"Академик Шокальский" НЭС АНИИ, 1939—1943

От ладьи и коча до атомохода.

"Академик Шокальский" НЭС АНИИ, 1939—1943

Сообщение Молибога » 28 Апрель 2015 01:35

РГАЭ,ф.9570,оп.2,д.896 – Рейсовые донесения, 1.08-31.12.43 г. Донесение и протокол опроса капитана И.С.Снисаренко (л.149об-154)

7/VIII-43 г.,
п.Диксон

Согласно данного Вами распоряжения сняться со швартов в 22 часа 24.07, снялся 00-20 мин.по поясному времени (5 поясу) и повел курсом 292-296° прямо на залив Благополучия.
25.07 – чистая вода; 26.07 около 11 часов в примерной точке 74°50´-67°00´ встретил лед и, согласно Вашего совета, повернул вправо с тем, чтобы обойти лед с норда. Шли ломанным курсом по кромке льда, оставляя лед слева. Шли долго, потом возвращались на зюйд, норд и т.д. Наконец, 27.07 надоело обходить лед и решил пробиваться сквозь лед и прощупать путь. На примерной широте м.Спорый Наволок повел к берегу, прямо через лед. В 15 часов убили медведя. Все довольны, ободрены. Пошли дальше. Вышли на чистую воду. Измерили глубину, взяли пеленг на мыс Спорый Наволок. Глубина 116 метров, антретное расстояние до берега 10-11 миль. Берем курс 240° прямо на залив Благополучия. Слева – лед, с береговой части – вода. Пеленг 262° ( в это время была смена вахт – 20 часов по 5 поясу, 27.07).
Идем. Дал распоряжение вахтенному штурману, подойдя к траверзу м.Спорый Наволок, взять пеленг поточнее и осмотреть знак. Сам пошел ужинать. Принесли жареную медвежатину. В это время звонки громкого боя. Я был раздет, забежал в каюту, оделся и выбежал на мостик. Положение было понятное – обнаруживаю подводную лодку, которая уже сделала 2-3 выстрела. Подлодка была на курсовом углу правого борта 140-150°, т.е. сзади траверза. Взвесил обстановку: до льда 4 мили, до берега 6-7 миль, до берега добежать не могу. Решил идти лево на борт и повел в лед. Когда судно начало уходить от подводной лодки, я дал команду – пулеметному расчету к бою; аварийно-спасательной команде приготовиться [дописано карандашом: «к тушению пожара»], доснабдить шлюпку провиантом и т.д. [дописано карандашом: «дал распоряжение уничтожить секретные документы и по радио открытым текстом: «По мне стреляет п/лодка в районе Спорый Наволок»] Когда снаряды стали падать очень густо, я дал распоряжение начал маневрировать то вправо, то влево из огня. Таким образом, до кромки льда шел под огнем 30-35 минут.
Кормовой пулемет быстро сдал. Доложили, что осколком вырвало из строя подающий механизм. Расчет носового пулемета, как только судно начало маневрировать и нос оказывался в зоне огня, моментально сбежал вниз, так что носовой пулемет не сослужил никакой службы. Дал форсированный ход до отказа. Когда подходил к кромке льда, то корма была полностью в огне. Был такой слух, что пустили торпеду в корму. Я этому не верил, хотя такой звук и был – глухой, потрясающий. Мне кажется, что это были снаряды орудий тяжелого калибра, после этого корма стала гореть. Мостик тушился 3 раза (мною, 3 чел.восстановительной группы; рулевым, который иногда бросал руль и помогал тушить).
Когда подошли к кромке льда, машинного телеграфа уже не было – он был сбит снарядом, переговорные трубы были перебиты. Нужно было остановить ход, чтобы высаживать команду на лед.
Я приказал немедленно остановить ход. Старший механик был на палубе, услышал и полез в машину, где было полно воды, но все же остановил машину. Началась высадка людей. От кромки льда стояли немного 2-3 тяжелых льдины. Подлодка была почти рядом с нами. Боцман, вахтенный штурман и 3-й механик были убиты. Об остальных я ничего не знал.
Катер отдал распоряжение спускать вручную. Спустить не могли. Левую шлюпку обрубили, она упала; правая у нас загорелась. Рабочую шлюпку разбило снарядом. Поэтому каждый, находясь со спасательным поясом, пошли в воду, доплыли до льдины и там остались. Подлодка не прекращала бить по мостику все время. Потом перенесла огонь на льдины – там убило снарядом т.т.Футерман и моториста Грачева. Очень много стреляли по льду и из пулеметов и автоматов. Прекратили стрелять по льду и перенесли огонь на судно (из 45-мм пушек). На мостике, кроме капитана, почти ничего не осталось и не уцелело. Со льда начали кричать: «Капитан, не оставайся – уходи!» Я судно оставил, прыгнул в воду и плыл к шлюпке. В шлюпке были Большаков, Геворкянц и Бик. Мы начали отгребать. Шлюпка была между корпусом и лодкой. Подлодка начала обстреливать нашу шлюпку. Мы шлюпку бросили и направились вплавь – кто куда мог. Я и Геворкянц оказались на небольшой льдине, на которой мы пролежали, т.к. притаиться было больше негде. Большаков со льдины перешел на шлюпку. Лодка обошла льдины, заметила шлюпку и люди с подлодки начали требовать у Большакова «папир» - документы. Большаков вытащил документы и подал. Они начали спрашивать название судна. Он кричал: «Академик Шокальский!» Они потребовали от него спасательный пояс от шлюпки. Взяли, посмотрели и бросили обратно. Потом приказали ему подвязать потуже свой спасательный пояс, затем разогнали подлодку, ударили форштевнем в шлюпку и перевернули ее.
Большаков вылез на киль лодки. [Дописано карандашом: «Когда он карабкался на киль» ] немцы открыли огонь по шлюпке. Большаков закричал и упал, но они его не застрелили и даже не ранили. Я поднялся на льдине, поднял Геворкянца, который уже окоченел; перешли на более надежную льдину. В этот момент смотрю – факел (погода штилевая) несет нам на льдину. Я его поднял, смотрю – еще несет горящий факел, оказались документы [дописано карандашом: «старые судовые журналы»], плащ и проч.вещи. Мы обогрелись. Большаков увидел у нас огонь и вернулся к нам.
Другая часть людей собралась на другой большой льдине. У них долго не было огня, потом они также нашли факел [дописано карандашом: «развели огонь из горевших обломков шлюпки при помощи высушенных на голове под шапкой спичек»]. Я начал агитировать Большакова и Геворкянца, что нужно поймать шлюпку, которую от нас уносило. Большаков поднялся. Мы сели на льдину и погребли к этой шлюпке. Когда спустились на эту шлюпку [дописано карандашом: «с левого борта»], до большой группы людей плыли очень долго (1,5-2 часа). Приписано карандашом: «Она была на плавучем якоре из шлюпбалки правого борта».
Подняли эту шлюпку на льдину, осмотрели ее, что можно было отремонтировать – отремонтировали. Затем на этой шлюпке стали искать плавающие предметы. Нашли бычка. Сняли Геворкянца, затем вернулись. Зажарили мясо, сухари у нас были, хлеб тоже. Приволокли еще одну шлюпку, разбитый катер.
Когда подлодки не стало видно, мы осмотрели судно – оно оказалось перевернутым, носовая часть вверх килем. Оно уже скрылось из виду. Когда я был на льдине, наблюдал, что там было 2 человека. Искать их было не под силу и не было уверенности, что найдем их. В шлюпку я посадил 19 человек. Составили расписание гребцов посменно, на три смены. Пошли между льдинами на зюйд-вест, т.к. не было уверенности, что подлодка не вернется посмотреть наши трупы и, когда не найдет их, будет искать.
Прошли мы часов до 11-ти 28.07 под веслами, когда почувствовали, что будет шторм. Решили подвернуть к берегу и оказались где-то недалеко от мыса Спорый Наволок.(приписка карандашом: «к югу»).
Здесь 5 человек решили идти берегом пешком, чтобы нагреться и облегчить шлюпку (Галкин, Большаков, Лескинен, Геворкянц, Ершов Като…). Осталось 14 человек. Когда обогрелись, перекусили, пошли вдоль берега под парусами. Вначале пешеходы нас обогнали, потом мы начали их обгонять и оставили очень далеко сзади. Чтобы им далеко не идти, я остановился [дописано сверху карандашом: «в 5-6 милях к северу от»] у мыса Миддендорфа – обогреться, перекусить, подождать людей и потом на шлюпке идти дальше.
На берегу я заснул и сквозь сон услышал фразу: «Не подлодка ли это?» Я проснулся, взял пеленг на черную точку, видневшуюся вдали. Пеленг быстро менялся. Я увидел подводную лодку. Отдал распоряжение запастись сухарями, кто сколько сможет, причем была реплика со стороны врача, которая заявила, что совершенно не к чему поднимать паники. Все-таки все забрали сухари, кто сколько мог. Была команда: «Врассыпную!» Нужно было бежать, т.к. перестреляют. Лодка шла под углом к нам и, когда увидела огонь, дала полный ход и пошла прямо на нас. Мы начали рассыпаться, как воробьи. Я забежал с Биком за бугор и начали смотреть, что будет дальше. Остальные убежали наверх.
[Карандашом: «29.07, до…»] Немцы подошли очень близко, спустили байдарку, двух бойцов и направились к нашей шлюпке. Я понял, что эти автоматчики будут расстреливать нас и тоже дал ходу. Ушел далеко, но все время оглядывался. Вскоре увидел зеленую ракету с подлодки; я понял, что они отзывают обратно своих бойцов и перестал дальше уходить. Но уже больше ничего не видел.
Ко мне пришли человек 4-5, решили, чем идти пешком, сначала посмотреть, может быть, немцы оставили нам шлюпку, но ничего не нашли. Шедшие сзади нас 5 человек были за другой высотой, и видели следующее: немцы подошли, стянули шлюпку на воду, сняли [карандашом: «подняли»] брусья, затем на буксире своей байдарки подтянули [карандашом: «взяли на буксир своей байдарки и пошли»] к подлодке. Байдарку подняли на подлодку, а шлюпку форштевнем ударили и пустили в море. Поскольку ветер был с берега, шлюпки дожидаться, конечно, не пришлось. Решили идти пешком. Я объявил: «Кто желает идти со мной?» Набралось 11 человек. Остальных людей я разбил на две группы и приказал одну вести старпому, другую Лескинен [карандашом поверх строки: «Остальных возглавить велел старпому, а если получиться 2 группы, то третью поручить тов.Лескинен].
Мы пошли первыми. Добрались до первого ледника быстро. Правда, река нам очень мешала – километров 8 пришлось ее обходить, течение быстрое, река глубокая и могла бы унести в море.
Наконец, это было 29.07 вечером, мы уже попали на первый ледник. Задул сильный шторм – валило с ног. Пережидать этот шторм мы не могли, т.к.продуктов (сухарей) мы захватили со шлюпки мало, рассчитывая, что немцы не посмеют высаживаться к…

Лист 152об пропущен

… (Васильева потом сняли у самого з.Благополучия). Решили, что буфетчица, которая шла с Васильевым – крепкие, молодые, и они уже находятся в з.Благополучия. Об остальных не было известий. 1 – По разговорам людей остался, не доходя первого ледника у подножья – Корконосов, а 2-й (карандашом: «Трубин») – на первом леднике, т.к. заявил что дальше идти не может.
Когда мы подошли [карандашом: «были сняты 3 группы, всего 15 чел.»] поиски были уже кончены и капитан торопил [карандашом: «не рискуя подвергнуться нападению подлодки»], решил идти в зал.Благополучия. Здесь на мыске показался огонек. Подошли – оказался Васильев. Буфетчицу он оставил между 3-м и 4-м ледником. Его сняли. Когда он обогрелся, то заявил, что хочет идти на катере искать буфетчицу и ушел. Остальные двое – очень далеко и капитан не рискнул идти их искать.
Прилетел самолет, нас забрал, а катер так и ушел за буфетчицей, а мы улетели.


Вопрос (В): Подлодка была еще, когда высаживались на шлюпку со льда?
Ответ (В): Как ни странно, но у нас были разные направления. Нас на льдине несло в одну сторону, а [карандашом: «перевернутое вверх килем судно»] в другую (норд) сторону. Подлодки уже не было.
В.: Предпринимали ли меры к спасению 2-х оставшихся людей?
О.: Никто не поднял этого вопроса (подчеркнуто красным), [карандашом: «кроме меня»], т.к. в тот момент уже корабля не было видно, а если и видно, то различить ничего нельзя было – судно это или нет. Людей, лежавших убитыми, мы так и оставили на льдине, хоронить их не пришлось. Было совершенно ясно, что они убиты (Футерман и Грачев).
В.: В чьей группе были 2 человека – Корконосов и Трубин?
О.: Корконосов – старик – в группе [карандашом: «старпома Галкина»] Лескинена. Он ходить не мог, хотя одет он был хорошо (шапка, ватированный костюм и пр.).
Трубин – из моей группы (1-й). Он, между прочим, пошел через 1-й ледник и все время шел впереди всех. Его нельзя было остановить, а потом выдохся и сразу сдал. Та или иная группа не могла оставаться постоянной, т.к.было много рек. Один мог пройти в одном месте вплавь, другой – не мог, должен был подниматься выше. Пересеченность местности отделяла людей друг от друга. Так получилось в группе старшего штурмана (Галкина): дошел он до реки. Затем он предлагает всей группе вплавь. Он сам здоровый парень, прошел по пояс – ему ничего. Потом зовет других. Остальные не решались, т.к. думали, что их может унести течением и нельзя будет остановиться. Оставшиеся стали делать плот, чтобы перейти, а Галкин лег спать. Но потом решили, что плот снесет в море, и пошли в обход. Старпом пошел один, не дожидаясь остальных, и попал в мою группу. Если бы шлюпка уцелела, то все 19 человек прошли бы не только до з.Благополучия, но добрались бы и до Диксона, но шлюпка была уничтожена [карандашом: «вторично и навечно уже 29/VII-43 г.»].
Решили идти в шторм еще и потому, что силы слабые, время идет, а взяли всего по 5-6 сухариков.
С 29 числа по 2/VIII я почти ничего не ел. Жил одной водой. Так и все жили. А нам еще предстояло на пути два ледника.
В.: Продовольствие было у вас у всех одинаковое?
О.: Да, одинаковое – сухари. У Галкина была набита полная сумка от противогаза. Он угощал меня и Трубина, а потом говорил, что оставил их (сухари) все Трубину. Насколько это верно – не знаю.
В.: Какого числа «Полярник» снял первую партию?
О.: 1/VIII вечером (примерно в 23 часа). А мою – в 6 часов 2/VIII.
В.: Он снял 2-ю партию после приказа возвращаться в зал.Благополучия? Когда он вас снял, 3-й группы еще не было?
О.: Не было.
В.: После того, как он вас снял, командир «Полярника» ставил вопрос, чтобы уходить обратно или продолжать поиски?
О.: Он ставил вопрос идти в з.Благополучия доложить командованию через полярную станцию – продолжать ли искать дальше или возвращаться обратно.
В.: Как окончательно сформировались группы?
О.: Галкина – Ершов, Малков, Матвеев, Польников.
Снисаренко – Большаков, Корнеев, Кокушкин, Иванов.
Лескинен – Геворкянц, врач Котельникова, метеоролог Катергина, Бик.
Отдельно шли: Васильев и буфетчица Бибикова (Васильев ушел искать ее на катере).
Корконосов, Трубин – отстали в пути.
На судне Митляев, Борщевский – остались на киле. Они могли пойти на лед, но почему-то не перешли. Борщевскому оторвало кисть руки. [карандашом: «Митляев со льдины переплыл на киль судна»]
Убило на льду: Футерман и Грачева. [карандашом: «Пелевину ранило в шею еще на воде»].
Убиты на судне 3-й штурман Коченов, боцман Юшманов, 3-й механик Данилов.
На воде ранены повар Пелевина – она сошла с ума (это выразилось в истеричном крике) и она утонула. [карандашом: «Умерла на льду»]
Если бы не шторм норд-вест 9-10 баллов, который нас выбил из сил, то, конечно, мы бы не растянулись и не выбились из сил и прошли бы пешком все, кроме Карканосова, который по старости лет не выдержал бы.
В.: Какой вид имела подлодка?
О.: Вроде нашей «Щуки». Средняя подлодка. Защитного цвета, была антенна [карандашом: «Антенн не было»]. Пушки впереди рубки 45 мм, сзади большого калибра, больше 100 мм, 2-3 спаренных пулемета крупного калибра, установленных на постаментах. И потом обыкновенные пулеметы – штуки 2.
В.: Много было народу на палубе подлодки, когда она вас расстреливала?
О.: Народу было много.
В.: Как вели себя немцы?
О.: Разговоры были между ними, злорадствовали – было видно по разговору, что они очень довольны этой добычей. Они, видимо, здесь ходили давно и, наконец, добыча им попалась. Они были довольны, как звери, этой добыче.
В.: Почему они не расстреливали вас всех на льдине?
О.: Мне кажется, только лишь потому, чтобы дать нам более мучительную и тяжелую смерть, т.к. все шлюпки они считали негодными. Они не могли думать что нас всех перестреляли, хотя мы и лежали без движения на льду, но в то же время Большаков был в движении.
В.: А когда подводная лодка подошла во второй раз (когда вы были на берегу), они не обстреливали вас?
О.: Они совершенно не стреляли. Народ рассыпался далеко, было стрелять бесполезно.
В.: Матросы, которые сошли на берег, были вооружены?
О.: Да, автоматами. Они никого не искали. Просто спустили шлюпку на воду, угнали ее, долбили штевнем подлодки и пустили в море.
В.: Когда стреляли по людям, которые находились на льду, какое расстояние было: большое или нет? Могли они ошибиться и считать, что стреляют не в людей, а в судно? Или намеренно стреляли в людей?
О.: Да, совершенно определенно. В расстоянии 60 метров в упор стреляли в людей. Характерно, что те двое (Футерман и Грачев), которые были убиты, были защищены большими льдинами, но снаряды накрыли их. Их даже не видели немцы, как цель, но в них попали. Также стреляли из пулеметов (у повара Пелевиной прострелили шею). Стреляли по шлюпке. В ней первое время находились Бик, Большаков, Геворкянц и я держался за шлюпку в воде. Когда они начали стрелять по шлюпке, мы все врассыпную по льдинам. Совершенно определенно, что немцы стреляли по людям, чтобы их уничтожить.
Они часа 2,5-3 ходили около нас от одной льдины к другой. Выбросили на льдину якорь, но никто не выходил. Они стояли очень долго на якоре. И нам приходилось все это время быть в воде. И когда немцы ушли, мы все равно считали себя уже погибшими. Нас спасло исключительно то, что нам стали попадаться горящие факелы, которыми мы и обогревались. И после того, что произошло, нам совершенно не приходила в голову мысль кто остался вообще в живых. У меня была мысль похоронить тех двух [карандашом: «Трех»], которые были убиты на льдине, но это мероприятие было встречено иронией.
В.: Как была убита Футерман?
О.: Снаряд попал в позвоночник и позвоночник был вырван. Причем она была еще жива и бодрилась – не думала, что умрет.
А Грачев – у него снаряд вырвал правый бок, он умер моментально.
В.: Из числа спасенных были раненные?
О.: Был Иванов – попал осколок в спину, но он весь путь был без перевязки. И второй, получивший ранение – Борщевский, ему оторвало кисть руки. Я сам не видел, мне говорили.
Карандашом: Необходимо совершенно отчетливо уяснить, что подлодка не унималась и стреляла по судну, уже горевшему со всех сторон, пока оно не перевернулось вверх килем, и потом несколько выстрелов сделали по людям из 45-мм орудия и из пулеметов и автоматов. А потом только ходили между льдинами, на которых мы лежали.

Капитан г\с «Академик Шокальский» Снисаренко
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

"Академик Шокальский" НЭС АНИИ, 1939—1943

Сообщение Сергей Шулинин » 28 Апрель 2015 23:25

Молибога пишет:РГАЭ,ф.9570,оп.2,д.896 – Рейсовые донесения, 1.08-31.12.43 г. Донесение и протокол опроса капитана И.С. Снисаренко (л.149об-154)

Огромнейшее спасибо за обнародование данных документов. Для меня лично - это ценнейших источник информации.

Не хочу засорять тему, поэтому выскажусь только по одному пункту моих вопросов. Прошу данные слова не принимать лично, так как лично с Вами не знаком. Иногда, читаю труды некоторых историков, приходишь к выводу, что лучше бы выводы данные историки вообще не делали бы. Другое дело, если историк "глубоко в теме" и строит свои выводы на основе логики, то минимум - их выводы заслуживают уважительного к себе отношения. Поэтому, когда применяют слово халатность, а оно имеет в военное время должно нести некоторую правовую оценку, то должны быть основания для применения слова "халатность". В случае с э/с "Академик Шокальский" должен был составлен акт о факте гибели судна с оценкой действий тех или иных участников. Если в этом акте (решении, приказе и т.д.) нет слов о халатности, то и халатности на тот момент не было. По истечению времени, чтобы доказать халатность, нужны веские основания. Часть авторов употребляют невнимательность, небрежность, недобросовестность, невнимание, разгильдяйство. Да это было, есть и будет в армии, что в нашей, что в зарубежной. Я считаю, что в выводах должна быть четкая конструкция и основания. А то иногда пишут, что команда судна действовала халатно (невнимательно и т.д.), таким образом, делая вывод, что вся команда действовала с нарушением правил и норм, а виновными, например, в действительности была только часть команды. Зачем на всех ставить печать? Слова и термины имеют свое значение и применение. Я уже нахлебался в этом отношении с историей конвоя БД-5.
Но вместо этих слов, я был бы рад, еще и еще раз, благодарить Вас за предоставленные текстовые копии документов, с которыми Вам удалось поработать в РГАЭ по данной теме.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

"Академик Шокальский" НЭС АНИИ, 1939—1943

Сообщение Молибога » 29 Апрель 2015 01:52

Many men - many minds, как говорится. Между тем я был неправ, упомянув лишь три документа из РГАЭшной подборки. Есть там еще и четвертый, подписанный капитаном "Шокальского" (л.89):

Справка
По проверенным фактам повариха Пелевина не утонула, а осталась на льдине вместе с Футерман и Грачевым мертвой. Немцы не высаживались на льдину для заводки ледового якоря, а пытались с подводной лодки зацепиться и стать на ледовый якорь, но у них этого не вышло.
10/VIII-43 г. Снисаренко


Документ малопонятный - почему от капитана потребовали письменно засвидетельствовать именно эти факты, да еще и объединив их в одной справке? :unknown:
Последний раз редактировалось Молибога 29 Апрель 2015 13:56, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

"Академик Шокальский" НЭС АНИИ, 1939—1943

Сообщение Сергей Шулинин » 29 Апрель 2015 12:48

Мне кажется, это не последние документы по э/с "Академик Шокальский". По фонду ГУСМП они могут быть рассыпаны в разных делах.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

"Академик Шокальский" НЭС АНИИ, 1939—1943

Сообщение Молибога » 29 Апрель 2015 13:57

И не только по этому фонду!
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

"Академик Шокальский" НЭС АНИИ, 1939—1943

Сообщение Сергей Шулинин » 30 Апрель 2015 08:17

И не только в этом архиве!
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

"Академик Шокальский" НЭС АНИИ, 1939—1943

Сообщение Молибога » 01 Май 2015 20:27

И, наконец, последнее сокровище. Донесение и протокол опроса старшего гидрографа Вильяма Яновича Лескинена (1895-1975) - РГАЭ,ф.9570,оп.2,д.896 – Рейсовые донесения, 1.08-31.12.43 г., л.84-78.

10/VIII – 43 г.
п.Диксон

24 июля с.г. вышли, примерно в 00-30 мин., в зал.Благополучия. Шли суток двое. Помню, с 12 до 4 была моя вахта – на мостике (подошли к кромке льда). Обходили кромку. Лед, примерно, 6-7 баллов. Но во сколько вошли в лед – трудно сказать, т.к.я был в качестве «полу-пассажира» и этого не заметил.
27/VII я лег спать (было часов 8 вечера по 5 поясу). Слышу боевую тревогу. Я решил, что это учебная тревога и выскочил на палубу, но по лихорадочному состоянию и выкрикам командам капитана почувствовал, что здесь боевая тревога. Вижу в бинокль подводную лодку. Я думал, что это наша лодка, но потом слышу – она начала стрелять. Я лично не был в расписании по боевой тревоге и своего места я не знал. Пошел в каюту, снял унты, одел ватник и вышел на палубу. Спасательного пояса у меня не было. Вся команда была в поясах. Крик, шум. Подготавливают спускать шлюпку, переносят продукты – хлеб. Я слышал короткую очередь, выпущенную нашим пулеметом, но потом он замолк – трудно сказать, что случилось. Когда я вышел второй раз на мостик, то 3-й помощник лежал в рубке убитым. Боцман тоже был убит. Спустился вниз поискать спасательный пояс; в кубрике нашел его и одел. Слышу снаряды попадают в корму судна. Раздается команда: «Тушить пожар» (в корме начался пожар). Я схватил огнетушитель и начал тушить пожар. Выпустил один огнетушитель. В это время снарядом убило 3-го механика, пробило два огнетушителя, ранило женщину из экспедиции и повредило лицо врача. Я попытался поднять врача. Она встала сама, видимо испугалась; после этого я вышел на переднюю палубу. Старпом кричит: «Спускать катер на воду, шлюпку». Шлюпка уже была спущена, причем очень неудачно – носом в воду и поэтому она была наполнена водой. (В оригинале подчеркнуто красным карандашом)
Мы были в это время во льдах. Подлодка находилась в стороне кормы и правого борта; левый борт был защищен (снаряды не попадали). Второй помощник говорит: «Давай скорее в воду». Я лично не очень хотел спускаться в воду – считал, что это дело гибельное. Спустил большие сходни и сам спустился, решил на шлюпке не идти. Пустился в «плавание» на этих сходнях. Вижу – корма уже разбита, винт свернуло в сторону. После этого вижу – народ стал вылезать на первую льдину. Я старался отплыть подальше. Слышу, стреляют сзади (видно из крупно-калиберного пулемета). Прошел 2-3 льдины, дальше некуда идти. Стрельба кончилась. Вижу силуэт лодки – она была недалеко. Лодка была зеленого цвета. Вижу человека на корме. Я боялся пленения и решил идти под лед в крайнем случае. Лодка пристала к первым льдинам.
Лежал в воде не знаю сколько – трудно сказать (часы мои остановились на 21-30 м.) Слышу утихло, поднял голову. Вижу – народ начинает разводить костер, и я вылез. Вначале я с полчаса или час не мог двигаться (ноги у меня и так больные, а тут промочил их). Народ думал, что я был ранен, но я просто не мог двигаться. При помощи своего трапа передвинулся к большой группе.
Перешел на большую льдину. У них уже костер. Обогрелся. Прибыл начальник экспедиции с капитаном на шлюпке, которую немцы прострелили. Пока обогревались, просмотрели, что есть в шлюпке. У меня нашлись в кармане гвозди (так уж по своей специальности приходится их носить в кармане). Мы залатали шлюпку, сделали заплатку, нашли два противогаза, заткнули дырки. В общем ее здорово прострелили. (В оригинале подчеркнуто красным карандашом). Нашли замоченный хлеб. Объезжали кругом – искали еще двух человек. Я настаивал обсушиться, обогреться, но было решение скорее к берегу. Капитан составил расписание. Нас было 19 человек спасенных. Три человека на льдине убитыми (Футерман, Грачев, Пелевина). Они на льдине так и остались. Капитан хотел их похоронить, но для этого надо было найти что-то тяжелое, т.к. они будут плавать. Ничего не нашли и оставили их на льдине.
Обогрелись, нагрузили шлюпку чем и как могли. Составили расписание гребцов. Фактически грести пришлось тем, кто замерзал больше всех. Самое тяжелое – это было вычерпывать воду, т.к. она просачивалась все время.
Пришли к берегу (затрудняюсь сказать когда, т.к.совершенно не следил за временем; капитан все время записывал, я не мог). Причалили к мыску. Гребли хорошо, быстро шли. Шли часов 6-8. На берегу было много плавников. Шлюпку вытащили; было организовано дежурство. Спать около костров не приходилось, т.к.искры все время сыпались и могли прожечь ватник. Я вышел на гору посмотреть – вижу в милях 15 от берега подводную лодку. Двигается очень быстро, шла курсом по направлению к м.Желания (это было утром, т.к. мы собирались отплывать). Я предложил всем 19 человекам не плыть, т.к. очень тяжело, а оставить в шлюпке 14 человек, остальным идти берегом. Капитан назначил меня руководителем этой группы. Пошли берегом. Решили встретиться за мыском. Прошли километров 30-40, когда шлюпка нас обогнала. Старпом Галкин говорил капитану, чтобы встретил нас за следующим мыском, но вышло все это очень неудачно – на пути попались речушки, которые невозможно было пройти, приходилось подниматься далеко вверх, чтобы их обойти. На горизонте мы заметили подлодку. Галкин сделал флаг и стал им махать, чтобы обратить внимание нашим людям на лодку. На наш флаг не обратили никакого внимания. Мы поднялись в гору. Лодка уже подходила к берегу. Подлодка встала на якорь, спустила шлюпку и что она делала дальше – я не знаю. Видел только – пригнала она нашу шлюпку к подлодке, забрала ее и отправилась. Когда я подошел к месту костра, я нашел одного человека из той группы, где был капитан. Остальные все разбежались. Как были организованы люди в группы и кто с кем – я ничего не знаю, т.к. я отстал от всех и шел один. Знаю, что были группы по 3-5 человек. Потом кто объединился и с кем – не знаю. (В оригинале подчеркнуто красным карандашом) Я отставал, т.к.искал в пути брод (плыть и переходить речку я не мог, боялся за ноги). Потом я пристал к группе Большакова, с ним и ходил; еще Карконосов – старик матрос. Когда начали подходить к полпути, они быстро пошли вперед и старик отстал. Я тоже не мог идти с ними вместе, вернулся и вижу Карконосова – он говорит: «Идти больше я не могу». Сделал костер и остался. Оставить его я не решился. Шел я вместе с ним сутки. Вновь пристали к группе, где были женщины. Начальник экспедиции тоже отстал в это время. (В оригинале подчеркнуто красным карандашом). Старик дальше идти не мог. Со стариком остаться я также больше не мог, т.к. все стали уходить (Геворкянц говорил, что некогда ждать долго, т.к. сами останемся). С этой группой я и двигался до конца через ледники. Очень тяжело было с женщинами – приходилось таскать прямо на руках иногда.
Наконец подошли к третьему леднику. Предполагали, что еще впереди будет 2-3 ледника. Женщины уже идти не могли. В это время на горизонте показалось судно, похожее на наше. Стал разжигать костер. Я думал, что это «Нерпа», но это оказался «Полярник».

Вопрос (В): Как вы могли увидеть винт на судне? И видели ли вы его?
Ответ (О): Да, видел. Судно село носом и начало погружаться в воду. Я ясно видел винт, когда судно перевернулось; я совершенно отчетливо видел со своего «фрегата», что винт судна исковеркан.
В: Видели ли вы, как подлодка расстреливала людей на воде и льдинах?
О: Нет, не видел. Я только слышал свист пуль.
В: Вы ничего не можете сказать по существу – что делалось на льдине?
О: Не могу. Я только видел, что подлодка где-то здесь близко ходит. Людей разобрать не мог. Увидел человека на мостике, когда я поднял голову, и сразу же спрятался в воду. Боялся пленения. Я очень долго лежал среди льдов.
В: Когда приплыли на берег, откуда взяли продовольствие?
О: У нас оно было. С первой шлюпки нашли банку с сухарями. Во второй шлюпке, когда ее вытащили, сохранились банки с сухарями и полмешка хлеба. Также нашли запаянную банку со спичками. Распределили – каждому досталось по 3 коробки. Нашли топор. Ведро вытащили из воды. Так что продукты были и их вполне хватило бы, если бы мы шли до зал.Благополучия. Но, когда немцы потом пристали к мыску и забрали нашу шлюпку со всем имуществом, мы остались без ничего. Кое-что оставили при себе, но этого было очень мало. Матрос Матвеев захватил банку с сухарями и ушел один в тундру. (В оригинале подчеркнуто красным карандашом). Я тоже взял себе немного. Я даже немного поругался со старпомом (перечеркнуто) стармехом, что они все имущество оставили в лодке. Правда они все очень испугались и бросились врассыпную.
В: Когда попали на «Полярник» - это была последняя группа?
О: Да, последняя. Васильев перешел через все ледники до зал.Благополучия и прошел по другую сторону залива. Мы думали, что их двое, но оказалось, что вторая – женщина (буфетчица) – осталась в ледниках, не смогла больше идти. «Полярник» подобрал нас 2-го числа вечером.
В: Не было предложения пойти на поиски старика – на судне или шлюпке?
О: Было предложение, тов.Снисаренко предлагал, но не знаю, чем это дело кончилось. Я говорил со старпомом "Пол«рника" и он сказал, что должен быть самолет для розысков оставшихся.
В: Они считали, что будет самолет их искать?
О: Да, они считали, что самолет должен полететь их искать?
В: Ледники широкие?
О: Километров 10. У них страшные трещины – пришлось их обходить. Самое страшное – это горные ручьи. Они не очень широкие (100-300 мтр.), но большой глубины с сильным течением и очень холодной водой.
В: Не было такого положения, что у идущих был запас продовольствия – они ели и ни с кем не делились, а рядом у идущих не было ничего?
О: Не знаю. У нас в группе этого не было (в группе были 2-й механик, врач Катаргина, Геворкянц). Большаков отделился от нас. Он везде быстро и свободно проходил, т.к. у него были болотные сапоги. (В оригинале данное предложение особо подчеркнуто красным карандашом) Нам приходилось искать брод, чтобы можно было пройти и женщинам, а он в болотных сапогах проходил без задержек совершенно свободно. Он раньше нас попал на «Полярник». Хлеб у нас был разделен на части. Я лично за весь переход совершенно не мог есть. Ели щавель. Он имеет сок и это нас очень поддерживало. Щавеля по дороге было много. Можно было бы пройти смело до Мат.Шара, питаясь щавелем. Настроение у народа было бодрое. Врач очень сильно поддерживала морально. Когда подошли ко второму леднику – начали немного скисать. По пути никого не встречали, но следы видели впереди идущей группы. Шли очень медленно.
У старпома было много сухарей. Куда он их дел – не знаю. С кем он делился – тоже не знаю. Самый большой запас мог быть только у старпома. – Часть текста от слов «Не знаю. У нас в группе этого не было» и до конца листа отчеркнута красным карандашом по левому полю.
В начале он был руководителем нашей группы, но потом он сразу нас бросил, перешел вброд реку и скрылся от нас. (В оригинале данное предложение особо подчеркнуто красным карандашом). Об организации групп я ничего не знал, т.к. организующей роли ни у кого не было видно. Большаков сам бежал впереди всех и не мог называться руководителем. (В оригинале данное предложение особо подчеркнуто красным карандашом). Женщин он бросил. Меня поддерживал 2-й механик Бик. Катаргина настаивала, чтобы ее оставили в пути. Вели ее под руки, обмотали ей ноги чем могли, поддерживали по возможности физически – перетаскивали через речку, но не бросали. Все ноги у нее были в крови и дальше второго ледника она не смогла бы пройти. Недостаток, конечно, был и в том, что все разбрелись – слабые и сильные сразу выявились. Что-нибудь сказать об организации на судне («Ак.Шокальский») ничего не могу, т.к. сам на судне (приписано сверху карандашом) находился всего лишь 2 суток до во время (приписано сверху карандашом) плавания.

Ст.гидрограф В.Лескинен (подписано собственноручно, простым карандашом)

Весь текст на последнем листе отчеркнут красным карандашом по левому полю.
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

"Академик Шокальский" НЭС АНИИ, 1939—1943

Сообщение Сергей Шулинин » 08 Май 2015 23:53

Сердечно благодарю за возможность читать данные документы!
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

"Академик Шокальский" НЭС АНИИ, 1939—1943

Сообщение Сальников Константин » 14 Май 2015 06:40

Долго добирался, наконец, добавлю и своё. Может поможет. :yess:
Из отчёта ШМО западного сектора Арктики за 1943г.
 img169-1.jpg
 img170-1.jpg
 img171-1.jpg
 img172-1.jpg
Аватара пользователя
Сальников Константин
 
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 05 Декабрь 2008 11:55
Откуда: п. Светлогорск (Курейская ГЭС)

"Академик Шокальский" НЭС АНИИ, 1939—1943

Сообщение Сергей Шулинин » 14 Май 2015 07:51

Константин, приветствую! А я вот никак не могу добраться до того, чтобы обработать отчеты ШМО. Лежат, ждут меня. :)
Спасибо за предоставленный материал! У меня качество отчета похуже.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

"Академик Шокальский" НЭС АНИИ, 1939—1943

Сообщение Елена_ » 28 Июль 2016 12:08

Здравствуйте! В статье С.Попова "Трагедия у Новой Земли" (журнал Морской флот" № 6-84) говорится: "Таким образом, из 27 человек, находившихся на борту "Академика Шокальского", в живых осталось 16..." Мне удалось найти этот журнал и информацию о моем деде Кокушкине А.Ф.: "Когда вошли в лед, - вспоминал капитан Снисаренко, - руль оказался заклиненным несколько на правый борт. Управление стало невозможным. Судно начало циркулировать вправо к подлодке, которая уже с близкого расстояния продолжала расстреливать судно из двух пушек прямо в упор". Снисаренко приказал остановить машину. Старший механик А. Кокушкин сделал это, стоя в воде по пояс". Эта запись соответствует протоколу опроса капитана И.С. Снисаренко (л.149об-154). В размещенных материалах фамилию моего деда нашла в перечне групп (Снисаренко – Большаков, Корнеев, Кокушкин, Иванов).
Статью С.Попова, могу отсканировать и выслать если нужно.
С уважением, Елена Лукина
Елена_
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 20 Март 2014 22:35

"Академик Шокальский" НЭС АНИИ, 1939—1943

Сообщение Молибога » 08 Октябрь 2016 14:53

"Советская Арктика", № 1, 1941 г.

Я.Гаккель. Плавание экспедиционного судна "Академик Шокальский" (с.44-47)
 shokalsky_osushka.jpg

"Экспедиционное судно "Академик Шокальский" на осушке в одной из бухт Белого моря. Фото Я.Гаккель".
 shokalsky_repair.jpg

"Смена гребного вала на судне "Академик Шокальский" во время отлива. Фото Я.Гаккель"

На с.47 в статье помещено еще одно фото, идентичное загруженному в этой ветке Александром Андреевым еще в 2013 г. (самое первое фото судно, помещенное здесь). В журнале под этим снимком подпись - "Судно "Академик Шокальский" у ледяного поля. Фото Я.Гаккель".

Фотографию эту встречал в Сети неоднократно, но только теперь узнал, что ее автор - не кто иной, как сам Я.Я.Гаккель!
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Пред.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения