"Добрыня Никитич", дизель-электрический ледокол

От ладьи и коча до атомохода.

"Добрыня Никитич", дизель-электрический ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Февраль 2011 13:37

 dobrinya.jpg
Головной ледокол серии проекта 97 viewtopic.php?f=4&t=1362#p11916

1. "Добрыня Никитич" (зав. № 760)
строился на Адмиралтейском заводе, заложен 20.12.1959, спущен на воду 10.05.1960, сдан флоту 31.12.1960, ответственный сдатчик К. В. Вераксо; построен по заказу ВМФ
фотография: форум airbase | http://balancer.ru/g/p1863634

Ледокол Военно-Морского Флота СССР. Головной в серии (3 ед.; проект 97). Назван по имени одного из главных героев русского былинного эпоса Добрыни Никитича. Заложен 20.12.1959 г. на заводе им. Марти в Ленинграде (ныне «Адмиралтейские верфи») по проекту, разработанному в ЦКБ-15 (ныне ЦКБ «Айсберг») под рук. А.Н. Василевского. Спушен на воду 10.05.1960 г., сдан флоту 31.12.1960 г. Входил в состав 18-й бригады судов обеспечения Северного флота. В августе 1968 г. участвовал в обеспечении перехода с Севера на Д. Восток АПЛ «К-42» и «К-55». В сентябре 1969 г. обеспечивал погружение АПЛ «К-207» на глубину 400 м (впервые в истории отечественного флота). Под днищем ледокола был установлен гидроакустический излучатель, по которому должна была ориентироваться субмарина. В 1976, 1978 гт. принимал участие в океанографических работах. Списан в 1990-е гт.
Водоизмещение 2935 т, длина 62 м, ширина 18 м, высота борта 8,3 м. осадка 5,35 м, мощность силовой установки 5400 л.с, скорость 14,5 узлов, 3 гребных винта (I носовой), дальность плавания 5700 миль, автономность плавания 17 суток. Вооружение: I - 57-мм двухорулийная артиллерийская установка ЗПФ-31-Б, 1 -25-мм двухорулийная установка 2М-ЗМ. Экипаж 45 чел. (источник: Покорители льдов. Корабли, капитаны, судьбы. Т. 2. Под ред. доцента А.Л. Демина. Авторы-составители М.В. и П.М. Музалевские -М: РИЦ «Кавалеръ», 2010. )



Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы 1926-1996, Санкт-Петербург Издательство "Гангут" 1996, ISBN 5-85875-110-5

Ледоколы проекта 97 и модификации

В 1957 году принимается решение о постройке портовых ледоколов, крайне необходимых для обеспечения круглогодичных операций в акваториях замерзающих портов страны и на рейловых подходах к ним. В таких судах нуждались торговые и военные моряки, составившие согласованное техническое задание на постройку ледоколов с осадкой не более 5,5 м и дизель-электрической силовой установкой мощностью 5000-6000 л.с. Разработкой проекта ледокола занялось ЦКБ-15, главный конструктор проекта — А. Н. Василевский. Строить их поручили Адмиралтейскому заводу.
Требовалось унифицированное для различных бассейнов и разных заказчиков судно, обладающее небольшой осадкой, хорошей ледопроходимостью и маневренностью при работе во льдах, имеющее сравнительно большую дальность плавания и достаточные мореходные качества для плавания на чистой воде. Проектанту удалось совместить порой противоречащие друг другу требования заказчиков и создать типовой ледокол — проект 97, который сохранил свою конструкцию, главную энергетическую установку, движители и рулевой комплекс во всех последующих модификациях на протяжении более 20 лет.

Корпус ледокола выполнялся сварным; система набора — поперечная со шпангоутами одинакового профиля; штевни ледокольные, толщина ледового пояса наружной обшивки достигала 16-18 мм. Впервые в отечественном судостроении была спроектирована автоматизированная система электродвижения на постоянном токе с новыми принципами регулирования работы гребных электродвигателей, что позволило создать уникальную для того времени гребную электроустановку (ГЭУ), явившуюся этапом в ледоколостроении. Впоследствии опыт разработки и эксплуатации ГЭУ и элементов движительного комплекса использовался при создании ледокольно-транспортных судов типа "Амгуема", мощных атомных ледоколов типа "Арктика".
В 1958 году Министерством морского флота (ММФ) и командованием Военно-морского флота проект портового ледокола был одобрен и рекомендован к постройке.

В конце 1959 года алмиралтейцы начали постройку головного ледокола проекта 97 "Добрыня Никитич", а к середине 1962-го были сданы военным морякам три корабля этого проекта. Одновременно, с конца 1960 года, строились ледоколы и для ММФ по измененному для этого заказчика проекту 97А.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Добрыня Никитич", дизель-электрический ледокол

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Февраль 2011 13:54

Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Добрыня Никитич", дизель-электрический ледокол

Сообщение Historik » 10 Октябрь 2016 13:32

Имел предшественника:
Первая мировая война, когда военные грузы в Россию и сырье союзникам шли только морем, в Архангельск и Владивосток, убедительна показала - регулярному судоходству по замерзающему Белому морю мешает отсутствие ледоколов. И в марте 1915 года МТиП заказало в Англии несколько судов этого класса среднего тоннажа, также с носовыми винтами.
Первыми были "Илья Муромец" и "Добрыня Никитич". Их отличали две слегка наклоненные дымовые трубы, "воронье гнездо" на фок-мачте для наблюдения за обстановкой, удлиненная надстройка, кроме грузовых стрел, имелись паровые краны. Агрегаты силовой установки располагались в изолированных отделениях - двух котельных и трех машинных. Все суда - с дифферентными и креновыми цистернами. Судьбы ледоколов английской постройки, спроектированных по-американски, сложились по-разному. Рейдовый ледокол «Илья Муромец» должен был сменить на Дальнем Востоке «Надежный». Но его пришлось оставить на Русском Севере, а во Владивосток отправить через год второй такой же – «Добрыня Никитич». П.В. Римский-Корсаков писал: «С приходом „Добрыни Никитича“ можно было быть уже совершенно спокойным и уверенным, что опасность прекращения навигации миновала. Этот ледокол, снабженный последними усовершенствованиями, выработанными ледокольной техникой, был в то же время и самый мощный из всех владивостокских и потому мог выполнять любые ледокольные задачи. Но нельзя умолчать об одном его качестве, чрезвычайно драгоценном для очистки Босфора от льда. Будучи очень широким (50 ф.) и имея вследствие этого очень полные обходы в носу, он на полном ходу несет перед носом большой бурун, от которого, равно как и от скул его, в обе стороны расходятся высокие и крутые волны, а вследствие большого дифферента на корму его два винта дают за кормой также большую волну. Так как образовавшийся за ночь 3–4 дм <0,07–0,10 м> лед не представляет для него почти никакого затруднения, то он в нем идет легко 8–10 узлов, а при этой скорости волны, расходящиеся от него, разламывают с легкостью весь близлежащий лед, так что после его прохода образуется канал разбитого льда шириною сажен 50–75, чего не может давать ни один из остальных ледоколов, оставляющих после себя лишь канал немного шире, чем ширина судна. Вследствие этого свойства работа „Добрыни“ была весьма продуктивна, и он очень способствовал быстрому размыванию льда во всем проливе».
Вскоре «Красный Октябрь» возвратили торговому порту. В 1926 г. на его борту появилось имя – «Капитан Давыдов» в честь безвременно умершего военного моряка-гидрографа (впоследствии название «укоротили» и ледокол назывался «Давыдов»). Использовалось судно по-прежнему в качестве портового ледокола во Владивостоке, хотя несколько раз и привлекалось для ледовых операций в Охотском море. Во время Великой Отечественной войны его вновь вооружили и в составе военизированных судов Дальневосточного бассейна «Давыдов» обеспечивал действия сил ТОФ в ледовых условиях. Во второй половине 1943 г. ледокол совершил третье (и последнее) дальнее плавание, теперь к берегам Северной Америки и обратно во Владивосток. 10 сентября—11 декабря 1943 г. он прошел капитальный ремонт в Ванкувере {589}. В 1956 г. состарившееся судно вывели из эксплуатации, а 21 мая 1957 г. исключили из списков судов Министерства морского флота. Ледокол «Добрыня Никитич» в течение нескольких десятилетий обслуживал ледовые кампании торгового порта Владивосток. В 1920-е гг. работал вместе с ледоколом «Казак Поярков» и буксиром «Славянка». После Великой Отечественной войны прошел модернизацию, получил современное навигационное оборудование, перешел на Черное море и был исключен из списков только в 1971 году.
 Японцы уДобрыни Никитичаинтервенция на Дальнем Востоке.jpg

 ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ.JPG

Японцы у ледокола "Добрыня Никитич" в период интервенции.
Вложения
 ДобрыняНиктич.jpg
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

"Добрыня Никитич", дизель-электрический ледокол

Сообщение Historik » 10 Октябрь 2016 13:34

Новый ледокол класса "Добрыня Никитич" в море - http://forums.airbase.ru/2009/03/t63092 ... ssa-2.html
Вложения
 класса Dobrinya Nikitichпостроены между 1961 и 1964.JPG
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения