Страница 2 из 5

"Обь", дизель-электроход

СообщениеДобавлено: 30 Октябрь 2009 19:52
Иван Кукушкин
А. М. Козловский, Зимой в южном океане. Дрейфы судов САЭ в водах Антарктики. http://www.ivki.ru/kapustin/journal/kozlovskiy3.htm
Оцифровка и корректура: И. В. Капустин

Даже в разгар навигации во всех прибрежных морях могут возникнуть такие условия, при которых судно оказывается в дрейфе.

Иногда суда застревают во льдах на одни — трое суток, иногда — на одну-две недели. Но если это случается после окончания навигации, льды могут пленить судно и на более длительный срок.

Навигация в Южном океане начинается, когда ледовая обстановка улучшается, а заканчивается, когда и метеорологические, и ледовые условия резко ухудшаются.

В истории САЭ наиболее продолжительными являются три дрейфа: дизель-электрохода „Обь“ в Балленском ледяном массиве в 1973 г., „Михаила Сомова“ в том же ледяном массиве в 1977 г. и этого же научно-экспедиционного судна в Тихоокеанском ледяном массиве в 1985 г.


Дрейф „Оби“.

3 февраля 1973 г. после разгрузки у Мирного дизель-электроход „Обь“ направился к Берегу Хобса в район строительства новой станции Русская, место для которой было выбрано участки ками 17-й САЭ на мысе Беркс.

„Обь“ пришла в этот район 17 февраля. Ледовая обстановка была тяжелой. Судно смогло подойти к берегу лишь на расстояние около 115 км. До 1 марта на берегу удалось собрать три домика, после чего станция была законсервирована.

Зайдя в Литтлтон (Новая Зеландия) и пополнив запасы, судно последовало в море Сомова с целью обеспечения станции Ленинградская. 23 марта „Обь“ пересекла кромку льда, а 26 марта заклинилась в 10-балльном льду в 90 км от берега.

В районе Ленинградской судно оказалось как минимум на полмесяца позже всех допустимых для этого сроков.

К 2 апреля было совершено сорок вертолетных рейсов, в результате которых на Ленинградскую были доставлены все грузы, а также большая часть топлива. Пользуясь любой возможностью, „Обь“ пыталась продвигаться ближе к берегу.

4 — 5 апреля началось очень сильное сжатие, которое продолжалось 19 часов. После этого по образовавшимся каналам судно продвинулось по направлению к станции еще на 10 миль.

Однако 7 апреля на него обрушился ураган, поломавший лопасти вертолета. Начались поиски площадки под взлетно-посадочную полосу для самолета Ан-2. Периодически „Обь“ освобождалась из ледовых тисков, но вырваться из них полностью она так и не смогла.

23 апреля судно окончательно вмерзло в лед и начался его дрейф. 3 мая на расстоянии около 500 м от „Оби“ была подготовлена взлетно-посадочная полоса. С 6 по 12 мая станция Ленинградская была снабжена топливом, весь старый состав зимовщиков был доставлен на судно.

На борту „Оби“ было 68 членов экипажа и 62 участника экспедиции. Расстояние между дрейфующим судном и станцией составляло в то время около 290 км.

В водах Антарктики в данный период находилось лишь одно судно, которое могло оказать помощь „Оби“, — дизель-электроход „Наварин“. Это судно завершало грузовые операции по обеспечению станции Новолазаревская.

4 июня после бункеровки в порту Фримантл „Наварин“ пришел в район дрейфа „Оби“ и остановился на расстоянии 300 км от нее. К 10 июня у борта „Оби“ в очередной раз была создана взлетно-посадочная полоса.

К этому времени „Наварин“ сумел продвинуться на расстояние около 180 км. Началась эвакуация части экипажа и экспедиции на вертолете. Вывоз людей и доставка груза по воздушному мосту „Обь“ — „Наварин“ проходила в очень сложных условиях: температура воздуха понизилась до — 30 'С, то и дело усиливался ветер, из-за подвижек льда взламывало льдину, на которой находилась взлетно-посадочная полоса...

Пилоту Ан-2 А. М. Волосину и командиру вертолета Ми-8 В. С. Буклею приходилось совершать все полеты вслепую, что было очень рискованно.

К 20 июня 1973 г. все транспортные операции были закончены. На „Оби“ осталось 50 членов экипажа судна и 23 участника экспедиции. Старшим по экспедиционному составу был назначен Е. Б. Леонтьев. Под его руководством проводились все научные наблюдения и работы на льду у борта дрейфующего судна.

Всех оставшихся наедине с суровой Антарктикой возглавлял капитан судна С. И. Волков.

В апреле „Обь“ дрейфовала на запад-северо-запад, в первой половине мая — на север-северо-восток. Во второй половине мая направление движения судна стало меняться на юго-западное. Средняя скорость дрейфа в мае составляла около двух миль в сутки.

В июне судно дрейфовало в северсеверо-западном направлении, сближаясь со скоплениями айсбергов, которые располагались на обширном мелководье между 65 — 67' ю. ш. в секторе 150 — 156' в. д. Между скоплениями айсбергов оставался проход шириной около 30 миль.

Двигаясь вместе с ледяным потоком, „Обь“ вписалась в эти „ворота“, и 27 июня на широте 65'37' ю. ш. ее дрейф приобрел преобладающее восточное, а с середины июля — северо-восточное направление. На этом отрезке скорость дрейфа судна увеличилась до 10 — 12 миль в сутки.

22 июля стала ощущаться океанская зыбь, и ледяное поле, в которое вмерзла „Обь“, раскололось. За период с 23 апреля по 22 июня судно продрейфовало 564 мили.

"Обь", дизель-электроход

СообщениеДобавлено: 05 Ноябрь 2009 19:15
Коста_
С огромным интересом прочитал все рассказы и просмотрел все материалы об этом судне. Мой отец очень долгое время ходил на нем в период 65-75 годы.
Где-то лежат куча фотографий, открыток, дипломов Нептуна, фото экипажа и разных забавных моментов. Если интересно обязательно найду, отсканирую и выложу здесь.

"Обь", дизель-электроход

СообщениеДобавлено: 05 Ноябрь 2009 19:33
Иван Кукушкин
Коста_ пишет:Если интересно обязательно найду, отсканирую и выложу здесь.

Конечно же очень интересно.
"Обь" в этот промежуток времени относительно неплохо "освещена" в рейсах Советской антарктической экспедиции. Но вот где и чем "занималась" вне САЭ - белое пятно. Хотя и фотографии рейсов в Антарктику "ненужными" просто не могут быть.

Я думаю и с портала "Морфлот СССР" заинтересуются такой историей "Оби".
Ждем :)

"Обь", дизель-электроход

СообщениеДобавлено: 06 Ноябрь 2009 19:47
porollo
Архангельский предпрниматель Р. Рамазанов(владелец Лайского дока) снял с мелей острова Колгуев два судна и подготовил их к буксировке в Архангельск на разделку.Названий судов пока не удается установить, но одно из них вероятно "ОБЬ". На следующей неделе буксиры должны привести суда в Архангельск, и после постановки в док бывшего завода Красная Кузница , где будут заварены кингстоны, суда отведут в Лайский док для резки.

"Обь", дизель-электроход

СообщениеДобавлено: 09 Ноябрь 2009 19:33
porollo
д/эх ОБЬ приведен в Архангельск. Сейчас находится у причала бывшего завода Красная Кузница. Мачта, надстройка срезаны.Судно готовят к постановке в док. Фото выложу позже.

"Обь", дизель-электроход

СообщениеДобавлено: 09 Ноябрь 2009 19:53
Иван Кукушкин
Спасибо!
Печальная история.

"Обь", дизель-электроход

СообщениеДобавлено: 14 Ноябрь 2009 19:52
Иван Кукушкин
Перепост с "Морфлот СССР":

На днях буксиры архангельского предпринимателя Романа Ромазанова привели в Архангельск на разделку ОБЬ, снятую с отмелей острова Колгуев.
Эти несколько снимков были сделаны 13 ноября этого года в доке бывшего завода Красная Кузница, что в Архангельске. Грустно было видеть это легендарное судно в таком виде, но даже такое оно производило мощное впечатление. Корпус покрыт ржавчиной, но её толщина минимальна. Если корпус отпескоструить, то и сейчас, по прошествии стольких лет, он даст фору любому современному судну. Надстройка и мачты срезаны. Сейчас ведутся работы по герметизации корпуса. Потом судно уведут в Лайский док, где всю зиму планируется разделка внутренних помещений. Весной окончательная разборка на бывшем заводе Красная кузница. Не удержался и взял на память концевую заглушку от поручня и звено цепи. Теперь у меня дома кусочек ОБИ.
Фото Ивана Паролова.
 a3692599c2c9.jpg
 7a4c9b9d315c.jpg
 65ce9c9d35d3.jpg

"Обь", дизель-электроход

СообщениеДобавлено: 13 Март 2010 12:37
Иван Кукушкин
 Apin_02.jpeg
 Apin_01.jpeg
Галерея сайта "Морской флот СССР" http://www.mmflot.com/forum/gallery/sea ... er_id=2905

Apin :
→ 1. д.э Обь 1954.jpg
← 2. Дэ Обь у достроечной стенки на СРЗ во Флиссингене

"Обь", дизель-электроход

СообщениеДобавлено: 01 Апрель 2010 21:56
Александр Матросов
 yandex-somov-34.jpeg
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Из записей Сомова М.М
Связь эпох.

"Обь", дизель-электроход

СообщениеДобавлено: 01 Апрель 2010 21:58
Александр Матросов
Изображение
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Кейптаун.1956.
Связь эпох.

"Обь", дизель-электроход

СообщениеДобавлено: 01 Апрель 2010 22:00
Александр Матросов
Изображение
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Кейптаун.1956.
Связь эпох.

"Обь", дизель-электроход

СообщениеДобавлено: 08 Май 2010 13:22
Иван Кукушкин
 196252.jpg
Государственное учреждение «Центральный музей связи имени А. С. Попова»
Оригинал почтовой марки, утвержденный. СССР. 1966. 10 лет советских исследований в Антарктиде. Дизель-электроход "Обь". 10 коп. Автор: Ряховский Ю.В.
http://www.di-imagetel.ru/catalog/list. ... _ID=216995

"Обь", дизель-электроход

СообщениеДобавлено: 22 Июль 2010 22:01
[ Леспромхоз ]

"Обь", дизель-электроход

СообщениеДобавлено: 23 Июль 2010 19:23
Polarstern
Еще 2 фотографии этого славного судна былых лет:

 Ship+Photo+OB-01.jpg
 Ship+Photo+OB-02.jpg


Место съемки: Велингтон, Новая Зеландия
Год съемки: 1975
Судно было построено в Голландии (на судоверфи во Влиссенгене) в 1954 году.

http://www.shipspotting.com/modules/mya ... id=1067808
http://www.shipspotting.com/modules/mya ... id=1067809

Также статья из журнала "Моделист-Конструктор" 1971, №4 :

http://hobbyport.ru/ships/ob.htm

Изображение

"Обь", дизель-электроход

СообщениеДобавлено: 24 Июль 2010 14:21
Иван Кукушкин
Еще 2 фотографии этого славного судна былых лет:

Заменил фотографии в посте на полноразмерные. Shipspotting отдает их по дополнительной кнопке "full size", теперь лежат кадры 3595*2206 и 3244*2162