СССР-52066 (Ил-14)

Авиатехника, люди, события - отдельные авиаотряды, история и современность.

СССР-52066 (Ил-14)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 31 Январь 2010 14:04

"Soviet Transports"
--- CCCP-52066 Il-14M AFL/Centr.Reg.-Mya HAM 03jun82 seen on board ship this day; still in service 20sep86



32 САЭ
Кравченко Е. Д. Карпий В. М. С Антарктидой — только на «Вы»
глава Легких экспедиций не бывает

22 февраля получил неожиданную радиограмму от начальника станции «Восток», в которой сообщалось, что, после замены неисправного бензонасоса левого двигателя Ил-14 номер 52066, самолет вылетел в «Мирный» в сокращенном составе: командиром — пилот-инструктор, с ним штурман и бортмеханик. Оказалось, что В. Голованов самостоятельно снял с борта командира, второго пилота, бортрадиста. Вроде бы, налицо забота о сохранении жизни этих трех человек. А остальные? Их-то он, выходит, повез на заклание? Ничем не оправданный риск. В «Мирном» был еще один Ил-14, инженерно-технический состав, который мог на нем прилететь и профессионально устранить неисправность. Да и где на станции «Восток» могли найти авиационный бензонасос? Для чего такой «героизм»? Для спасения жизни человека? Нет. Для спасения самолета? Нет. Естественно, я отправил срочную радиограмму руководителю группы Александру Федоровичу: «Решение о полете Ил-14 номер 52066 в сокращенном составе экипажа считаю необоснованным. Вылет с «точки» после устранения дефектов возможен только после заключения инженера о пригодности самолета к эксплуатации. Примите меры по предупреждению подобных случаев». Федорович сообщил: «52066 прибыл в «Мирный», отмечен повторный дефект на левом двигателе. Просим ваших рекомендаций». Мой ответ не заставил ждать: «Ранее в практике эксплуатации отмечался дефект этой системы на других бортах, он проявлялся на высоте — загрязнение, закупорка дренажной трубки. Подробные рекомендации подготовит старший инженер отряда Александров после получения информации о характере проявления дефекта». Новую информацию прислал уже инженер Ноздрин: «Проверены и отрегулированы зазоры магнето, заменен бензонасос. Двигатель на всех режимах соответствует ТУ, самолет допускается к эксплуатации». Только теперь все было сделано правильно. Голованова нужно было отстранять от полетов, но где взять ему замену в Антарктиде? После окончания полетов провели специальный разбор этого случая, сделали выводы, но это уже были удары «по хвостам».


33 САЭ.
Удары судьбы

19 марта экипаж Сотникова с проверяющим Головановым выполнил аварийно-спасательный полет — сбросил все необходимое больному в оазисе Бангера. 20 марта авиагруппа перелетела в «Молодежную». На Ил-14 номер 52066 заменили двигатели, и самолет законсервировали на зимовку. Самолет Ил-14 номер 04181 надо было вывозить на Родину, но график движения судов изменился, и сделать это не удалось. В Антарктиде остались только три самолета в рабочем состоянии.


34 САЭ
глава Пожар

26 января, вечером, когда мы возвращались из полета, на связь неожиданно вышел начальник радиостанции Слава Киркилевский: — Женя, тут неприятность случилась.
— Ну, так говори, в чем дело.
— А, может, я скажу после посадки?
— Не мудри, меня уже трудно удивить, — я понял, что произошла какая-то беда. — Говори, я не пилотирую, да и к аэродрому подхо¬дим. Что стряслось?
— В «Мирном» ребята погибли. Телеграммы идут потоком, готовься отвечать на них.
— Сколько?
— Трое. -Где?
— На земле. Сгорели. И самолет тоже.

Я почувствовал, как к горлу подкатил ком и пересохло во рту. Почему сгорели? Кто погиб? Зачем же случилась такая несправедливость?! Но я не дал разгуляться чувствам — ребят не вернешь, а работу не остановишь. Мне сразу стало ясно, что нужно срочно перепланировать полеты на «Дружной-3», забирать отсюда Ил-14 и перегонять его в «Мирный», где снова, как и в предыдущих экспедициях, осталась только одна машина и нависла угроза над обеспечением всем необходимым станции «Восток». Приземлились. На столе у меня действительно уже лежала большая кипа радиограмм. Наугад взял одну из них и прочел:
«26 января около 20 часов произошло ЧП. При заправке Ил-14 номер 52066 погибли три человека: Ананьев, Семин, Роговенко. Самолет уничтожен. Заместитель командира отряда Федорович».


Позже я получил более подробную информацию:
«Обстоятельства ЧП Ил-14 номер 52066 26 января в «Мирном». Вылет «борта» планировался 27 января на 00.00 часов. Экипаж и инженерно-технический состав находились на предполетном отдыхе. Между 18 и 19 часами Семин и Ананьев убыли для заправки самолетов. Роговенко, по объяснению инженера Плотникова, присоединился к ним, чтобы забрать личный инструмент. Дежурный радиооператор радиобюро заметил дым от самолета на стоянке. Общестанционную тревогу объявили в 20.25. Средства пожаротушения и расчеты прибыли в течение 10 минут. К этому моменту самолет полностью разрушился, фюзеляж и левая плоскость были охвачены огнем. Топливозаправщик (ТЗ) находился в рабочем положении для заправки внутрифюзеляжных баков, заправочный шланг размотан в сторону огня, пистолет отсутствовал, двигатели ТЗ и трактора работали. Людей на стоянке не было. Немедленно были отбуксированы на безопасное расстояние ТЗ и самолет номер 41834 с соседней стоянки. Тушение имеющимися средствами эффекта не дало, самолет, за исключением правой и частично левой плоскости, сгорел полностью. При последующем осмотре в проекции фюзеляжа найдены три тела: Роговенко в пилотской кабине, Ананьев в служебном отсеке, Семин в районе заднего бака. Органы управления ТЗ — в положении «Раздача», цистерна ТЗ пустая. Кроме обгорания заправочного шланга и отсутствия пистолета, неисправностей ТЗ не обнаружено. По работе систем и агрегатов Ил-14 номер 52066 замечаний не было. Метеоусловия: ветер 11 — 14 метров в секунду, видимость 20 километров, температура — минус 9 градусов, относительная влажность 58%. Федорович».
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

СССР-52066 (Ил-14)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 31 Январь 2010 15:06

Более раннее упоминание машины (Кравченко). 25 САЭ.
Удары судьбы

14 декабря 1978 (padsee:опечатка-верно 1979) года «Пионеру Эстонии» удалось пробиться почти к «Молодежной» — на удаление 70 километров, дальше не пустили льды. В этот же день началась выгрузка на припайный лед и сборка вертолетов и Ан-2. Вскоре все они перелетели на базу, а вот найти место для выгрузки Ил-14 никак не удавалось. На глазах разрушалось одно ледовое поле за другим. Наконец, кажется, нашли площадку, где можно было собрать Ил-14 и откуда он мог взлететь. Самолет выгрузили, в быстром темпе начали его собирать, и вдруг с моря пошла крупная зыбь. Ледовое поле угрожающе начало «скрипеть», покрываться сетью трещин, распадаться на льдины. В любую минуту Ил-14 мог затонуть. Его сборкой руководили мой заместитель по летной работе Виктор Голованов и инженер Николай Шереметьев. Если бы кто-то фиксировал по секундомеру этот процесс, я уверен, что тогда был установлен мировой рекорд по сборке Ил-14. Как только завернули последнюю гайку, Голованов пошел на взлет. Едва лыжи оторвались ото льда, они тут же повисли над чистой водой — трещина прошла точно по направлению к тому месту, откуда Голованов взлетал. Он поднял машину 52066 с обломка льдины длиной 300 метров.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

СССР-52066 (Ил-14)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 06 Февраль 2010 12:15

Газета "Моряк севера", №4, 3 февраля 2010 г.
В этом номере мы начинаем публиковать материал Вячеслава Ивановича Титова, участника мероприятия «Шестой континент», первого помощника капитана теплохода «Пионер Эстонии», трижды в составе Советских экспедиций побывавшего в Антарктиде.

© Вячеслав ТИТОВ ,
Мы ходили в Антарктиду...

16 декабря, воскресенье. Утром часов в восемь врезались в припайный лёд достаточной толщины и с обеда начали выгружать вертолёты. В 15.30 улетел первый вертолёт на ст. Молодежную. Пингвины подходят прямо к борту. Очень смирные, любопытные. Грудь и брюхо идеально белые. Передвигаются на брюхе ползком как на салазках и ходят важно шагом. Были и императорские пингвины, крупные. Погода солнечная, даже глазам больно. Все ходим в очках. В 15 часов проводили своих постояльцев Юрия и Валерия – лётчиков. Они спали в нашей каюте две ночи. Вертолёты сделали по 3 рейса. С 20 часов заступил на вахту.

В 23.00 снялись с места выгрузки и пошли искать более прочный припай.

18 декабря, вторник. 00.30 – сняли самолёт ИЛ-14 на лёд и оттянули вездеходом на 1,5 км от борта. Утром уже были смонтированы крылья. Монтаж продолжался. Погода с утра пасмурная, но тёплая. С 08.00 до 12.00 нёс вахту. После обеда выходил на палубу. Примерно в 13 часов началась ломка припая, и минут за двадцать лёд стал битым. Самолёт еле успели оттащить подальше. Тут подошла зыбь, и лёд прямо на глазах начало взламывать. Самолёт оказался в опасности. Он был ещё не заправлен. Насос, который должен качать топливо, не смогли запустить. Три бочки горючего залили в баки самолёта вёдрами. Заработали моторы, самолёт ожил и с 700-метровой льдины сумел взлететь. Тревога позади. На льду оставались тягач и люди. Тягач, минуя трещину, приблизился к судну, его застропили и подняли на борт. Потом подняли насос. Люди также благополучно успели перебраться на борт.
Судно пошло на поиски другого места выгрузки. Его нашли в 15 милях от ст. Молодёжная.


25 САЭ. Те же события, что и в предыдущем посте.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

СССР-52066 (Ил-14)

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Май 2010 12:19

фотографии из Музея ПМГРЭ
Время действия - видимо авиаотряд 22 САЭ, 1976/77
Нашел и прислал: Дмитрий Зотов

 Архив ПМГРЭ 015.jpg
 Архив ПМГРЭ 011.jpg
 Архив ПМГРЭ 003.jpg


 Архив ПМГРЭ 008.jpg
Ил-14, АН-2 и С-130 "Геркулес"
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

СССР-52066 (Ил-14)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 25 Сентябрь 2010 21:09

Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

СССР-52066 (Ил-14)

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Январь 2011 00:59

Поправка к предыдущему посту: 32 САЭ 1986-88 гг. Подпись к фотографии: Заправка на Комсомолке (прим.: "Комсомолка" - законсервированная станция "Комсомольская")
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

СССР-52066 (Ил-14)

Сообщение Александр Кот » 07 Апрель 2012 12:53

 Командир корабля В.П. Гамов, аварийный Ил-14 СССР-52066.jpg
Авария борта в конце декабря 1976 г на сезонной станции "Дружная", 22-я САЭ
В центре снимка командир корабля Валерий Петрович Гамов, участник многих арктических и, как минимум, двух антарктических экспедиций, сын командира эскадрилии 1 ПАП 1 ПАД Петра Павловича Гамова, одного из немногих летчиков трассы, награжденных орденом Ленина за перегонку самолетов с Аляски.

 Авария Ил-14 СССР-52066, 22 САЭ.jpg
Владимир Игоревич Бардин «В горах и на ледниках Антарктиды»

Несколько в стороне от нас, вблизи своего металлического чуда-дома, летчики разместили взлетно-посадочную полосу. Начальник авиаотряда ходил по полосе, остался доволен, даже отказался от ее укатки. Говорят, он решил сегодня сделать пробный взлет на Ил-14. С самого утра у самолета копошатся техники, уже который час гоняют моторы.

Короткая передышка между рейсами вертолетов. Можно взобраться на бочки, осмотреться. Ряды их выстроились широкой полосой. Большая часть бочек выкрашена в зеленый цвет. На ослепительно белом снегу россыпь зеленых предметов ласкает глаз. Слышим, моторы Ил-14 взревели на полную мощность. И вот самолет стронулся с места, заскользил по снегу, набирая скорость. - Пробует полосу,- авторитетно заметил бригадир.

Движется Ил неровно, рывками, покачивая носом. Но пилот, а за штурвалом сам начальник авиаотряда, набирает скорость. За хвостом вздымается облако снежной пыли. Неожиданно самолет словно спотыкается, клюет носом, хвост его вздергивается высоко вверх.

Почти одновременно каждый из нас издает какой-то нечленораздельный возглас. По полосе вслед за самолетом уже бегут летчики. Летевший к нам вертолет сбросил сетку с бочками где-то в стороне и тоже пошел к месту аварии. И мы, не раздумывая, побежали туда.

Зрелище тревожное - нос самолета помят, винты изогнулись колесом. Я впервые свидетель такого происшествия в Антарктиде . Раньше только в документальном фильме видел, как капотировал при посадке американский легкий аэроплан. Американским авиаторам в Антарктиде не везло: они разбили здесь не одну машину. Были при этом и трагические исходы. Наших же летчиков на этот раз бог миловал - все уцелели. И самолет не загорелся. Только вот сможет ли он когда-нибудь подняться в воздух? Для геофизиков это вопрос немаловажный. Ведь машина оборудована как летающая геофизическая лаборатория, на нее возлагались большие надежды. Вот уж поистине «первый блин комом», как любит выражаться Эд.

После первого замешательства все возвращаются на свои места. Мы продолжаем разгружать бочки, то и дело поглядывая на потерпевший аварию самолет, около которого хлопочут техники. Им теперь предстоит дать заключение о судьбе машины. Хотя не трудно предположить, что без мастерской и специального ремонтного оборудования на продуваемом ветрами леднике сложный ремонт невозможен. Правда, о начальнике наземной авиационной службы инженере Аркадии Колбе идет добрая слава. Хорошо знают его и в Арктике, и в Антарктике. Но все равно чудес не бывает, хотя пилоты еще на что-то надеются, ходят за Колбом как провинившиеся школьники.

А Колб хмурый, с бронзовым от работы на солнце и ветре лицом, в комбинезоне, пропитанном машинным маслом, молчит. Наскоро перекусит и идет обратно к своим ребятам.

И вскоре базу облетает известие: бригада Колба берется восстановить машину в этом сезоне. Правда, для этого нужен целый ряд запасных частей, которых на « Дружной » нет. Раздобыть необходимые запчасти можно только на «Молодежной». Там стоит на приколе отлетавший свое Ил, кое-что можно содрать с него. Но как все это доставить к нам? И дело не только в расстоянии более 3 тыс. км, разделяющих наши станции. В «Молодежной» сейчас нет авиации. Самолеты, способные выполнить эту задачу, находятся в «Мирном». Это еще почти на 2 тыс. км дальше от нас. Но и это не главное. Главное, что авиация «Мирного» занята снабжением внутри-континентальной станции «Восток» - самой труднодоступной и знаменитой зимовки на полюсе холода. Пока эта работа не завершится, вряд ли можно рассчитывать на помощь оттуда.
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

СССР-52066 (Ил-14)

Сообщение Dubhe » 07 Сентябрь 2012 20:10

Фото из архива Владимира Васильевича Логинова.
 img281.JPG
Участники 34 САЭ на австралийской станции Mowson.
 img215.JPG

С австралийцами. 3й слева В.Логинов, 5й слева В.Жирнов, справа В.Казёнов
 mowson.JPG
 52066_10.JPG
Участники 34 САЭ : 52066_9.JPG
Последний раз редактировалось Dubhe 11 Сентябрь 2012 17:40, всего редактировалось 1 раз.
Dubhe
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 07 Сентябрь 2012 19:50

СССР-52066 (Ил-14)

Сообщение Dubhe » 07 Сентябрь 2012 20:12

Обломки 52066 после пожара
Обломки 52066 после пожара : img236.JPG
Dubhe
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 07 Сентябрь 2012 19:50

СССР-52066 (Ил-14)

Сообщение kolo66 » 07 Май 2013 01:43

32 САЭ
Вложения
 024.jpg
 011.jpg
kolo66
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 07 Май 2013 01:11

СССР-52066 (Ил-14)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 27 Март 2015 09:38

Фото Николая Филатова.
Вложения
 01.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

СССР-52066 (Ил-14)

Сообщение Александр Кот » 18 Май 2015 19:52

 СССР-52066,групповой снимок летного отряда.jpg

Еще одно фото борта. Похоже, что групповой снимок летчиков/летного отряда сделан на аэродроме Мячково и как-то связан с командиром корабля В.П. Гамовым (никаких комментариев к фотографии не было).
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

СССР-52066 (Ил-14)

Сообщение ББК-10 » 18 Май 2015 20:28

Ну очень сильно сомневаюсь, что это в Мячково
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

СССР-52066 (Ил-14)

Сообщение ББК-10 » 18 Май 2015 21:10

"Зимой и летом одним цветом"

 52066 - 1-mowson-all.jpg
Участники 34 САЭ на австралийской станции Mowson + С австралийцами. 3й слева В.Логинов, 5й слева В.Жирнов, справа В.Казёнов + на аэродроме Мячково.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

СССР-52066 (Ил-14)

Сообщение Александр Кот » 19 Май 2015 19:50

Так-то, оно так! Есть совпадение на всех снимках еще двух-трех человек (особенно бросается в глаза бородач в белой вязанной шапочке, возлежащий на переднем плане).
Смущает только присутствие на заднем плане (справа) мощной аэродромной техники в лице больших топливозаправщиков, причем один из них явно на базе "МАЗ". Для австралийской базы "МАЗ" явный нонсенс, а для советского антарктического аэродрома явный перебор. Не было там такой мощной техники. Даже, если ошибаюсь и топливозаправщик не на базе "МАЗ", для условий Антарктиды такая аэродромная техника излишняя роскошь (даже для американцев). :)
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: ГВФ, ВВС, Аэрофлот, современность.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения