«Геркулес», двухмачтовая парусно-моторная гафельная шхуна

От ладьи и коча до атомохода.

«Геркулес», двухмачтовая парусно-моторная гафельная шхуна

Сообщение Военная Разведка » 28 Январь 2009 16:55

«Геркулес»
Двухмачтовая парусно-моторная гафельная шхуна

 25-Геркулес.jpg
История судна:
Двухмачтовая парусно-моторная гафельная шхуна (иначе — "моторно-парусная зверобойная шхуна") Шпицбергенской экспедиции В. А. Русанова. Построена из дуба а 1908 г. в пос. Росендаль в Харлангере (Норвегия) для рыбного и зверобойного промысла в полярных морях, принадлежала акционерному обществу "Эльф" в Христиании (ныне Осло). В 1912 г. куплена В. Русановым для организации Министерством внутренних дел России экспедиции по обследованию угольных месторождений Шпицберген, арх. (кап. А. С. Кучин). В июне "Геркулес" покинул Александровск (ныне Полярный) и в течении 1,5 месяца работал на Шпицбергене. В авг. "Геркулес" пересек Баренцево море и достиг Новой Земли, где в становище на берегу пролива Маточкин Шар Русанов оставил 18 августа записку о возможном дальнейшем пути на восток по Северному морскому пути, после чего судно пропало вместе с экипажем и научным персоналом (12 чел.). Именем „Геркулес" назван остров в Карском море, где в 1934 году (гидрографом с моторно-парусного бота "Сталинец") обнаружен знак экспедиции (столб) с надписью "Геркулес 1913". В 1936 г. на безымянном острове в Карском море (ныне остров Попова — Чухчина) в шхерах Минина обнаружены вещи членов экипажа "Геркулеса". В 1973-1977 гг. специальная экспедиция, организованная газетой "Комсомольская правда", оставила на острове знак-памятник экипажу "Геркулеса". Судьба шхуны как равно и всех членов команды остаётся невыясненной до сих пор.


Технические характеристики:

Длина 22,4 метра, ширина около 6 метров, осадка 2,5 метра, валовая вместимость свыше 63 тонн, скорость под мотором — до 6 узлов
Аватара пользователя
Военная Разведка
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2411
Зарегистрирован: 24 Август 2007 17:17

«Геркулес», двухмачтовая парусно-моторная гафельная шхуна

Сообщение [ Леспромхоз ] » 28 Январь 2009 18:42

 ger.jpg
Мемориальный камень команде "Геркулеса"
на острове Попова-Чухчина.

Текст:
Полярному исследователю В.А.Русанову. Капитану А.С.Кучину.
Экипажу судна "Геркулес"
Потомки помнят.
Установлен в во время экспедиции газеты "Комсомольская правда"
в 1973-1977 г.г.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

«Геркулес», двухмачтовая парусно-моторная гафельная шхуна

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Август 2010 13:13

 ger.jpg
Несостоявшаяся сенсация
© Феликс Цыганенко
Парусно-моторная шхуна "Геркулес"

Начало ХХ-го века – время полярных походов, трагедий и великих географических открытий. В 1909 году американцы Роберт Пири, а затем Фредерик Кук заявили о себе, как о первооткрывателях Северного полюса. Однако эксперты установили, что ни тот, ни другой не достигли верхушки планеты. В 1911 году на другом конце планеты норвежец Руальд Амундсен, а вслед за ним англичанин Роберт Скотт, успешно штурмовали Южный полюс. В 1912 году в Арктику ушли три русские экспедиции: полярного геолога Владимира Русанова на шхуне «Геркулес», старшего лейтенанта Георгия Седова, на шхуне «Святой мученик Фока» и лейтенанта Георгия Брусилова на «Святой Анне». К сожалению, все они закончились трагически. О судьбах «Святого Фоки» и «Святой Анны» написано много исследований, книг, статей. Об экспедиции же Русанова практически ничего неизвестно. Считалось, что полярник пропал в районе мыса Желания, у северной оконечности Новой Земли, в 1912 году вместе с экипажем и шхуной.

С тех пор минуло почти столетие, в Арктике работают мощные ледоколы, в том числе атомные, на помощь полярникам приходят современная авиация и космическая связь. Но до сих пор высокие широты хранят неразгаданные тайны начала ХХ-го века.

Удивительным образом мы коснулись памяти полярного исследователя Русанова в 1969 году, завершая снабженческий рейс в Арктике. Дизель-электроход «Куйбышевгэс» выгружался на рейде мыса Челюскин. Это северная оконечность евразийского материка - полуостров Таймыр. Омывающий его пролив Вилькицкого, отделяет архипелаг Северная Земля от материка и соединяет Карское море с морем Лаптевых. Пролив является как бы условной границей между западным и восточным секторами Арктики...

Экипаж судна занимался привычной в Арктике работой по доставке груза полярникам. Выгрузка завершалась жизненно необходимым в долгую полярную зиму топливом. Бочки грузили в три яруса на понтоны, которые тащили катером к берегу. Затем, застропив по 12 штук в связку, тракторами буксировали их волоком. Тем и отличались мурманские моряки от коллег с Балтики или Чёрного моря - навыками арктической выгрузки и порой - в экстремальных условиях.

Но мы успевали и осмотреться на Таймырском побережье. Свободные от работы члены экипажа во главе со вторым механиком Валерием Лариным стали свидетелями, как стая резвых белух взяла в полукольцо косяк сайки и гнала её на отмель. Вода бурлила от большой массы рыбы, которой не было спасения и она оказывалась на берегу. Небольшая рыбка вполне годилась для ухи и моряки, зайдя в воду, черпали её ведром. Зрелище - невиданное для человека, впервые попавшего в эти края.

- Ребята, заводи катер, попробуем достать белуху! – «завёлся» механик Ларин, приготовив багры и лопаты для схватки с полярным китом. Азарт охватил наши молодые и горячие головы, когда погнались за животным на катере. Казалось бы: вот она рядом, до спинных плавников рукой достать, не уйдёт! Наивные мы люди... Белуха ныряла, а из воды показывалась уже далеко по правому борту. Изменив курс, мы вновь мчались за ней, увы, ситуация повторялась. Белуха, вынырнув теперь по левому борту, казалось, что насмешливо разглядывала людей в катере. Вот чудаки... Убедившись, наконец, в бесперспективности погони, «охотники» вернулись на берег.

Учитывая важное географическое положение мыса Челюскин, здесь располагался небольшой аэропорт, обсерватория и погранзастава. Её молодой командир, старший лейтенант атлетического сложения и высоченного роста, считался тут единственным представителем власти. Контролируемая офицером территория полярной тундры и побережья пролегла на многие километры. В случае конфликта, пограничники могли заменить и правоохранительные органы. Однако не было в том нужды, немногочисленный народ на мысе вёл спокойный, размеренный образ жизни. В долгую полярную зиму в основном спал, подражая, зарывшейся в снег полярной медведице, ожидавшей прибавления в косолапом семействе.

Что до спиртного, ну кто же против? Да где взять? Горячительные напитки со снабжением моряки привозили раз в году. Как не планировал растянуть удовольствие начальник «полярки», никак не получалось, «огненная» вода долго не залёживалась...

В редкие часы досуга солдаты погранзаставы подходили к кромке воды, провожая задумчивым взглядом, спешившие в пролив Вилькицкого корабли. Скоро его забьёт льдом и не обойтись без ледокола, на трассе он будет в роли «скорой помощи». Молодые парни мечтали оказаться на палубе сухогруза, чтобы уплыть в дальние и по возможности - тёплые края, прочь от опостылевшей тундры, отца-командира и сушёной картошки на обед.

Чуть поодаль, один из воинов, лишённый подобного воображения, тренировался стрельбой из автомата по плывущему на оторвавшейся льдине моржу. Его коллега отрабатывал меткость и кучность стрельбы, пытаясь попасть в дикую утку, не успевшую улететь и метавшуюся в прибрежной ледяной полынье. На свою беду, на эти забавы обратил внимание полярный гидрограф из Москвы Владилен Троицкий, находившийся в арктической командировке. Провёл он многие годы на Севере, совмещая основную работу с поисками, пропавшей шхуны «Геркулес». Учёный беззаветно любил Арктику и призывал обитавших там людей беречь полярную фауну. Потому, возмущённый стрельбой солдат из автоматов по всему живому, гидрограф пожаловался командиру погранзаставы:
- Это что же вытворяют ваши солдаты? Им что, нечем заняться?
Старший лейтенант пограничных войск от возмущения побагровел. Вот он долгожданный и желаемый момент для пограничника, когда наконец-то можно выплеснуть, бившую через край, энергию!

- Да кто ты такой? И не ты ли тарахтел тут на МИ-2? Где разрешение на облёт пограничной зоны? - тут же учинил допрос военный «губернатор» мыса Челюскин. Учёный обследовал побережье Таймыра на бортовом вертолёте с ледокола «Киев». Но не с целью военной разведки, а с завидным желанием и упорством найти следы пропавшей экспедиции Русанова.
- Попался голубчик! - потирал руки от удовольствия командир, - посидишь в КПЗ (камера предварительного заключения), остынешь немного, а мы разберёмся, что ты за птица?..

К экипажу дизель-электрохода гидрограф присоединился после окончания выгрузки и освобождения его из мест «заключения». Судно возвращалось в Мурманск и завершение арктической навигации командиры отмечали праздничным обедом в кают-компании. Такая сложилась традиция. За большим обеденным столом, после первой рюмки спирта и ломтиков вяленой рыбки, гидрограф и поведал морякам о своих приключениях на мысе Челюскин.

Несмотря на неприятный инцидент с пограничником, Троицкий был в приподнятом настроении. Многолетние поиски шхуны «Геркулес» могли увенчаться успехом и был тому повод. На одном из островков Карского моря, близ Таймыра, гидрограф обнаружил потемневшие от времени, деревянные части шпангоутов. С его слов, они имели признаки принадлежности к шхуне «Геркулес». Если это так, то вот он, радостный и редкий миг удачи! «Такой бывает лишь раз в жизни»! - ликовал Троицкий, доставив вертолётом части шпангоутов на борт судна.

«В случае успеха напрочь опровергалась версия, что экспедиция пропала у Новой Земли, в районе мыса Желания»! - объяснял он капитану Илюнину. Однако, удостовериться в этом возможно лишь на Большой Земле. А пока боцман Юра Фартушный, по просьбе учёного, закрыл находку в своей кладовой, под полубаком (носовая часть судна). Если бы только знал гидрограф: какая участь постигнет его находку? Через месяц учёный говорил: «Я бы совершил с ней пеший переход по тундре, добирался бы... ползком до Большой Земли!»...

В порту приписки Мурманске, куда зашел после окончания навигации дизель-электроход, произошла частичная смена экипажа. На выходные дни улетел в Москву и Троицкий. В предотпускной суете, сдающий дела боцман Фартушный забыл предупредить коллегу о находке учёного, хранившейся в носовой кладовой. Из Мурманска судно должно было следовать в Питер, под погрузку на Европу. Гидрограф планировал там доставить драгоценную находку в институт Арктики и Антарктики, чтобы доподлинно установить принадлежность останков. С тяжёлым сердцем, как потом сам признался, учёный улетел домой, в Белокаменную, до прихода судна в Питер.

Вездесущие журналисты, как у них принято, успели оповестить в центральной прессе:
«Сенсация! На борту дизель-электрохода «Куйбышевгэс» находятся останки «Геркулеса». Судно на подходе к Ленинграду»!

К несчастью для Троицкого, в Мурманске вернулся с отпуска боцман Иван Рябой. Прошедший школу Северного флота, бывший главстаршина - настоящий «дракон». Так называли боцманов, поддерживающих традиции старого русского флота, где чистота и безукоризненный порядок на палубе - их болезненная страсть. После арктических походов, на переходе в Ленинград, Иван тщательно осматривал свой «департамент», в том числе и помещения под полубаком.
- Это что за деревяшки? – поинтересовался боцман у старшего матроса Толика Блинова, имея в виду, хранившиеся там останки шпангоутов.
- Не знаю, Иван Кузьмич, я сам вернулся из отпуска.
- Непорядок у боцмана, захламил Юра помещение, - огорчился Рябой на Фартушного и выбросил возможные останки шхуны Русанова за борт.

Прибывший в Питер гидрограф Троицкий, узнав о «хозяйственной» деятельности боцмана, схватился за сердце. Если «деревяшки», по выражению Ивана Рябого, были действительно частью шпангоутов «Геркулеса», то теперь, вместо холодных островов Арктики, они покоятся на дне вечно штормового Норвежского моря. А ведь какая могла быть сенсация! Конечно при условии, что боцман Рябой утопил натурально шпангоуты «Геркулеса». Так что тайна гибели Русанова и его шхуны по-прежнему остаётся нераскрытой...
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

«Геркулес», двухмачтовая парусно-моторная гафельная шхуна

Сообщение fisch1 » 21 Апрель 2019 19:04

 11.png


Брейтфус, Л. Л. Северные полярные экспедиции 1912 года и их поиски : обзор деятельности экспедиций: старшего лейтенанта Седова, лейтенанта Брусилова, геолога Русанова и лейтенанта Шредер-Штранца 1915. - c.11
viewtopic.php?f=7&t=6272&p=73520#p73520
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения