Атомный ледокол «Арктика»

От ладьи и коча до атомохода.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение account-727 » 05 Январь 2010 18:47

Памятники может быть не надо и пафос не причем. Вот и не одно ведро выпито, а фамилии не припомните. Я думаю, что это сейчас обычная работа, а вот тогда для первых в 1977 году обычная ли? А что мужики были нормальные уверена и не для славы громкой работали. Может поэтому и вспомнить их надо, да и других бойцов тоже. Не ради славы, а так для истории.
account-727
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение SVF » 05 Январь 2010 20:12

Согласен с Вами, что чаще всего у нас вспоминаются капитаны и судоводители. Реже - главные механники. А есть еще много других - РБ-шники, электромеханники, АППУшники и много представителей других служб, включая водолазов. Надо про них тоже писать.
А что качается работы водолазов во льдах - такие работы проводились задолго до 1977 г. Хотя и не на полюсе, но в некоторых арктических морях лед бывает и покруче.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4442
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Иван Кукушкин » 06 Январь 2010 12:50

Майя пишет:Я думаю, что это сейчас обычная работа, а вот тогда для первых в 1977 году обычная ли? А что мужики были нормальные уверена и не для славы громкой работали. Может поэтому и вспомнить их надо, да и других бойцов тоже. Не ради славы, а так для истории.

Вообще, наверняка достаточно "обычная" работа, насколько можно вообще считать "обычным" поход на полюс.

Если сейчас пробежаться по дайверским сайтам, то встречается достаточное количество лозунгов - "впервые на Северном полюсе совершили погружение ..." и т.д. и т.п. Речь идет причем о чисто спортивных результатах. Погрузились, поснимали, всплыли. Хотя и с риском для жизни.

Но о действительно работе, рутинной и каждодневной, подо льдом, упоминается мало:

СП-18 — начало планомерных многомесячных подледных исследований на дрейфующих льдах.
Май-октябрь 1969. Сотрудники ААНИИ Владимир Грищенко, Геннадий Кадачигов, Николай Шестаков, Андрей Проворкин. С 01.06 по 09.10 произведено более 400 погружений аквалангистов под лед.
( viewtopic.php?f=2&t=1919&start=0 )

И погружения эти продолжались и на других СП-шках.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11625
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение account-727 » 07 Январь 2010 17:15

спасибо за интересную информацию. Но кроме всего меня интересуют конкретный человек Миколюк Н.С. Думаю о нем у Вас нет сведений.
account-727
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Январь 2010 19:28

А что интересует-то?
Спросить то есть у кого.
На фотографии - спуск водолаза а/л "Арктика" в "походных условиях". Апрель 2007.
Кто точно сделал фотографии - с сожалению не укажу, получил их от А.Н. Баринова.

 P1090842.JPG
 P1090856.JPG
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11625
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение account-727 » 08 Январь 2010 17:45

Какие интересные фотографии! Спасибо большое! Интересная информация. А о Миколюке Н.С. интересует больше личная информация, что с ним сейчас. По возрасту, он давно на пенсии, тем более как водолаз. Знаю, что жил в Мурманске. Человек незаурядный, очень интересный. Если можете помогите найти координаты.
account-727
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Май 2010 12:57

 196267.jpg
Государственное учреждение «Центральный музей связи имени А. С. Попова»
Эскиз почтового блока. СССР. 1977. Поход атомного ледокола "Арктика" к Северному полюсу. 50 коп. Автор: Аксамит А.М.
http://www.di-imagetel.ru/catalog/list. ... _ID=216995
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11625
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Март 2011 23:58

Уже "преданья старины": http://www.businesspravo.ru/Docum/Docum ... 21127.html


ОБ УСТАНОВЛЕНИИ МИНИМАЛЬНОГО СОСТАВА ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ С ЯДЕРНЫМИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ УСТАНОВКАМИ И СУДОВ АТОМНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ
15 января 2007 г.
N 8
Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
20 февраля 2007 г.
N 8981

Приложение N 1

к Приказу Минтранса России
от 15 января 2007 года
N 8

МИНИМАЛЬНЫЙ СОСТАВ
ЭКИПАЖА АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА "АРКТИКА"

---------------------------------------------------------------------
| N | Наименование должностей | Количество |
|п/п| | единиц |
|---|--------------------------------------------------|------------|
| 1 | Капитан | 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
| 2 | Старший помощник капитана | 2 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
| 3 | Вахтенный помощник капитана | 3 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
| 4 | Помощник капитана по радиоэлектронике | 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
| 5 | Инженер 2-й категории (спецсвязи) | 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
| 6 | Боцман | 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
| 7 | Подшкипер | 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
| 8 | Матрос 1 класса | 4 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
| 9 | Шеф-повар | 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|10 | Повар 1-й, 2-й, 3-й категории | 2 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|11 | Буфетчик, дневальный | 3 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|12 | Камбузник | 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|13 | Оператор механической прачечной | 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|14 | Главный инженер-механик | 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|15 | Старший инженер-механик | 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|16 | Старший механик атомной паропроизводящей | 1 |
| | установки | |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|17 | Старший вахтенный механик | 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|18 | Помощник старшего вахтенного механика, инженер | 5 |
| | 1-й категории (оператор) | |
|19 | Главный физик | 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|20 | Второй механик | 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|21 | Третий механик | 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|22 | Четвертый механик | 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|23 | Старший мастер атомной паропроизводящей установки| 2 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|24 | Мастер атомной паропроизводящей установки | 5 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|25 | Мастер атомной паропроизводящей установки | 1 |
| | (сварщик, ремонтник) | |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|26 | Старший машинист | 6 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|27 | Машинист 1 класса | 3 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|28 | Трюмный машинист 1 класса | 3 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|29 | Техник 1-й категории (дезактиватор) | 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|30 | Старший инженер-электромеханик | 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|31 | Старший вахтенный электромеханик | 2 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|32 | Второй электромеханик | 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|33 | Третий электромеханик | 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|34 | Четвертый электромеханик | 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|35 | Старший мастер-электрик атомной паропроизводящей | 1 |
| | установки | |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|36 | Мастер-электрик атомной паропроизводящей | 2 |
| | установки | |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|37 | Мастер-электрик | 2 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|38 | Старший электрик | 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|39 | Начальник службы контрольно-измерительных | 1 |
| | приборов и автоматики | |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|40 | Инженер 1-й категории контрольно-измерительных | 2 |
| | приборов и автоматики | |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|41 | Старший мастер контрольно-измерительных приборов | 2 |
| | и автоматики | |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|42 | Мастер контрольно-измерительных приборов и | 1 |
| | автоматики | |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|43 | Начальник службы радиационной безопасности | 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|44 | Инженер 1-й, 2-й категории (дозиметрист) | 2 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|45 | Инженер 1-й категории (химик-радиофизик) | 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|46 | Старший мастер по приборам радиационного контроля| 1 |
|---|--------------------------------------------------|------------|
|47 | Судовой врач (фельдшер) | 1 |
---------------------------------------------------------------------
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11625
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Иван Кукушкин » 02 Март 2011 00:33

© Sensus Novus http://sensusnovus.ru/interview/2010/11/26/2788.html
Интервью подготовлено при содействии газеты «Страна-Росатом» http://www.strana-rosatom.ru/
К перепосту интервью на polarpost.ru добавлены фотографии из личного архива А.Н. Баринова

Капитан Александр БАРИНОВ: «На атомном ледоколе живешь как при коммунизме»
Максим ФИРСОВ

Есть отрасль, где первенство России неоспоримо – это атомный ледокольный флот. Атомные ледоколы стали козырем России, когда обострилась геополитическая борьба за Арктику в связи с открытием в этом регионе месторождений нефти и газа. Но Арктика – это еще и люди особого рода. Один из них – легендарный ледокольный капитан Александр Баринов.

- Как Вы оказались в Арктике? Ведь в советские годы парни поступали в гражданские мореходки, чтобы потом распределиться на суда загранплавания. Вы сами туда попросились или Вы провинились, и Вас распредели куда подальше?

На мостике атомного ледокола "Арктика", 2006 г. Капитан Баринов А.Н. : P1050014_cr.jpg
    - Заканчивая Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала Макарова по специальности инженер-судоводитель, я имел выбор. Из 160 человек выпуска только двоих направляли на атомные ледоколы. Но мы с моим другом Евгением Банниковым сами написали заявления на атомные ледоколы, и действительно, нас никто не понял, ни товарищи, ни командир роты, ни преподаватели. Это правда, что в те времена, в 70-е годы, все рвались на суда загранплавания. Естественно, интересно посмотреть мир. Кстати, за время учебы мы несколько раз ходили в заграничные плавания, были в Атлантическом океане, Средиземном море, заходили во многие страны.

    А почему потянуло в Арктику? Может, на это повлияло то, что я вырос в Снежинске (закрытом городе Челябинск-70), где люди работали для атомной отрасли. Я вообще не боялся слова – «атомные», для меня это было интересно. Я был молод и холост, и мы с Евгением посчитали: если не понравится, всегда можно уйти на другие суда.

    Но сразу же, в первую навигацию, когда вышли первый раз в море, Арктика просто очаровала! Настолько интересный уголок нашей планеты, причем он интересен своей недоступностью. Открытие архипелагов и все другие последние географические открытия, как ни странно, сделаны именно в Арктике. Огромные территории, большие острова, сравнимые в территориальном измерении с европейскими государствами, были открыты в начале 20 века. Даже есть острова, открытые Челюскиным в 30-е годы. Тогда ведь не было спутников, авиация только начинала развиваться, и поэтому туда ходили суда, они и открывали новые земли. Абсолютно недоступный район был! Да, в общем-то, и сейчас он такой, туда только на атомоходе или самолетом можно попасть, посмотреть красивейшие места.

    А что такое Новая Земля? Если посмотреть на глобус – это продолжение Уральских гор: сопки, вековые ледники. Также и Северная земля, Новосибирские острова, земля Франца Иосифа настолько поразили мое 23-летнее еще юношеское воображение, что уходить мне ни куда не захотелось. Я остался в Арктике и проработал там до пенсионного возраста, о чем абсолютно не жалею. Жалею, что не во всех точках Северного океана побывал, не на всех островах, не всеми проливами прошел.

- А с чего вдруг вы, уральский парень, решили стать моряком?

    - Вообще-то я родился в Ленинграде. А когда мне было три года, родителей распредели в Челябинск, а потом они перевелись в Снежинск, на закрытое предприятие. Да, я вырос на Урале, а угораздило всю жизнь посвятить морю. В детстве, начитавшись книжек Александра Грина, ходил в судомодельный кружок. Когда две недели был в Москве на каникулах, три раза посетил музей Морского флота. Видимо, у каждого свое: кому-то нравится небо или еще что-то, а меня всегда привлекали паруса, океан. Хоть Москву и называют «порт пяти морей», я всегда с усмешкой произношу это. Москва – совсем не морской город, а имеет музей Морского флота! Ну, конечно, и министерство Морского флота тоже в Москве. Я думаю, что именно посещение музея сыграло решающую роль в выборе профессии. Помню, выпросил у мамы 8 рублей, по тем временам – большие деньги, на картину с парусником, который идет в море под всеми парусами. Она до сих пор висит у меня дома. Картина нарисована карандашом. Очень она меня увлекла. После, я пришел и шокировал всех взрослых, мол, после окончания восьмого класса поступаю в мореходку, учусь 10 месяцев и ухожу в море. Но потом как-то поостыл и пошел в девятый класс, закончил школу. Родители проявили мудрость и как-то ненавязчиво подвели меня к тому, что надо получать высшее образование. Я им за это благодарен. Сейчас не только в морском деле необходимо иметь образование, а то и не одно, а два и три. Вот это как-то надо доводить до молодежи, чтобы не бросали учебу. Ведь умные слова были произнесены в свое время: «учиться, учиться и учиться!». Поначалу это связывали с коммунизмом, но потом этот лозунг переформатировали, и он висел в каждой школе.

    Вот таким образом я стал моряком. А спустя некоторое время узнал, что и в генах моих любовь к морю заложена. Мама в своих воспоминаниях написала, что ее отец, мой дед, служил на «Авроре». Он служил в 1914-1917 годах, а демобилизовался в феврале 1917 года, поэтому в революционных событиях не участвовал. А служил кочегаром 3 года. Может, дали знать о себе гены деда, и меня потянуло в море.

- И что, вы довольны своей карьерой?

Капитаны "Арктики": Улитин Г.А., Баринов А.Н., Кучиев Ю.С. : 17МАЯ2~1.JPG
    - А как вы думаете? Сейчас я капитан легендарного ледокола «Ленин», а до этого 31 год проработал на других ледоколах: 28 лет на ледоколе «Арктика», где и стал капитаном, потом 3 года – на ледоколе «Россия» тоже капитаном.

    Ледокол «Ленин» выведен из эксплуатации в 1989 году. И 20 лет стоял, ждал своей участи вдали от цивилизации. В разгар перестройки про ледокол, да еще с таким названием, забыли. Он гнил в Мурманске на территории ВГУПатомфлота (это последнее время он так называется, а раньше это была база 92). Кстати, эта ремонтная база строилась именно под ледокол «Ленин». А номер 92 ей дан потому, что в таблице Менделеева это номер урана. Когда в 1960 году ледокол «Ленин» первый раз пришел из Ленинграда в Мурманск, там был один деревянный причал, да сарай на берегу. А сейчас там мощное ремонтное предприятие, обслуживающее десять атомоходов. Большая серьезная база была построена за эти 50 лет.

    В 2009 году ледокол «Ленин» решили сделать музеем и поставили на плавпричал в центре города, около здания морского вокзала. С того момента началось активное посещение «Ленина». Сейчас это одно из самых посещаемых мест в городе Мурманске: из 400 тысяч жителей города 32 тысячи уже побывали на ледоколе «Ленин». С большим интересом люди ходят на экскурсии, узнают много нового. И для меня стал откровением неожиданный факт: оказывается не все мурманчане, даже те, что всю жизнь прожили в городе, не говоря о молодом поколении, знают, что в городе есть атомный флот. А атомный флот – это брэнд не только Мурманска и всего Заполярья, а вообще всей нашей страны. Это уникальный флот, единственный в мире! Больше нигде в мире нет атомных ледоколов. Россия, обладая этим флотом, чувствует себя хозяйкой Арктики. Ведь обычно хозяин кто? Тот, кто круглогодично там находится, а это атомные ледоколы и суда, которые они проводят. Я так думаю, что на этом и должна строиться большая политика в подобных вопросах.

- Не жалели, что оказались на «Арктике» уже после того, как этот ледокол совершил свой исторический поход на Северный полюс – первый в истории надводного плавания?

    - Когда «Арктика» дошла до полюса, я был курсантом, находился на борту учебно-производственного судна. Мы стояли на якоре около реки Везер, нам нужно было зайти в немецкий порт Бремерхайфер, и по радио «Маяк» объявили о том, что наш ледокол «Арктика» достиг Северного полюса. Но в то время, в 1977 году, я даже не предполагал и не думал о том, что попаду на «Арктику». А когда в 1978 году все же попал, честно говоря, боялся. Потому что весь экипаж нам, молодым морякам, представлялся героями. И действительно, все члены экспедиции, более 200 человек, были награждены государственными наградами: орденами и медалями. Пять человек, руководители экспедиции, получили звание героя социалистического труда.

а/л "Арктика", высадка "Северный Полюс - ЗЗ". Капитан Баринов А.Н. : DSCN1349.JPG
- А сейчас на ледоколы на полюс возят туристов. Не обидно, что из профессии ушла романтика героизма?

    - Ну, первый раз слетать в космос тоже было необычно. И дело не в том, дают героя или нет. Дело в том, что со временем, а на полюс ходят уже более 30 лет, нарабатывался опыт плавания, обогатились человеческие знания. Сейчас это стало обычной работой. И теперь туда каждые две недели ходит с туристами новый атомоход «50 лет Победы» – точно по расписанию. На рейс дается две недели. Первый рейс был, если не ошибаюсь, в 1990 году совершен на ледоколе «Россия». С тех пор был только один рейс, когда ледокол не дошел до Северного полюса. Это было связано с тяжелой ледовой обстановкой и плохой видимостью, когда невозможно пользоваться вертолетной разведкой. Но для ледокола это не столь важно – он все равно бы дошел. Но тогда бы туристы не успели вовремя бы вернуться к самолету, который их увозит и привозит другую группу. У них все четко минута в минуту, самолеты летают, автобусы подходят. Поэтому, немного не дойдя до полюса ледокол, повернул и вернулся назад. Кстати, это не является «криминалом», во всех этих мероприятиях обговариваются подобные случаи и 100-процентной гарантии не дается на то, что ледокол дойдет до самого полюса. Прежде всего, безопасность и расписание.

    А сама идея достигнуть Северного полюса возникла, конечно, до появления ледокола «Арктика». Еще на ледоколе «Ленин» Борис Макарович Соколов, капитан, как и любой капитан, мечтал достичь Северного полюса. Эта идея возникла у Степана Осиповича Макарова, когда под его руководством в 1899 году строился первый российский арктический ледокол «Ермак», он и даже лозунг кинул: «К полюсу напролом!». Тогда было задумано строительство двух таких ледоколов: если один сломается, другой его подстрахует. Но в силу развития техники судостроения на тот момент и всей нашей техники, невозможно было построить ледокол достаточной мощности, чтобы он свободно ходил во льдах. Перед ледоколом «Ленин» не ставили задачу достичь Северного полюса. «Ленин» стал воплощением широко разрекламированной идеи «мирного атома». Соревнование с США в судостроении мы выиграли однозначно. Построили первый атомный ледокол, а за ним уже пошла серия ледоколов. Американцы построили свое судно «Сова», но оно недолго проработало. Этот атомоход практически не использовался как судно для льдов. Оно строилось для коммерческого плавания. А оказалось, что для коммерческого плавания атомоходы не выгодны. Плавание во льдах – это да.

    И когда ледокол «Ленин» отработал несколько лет, появилась-таки идея – сходить на Северный полюс. Но строительство и эксплуатация ледоколов велись под надзором самых высших сфер. Сам академик Александров курировал строительство, и он был против похода на Северный полис. Почему? Задача заключалась не в достижении Северного полюса, а в освоении мирного атома, нужно было научиться управлять ледоколом, наработать опыт. А представьте, что бы было, если б ледокол пошел на полюс и не дошел или в пути что-то сломалось. Это бы было полной дискредитацией той идеи, ради которой он был построен. И только через 15 лет, после того, как построили атомоход нового поколения мощностью чуть ли не в два раза выше, чем у ледокола «Ленин», эту идею можно было реализовать. В случае если бы какие-то проблемы возникли у «Арктики», то ледокол «Ленин» мог бы как-то помочь. Кстати, сейчас не секрет, что при подготовке экспедиции на «Арктике» рассматривался вариант зимовки. До появления атомоходов караваны кораблей в Арктике частенько застревали во льдах и не один год они там зимовали. А что такое для государства, когда зимует по 5-10 судов! Причем это суда, которые предназначены для плавания в Арктике; они уходят от грузооборота – это большие потери для государства. С появлением атомоходов зимовки прекратились. И точно можно сказать: по всей трассе орловского пути мы можем обеспечить круглогодичную навигацию. Мы, имея такие ледоколы, хозяева в Арктике. И мы можем смело заявить на весь мир: ребята, наша часть Арктики – это наша часть.

    Кстати, чем еще интересен опыт ледокола «Ленин»? Он строился в очень короткие сроки 3 года с момента закладки до момента выхода. Даже по нынешним временам это очень короткий срок. На нем стояла трехреакторная установка. Опыта эксплуатации таких судовых установок еще не было. И она показала себя не очень надежной. За несколько лет уже была спроектирована новая установка УК900, она до сих пор используется на большинстве ледоколов. Старая установка отработала шесть лет, и правительство приняло решение заменить весь центральный отсек. Была проведена уникальнейшая операция! Да и сейчас ее можно отнести к таковой. На судне был вырезан весь центральный отсек: по периметру отсека вырезали все, кроме связей, на которых он держался. Затем заложили пиротехнические патроны, для того, чтобы разрушить эти связи. После взрыва отсек, под тяжестью собственного веса просто ушел вниз на дно. Конечно, для этого нужны были очень грамотные инженерные и конструкторские расчеты.

    После этого ледокол был отбуксирован в Карское море, сейчас это уже не секрет. Там отсек был подорван и ушел на дно. Ледокол без отсека, с большим отверстием в центре корпуса отбуксировали в Северодвинск, где за три года вмонтировали новую двухреакторную установку. Эта операция, которая больше уже нигде не применялась, и вряд ли будет применяться. Новая установка была смонтирована в 1970 году, и через 4 года после остановки ледокол снова вышел в море и доработал до 1989 года. Тогда приняли решение об остановке ледокола. Во-первых, возраст давал себя знать, во-вторых, к тому времени были построены ледоколы «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз» – атомоходы гораздо мощнее «Ленина».

- Простите, а том месте, где утонул реактор, с радиационной обстановкой всё нормально?

    - Не так давно, когда было все открыто и все дозволено, господа из экологической организации «Беллона» попытались найти место захоронения реактора, но не нашли. И не потому, что оно засекречено. Нет, у меня в сейфе на судне лежат бортовые журналы, где обозначены координаты затопления, это не секрет. Ну, просто не смогли найти, может плохое дно, илистая почва. Но радиационная обстановка там нормальная. Что такое Новая Земля? Это сопки по полторы-две тысячи метров и ледники, которые постепенно сходят вниз, и реактор просто засосало в грунт. Вообще, в Карском море и лодочные реакторы были затоплены, но при этом радиационная обстановка в норме. И даже специалисты этого рода признали, что это более надёжный способ захоронения реакторных установок.

- А как работается на атомоходе?

    - Сейчас четыре месяца работают, а четыре отдыхают. А раньше, лет 15-20 назад, мы не считали эти месяцы. Надо было работать полгода или восемь месяцев – работали. Иногда бывали плавания и более длительные. Сейчас для работы в Арктике созданы почти «тепличные» условия – не такие как раньше.

    Атомоход – небольшой город. Над нами шутят: «Живете при коммунизме». И правда, после длительных плаваний забываешь даже, как деньги выглядят, забываешь цены. Нередко родная, любимая супруга говорит: «Ты что, с луны свалился?». Назвать пятизвездочным отелем атомоход, конечно, нельзя. Но на современных ледоколах весь экипаж живёт в одноместных каютах со всеми удобствами, с телевизором. Офицеры питаются в кают-компании, а команда – в столовой, где дневальный разносит пищу. Мы ходим в белых рубашках, два раза в неделю моемся в бане… Но для того чтобы выйти на палубу, нужно надевать специальные климатические костюмы, теплую одежду. Там уже другой мир, где ты беззащитен.

- А борода у вас – это дань морским традициям: раз капитан, значит с бородой?

    - Нет, это, наверное, юношеское: я последний раз побрился в 1978 году на выпускной вечер. И вот уже 25 лет я бороду не сбриваю, но и большую никогда не отращивал. Многие, находясь в плавании, не бреются, а идя на берег, все сбривают. Здесь как? Мы ведь тоже режимное предприятие и, чтобы на него попасть, нужно предъявить пропуск. Попробуйте на пропуск сфотографироваться с бородой, а потом сбрить и пройти – вас не пустят. Вот тоже один из моментов. В советские годы большинство перспективных моряков, становясь старшим помощником или дальше – капитаном, вступали в партию.

    Наверное, это и правильно было: партия самых лучших работников привлекала в свои ряды, и никуда от этого не денешься. Когда меня принимали в партию, мне предложили сбрить бороду. Мотивируя просьбу тем, что я еще молодой, а вступаю в партию с бородой – это некрасиво. Ну, я как-то отговорился, мол, и на паспорте, и на пропуске, на фотографиях в других документах у меня борода. И придется все документы менять. Так что на фото на партийном билете я тоже с бородой. Вспоминается и случай из личной жизни. С моей супругой я познакомился, будучи курсантом, а поженились мы после того, как я уже два года отплавал, и был уже с бородой. Однажды, просматривая мой курсантский альбом, моя любимая теща сразу узнала моего друга Женю Банникова, но никак не могла найти меня. Потому что, она настолько привыкла к моей бороде, что без нее меня просто не воспринимала. О моей теще у меня самые хорошие воспоминания.

- Скажите, а на кораблях, на которых вы ходили, возникали конфликты из-за женщин?

    - Женщины работают сейчас во флоте и на кораблях. Существует такое поверье, что это – беда, плохое предзнаменование. Может быть, когда-то так и было. Но вопрос тут в другом. Естественно, длительные плавания, так скажем, влияют на физическое состояние мужчин, тем более, молодых – им нужна разрядка. А из-за женщин бывают и драки и прочее. Но я эту тему не поддерживаю. В таких случаях говорю: в море нужно заниматься своим делом, а придешь на берег, там и расслабляйся.

- Случалось, что над вами в Арктике летали самолеты предполагаемого противника?

    - Да от этого никуда не денешься! Они не только летают над государственной границей, но и сбрасывают буйки с приборами, которые отслеживают подводные лодки. Приходилось помогать нашим подводникам, спускать шлюпки, доставать буйки. Само устройство достать невозможно, оно уходит на дно, а буек служит антенной, если его убрать – устройство бесполезно. Конечно, в шторм это сделать практически невозможно. Они до сих пор ведут очень активную разведывательную деятельность. Что с этим сделаешь? Ничего. И они, и мы это прекрасно понимаем. Ну, полетали ребята, мы их сфотографировали, сообщили куда надо, буек достали, потом рукой помахали. И наши самолеты летают над нейтральными водами.

- А на «вражеские» суда наталкивались, или им не пробиться туда, где вы ходили?

    - Был случай, когда ледокол «Ямал» пришел на Северный полюс, а там всплыла американская подводная лодка. Ну, пообщались, в гости друг к другу сходили. Я не был участником этого. Представьте: туристы пришли и подводную лодку увидели. Наши подводные лодки тоже ходят на Северный полюс. Конечно, туристов на подводные лодки не пускают. На ледокол могли и пригласить. А так на льдине вполне можно устроить и пикник с шашлыком.

- Белые медведи боятся ледоколов?

Кормежка белого медведя с борта атомохода "Арктика" : P1060233.JPG
    - У нас борта высокие – им не забраться. Но на небольшие суда с низкими бортами, тем более - под грузом, которые мы проводили, медведи залезают. Сейчас в Арктику ходят суда, обслуживающие буровые установки, у них низкие борта, и медведи туда запросто залезают. В таком случае, если медведь на борту, объявляют тревогу, задраивают двери и ждут. Медведь походит по палубе, ему надоест, и он сам уйдет. А вообще медведи, как бурые, так и белые, боятся звуков. Можно напугать сиреной, как загудит – медведь сразу убегает. Можно постучать по железу, его это настораживает, он старается от этого уйти, боится таких вещей.

- Вас никогда не тянуло вернуться в Петербург?

    - Ленинград, тем более, если ты там родился, не любить нельзя. Такой город! Ведь самые яркие исторические события нашего государства связаны именно с Санкт-Петербургом. Со времен Петра Первого и до Великой Октябрьской Революции он был столицей, и поэтому очень много всего вкладывалось в этот город. И посмотрите, на сегодняшний день он менее всех других городов затронут новой архитектурой. Случается иногда, может, звезды так сходятся на небе, попадаю на родину и хожу по тем местам, где родился, жил и получаю такое возвышенное ощущение, которое остается со мной навсегда. Вернусь я туда или нет, видно будет. Но пока я служу на «Ленине».
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11625
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Иван Кукушкин » 22 Март 2011 17:31

"Арктическая Звезда" № 4 (7565) Апрель 2005 года http://press.msco.ru/newspaper/index.shtml
:": по страницам газеты «Арктическая звезда»

«Арктика» в Мурманске
...в Мурманск, порт приписки, пришел атом­ный ледокол «Арктика». Украшенный флагами расцвечивания наш атомоход встал в Кольском заливе. Этот корабль, вобравший в себя слитый воедино огромный труд советских ученых, инже­неров, рабочих, поистине великолепен и могуч.
...Утром Первомая на борт «Арктики» подня­лись представители партийных и общественных организаций пароходства и Мурманска.
...Капитан Ю.С. Кучиев, капитан «Арктики», от имени экипажа заверил, что моряки оправда­ют доверие партии, Родины, доверие народа, вручившего им этот замечательный корабль.
«Мы пришли не чудеса творить, а работать и работать», - сказал Юрий Сергеевич, заканчи­вая свое выступление.
Май, 1975 год.

«Арктика»: взят курс на Диксон
...«Арктика» 18 июня первой покидает род­ной порт, открывая арктическую навигацию. Именно ее морякам, то есть нам, предстоит вы­нести на своих плечах основную тяжесть работы во льдах А ведь нынче и план вывоза нориль­ской руды повышен, и количество народнохозяй­ственных грузов и товаров, которые нужно до­ставить полярникам и жителям отдаленных рай­онов Севера, возрастает. Кроме того, экипажу атомохода доверено довести до конца некото­рые работы испытательного характера.
Задачи стоят, как видите, сложные. Но эти задачи и почетные. Экипаж самого мощного в мире атомного ледокола с ними справится ус­пешно.
20 июня 1975 г.

По последнему слову науки и техники
..атомоход «Арктика» продолжает нести свою первую арктическую вахту. Позади провод­ка первых караванов. Капитаны транспортных судов утверждают, что за «Арктикой» идти гораз­до легче, чем за другими ледоколами. И не толь­ко потому, что она оставляет за собой более ши­рокий канал во льдах. Преимущество нового о>1агмана ледокольного флота еще и в том, что он в несколько раз быстрее преодолевает ледо­вую преграду, чем его старший собрат - атомо­ход «Ленин».
9 июля 1975 г.

Арктика-75 - ударный фронт!
Полгода. Какими были они для атомоход-цев? Яркими, насыщенными напряженным по­вседневным трудом и активным участием в об­щественной жизни. Складывался экипаж, а это дело, как известно, не простое, хотя сюда при­шли многие опытные моряки с атомохода «Ле­нин» и других ледоколов. Осваивалась техника корабля, в процессе работы постигала азы мор­ской выучки и знакомилась с нашими традиция­ми впервые пришедшая на атомный флот моло­дежь.
7 ноября 1975 г.

Выдающаяся победа советской науки и техники
17 августа в 04 часа 00 минут по московско­му времени атомный ледокол «Арктика» достиг географической точки Северного полюса. Впер­вые за всю историю мореплавания корабль пре­одолел мощный ледовый покров Центрального полярного бассейна и в активном плавании под­нялся к самой вершине земного шара Исполне­на вековая мечта многих поколений моряков и полярных исследователей!
19 августа 1977г.

Так сбылась мечта многих поколений мореходов
...Очень хорошо выразил настроение экипа­жа второй механик Александр Григорьевич Ко­пылов в своих стихах:
    Пришли сюда, за тридевять земель,
    Нелегкие пройдя морские мили.
    Мы не о славе думали своей,
    Не честолюбием людским движимы были.
    Россию славить и ее дела -
    Иной судьбы себе не представляем.
    Ато, что в долг нам Родина дала,
    Сегодня мы частично возвращаем.
23 августа 1977 г.

Указ Президиума Верховного Совета СССР
За большой вклад в обеспечение арктичес­ких перевозок народнохозяйственных грузов и осуществление успешного экспериментального рейса в район Северного полюса наградить атомный ледокол «Арктика» Мурманского мор­ского пароходства орденом Октябрьской Рево­люции.
Москва. Кремль. 14 сентября 1977г.
16 сентября 1977 г.

Награды ВДНХ
Главный комитет Выставки достижений на­родного хозяйства СССР за достигнутые успехи и за участие в выставке по павильону «атомная энергия» наградил медалями ВДНХ группу ра­ботников Мурманского пароходства и моряков атомного ледокола «Арктика».
Ээлотых медалей удостоены главный инже­нер-механик «Арктики» О.Г. Пашнин и мастер АППУ атомохода А А. Шпринг.
Серебряными медалями награждены замес­титель начальника пароходства П.Г. Данилов и старший мастер АППУ В.И. Гаращенко, мастер КИПиА М.А. Дроздов, старший электромеханик И.А. Домахин, старший механик АППУ Ю.С. Пи-лявец (все - «Арктика»)...
21 марта 1980 г.

Горячая пора
Горячая пора сейчас у ледоколов. Штаб морских операций расставил по определенным участкам в зависимости от возможностей каж­дого из них. Самая трудная работа приходится на долю «Арктики», она осуществляет проводки там, где обстановка всего сложнее. Сейчас, на­пример два атомохода «Ленин» и «Арктика» ра­ботают в районе Карских Ворот.
16 июля 1980 г.

Вклад комсомольцев
Наделю трудится атомоход в Белом море на операции по выводу судов из Архангельска. В связи со сложной ледовой обстановкой в порту собралось 19 судов, ожидающих ледовую про­водку.
Уже выведено 10 судов, остальные также в срок будут выведены в Баренцево море.
Четко, слаженно с полной отдачей трудится экипаж судна под руководством опытного поляр­ного капитана В.А. Голохвастова. Свой вклад в успешные проводки вносят комсомольцы ледо­кола.
15 марта 1985 г. Борт атомохода "Леонид Брежнев».

Курс - Карские Ворота
В нынешнем году ледоколу досталась ответ­ственная работа - осуществление проводки гранспортных судов на мелководных участках Белого мора Очередная операция - вывод теп-тохода «Пионер Архангельска» и мелкосидяще-"о ледокола «Мудьюг» от берегов Большезе-'лельской тундры.
Суда идут на юго-восток Баренцева моря. Тедовая обстановка тут традиционно сложная: горосы. сжатия, подвижка льда. Пробиваясь в «правлении острова Матвеева, атомоход со своим небольшим караваном проходил на от­дельных участках не более одной мили в час.
2 марта 1985 г.

На трассах Арктики
25 апреля 1985 года исполняется 10 лет со дня подъема Государственного флага СССР на одном из мощных атомных ледоколов - атомохо­де «Леонид Брежнев» (бывший «Арктика») Вступление в строй в 1975 году головного атомо­хода второго поколения является знаменатель­ной вехой в развитии ледоколостроения...
С началом ледового плавания в Арктике та­кого атомохода в обиходе появилось слово -впервые. Это не случайно. В 1976 году впервые была осуществлена нормальная зимняя навига­ция на Ямальское побережье. В августе 1977 го­да атомный ледокол «Арктика» осуществил веко­вую мечту полярников и мореплавателей - до­стиг в свободном плавании географической точ­ки Северного полюса.
С осени 1978 на 1979 год была впервые про­ведена круглогодичная арктическая навигация в Карском море на Дудинской линии.
Осенью 1983 года в Восточном секторе Арк­тики впервые в небывало поздние сроки атомо-ходцами были выведены суда, попавшие в кри­тическое положение.
...на ледоколе выросли замечательные кад­ры. Это настоящие мастера своего дела, отлича­ющиеся своим высоким профессионализмом и большим практическим опытом эксплуатации атомохода.
24 апреля 1985 г.

Работаем с опережением
Понимая, что снабжение развива­ющихся районов Севера - государст­венная задача, моряки атомохода «Леонид Брежнев» пришли к выводу, что сроки ремонта можно значитель­но сократить. Так родилась идея, под­крепленная экономическими выклад­ками и скрепленная договором на со­циалистическое соревнование между экипажем атомного ледокола и судо­ремонтниками. Теперь окончание ре­монта решено приблизить на месяц.
14 августа 1985 г

На арктических ...грядках
Идея создать на судне свой огород возникла / экипажа атомохода «Леонид Брежнев» не­сколько лет назад, когда в стране принималась и вступала в действие Продовольственная про­грамма. Взялся за это новое, и прямо скажем, необычное для моряка дело старший инженер-',,еханик Эдуард Сергеевич Ташев.
Свощи с «собственного огорода» стали су­щественной полезной и незаменимой прибавкой кежедневному рациону экипажа.
Нэдавно пришло на атомоход при­ятное известие из Москвы. За создание своего «оазиса» Э.С. Ташев награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР.
18 декабря 1985 г.

Стачком на ледоколе?
С атомохода «Арктика» в редакцию принес­ли сообщение с просьбой опубликовать его. Бе­рем на себя смелость утверждать, что сообще­ние подобного рода никогда прежде не появля­лось, да и не могло появиться в нашей газете. Вот оно:
«18 января 1990 года на общесудовом со­брании атомохода «Арктика» было принято ре­шение организовать стачечный комитет.
Председателем стачечного комитета избран старший вахтенный электромеханик Игорь Алек­сеевич Домахин...
Основной целью своей деятельности стачеч­ный комитет считает борьбу за экономические интересы моряков в соответствии с действую­щим законодательством СССР и содействие пе­рестройки.
Путь достижения поставленной цели стачеч­ный комитет видит в решении задачи обеспече­ния эгфгфективной и безопасной работы атомно­го флота через решение кадрового вопроса, для чего он берется:
- контролировать вопросы подготовки спе­циалистов для атомного флота;
- добиваться строительства жилья целена­правленно для экипажей атомных судов;
- добиваться приведения реального уровня доходов всех групп плавсостава в соответствие с условиями труда и быта.»
26 января 1990 г.

«След вашего ледокола вписан в историю Арктики»
«...атомоход прошел три четверти миллиона миль, проложил дорогу 2600 судам, обеспечивая круглогодичную навигацию в Западном секторе
Арктики. Успешно освоена новая транспортно-технологическая схема зимнего завоза грузов на полуостров Ямал и выгрузки их на ледовый при-чал.
...мы помним, с какой самоотверженностью экипаж «Арктики» в экстремальных условиях на­вигации 1983 года принимал участие в спасении судов, зажатых во льдах Айонского массива и в проливе Лонга.
В замечательный день двадцатилетия от всей души поздравляю с юбилеем коллектив па­роходства, членов экипажа все береговые служ­бы, обеспечивающие эксплуатацию ледокола. Желаю вам крепкого здоровья, счастья, даль­нейших успехов в решении задач возрождения срлота и превращения России в великую мор­скую державу».
Заместитель председателя Госдумы РФ, Президент Российской Ассоциации полярников, герой Советского Союза А. Чилингаров.
11 мая 1995 г.

«Арктике» - 25!
...357 суток, без малого год, не заходя в Мур­манск, крушил льды Арктики атомоход, занима­ясь проводкой судов на трассах Севморпути, до­бавив к своему богатому послужному списку 50 тысяч пройденных миль, из них 32 тысячи во льдах, и 1Ю судов, которым он проложил путь в ледовых полях Баренцева, Печорского и Карско­го морей.
...«Арктика» и ее экипаж своей безупречной работой продлили жизнь всему атомному ледо­кольному флоту. Теперь стоит задача - продлить ресурс работы ядерных энергетических устано­вок до 175 тысяч часов.
Апрель, 2000 год.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11625
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Иван Кукушкин » 22 Март 2011 17:49

"Арктическая Звезда" № 4 (7565) Апрель 2005 года http://press.msco.ru/newspaper/index.shtml

«Арктика» в моей судьбе
Вспоминают члены экипажа

 Мустафа Кашка.jpg
Мустафа Кашка, заместитель Директора Департа­мента технической эксплуатации атомного флота
«Арктика» - первый и един-ственный атомоход в моей судь­бе. Сразу после окончания Но­вороссийского училища в 1987 году я приехал в Мурманское морское пароходство. И 14 мар­та 1988 года в первый раз сту­пил на борт «Арктики». Капита­нами на судне тогда были Гри­горий Алексеевич Улитин и Ва­силий Александрович Голохвас-тов.
Начинал работать инжене­ром-оператором, затем помощ­ником старшего вахтенного ме­ханика, 3-го механиком. А в 1995 году мне оказали особое доверие, назначили старшим ме­хаником АППУ. Перешагнул сразу через две должостные ступе­ни. В тот момент на атомоходе происходила перезарядка реакто­ра. Осенью 1995 - зимой 1996 года на ледоколе возникли серь­езные технические проблемы То, что было тогда сделано на «Арктике», позволило не только продолжить эксплуатацию ледо­кола, но и открыло возможности в будущем для продления ре­сурса других атомоходов.
4 мая 2000 года стал последним днем работы на ледоколе. Начинался новый этап в моей жизни - работа в Управление атомфлота Мурманского пароходства. И практически сразу при­шлось решать задачу продления ресурса «Арктики». К тому времени она отработала почти 144 тысячи часов. Такая мас­штабная задача решалась впервые. Большой вклад в общее де­ло внесла единая служба АППУ и перезарядки и другие специа­листы Управления атомфлота. Кстати, здесь работают многие специалисты с «Арктики» - Олег Владимирович Богородский, Александр Николаевич Пастухов, Константин Юрьевич Князев-ский.
На данный момент «Арктика» отработала 155 тысяч часов. Эксплуатация атомохода доказывает правильность расчетов спе­циалистов, а ледокол является местом отработки решений по продлению ресурса всего атомного флота И только при дости­жении 175 тысяч часов атомоход будет остановлен. Но это вовсе не означает, что легендарное судно канет в лету. На «Арктике» планируется провести большой комплекс исследовательских ра­бот, как по продлению ресурса нашего атомного флота, так и для подготовки строительства будущего нового флота.
Сейчас, будучи одним из руководителей атомфлота, в силу служебных обязанностей стараюсь ко всем атомоходам отно­ситься одинаково, но часто ловлю себя на мысли, что к «Аркти­ке» отношение все-таки особое, трепетное.


 Юрий Кучиев.jpg
Юрий Кучиев, ветеран пароходства
«Арктика» стала счастливым апофеозом всей мо­ей жизни и жизни моего экипажа. Это незабываемо!
На «Арктике» все сложилось так, как мне хотелось. Я с глубокой благодарностью вспоминаю членов перво­го экипажа, их терпение и выдержку, романтизм и вы­сочайший профессионализм в расочайший профессионализм в ра­боте. С таким экипажем стало воз­можным и покорить Северный по­люс, и осуществить первые пере­возки к Ямалу, и совершить тяже­лейшие спасательные операции в Восточном районе, и обеспечить круглогодичную навигацию. На «Арктике» у меня были незабывае­мые встречи с замечательными людьми: Анатолием Алексеевичем Ламеховым, Григорием Алексееви­чем Улитиным, Василием Алексан­дровичем Голохвастовым, Игорем Алексеевичем Домахиным и многими другими, всех не перечис­лить. Большинство из них и сегодня остаются моими друзьями.
У меня и сейчас прекрасная связь с экипажем, я постоянно слежу за его работой, горжусь им.
Сердечно поздравляю всех моряков «Арктики» с 30-летием со дня вступления атомохода в строй. Желаю экипажу успешной работы на ледовых трассах и человеческого счастья на земле.


 Владимир Куликов.jpg
Владимир Куликов, капитан-наставник Службы безопасности мореплавания
До июля 1980 года я рабо­тал старшим помощником на дизель-электрическом ледоколе «Мурманск», назначение на «Арктику» для меня оказалось неожиданным, приступить к уп­равлению ледоколом пришлось без стажировки и практически без дублирования. Маневрен­ные качества атомохода не­сколько отличаются от возмож­ностей дизельного ледокола, но, под руководством замечатель­ных капитанов, с которыми довелось работать в эту навигацию - Валерия Ивановича Шестопа-лова, Григория Алексеевича Улитина, мне удалось быстро осво­ить основные тактические приемы ледовой проводки.
В рулевой рубке «Арктики» всегда была благоприятная и де­ловая атмосфера, от нас, молодых судоводителей, требовалось уважительное и доброжелательное отношение к коллегам на проводимых судах. Наши учителя - капитаны Василий Александро­вич Голохвастов, Анатолий Алексеевич Ламехов были строгими, но справедливыми, до сего времени у судоводителей-ледоколь-щиков существует такие понятия, как школа Голохвастова и шко­ла Ламехова. На мостике «Арктики» выросли ныне успешно рабо­тающие на других ледоколах капитаны Станислав Борисович Шмидт, Александр Александрович Сивков. Александр Михайло­вич Спирин, много подготовлено старших помощников, короче, на каждом ледоколе обязательно встретишь знакомые лица.
Ситуации в Арктике бывают разные, порой трагические. Осо­бенно памятна операция по выводу судов из пролива Лонга в но­ябре-декабре 1983 года. Штаб морских операций восточного сек­тора Арктики прозевал «обвал» Айонского массива, в результате чего были прижаты к припаю большое количество транспортных судов с различными грузами для жителей Певека и ближайших поселков, существовала реальная угроза эвакуации людей на «материк» и гибели транспортных судов. Ледовая обстановка в этом районе сложилась крайне тяжелая, неблагоприятные ветры и присутствие многолетнего льда потребовали мобилизации поч­ти всех ледокольных сил, сюда прибыли ледоколы «Ленин», «Арктика», «Сибирь», «Красин», «Ермак»,«Адмирал Макаров» и другие. Операция продолжалась полтора месяца, работали все время на полной мощности, практически без кратковременных остановок - сплошные околки и буксировки.
Благодаря высокой организованности, накопленному опыту зимних навигаций удалось обеспечить доставку необходимых гру­зов жителям и предприятиям региона и вывести почти все суда, к сожалению, кроме теплохода «Нина Сагайдак». Пострадала и «Арктика» - была сломана одна лопасть бортового винта, которую в трудных условиях за трое суток с помощью водолазов удалось заменить и возобновить вызволение судов из ледового плена.


 Анатолий Ламехов.jpg
Анатолий Ламехов, ветеран пароходства
Для меня Арктика - и регион, и атомоход - это единое целое. 12 лет моей жизни я отдал «Арктике». На мо­ей вахте «Арктика» впервые в мире достигла географической точки Се­верный полюс. А потом, когда мы уже на «России» впервые шли к полюсу с иностранными туристами на борту, для меня эта дорога была уже знакома.
В 1983 году, уже будучи капитаном знаменитой «Арктики», я непосредственно участвовал в операции по спасению транспорт­ных судов в Айонском массиве. После этого мне было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. Это очень по­могает сейчас.
Помню, как экипаж был возмущен, когда нашу «Арктику» на­звали именем «Леонид Брежнев». Мы все боролись против этого. Юрий Сергеевич Кучиев встречался даже с Андроповым - Гене­ральным секретарем ЦК КПСС. Весь процесс борьбы шел при мне. И мы отстояли свое славное имя.
Хочу поздравить экипаж «Арктики» с юбилеем и пожелать морякам в сегодняшнее смутное время выдержать. Пусть рабо­та на арктических трассах идет успешно, без всяких аварий. Уда­чи всем!


 Григорий Улитин.jpg
Григорий Улитин, капитан атомохода «Россия»
Не так давно я стал капита­ном «России», а большую часть жизни отходил на «Арктике». Я начал работать на ледоколе еще когда шла его постройка на Балтийском заводе в Ленингра­де. Пришел на судно вторым старпомом, а с 1984 года стал капитаном. Кстати, экипаж на ледокол направлялся заранее и принимал активное участие в его строительстве. Было много специалистов с атомохода «Ле­нин». Другие же моряки направ­лялись с дизель-электрических ледоколов.
На «Арктике» было сделано немало открытий, например, по проходимости во льдах. Раньше зимой в высоких широтах не ра­ботали, тем более при низких температурах. А тут столкнулись с проблемой - корпус ледокола при движении облипал, обмерзал. Приходилось останавливаться, чтобы освободить его ото льда. К сожалению, на «Арктике» не было установлено пневмоомываю-щее устройство, улучшающее ледопроходимость. Впоследствии это упущение было устранено при строительстве других атомохо­дов.
«Арктика» стала настоящей кузницей кадров для всего атом­ного ледокольного флота. На любом атомоходе можно встретить выходцев с нее. Добрая полови­на ледовых капитанов выросла на «Арктике». Это капитаны «Со­ветского Союза» Станислав Шмидт и Александр Спирин, ка­питан «Вайгача» Александр Сив­ков, нынешний капитан «Аркти­ки» Александр Баринов, недавно ушедший с «Арктики» Владимир Куликов, капитан ледокола «Ка­питан Николаев» Александр Ерпулев и многие другие моряки. Большую роль в становлении и сплочении экипажа сыграли пер­вый капитан Юрий Сергеевич Кучиев, капитаны Василий Алек­сандрович Голохвастов и Анатолий Алексеевич Ламехов. Их на­строй всегда быть готовыми к выполнению производственных за­даний остается до сих пор на вооружении экипажа.


 Эдуард Ташев.jpg
Эдуард Ташев, главный механик атомохода «Россия»
На строительство «Арктики» ме­ня направили в 1972 году в качестве второго механика. До этого ходил на дизель-электрическом ледоколе. В 1986 года стал главным механиком на «Арктике», а двенадцать лет на­зад перешел на «Россию».
Мне сразу понравился атомоход с точки зрения механика. Постара­юсь объяснить почему. Когда созда­вали атомоход «Ленин», то больше внимания уделили атомной установ­ке. Он был примерно в два раза мощнее дизель-электрических ледоколов «Мурманск» и «Киев», но в сплошном льду ходил пример­но так же из-за больших потерь на трение об лед. А новый ди­зель-электрический ледокол «Красин» и вовсе превосходил по скорости во льдах первенца атомфлота. Этот недостаток поста­рались устранить при проектировании других атомоходов. И «Арктика», и следующие атомные ледоколы уже имели хорошие обводы корпуса в районе соприкосновения со льдом.
Не могу не отметить, что подготовка специалистов для атом­флота несравненно более сложная и трудоемкая по сравнению с другими судами. Дело это трудоемкое. На подготовку оператора АППУ уходит не один год. На «Арктике» работают специалисты высокой квалификации, многие с момента постройки.
В год тридцатилетия «Арктики» не могу не вспомнить коллег-механиков. К сожалению, уже нет в живых главного механика Олега Георгиевича Пашнина, старшего механика АППУ Юрия Семеновича Пилявца, главного инженера-механика Александра Николаевича Зюганова, старшего инженера-механика Юрия Пет­ровича Апалькова. На заслуженном отдыхе сейчас находятся главный механик Борис Рудольфович Гирш и старший механик Юрий Михайлович Мамаев. На атомном флоте несут вахту глав­ные механики Сергей Михайлович Марченко, Вячеслав Евгенье­вич Мелихов, Алексей Павлинович Копытов. А старший инженер-механик Михаил Семенович Гурья сейчас работает в составе группы, наблюдающей за строительством нового атомохода.


 Владимир Вейнберг.jpg
Владимир Вейнберг, старший мастер АППУ атомохода «Арктика»
Юбилею атомохода посвящаю эти строки:
Весна! В арктических просторах,
Не уступая юниорам,
«Таймыру», «Вайгачу», «Союзу»,
В торосах стесывая пузо,
Тридцатый год ломает лед
Любимый наш атомоход -
Не генеральный секретарь,
А просто «АРКТИКА»,
Как встарь!
Пускай здесь меньше гальюнов,
И телевизоров не много,
Но экипаж душой здоров!
И значит ледокол - в дороге!

После службы на Северном флоте я пришел на атомоход «Арктика» в разгар его строительства на Балтийском заводе. Мой выбор - работать на атомфлоте - был не случайным, так как служил я на атомной подводной лодке специалистом по ядер­ным установкам.
Сначала поработал месяц учеником, затем сдал экзамен на машиниста 1-го класса, старшего машиниста. В 1977 году стал мастером АППУ, ас 1985 года старшим мастером АППУ по цент­ральному отсеку. Работа была трудная, напряженная. Так, в кон­це 70-х был в самом продолжительном в моей жизни рейсе. Он длился тринадцать месяцев.
Большая благодарность и признательность моим учителям -Виктору Иванович Гаращенко, Фидусу Фаидовичу Асхадуллину, Вячеславу Евгеньевичу Мелихову, которые вложили немало ду­ши в подготовку молодых специалистов, в том числе и меня. Благодарен судьбе за то, что она свела меня с «золотыми» капи­танами - Кучиевым, Голохвастовым, Ламеховым, Куликовым.
В 1988 меня направили на приемку атомохода «Советский Союз». Почти тринадцать лет отработал на нем, но обстоятельст­ва сложились так, что с 2001 года вернулся на «Арктику». И что интересно, каждый экипаж - это как разные страны, со своим ук­ладом, традициями. Так, вот на «Арктике» всегда царили осо­бые, теплые, очень демократичные отношения. И когда вновь судьба привела на «Арктику», было такое чувство, будто вернул­ся домой.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11625
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Иван Кукушкин » 31 Декабрь 2011 20:40

КиножурналНовости дня / хроника наших дней 1977 №33
http://www.net-film.ru/ru/film-13220/?s ... 0%BA%D0%B0
ЦСДФ (РЦСДФ)
Режиссер:Логинов В.
Оператор:Байков В., Буслаев Ю., Епифанов Г., Зильберг, Шмаков Н.
1. Президиум Верховного Совета СССР утвердил текст и музыкальную редакцию Государственного гимна СССР.
2. "Северный полюс покорен!" Атомоход Арктика. (4:05) - атомный ледокол "Арктика" во льдах; Юрий Кучиев на капитанском мостике; совещание штаба экспедиции; подъем флага СССР на Северном полюсе и памятная плита опущенная на дно океана; возвращение в порт Мурманск
3. Уборка урожая хлеба и кукурузы в Ставропольском крае.
4. Уборка хлеба в Красноярском крае.
5. Пионерский лагерь Восход Истринского района Московской области.
6. 1 сентября в новой школе № 878 г. Москвы
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11625
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Иван Кукушкин » 04 Январь 2012 13:50

Киножурнал Новости дня / хроника наших дней 1982 №24
Оригинал http://www.net-film.ru/ru/film-13905/

Сюжет: 7 лет атомному ледоколу "Арктика". Работа ледокола в Арктике, капитан атомного ледокола "Арктика" Голохвастов Василий Александрович.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11625
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Иван Кукушкин » 04 Январь 2012 17:50

Киножурнал Новости дня / хроника наших дней 1974 №37
http://www.net-film.ru/ru/film-12793/
Студия ЦСДФ (РЦСДФ)
Режиссер: Лаврова Т.
Оператор: Киселев В., Киселев С., Аккуратов Е., Трошин В., Усанов В., Опрышко П., Хавчин А., Измайловская М., Крылов А., Галин И., Леонгардт Ю., Монгловский Ю., Ошурков М.

Строительство атомохода «Арктика» на Ленинградском заводе имени С.Орджоникидзе. Монтажные работы ведут кавалеры ордена Трудового Славы, слесари-сборщики: П.Бондарев, Н.Ярошенко и Е.Башкатов.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11625
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение SVF » 03 Март 2012 19:43

Сегодня Д.В. Лобусов прислал:
"Кому интересно фильм японских кинодокументалистов про а/л "Арктика", снятый еще в 1988 году, даю ссылку:
http://files.mail.ru/8HQ24W"
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4442
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Пред.След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения