"Сибиряков", ледокольный пароход (1908)

От ладьи и коча до атомохода.

"Сибиряков", ледокольный пароход (1908)

Сообщение Сальников Константин » 16 Декабрь 2016 11:35

Я много лет сам собираю информацию по истории Диксона. Вот фрагмент, касаемый этой темы:
На пароходе было 99 человек: 41 – экипаж, 32 краснофлотца, 2 офицера-артиллериста и 24 пассажира-полярника [133]. Многие погибли в первые минуты боя, уцелевшие спустили шлюпки. Одна из них перевернулась от взрыва снаряда, в ней все погибли, вторая пошла к острову. Но с крейсера спустили мотобот с автоматчиками, он помчался наперерез к шлюпке и захватил 18 моряков в плен. [134][133] Летопись Севера, т. VII, М., Мысль, 1975, А.М. Румянцев. Незабываемые дни битвы за Советскую Арктику (1942, август), стр. 33.
[134] Надо отметить следующий факт: в своей статье «Операция «Вундерланд» в журнале «Марине Рундшау» (№1/1955) Ю. Майстер называет цифру спасенных 28. Большинство же отечественных изданий говорит о 18 или 19 моряках.

Только кочегару Павлу Ивановичу Вавилову удалось спастись. Хотя, в воспоминаниях радиста Николая Дождикова это выглядит иначе:
"Я присутствовал при разговоре Вавилова с работниками радиоцентра. Он ещё толком не пришёл в себя, многое путал, говорил бессвязно. Это и понятно провести больше месяца в одиночестве, голодать и мёрзнуть – такое не каждый выдюжит. Запись его рассказа, сделанная мною, совпадает с тем, что писали Е. Сузюмов, Л.Н. Новиков и А. Тараданкин. Но я обратил внимание на такой факт. Авторы утверждают, что Вавилов выбрался на остров один с собакой. В моих же записях сказано, что он выбрался на берег вдвоём с Грачёвым и что через десять дней Грачёв погиб при встрече с белым медведем. Кто ошибся, я так и не знаю." [135][135] Дождиков Н.Р. В эфире Арктики. М., Советская Россия, 1967, стр. 181
Этот человек незаурядной физической силы и здоровья вплавь добрался к пустой шлюпке, моряки которой были пленены, и забрался в неё. Обломком доски он стал грести к земле, которая виднелась вдали. По пути ему удалось вытащить из воды мешок отрубей, спальный мешок, тюк с одеждой.
Евгений Сузюмов в очерке «Подвиг "Сибирякова"», опубликованный в 1957 году в альманахе «Летопись Севера», привёл выдержки из дневника Павла Ивановича:
"26 или 27 августа маяк, не знаю название. Дневник Вавилова Павла Ивановича рождения 1909 г. кочегар л/п «Сибиряков». Жена и дочь в Архангельске, Соломбала, Левашова, д. 10, кв. 2. Бертова Анна Степановна, дочь 4 года – Вавилова Евгения Павловна."
Далее следует запись: "«Сибиряков» героически погиб в бою с немецким кораблём…"
Дальнейшие записи в дневнике очень кратки. Вот, например, записи за отдельные дни:
"Среда, 3 сентября. Видел один самолёт".
"Воскресенье, 7 сентября .Видел пароход «Сакко» на востоке".
"Понедельник, 15 сентября. Видел один самолёт. Осталось 200 галет".
"Вторник, 16 сентября. Видел один пароход и самолёт".
"Четверг, 18 сентября. Видел самолёт".
"Воскресенье, 21 сентября. Видел с запада судно".
"Понедельник, 22 сентября. Видел ещё одно судно типа «Седов». Шло на запад, но и оно должно меня видеть".
"Вторник, 23 сентября. Видел самолёт на западе".
"Среда, 24 сентября. Видел пароход «Сакко»".
"Пятница, 26 сентября. Видел самолёт вечером. Он меня заметил".
"Суббота, 27 сентября. Видел два самолёта".
"Воскресенье, 28 сентября. Сняли". [136]
[136] Летопись Севера. т. 2. М., Географгиз, 1957, Е.М. Сузюмов, «Подвиг «Сибирякова», стр. 273-274.
В приведённых частях дневника также отсутствует информация о Грачёве, но не стоит сбрасывать со счёта то, что дневник был, вероятно, отредактирован Сузюмовым или «компетентными органами», как ни как, это были 50-е года.

На острове, питаясь отрубями, Вавилов прожил 34 дня. Его заметили с проходившего мимо парохода. Вот фрагмент из книги В. Стругацкого:
"...После одного из сентябрьских совещаний в опустевшем кабинете начальника морских операций на Диксоне А. И. Минеева задержался капитан парохода «Садко» [137] А.С. Введенский:
– Ареф Иванович, есть сугубо конфеденциальный разговор. Дело вот в чём. Сейчас, когда мы шли к Диксону, как всегда, брали пеленги острова Белуха. Я стоял на мостике. Мне показалось, что на берегу острова – человеческая фигура. Сначала подумал, что обознался, принял камень за человека. Но это всё-таки человек, он зашевелился и отошёл от навигационного знака" [138].
[137] Название судна неверно, на самом деле «Садко» 11 сентября 1941 года наскочил на неизвестную подводную мель и затонул. Так, что вернее – «Сакко».
[138] В.И. Стругацкий. К полюсам Земли. Рассказы из музея Арктики и Антарктики. Л., Лениздат, 1984, стр. 97.

Через три дня гидросамолёт прославленного полярного лётчика И.И. Черевичного сумел вывезти Вавилова на материк. Вот как это описывает сам Черевичный:
"Трудновато было мне сажать лодку на волну у скалистого острова Белухи. Но ему-то, Вавилову, островитянину по нужде, куда тяжелее пришлось. Однако крепкий оказался парень. Как увидел, что сели мы, сам в воду бросился, поплыл навстречу. Отощал, конечно, за месяц, что на острове прожил. Ребята мои его в лодку втащили совсем окоченевшего.
Насилу отогрели, отпоили горячим кофейком. Потом и чарку поднесли, как положено герою" [139].
[139] Морозов С. Крылатый следопыт Заполярья. М., Мысль, 1975, стр. 59.
И тогда впервые стало известно о бое "А. Сибирякова" с "Адмиралом Шеером".

Несколько позднее гидрографическое судно "Мурманец" обнаружило на одном из островов разбитую шлюпку с "Сибирякова", а гидрографы с г/с "Якутия" в районе острова Нансена труп Дарьи Колкуновой, повара с полярной станции «Мыс Оловянный», и несколько предметов с затонувшего парохода. [140][140] Морозов С. Крылатый следопыт Заполярья. М., Мысль, 1975, стр. 59.
Аватара пользователя
Сальников Константин
 
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 05 Декабрь 2008 11:55
Откуда: п. Светлогорск (Курейская ГЭС)

"Сибиряков", ледокольный пароход (1908)

Сообщение Yellow Horror » 16 Декабрь 2016 17:23

Сальников Константин пишет:в своей статье «Операция «Вундерланд» в журнале «Марине Рундшау» (№1/1955) Ю. Майстер называет цифру спасенных 28.
В доступном мне переводном издании его книги (издано в 2005 "Эксмо", датировка оригинала не указана) стоит цифра 21.
М.И.Белов, который мне кажется (если хорошенько отжать от пропаганды) наиболее качественным советским источником, пишет о 22.
На уровне домыслов, расхождение в цифрах можно объяснить тем, что не всех подобранных довезли до базы. Там ведь были и раненые, некоторых оперировали, может кто-то и умер. Согласно воспоминаниям вернувшихся из плена, здоровых и раненых держали раздельно.

Попытался залезть в Бундесархив в поисках KTB "Шеера" (в том, что они существуют в природе, я уже успел убедиться), но обломился. По крупным и средним кораблям Рейхсмарине и Кригсмарине в открытом доступе инфы ноль: "раздел в стадии наполнения". Чтобы что-то реальное получить, нужно регаться и делать запрос. В иностранный (НАТОвский) госархив, ага 8) Мой энтузиазм на столько не простирается...

P.S. Такой вопрос: и Майстер, и Белов говорят о 7 подводных лодках, поддерживавших операцию "Вундерланд". Мне пока удалось отследить участие пяти: U-209, 251, 255, 456, 601. Не хватает двух, очевидно из числа действовавших в Баренцевом море. Конечно и сам могу найти, но лень может кто-то уже знает? UPD: вероятно, одной из "недостающих" подлодок была U-589, вышедшая 23 августа для минной постановки в районе пролива Маточкин Шар.

P.P.S. И ещё: насколько правдоподобной вам кажется история о том, что старпом "Дежнёва" С.А. Кротов, якобы, собирался затопить "Дежнёв" на фарватере, чтобы не дать "Шееру" войти в гавань, но отказался от этого намерения, заметив что вражеский корабль разворачивается? На мой взгляд, сюжет шит белыми нитками: "Шееру" ведь никто не мешал вернуться, а у "Дежнёва" второй возможности затопиться в правильном месте явно уже было.
Yellow Horror
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 13 Декабрь 2016 21:43

"Сибиряков", ледокольный пароход (1908)

Сообщение Vermud » 28 Март 2017 22:21

Yellow Horror пишет:Раз уж речь зашла о надёжности источников, не подскажете ли верные направления поиска по следующим вопросам:

1. Сколько и каких радиограмм было на самом деле принято от "Сибирякова" радиостанцией Диксона? И посылались ли ему какие-то сообщения в ответ на эти радиограммы? Ведь должен же существовать официальный журнал радиообмена, в который заносятся все радиограммы. Почему нигде не вижу фотокопий с него? Засекречен? Утерян?

2. Несколько источников сообщают о якобы сохранившихся журналах "Шеера". Как бы с ними ознакомиться (немецкий и/или английский меня не пугают)? Тот же вопрос по мемуарам Меендсена-Болькена. "Цитаты" из них у Тониной, понятное дело, липа. Но сами мемуары-то где-то существуют?

3. Сколько всё-таки людей с Сибирякова подобрали немцы? Юрг Майстер пишет, что 21. Казалось бы, немцу, работавшему с немецкими документами, виднее (уж наверное немцы пленных сосчитали). Почему тогда эта цифра не стала общепринятой, на чём основаны другие варианты (я встречал 22, 19, 18, 16)?


Сам недавно заинтересовался подробно историей Сибирякова. Считаю что, действительно был подвиг наших моряков. Но вокруг этого подвига журналисты и писатели воздвигли столько "улучшений по героизации", что практически невозможно восстановить реальную картину событий. Yellow Horror вы правильно задали вопросы. На эти и другие, к сожалению, ответов не видел. Далее мое имхо:
1. Архивных документов, сколько и каких радиограмм принял Диксон, не опубликовано. Полагаю, сначала было секретно, а сейчас не совсем ура-патриотично. Вероятнее всего одна.
2. Мемуары Меендсена-Болькена придумала Тонина. Больше нигде ссылок нет.
3. Кто-то давал ссылку выдержки из журнала Шеера. Там 22 чел. катер привез.

Теперь хочу узнать о следующих деталях, которые меня удивили
1. Про радиограммы тоже очень интересно- может где то есть архивные данные?
2. Откуда в отечественной литературе появилась цифра 18 подобранных моряков и удалось идентифицировать имена?
3. Как хорошо бы почитать оригинал журнала Шпеера об этом дне, а не отдельные выписки.
4. Если Матвеев действительно метнул топор в фашиста и погиб, то почему не наградили до сих пор? Поступок смелый и геройский, безусловно.
5. Почему не наградили Вавилова -месяц продержался на острове и первый сообщил о судьбе Сибирякова.
6. С наградами вообще странно, в 1961 получили наградили наконец 8 человек. И только. Даже Качаравы в том указе нет.
Vermud
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 28 Март 2017 21:43

"Сибиряков", ледокольный пароход (1908)

Сообщение SVF » 12 Октябрь 2017 14:37

"Комсомолец Заполярья", 10 мая 1939 г. №63:
 1939-05-10-05.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Сибиряков", ледокольный пароход (1908)

Сообщение SVF » 12 Октябрь 2017 14:56

"Комсомолец Заполярья", 12 мая 1939 г. №64:
 1939-05-12-02.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Сибиряков", ледокольный пароход (1908)

Сообщение SVF » 12 Октябрь 2017 15:30

"Комсомолец Заполярья", 20 мая 1939 г. №68:
 1939-05-20-01.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Сибиряков", ледокольный пароход (1908)

Сообщение fisch1 » 17 Ноябрь 2018 17:53

Работы по спасению л/п "Сибиряков"//Проблемы Арктики №5. Изд-во Главсевморпути. Ленинград 1937 с.118

 Работы по спасению л п Сибиряков№5 1937 с.118.png
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

"Сибиряков", ледокольный пароход (1908)

Сообщение fisch1 » 25 Апрель 2019 23:05

Курносов М.На острове Белуха //Морской флот № 5 1975 с.26

 Курносов М.На острове Белуха с.26.png
Этот небольшой остров, затерянный среди вечных льдов и торосов Карского моря, не всегда отыщешь на географической карте. Его обрывистые и крутые берега из серого гранита почти круглый год покрыты снегом и льдом. Для судов остров — хороший ориентир. На вершине его стоит башня — памятник ледокольному пароходу «А. Сибиряков», погибшему 25 августа 1942 года в неравном бою с немецким «карманным» линкором «Адмирал Шеер». Легендарный пароход погиб, но пред врагом флага не спустил. Оставшиеся в живых восемнадцать моряков в полуразбитой шлюпке с тяжело раненым отважным капитаном Анатолием Качаравой отошли от борта быстро тонущего и пылающего факелом корабля...
В прошлую навигацию я был на борту нового ледокола «Ермак», когда проходили мимо острова Белуха. Приспустили флаг, над белоснежными просторами Арктики поплыл традиционный гудок. Взлетел вертолет, и через несколько минут мы на острове. Трудно представить, что здесь, чудом уцелевший после гибели «А. Сибирякова», больше месяца прожил арктическим «робинзоном» кочегар Павел Вавилов. Потом его заметили моряки с проходившего неподалеку от острова советского судна.
Пилот вертолета, гидролог и я тщательно осмотрели всю башню внутри и снаружи, и так стало обидно, что не удалось обнаружить мемориальной доски с описанием подвига «А. Сибирякова».
Гидрографы построили башню, установили на ней светящий знак, указали в Лоции Карского моря, что башня является памятником. Но строители, видимо, сочли, что мало кто сможет посетить сам остров, и доску не установили. А надо бы! Не сейчас, так спустя годы, пройдут туристские дороги и в эти суровые края.
Подвиг экипажа ледокольного парохода «А. Сибиряков» навсегда вошел в историю Великой Отечественной войны. Легендарный пароход называют теперь «Арктическим «Варягом».
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

"Сибиряков", ледокольный пароход (1908)

Сообщение insp2 » 28 Апрель 2019 18:18

Vermud пишет:
Yellow Horror пишет:Раз уж речь зашла о надёжности источников, не подскажете ли верные направления поиска по следующим вопросам.

5. Почему не наградили Вавилова -месяц продержался на острове и первый сообщил о судьбе Сибирякова.
6. С наградами вообще странно, в 1961 получили наградили наконец 8 человек. И только. Даже Качаравы в том указе нет.


В Мурманском пароходстве был тх ПАВЕЛ ВАВИЛОВ дедвейтом 19250 тонн.
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 463
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

"Сибиряков", ледокольный пароход (1908)

Сообщение fisch1 » 25 Декабрь 2020 19:32

Был в истории ЭПРОНа и особый, беспрецедентный случай, связанный с легендарным ледокольным пароходом "А. Сибиряков".
Судно это в предвоенные годы было известно во всем мире. В 1932 году оно впервые в истории мореплавания совершило за одну навигацию сквозной переход из Архангельска в Петропавловск-Камчатский. Экспедицию возглавлял академик О. Ю. Шмидт, ее научным руководителем был профессор В. Ю. Визе, капитаном - В. И. Воронин.
После героического перехода "А. Сибиряков" продолжал успешно плавать в суровых широтах Арктики. Но однажды темной полярной ночью его подстерегла беда: 24 ноября 1936 года при выполнении специального задания судно в трех милях от побережья Новой Земли на полном ходу наскочило на подводные рифы. Трюм частично затопило водой.
Капитан "А. Сибирякова" Марков попытался сняться с рифов самостоятельно, но это ему не удалось. На следующие сутки резко усилился ветер, многотонные волны обрушились на судно, раскачивая его и с силой бросая на камни. Очередной гигантской волной его подбросило вверх и перекинуло через каменную гряду ближе к берегу. В днище появились новые пробоины: еще один трюм заполнился водой, затопило машинное и котельное отделения. Пароход лишился отопления, радиосвязи и света.
Положение сибиряковцев стало критическим. Но помощь к ним уже шла. 25 ноября, на второй день аварии, небольшая группа эпроновцев на ледоколе "Ленин" направилась из Архангельска к Новой Земле. Через пять дней на пароходе "Рошаль" и спасательном буксире "Мурман" вышли из Мурманска основные силы Северной экспедиции и специалисты Главного управления ЭПРОНа во главе с И. А. Загвоздиным и Т. И. Бобрицким.
Эпроновцы знали, что борьба за жизнь судна будет тяжелой, им уже приходилось спасать ледокольные суда такого типа, в частности "Малыгина" в 1933 году. Но то, с чем они столкнулись на месте, превзошло все их предположения. "А. Сибиряков" прочно сидел на камнях средней частью корпуса, как раз под машинно-котельным отделением. Носовая и кормовая его части находились на весу. Все отсеки оказались затопленными водой на уровне поверхности моря. Судно имело крен на правый борт.
Район аварии изобиловал подводными банками с глубинами от двух до четырех метров. Амплитуда колебания уровня воды здесь составляет всего 0,3 - 0,4 метра, а в сизигий - до 0,7 метра. Сизигийная вода* ожидалась 14 декабря, то есть через девять дней, и надо было, во что бы то ни стало к этому времени заделать пробоины и осушить отсеки судна, иначе рассчитывать на скорое снятие судна с камней было нельзя. Зимовка судна на мели грозит ему гибелью - северо-восточные ветры нагоняют крупную волну со стороны Карского моря. Большую опасность представляли и плавучие льдины, кромка которых находилась всего в 60 милях от судна и удерживалась там отжимными южными ветрами.
Все это эпроновцы отлично понимали. Тщательно обследовав пароход, они разработали конкретный план работ - заделать пробоины, осушить все отсеки и максимально облегчить судно, сняв запасы угля и откачав балластную воду. Пробная откачка дала обнадеживающие результаты, но штормы мешали довести ее до конца. После десятой попытки стало ясно, что план придется менять.
Все силы были брошены на дальнейшее облегчение ледокола. Но суровая Арктика не хотела отступать. Поднявшийся с северо-востока ветер достиг девяти баллов. Судно, качаясь на оба борта, с силой билось о камни. Паровые котлы стали сдвигаться к корме. Главная машина приподнялась, передние колонны лопнули, динамомашину сорвало с фундамента. Разрушилось второе дно в машинном отделении. Верхушка скалы, на которой сидел пароход, продавив днище, вошла внутрь машинного отделения. Днище судна стало походить на гармошку.
В большой опасности оказались и сами спасательные суда. "Мурман" при ударе кормой о грунт потерял руль. На краю гибели находились экипаж и эпроновцы, работавшие на "А. Сибирякове". Их удалось спасти ценой неимоверных усилий.
"А. Сибиряков", весь израненный, обледеневший, остался зимовать на камнях в Карских воротах. Эпроновцы стали готовиться к снятию судна летом 1937 года.
Обычно применяемый в подобных случаях способ стягивания аварийного судна с мели гинями в сочетании с откачкой воды был здесь неприемлем. Необычное положение "А. Сибирякова" на камнях, скала, вошедшая внутрь корпуса, небольшие глубины вокруг - все это заставляло искать принципиально новое решение.
Надо было уменьшить осадку судна, но понтоны для этого не годились. После обсуждения различных способов было решено приподнять пароход с помощью мелкосидящих барж. Правда, в условиях Арктики этот способ был беспрецедентным и чрезвычайно рискованным. Но, в сущности, любая спасательная операция - риск!
Проектом предусматривалось после крепления 26 кронштейнов на обоих бортах судна подвести под его корму два восьмидесятитонных понтона. Кроме того, необходимо было продуть паровые котлы, демонтировать и снять с судна главную паровую машину.
В июне 1937 года на пароход прибыла первая группа эпроновцев. Не обнаружив новых значительных разрушений, она приступила к подготовительным работам. В июле подтянулись основные силы экспедиции. Дело пошло споро. К приходу барж подрывники удалили скалу, впившуюся в днище, и камни, мешавшие стягиванию судна, а водолазы зацементировали и заделали клиньями многочисленные пробоины. Были убраны с судна все грузы, заведены якоря. Монтаж кронштейнов был также выполнен в короткий срок, хотя все делалось вручную, а весил каждый кронштейн около четырех тонн.
Самой капризной операцией оказалась подводка под кронштейны двух барж. Помехой была качка, даже незначительная. Наконец в августе все работы были выполнены, и началась откачка воды из барж. Спасательный буксир "Память Руслана" приготовился дать рывок...
Однако и на этот раз Арктика проявила свой коварный нрав. Подул сильный северо-восточный ветер, поднялась волна. Начали трещать, затем лопнули в местах сварки все восемь кронштейнов правого борта, и баржа буквально выпрыгнула из воды.
Это было для всех тяжелым ударом. Но эпроновцы справились с ним. Нашли способ восстановить сорванные кронштейны. Сварные швы заменили клепкой. За восемь суток в арктических условиях на борту аварийного судна без специальных приспособлений вновь сделали восемь кронштейнов.
Вновь под кронштейны подвели баржи и, повторив все подготовительные операции, 1 сентября вечером откачали воду из барж. Но вечерняя большая вода была упущена, ледокол, хотя и шевелился, но с банки не сходил. Погода стояла отличная, прогноз был также хороший, поэтому, несколько притопив баржи, стали ждать утренней большой воды.
Утром восстановили плавучесть барж. Натянули гини, и буксирный пароход "Память Руслана", поднатужившись, медленно снял "А. Сибирякова" с банки. Под восторженное "ура" судно было выведено на глубокую воду и доставлено в бухту Каменка, защищенную от ветра. Теперь предстояло подготовить израненный пароход к переходу в Архангельск.
В сжатый срок был выполнен огромный объем подготовительных работ. Вскоре пришел буксирный пароход "Северянин", и караван судов (за кормой "Северянина" следовал мотобот "Касатка") отправился в долгий путь.
Большие испытания выпали на долю эпроновцев и экипажей судов во время перехода. Разыгрался шторм, достигавший временами девяти баллов. Но вопреки шторму 17 октября экспедиция прибыла на рейд Архангельска, а на следующий день суда вошли в порт и стали у стенки завода.
Через несколько месяцев "А. Сибиряков" был восстановлен и до лета 1942 года находился в строю ледоколов Главсевмор-пути, осуществляя проводку боевых кораблей и транспортных судов по Северному морскому пути
.
Карпичев В.Г. 'Путь в глубину' - Москва: 'Мысль', 1984
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Пред.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения