Страница 2 из 4

Добролет: RR-DAS

СообщениеДобавлено: 23 Февраль 2011 15:01
Dobrolet
Огонек 1928 №15
 Огонект1928 15.jpg

На фото:
Гарпунщик на борту ледокола готовит свое орудие — насаживает багор на шест.
Справа—разведочный самолет на тюленьих промыслах, нашедший унесенных льдиной промышленников.
Внизу—разделка убитых тюленей на льду.

НА АЭРОПЛАНЕ ЗА ТЮЛЕНЯМИ
Очерк Ф. Леонтьевского.

Тюлени плывут на кромках льдин из-за Новой Земли, из пучин, омывающих Шпицберген, из того адского холода, который сковал непроходимой броней Северный полюс. Стада тюленей идут в Белое море, чтобы при первых скупых проблесках мартовского солнца выводить детенышей. Когда детеныши еще не умеют плавать и лежат на льдинах, распустив беспомощно неокрепшие ласты, родители, ныряя в расщелины льдин, добывают им рыбу — единственную пищу тюленя.
Во время такой „лежки" тюленя и начинаются зверобойные промыслы — золотая пора для северного промышленника.
Это—выгодное, но и опасное дело. Промыслы привлекают сотни зверобоев, так же свободно чувствующих себя во льдах, как мы в своей комнате, среди любимых предметов.
Тюлень со стадом детенышей совершенно беспомощен на льду. Кустари-промышленники, чтобы не тратить зарядов, убивают тюленя ударом гарпуна по голове. Но инстинкт жизни заставляет иногда тюленей прибегать к „военной хитрости". Часто, завидев издали зверобоев, стадо тюленей собирается в огромную кучу, заползая друг на друга. Под страшной тяжестью этой кучи лед с шумом проламывается и тюлени исчезают в образовавшемся проломе на глазах изумленных промышленников.
В старые годы наши соседи - норвежцы, как пираты, налетали на своих зверобойных судах в беломорские воды бить тюленя. Они брали львиную долю добычи, производя бой тюленя на глазах у наших зверобоев.
При царском правительстве охрана промыслов была поставлена скверно. И нечего удивляться, что норвежские фактористы богатели, как маленькие царьки, увозя из наших вод полные трюмы лоснящихся тяжелых шкур и сала. В Варде, Бергене, в бесчисленных норвежских фиордах дыми¬лись трубы салотопенных заводов. Это они — северные герои Кнута Гамсуна— обворовывали нас.
Теперь советское государство взяло полностью тюлений промысел в свои руки, и норвежские хищники не рискуют показываться в наших водах.
Каждый год, в марте, из Архангельска и Мурманска снаряжается зверобойная экспедиция Совторгфлота. В этом году на промыслы отправлено четыре ледокола: „Седов", „Русанов", „Сибиряков" и „Малыгин". Ледоколы взяли с собой до 500 зверобоев, крепких, коренастых молодцов из Долгощелья, Койды, Мегры и других приморских становищ.
Как и каждая отрасль нашего хозяйства, зверобойные промыслы механизируются. Промышленники прекрасно вооружены полученными из-за границы винтовками системы „Маплихер-шенауэр".
Розыск „залежек" тюленя во льдах производится при помощи самолета, прибывшего из Москвы и основавшего себе базу на острове Моржовец.
Самолет на первых порах спас несколько жизней. В море унесло на льдине группу зверобоев, промышлявших зверя около острова Моржовец. Летчикам был отдан приказ произвести розыск людей и оказать им помощь.
Промышленников носило в море целую неделю. У четырех из них отморожены ноги. Еще немного—и этих смельчаков унесло бы в океан окостеневшими и ломкими, как ледяные сосульки
Самолет после долгих поисков нашел среди ледяного хаоса людей, плывущих па огромной льдине. Спуститься самолету не удалось: лед был разреженный и бугристый. Самолет сбросил промышленникам продовольствие, теплую одежду, а также записку о месте нахождения ближайшего ледокола.
Зверобои были спасены ледоколом „Седов", промышлявшим в 15 милях от погибавших людей.
Вековым холодом дышат полярные льдины. Но упорная воля человека не знает преград. Черными букашками среди ледяных великанов рыщут в Белом море советские ледоколы, невиданной птицей летает в этих гиблых местах самолет. Гудение пропеллера и треск выстрелов тревожат девственные льды и непуганые стада тюленей— эту дорогую добычу, которой до отказу заполняются просмоленные трюмы ледоколов.


Добролет: RR-DAS

СообщениеДобавлено: 23 Июль 2011 14:41
Кара
Уважаемые коллеги!
Давайте определимся - о каком самолёте речь?
Ведь существовало два F.13 с этой регистрацией, имевшие заводские номера: 671 и 767

Добролет: RR-DAS

СообщениеДобавлено: 24 Июнь 2014 19:06
Кара
Остаётся только соотнести их с событиями :)

Добролет: RR-DAS

СообщениеДобавлено: 27 Июль 2014 19:26
Кара
Я полагаю, что это самолёт с w/n 767 (исходя из известного мне его "движения в эксплуатации"):
767 - F 13
Германия – “Baunwachtel”(по 04.1925)
RR-DAS - СССР: ОДВФ (10.04.1925-12.12.1927)
ВВС (12.12.1927-02.06.1928)
R-RDAS – СССР, «Добролёт», Москва (Центральный аэр.) (06.02.1928-06.1929)
СССР-126 – СССР, «Добролёт», Москва (Центральный аэр.) (с 06.1929-)

Добролет: RR-DAS

СообщениеДобавлено: 28 Июль 2014 16:38
Dobrolet
Дальневосточной полярной экспедиции Совторгфлота для создания на острове Врангеля первого советского поселения ВВС РККА был выделен самолет Юнкерс Ю-13 з/н 767 и экипаж из 1-го разведывательного авиаотряда Балтийского флота в составе пилота О. Кальвица, летчик-наблюдатель Н. Родзевич, младший механик А. Федукин, старший моторист Балабанов. Экспедиция в июле-августе 1926 года была доставлена на пароходе "Ставрополь" на остров Врангель и на обратном пути 16 сентября 1926 г. с бухты Петропавловск-Камчатского пилот О. Кальвица на самолете Ю-13 совершил несколько полетов с пассажирами на борту. По завершении экспедиции экипаж возвратился в авиаотряд. В планы Северной воздушной экспедиции Осоавиахима 1927 года входило установление связи и обслуживание зимовщиков острова Врангеля, а также выполнение первого рекогносцировочного полета по рекам Лена и Ангара от Булуна через Якутск до Иркутска с целью определения возможности установления авиационной гидролинии Якутск-Иркутск. Для экспедиции ВВС РККА выделил из состава Севастопольской высшей школы морских летчиков два самолета с экипажами: Юнкерс Ю-13 - летчик Е. Кошелев, бортмеханик Г. Побежимов, моторист Б. Журович и Савойа-16 - летчик Э. Лухт, бортмеханик Ф. Егер. 5 августа 1927 г. пароход "Колыма" доставил самолеты из Севастополя, через Владивосток, в бухту Тикси, откуда 8 августа начали перелет и благополучно завершили 28 августа в Иркутске.
На фото 1926 года со звездами, а в 1927 с о.з. R-RDAS. С 26.02.1931 СССР-Л56.

Одновременно с этим Бабушкин на "Красном Урале" заводской №671 RR-DAS бьет тюленей на Моржовце, а в 1928 на Мылыгине ищет Нобиле. с 1929 - Добролет СССР-149, с 22.5.1931 - СССР-Л705

Добролет: RR-DAS

СообщениеДобавлено: 29 Июль 2014 17:57
Кара
Интересная информация! Откуда она?
Но она не стыкуется с моей. Давайте разбираться.
У меня имеются архивные данные по 767-му крафту и я отталкивался от них. Из его Свидетельства я выписал, что в 10.04.1925-12.12.1927 он имел регистрацию RR-DAS и принадлежал ОДВФ. Регистрацию R-RDAS ему присвоили 02.06.1928. Следовательно, фото с ОЗ R-RDAS датировано 1927-м годом ошибочно.
Исходя из того, что ОЗ RR-DAS был отменён 12.12.1927, а R-RDAS присвоен 02.06.1928, я делаю вывод, что в течение этих 6 месяцев крафт принадлежал ВВС. И, можно было бы считать, что фото со звездой тоже датировано ошибочно – 1926 годом вместо 1928. Но известные нам изображения самолёта Бабушкина, под которым подразумевают 671-й крафт, имеют регистрацию RR-DAS. А одновременно никак не могут находится в эксплуатации два борта с одинаковой регистрацией. Пусть даже по старой и новой схемам. Потому я и полагаю, что это один и тот же, 767-й самолёт, который, находясь в ВВС, не перекрашивался, а после передачи Добролёту было не до этого, т.к. его сразу отправили в Архару на «Малыгин».
Про 671-й у меня архивных данных нет. По печатным публикациям и интернету полагаю, что регистрацию RR-DAS он получил в октябре 1923, когда был куплен «Добролётом». В «Авиахим» он был передан в марте 1924 и после перегонки в Ебург, куда прибыл 21-го числа, он получил имя «Красный Урал». Полагаю, что там он лишился своего ОЗ, который с 10 апреля 1925 г. стал принадлежать 767-му. Так что фото со звездой может принадлежать ему. Или – какому-то другому.
Если Ваши источники не позволяют согласиться с моим выводом – опровергайте и критикуйте. Ведь кроме нас с Вами, как я понял, истину никто не установит :)

Добролет: RR-DAS

СообщениеДобавлено: 29 Июль 2014 19:46
[ Леспромхоз ]
Кара пишет:Ведь кроме нас с Вами, как я понял, истину никто не установит :)

Вы уж как-нибудь разрулите эти "R-R***"
:)

власти скрывают

СообщениеДобавлено: 30 Июль 2014 00:46
Kirindas
was ist DSAS

Alexander Belov пишет:... В некоторых источниках отмечается, что это - второй самолет с таким индексом...

может он не один такой другой с таким другим индексом

Добролет: RR-DAS

СообщениеДобавлено: 30 Июль 2014 19:55
Кара
Вот мы и пытаемся выяснить какой когда и где

Добролет: RR-DAS

СообщениеДобавлено: 31 Июль 2014 07:15
Dobrolet
Источник данных по самолету №671 http://www.geocities.ws/hjunkers/ju_f13_p1.htm, подтверждается публикациями 1924 года.
 RRDAS Ju-13 (20).jpg
 RRDAS Ju-13 (21).jpg
. Там есть путаница с №767, вызванная одинаковой регистрацией, но именно "Красный Урал" летал с агитполетами в 1924-1925 годах.
Мне кажется, что №767 до 1926 был в ЧФ, куда вместе с Кальвица вернулся после полетов на о. Врангеля. Гражданские ОЗ не наносились.
 Junkers Ju13 ввс ЧФ (2).JPG

В следующем году 1927 в перелете Кошелева и Лухта самолет имеет ОЗ R-RDAS.
 RRDAS Ju-13 (23aа).JPG

Предположительно это был тот же самолет, что и 1926 году, но вполне может быть, что военные выделили экипаж, а летал № 671, и на нем же в 1928 Бабушкин спасал Нобиле. При этом №767 так и остался в ведении военных.

Добролет: RR-DAS

СообщениеДобавлено: 01 Август 2014 02:14
Василий Гоголев
Еще одним, весомым источником является книга Леннарта Андерсона "The World's first all-metal airliner Junkers F 13", изданный в 2012 г., в котором также указывается, что самолет № 767 был зарегистрирован в 1927 году как R-RDAS.
RR расшифровывается как Российская Республика и судя по фотографиям, дефис до 1927 года ставился между этими буквами, а с 1927 года после них...

Добролет: RR-DAS

СообщениеДобавлено: 10 Август 2014 21:54
Кара
Да, с этими префиксами я запутался, признаЮ свой косяк. Буду разбираться и вносить у себя коррективы.
Пока же давайте разберёмся с вновь возникшими неувязками.
Dobrolet пишет:на обратном пути 16 сентября 1926 г. с бухты Петропавловск-Камчатского пилот О. Кальвица на самолете Ю-13 совершил несколько полетов с пассажирами на борту

Но подпись к выложенному фото
download/file.php?id=42018&mode=view
указывает на иные даты....

Добролет: RR-DAS

СообщениеДобавлено: 19 Август 2014 15:30
Кара
Dobrolet пишет:Для экспедиции ВВС РККА выделил из состава Севастопольской высшей школы морских летчиков два самолета с экипажами: Юнкерс Ю-13

Dobrolet пишет:полне может быть, что военные выделили экипаж, а летал № 671, и на нем же в 1928 Бабушкин спасал Нобиле. При этом №767 так и остался в ведении военных.

Да, военые действительно выделили только экипаж. Об этом писал сам Э.М.Лухт в совместной с Н.Бобровым книге «Год на острове Врангеля. Северная воздушная экспедиция»:
Одним из самолетов, назначенных в экспедицию, была моя летающая лодка «Савойя», уже прибывшая в Москву, вторым — обычный пассажирский «Юнкерс», который в это время, еще ничего не подозревая, совершал рядовые будничные рейсы на линии Верхнеудинск — Улан-Батор (Монголия), скромно перевозя пассажиров
http://fanread.ru/book/8411918/?page=2

Добролет: RR-DAS

СообщениеДобавлено: 31 Август 2014 18:25
Кара
В той же книге ("Год на острове Врангеля" приведено фото, сделанное в Булуне, перед отлётом вверх по Лене
Изображение
Регистрации на плоскостях нет. Чем это можно объяснить?

Добролет: RR-DAS

СообщениеДобавлено: 02 Сентябрь 2014 02:56
Dobrolet
Кара пишет:Регистрации на плоскостях нет. Чем это можно объяснить?

Ретушью.
Вопрос зачем её убрали на фюзеляже, т.к. на некоторых фото этого перелета на бортах просматриваются закрашенные ОЗ.