ВВС ЧФ: Savoia S-16 Лухта Э.М.

Авиатехника, люди, события - отдельные авиаотряды, история и современность.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

ВВС ЧФ: Savoia S-16 Лухта Э.М.

Сообщение Dobrolet » 28 Август 2009 19:21

Первые самолеты в небе Олекмы
Х.ЛУКОВЦЕВ, учитель-краевед.
28 февраля 1927 года президиум Осоавиахима и Управление ВВС РККА заключили соглашение с правительством советского торгового флота об установлении воздушной связи и обслуживании в текущем году зимовщиков острова Врангеля. Согласно договору, военно-воздушные силы выделяли самолеты "Юнкерс-1З", "Савойя-16" с летным составом.
Из состава морской авиации Черноморского флота выделили два экипажа. Командиром звена назначили Эдуарда Мартыновича Лухта- пилота самолета "Савойя-16", его бортмехаником - Федора Михайловича Егеря. Экипаж второго самолета "Юнкерс-13" состоял из военного летчика Ефима Михайловича Кошелева, бортмеханика Григория Трофимовича Побежимова и моториста Б.Н.Журовича.
Главной задачей экспедиции явилось установление связи с основанным в 1926 году на острове Врангеля поселением советских эскимосов. Вывезти больных и добытую пушнину, определить судоходность пролива Дмитрия Лаптева и пролива Санникова, проведение рекогносцировочного перелета вдоль Лены от бухты Тикси через Якутск до Иркутска с целью определения возможности установления почтово¬пассажирской гидролинии Якутск - Иркутск, использование на этой линии гидросамолетов с определением мест будущих гидропортов и площадок.
Самолеты с трудом, с огромным риском преодолев этот первый маршрут, в 1927 году 12 августа в 15 часов появились над Якутском. Сделав несколько кругов над городом, они приводнились на Лене под горячие аплодисменты и ликующие крики восторженных жителей. Здесь на берегу устроили митинг. От имени Правительства ЯАССР и областного Осоавиахима самоотверженных пилотов приветствовал председатель СНК ЯАССР М.К.Аммосов. Отдохнув от трудного перелета, 15 августа экипаж устроил агитационные полеты с пассажирами.
16 августа к самолетам потянулись экскурсии коллективов города, а экипажи в роли гидов поясняли и рассказывали о конструкции летательных аппаратов, об авиации.
17 августа состоялось торжественное заседание, посвященное смелым пилотам, открывателям трассы. Каждому члену экспедиции вручили особую грамоту ЯЦИК и нагрудные знаки, сделанные в честь перелета, с надписью "Открытвателю воздушного пути Якутии от ЯЦИК".
18 августа в 5 часов утра самолеты, взлетев один за другим, взяли курс на юг. Вместе с летчиками на "Юнкерсе" вылетел до Олекминска М.К.Аммосов. Заранее оповещенные олекминцы еще 16 августа спешно готовились к их встрече. Были отправлены нарочные во все близлежащие наслега и деревни. 17 августа всех известили, чтобы в день прилета самолетов явились на берег по гудку паровой мельницы. Как и везде, всюду шли разговоры о стальных птицах. 18 августа выдался ясный, тихий день. На пристани была сооружена высокая трибуна с большим портретом Ленина. Вокруг развевались красные знамена. На берегу с утра дежурили десятки человек. Из близлежащих деревень начинали съезжаться крестьяне, несмотря на летнюю страду - сенокос. Те, кто не мог оставить работу, строго наказывали счастливчикам запомнить все и досконально рассказать по возращении.
С помощью телеграфа олекминцы следили за движением самолетов. В два часа дня все учреждения, прекратив работу, вышли на берег. Вот как описывает очевидец появление самолетов над Олекминском:
"Около 3 часов дня над сопкой, что за Спасским селением, где живут скопцы, приблизительно на высоте 700 м показался огромный коршун, вылитый из металла. По мере приближения коршун стал на солнце поблескивать серебристой чешуей. Неустанно ревел гудок мельницы, торопя всех на берег. "Юнкерс" с отчетливо слышным гудением мотора, быстро снизился и направился к реке: Было видно, как из трубки над кабинкой пассажиров вылетал ровной черной струйкой, вверх отработанный бензин. Через минуту "Юнкерс", бороздя поплавками воду, сел и плавно закачался на волнах. Из кабины в плаще цвета хаки вышел М.К.Аммосов. Самолет канатами стали подтягивать к барже. В этот момент довольно низко над толпой пролетел второй самолет - большой биплан, с необыкновенно сильным мотором. От шума мотора звенело в ушах. "Савойя", быстро снизившись, уже по воде сделал 2¬3 стремительных круга в бурунах (казалось, что вода захлестнет самолет), остановился у самого берега. Из кабины, имеющей вид лодки, вышли в черных кожаных пальто с меховыми воротниками три человека".
По традиции состоялся торжественный митинг, где выступили М.К.Аммосов, Г.Д.Красинский, от окркома ВЛКСМ Скрябин, от окркома РКП (б) Рабинович и другие. Речи ораторов неоднократно прерывались криками "Ура!". Допоздна на берегу царили веселье и оживление, все рассматривали самолеты и обсуждали подробности перелета экспедиции.
На другой день, 19 августа в 7 часов утра воздушная экспедиция продолжила свой путь. С остановками и задержками из-за непогоды в Маче, Мухтуе (ныне Ленек), Витиме, Киренске, Усть-Куте, Жигалове и Качуге вечером 28 августа, преодолев 7500 км, самолеты прибыли в Иркутск, где приводнились на Ангаре, неподалеку от Знаменского собора. Тотчас их окружила сотня людей, а вечером состоялось чествование бесстрашных пилотов, первыми пролетевших по воздуху от Тикси до Иркутска.
Постановлением ЦИК СССР от 14 декабря 1927 г., по ходатайству и представлению Якутского правительства, президиума Осоавиахима СССР, за успешный перелет и проявленные при этом мужество были награждены орденами Боевого Красного Знамени летчики Э.М.Лухт, Е.М.Кошелев, бортмеханики Ф.М.Егерь, Г.Т.Побежимов, начальник экспедиции Г.Д.Красинский и капитан парохода "Колыма" П.Г.Миловзоров.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1315
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

ВВС ЧФ: Savoia S-16 Лухта Э.М.

Сообщение SVF » 09 Январь 2010 23:30

 LENA-1927.jpg


[Итин В. Морские пути Советской Арктики. М., Советская Азия. 1933]
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4428
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

ВВС ЧФ: Savoia S-16 Лухта Э.М.

Сообщение Dobrolet » 06 Ноябрь 2017 16:35

На сайте Госкаталог в материалах Борского краеведческого музея размещены фото из архива Георгия Трофимовича Побежимова, в частности по перелету на Лухта и Кошелева 1927 года.
 S-16 Лухт 1927 (17).JPG
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1315
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09


Вернуться в Полярная авиация СССР: ГВФ, ВВС, Аэрофлот, современность.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения