Внимание! Ведётся поиск

Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 16 Март 2011 14:00

Извините, некоторое время отсутствовал. Был в комадировке, потом на работе модернизировали сетку. Спасибо за информацию. Увидеть бы исходник донесений. В ОБД их не нашел. Есть документ, значит, я его (А.В. Шарапова) включу в список. Нашел еще одного Шарапова в ОБД. Он это или не он, не знаю.

 Книга памяти. г. Ленинград. Том 2.jpg
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3168
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 17 Май 2011 08:51

Информация из ОБД «Мемориал» (http://www.obd-memorial.ru):


Донесение о безвозвратных потерях исх 0282 от 02.09.1944 (ЦВМА, Ф. 3303, О. 21874, Д. 2).

Изображение

Информация из общего поискового списка участников конвоя БД-5:

654. Шилова Нина Федоровна, 1921 г.р.; вольнонаемная, погибла, пропуск № 4612, 37-я авиабаза ВВС БВФ (п/п 49235), пассажир транспорта «Марина Раскова». Разыскивается дочь Шиловой Нины Федоровны – Дина Ивановна. Ее отец – Шилов Иван Михайлович – погиб в бою 28.03.1944. Н.Ф. Шилова на начало войны проживала в Архангельской области (по месту службы мужа). Когда началась война – она, муж и дочь проводили отпуск в Калининской обл., Себежском р-не (ныне р-н в составе Псковской обл.). Нина Федоровна и Иван Михайлович уехали в Архангельск, а дочь оставили у родственников. Дина предположительно родилась в 1936–1938 годах. Во время войны она жила с родственниками Нины Федоровны предположительно в д. Заозерье Осынского с/с Себежского р-на. С кем точно не известно. После войны Дину увезли родственники на юг СССР – возможно в Пятигорск либо на Украину (Желтые воды).

Приведу отрывок письма от родственников Нины Федоровны Шиловой:

"Здравствуйте, Сергей.
Меня зовут Александра, я дочь Шиловой Татьяны Николаевны...
Шилова Нина Федоровна была женой моего родного дяди Шилова Ивана Михайловича, погибшего во время ВОВ. У них была дочь Дина Ивановна, связи с которой в настоящее время нет, но известно, что после войны она жила где-то на Кавказе (вероятно в Пятигорске или Лермонтове)...
Высылаю Вам 2 фотографии Шилова Ивана Михайловича. И фотографию архивной справки о его месте захоронения:

"Шилов Иван Михайлович, г.р.: 1913 место рождения: Калининская область, д. Селявы. Место призыва: Калиниская обл., Себежский РВК, в/ч
1266 с/п, 385 с/д. Звание: мл.лейтенант, должн: парторг. Время выбытия: 28.03.1944, причина: погиб в бою. место захоронения: Могилевская обл., Чаусовский р-он, 0,6 км к Востоку от д.Лапень.
ОП: 11458, д.: 319, л.: 234"

Информации о Дине Ивановне у нас нет. Известно только, что ее мать (Нина Федоровна Шилова) на момент начала войны проживала в Архангельской области (по месту службы мужа) и когда началась война - она, муж и дочь Дина были в отпуске в Псковской (Калининской) области, Себежском районе. Нина Федоровна и Иван Михайлович уехали назад, а дочь оставили в деревне. Дине Ивановне в это время было 4-5 лет., т.е. она примерно 1936-1938 г.р. Войну она провела с родственниками Нины Федоровны в д. Заозерье Осынского сельсовета Себежского р-она (или где-то приблизительно там). С кем точно - не известно. После войны Дину увезли родственники на юг СССР - возможно в Пятигорск либо на Украину (Желтые воды).
Эта вся информация, которой мы располагаем.

С уважением, Татьяна Николаевна Константинова (Шилова).

Шилов Иван Михайлович.

Изображение

Изображение


Выписка из данных ЦАМО:

Изображение

Прошу оказать помощь в поиске!
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3168
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 17 Май 2011 08:51

Информация из общего поискового списка участников конвоя БД-5:

611. Федотов Николай Дмитриевич, матрос 2 кл., погиб, команда транспорта «Марина Раскова».

Мне давно пришло письмо. Судя по адресу электронной почты от Алексея или Александра Макавеева. Цитирую:

На сегодняшний день в живых осталось 5 сестёр, Евгения Дмитриевна, 1920 года рождения, проживает в Плесецке. Анна Дмитриевна, 1923 года рождения, проживает в городе Мурманск. Лидия Дмитриевна, 1928 года рождения, проживает в Красной Горке. Валентина Дмитриевна, 1932 года рождения, проживает в Северодвинске. И моя мама Надежда Дмитриевна, 1939 года рождения, также проживает в Северодвинске. Фотография есть увеличим и перешлём. Из документов сохранилась только пенсионная книжка 43/326 вид пенсии с-13 выданная шенкурским собесом и пенсионное удостоверение №450 от 1 октября 1956 года. О дяде Коле известно со слов старшей сестры Марии Дмитриевны, которая проживала на Бакарице во время войны. Он учился на штурмана в мореходной школе города Архангельска. На пароход попал после 2 курса. Тётя Маша была очень против этого плавания, пыталась его отговорить, но он отшучивался, что, вернувшись, подарит ей часы. А вместо этого ей пришлось идти на опознание в морг. По её воспоминаниям трупов было много, но нашла ли она среди них дядю Колю не известно. Но мама вспоминает, что в семье считали днём смерти брата 20 августа. У нас к вам тоже есть вопросы - возможно ли выяснить место захоронения дяди Коли? И дату его рождения, т.к. этого никто не помнит? В одном из списков команды сопровождения под номером 600 названа фамилия Федотов. Федотов Фёдор Дмитриевич был на одном из минных тральщиков. Но о судьбе дяди он ничего не знал и сейчас его тоже нет в живых. В 90-х годах в Северодвинске мама встретила очевидца тех событий. Он выжил, его выбросило штормовой волной и подобрал катер. Но не имени и фамилии мы к сожалению не знаем.

Андрей Есипов из Архангельска написал, что с родственниками установлена связь, они обещали передать фотографии и документы. Фото было передано.

Фотография.

Изображение

На данный момент у нас нет возможности связаться с родственниками Николая Дмитриевича Федотова, так как отсутствует контактная информация. На мои неоднкратные письма на прежний электронный адрес отправителя напечатанного выше письма ответа не последовало.

Помогите установить контакт с родственниками!
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3168
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 18 Май 2011 08:08

Судя по логике эта фотография участника конвоя БД-5 Савелия Кулинич.

Информация из общего пискового списка участников конвоя БД-5:

304. Кулинич Савелий (Валерий) Емельянович, краснофлотец, тральщик ТЩ-116, в Мурманском педагогическом институте учился, но не закончил, женился.

Изображение

Текст подписи:
На память Михаилу от Савелия.
20.12.1946 г.
(подпись) подпись похоже на Кулинич.

Не забывай друзей, с которыми на ТЩ-116 бороздил воды Атлантического океана, морей Баренца и Карского.

Фото 1944 года.

Изображение
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3168
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 19 Май 2011 11:03

Прошу Елену Евгеньевну Смирнову - племянницу участника конвоя БД-5 Корытова Виктора Георгиевича - отозваться и написать мне письмо на e-mail: obdor@rambler.ru Ваши сообщения о дяде были перенесены, информация находится здесь viewtopic.php?f=34&t=2694
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3168
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 20 Май 2011 09:11

Из письма Эсфирь Коровициной:
...Орден (награжден В.В. Коровицин - С.Ш.) мы храним в банковской ячейке...
...О семье Василия Васильевича. Отец - Коровицин Василий Владимирович, мать - Елизавете Игнатьевна (её девичью фамилию муж не помнит). В семье 5 детей (ещё один ребёнок умер совсем маленьким). 4 девочки: Тамара, Галина, Валентина, Александра и один мальчик - Васенька - он был третьим. Василий Владимирович был не бедным, имел в Ростове «золотой ряд», говорил на четырёх языках, жену свою молодую (на 15 лет моложе) очень любил, в Ниццу возил неоднократно. После революции всё забрали, (уплотнили) - это длинная и тяжёлая история. Василия Владимировича отправили в лагеря, где он и сгинул. Мой муж - Евгений Васильевич, единственный сын Василия Коровицина и его жены Антонины Ивановны Головлёвой, родился в Мурманске 6 марта 1941 года. 5 июня 1999г. Наша семья переехала на постоянное место жительства Сан-Франциско, Калифорния, США. Неоднократно приезжали в Россию. Наш внук хорошо говорит по-русски, читает.


Коровицин Василий Васильевич, 01.07.1944 г.

Изображение

Оборотка фото.

Изображение

В книге "Цена прогноза" Зиновия Каневского есть фраза:

...А на мурманских прогнозистов падали бомбы, в них стрелял враг, они погибали, как погиб в море при исполнении служебных обязанностей молодой гидрометеоролог Василий Коровицын...

Родственники просят оказать содействие в поиске информации о том, за что был награжден Василий Васильевич Коровицин. Я пока ничего не нашел.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3168
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Елена Смирнова » 01 Ноябрь 2011 23:01

Здравствуйте, Сергей! Рассказываю о новостях. Установлено место рождения Виктора Георгиевича-это Архангельск, его отец Корытов Георгий Семёнович помор. тоже родом из Архангельска из Соломбалы,во время рождения Виктора он находился под Петербургом,сражался с Юденичем в ЧОНОвских войсках- эти сведения я получила от невестки Георгия Семёновича, я с ней переписываюсь.Мой двоюродный брат Корытов Алексей Михайлович переслал мне фотографию экипажа корабля"А.Сибиряков", сделанную после завершения прохода за одну навигацию от Архангельска на Дальний Восток в Японии, когда судно ремонтировалось. Правда она не очень четкая, но лица и подписи вполне разбираемы, фото деда-2 механика, старшего механика Матвеева, капитана Воронина-все рядом, всё видно.Так же Алексей переслал некоторые документы деда из которых ясно, что дед ходил на "Сибирякове"с 1928г.и судно знал отлично, поэтому и был включен в состав экипажа Ворониным. На сайте алиб ру приобрела 2 книги Шнейдерова "Великим Северным" и "Поход"Сибирякова"- пусть дети и внучка знают о делах предков.Пока ищу художественную литературу о конвое Бд-5. С уважением Смирнова Елена Евгеньевна.
Елена Смирнова
 

Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 29 Март 2012 12:23

Новая версия (4.2) поисковых данных. В пакет включены: общий поисковый список участников конвоя БД-5; региональные поисковые списки участников конвоя БД-5 (с разбивкой по странам и регионам); списки погибших, спасенных, с неустановленными судьбами (краткие и полные версии); личный состав тральщиков ТЩ-114, ТЩ-116, ТЩ-118, команда транспорта "Марина Раскова" (полные и краткие списки); поисковый список с большим потенциалом нахождения родственников; поисковые списки по месту работы; список найденных.

В документах исправлены ошибки, опечатки, добавлена новая информация, внесены изменения в списки найденных, созданы новые списки.

Скачать можно отсюда http://www.polarpost.ru/forum/download/ ... p?id=21953
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3168
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 29 Март 2012 12:56

Интересная, полезная и столь необходимая информация поступила от председателя правления Московского клуба истории флота (МКИФ, г. Москва) Константина Борисовича Стрельбицкого. Огромная благодарность ему за эти архивные данные. В который раз знание и накопленные Константином Борисовичем материалы по истории флота существенно помогают нам в поиске. Это даёт нам новые векторы в розыске участников конвоя БД-5.
Также при составлении новых данных была использована информация из писем, поступивших мне на e-mail. Информация внесена в новую версию (4.2) поисковых данных.

Данные с учетом полученной информации:

1. Баганов (Богданов) Николай Алексеевич, должность – 4-й штурман, транспорт «Марина Раскова»; дата рождения – 05.10.1921; место рождения – Татарская АССР, Акташский р-н, д. Ямаш; национальность – русский; партийность – член ВЛКСМ, комсомольский билет № 4200373; социальное положение – служащий; с какого времени работает в СГМП – плавает с 1938 г.; по какой причине, где и когда выбыл – погиб при гибели судна в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (ФИО, адрес) – отец, Баганов (Богданов) Алексей Прохорович, мать, Баганова (Богданова) Анна Ивановна, Архангельская обл., Плесецкий р-н, ст. Плесецкая, Советская улица, дом 13.
2. Баганова (Богданова) Анна Алексеевна, должность – штурманский ученик, транспорт «Марина Раскова»; дата рождения – 09.01.1923; место рождения – Калининская обл., Бежецкий р-н, х. Максаки; национальность – русская; партийность – кандидат в члены ВКП (б) кандидатская карточка № 3821375; социальное положение – служащая; с какого времени работает в СГМП – плавает с 1944 г.; по какой причине, где и когда выбыла – погибла при гибели судна в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – девица; родственники (ФИО, адрес) – отец, Семков Алексей Васильевич, мать, Семкова Анна Петровна, Калининская обл., Бежецкий р-н, ст. Викторова.
3. Белобородова Ольга Леонидовна, пассажир транспорта «Марина Раскова», специальность – метеоролог; место работы – работник управления полярных станций ГУСМП; место командировки – направлялась на полярную станцию о. Белый; по какой причине, где и когда выбыла – погибла в Карском море 12.08.1944 г.; родственники (ФИО, возраст, место работы, адрес) – сестра, Белобородова Нина Леонидовна, 18 лет, работница судостроительного завода «Красная Кузница», г. Архангельск, Первая Соломбальская деревня, 3-я линия, д. 19, кв. 2, мать умерла, 3 брата, находились на службе в РККА (двое погибли).
4. Волочков Алексей Николаевич, должность – старший механик, транспорт «Марина Раскова»; дата рождения – 17.03.1902; место рождения – г. Архангельск; партийность – б/п; национальность – русский; социальное положение – служащий; с какого времени работает в СГМП – плавает с 1926 года; по какой причине, где и когда выбыл – погиб при гибели судна в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – женат; родственники (ФИО, адрес) – жена, Волочкова Анна Макаровна, сын, Владимир, 1939 г.р., дочь, Любовь, 1940 г.р., г. Архангельск, Соломбала, Новоземельская ул., д. 36, кв. 1, дополнительная информация – уведомление о гибели отправлено родственникам 07.09.1944.
5. Гвоздков Константин Иванович, пассажир транспорта «Марина Раскова», специальность – возможно радист; место работы – работник управления полярных станций ГУСМП; место командировки – направлялся на м. Челюскин; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в Карском море 12.08.1944 г.; адрес местожительства родственников – Московская обл., Горьковская железная дорога, ст. Никольское, 3-я линия, д. 53 (ныне – Московская обл., городской округ Балашиха, микрорайон Никольско-Архангельский).
6. Демидов Виктор Александрович, должность – капитан транспорта «Марина Раскова»; дата рождения – 07.11.1900; место рождения – Карело-Финская ССР, Беломорский р-н, Сумский посад; партийность – б/п; национальность – русский; социальное положение – служащий; награды, ордена, медали – орден Трудового Красного Знамени, медаль «За оборону Ленинграда»; по какой причине, где и когда выбыл – погиб при гибели судна в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – женат; родственники (ФИО, адрес) – жена, Демидова Зейнаб, г. Ленинград, б-р Профсоюзов, д. 17, кв. 131, мать, Демидова Надежда Степановна, г. Архангельск, Петроградский проезд, д. 46.
7. Дорофеева Ольга Дмитриевна, должность – камбузник, транспорт «Марина Раскова»; год рождения – 1925; место рождения – Кировская обл., Дальский р-н, Шилюгодский с/с, д. Белополье; национальность – русская; партийность – член ВЛКСМ, комсомольский билет № 17625910; социальное положение – рабочая; с какого времени работает в СГМП – плавает с 1943 года; по какой причине, где и когда выбыла – погибла при гибели судна в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – девица; родственники (ФИО, адрес) – отец, Дорофеев Дмитрий Семенович, Архангельская обл., г. Няндома, Линейная ул., д. 33, «Заготлен».
8. Ермолина Галина Владимировна, должность – практикант-радист, транспорт «Марина Раскова»; дата рождения – 28.10.1923; место рождения – г. Архангельск; национальность – русская, партийность – член ВЛКСМ, комсомольский билет № 14682891; социальное положение – служащая; с какого времени работает в СГМП – плавает с 1943 года; по какой причине, где и когда выбыла – погибла при гибели судна в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – девица; родственники (ФИО, адрес) – отец, Ермолин Владимир Николаевич, Архангельская обл., Ленский р-н, с. Яренск, Заболотная ул., д. 1.
9. Есипов Александр Петрович, должность – матрос 1 кл., транспорт «Марина Раскова»; дата рождения – 09.08.1927; место рождения – Архангельская обл., Приморский (Исакогорский) р-н, Заостровский с/с, д. Мал. Анисимово; дата и место призыва – Приморский РВК Архангельской обл.; национальность – русский; партийность – б/п; социальное положение – рабочий; с какого времени работает в СГМП – плавает с 1944 г.; по какой причине, где и когда выбыл – погиб при гибели судна в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (ФИО, адрес) – отец, Есипов Петр Кириллович, мать, Есипова Юлия Федоровна, проживали по месту рождения сына, дом 4.
10. Звенигородская Наталия Михайловна, пассажир транспорта «Марина Раскова»; год рождения – 1926; место рождения – г. Киев; социальное положение – служащая; национальность – еврейка; партийность – б/п; кем едет, куда и на какой срок – Нордвикстрой, иждивенка инженера Звенигородского; № паспорта, кем и когда выдан – XII-СУ № 709904, 24 отд. милиции г. Москвы 31/V-44 г.; судимость – нет; служба в старой армии – нет; служба в Белой армии – нет; служба в Красной армии – нет; отношение к воинской обязанности (военнообязан) – не военнообязанная; по какой причине, где и когда выбыла – погибла в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – замужем, муж – участник конвоя БД-5 – Звенигородский Николай Михайлович; адрес прежнего местожительства – г. Москва, Петровский бульвар, д. 5, кв. 6; родственники (ФИО, адрес) – отец, М.Н. Межберг, мать, Е.К. Каменская, г. Москва.
11. Звенигородский Николай Михайлович, пассажир транспорта «Марина Раскова»; год рождения – 1911; место рождения – г. Кременчуг; социальное положение – служащий; национальность – русский; партийность – б/п; кем едет, куда и на какой срок – инженер, Нордвик, Нордвикстрой, на 3 года; № паспорта, кем и когда выдан – I-ФЭ № 518054, 3 отд. милиции г. Мурманска 10/XII-40 г.; судимость – нет; служба в старой армии – нет; служба в Белой армии – нет; служба в Красной армии – нет; отношение к воинской обязанности (военнообязан) – военнообязанный; где состоит на учете – снят за выездом в Нордвик; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – женат, жена – участница конвоя БД-5 – Звенигородская Наталия Михайловна; адрес прежнего местожительства – г. Москва, Петровский бульвар, д. 5, кв. 6; родственники (ФИО, адрес) – отец, г. Ворошиловск, строительный трест № 13 (12), мать, К.И. Звенигородская, г. Казань, 36-е почтовое отд., почтовый ящик № 739, санчасть.
12. Зяблов Адольф Сергеевич, пассажир транспорта «Марина Раскова», специальность – бухгалтер; место работы – работник о. Диксон; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в Карском море 12.08.1944 г.; родственники (ФИО, адрес) – мать, В.Р. Бронцбут, г. Москва, ул. Дурова, д. 17. кв. 3; дополнительная информация – является (предположительно) 15-летним сыном участника конвоя БД-5 Зяблова Сергея Федоровича и участницы конвоя БД-5 или Базаевой Капиталины Дмитриевны или Березенковой Александры Максимовны (мать была беременна).
13. Иванова Генриетта Николаевна, должность – буфетчица, транспорт «Марина Раскова»; год рождения – 1927; место рождения – г. Ленинград; национальность – русская; партийность – член ВЛКСМ, комсомольский билет № 14914025; социальное положение – рабочая; с какого времени работает в СГМП – плавает с 1943 г.; по какой причине, где и когда выбыла – погибла при гибели судна в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – девица; родственники (ФИО, адрес) – мать, Иванова Валентина Васильевна, г. Архангельск, Петроградск., д. 172, флигель 1, кв. 4; дополнительная информация – уведомление о гибели отправлено родственникам 07.09.1944.
14. Казимир Алексей Александрович, должность – 2-й штурман, транспорт «Марина Раскова»; дата рождения – 17.02.1914; место рождения – УССР, Херсонская обл., Белозерский р-н, местечко Станислав; национальность – русский; партийность – б/п; социальное положение – служащий; с какого времени работает в СГМП – плавает с 1931 г.; по какой причине, где и когда выбыл – погиб при гибели судна в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – женат; родственники (ФИО, адрес) – жена, Казимир Мария Васильевна, дочь, Светлана, 1940 г.р. и Анжела 1941 г.р., мать, Казимир Анна, УССР, г. Херсон, Комсомольская улица, д. 16, кв. 50.
15. Козлова Надежда Давидовна (Давыдовна), пассажир транспорта «Марина Раскова», специальность – ст. радиотехник (радист); место работы – работник управления полярных станций ГУСМП; место командировки – направлялась на м. Челюскин; по какой причине, где и когда выбыла – погибла в Карском море 12.08.1944 г.; родственники (ФИО, возраст, место работы) – отец, Козлов Давид М., 53 года, «полуинвалид» (?), работник Тонкосуконной фабрики имени Я.М. Свердлова, мать, Козлова Мария Константиновна (М.Н.), 49 лет, брат (возможно Козлов Вячеслав Давыдович, 1918 г. р., ОБД «Мемориал»), на службе в РККА; адрес местожительства родственников – Московская обл., Щелковский район, пгт. Тонкосуконной фабрики имени Я.М. Свердлова, д. 29, кв. 8 (ныне – Московская обл., Щелковский муниципальный р-н, пгт. Свердловский МО «Городское поселение Свердловский»); дополнительная информация – находилась на партизанской работе (службе) с первого года войны.
16. Кухарев Константин Денисович, пассажир транспорта «Марина Раскова», год рождения –1914; специальность – капитан дальнего плавания; место работы – Мурманское управление Главсевморпути; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в Карском море 12.08.1944 г.; адрес местожительства родственников – г. Архангельск, Петроградский проспект, дом 279, квартира 1; дополнительная информация – паспорт № 923155.
17. Лепешкина (Вепешкина) Екатерина Максимовна (Моисеевна), должность – дневальная, транспорт «Марина Раскова»; дата рождения – 22.10.1925; место рождения – Ивановская обл., г. Иваново; национальность – русская; партийность – член ВЛКСМ; социальное положение – рабочая; с какого времени работает в СГМП – плавает с 1943 г.; по какой причине, где и когда выбыла – погибла при гибели судна в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – девица; родственники (ФИО, адрес) – отец, Лепешкин Михаил Тимофеевич, мать, Лепешкина Парасковья Михайловна, Ивановская обл., г. Иваново, ул. Карла Маркса, д. 60.
18. Меньшуткин Павел Иванович, должность – старший штурман транспорта «Марина Раскова»; дата рождения – 15.01.1911; место рождения – Архангельской обл., Ровдинский р-н, Благовещенский с/с, д. Тимонильск; национальность – русский; партийность – кандидат в члены ВКП (б), кандидатская карточка № 457382; социальное положение – служащий; с какого времени работает в СГМП – плавает с 1931 г.; по какой причине, где и когда выбыл – погиб при гибели судна в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – женат; родственники (ФИО, адрес) – жена, Меньштукина Мария Павловна, сын, Владимир, 1938 г.р., дочь, Эмма, 1940 г.р., г. Архангельск, ул. Свободы, д. 26, кв. 8, мать, Меньштукина Мария Львовна, Архангельская обл., Ровдинский р-н, Воскресенский с/с, д. Бревновск, детский сад; дополнительная информация – уведомление о гибели отправлено родственникам 07.09.1944.
19. Митрофанов Алексей Никанорович, пассажир транспорта «Марина Раскова»; год рождения – 1907; место рождения – Горьковская обл., Вогский р-н, д. Шарапово; социальное положение – служащий; национальность – русский; партийность – б/п; кем едет, куда и на какой срок – прораб, Нордвик, Нордвикстрой, на 3 года; № паспорта, кем и когда выдан – ГК № 585553, 2-м отд. милиции г. Горького 10/III-38 г.; судимость – нет; служба в старой армии – нет; служба в Белой армии – нет; служба в Красной армии – 1934-1935; отношение к воинской обязанности (военнообязан) – военнообязанный; где состоит на учете – снят за выездом в Нордвик; где, когда и по какой причине выбыл – погиб в Карском море 12.08.1944 г.; адрес прежнего местожительства – Московская обл., ст. (пос.) Зеленоградская (допись стр-во 8/1); адрес для сообщения информации – г. Горький (ныне – г. Нижний Новгород), Обозная ул., д. 2, кв. 3, Павлуцкой Варваре Михайловне; дополнительная информация – возможно участница конвоя БД-5 Хитина Елизавета Михайловна является его женой, а Павлуцкая Варвара Михайловна – сестра жены.
20. Надеева Евдокия Алексеевна, должность – уборщица, транспорт «Марина Раскова»; год рождения – 1896; место рождения – Вологодская обл., Кичмено-Городецкий р-н, Больше-Ентальский с/с, с. Сочиха; национальность – русская; партийность – б/п; социальное положение – рабочая; с какого времени работает в СГМП – плавает с 1932 г.; по какой причине, где и когда выбыла – погибла при гибели судна в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – разведенная; родственники (ФИО, адрес) – на иждивении имела племянницу, Надееву Евдокию Прокопьевну, г. Архангельск, улица Пролеткульта, д. 32.
21. Никитин Георгий Георгиевич, должность – кочегар 1 (или 2) кл., транспорт «Марина Раскова»; год рождения – 1918; место рождения – Ленинградская обл., г. Пушкин; национальность – русский; партийность – б/п; социальное положение – рабочий; с какого времени работает в СГМП – плавает с 1942 г.; по какой причине, где и когда выбыл – погиб при гибели судна в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (ФИО, адрес) – отец, Никитин Георгий, Ленинградская обл., г. Пушкин, ул. Революции, д. 38, к. 6.
Возможно, данные о нем указаны в книге Памяти. Книга Памяти. Псковская область. Том 8.
22. Павлова Мария Ермиловна, должность – ученик штурмана; транспорт «Марина Раскова»; дата рождения – 11.04.1926; место рождения – Архангельская обл., Беломорский р-н, д. Тамица; дата и место призыва – Онежский РВК Архангельской обл.; социальное положение – служащая; национальность – русская; партийность – член ВЛКСМ, комсомольский билет № 11992609; с какого времени работает в СГМП – плавает с 1942 г.; по какой причине, где и когда выбыла – погибла при гибели судна в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – девица; родственники (ФИО, адрес) – мать, Павлова Парасковья Савельевна, проживала по месту рождения.
23. Панкратов Константин Киприянович, должность – палубный ученик, транспорт «Марина Раскова»; год рождения – 1928; место рождения – Архангельская обл., Приморский р-н, Заостровский с/с, д. Мал. Анисимово (д. Лямецкая); национальность – русский; партийность – б/п; социальное положение – рабочий; с какого времени работает в СГМП – плавает с 1944 г.; дата и место призыва – Приморский РВК Архангельской обл.; по какой причине, где и когда выбыл – погиб при гибели судна в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (ФИО, адрес) – отец, Панкратов Киприян Федорович, мать, Панкратова Татьяна Егоровна, проживали по месту рождения сына, дом 9.

24. Петухова Евдокия Васильевна, погибла, пассажир транспорта «Марина Раскова»; год рождения – 1921; место рождения – Калининская обл., Оршинский р-н, д. Новенькая; социальное положение – рабочая; национальность – русская; партийность – б/п; кем едет, куда и на какой срок – разнорабочая, Нордвик, Нордвикстрой, на 3 года; № паспорта, кем и когда выдан – ВН № 674340, Ленинским РОМ Московской обл. 23/XI-38 г.; судимость – нет; служба в старой армии – нет; служба в Белой армии – нет; служба в Красной армии – нет; отношение к воинской обязанности (военнообязан) – не военнообязанная; родственники (ФИО) – мать, Татьяна Григорьевна Петухова; адрес прежнего местожительства – Московская обл., Ленинский р-н, пос. Бирюлево, Парковая ул., д. 35 (Бирюлево стало частью Москвы и Парковой улицы не сохранилось), дополнительная информация – к матери Е.В.Петуховой после ее гибели должна была переехать на постоянное местожительство ее племянница Антонина Алексеевна Копылова из г. Кулебаки Горьковской обл. (ныне – административный центр Кулебакского муниципального р-на Нижегородской обл.).
25. Починков Герман Семенович, должность – палубный ученик, транспорт «Марина Раскова»; год рождения – 1927; место рождения – Архангельская обл., Исакогорский р-н, Заостровский с/с, д. Пуново; национальность – русский; партийность – б/п; социальное положение – рабочий; с какого времени работает в СГМП – плавает с 1944 г.; по какой причине, где и когда выбыл – погиб при гибели судна в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (ФИО, адрес) – отец, Починков Семен Николаевич, мать, Починкова Екатерина Степановна, г. Архангельск, Первомайский р-н, 5-й километр, 3-й проезд, д. 18, кв. 1.
26. Сабуров Валентин Иванович, погиб (умер в шлюпке, тело предано морю до 18.08.1944 г.), пассажир транспорта «Марина Раскова»; год рождения – 1915; место рождения – г. Архангельск; социальное положение – служащий; национальность – русский; партийность – б/п; место работы – Архангельская стройконтора (с 21.08.1939 г.), кем едет, куда и на какой срок – прораб, 8 мес., о. Диксон (допись – м. Выходной, оз. Таймыр, о. Белый, о. Русский, о. Правда, м. Желания, Амдерма, м. Столбовой, Кара); № паспорта, кем и когда выдан – паспорт IV-ВГ № 517860, выдан III отд. РК милиции г. Архангельска 22/VI-44; служба в старой армии – нет; служба в Белой армии – нет; служба в Красной армии – служил; отношение к воинской обязанности (военнообязан) – военнообязанный; отношение к воинской обязанности (запас) – запас 2 кат.; адрес прежнего местожительства – Маймакса л/б (лесозавод), № 31 (№ 21), д. № 76-г.; дополнительная информация – проживал по адресу местожительства совместно с женой, родственники жены проживали в Красноярском крае по неустановленным адресам.
27. Самцова Мария Макарьевна, пассажир транспорта «Марина Раскова», год рождения – 1924; место рождения – Московская обл., Талдомский р-н, ур. Береговское; специальность – аэролог; место работы – работник управления полярных станций ГУСМП, место командировки – направлялась на м. Челюскин; где, когда и по какой причине выбыла – погибла в Карском море 12.08.1944 г.; адрес прописки – г. Москва, Орловский пер., д. 5 кв. 3.
28. Смирнов Михаил Константинович, должность – машинист 1 кл., транспорт «Марина Раскова»; дата рождения – 01.09.1911; место рождения – Вологодская обл., г. Грязовец; национальность – русский; партийность – кандидат в члены ВКП (б); социальное положение – рабочий; с какого времени работает в СГМП – плавает с 1930 г.; по какой причине, где и когда выбыл – погиб при гибели судна в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – женат; родственники (ФИО, адрес) – жена, Смирнова Елена Сергеевна, дочь, Галина, 1939 г.р., Калининская обл., ст. Кунья, Подворский с/с, д. Хрущем, мать, Смирнова Екатерина Ивановна, Вологодская обл., г. Грязовец, ул. Карла Маркса, д. 34.
29. Сумерина Агафья Федоровна, должность – хлебопек, транспорт «Марина Раскова»; год рождения – 1894; место рождения – Вологодская обл., Чебсарский р-н, д. Митроково; национальность – русская; партийность – б/п; социальное положение – рабочая; с какого времени работает в СГМП – плавает с 1942 г.; по какой причине, где и когда выбыла – погибла при гибели судна в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – вдова; родственники (ФИО, адрес) – дочь, Сумерина Варвара Николаевна, 1918 г. р., г. Архангельск, Вятская ул., д. 44, к. 13.
30. Суслин Александр Андреевич, команда на суда ГУСМП, пассажир транспорта «Марина Раскова»; дата рождения – 07.08.1927 г.; социальное положение – рабочий; национальность – русский; партийность – б/п; должность в Арктическом морском пароходстве – ученик машиниста; судимость – нет; служба в старой армии – нет; служба в Белой армии – нет; служба в Красной армии – нет; семейное положение – холост; образование – окончил 5 классов, 1938-1941; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в Карском море 12.08.1944 г.; родственники (ФИО, социальное положение) – отец, рабочий, мать, Екатерина Ефремована Суслина, рабочая; адрес прежнего местожительства – г. Москва, Малый Конюшковский переулок, д. 3, кв. 5; адрес проживания родственников – г. Москва, с. Муравдянка, Толоконешковский переулок, д. 5, кв. 5 (возможно ныне это Рязанская обл., Скопинский муниципальный р-н, Горловское сельское поселение, с. Муравлянка).
31. Сушихин (Сущихин) Николай Петрович, должность – матрос 1 кл., транспорт «Марина Раскова»; год рождения – 1909; место рождения – Ленинградская обл., Любытинский р-н, Грязно-Замостьевский с/с, д. Новый Бор; национальность – русский; партийность – б/п; социальное положение – рабочий; с какого времени работает в СГМП – плавает с 1941 г.; по какой причине, где и когда выбыл – погиб при гибели судна в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (ФИО, адрес) – отец, Сущилин Петр Кириллович, мать, Сущилина Александра Тимофеевна, проживают по месту рождения сына.
32. Федотов Николай Дмитриевич, должность – матрос 2 кл., транспорт «Марина Раскова»; год рождения – 1926; место рождения – Архангельская обл., Ровдинский р-н, д. Порожская; национальность – русский; партийность – член ВЛКСМ, комсомольский билет № 13896891; социальное положение – рабочий; с какого времени работает в СГМП – плавает с 1942 г.; по какой причине, где и когда выбыл – погиб при гибели судна в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (ФИО, адрес) – отец, Федотов Дмитрий Петрович, мать, Федотова Татьяна Михайловна, проживали по месту рождения сына.
33. Хитина Елизавета Михайловна, пассажир транспорта «Марина Раскова»; год рождения – 1907; место рождения – г. Горький; социальное положение – служащая; национальность – русская; партийность – б/п; кем едет, куда и на какой срок – бухгалтер, Нордвик, Нордвикстрой, на 3 года; № паспорта, кем и когда выдан – I-ДЖ № 593054, 2-м отд. милиции г. Горького 14/III-41 г.; судимость – нет; служба в старой армии – нет; служба в Белой армии – нет; служба в Красной армии – нет; отношение к воинской обязанности (военнообязан) – не военнообязанная; по какой причине, где и когда выбыла – погибла в Карском море 12.08.1944 г.; адрес прежнего местожительства – Московская обл., ст. (пос.) Зеленоградская, стр-во 8/1; дополнительная информация – возможно участник конвоя БД-5 Митрофанов Алексей Никанорович является ее мужем, а Павлуцкая Варвара Михайловна – сестра.
34. Чуркин Николай Кириллович, пассажир транспорта «Марина Раскова», место работы – Архангельская таможня; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в Карском море 12.08.1944 г.; адрес местожительства родственников – г. Архангельск, лесозавод № 22, д. 48, кв. 4.
35. Яковлев Никон Никонович (Николай Николаевич), должность – кочегар 1 кл., транспорт «Марина Раскова»; год рождения – 1920; место рождения – Архангельская обл., Пролетарский р-н, д. Захарова; национальность – русский; партийность – член ВЛКСМ; социальное положение – рабочий; с какого времени работает в СГМП – плавает с 1939 г.; по какой причине, где и когда выбыл – погиб при гибели судна в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение – женат; родственники (ФИО, адрес) – жена, Яковлева Парасковья Петровна, Вологодск. 24, кв.2 (так в машинописном оригинале, возможно – г. Архангельск, ул. Вологодская, д. 24, кв. 2), мать, Яковлева Степанида Григорьевна, п. Кегостров, лесхоз 9-10, д. 49, к. 2.

Дополнительная часть

1. Зяблов Сергей Федорович, спасен, пассажир транспорта «Марина Раскова», дополнительная информация – являлся отцом (предположительно) 15 летнего сына – участника конвоя БД-5 – Зяблова Адольфа Сергеевича, являлся мужем или Базаевой Капиталины Дмитриевны или Березенковой Александры Максимовны (мать была беременна)
2. Зябов Сергей Федорович, главбух Диксон, спасен, управление Аркфлота и портов, пассажир транспорта «Марина Раскова».
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3168
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Булах Анатолий Яковлевич

Сообщение Frieziya@ua.fm » 09 Август 2012 17:41

Булах Анатолий Яковлевич умер в ноябре 2004 года в городе Изюме Харьковской области, похоронен там же. Его сын Булах Александр Анатольевич проживает в городе Днепропетровске.
Frieziya@ua.fm
 

Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 21 Июнь 2013 13:35

Размещаю информацию, поступившую благодаря помощи председателя правления Московского клуба истории флота (МКИФ, г. Москва) Константина Борисовича Стрельбицкого. Данные подготовлены и отредактированы мною для удобного чтения и восприятия. Старался сохранить авторское написание текстов, исключение - знаки препинания. Редактировал по-быстрому. В дальнейшем текст подготовлю для публикации.
Огромная благодарность Константину Борисовичу.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3168
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 21 Июнь 2013 13:41

Безменов Владимир Александрович
находился пассажиров на пароходе «Марина Раскова»


Числа 12 или 13, точно не помню, в 19 часов 50 минут, находясь в столовой команды, слышал взрыв по правому борту, и в столовой команды появились вода и пар. Вскочив на палубу, я услышал разговор, что произошел взрыв котла, но потом, как выяснилось, что наше судно было торпедировано или взорвалось на мине, но мое впечатление, что мы наскочили на мину правым бортом. Находящиеся люди на палубе, которые вылезли из третьего трюма, в котором помещались пассажиры, были в панике. Никакого руководства не было. Не знаю точно, откуда на палубе я увидел второго штурмана, который звал людей, чтобы подвести пластырь. Когда был подведен пластырь, я слышал, что ничего опасного нет, что пойдем своим ходом, но с капитанского мостика давали красные ракеты, которые, как я потом узнал, означали, что нам нужна помощь и надо спасать людей. Время точно не помню, к нам стали подходить тральщики 114, 116, 118 (Т-114, Т-116 и Т-118 – С.Ш.). Тральщики 116 и 118 по правому борту, а 114 по левому. Не доходя до нас, тральщик 118 стал разворачиваться налево к корме парохода «Марина Раскова» в метрах 150-250. В это самое время у него под кормой по правому борту произошел взрыв. Мое мнение, что ТЩ-118 (употреблялась аббревиатура тральщиков как ТЩ, так и Т, и АМ – С.Ш.) при развороте налево кормой задел мину и стал кормой погружаться в воду. Приблизительно, точно сказать не могу, минут через 5-10 на нем произошли два взрыва с промежутком времени и ТЩ-118 затонул. Часть людей оказалась в воде, которых никто не подбирал. ТЩ-114 и 116 после взрыва ТЩ-118 сразу отошли от парохода и стали курсировать в километрах трех. С ТЩ-114 и 116 к месту аварии подошли два катера, которые стали подбирать людей и повезли на тральщики. На пароходе «Марина Раскова» по инициативе пассажиров были спущены плоскодонные шлюпки и отправились подбирать людей с ТЩ-118, которых доставили на пароход «Марина Раскова» в количестве 5 или 7 человек, точно сказать не могу. На пароход «Марина Раскова» после доставки команды с ТЩ-118 стали спускать плавсредства: две шлюпки и два кунгаса. В первую шлюпку стали сажать женщин с детьми, а во вторую – женщин. Одна шлюпка пошла на веслах, а вторую взял на буксир катер с ТЩ-114. Шлюпки пошли на ТЩ-114, выгрузились они или нет, я сказать не могу. Когда был спущен первый кунгас на воду, к нему бросилось много народа, в том числе был и я. Посадкой никто не руководил, был полный беспорядок. Когда кунгас был полон, его оттащили от борта, подошел катер с ТЩ-11… и отбуксировал на тральщик ТЩ-116. Когда все люди высадились, катер с кунгасом ушел на пароход «Марина Раскова». Находясь на ТЩ-116, я видел две лодки, которые подходили к месту происшествия под парусами и которые были приняты за шлюпки с парохода «Марина Раскова». Когда раздался взрыв на ТЩ-114, который был торпедирован лодкой, вторая лодка (подводная ? – С.Ш.) подходила под парусом к нам и стала погружаться в воду. ТЩ-116 дал полный вперед и стал уходить от места аварии и лодки. Это было в начале первого часа, но точно сказать не могу. После чего было слышно два взрыва, мое мнение: это подлодка из орудий топила пароход «Марина Раскова». При хорошей организованности и тщательном наблюдении за морем все люди с парохода «Марина Раскова» были бы спасены, и не было бы гибели двух ТЩ-114 и 118. Больше показать ничего не могу.

19 августа 1944 г. старший радиотехник о. Уединения
подпись (Безменов)


Тральщик 116 при отходе от места аварии подбирать людей не стал, а полным ходом пошел в Хабарово.
ТЩ-114 находился от ТЩ-116 в момент взрыва на расстоянии 7-8 километров. Следа торпеды, пущенной в ТЩ-114, я не видел, так как находился на ТЩ-116.
Взрывы на ТЩ-118 произошли от глубинных бомб, находившихся на боевом взводе во время погружения ТЩ-118.
На кунгасе находилось 45-55 человек, точно сказать не могу. Из плавсредств, спущенных с парохода «Марина Раскова», находились на плаву 2 шлюпки, 2 кунгаса, 2 плота, 3 плоскодонных шлюпки, которые предназначались для полярных станций.
Во время посадки в шлюпки женщин с детьми … садиться мужчины, которых высадили с принуждением, посадка в кунгасы производилась беспорядочно, руководство отсутствовало, и садились те, кто успели захватить место, в первом кунгасе много было пассажиров из команды парохода.
подпись Безменова.


Ниже в документе была приведена схема расположения судов конвоя БД-5.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3168
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 21 Июнь 2013 14:09

Случайно нашел этот сюжет. Там есть сюжет о кунгасе на о. Белом.

Документальный фильм: "Пора возвращать".Производство: ЯНАО, Ноябрьск, ГУ ОГТРК «Ямал-Регион», 2012. Режиссер: Юрий Усаковский. Сценарист: Юрий Усаковский.

http://www.emaproject.com/lib_about.html?id=pb00003589
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3168
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 21 Июнь 2013 15:24

Беседа с т.т. Булах Анатолием Яковлевичем, направлялся на «Челюскин» (полярная станция «м. Челюскин» – С.Ш.) механиком-практикантом и т. Бидченко Александром Григорьевичем (Бытченко Алекс. Григорьевичем – ? – С.Ш.), рабочим, направленным из Архангельска для разгрузки корабля.


12.08.44 г. около 8 часов вечера, после ужина, послышался глухой взрыв в трюме, где находились пассажиры, здесь же была и нагружена мука. От взрыва сорвало лестницы, разорвало мешки с мукой – поднялась паника среди пассажиров. Многие, в т. ч. товарищи Булах и Битченко, вылезли из трюма по железным рейкам. Потом в этот трюм привязали железные лестницы, по которым вылезли остальные пассажиры. Эти очевидцы наблюдали, что к кораблю в скором времени подошел с левой стороны (по ходу корабля) тральщик № 118 (Т-118 – С.Ш.), примерно в 150 метрах и стал на якорь. И сразу же при подходе начал взрываться.
Вслед за этим с «Марины Расковой» начали перевозить женщин и детей на шлюпках, баркасе к тральщику № 114 (Т-114 – С.Ш.), который стоял на расстоянии примерно 2 км от корабля. Товарищи считают, что всех перевезенных женщин и детей успели усадить на тральщик № 114, который взорвался примерно через час–полтора, после того как на него начали пересаживать людей.
Вслед за женщинами и детьми погрузили на 2 баркаса мужчин и девушек, не успевших переправиться на 114 тральщик.
Сами пострадавшие в количестве 8 человек сели на шлюпку, кроме того, часть людей с «Марины Расковой» были посажены на 3 плота и вместе отошли на расстояние, чтобы их не задела взрывная волна. Отплывая на шлюпке, в том числе и на баркасе, хотели подойти к стоящему поодаль тральщику № 116 (Т-116 – С.Ш.), который успел погрузить часть людей с корабля, не успевших сесть на тральщик 114, но в это время появилась подводная лодка (в надводном состоянии), которая направилась к этому тральщику. Вследствие того, что на баркасе управление (руль) был в неисправности и кроме того затруднил бы быстрый ход (катеру – ? – С.Ш.), катер отрубил концы (так предполагают товарищи) и быстро направился вперед от подводной лодки. Катер этот ушел к тральщику № 116. Таким образом, обстановка, которая была после взрыва (первого) на «Марине Расковой» такова: всех пассажиров, в первую очередь женщин и детей, начали пересаживать по шлюпкам, баркасам, катерам, плотам. «Марина Раскова» до второго и третьего взрыва держалась на воде по примерному подсчету товарищей более 3 часов, 3,5 часа. Тральщик № 118 погиб в скором времени после первого торпедирования «Марины Расковой». Тральщик № 114, взявший на борт женщин и детей через 1–1,5 часа после первого торпедирования «Марины Расковой», стоял вдали, а тральщик № 116 участвовал в снятии людей с торпедированных двух судов («Марина Раскова» и № 118), а затем, взяв часть людей на борт, пошел вперед после того, как появилась на воде подводная лодка.
Товарищи видели тральщик № 116 с левого борта «Марины Расковой» в течение 2 часов. Все считали, что нарвались на минное поле, поэтому не отстреливались, хотя приготовления к обороне были, судя по рассказам краснофлотцев, с которыми товарищи спасались впоследствии на шлюпках.
Товарищи в составе 8 человек, попавших на шлюпку, вскоре нашли американский вельбот, пересели на него (вскоре после отхода от «Марины Расковой»). На вельботе продовольствие было, кроме пресной воды. Хотели подойти к тральщику № 116, но он скрывался от подводной лодки, быстро от них отходил, и догнать его не было возможности. Через некоторое время встретили еще одну шлюпку (с пассажирами – С.Ш.) в количестве 8 человек (из них 3 девушки), взяли на вельбот (примерно через 1-1,5 часа) после отплытия. Вслед за этим подобрали еще 10 человек со шлюпки, где были военные моряки. Таким образом, на вельботе уже было 26 человек. Впоследствии на пятые сутки встретили вельбот, где было 2 человека и пересели в него, ибо их (вельбот – С.Ш.) имел течь. На этом вельботе продовольствие было за исключением опять же пресной воды. По дороге умерло 3 человека осталось 25 человек. Все шли на вельботе с 12.08. примерно с 10 часов вечера до 18 августа (примерно это было утро), когда увидели самолет, где командир тов. Козлов. Он над ним (вельботом – С.Ш.) кружился минут 10–15, затем взял 15 человек к себе на борт и через 2,5 часа привез на Диксон.

(Булах)
За неграмотного Бидченко подписал Булах.


Запись верна подпись Шендерова.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3168
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 21 Июнь 2013 15:37

Вх. ШМО № 97
23.08.44

12 августа 1944 года в 19 ч. 55 минут, будучи в твиндеке парохода «Марина Раскова», я услышал глухой взрыв. В этот момент все пассажиры, т.е. абсолютное большинство, находились в том же твиндеке третьего трюма, занятие принятием пищи, так как это было время ужина.
После взрыва с палубы парохода в третий трюм – твиндек пошла вода, причем трюм был закрыт досками, которые от силы взрыва провалились на груз, доски прикрывающие твиндек оставались на месте.
Выбравшись на палубу, пассажиры в небольшом количестве, в том числе и я, открыли люк твиндека и начали вытаскивать на поверхность находившихся там людей (в том числе детей). Этим, по моему мнению, (никто – С.Ш.) из числа команды парохода заниматься не собирался.
На палубе парохода прошел слух, что произошел взрыв какой-то трубы, это обстоятельство успокоило народ.
Стоя на палубе парохода, я видел, как все три конвоировавших транспорт корабля пошли к борту «Марины Расковой». Первым приблизился корабль под № 118 (Т-118 – С.Ш.). В тот момент, когда его корма поравнялась с транспортом с левого борта, раздался взрыв большой силы, который сильно повредил корму корабля № 118. Но корабль держался на воде, и только после второго взрыва с огнем, тоже на корме корабля № 118, по моему мнению, взрыв внутреннего порядка самого корабля. Он быстро стал тонуть, поднявши нос кверху. Оба взрыва произошли на пароходе «Марина Раскова» с правого борта в пределах 2-3 трюмов и на корабле № 118 с левого борта в пределах кормы.
Увидев это, остальные два корабля №№ 114 и 116 (Т-114 и Т-116 – С.Ш.) развернулись, сбросили вешки, отошли на расстояние примерно 1–1,5 мили и остановились. Первым на спасение людей с транспорта прибыл катер корабля № 114. Взял на буксир спасательную лодку транспорта, нагруженную женщинами и детьми, и пошел к кораблю. Больше об этом катере и его действиях мне ничего неизвестно.
Вторым подошел катер корабля № 116, в это время с транспорта был сброшен силами пассажиров большой деревянный кунгас вместимостью примерно на 100 человек. В него погрузились ориентировочно 60-65 человек. Катер взял его на буксир и повел к кораблю № 116. После ухода катера был сброшен с транспорта на воду второй кунгас, в него было погружено 46 человек, в том числе и я. Мы пошли на веслах … к кораблю № 116. По пути к нему мы встретили возвращавшихся с транспорта катер с … кунгасом. Мы подошли к кораблю № 116, нас всех подняли на борт, причем я остался на палубе, не уходил в помещение. Спустя 10–15 минут я наблюдал, как у борта корабля № 114 показался дым и корабль утонул, причем очень быстро, т.е. примерно 2–3 минуты. Через несколько минут на корабле № 116 с подходом катера прошел слух, что на курсе его находится подводная лодка. Причем по этой причине катер бросил, не доведя до корабля № 116, кунгас с пассажирами, который вел на буксире. По разговор… … количестве 80 человек, подошел к кораблю № 116, поднял находившихся в нем, не знаю сколько, человек на борт. Катер привязали к кораблю, и корабль стал полным ходом уходить в море (? – С.Ш.).
В море в момент, когда у транспорта были видны только мачты, в центре транспорта между мачтами поднялся большой столб воды, и все исчезло.
Мое личное мнение по поводу описанного выше: транспорт «Марина Раскова» был торпедирован. Это мнение сложилось по следующим обстоятельствам: после взрыва при наличии того, что люки всех трюмов были закрыты, на палубу транспорта набросало мешков с мукою, видел я лично 4 мешка, их бросило, по-моему, из пробоины взрывной волной, разбило спасательную шлюпку транспорта, находившейся на надстройке над палубой в центре транспорта, вывело из строя радиорубку, находившуюся в надстройке, и повредило вторую спасательную шлюпку.
Корабль № 116 по моим часам ушел от места происшествия в 1 час (ночи – С.Ш.), видимость была хорошая.
На борту транспорта «Марина Раскова» находилось 30 человек детей разного возраста, т.е. от грудного до 15-летнего.
Подводную лодку и следов торпед я не видел.
Как я помню, на спасении людей работали: два моторных катера с кораблей №№ 114 и 116, 2 кунгаса и 4 шлюпки (малых), шедших на транспорте («Марина Раскова» – С.Ш.) в качестве груза, две спасательных металлических, по моему мнению, шлюпки с транспорта, два плота с транспорта и, кажется, были шлюпки с кораблей конвоя, сколько не знаю.
Корабль № 116 на стоянке при спасении людей отрабатывал машиной, слышал, что тоже было и на корабле № 114.
На борту корабля № 116 из числа спасенных находилось: пассажиров 76 человек, команда транспорта 24 человека, военных моряков 46 (по слухам) и, по словам командира корабля № 118, 34 человека его команды, в том числе он (командир Т-118 – С.Ш.) и генерал-майор.
Из слов, кажется, также командира корабля № 118 т. Купцова мне известно, что сообщение транспорта в момент происшествия было: «Имею повреждение, хода не имею».
Погода в момент происшествия была хорошей, после, т.е. сразу же, стала ухудшаться, и разыгрался небольшой шторм.
Команда парохода «Марина Раскова» вела себя чрезвычайно растерянно, порядка абсолютно никакого не было и только благодаря энергично организованным, умелым действиям т. Макаровского Мих. Петр., рисковавшего жизнью, проходило спасение людей, причем, как известно из рассказов, все люди за исключением командного состава с транспорта были сняты в числе последних. На кунгасе, оставленном катером с корабля № 116 в море, остался и т. Макаровский М.П.

21.08.1944 г. о. Диксон подпись (Безус) (Безус Георгий Сергеевич – С.Ш.)

Будучи на борту корабля № 116, я видел между транспортом и кораблем № 114 силуэт какого-то плавающего предмета под парусом. Что это и какое его назначение, я сказать не могу, слышал разговоры, что это якобы замаскированная подводная лодка и, что как будто это приспособленная под паруса спасательная шлюпка.
Спасение женщин и детей организовывалось тоже т. Макаровским, в первую очередь.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3168
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Пред.След.

Вернуться в Поиск: участники конвоя БД-5



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения