"Советская Украина", китобойная флотилия

От ладьи и коча до атомохода.

"Советская Украина", китобойная флотилия

Сообщение Зотов Дмитрий » 05 Июль 2009 10:06

СОВЕТСКАЯ УКРАИНА

Строительный номер - 500
Бортовой номер - ЯЦ-0575
Порт приписки - Одесса
Номер ИМО - 5336064
Тип и назначение - Китобойная обрабатывающая плавбаза
Год постройки - 1959
Страна постройки - СССР, Николаев, завод им. Носенко
Год, смена названия -
Использование - Антарктика
Год списания - 31.07.1995
Страна регистрации - СССР Украина,Украина



Оригинальная информация
"Воля покоряет вершины!"
Аватара пользователя
Зотов Дмитрий
 
Сообщения: 302
Зарегистрирован: 22 Март 2009 13:33
Откуда: г. Междуреченск, Кемеровская область

Re: "Советская Украина", китобойная флотилия

Сообщение Зотов Дмитрий » 06 Июль 2009 13:53

 Советская Украина 1.jpg
 Советская Украина 2.jpg
http://korabli.qdg.ru/sudno3/view/3/1/?art_id=29
Аватара пользователя
Зотов Дмитрий
 
Сообщения: 302
Зарегистрирован: 22 Март 2009 13:33
Откуда: г. Междуреченск, Кемеровская область

Re: "Советская Украина", китобойная флотилия

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Июль 2009 18:54

 ShipPhoto+SOVETSKAYAUKRAINA-01.jpg
Shipspotting.com http://www.shipspotting.com/modules/mya ... lid=633048

SOVETSKAYA UKRAINA IMO: 5336064
Whaling factory
"Sovetskaya Ukraina" (Odessa, USSR).
Call sign UDTI.
She was built in USSR,1959.
Yard # 500.
BU - 1995.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Советская Украина", китобойная флотилия

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Март 2010 10:38

Денисенко И.Ф., Новые горизонты, гл. "Открытие" океана | http://www.npacific.ru/np/library/publi ... nko/02.htm

... Шли годы, китобойный промысел все настоятельнее требовал совершенствования. Значительным событием в жизни рыбаков Азово-Черноморья явился выход в рейс китобойной базы "Советская Украина" осенью 1959 года вместе с ветераном промысла "Славой".
Новая китобойная база была создана трудом советских людей - конструкторов, инженеров, техников и рабочих многих предприятий нашей страны. Водоизмещение ее - 44000 т, длина - более 200 м. Базу сопровождали новые китобойные суда с дизель-электрическими силовыми установками.
Перед коллективом флотилии "Советская Украина" стояла задача в совершенстве овладеть сложной техникой, установленной на корабле, обеспечить ввод китобазы на полную мощность.
Первый рейс флотилии в Антарктику был удачным.
А дождливым утром 1968 года "Советская Украина" вышла из Одессы в свой десятый, юбилейный рейс, посвященный 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.
Этот поход, как и предыдущие, был долгим и нелегким. Моряки прошли путь в десятки тысяч миль через многие моря и океаны. Залогом нового успеха была тщательная подготовка, которая началась задолго до отхода судна из родного порта. Экипаж совместно с судоремонтниками самоотверженно трудился, обновляя механизмы и снаряжение. 450 тыс. человеко-часов затратили члены экипажа на ремонт своего судна.
И вот из Антарктики пришла радиограмма: кашалотовый промысел начался. Счет открыл китобоец "Защитный", его гарпунер Николай Иванович Викаров первым выстрелом убил кашалота. Охота на морских исполинов прошла успешно. Китобои широко применяют метод буксировки китов, выделив для этой цели одно-два судна. Такая практика себя оправдала: выделение буксировщика способствует ритмичной работе производственных цехов, повышает кондиционность доставленного на базу китового сырья, значительно экономит ресурсы.
На китобазе на разделочных палубах днем и ночью гремели лебедки, стучали кранцы, скрежетали пилы. Раздельщики, руководимые Петром Алексеевичем Котовым и Владимиром Иосифовичем Вознюком, трудились с исключительным подъемом.
Отличных результатов достигли коллективы жиротопного завода во главе с технологами В. С. Загородним, А. А. Даниловым, В. П. Огибиным.
Среди китобойных судов лучших результатов добились экипажи "Бесстрашного-28", "Вдумчивого-34", "Дивного-46", "Безупречного-32", "Дерзкого-45".
В ленинский юбилей Управление Антарктического китобойного океанического рыболовного флота за хорошие показатели в хозяйственной деятельности награждено Ленинской почетной грамотой. В этом немалая заслуга коллектива "Советской Украины", встретившего эту знаменательную дату в далеких приантарктических водах.
А в 1971 году китобойная флотилия "Советская Украина" за успехи в развитии китобойного промысла была награждена орденом Октябрьской революции. Одному из лучших гарпунеров флотилии А. П. Кобыльникову присвоили звание Героя Социалистического Труда.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Советская Украина", китобойная флотилия

Сообщение Иван Кукушкин » 25 Февраль 2011 23:56

 06dc14300160.JPG
 06dc14300163.JPG
 06dc14300164.JPG
 06dc14300165.JPG
 06dc14300166.JPG
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Советская Украина", китобойная флотилия

Сообщение Александр Матросов » 19 Март 2011 20:52

Александр Матросов
 
Сообщения: 107
Зарегистрирован: 11 Июль 2009 00:57
Откуда: Санкт-Петербург

"Советская Украина", китобойная флотилия

Сообщение ББК-10 » 17 Февраль 2016 07:19

РАДИО, 1962, №10.

 РАДИО, 1962, №10. У берегов Антарктиды.jpg
Коммунистическая партии и Советское правительство проявляют постоянную заботу о неуклонном подъеме рыбной промышленности страны, о совершенствовании рыбопромыслового флота. Об этом свидетельствует принятое ЦК КПСС и Советом Министров СССР постановление «О мерах по увеличению добычи рыбы и производства рыбной продукции». Наряду с другими важными мероприятиями в постановлении намечено проведение больших работ по дальнейшему развитию и совершенствованию судовых средств радиосвязи, электро-радионавигационного оборудования, приборов комплексной автоматизации судовождения и технологических судовых процессов. Все это поможет улучшить работу рыбопромыслового флота.
В далекой Атлантике и Антарктике, в просторах Тихого океана и во внутренних морях советские рыбаки ежегодно добывают десятки миллионов центнеров рыбы, китов, морского зверя и других морских продуктов.
Вместе с тружениками мори самоотверженно работает большой отряд радистов. Они образцово обслуживают различные радиосредства, которыми оснащены современные рыболовные суда и флотилии, в любых условиях обеспечивают надежную радиосвязь. О трудной, но почетной вахте моряков-радистов рассказывается в письме начальника службы связи и электро-радионавигации китобойной флотилии «Советская Украина» П. Морозова, которое публикуется ниже.


У берегов Антарктиды

Три года назад советские китобои получили новый промысловый корабль, построенный на Николаевском судостроительном заводе имени И. Носенко — китобазу «Советская Украина», водоизмещением 44 тысячи тонн. Вся многообразная техника этого замечательного судна-гиганта, в том числе радио- и электро-радионавигационная аппаратура, изготовлена на отечественных предприятиях и смонтирована нашими радиоспециалистами.
Радистам флотилии пришлось много и упорно потрудиться, чтобы освоить сложную новую технику. Однако теперь они знают ее в совершенстве и отлично обслуживают китобоев.
Нет нужды доказывать, какое значение имеет электро-радионавигация для китобойного промысла.
В условиях Антарктики, где на пути встречается большое количество айсбергов, где часты снегопады и ураганные ветры, невозможно водить китобойные суда без локационных станций, обеспечивающих безопасное плавание. Что же касается бесперебойной радиосвязи китобазы с китобойными судами и береговыми радиостанциями, то без нее современный китобойный промысел вообще немыслим, не говоря уже о том, что благодаря радио советские моряки, находясь за десятки тысяч километров от родной земли, ежедневно и ежечасно связаны с жизнью своей страны.
Круглые сутки, в любых условиях советские китобои ведут добычу. Характерно отметить, что за два последних рейса китобаза «Советская Украина» два раза прошла вокруг Антарктиды и не было случая, чтобы у нас нарушилась радиосвязь с материком. Как ни трудны были походы, но радисты-китобои всегда с честью справлялись со своими задачами. После окончания первого промыслового рейса радиослужбе китобойной флотилии было присвоено звание коммунистического труда. После второго рейса многие члены экипажа флотилии были награждены орденами и медалями СССР и среди них лучшие наши радиоспециалисты: Виктор Абрамитов, Константин Сущенко, Алексей Парахно, Василий Кузьмин, Геннадий Широков, Сергей Сазонтов.
Прекрасно справляются со своими обязанностями начальники радиостанций китобойных судов Владимир Хабаров, Владимир Козлов, Петр Лунин, радиотехники китобазы Виктор Фомин, Михаил Бойчук, Вячеслав Филиппов и другие.
В течение трех лет китобаза «Советская Украина» не только выполняет государственные планы, но и значительно перевыполняет свои социалистические обязательства. Государство получает на десятки миллионов рублей сверхплановой продукции. И в этом не малая заслуга радноспецналистов флотилии, которые во многом способствуют активной промысловой работе.

П. Морозов,
начальник службы связи и электро-навигации китобойной флотилии «Советская. Украина»


Вот они, радисты «Советской Украины». На снимках сверху вниз: начальник службы связи и электро-радионавигации флотилии П. Морозов, инженер К. Сущенко, радист Г. Широков, радиотехники В. Фомин и В. Абрамитов.
[20]
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Советская Украина", китобойная флотилия

Сообщение fisch1 » 14 Август 2020 20:50

Иванченко А. Охотники за китами //Юный техник 1967 № 9 с.35-39


 35.jpg
 36.jpg
 37.jpg
 38.jpg
 39.jpg
На китобойную флотилию «Советская Украина» меня приняли рулевым. Обязанность рулевого — вести свой корабль точно по курсу. Но попробуй удержаться на курсе, когда вокруг все кипит и волны подымаются на высоту пятиэтажного дома! Корабль то падает в пропасть, то взлетает на самый гребень волны. Только успевай следить за компасом. И еще надо смотреть, чтобы впереди не было айсберга. А то и столкнуться с ним недолго. Вы, наверное, читали про гибель корабля «Титаник». Он шел в густом тумане, и те, кто стоял на вахте в рулевой рубке, не заметили, как нос корабля врезался в айсберг. «Титаник» получил большую пробоину и затонул. Страшное это приключение — столкнуться с айсбергом.
Тяжело плавать в Антарктике. Зато интересно. А если ты еще китобой, тогда вдвойне интересно.

Как добывают китов
Во-первых, на китобойной флотилии есть вертолет.
Пока флотилия идет в Антарктику, вертолет стоит в своем гараже, или, как говорят летчики, в ангаре. Всего кораблей у нас двадцать один: двадцать маленьких судов-охотников (мы называем их китобойцами) и китобаза, наш флагман — главный корабль флотилии. Он такой громадный, что ангар для вертолета сделали в его трубе. Выходу дыма это не мешает: ангар занимает только часть трубы.
Вот пройдены многие моря и разные океанские широты. Началась Антарктика — район китобойного промысла. Теперь вертолет из ангара выкатывают на палубу. Он первым летит на разведку китов. Найдет китовое стадо, и сразу летчик по радио сообщает китобойцам:
— Внимание, малыши, в квадрате «Н» вижу фонтаны1
Этого известия с нетерпением ждет вся флотилия. В судовых радиодинамиках еще звучит голос летчика, а китобойцы уже дают полный ход, спешат в квадрат «Н».
На носу у каждого судна-охотника остановлена гарпунная пушка. От обыкновенной она отличается тем, что стреляет не снарядами, а гарпунами, к которым привязан длинный капроновый канат — линь. Гремит выстрел, гарпун попадает в кита, и кит оказывается на лине.
Туша убитого кита на воде не Держится. Если отрезать линь, она сразу пойдет на дно. Поэтому кита сначала за линь подтягивают к борту китобойца и накачивают воздухом, чтобы он не тонул. Затем добычу, как говорят китобои, «ставят на флаг». Просто в китовую тушу втыкают бамбуковый шест с флажком, на котором написан номер китобойца. Чтобы знать, кому принадлежит добыча.
Один кит остается «на флаге», а за другим продолжается охота. Потом добытых китов берут на буксир. Набрасывают им на хвосты железные цепи, закрепленные у борта китобойца. Возьмут так несколько китов и на буксире тянут к базе.
Однажды, собирая добычу, мы увидели на туше кита стайку пингвинов. Нас это не удивило. В Антарктике в сезон китобойного промысла такое часто бывает. Океан пингвинам не страшен. Они не умеют летать, но плавают, как дельфины. В погоне за косяками рыбы иногда уплывают от берега на десятки миль. Но отдых нужен всем, даже неутомимым пингвинам. Если на пути им встретится убитый кит, они обязательно залезут на него, чтобы передохнуть.
Когда кита берут на буксир, его пернатые седоки обычно торопливо соскакивают в воду. Но на этот раз соскочили не все. Четыре пингвина покидать свое место отдыха не желали. Мы пробовали их сгонять, но они, побарахтавшись в воде, снова карабкались на китовую тушу.

Из-за них, этих упрямцев, наш китобоец тогда пришел к базе позже всех, почти в полночь. Матросы упросили капитана идти самым малым ходом. На полном ходу кита под бортом сильно болтало и пингвинов волны сбивали с ног. А они так старались удержаться!
Похоже было, им хотелось попасть на палубу китобазы. Мы, конечно, не возражали. Хотите — пожалуйста! Подняли их на китобазу вместе с китом.
Так на флотилии появились четверо антарктических новоселов. Мы решили привезти их на Родину, чтобы потом передать в зоопарк. Возни с ними было много. Они ничего не ели, кроме свежей рыбы. Но откуда рыба у китобоев? Мы же рыбу не промышляем.
Пришлось мастерить крючки, удочки и заниматься рыбалкой. Как только выпадало свободное время, друзья пингвинов доставали свои самодельные снасти и садились удить рыбу.
Потом, возвращаясь из Антарктики в Одессу, флотилия проходила тропики. Пингвинам жарко. Заберутся куда-нибудь в тень и, нахохлившись, сидят едва живые. Устроили для них на палубе бассейн. Не простой, с брезентовым навесом, чтобы тень была. Но им он все равно не понравился. Один раз залезли в него и тут же вылезли. Вода теплая. Тогда машинисты судового холодильника начали делать лед. Через каждый час сыпали в бассейн два ведра ледовой крошки. Холодильник на китобазе хороший, льда можно делать сколько угодно.
В бассейне со льдом три пингвина купались охотно, а четвертый, казалось, собирался погибать от жары. Бросят его в воду, а он все на палубу рвется. Сидит, клювом воздух ловит. Не ест, не пьет. Как будто и верно погибать надумал. А нам жалко. Решили сделать для него холодный душ. Что он ему понравится, мы не надеялись. Сделали так на всякий случай, чтобы испытать.
А он словно этого только и ждал, готов был сидеть под холодным дождем весь день. Сразу ожил, аппетит появился.
Про пингвинов можно много рассказать, но я уже и так отвлекся. Начал-то про китов.

Океанские гиганты
Самый большой усатый кит — блювал. Так его назвали англичане. По-английски слово
«блю» значит «голубой», а «вал»—«кит». Голубой кит. Но вообще блювал не очень голубой. Когда он выныривает на поверхность океана, спина у него совсем темная. Только в воде она кажется голубовато-синей. А брюхо белое и все в глубоких продольных складках, между которыми широкие гладкие полосы. Поэтому блювала называют еще большим полосатиком. Он настоящий океанский гигант. Его длина достигает тридцати трех метров, а вес — 160 тонн. Если поставить на весы четыреста откормленных быков и одного взрослого блювала, то блювал их перетянет. Это самое большое животное нашей планеты. И самое сильное. Чтобы померяться силой с блювалом, надо 1700 лошадей или полсотни африканских слонов.
Сейчас охота на блювалов запрещена, потому что осталось их мало. А раньше, лет десять назад, был такой случай.

Китобоец загарпунил здоровенного блювала. Кит был тяжело ранен, но не сдавался. Занырнув в воду около носа корабля, он неожиданно вынырнул за кормой. К гарпуну, который весь вошел в тело кита, как всегда, был привязан линь. И вот этот линь намотали на корабельный винт. Разорвать прочный капроновый канат у судовой машины не хватало мощности. Двигатель заглох, и китобоец потерял ход. Добраться до винта, чтобы обрезать линь, моряки не могли. Для этого нужно было спускать под корпус корабля водолаза. Но как ты его спустишь, если китобоец не стоит на месте?
Свирепея от боли, кит мчался бог знает куда. И тащил за собой на лине корабль. На горизонте виднелся айсберг. Блювал направлялся к нему.
Пока айсберг наполовину скрывала дымка, на китобойце особенно не тревожились. Они знали, что блювал обязательно отвернет в сторону. Не станет же он биться лбом о ледяную гору. Вдруг моряки увидели в айсберге огромный сквозной грот. Что, если блювал вздумает войти в него? Сам-то он пройдет, а китобоец?
Начали давать по радио «SOS». Хорошо, что поблизости оказался другой китобоец. Он успел подойти к айсбергу раньше блювала. Встретил его там и выстрелом из пушки остановил.
Про этот поединок корабля с океанским гигантом мне рассказали старые китобои. А второй случай я видел своими глазами: как на китобоец напал кашалот — самый большой кит из породы зубатых. Он намного меньше блювала, но тоже гигант. Двадцать один метр в длину и восемьдесят тонн веса. Силища у него, как у двадцати тракторов.
Помню, после вахты я только улегся, только глаза закрыл, как вдруг — звонок! Сигнал охоты.
Выбежал на мостик, глянул в ту сторону, куда показывал рукой капитан, и застыл в изумлении.
Почти у самого китобойца шел бой. Кашалот дрался с кальмаром.
Это был редкий кальмар. Такой гигантский спрут нам попался впервые, и мы решили загарпунить его вместе с кашалотом.
И вот когда грянул выстрел, метрах в тридцати от китобойца откуда ни возьмись вынырнул второй кашалот. Мы видели его всего несколько секунд. Он сразу же скрылся под водой. Потом мы услышали глухой /дар в корму корабля. Китобоец задрожал, как в ознобе. Капитан резко отвернул корабль вправо. И тут мы снова увидели этого кашалота. Стремительно огибая судно, он шел на новый таран.
Еще минута, и удар бы повторился. Но за эту минуту мы успели развернуть корабль носом навстречу кашалоту и отклониться в сторону. Разъяренный хищник проскочил мимо. Больше он не возвращался.
Корабль продолжало трясти, и нам пришлось остановить машину. Оказалось, что нападавший кашалот повредил гребной винт. Его таран был настолько мощным, что от стального винта отлетела одна из четырех лопастей. Винт стал вращаться неправильно, прыгал и дрожал. Сотрясая весь корабль, он разбивал своей осью втулку дейдвуда — корабельного устройства, которое закрывает доступ воды в подводную часть машинного отделения. Китобоец начинало затоплять.

Мы трое суток не спали. Откачивали из машинного отделения воду и меняли поврежденный винт на новый.
То, что произошло с нами, для китобоев не новость. Так же, как мы, на нашей флотилии пострадали еще три китобойца.
Почему-то, нападая на китобоец, кашалоты всегда метят головой в гребной винт. Им ничего, только небольшая рана на лбу, а металлический винт разлетается на куски. Ученые говорят, что, вращаясь, винт, вероятно, раздражает кашалотов своим шумом. Для них он непривычен, и они, если чем-то разъярены, идут на таран.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения