Л-1090 (П-5)

Авиатехника, люди, события - отдельные авиаотряды, история и современность.

СССР Л-1090 (П-5 / Р-5)

Сообщение Александр Андреев » 11 Июнь 2008 18:49

Из книги М. И. Белов "История открытия и освоения Северного морского пути" т. 4,
Научное и хозяйственное освоение Советского Севера 1933—1945 г.
Л., Гидрометеоиздат, 1969.

Весной смелый полет с мыса Шмидта на о. Врангеля выполнил на самолете СССР-Н-190 летчик Ф. Б. Фарих с авиамехаником Ф. И. Бассейном и радистом-челюскинцем С. А. Ивановым, который установил прерванную на два года связь с Большой Землей.
Попутно летчики совершили ледовую разведку для судов Северовосточной экспедиции Наркомвода, попавших в ледовую ловушку в районе мыса Биллингса. С помощью сахмолета Фариха капитаны смогли вывести суда к мысу Ванкарем, а оттуда следовать на восток. Во время полетов к мысу Биллингса Фарих использовал, впервые в Арктике, построенный прямо на предварительно разбитых камнях сухопутный аэродром, с которого взлетала его машина, перестроенная на колесный вариант.


Полет был выполнен в 1934 г. Номер самолета - Н-190. Ух...
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-190 (Р-5)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 04 Декабрь 2008 16:53

Про этот полет есть статья записанная Водопьяновым со слов Ф.И. Бассейна:
М. Водопьянов. Полет на остров Врангеля.
Журнал «Техника-молодежи», № 4, 1935 г., стр.12-16.

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

Интересно, что в качестве иллюстрации аварии используется фотография аварийного самолета Фариха Л-736 в устье Печоры в 1932 году.
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=6926#p6926

Качество сканов к сожалению отвратительное, оцифровать нереально. Слегка пошоплены.
При большом желании прочитать можно
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: Н-190 (Р-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Август 2009 17:09

М. Водопьянов. Полет на остров Врангеля.
Журнал «Техника-молодежи», № 4, 1935 г., стр.12-16.
Качество сканов к сожалению отвратительное, оцифровать нереально. Слегка пошоплены.

OCR и сканы страниц более высокоого качества добавлены в теме Бассейн Флегонт Иванович
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Бассейн Флегонт Иванович

Сообщение Alexander Belov » 18 Август 2009 17:52

 p0018.png
Коллеги!!!!! Посмотрите снимок на последней странице статьи!!!!!
Из опубликованного фотоальбома Семенова Степана Илларионовича „Арктика, 30-ые годы“
http://budovskiy.livejournal.com/187276.html

 18.jpg

и еще - посадка:
 16.jpg
 23.jpg

Вот тебе и "Диксон"...
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Re: Бассейн Флегонт Иванович

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Август 2009 18:09

Есть еще вопрос с номером. Аварийный самолет Фариха Л-736 в устье Печоры в 1932 году на фотографии в статье - настораживает.
Но место (и время, судя по заснеженности) - одно и тоже несомненно
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Бассейн Флегонт Иванович

Сообщение [ Леспромхоз ] » 18 Август 2009 19:32

Alexander Belov пишет:Коллеги!!!!! Посмотрите снимок на последней странице статьи!!!!!
Вот тебе и "Диксон"...


ИМХО. Снимок мыса Шмидта.
На фоне - Черная сопка. Сопка на посадочном курсе (как правильно не знаю), об нее многие ноги ломали.
Снято видимо с косы севернее (или СВ) современного а/порта.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: Н-190 (Р-5)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Август 2009 08:41

Alexander Belov пишет:Коллеги!!!!! Посмотрите снимок на последней странице статьи!!!!!
Вот тебе и "Диксон"...


ИМХО. Снимок мыса Шмидта.
На фоне - Черная сопка. Сопка на посадочном курсе (как правильно не знаю), об нее многие ноги ломали.
Снято видимо с косы севернее (или СВ) современного а/порта.

Коллеги! Насчет Черной сопки я ошибся, но посмотрев свои Шмидтовские фотографии однозначно могу сказать
что приведенные выше Александром Беловым фотографии из альбома "Арктика. 30-ые годы" сделаны на МЫСЕ ШМИДТА!
И к Диксону отношения не имеют.
Чуть-погодя все покажу.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: Альбом "Арктика.30-ые годы"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Август 2009 10:31

Alexander Belov пишет:Коллеги!!!!! Посмотрите снимок на последней странице статьи!!!!!
Из опубликованного фотоальбома Семенова Степана Илларионовича „Арктика, 30-ые годы“
http://budovskiy.livejournal.com/187276.html

Вот тебе и "Диксон"...


Разбор полетов.
Смутило присутствие на фотографиях самолета Н-4, который на Диксоне в это время быть не мог.

М. В. Вяхирев. В краю пурги и льдов. Л., Гидрометсоиздат, 1985
Наконец 3 июля все сборы были закончены и "Лейтенант Шмидт" отошел от стенки Владивостокского порта. В его трюмах лежали разобранные дома полярной станции, оборудование, продовольствие, горючее. На палубе по-походному закрепили кунгасы, катера — они понадобятся при разгрузке парохода на рейде мыса Северного. Сделав несколько заходов в населенные пункты Камчатки и Чукотки, судно подошло 19 июля к мысу Северному. С борта хорошо просматривались два мощных утеса Вебера и Кожевникова, далеко вдавшиеся в море, и гряда гор, уходившая на юго-восток. Поражали безжизненные берега со скудной растительностью, покрытые снегом склоны мрачных гор и звенящая в ушах тишина.
Когда зимовщики высадились на усеянный китовыми позвонками берег Северной бухты, то увидели десяток чукотских яранг селения Рыркайпий, а рядом с ними домик метеостанции и неказистое помещение фактории, сооруженное из кусков гофрированного железа, досок и брезента. Место для строительства полярной станции все единодушно выбрали на возвышенном берегу Северной бухты. Отсюда хорошо просматривалось море в северном, западном и восточном направлениях, а близость Западной и Восточной бухт могла обеспечить бесперебойную рейдовую разгрузку судов даже в сложной ледовой обстановке.
Установив на берегу несколько палаток и оборудовав их под жилье, зимовщики вместе с экипажем судна и строителями приступили к разгрузке. Судовые стрелы поднимали из трюмов мешки с мукой, сахаром, крупой, ящики с овощами, строительными материалами, оборудованием и опускали их в стоявшие у борта кунгасы. За четверо суток было выгружено 1,5 тысячи тонн грузов. Устали все неимоверно, но физическая усталость быстро прошла, а удовлетворение результатами коллективного труда осталось надолго. Тогда-то и зародилась одна из лучших традиций полярной станции — обязательное участие в различных работах всех зимовщиков. Эта традиция передавалась потом от одной смены зимовщиков к другой. Она позволяла сплачивать коллектив, выявлять индивидуалистов, белоручек, лентяев и перевоспитывать их.
Вскоре "Лейтенант Шмидт" ушел к Медвежьим островам и на мысе Северном осталась бригада строителей и 10 полярников. Кроме Г. Г. Петрова в штате полярной станции были завхоз П. Н. Егошин, радист Т. В. Хааполайнен, метеорологи Б. В. Карышев и В. Е. Первак, геологи В. И. Серпухов и Д, Ф. Бойков, механик рации С. И. Семенов, врач И. М. Кантор и повар китаец Лю Чинхай, которого наняли во Владивостоке. Несколько позже был принят молодой каюр из Рыркайпия И. И. Рентыргин.
Для ускорения сборки домов полярной станции зимовщики сформировали свою бригаду и вызвали на соревнование бригаду строителей. Вызов был принят, и работа закипела. За несколько дней были собраны срубы жилого дома и радиостанции. Пока устанавливали стропила и покрывали кровлю, Хааполайнен монтировал в радиорубке коротковолновый передатчик «Норд-К» и длинноволновый «Норд-Д». В соседней комнате, отведенной под машинное отделение, механик Семенов устанавливал электрощит, двигатель внутреннего сгорания мощностью 20 лошадиных сил, соединенный с шестикиловаттной двухколлекторной динамо-машиной и предназначенный вырабатывать электроэнергию для радиопередатчиков. Третья комната радиостанции была жилой, ее заняли радист и механик. Наступавшие холода заставили ускорить темп строительных работ, и 6 сентября 1933 года полярники из палаток перешли жить в еще пахнущие смолой дома. На некогда пустынном берегу Северной бухты теперь стояли три жилых дома, баня, склад, радиостанция и мачты высотой 24 метра с туго натянутой антенной. В просторных домах кроме полярников разместились экипаж самолета "СССР Н-4" под командованием Ф. К. Куканова, зачисленный в конце августа в штат полярной станции, и небольшой отряд пограничников.

 doc-ИЛЛ-4.jpg
Это иллюстрация из книги Вяхирева
 12-разгрузка.jpg
 16.jpg
А это из альбома Будовского.
 __3.jpg
Мыс Кожевникова (современное фото). Сайт: http://foto.chukotken.ru/details.php?im ... onid=f692b
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: Н-190 (Р-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Август 2009 11:24

Супер. :good:
Надо будет "потомку" написать, может порадуется
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Н-190 (Р-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Август 2009 11:28

 polyarniy-lyotchik.jpg

А у него кстати есть обновления мелкие.
Вот к примеру, "полярный летчик".
http://budovskiy.livejournal.com/974291.html

Сдается мне, мы знаем и его фамилию, и самолет :)
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Н-190 (Р-5)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Август 2009 12:47

В таких мехах Ф.Б. у нас точно отсутствует :)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: Н-190 (Р-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Август 2009 17:19

Написал.
Контакт налаживается :)
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Н-190 (Р-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Август 2009 18:25

Владелец фотоальбома Семенова - Алексей любезно согласился дать нам на изучение сканы большего размера. По возвращении из поездки.
Ждемс :)
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Н-190 (Р-5)

Сообщение ИНЖЕНЕГР » 24 Август 2009 06:05

padsee пишет:В таких мехах Ф.Б. у нас точно отсутствует :)

Полное фото присутствует на форуме в теме Бассейн Флегонт Иванович.
Иван Кукушкин пишет:Есть еще вопрос с номером. Аварийный самолет Фариха Л-736 в устье Печоры в 1932 году на фотографии в статье - настораживает.
Но место (и время, судя по заснеженности) - одно и тоже несомненно

Предполагаю , что фото Л-736 в номере появилось для иллюстрации поломки и ремонта Н-190 (реальную аварию никто не снимал...)
Аватара пользователя
ИНЖЕНЕГР
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 16 Декабрь 2008 14:39

Re: Н-190 (Р-5)

Сообщение Alexander Belov » 24 Август 2009 09:16

Коллеги,

Если я ПРАВИЛЬНО понял текст из статьи Водопьянова, Н-190 - это ЕГО самолет, на котором он спасал челюскинцев. Или что-то "проинтерферировало" и опять запутался?
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: ГВФ, ВВС, Аэрофлот, современность.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения