИИ СЭТ».

Принимая во внимание прогнозируемого увеличения грузопотока на Северном морском пути ив Арктике, сейчас мы занимаемся разработкой проекта атомного ледокола-лидера нового поколения мощностью 120 МВт, логически развивающего технологии, достигнутые при создании ледоколов прошлых поколений. В рамках работ по этому ледоколу проработаны и варианты его создания в трехкорпусном варианте, что обеспечивает надежную проводку судов шириной до 60 м при повышенных показателях энергоэффективности. Эта инновационная технология запатентована и, по нашей оценке, будет востребована при развитии арктических систем вывоза углеводородов и росте грузопотоков, включая транзитные.

Кроме того, создан эскизный проект многофункционального атомного ледокола оффшорного типа. В основе проекта лежит концепция судна-унифицированной базовой платформы с едиными решениями по расположению оборудования, основных энергетических установок и систем, а также электроэнергетического оборудования и корпуса. Такой подход позволит сократить сроки и стоимость выполнения проектных работ, а также, в зависимости от требований заказчика, установить на судно любое необходимое оборудование.

Буквально недавно к нам на ледовые испытания приезжала большая делегация из ФГУП «Атомфлот» и они еще раз обозначили необходимость продолжения работ по разработке этих проектов. Спрос на новую ледокольную технику есть и здесь очень важно обеспечить непрерывный процесс создания такой техники под новые требования рынка. По моему мнению, необходимо уже в 2016 году приступить к разработке ледоколов нового поколения, с тем чтобы обеспечить готовность к строительству этих востребованных проектов к этапу завершения строительства серии атомных ледоколов ЛК-60Я.

Еще один проект из разработанных Крыловским центром, который хотел бы упомянуть - уникальный мелкосидящий ледокол Icebreaker6, способный при осадке 3 м преодолевать ледовое поле до 1.0-1.5м. Он может быть востребован как в мелководных районах Арктики, так и замерзающих бассейнах Азовского и Каспийского морей.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11575
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол пр. "Лидер" (ЛК-110Я)

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Декабрь 2015 12:52

 1192.jpg
V Международный форум "Арктика: настоящее и будущее".
Вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Рогозин у стенда Крыловского государственного научного центра.
Макет перспективного атомного ледокола "Лидер" проекта 10510.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11575
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол пр. "Лидер" (ЛК-110Я)

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Декабрь 2015 22:33

http://www.interfax-russia.ru/NorthWest ... &id=685323

Ледокол "Лидер" может быть построен через 8-9 лет - ЦКБ "Айсберг"

Санкт-Петербург. 21 декабря. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Ледокол "Лидер" на 130 МВт может быть построен через 8-9 лет, сообщил журналистам генеральный директор ЦКБ "Айсберг" (Петербург) Александр Рыжков во время визита в Мурманск.

По его словам, в 2015 году совместно с Крыловским государственным научным центром (Петербург) была завершена разработка эскизного проекта ледокола "Лидер". В 2016 году в ЦКБ планируют приступить к разработке технического проекта.

"Технический проект продлится где-то около двух лет, после этого можно приступать к выпуску разработки рабочей конструкторской документации (...) Лет через восемь или девять можно ожидать ледокол этого типа", - рассказал А.Рыжков.

Он подчеркнул, что проект "Лидер" позволит строить ледоколы в различных комплектациях.

Ранее сообщалось, что АО "ОКБМ Африкантов" (Нижний Новгород) в ближайшее время планирует начать разработку технического проекта ядерной энергетической установки (ЯЭУ) РИТМ-400 для ледоколов проекта "Лидер". Тепловая мощность разрабатываемой установки составляет 315 МВт, что в 1,8 раза больше, чем мощность ее предшественника - РИТМ-200 (175 МВт).
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11575
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол пр. "Лидер" (ЛК-110Я)

Сообщение Иван Кукушкин » 13 Май 2016 13:54

http://pronedra.ru/traffic/2016/05/12/a ... -ledokoly/

12.05.2016
«Атомфлот»: на проекты новых атомных ледоколов выделят 2,1 млрд рублей

Цена создания проектов двух новых атомных ледоколов достигает 2,1 млрд рублей, рассказал Вячеслав Рукша, возглавляющий «Атомфлот», в ходе своего выступления в Мурманске на форуме «Росатома».

Рукша в своём докладе рассказал, что за создание технического проекта 10510 ледокола-лидера с атомной установкой придется заплатить 1,3 млрд рублей, а вот разработка проекта 10570 многофункционального ледокола оффшорного типа будет стоить 0,8 млрд рублей. «Атомфлот» планирует ввести корабли в эксплуатацию в 2024 и 2022 году, а на создание проектов уйдет 2 и 1,5 года соответственно.

По данным «Атомфлота», ледокол-лидер будет разрабатываться для проводки транспортных судов, дедвейт которых превышает 100 тысяч тонн, по Северному морскому пути. Ледокол будет крупнейшим в своём классе и сможет преодолевать до 4 метров льда. Второй ледокол также будет работать на Севморпути, но только на его мелководных участках.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11575
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол пр. "Лидер" (ЛК-110Я)

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Сентябрь 2016 10:04

 screen - 10570.jpg
ТРК "Ямал-Регион" http://yamal-region.tv/news/21594/
“Лидер” проложит путь в арктическое будущее России от 26-09-2016

Сюжет в основном посвящен перспективному а/л под шифром "Лидер" (пр.10510), но хорошо видна анимация и оффшорного атомохода-снабженца (пр. 10570).
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11575
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол пр. "Лидер" (ЛК-110Я)

Сообщение Иван Кукушкин » 28 Сентябрь 2016 17:48

http://www.zakupki.gov.ru/epz/order/not ... 9516000516

ЗАКУПКА №0173100009516000516 rss
Размещено: 13.09.2016 19:27 (MSK (UTC+3) Москва, стандартное время)

ОКР «Разработка технического проекта атомного ледокола-лидера мощностью на винтах 120 МВт для круглогодичной работы на трассе Северного Морского Пути» Шифр «Ледокол-лидер» — 749 985 000,00 Российский рубль
Срок завершения работы - 30 ноября 2017 года.

Разработка документации технического проекта атомного ледокола лидера мощностью на винтах 120 МВт. Разработка проектных и конструктивных решений, обеспечивающих требуемые ледокольные качества и безопасность атомного ледокола. Разработка технических проектов основного оборудования атомного ледокола лидера мощностью на винтах 120 МВт. Проведение необходимых экспертиз и согласование материалов технического проекта с надзорными, контролирующими и заинтересованными предприятиями. Исполнитель, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлечь к исполнению Контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 процентов от цены Контракта.


из интересного в документации:

:": В результате проведенного анализа состава специализированных организаций, способных выполнить данную работу, определились только 2 потенциальных исполнителя
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11575
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Графеновый нановинт" для пр. "Лидер" (ЛК-110Я)

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Ноябрь 2016 22:40

"Известия", 16 ноября 2016, 00:01
Алексей Рамм, Дмитрий Литовкин
http://izvestia.ru/news/645166#ixzz4QIRhcm9k

Атомный ледокол «Лидер» получит трансформируемый гребной винт
Новейшие изделия смогут менять форму в зависимости от скорости движения судна

Перспективные российские атомные ледоколы «Лидер» будут оснащены не имеющими аналогов в мире гребными винтами из графенового материала. Уникальные изделия, разработку которых ведет Крыловский государственный научный центр (КГНЦ), будут неуязвимы для льда и смогут в зависимости от скорости ледокола принимать оптимальную форму. Благодаря этому увеличится не только скорость «Лидера», но и вырастут маневренность и мощность ледокола.

Комплексные, экспериментальные и численные исследования графеновых винтов должны быть завершены осенью 2017 года. А уже в 2018 году начнутся натурные испытания уникальных изделий.

Графен, впервые полученный в 2004 году, считается революционным материалом XXI века. На языке физики графен — это двумерная аллотропная форма углерода, в которой объединенные в кристаллическую решетку атомы образуют слой толщиной в один атом. Уникальность материала в его прочностных и электрических свойствах. Так, лист графена площадью в один метр и толщиной в один атом (!) выдерживает предмет массой до 4 кг. При этом изделия из уникального материала отличаются гибкостью и способны самостоятельно «затягивать» «дыры» в своей структуре.

— Первый адаптивный композиционный гребной винт может быть представлен к натурным испытаниям уже в 2018 году, — заявил «Известиям» советник генерального директора КГНЦ Валерий Половинкин. — В настоящее время в кораблестроении всё решают новые материалы. В частности, графеновые материалы, созданные на основе нанотехнологий. Графен обеспечивает снижение уровня вибрации лопастей и повышение эффективности работы винтов. За счет создания новой структуры материала лопасть будет подстраиваться под обтекающий гидродинамический поток в зависимости от скорости.

По словам собеседника издания, в настоящее время возможности традиционных монометаллических материалов исчерпаны и если не перейти на композитные технологии, добиться существенного повышения характеристик гребных винтов невозможно.

— Это касается и архитектуры и конструкции гребных винтов, — отметил Половинкин. — Бесконечно добавлять лопасти на винты и делать их более саблеобразными и более тонкими, не внедряя новые материалы, бесполезно.

Согласно размещенному Минпромторгом на сайте госзакупок контракту №0173100009516000305 опытно-конструкторская работа по созданию «концептуального проекта гребного винта ледокола «Лидер» под шифром «Ледокол-движитель» должна быть завершена до конца ноября следующего года. Согласно опубликованным документам работа обойдется государству в 82 с лишним миллиона рублей.

— Один из эффектов, который мы обнаружили при начальных этапах проектирования ледокола, заключается в том, что достаточно много льда идет к винтам, от чего падает крутящий момент, и ледокол теряет мощность, — сообщил «Известиям» Александр Рыжков, гендиректор и главный конструктор «ЦКБ «Айсберг», где создается «Лидер». — Поэтому очень важно разработать не только специальные обводы корпуса, но и создать новые, уникальные гребные винты. На «Лидере» будет стоять два атомных реактора, что в сочетании с новыми винтами обеспечит ему невиданную для ледоколов мощность.

«Лидер» — это первое судно ледового класса, на котором будет установлен атомный реактор нового поколения РИТМ-400. Судно сможет пройти через двухметровый лед со скоростью 14 узлов (обычные ледоколы при той же толщине льда двигаются не быстрее двух узлов).

— «Лидер» сможет двигаться не только по стандартным трассам Северного морского пути, но и по высокоширотным, — говорит Рыжков. — Он сможет преодолеть лед толщиной 4,5 м. Мощность «Лидера» будет избыточна, чтобы в любое время года и при любом состоянии льда пересечь Северный полюс хоть вдоль, хоть поперек.



# графеновыйнановинт
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11575
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол пр. "Лидер" (ЛК-110Я)

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Февраль 2017 12:00

 Лидер на ТК СПБ 01-02-2017.jpg
Макет пр. Лидер в Крыловском центре. Репортаж ТК Санкт-Петербург 01-02-2017
https://www.topspb.tv/news/2017/02/6/sm ... sii-lider/

... Алексей Добродеев, начальник сектора испытаний ледотехники ФГУП «Крыловский государственный научный центр»: «Модель ледокола "Лидер" меньше в сорок раз чем натурное судно, все параметры ледяного покрова меньше в сорок раз».

Так будет выглядеть самый большой в мире ледокол. Его мощность 110 мегаватт. Для сравнения: самый большой на данный момент атомоход «Арктика» обладает мощностью 60 мегаватт. «Лидер» настоящий гигант даже среди титанов. Ломая лед он оставляет за собой целую трассу для кораблей.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11575
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол пр. "Лидер" (ЛК-110Я)

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Февраль 2017 23:06

"Портньюс" сообщает: http://portnews.ru/news/234486/

16 февраля 2017 19:07
Строительство ледокола-лидера необходимо начать в 2021 году

Строительство ледокола-лидера необходимо начать в 2021 году. Об этом заявил заместитель гендиректора по развитию ФГУП «Атомфлот» Станислав Головинский в ходе II Международной конференции «Арктика-2017», передает корреспондент ИАА «Портньюс».

По мнению Головинского, эксплуатация нового ледокола-лидера экономически очень выгодна – такой ледокол сможет проводить суда дедвейтом 200 тыс. тонн, время проводки составит не более 8 суток.

Головинский считает, что строительство ледокола-лидера позволит улучшить экономическую составляющую логистики по Северному морскому пути, поэтому после постройки трех ледоколов к 2021 году, необходимо приступить к строительству ледокола-лидера.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11575
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол пр. "Лидер" (ЛК-110Я)

Сообщение Иван Кукушкин » 02 Апрель 2017 20:49

Ледокол "Лидер" мощностью 120 МВт будет стоить около 70 млрд руб.
30 марта, 11:04 дата обновления: 30 марта, 11:11 UTC+3

АРХАНГЕЛЬСК, 30 марта. /ТАСС/. Ледокол "Лидер" мощностью 120 МВт будет стоить около 70 млрд рублей, сообщил журналистам в кулуарах Международного арктического форума "Арктика - территория диалога" замглавы Минэкономразвития РФ Александр Цыбульский.

"Заложенная стоимость этого ледокола "Лидера" - порядка 70 млрд рублей", - сказал он.

Цыбульский добавил, что "если мы говорим о серьезном развитии Северного морского пути, то нам нужен ледокол, который позволит сделать Северный морской путь круглогодичным..., и ледокол "Лидер" нужен для его полноценного функционирования". Он отметил, что такой ледокол делает более широкую полосу проводки каравана судов, что дает возможность большему количеству судов иного класса проходить по Северному морскому пути.

Дискуссия вокруг необходимости строительства такого ледокола, по его словам, заключается в том, когда его строить. "Нужен ли нам ледокол-лидер сейчас или можно сейчас построить два обычных ледокола, (мощностью) 60 МВт? Вокруг этого коллеги из Минпромторга и ведут сейчас дискуссию", - заметил он.
Сейчас самым большим ледоколом в мире является 60-мегаваттный ледокол, который строит Балтийский завод (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК). Его стоимость составляет порядка 47 млрд рублей.

Глава ОСК Алексей Рахманов накануне заявил, что строительство атомного ледокола ЛК-120 "Лидер" может занять около трех с половиной лет. По его словам, строительство может проходить либо на Балтзаводе (в случае его модернизации), либо на "Северной верфи" с достройкой на Балтзаводе.

По словам замглавы Минпромторга Василия Осьмакова, существуют оценки, что строящиеся сейчас три ледокола лишь частично смогут компенсировать потребности региона. ЦКБ "Айсберг" разработало концептуальный проект ледокола "Лидер" и с осени 2016 года выполняет разработку технического проекта атомного ледокола "Лидер" ЛК-120. Срок окончания технического проектирования - декабрь 2017 года.

По данным Минпромторга, к 2025 году ожидаемый грузопоток в Арктике в связи с вводом в эксплуатацию новых месторождений на полуострове Ямал составляет около 40 млн тонн, при этом коммерческий эффект от использования Северного морского пути при вывозе углеводородов и транзите грузов будет достигнут только при условии проводки транспортных судов со скоростью не менее 10-11 узлов. Планируется, что преодолеваемая ледоколом "Лидер" непрерывным ходом предельная толщина сплошного льда составит 4,3 метра, в коммерчески эффективной скоростью 11-12 узлов - 2 метра.


Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/ekonomika/4138384
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11575
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол пр. "Лидер" (ЛК-110Я)

Сообщение Иван Кукушкин » 02 Май 2017 21:44

http://crimeapress.info/v-kerchi-sobira ... okoleniya/

В Керчи собираются построить ледокол нового поколения
CrimeaPRESS в Предприятия Крыма 17:40 26.04.2017

Керченский судостроительный завод «Залив» рассчитывает получить заказ на строительство атомного ледокола нового поколения (проект 10510 «Лидер»). Предприятие проводит необходимые для реализации проекта подготовительные работы.

Для того, чтобы обеспечить исполнение этого заказа, «Заливу»… нужно провести огромную работу по подготовке производства. На предприятии возрождён отдел ядерной безопасности, в ближайших планах – создание участка агрегатирования. Конечно, мы понимаем, что обеспечить проведение всего необходимого комплекса работ самостоятельно завод «Залив» не сможет. Поэтому в планах – привлечение ряда технических экспертов, которые дадут необходимые консультации по разработке возможных вариантов постройки, а также организации технических мероприятий для оптимизации процесса подготовки, — сообщает пресс-служба предприятия.

В пресс-службе завода отметили, что, хотя верфь, на которой будет заложено атомное судно пока не выбрана, именно «Залив» рассматривается как потенциальный исполнитель проекта. Заказчиком проектирования ледокола выступает Министерство промышленности и торговли РФ. Согласно требованиям министерства, предельная толщина льда, преодолеваемого универсальным атомным ледоколом, должна составлять не менее 4 метров. Автономность судна по запасам провизии составит восемь месяцев, а срок эксплуатации будет рассчитан на 40 лет. На судне планируется установить реакторную установку с двумя реакторами типа РИТМ-400. Они станут новым концептуальным проектом, разработанным специально для этого судна.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11575
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород


Пред.След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения