Добролет: RR-DAA ("Моссовет")

Авиатехника, люди, события - отдельные авиаотряды, история и современность.

Добролет: RR-DAA (

Сообщение ББК-10 » 28 Декабрь 2015 21:01

Советская Сибирь, 1926, № 091, 22 апреля.

У полярного круга.

Нынешний Туруханск, — это прежнее село Монастырское, где неким смекалистым монахом Тихоном в 1660 году был основан монастырь и пущены в эксплоатацию «мощи» святого «местного значения» — Василия Мангазейского. Еще в 1920 году, в часовне при монастыре можно было видеть. лиственничный колодный гроб с крышкой и нарточку, в которых, якобы, монах Тихон вывез из Мангазеи «мощи». Почитатели «мощей» зубами и ножами щипали колоду, и когда та уменьшалась в размере, монахи изготовляли новую, и выставляли ее с снова в часовне для острых зубов верующих.
Старый Туруханск находится в 30 верстах от Нового Туруханска (с. Монастырского), в стороне, на небольшой реке Турухан. Сейчас в Старом Туруханске осталось с десяток домов и древняя церковь, а все население еще в 1909 году переселилось в село Монастырское. С этого времени, благодари выгодному географическому положении, Монастырское сделалось административным центром огромного пустынного края.
Понятие — село, не говоря уже город, в отношении Нового Туруханска неприменимо. Два десятка домов, расположенных в самой лирическом беспорядке, без единого намека улиц. Несколько в стороне расположен бывший монастырь, с каменным храмом и деревянными монастырскими постройками, занятыми теперь под школу и квартиры служащих.
Кругом — альпийские сугробы снега. Из них торчаг верхушки телеграфных столбов, занесённые по крышу домишки, заборы и крытые туруханские дворы.
Из-за глубоких снегов, туруханцы строят дом, стайки для скота, амбарушки и другие сельско-хозяйственные постройки, под одной крышей. Получает-
ся целая система построек под одной крышей. С улицы такой «блокгауз» заносит снегом, а внутри он заростает навозом и грязью; чистить жилье беспечный туруханец не считает нужным и навоз со двора за много десятков лет образует своеобразные геологические отложения.
Невдалеке от монастырской ограды валяется целая гора графита, вывезенная с Курейки еще в 1860 году известным исследователем севера А. К. Сидоровым.
Туруханскую жизнь несколько оживляет обилие торговых организаций. Их здесь пять: Енсоюз, Расо, Сырье, Сельскосоюз и административные органы по управлению краем.
В Туруханске «Моссовет» ждали давно, но авария в Енисейске, «война» с туруханским телеграфом и «топтание» аэродрома в Подкаменной Тунгуске — помешали нам прибыть в срок.
Хозяйственники края, имеющие привычку, с последним зимним путем, по самым нужным делам выезжать на отдых в Красноярск (конечно, получать полярные суточные до пароходов, другими словами до нюня), — заготовили чемоданы и на сей раз решили лететь на «Юнкерсе», а не на «авионарте» запряженной низкорослыми туруханскими лошаденками.
Многие не дождались нас и уехали «прежним способом» — на лошадях, а два упорных остались и были очень обижены, что мы их на борт самолета, без
соответствующих разрешений, и даже за неимением полной нагрузки, не можем взять.
Обижены они были потому, что ждали, положили чемоданы и заранее уведомили всех родных и знакомых, что они «летят».
Мы прилетели в мрачном настроении после симпатичного «сидения» в Подкаменной Тунгуске и разговоров с туруханским телеграфом.
Эта «история» заслуживает рассказа.
В Подкаменной Тунгуске все было готово. Оставалось узнать погоду, и вылететь, если она благоприятна. Сведения о погоде необходимо было получить ровно в 8 часов утра, а для этого достаточно телеграфисту взглянуть в окно и передать: снег или дождь, солнце или пасмурно и т. д.
В общем, все просто. Но в Туруханске это не так.
18 марта в 7 часов утра, мы начали вызывать по телеграфу Туруханск. Телеграфист в Подкаменной, тов. Уткин, до 9 часов беспрерывно взывал клюнем: — Туруханск, Туруханск. Туруханск!. Он отбил себе пальцы, но не сдавался и утешал нас — может быть, отзовутся.
И снова по проволоке летело: Туруханск, Туруханск...
В пять минут десятого, встав от сна Позднеев и Попов явились в Туруханске к аппарату и проявили признаки жизни.
— Вы, товарищ Уткин, должны знать, — начал Туруханск, —циркуляры, в которых указано время работы станции и дни отдыха. Вы не знаете, разве, а тебе, Уткин, стыдно не знать, что сегодня — день Парижской Коммуны, и весь трудящийся мир чтит этот высокоторжественный праздник. Дежурный не хочет сидеть у аппарата, и никто его не заставит».
Долго еще отчитывал туруханский телеграф, в лице заведывающего гр-на Попова и телеграфиста Позднеева — нас и тов. Уткина за причиненное им беспокойство.
Наконец, в аппаратной наступила тишина.
Вылет был сорван.
Далее дадим слово официальному акту:
— Далее, 19 марта, в 9 часов 20 минут утра, к аппарату в Подкаменной явился Верхне - Имбатск и заявил, что Туруханск сейчас ему сообщил, что решено разобрать для чистки аппарат, а поэтому всякая телеграфная связь с Туруханском прекращена. С 15 по 17 часов, 19 марта, Туруханск на вызовы Подкаменной не отвечал. В течение всего 19 и до 8 часов 20 марта. как значится в акте, Туруханск на беспрерывные вызовы Подкаменной не отвечает. На основании вышеизложенного, летчику, тов. Галышеву, не удалось отправить предупредительную телеграмму о вылете, и во-вторых, к моменту вылета не удалось получить информационную сводку о погоде, что поставило в опасность перелет, и сделало его невозможным, впредь до восстановления связи с Туруханском.
Только днем 20 марта, после разговоров по прямому проводу с предРИК’а тов. Морозовым, удалось установить связь, а 21 марта — вылететь в Туруханск.
Летели в Туруханск и думали: а вдруг взбредет тов. Попову снова разобрать для чистки аппарат, тогда, при аварии, мы пропали.
История этим не кончилась. Туруханский телеграф обиделся и начал задерживать информацию корреспондентов, не признавал сибростовский тариф и т. д., в виду чего представителю красноярского окрисполкома, тов. Куриловичу, снова пришлось отправить телеграмму в центр, об урегулировании отношений с туруханским телеграфом.
Характерно, что "нагоняи" центра, которые телеграфисты получили из Новосибирска и Красноярска были скрыты от нас всеми властями, и о принятых мерах мы узнали из газет, уже в Енисейске, на обратном прилете.
24 марта началась сильная весенняя пурга. Не могло быть и речи о вылете в обратный путь. Центр циклона прошел в нескольких десятках верст от Туруханска, в дер. Мироедиха. гае буря посрывала крыши и убила на смерть оторванным ставнем зазевавшегося ямщика.
Не в пример подкаменно-тунгусским крестьянам, туруханские, на общем собрания, вынесли единогласно постановление: «Принимая во внимание важность воздушной связи для нашего забытого края, — приготовить бесплатно аэродром».
Крестьяне выехали на место, где надо было приготовить аэродром, покурили и мирно возвратились но домам.
Уминать снег выпало на долю советских служащих, комсомольцев и женотдела. Они, не вынося никакого постановления, приготовили хорошую площадку для подъема.
Также не в пример Подкаменной Тунгуске, нам не пришлось нанимать за «цервонец» караульщика. Все время караул несли партийцы, несли его образцово, как нигде, не взирая из свирепствовавшую пургу.
Проводы "Моссовета" вышли трогательными.
Уходила последняя почта "Моссовет" готовился к отлету. Туруханцы чувствовали. что до пароходов они отрываются от всего мира, и эта оторванность заставляла их смотреть на металлическую птицу еще любовнее.
Они поверили, что будущую связь их с миром будут держать именно такие птицы, которым не страшны тысячеверстные пространства тайги, горы, полыньи и зубастые торосы на Енисее.
Недаром, набожный старик всю жизнь проживший в Туруханске, не покидавший в воскресные дни клироса в монастыре и неверивший возможности летать (исключая "ангелов"), в первый же день прилета «Моссовета» внес в Авиахим 5 рублей и вызвал целый десяток таких же стариков.
Если одна ласточка не делает весны, то это не значит, что "Моссовет" не открыл новую весну для далекой темной окраины.
Весна началась. Путь проложен, и скоро певучие крылья металлических птиц достигнут вод студеного океана.
М. СИБИРЯКОВ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Добролет: RR-DAA (

Сообщение ББК-10 » 28 Декабрь 2015 21:08

Советская Сибирь, 1926, № 098, 30 апреля.

Случайные люди Туруханского края.

Их всегда можно отличить. Это не туземцы в меховых сокуях, не коренные туруханцы, щеголяющие в наимоднейших дамских пальто, за неимением мужских. Наконец, это не. суровые охотники-одиночки, вышедшие к фактории сдать добытую пушнину, и купить все необходимое, чтобы снова на целый год утонуть в тайге.
От немногих советских служащих они тоже отличаются.
Высокие боты, гетры, модные шубы, прекрасно сшитые нансеновские шапки. В зубах неизменные трубки в тонкий запах английского табаку. При тридцатипяти Реомюра «дамы» в шляпах и каракулевых манто.
Держется они особняком. Около них трутся люди попроще: в меховых френчах, пальто, и туруханского типа полуболотных сапогах; от этих не пахнет «Котти» и английским табаком.
Наша машина их не удивляет, а если они сегодня пришли посмотреть на самолет, то это похоже на то, что они делают нам и всем окружающим большое одолжение.
— Мими, — картавит манто — этот аэроплан меньше того, который мы видели в Крыму. Да?
— Да — соглашается трехаршинный Мими, попыхивая трубкой.
— А Сикорский остается за границей... — кто-то скользок замечает.
— Ему в общем там не плохо, — соглашается Мими с замечанием.
Щупленький дэнди, одетый под "летчика" с дымчатыми очками на английской кэпи, пространно врет слушателям.
— Видите, — это мачта. Без мачты нельзя. Крылья у аэроплана пустые, в них газ, как его... да, вспомнил кислород. Этот кислород помогает лететь пропеллеру...
Хотя им все это неинтересно, несмотря на то, что они видели самолеты побольше в Крыму и т. д., им все же хочется взглянуть поближе. Их правило «хорошо сшитый фрак первый успех на жизненном пути». Руководствуясь этим правилом, хорошо сшитые пальто, каракулевые манто и английские трубки прут к машине, но... должны ретироваться.
— Граждане, нельзя. Можете остаться за веревкой — говорит часовой.
Случайные люди обижаются, отходят и группами и поодиночке расползаются по белому снегу и разным дорогам.
На следующие дни они снова приходят взглянуть.
Ничего не поделаешь. Приходится поверить, что «Моссовет» в Туруханском крае, что это не «блеф», не выдумка советской власти. Напрасно они сомневались и заставляли сомневаться других.
Тысяча верст тайги побеждена в 1926 г., на девятом году советской власти.
— Разрешите взглянуть...
Механик осмотрев с ног до головы юркую фигуру во френче бурчит:
— Смотрите.
— Идемте — приглашает френч стоящих в стороне своих спутников. Один из них в защитного цвета шинели, с типичным английским лицом, с трубкой в зубах, из которой тянет густой аро-
мат зеленой махры. Второй в поддевке, каракулевой на бок шапке, улыбается и очень не тверд на ногах.
Благоговейно осматривают самолет. Не метают механику вопросами: «почему и как». Осмотрев, возвращаются на прежнее место. Видно, что хочется поговорить.
— Давно здесь, — спрашивает кто-то из нас для начала.
— Уже два года. Скоро отбываем ссылку, летом двинемся домой отвечает за всех френч.
Англичанин, который оказывается немецким лейтенантом, побывавшим во всех концах России с «целью путешествия», по его словам, и по данным сопроводительного документа, с «целью экономического шпионажа», начинает хвалить Туруханский край.
— О, здесь можно прекрасно жить. Здесь много пушнины. Я убежден, что здесь есть золото. Масса минеральных красок. Сколько рыбы, но только ее здесь не умеют приготовлять. Вы видите какой здесь лес. Здесь масса авиолеса. Климат тоже ничего. Я чувствую себя хорошо. Только надо работать. Работы много, рабочих рук мало. Можно хорошо работать.
Пока немец восхищается Туруханским краем, человек в поддевке громко икает, разевает рот, видимо, стараясь вставить свое слово, по язык отказывается работать и вместо слов получается нечленораздельное мычанье.
— Говорят водки нет, а вон пьют — возмущается борт-механик, — нарезался, слово не может сказать.
— Водки нет — спокойно повествует немец — он напился браги. Здесь варят брагу.
С немецким педантизмом лейтенант сообщает нам секрет приготовления браги.
— Я... не пьян — выдавливает человек в поддевке — не угодно ли кому побриться — неожиданно заканчивает он.
В ближайшие, дни эти три случайных человека в Подкаменной Тунгусске встречались.
Немецкий лейтенант завел небольшое хозяйство. Ловит рыбу, пилит дрова, завел ездовых собак. Одним словом, не отказывается ни от какой работы, вплоть до очистки клозетных ям на радио.
Молодой человек во френче, в прошлом, большой любитель чужой собственности, высланный из Ростова на Дону за эти приобретательские инстинкты, здесь также завелся хозяйствен, женился, принимает горячее участие в работе культкружка и, как мы убедились, недурно играет на местной сцене. Надо думать, что за три года своей высылки он станет другим человеком.
Третей оказался мастером на все руки. В роли парикмахера он снес мне бритвой половину щеки, в роли сапожника испортил чирки (местная обувь) всей экспедиции. От применения остальных разнообразных талантов после этих опытов мы отказались. Ежедневно он был пьян и, как говорят местные жители, нередко дебоширит.
Его, конечно, не исправишь, как и «господ в бобрах и каракуле», которые ухитряются проживать здесь несколько сотен в месяц. Живут они замкнуто, своим обществом, соблюдая в своей кругу ранжир по карману, мечтая о том дне, когда снова, после вынужденного отдыха, займутся своей «профессией».
М. СИБИРЯКОВ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Добролет: RR-DAA (

Сообщение Кара » 29 Декабрь 2015 22:43

Я вот тоже решил оцифровать найденный в интернетах номер "Советской Сибири" от 16.03.1926
http://elib.ngonb.ru/jspui/bitstream/NG ... /1/061.pdf

Сегодня, в 10 часов утра, Туруханская воздушная экспедиция вылетает из Енисейска в Подкаменную Тунгуску.
Пробный полет прошел блестяще.

Сегодня дальше в путь.
ЕНИСЕЙСК, 14. 12 марта «Моссовет» при стечении массы народа, совершил пробный полёт поднявшись с аэродрома на Енисее. Летали два пассажира: предРИКа Тамилов и рабочий от станка Дудкевич. Вид полета вызвал огромный энтузиазм толпы.
При полёте, над городом были раскиданы листовки Авиахима. Полет и спуск прошли блестяще.
16 марта в 10 часов утра, «Моссовет» вылетает в Подкаменную Тунгуску. Сломанный винт «Моссовета» подарен Енисейскому музею.
М. Плотников-Сибиряков.

Туруханск или Дудинка?
(ОТ НАШЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО КОРРЕСПОНДЕНТА).
ЕНИСЕЙСК. 9 МАРТА
Значение воздушного перелёта Красноярск – Туруханск можно сравнивать с открытием северно-морского пути к устьям великих сибирских рек и первым опытам плаваний Виггинса, Норденшельда и др. к устью реки Енисея.
Но необходимо сказать, что ждать немедленной эксплоатации линии Красноярск – Туруханск – Дудинка в значительных размерах не приходится, и первые воздушные рейсы являются не более, как изысканием этой капризной в настоящее время линии.
Неудачный спуск и авария «Моссовета» на енисейском аэродроме показали, что возможен ряд досадных случайностей, которые зависят не от летательного аппарата, его пилотов и т.д., а от земного исследования аэродромов, проработки маршрута, состояния погоды, глубины снегов, и еще целого ряда причин.
Первая посадка «Моссовета» была неудачна только потому, что аэродром был выбран крайне неудачно и представлял собой бугристую площадку, длиной в 900 шагов и шириной в 250 шагов. С севера проходил овраг с кустами и бугор. С части южной стороны имелся второй бугор. В середине аэродрома проходил опять-таки третий бугор. Место между буграми было занято глубоким снегом, местами до двух метров глубины, без всякого наста. По углам аэродрома в момент спуска горели четыре костра. Но, если смотреть сверху, на этот аэродром, то он представляется гладкой площадкой так как светотени недоступны для человеческого глаза.
«Моссовет» спустился как раз в центре аэродрома, в глубокий снег, в который зарылись не только лыжи, но и шасси. Попавшийся на пути аэроплана бугор затормозил правое крыло и повернул аппарат. А в результате – поломка одной лыжи, шасси и винта (пропеллера), ударившегося на вершине бугра о землю.
Несмотря на аварию, спуск надо считать удачным, так как, если бы аппарат перелетел через бугор, то обязательно перекувыркнулся бы через хвост в овраге с кустами.
Кроме неудачного выбора аэродрома, необходимо отметить, что и конструкция самих лыж была выбрана чрезвычайно неудачно. Лыжи на «Моссовете» были небольшого размера: 2,5 метра длины, не более 7 вершков ширины. На таких лыжах ходят здесь люди, и выдержать нагрузку аппарата в рыхлом снегу без наста они не в состоянии.
Конечно, если бы поломка случилась в Подкаменной Тунгуске или Туруханске, полет можно было бы считать оконченным, так как ремонт в этих местах по техническим условиям, совершенно невозможен.
Таким образом, авария в Енисейске в достаточной степени показала, что перелет зависит не столько от самого аппарата, сколько от земной подготовки и климатических условий, и об этом надо говорить, как о первом историческом опыте полетов на Туруханский север.
Сейчас о дальнейших аэродромах: в Подкаменной Тунгуске и Туруханске, у нас имеются только отрывочные сведения, но срочно принят ряд мер, которые гарантируют хороший спуск.
Теперь возникает ещё один вопрос: лететь ли до Туруханска, или возвратиться обратно, или продолжать первый рейс до Дудинки? Летчик Галышев, ознакомившийся с условиями перелета, полагает, что целесообразнее обследовать всю воздушную линию до Дудинки в первый рейс, чтобюы впоследствии идти по твердо установленному маршруту.
Кроме того, опоздание, связанное с аварией в Енисейске, фактически смешало расписание рейсов. Сейчас, по расписанию, «Моссовет» должен был бы уже совершать полет до Дудинки, т.е делать второй рейс.
Наконец, наличие наста в районе Минусинска (Монастырское) – Дудинка определенно говорит за то, что разведывательный полет определенно подхдящ по времени в середине марта.
Без немедленного разведочного рейса в Дудинку сейчас же возможен провал всего перелета, что не выгодно ни Добролету, ни инициатору перелетов – Госторгу.
Над этим вопросом необходимо задуматься и разрешить его срочном порядке.
Обеспечение линии Туруханск – Дудинка, внушающее опасение, произведено, и теперь положение можно считать совершенно нормальным.
Сейчас «Моссовет» почти исправлен и к 11 марта он будет готов к полету. Задержка лишь за винтом (пропеллером), который должен прибыть в Красноярск из Москвы10 и быть в Енисейске 12 марта.
Итак, чтобы твёрдо установить новую северную воздушную линию – первый рейс надо довести до Дудинки.
М.Сибиряков
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Добролет: RR-DAA (

Сообщение ББК-10 » 30 Декабрь 2015 09:57

Советская Сибирь, 1926, № 082, 11 апреля.

 Советская Сибирь%2C 1926%2C № 082 %281926-04-11%29 Борьба за жизнь.jpg
Ночная телеграмма.

БОРЬБА ЗА ЖИЗНЬ.
Последний этап Туруханской воздушной экспедиции.

Красноярск, 10. (По телеграфу от нашего спец. корреспондента).
Перелет Енисейск - Красноярск, продолжающийся, обычно, два с половиной часа, на обратном пути оказался особенно труден и чуть не сделался роковым. Только хладнокровие и знание дела летчика Голышева и борт-механика Грошева не только сохранили жизнь пассажира, но и дорого стоящую машину.
Енисейский аэродром таял. Поставленная на колеса машина, на подъеме, при полном, газе, могла провалиться, что означало — бы полную катастрофу. Решено было оставить все инструменты, багаж и одного пассажира. Но и это не гарантировало, все-же благополучный подъем.
Восьмого подморозило. Ровно в 10 часов утра «Моссовет» вылетел, имея на борту полный состав экспедиции. Трудный подъем прошел благополучно. Машина оторвалась от земли только перед снеговыми кучами, окружавшими аэродром, и взяла курс на Красноярск.
В нескольких верст от Енисейска мотор начал давать перебои. Пилот взял куре на реку Енисей, на случай вынужденной посадки. Но все время рекой идти было нельзя. У села Каргино тракт поворачивает на юг, а Енисей уходит на восток. С этого момента начинается борьба за жизнь.
Внизу тайга. с полянами, поросшими мелким лесом. Здесь спуск невозможен. Мотор захлебывается. Летчик регулирует газ. Пропеллер то звонко поет на полном газу, то стихает на малом газу. С высоты в 600 метров машина снижается на 200. Жуткие минуты. Земля и деревья то вырастают, то, при напряжённом пении винта, уходят вниз и уменьшаются.
Ветер все сильнее качает машину. В кабине — мрачное молчание. Трудно сказать, что думает каждый из трех пассажиров. Трудно знать, что думают в управлении летчики. Они—активно борются. Мы—просто ждем, жадно прислушиваемся к работе мотора и нервничаем, когда он начинает захлебываться и давать перебои.
Время тянется медленно, хотя самолет делает полтораста верст в час. Наконец в полдень показывается и село Шила Тайга сменяется желтыми полями и квадратами черных пашен. Теперь есть надёжна на спуск.
Поля плывут под звенящими крыльями вестника из Туруханского края. Заветная цель — Красноярск — все ближе. На высоте 600 метров, между Таскиным и Старцовым — он уже виден, но «Моссовет», как раненая птица, начинает искать спуск, крутясь между желтыми полями, окруженными чахлым молодым березняком.
Земля близко. Несколько раз мы готовы спуститься, но — полный газ — и машина снова уходит вверх.
Вираж. Мелькнули телеграфные столбы и березняк. Мотор выключен. Разрезая воздух, характерно поют крылья. Самолет касается земли в катится по ней.
Несколько напряженных, жутких мгновений. Мы — на земле. Летчики нас спустили на небольшой поляне, окруженной березняком. Справа идет канава. Спереди и на юг — громадный лог и березняк.
Нас подвел, в первую очередь, не изменявший нам даже у полярного круга мотор, а грязный, разбавленный водой бензин, отпущенный экспедиции в Енисейске. Кроме того, отпаялась трубка радиатора, и вода медленно уходила. В результате, мотор мог перегреться и сгореть.
Мы могли — бы быть сегодня к Красноярске, но с перегретым мотором. Острожные летчики предпочли сохранил мотор, чем долететь до Красноярска.
Корреспондент "Красноярского Рабочего" Попов, а также летевший с экспедицией заведующий Красноярским Окрвнуторгом тов. Курилович нанимают первого проезжающего крестьянина и отправляются по ухабам в Красноярск. Я, Голышев и Грошев остаемся у машины. Мы ложимся на траву и ждем - в первую очередь, хлеба, ибо мы чертовски голодны.
Через несколько часов привозят провизию. Проезжающие с базара крестьяне останавливаются и рассматривают машину. Наши товарищи, "прилетевшие" на телеге в Красноярск, приносят туда весть, что все благополучно. Ожидавшая нас с 12-ти часов дня до пяти вечера на аэродроме толпа — расходится.
Ночью к нам приезжает милиция, телефонисты и сотрудники Авиахима. Мы, как сурки, залезаем в кабину, где Грошев устроил прекрасный ночлег, и крепко спим там до 6-ти часов утра. Утром мы приготовляем площадку для подъема и чиним мотор. В 12 часов дня все готово. Крутом нас — целый базар крестьян. Я залезаю в кабину и разваливаюсь на диване. Машина облегченная на два пассажира, эластично отрывается от земли.
Ровно через 15 минут мы спускаемся на прекрасном красноярским аэродроме.
Выходим и жмем руки поздравляющим нас с окончанием первого в истории Сибири перелета Туруханск - Красноярск.
М. ПЛОТНИКОВ-СИБИРЯКОВ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Добролет: RR-DAA (

Сообщение Кара » 09 Февраль 2016 22:17

 b932c0350f8b.jpg
Несколько увеличил из http://aviator.guru/blog/43422678258/Pe ... asnoyarske (пост от 20.12.2015) чтобы атрибутировать.
На плоскости сидит Попов, стоят Галышев и похоже что тот, не установленный нами человек со снимка самолёта с колёсами. Может всё-таки это (и на том снимке) Курилович? По логике - должен быть он. Но по факту... Всё-таки здесь - лица не разобрать, а на том снимке - вроде как не похож...
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Добролет: RR-DAA (

Сообщение Кара » 01 Март 2016 22:28

 7823864 Плотников М.П.jpg
ББК-10 пишет:Это будет ВТОРАЯ известная на сегодня фотография Михаила Павловича Плотникова!

Вот третья
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Добролет: RR-DAA (

Сообщение Dobrolet » 02 Март 2016 17:12

Вся пятерка у самолета и бормеханик Грошев сольно.
 RRDAA Ju-13 (16) Красноярск.jpg

 RRDAA Ju-13 (13) Красноярск.jpg

:tnxman: Вячеславу Филиппову - историку авиации из Красноярска
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Добролет: RR-DAA (

Сообщение Кара » 02 Март 2016 22:41

Dobrolet пишет:Вся пятерка у самолета

Четвёрка. Нет Куриловича, видимо фотографировал. А рядом с Галышевым кто-то из местных, может быть комендант аэродрома Сифоркин
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Добролет: RR-DAA (

Сообщение Кара » 05 Март 2016 21:48

Dobrolet пишет:Вячеславу Филиппову - историку авиации из Красноярска

Фото из его "Наших славных крыльев"?
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Добролет: RR-DAA (

Сообщение Кара » 05 Март 2016 21:54

 Попов.jpg
В.Попов
Красноярск – Туруханск на самолёте

Фото: Полёт самолёта «Моссовет» в Туруханск.
Слева направо: «Моссовет» среди туземцев. Существующий транспорт в Туруханском крае. Подвозит воды для радиатора «Моссовета»

На дальнем Енисейском Севере, в расстоянии 1600 верст от Сибирского жел.-дор. Пути лежит богатый пушниной, зверем и рыбой, Туруханский край.
Единственный путь связывающий эти отдаленные окраины – река Енисей, но и это средство сообщения возможно лишь в течение летних двух месяцев с половины июня до половины августа. Остальное время край почти отрезан от внешнего мира.
По почину Госторга и Добролета зимой было приступлено к подготовке первого пробного перелета на Юнкерсе до г. Туруханска и Дудинки.
В феврале в г. Красноярск прибыл самолет «Моссовет» и вылет был назначен на 4 марта.
Самолет вел старый опытный летчик Добролета В.Л.Галышев и механик Ф.И.Гррошев. Оба они имеют за плечами уже десятилетний стаж.
Утром 4-го марта «Моссовет» на лыжах поднялся со льда р. Енисея и направился к г. Енисейску.
Кругом тайга. На Енисее острые, как зубья, громадные торчащие льдины торосы. – Здесь посадка – верная гибель.
Идём на посадку. Снег блестит ослепительно, касаемся лыжами. Вдруг проваливаемся, слышен зловещий треск и машина, повернувшись, завязла носом в глубоком саженном снегу.
Оказывается ввиду неудачно выбранного аэродрома самолет при посадке попал в занесенную снегом канаву и сломал шасси, лыжи и винт/
Енисейцы встретили нас восторженно и участливо отнеслись к ремонту поломки. Здесь самолет видят впервые.
С помощью местных мастерских лоцдистанции исправляем поломку и продолжаем путь на север – Енисейск – Тунгузка.
День солнечный и потому над тайгой сильно болтает. То высоко подбросит вверх, то стремительно провалит вниз.
Кругом необъятная зеленобурая тайга. Красиво вьются блестящие на солнце долины таежных рек Пита и Сыма. Вдали сверкают снеговые шапки горных вершин. Никто на них не бывал и на карте они даже не значатся. Здесь человек ещё не удалялся от берега на значительное расстояние. На Енисее масса скалистых островков.
Подходим к подкаменной Тунгузке и идем на посадку. Площадка выбрана весьма неудачно, много торосов, пересекают дороги, кружимся и благополучно садимся.
К самолету спешат на широких охотничьих лыжах, на нартах, запряженных собаками. Снег рыхлый, как песок и мы тонем по пояс. Нам подают также лыжи и упряжки собак.
Жители – промышленники за пушниной с любопытством осматривают машину. Глядя на выхлопную трубу мотора , они решительно заявили, что без «железной пецки тозе летать не мозно» (все они картавят).
Главный промысел подкаменцев – охота, а летом они подрабатывают ещё на разгрузке пароходов, завозящих в край продовольствие и товары, кроме того, ловят рыбу.
К прилету «Моссовета» они отнеслись враждебно, ибо увидели в нём конкурента в их подсобном заработке – извозе. Они драли иногда за доставку пакета по 200-300 рублей, а мы привезли целый мешок почты на фактории и в 10 раз скорее всего по 20 коп. за пакет.
Впереди был Туруханск. Там повидимому мы также не являлись «желанными гостями» и со стороны властей содействия перелету не оказывалось.
Достаточно указать на то, что туруханский телеграф отказался передавать сводку о погоде в праздник и раньше 9 ч. Утра в будни, запрашивая, кто заплатит за «сверхурочные» и, наконец, в день отлета заявил, что разбирает аппарат для чистки. Благодаря саботажу телеграфа вылет был дважды сорван, так как без сводки о погоде лететь на расстояние свыше 600 клм. Было рисковано.
Подкаменная – Туруханск. Наконец, с большим трудом подготовили аэродром и утром 22 марта при 25о вылетели в Туруханск.
Внизу, на Енисее, громадные полыньи с поднимающимся паром. В некоторых местах от быстрого течения Енисей не замерзает всю зиму даже при сильных морозах.
Снег, освещенный полярным солнцем, ослепительно блестит, утомляя зрение. Без тёмных очков смотреть нельзя. В кабине довольно холодно и несмотря на теплую одежду мерзнем. Кругом унылый ладшафт – бесконечная тайга. Деревни, расположенные исключительно по Енисею, теперь редки и встречаются исключительно через 40-50верст. Часа через три полета тайга начала переходить в лесо-тундру и на больших полянах замерзших болот виднеются чумы туземцев с запряжками оленей. Подходим к Туруханску. На высоком берегу Енисея белеется белый монастырь, радиомачты и кучка домов. Вот и «столица» Енисейского севера. Вместо города – маленькая деревня. Благополучно делаем посадку и подводим машину к старту. Всего прошли в этот день на морозе 640 клм в 4 часа.
Даже и по прибытии в Туруханск недоразумения с телеграфом не прекращались, а местные власти встретили довольно холодно.
На следующий день началась страшная северная пурга. Это время даже туземцы не решаются выходить за поселок и самоеды и тунгусы не отъезжают от своих становищ.. Пурга была почти без перерыва неделю. Дома занесло до крыш и ребятишки весело раскатывали на корточках, прямо от трубы дома.
Окрестные туземцы-самоеды быстро узнали о нашем прилёте и к «Моссовету» начались паломничества. Интересно, что шаманы (духовенство язычников-самоедов) ловко использовало наш прилет в своих целях. Они говорили самоедам, что прилетит железный коршун и будет беда, а чтобы этого, т.е. беды не случилось нужно заклинанье. Вероятно, не один десяток песцов и белок застрял в хищных пальцах этих шарлатанов.
Туземцы с любопытством и страхом осматривали машину. Еле удалось уговорить осмотреть кабину, но увидеть, как полетим, они побоялись.
В Туруханске суровый климат сказался и на нас. Одолел сон – предвестник бича севера – цынги. Мы уже три недели не видали овощей и питались копчёностью. Овощи здесь привозят с пароходами и их давно уже съели. Больших трудов стоило побороть спячку и мы решили возвращаться. В Дудинку лететь было невозможно, ибо отсутствовала совершенно телеграфная связь, а бензин туда продвинуть было невозможно, ибо олени ушли в тундру кормиться на мху, а собаки передохли от чумы.
В один выдавшийся ясный день мы вылетели обратно.
Обратно в Красноярск. При морозе в 35о оторвались от аэродрома. Часто в пути попадались снеговые тучи и шли в снеговых облаках по компасу, против встречного ветра. Обратно до Подкаменной находились в пути свыше 5 часов.
В Подкаменной благополучно опустились и решили переночевать. Утром вылетели в Енисейск, где при посадке благодаря халатности коменданта, не уничтожившего бугры снега на аэродроме, у нас опять сломалась лыжа и мы задержались на несколько дней. Опять пришла на помощь лоцдистанция и машина готова.
В Красноярске между прочим наступила ранняя весна и на лыжах там опустить было уже нельзя. Пришлось стать на колеса, однако, В Енисейске не было аэродрома для колес. Пришлось расчистить снег на Енисее до льда, и вот с залитого уже весенней водой льда поднялись и пошли к Красноярску. В Енисейске выдали плохой бензин. Сколько ни фильтровали, а в лейке оставалась вода. Выхода не было, если оставаться, то до половины июня, когда придут пароходы, а на Енисее уже появилась вода.
В пути мотор начал кашлять, так как с бензином попадала и вода. Остановка мотора была верной гибелью. Кругом вода, а на Енисее вода и торосы. Несколько раз мотор задыхался и машина начинала уходить вниз.
Наконец, не долетая 18 верст до Красноярска т. Галышев выбрал площадку на тракте, благополучно спланировал, сбив осью шасси молодую берёзку. Утром получили свежий бензин и благополучно оторвавшись прилетели в Красноярск.
Самолет за 23 летных часа покрыл 3.154 клм. пута.
Первый перелет выяснил, что сообщение по воздуху с Туруханским краем возможно, нужно лишь, как следует, организовать наземную службу.


«Самолет», 1926, № 7 (33), с. 22
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Добролет: RR-DAA (

Сообщение Кара » 08 Март 2016 20:38

 7838718.jpg
Полагаю, что это его вторая авария в Енисейске
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Добролет: RR-DAA (

Сообщение Кара » 12 Март 2016 20:28

Выложенные выше фото - скрины из д/ф "Крылья. Ворота Крайнего Севера"
https://www.youtube.com/watch?v=d6i1b0dkdH8
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Добролет: RR-DAA (

Сообщение Dobrolet » 05 Август 2016 07:51

 RRDAA Ju-13 (23) Улан-Уде.JPG
 RRDAA Ju-13 (24) Улан-Уде.JPG
Кинохроника в Улан-Удэ. Судя по маузеру пассажира секретную почту или деньги привезли.
http://footage.framepool.com/en/shot/17 ... ing-flying
http://footage.framepool.com/en/shot/93 ... er-taxiing
http://footage.framepool.com/en/shot/40 ... etting-off
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Добролет: RR-DAA (

Сообщение петрович » 30 Сентябрь 2022 21:14

Авария Галышева, Верхнеудинск
Вложения
 Ю-13 RR-DAA Моссовет 1926 авария Галышева Верхнеудинск копия.jpg
 Ю-13 RR-DAA  Моссовет 1926 авария Галышева Верхнеудинск 02 копия.jpg
 Ю-13 RR-DAA Моссовет 1926 авария Галышева Верхнеудинск 03 копия.jpg
петрович
 
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Добролет: RR-DAA (

Сообщение Dobrolet » 01 Октябрь 2022 16:54

Еще фото аварии в Енисейске с экипажем.
 RRDAA Ju-13 (33) Енисейск.jpg
 RRDAA Ju-13 (35) Енисейск.jpg
 RRDAA Ju-13 (34) Енисейск.jpg

А еще был "Московский Cовет II"
 RRDAA Ju-13 (29) Московский совет 2.jpg
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Пред.

Вернуться в Полярная авиация СССР: ГВФ, ВВС, Аэрофлот, современность.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения