Кирилин А.И., бортмеханик (1911–2006)

Документы, фотографии, воспоминания полярников и о полярниках, на нашем сайте и в сети.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Кирилин А.И., бортмеханик (1911–2006)

Сообщение Николай Дмитриевич » 10 Март 2012 08:54

Похоже, это 542 борт.
Николай Дмитриевич
 
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 23 Февраль 2011 11:43

Кирилин А.И., бортмеханик (1911–2006)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Март 2012 21:38

Продолжение (фрагмент) воспоминаний Кирилина А.И. из ЦМАМЛС (центральный московский архив-музей личных собраний).
Ф.261 О.1 Д.1.
OCR выполнил Николай Дмитриевич.

…Мы, авиаторы, воспользовавшись улучшением погоды, вылетели на остров Диксон {1}. Летом там садились гидросамолеты на воду бухты, а мы летим на больших, как бы на вездеходных, колесах, и должны садиться на мерзлую кочковатую тундру – ровную и без препятствий.
Но при пробеге хвостовой металлический лыжонок попал между двух кочек, застрял. А поскольку он прочно прикреплен к хвостовой части самолета, то оторвал с собой килевую конструкцию хвоста. Самолет еще немного пробежал и остановился с поднятым носом. Авария, да еще в такое репрессивное время!
Нужна комиссия составлять акт. В аэропорту Диксон авиаторов было всего двое: Анютин и Шандровский {2}. Сообщили об аварии в морской порт и вызвали уполномоченного НКВД. Акт составлен – диверсии нет. Аварийный самолет законсервирован, закреплен от ураганных ветров, которые здесь не редкость, и оставлен на о. Диксон зимовать.
Мы всем экипажем 20 октября 1940 года садимся на корабль «Сибиряков», последний уходящий из Арктики, и следуем в Архангельск. Оттуда – по железной дороге в Москву, отчитываемся и едем в отпуск в санаторий «Курпаты» в Крыму{3}.
После отпуска в январе 1941 года мне холостяку – командировка в Красноярск на авиаремонтный завод Полярной авиации. Там комплектую детали для оставленного на Диксоне самолета Р-6 {4}. А в марте нас со слесарем и с деталями доставили самолетом опять на остров Диксон.
С большим трудом раскопав снег, добрались до хвоста самолета. На хвосте установили палатку и в течение месяца восстановили самолет. Об этом сообщили в Дудинку, там нашего сообщения ждал летчик Александр Тимофеевич Стрельцов – он также прибыл пассажиром через несколько дней.

В апреле перегнали этот самолет в Красноярск на завод. После сдачи его в ремонт меня назначили бортмехаником на гидросамолет «Дорнье-Валь» Н – 10, на котором также был ремонт. Мне приказ: находится здесь до готовности самолета до июня, пока весь Енисей не освободится ото льда.
В июне 1941 на КАРЗе самолет облетали. Готовимся к полетам на ледовую разведку Севморпути. Вылет назначен на 23 июня. Но тут потрясающее сообщение – гитлеровское нападение, война! Полет отменен. На второй день прибыл начальник Полярной авиации Илья Павлович Мазурук с группой военных специалистов. Осмотрели наши самолеты и приступили к срочному переоборудованию их в военный вариант. Работа круглосуточная, через неделю три «Дорнье Валя» переоборудованы – установлены турели и бомбоподвески.
Вылетели из Красноярска 30 июня 1941 года. У нас командир Стрельцов, военный штурман-бомбардир Некипелов, бортрадист Стрежнев и нас два бортмеханика: Виктор Яковлевич Бывшев и я Алексей Иванович Кирилин. На двух других самолетах командиры: Сурнин и Михельсон.
Прибыв в устье реки КАРА (полярка «Усть-Кара»), выполняли учебные бомбометания. Когда цементные бомбы с запалом падали на материк, происходил дымный взрыв для наблюдения. После этого перелетели в тройке на озеро Таендо, где базировались и вылетали на Новую Землю, барражируя в проливах, чтобы не прошли корабли и подводные лодки фашистов.
Однажды наш летнаб с командиром заметили в проливе подводную лодку и начали ее бомбить. В это время заметили от берега стрельбу по нашему самолету. Штурман Некипелов докладывал командиру, что лодка повреждена. Он за этим наблюдал больше чем летчик, так как Стрельцов маневрировал и уходил из-под обстрела. Моя функция в этом бою заключалась в том, чтобы тщательно следить за бензобаками, в случае пробоины переключить питание двигателей на полные баки и быть в готовности к пожаротушению…

Примечания Н.Д.:
{1} Речь идет о событиях осени 1940 г. на мысе Челюскина
{2} Написание фамилий возможно с ошибками – А.И.Кирилин все их воспринимал на слух.
{3} Существует до сих пор в Ливадии
{4} Речь идет о самолете с бортовым номером Н - 276
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Кирилин А.И., бортмеханик (1911–2006)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 18 Март 2012 10:25

Продолжение (фрагмент) воспоминаний Кирилина А.И. из ЦМАМЛС (центральный московский архив-музей личных собраний).
Ф.261 О.1 Д.1.
OCR выполнил Николай Дмитриевич.

ПОЛЕТ НА ОСТРОВ РУССКИЙ {5}
…С командиром самолета Ан-2 Алексеем Аркадьевичем Каш доставляли врача к тяжелобольному зимовщику.
Ровный и большой остров Русский в Северном Ледовитом океане. Июль-месяц, тундра растаяла на 20 – 30 сантиметров. Со всех сторон горы нагроможденного пакового льда. Кружимся. Запросили показать место посадки – не провалимся ли? Ответили: «Мы везде ходим и не проваливаемся!»
С воздуха сами определили место посадки. У них между приемной и передающей станциями след – колея от вездехода примерно три километра. Колея местами с воздуха не просматривается – значит, думаем, это более твердое место. Садимся туда, но при пробеге колеса провалились в оттаявшую тундру. Хорошо, что предусмотрительный Каш дал команду: при первом же прикосновении колес всем – в хвост, «затяжелить» его, чтобы не скапотировать. Это нас спасло. Оказалось, никакое это не твердое место, а жидкое – колея незаметно «заплывает».
Доктору это даже хорошо – шагнул из просевшего самолета без стремянки и пошел к больному. А наш экипаж страшно озабочен: как отсюда взлетать? Стали ходить по острову в поисках возможного места для взлета и нашли. На берегу мелкая галька, и если оттуда убрать крупные камни, то можно и садиться и взлетать. Но как сюда доставить самолет? Вездеход у зимовщиков неисправен, да он бы по такой грязи и не сдвинул самолет.
На помощь пришел весь мужской состав зимовки. У них был заготовлен тёс для ремонта крыш. Перетаскали эти доски к самолету. Получился настил для разбега метров в тридцать. Закатили самолет на этот настил. Теперь нужно налегке взлететь с этого настила и сесть на берегу. Облегчаем самолет: снимаем инструмент, запчасти, оборудование, сливаем бензин в бочки, оставив только чуть-чуть для взлета и посадки.
Штурман Шамис с бортрадистом Шевченко для облегчения сняли даже радиостанцию с радиокомпасом. Взлет производим вдвоем с пилотом. Все готово – если не оторвемся от 30-метрового щита, остановка исключена, перевернемся и сгорим.
Прогрели двигатель, стоим у самого края щита на тормозах. Каш дает последнее указание: с места – полную мощность, и держать этот режим!
И вот взлет! Не оторвались, не хватило щита! Я держу полную мощность, самолет несется по грязи, колеса бросают ее вперед, винт подхватывает и швыряет в лобовое стекло. Каш работает штурвалом, но скорость мала. Он открыл боковую форточку, что-то видит. Двигатель перегрелся, несемся по острову километра два (хорошо, что нет препятствий), остановиться нельзя, перевернемся.
И вот берег, а за ним океан, загроможденный льдами. У самого берега тундра оказалась твердой и мы – в воздухе! Под нами мелькает хаос льда! Командир пытается развернуться на остров, но тут другая беда – низкая облачность. Чтобы на вираже не зацепиться крылом за льдины, нужно подняться выше. Уходим в облачность и теряем ориентировку. Нет ни радиокомпаса, ни радиостанции, ни штурмана с радистом.
Бензина и так было мало, а после такого тяжелого разбега его совсем не осталось, загорелась сигнальная лампочка – топливо на исходе. Но тут увидели в просвете между льдом и облаками темную полоску – и к ней! Это и есть берег острова, садимся – и двигатель тут же останавливается.
Каш выходит из кабины, идет к Шамису: «Какой же ты штурман? Не подсказал, что низкая облачность, что полет невозможен. И вместо того, чтобы настроить радиокомпас на остров, ты его совсем снял с самолета! У меня нет больше слов!» И обращается ко мне: «Алексей, бери канистру со спиртом, пошли отдыхать! А они пусть грузят все в самолет и заправляют его бензином».
К этой канистре Каш пригласил всех мужчин зимовки. И после того, как ее спустя два дня опустошили, мы стали готовиться к вылету. Шел уже пятый день нашего пребывания на острове Русский.
Больной поправился, и мы возвратились на мыс Челюскин. Там нам вручили радиограмму из Москвы с благодарностью за своевременную доставку врача. Но когда в столицу дошли слухи о таком нашем чрезвычайном полете, там усмотрели, что мы нарушили несколько пунктов Наставления по производству полетов (НПП). Но ограничились предупреждением, так как более старшая инстанция – начальник ГУСМП объявил всем нам благодарность за этот полет…

…С Летчиком Кашем в дальнейшем встречались на льдах Антарктиды {6}. Там он подарил американскому метеорологу пятак. Вот как это было.
В часы досуга в одном из домиков, беседуя за столом, Каш говорит: «Райт, сувенир!». Показывает пятак и стал его в своих сильных руках гнуть с усилием до пота. Согнул в трубку и подарил. Райт {7} в совершенстве разговаривал по-русски. Благодарит и, щупая мускулатуру Каша, говорит: «Передам это в Вашингтон, в музей!».
А Алексей Аркадьевич такой весельчак и затейник. Он заранее в тисках круглогубцами этот пятак согнул. А когда перед Райтом в руках гнул, то незаметно поменял ровный пятак на гнутый…

Примечания Н.Д.:
{5} Здесь речь идет о событиях начала 50-х годов
{6} А.А. Каш был пилотом континентального авиаотряда в 1 КАЭ
{7} Видимо, имеется в виду американский метеоролог Картрайт
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Кирилин А.И., бортмеханик (1911–2006)

Сообщение Николай Дмитриевич » 19 Март 2012 11:18

На двух других самолетах командиры: Сурнин и Михельсон.


Из списков безвозвратных потерь личного состава:

Михельсон Петр Давыдович 1909 г.рождения г. Одесса.
майор запаса, командир корабля 2 авиагруппы ВВС Северного флота.
погиб 24.08.41. при катастрофе в районе Баренцева моря
ЦВМА фонд 787, опись 2, дело 146; а также фонд 864, опись 1, дело 1311

Сурнин Александр Михайлович уроженец г. Одесса
капитан, 2 авиагруппы ВВС морского флота
пропал без вести
ЦАМО фонд 58, опись 818883, дело 658
Николай Дмитриевич
 
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 23 Февраль 2011 11:43

Кирилин А.И., бортмеханик (1911–2006)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Март 2012 12:29

В дополение предыдущего поста Н.Д.:

Сурнин Александр Михайлович

 00001347.jpg
 00001348.jpg
Номер записи 76236681
Фамилия Сурнин
Имя Александр
Отчество Михайлович
Дата рождения __.__.1908
Место рождения Украинская ССР, г. Одесса
Последнее место службы СФ, 2 ав. группа
Воинское звание капитан
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 17.08.1941
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА

ЦВМА фонд 864, опись 1, дело 1311

 864-0000001-1311-00000233.jpg
 864-0000001-1311-00000276 Сурнин.jpg
Номер записи 76520613
Фамилия Сурнин
Имя Александр
Отчество Михайлович
Дата рождения __.__.1908
Место рождения Украинская ССР, Одесская обл., г. Одесса
Дата и место призыва Вязовский РВК, Сталинградская обл., Вязовский р-н
Последнее место службы СФ, 2 ав. гр.
Воинское звание капитан
Причина выбытия пропал без вести (в р-не о.Новая Земля)
Дата выбытия 17.08.1941
Название источника информации ЦВМА
Номер фонда источника информации 864
Номер описи источника информации 1
Номер дела источника информации 1311
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Кирилин А.И., бортмеханик (1911–2006)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Март 2012 12:43

Михельсон Петр Давыдович

 00001079.jpg
Номер записи 76158968
Фамилия Михельсон
Имя Петр
Отчество Давыдович
Дата рождения __.__.1909
Место рождения Украинская ССР, Одесская обл., г. Одесса
Последнее место службы СФ, 2 ав. группа
Воинское звание майор запаса
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 24.08.1942
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА

 864-0000001-1311-00000273.jpg
Номер записи 76520595
Фамилия Михельсон
Имя Петр
Отчество Давыдович
Дата рождения __.__.1909
Место рождения Украинская ССР, Одесская обл., г. Одесса
Дата и место призыва Вязовский РВК, Сталинградская обл., Вязовский р-н
Последнее место службы СФ, 2 ав. гр.
Воинское звание майор запаса
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 24.08.1941
Название источника информации ЦВМА
Номер фонда источника информации 864
Номер описи источника информации 1
Номер дела источника информации 1311


Валентин Аккуратов.
В Арктике сорок второго
- Чертова броня загнала нас в самый тихий угол нынешней земли, - рассказывал Сырокваша. - Конечно, мы не забываем о Японии, иногда встречаем в Беринговом море ее сторожевые корабли. Неделю назад получаем шифровку о немедленном вылете в Архангельск, где узнаем, что гидросамолет Мазурука не вернулся с задания. Мысль о гибели никак не укладывалась в сознании, хотя мы знали, что уже сбиты и погибли экипажи Антюшева(?), Михельсона и других полярных летчиков.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Кирилин А.И., бортмеханик (1911–2006)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Март 2012 13:07

"из песни слово не выкинешь"

ЦВМА фонд 12, опись 5, дело 22
 012-0000005-0022-00000135.jpg
 012-0000005-0022-00000137 Сурнин и Михельсон.jpg

5. Сурнин Александр Михайлович, капитан запаса, командир корабля 2-я авиагруппа, 16.08.41 г. погиб при вынужденной посадке в штормовое море.
6. Михельсон Петр Давыдович, майор, командир корабля 2-я авиагруппа, 24.08.41г. погиб при ударе о воду. Проявил трусость-свои самолеты принял за противника, удирал в море на бреющем полете.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Кирилин А.И., бортмеханик (1911–2006)

Сообщение Polarstern » 19 Март 2012 17:21

удEрал в море на бреющем полете


Ничего себе песня! Какой грамотей из политуправления ее сочинял? Больше похоже на посмертное сведение личных счетов (скорей всего, чтобы не представили к награде посмертно).
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 777
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Сент-Джонс, Ньюфаундленд

Кирилин А.И., бортмеханик (1911–2006)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 30 Март 2012 19:20

В разделе "Библиотека" начата публикация:
© А.И.Кирилин
ЭКСПЕДИЦИЯ НА «ЛЕНЕ» - ДЕНЬ ЗА ДНЕМ (1956 – 1957 гг.)
(Дневник бортмеханика морского авиаотряда 2-й КАЭ А.И.Кирилина *)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Кирилин А.И., бортмеханик (1911–2006)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Апрель 2012 19:48

http://mosarchiv.mos.ru/trudy/video_audio/kirilin.php

Начало серии мультимедийных проектов "Голоса минувшего века"
Главархив Москвы начинает серию мультимедийных проектов «Голоса минувшего века».
Пилотным проектом этой серии стал аудиослайдфильм, созданный на документах столичных архивов. В основе его магнитофонные записи, фотографии и письменные воспоминания полярного авиатора А.И. Кирилина, в биографии которого отразились основные этапы истории СССР.
Простой русский человек, волжанин из города Балаково, Алексей Кирилин рассказывает о том, что видел своими глазами: о страданиях людей, оказавшихся в жерновах Гражданской войны; о голоде в Поволжье и беспризорщине; о становлении советской авиации и покорении Арктики; о советско-финской и Великой Отечественной войнах.
В 2012 г. Главархив Москвы планирует издать продолжение рассказа Алексея Кирилина, в котором речь пойдет о его работе в научных экспедициях на Северном и Южном полюсах. В этом же году должен выйти еще один мультимедийный диск из серии «Голоса минувшего века» под названием «Однажды. Избранные страницы звукового исторического календаря».

 01.jpg
 01b.jpg
 02.jpg
 03.jpg
 04.jpg
 05.jpg
 06.jpg
 07.jpg
 08.jpg
 09.jpg
 09b.jpg

Просмотреть видеоролик - фрагмент записи: "Часть четвертая. Встреча с Арктикой" (продолжительность 09:06)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Кирилин А.И., бортмеханик (1911–2006)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 26 Апрель 2012 10:14

В разделе "Библиотека" начата публикация:
© А.И.Кирилин
В КАЭ-3 (1957-1958 гг.)
(Дневник бортмеханика морского авиаотряда 3-й КАЭ А.И.Кирилина)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Кирилин А.И., бортмеханик (1911–2006)

Сообщение Николай Дмитриевич » 10 Май 2012 22:57

Кирилин А.И. пишет:...У нас командир Стрельцов, военный штурман-бомбардир Некипелов...

Никипелов Василий Николаевич, 1913 г.рожд., г. Сталинград, старший лейтенант 2-й авиагруппы ВВС Северного флота, штурман - погиб 24 июля 1942 г. при аварии самолета Р-6.
Спасибо "капитану Чайке" (пост от 10.05.12)
Николай Дмитриевич
 
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 23 Февраль 2011 11:43

Кирилин А.И., бортмеханик (1911–2006)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Июнь 2012 19:24

Из воспоминаний А.И. Кирилина.

«СП-5»

 0012.jpg
21 апреля 1955 года прибываем на годичную работу на станцию «Северный полюс-5» («СП-5»).
Дружный коллектив «СП-5» посетил с напутствием и наилучшими рекомендациями Начальник Управления Северного морского пути Василий Федотович Бурханов.
Он делал напоминание по научным вопросам и коснулся как бы незначительного: «Будете работать хорошо, за двоих, троих, знаю. Но прошу для этого сохранить себя: не простудиться и без травм. Мало того, выйдете из строя, будете еще и обузой для других. Берегитесь вызвать взаимную антипатию – даже грязные носки с запахом могут тому быть причиной.
Мне этот разговор напомнил трагедию на острове Генриетты.
А когда Василий Федотович был уже в Москве, жена моя Надежда Яковлевна обратилась к нему с просьбой улучшить жилищные условия. Она оставалась с тремя детьми в Монино: в коммунальном доме, комната 14 метров, никаких удобств, в этой же комнате печь.
Уважаемый Бурханов вспомнил мое нахождение на «СП-5», дал распоряжение поселить семью в Тушино, хотя тоже в одной комнате, но со всеми удобствами. Нам радость, а ему – благодарность за внимание.
***
Для радиорубки «СП-5» домик собран был с самого начала, а апреле. У двери этого домика висели карабин и наган для дежурного. От белого медведя и для сигнала тревоги. Однажды заступивший дежурный Женя Павлов взял наган и, чтобы убедиться в надежности, опробовал – выстрелил в домик.
Из домика выбежали радист Любарец Максим Михайлович и наблюдатель Грачев Константин Иванович. Павлов спрашивает: «Я вас там никого не застрелил?». Костя, эмоциональный человек с громким голосом, высказался и показывает кожаную куртку, простреленную в полах и в рукаве. Когда Грачев сидел за столом и писал, пуля прострелила куртку в трех местах, а тело не задела.
Было собрание. Стрелок расплакался. Начальник выносит предложение: с первым самолетов вывезти его на материк. А добрый Константин Иванович, самый пострадавший, говорит: «Давайте помилуем – урок для всех». Николай Александрович говорит Грачеву: «Выдадим тебе новую куртку», но Грачев от этого отказался. Говорит: «Буду эту всегда носить».
Много лет спустя я был в Питере на Васильевском острове в гостях у Грачевых и Костя показал куртку, говоря: «Иногда ношу».
***
От летнего тепла и круглосуточного солнца на «СП-5» стали портиться продукты, особенно полуфабрикаты. Решили: куски мяса, эскалопы, и другие завялить на солнце. Примерно около тонны.
Установили бамбуковые шесты, на них повесили бечеву с мясом. Это был двухдневный аврал. Мясо вялится сутки. Другие.
На третье утро удивление – чистый шпагат, ни одного куска мяса! Все вопросы к дежурному, в эту ночь был метеоролог (он по возрасту был самый старший), интеллигентный мужчина. Он на вопрос начальника станции Волкова говорит: «Видел много чаек. Поскольку это удивительный случай, чайки на Северном полюсе, пошел в палатку записать в журнал, очевидно, не скоро вышел из палатки, а когда вышел – ни чаек, ни мяса».
Поохали, погрустили, голодать будем? «Переживем, консервы есть и другое, наш ресторан “Сосулька” не даст голодать!», – заявил наш повар-весельчак, музыкант, певец и кормилец Владимир Аркадьевич Загорский. Так и было. Было так и в Антарктиде.
***
«Прежде чем заходить, подумай: «Нужен ли ты здесь?»
Так на войлочной двери палатки было написано обращение к белому медведю.
Однажды пожаловала на «СП-5» большая медведица с двумя медвежатами. За неделю в районе камбуза подобрали все остатки пищи. Заметили: медведица стала, крадясь, охотиться за людьми. Это вызвало опасение за тех научных работников, которые, занимаясь делами, забывают об этой опасности. Поэтому решили собранием: не дожидаясь беды, застрелить медведицу, а медвежат привязать и кормить. Так и сделали, но поймали только одного медвежонка, второй убежал.
Об этом сообщили в Петербург, а оттуда школьники попросили отдать медвежонка им в живой уголок. Они будут держать его в зоопарке. Пришлют клетку, которую им изготовят за деньги, заработанные в каникулы.
Мы дали согласие. Через некоторое время сообщают: клетка отправлена, а на другой день доставлена на «СП-5» на дальний аэродром за 15 км. И надо было случиться – в эти сутки медвежонок оборвал трос и сбежал. Конфуз перед школьниками. У нас не было «вертляка», и трос перекручивался в петлях, поэтому в средней части оборвался, и медвежонок метров пять утащил его с собой.
Через неделю медвежонок – а он стал большим, на радость нам –пришел обратно с обрывком троса.
Клетку самолетом «Ан-2» доставили с дальнего аэродрома в лагерь. Увидев медвежонка, приготовили сгущенку, знали его лакомст-во. Банку со сгущенкой прибили к палке и дали ему высосать, а сами принесли самолетный чехол с двигателя и, зайдя сзади, накрыли. Шесть человек стали держать: двое голову и каждый – лапу, а я заготовленными ключами отворачивал винты, снимал подобие ошейника. Но шея растолстела, больших трудов стоило добраться до винтов и отвернуть.
Какой был страшный рев! И, конечно, весь состав «СП-5» окружил нас и медвежонка. Шея освобождена, медвежонок в клетке, тут ему и кличку дали «Пятерка».
Сообщили в Питер: медвежонок «Пятерка» в клетке, ждем оказию. Оказию пришлось ждать с полмесяца. Прибыл грузовой самолет «Ил-14» и теперь «Пятерка» в Петербурге.
Нам, зимовщикам «СП-5», иногда устраивались сеансы радио-разговоров с семьями. Однажды меня вызывают для разговора с женой. Поговорили с Надеждой Яковлевной, потом ко мне обра-щается старший семилетний сын Виктор. Он говорит: «Папа, привези белого медвежонка». После этого разговора на второй день вышла стенгазета с рисунком – старший медведь призывает уводить потомство дальше от «СП-5»: Кирилину дано задание ловить медвежат.
***
На «СП-5», как и на всех дрейфующих станциях, летнее время – всегда приятная пора года. Но лето приносит и значительные трудно-сти – круглые сутки солнце при нулевой температуре. Хотя солнце и низко, но при белизне снега (солнечная радиация) происходит сильное таяние, а если на снегу окажется какой-либо предмет или инструмент, в течение суток под ним протает углубление, он скроется, и на этом месте образуется лужица.
Эта лужица, подогреваемая солнцем, увеличивается и на-зывается снежницей. Снежницы бывают таких размеров, что по ним можно плавать на резиновой лодке. Это создает определенные трудности. Поэтому всеми членами экспедиции соблюдается правило: не бросать коробку от папирос или спичечный коробок, так как будет снежница.
Во избежание этого аккуратнейший радист «СП-5» Любарец все-гда накопленный мусор и выгребленную из печи золу выносит к трещине и высыпает. И однажды он высыпал из ведра, а снег под ногами обвалился в трещину, а с ним – Максим Михайлович!
Вода в трещине на полметра ниже кромки льда, а на льду еще полметра твердого снега. ОН плавает, кричит, цепляясь, как за стену. И никто не слышит.
Люди – в палатках, домиках и далеко. Страха становиться все больше, а сил меньше. На счастье, находившийся ближе других в своем аэрологическом павильоне Василий Иванович Никонов услышал, прибежал и спас.
Я спрашивал их, как происходило спасение? Ответили: «Это зна-ет только сам Бог!». Опасность большая – могли «там» быть оба.
***
Всю полярную ночь с летчиком Каминским вели дежурство, и каждую неделю, несмотря на сильные морозы и темноту – с кострами, как на войне у партизан, вылетев, бросали посадочную парашютную осветительную шашку и вели осмотр «СП-5». А льдина, обламываясь, все уменьшалась. Но, несмотря на это, ученые вели непрерывно свои программные наблюдения, зная, что в беде не останутся, что здесь дежурит вертолет и самолет.
Прибыл однажды на «СП-5» профессор-микробиолог Крис с помощником. Мы с Каминским на самолете «Ан-2» доставляли их двоих за 100 километров от лагеря в Ледовитый океан. Там они брали пробу чистого воздуха в герметичные ящики для доставки в Москву на анализ.
У этого профессора была, как и у всех нас, экспедиционная книжка, куда летчик или штурман самолета записывал часы и минуты полета. За это время полета будут платить деньги. Крис к этим записям точен и проверял все по своим часам.
Я слышал такой забавный разговор. Когда его, Криса, доставили с материка (аэропорт Тикси) к нам на полюс, штурман большого самолета Кухарь записал: «налет – 5 часов». А через неделю, возвращаясь на Тикси, записал: «4 часа 30 минут».
Тут Крис с претензией: почему не 5 часов? Ведь льдина (он знал, что дрейф совсем мал) не изменила координаты?
А штурман говорит: «Доктор наук, а будто в жизни глобуса не видел, ведь на Северный полюс лететь в гору, а с полюса – под уклон». Профессор стал извиняться: «Занимаясь большой наукой, забываются прошлые знания».
А в действительности эта разница зависила от направления вет-ра.
***
В конце апреля 1956 г., сдаем станцию «СП-5» другой смене, а нас всем составом вывозят через Диксон в Москву. На Внуковском аэродроме – грандиозная встреча и, конечно, семья. Каждого с семьей на легковой машине увозят по домам, а меня и на новоселье. Это было под 1 Мая.
Через неделю – прием коллегией и министром Морского флота. Министр Бакаев вручил каждому удостоверение и значок Почетного полярника, дающее и сейчас право на бесплатное путешествие с семьей на кораблях России. Состоялся банкет. И еще на Первомайскую демонстрацию дали пригласительные билеты на Красную Площадь на трибуны для гостей. Со мной ходили дочь Галя и сын Виктор.
***
Новоселье.
Оно принесло мне торжество, кроме удобств семье, избавило от изнурительной поездки на работу из Монино в Тушино.
Управление Полярной авиации, когда в начале 30-х годов пользовалось аэродромом в Монино, построило там деревянный двухэтажный дом. Но аэродромом пользовались недолго, а вот дом и до сего времени принадлежит гражданской авиации.
Как и до войны, после демобилизации, с 1946 по 1956 годы жили там в Монино с семьей, следовательно – десять лет.
Из Монино на электричке (хорошо помню) выезжал в 05.20, чтобы в 8.00 быть в Тушино, деревня Захарково, на аэродроме.
Обычно полгода пребывал в Арктике, а полгода в Москве: ремонт самолета, замена двигателей, комплектация экипажей. Каждый может представить, как мало был с семьей. Когда даже был в Москве и то детей видел только в воскресные дни. Уходил на работу в 05.00, когда спят, а приезжал в 22.00–23.00, уже тоже спят.
Стоило неимоверного труда жене с тремя детьми в маленькой комнате без всяких удобств топить печь, а чем – всегда проблема. За водой – на колодец. Выложилась сполна, но не сдалась – вырастила и воспитала детей порядочными людьми: Галя – инженер-авиатор, Виктор – инженер-электроник, Михаил – инженер-моряк.
***
Какое разнообразие в людях!
На дрейфующих станциях СП порядка тридцати человек, и у каждого кроме своей специальности есть желание в часы досуга чем-то заниматься, личное увлечение. Эти увлечения различны, как и характеры.
И вот итог – двое написали стихотворение, третий сочинил к нему музыку, а гитарист исполнил:

Кто ответит, сколько быть в пути нам,
Кто подскажет, что нас завтра ждет?
День за днем карабкается льдина,
К северу ступенями широт.
*
Здесь, среди разводий торосов,
Нелегко наш лагерь отыскать,
Но зачем нас в океане носит,
Что сюда влечет – не всем понять.
*
Нынче здесь, отпугивая зверя,
Трактор лязгом будит тишину,
Легкий зонд несется к стратосфере,
Грузный лот идет на глубину.
*
Свет знакомых звезд на небосводе,
Астронома манит по ночам,
Здесь пешком за пять минут приходят,
Ленинградцы в гости к москвичам.
*
Ночью, теребя струну гитары,
Вахтенный не спит, и, значит, в срок,
Через нашу точку изобары,
Проведет в далеких син-бюро.
*
Бережно, из всех помех и писков,
Выловив знакомый позывной,
Сердцем, утомленные радисты,
Слушают слова земли родной.
*
Здесь над кружкой разведенных граммов,
За столом сдвигаются тесней.
Шлют домой скупые телеграммы,
Шуткой грусть скрывают от друзей.
*
Хлеб, и соль, и радость груза делят,
С поваром, механиком, врачом.
Было б легче – разве в этом дело,
Чьим твое поддержано плечо.
*
Год на льду, среди снегов и стужи,
Нелегко и тем, кто здесь не раз,
Но мужская сдержанная дружба,
Помогает каждому из нас.
*
Кто ответит: сколько быть в пути нам,
Кто подскажет: что нас завтра ждет?
День за днем карабкается льдина,
К северу ступенями широт.


Этот стих помогал бороться со стихией и побеждать в труде!
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Кирилин А.И., бортмеханик (1911–2006)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Август 2012 08:39

Добавлены недостающие (первоначально пропущенные при сканировании) записи в дневнике за январь месяц (с 8 по 19 число) 1957 года.
© А.И.Кирилин
ЭКСПЕДИЦИЯ НА «ЛЕНЕ» - ДЕНЬ ЗА ДНЕМ (1956 – 1957 гг.)
(Дневник бортмеханика морского авиаотряда 2-й КАЭ А.И.Кирилина)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Кирилин А.И., бортмеханик (1911–2006)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 28 Февраль 2013 13:15

 01.jpg
 02.jpg
"Голоса минувшего века. Рассказывает Алексей Иванович Кирилин" (диск второй)

В 2011 году Главное архивное управление города Москвы выпустило в свет мультимедийный диск «Голоса минувшего века» с увлекательным рассказом о своей жизни полярного авиатора Алексея Ивановича Кирилина. Диск был подготовлен на основе архивных документов: звукозаписей, текстов и фотографий, переданных бортмехаником Кирилиным в московские архивы.
Тот первый диск заканчивался главой о фронтовых буднях летчиков Заполярья.
И вот, новый диск из этой серии – продолжение рассказа Алексея Ивановича о его послевоенной биографии. О полетах на Севере, об освоении Арктики и Антарктики в середине прошлого века. Также как и предыдущий, этот диск содержит пять видеофайлов – пять коротких аудиослайдфильмов о работе на Северном и Южном полюсах. Но кроме них мы поместили на новый диск один звуковой файл и семь текстовых. И все они – о полетах в высоких широтах и нелегкой работе наших ученых по изучению полярных материков...
 03.jpg
 04.jpg
 05.jpg
 06.jpg
 07.jpg
 08.jpg
 09.jpg
 10.jpg
 11.jpg
 12.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Пред.

Вернуться в Личные и семейные архивы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения