Хатанга, АМСГ-2

АМСГ-2 Хатанга
http://www.severmeteo.ru/company/35/
http://www.severmeteo.ru/company/35/
В 1928 году руководитель экспедиции Академии наук СССР А. И. Толмачёв организовал в Хатанге метеорологические наблюдения. Рядом с Богоявленской церковью он установил метеорологическую будку и обучил работников торговых факторий, как проводить и записывать метеорологические наблюдения. Согласно справке в техническом деле метеостанции, первые наблюдения были начаты 1 декабря 1928 года. К сожалению, метеонаблюдения велись от случая к случаю, и только в 1934 году в селе Хатангском Комитет Севморпути при СНК СССР учредил постоянную гидрометеостанцию. Первым штатным Хатангским метеорологом был Семен Татаринов. «Плавает как гагара», — говорили о нем хатангчане (летом 1935 г. С. Татаринов переплыл реку Хатангу). Старожилы поселка не могут припомнить ни одного из своих современников, кто решился бы на такой подвиг: река Хатанга широка, глубока, а вода настолько холодна, что даже несколько минут пребывания в ней требуют определенного мужества.
В двадцатых числах июня 1932 года жители села Хатанга впервые увидели самолет. Самолетом управлял экипаж: командир — А. Д. Алексеев, впоследствии Герой Советского Союза, штурман — А. П. Жуков, второй пилот — М. И. Козлов, бортмеханики — Г. Т. Побежимов (погиб в 1937 г. в трагическом полете С. А. Леваневского через Северный полюс в Америку) и А. П. Алексеев. Летчики доставили в Хатангу из Дудинки группу партийных работников. А в 1936 году в с. Хатанга уже базировался целый отряд гидросамолетов. Водная гладь реки напротив поселка стала промежуточным аэродромом между Дудинкой и населенными пунктами на мысах Косистом и Нордвик. Первые годы полеты осуществлялись исключительно в летний период. В это же время, по-видимому, на реке Хатанга авиаторы начали проводить периодические наблюдения за гидрологическим режимом реки на участке «водного аэродрома».
Позже авиаторы стали сооружать взлетно-посадочную полосу на льду реки, и полеты стали осуществляться как летом, так и зимой.
Из-за потребности авиации в метеообеспечении, с 1 декабря 1938 года в Хатанге начались регулярные наблюдения за погодой. Поэтому 1938 год считается годом рождения Хатангской авиационной метеостанции.
В 1939 году в Хатанге уже был отстроен целый дом для нужд экипажей пролетавших гидросамолетов и персонала аэропорта. Дом авиаторов стоял на самом берегу реки (сейчас там детский садик) и был оборудован радиостанцией и комнатами отдыха для летного состава. А там, где теперь возвышается телевизионная вышка, Хатангские авиаторы установили высокие столбы с указателем направления ветра «колбасой» и ветряным электродвигателем для освещения служебных и жилых помещений. Приметные издалека столбы да купол Богоявленской церкви длительное время были единственными ориентирами для авиаторов и речников Хатанги.
Первая фамилия метеоролога, которая отмечается в архивных документах аэропорта — Поздныш. Начальник аэропорта Федоров своим приказом от 8 февраля 1938 г. № 6 предписывал ей (или ему) «вести учет за работниками метеостанции», т.е. вести табель учета рабочего времени.
В начальной стадии развития Хатангского аэропорта удельный вес авиационной метеостанции был очень ощутим — как по количеству работников, так и по важности выполняемой работы. Согласно приказу от 20.07.1939 № 20 по Хатагскому аэропорту управления полярной авиации ГУСМП в штат метеостанции были зачислены Егоров Анатолий Григорьевич — на должность заведующего метеостанцией, Краснопевкова Агния — на должность аэрометеоролога, Кулакова Наталья — на должность метеоролога.
В годы Великой отечественной войны работники Хатангской авиационной метеостанции входили в состав группы защиты МПВО. Их политруком был Егоров А. Г. В 1944 году короткое время начальником станции работал метеоролог Зигмунд.
Сезонность работы водного и ледового аэродромов в Хатанге вскоре перестала удовлетворять авиацию. Поэтому к 1945 году в Хатанге была оборудована грунтовая взлетно-посадочная полоса, на которую стали принимать самолеты всех типов. В связи с этим интенсивность движения авиации через аэропорт Хатанга существенно возросла. Для метеорологического обеспечения авиарейсов потребовались также сведения о параметрах погоды в высоких слоях атмосферы. В 1946 году в штате авиационной метеостанции впервые упоминается должность аэролога и сам аэролог — Дюбина. В этом же году к работе на авиационной метеостанции приступила радиозондистка Титова. В те годы главным «рабочим инструментом» аэрологов была радиолокационная станция «Малахит». Выпуски шара-зонда осуществлялись три раза в сутки.
Из архивных материалов известно, что в рабочем помещении авиационной метеостанции, именуемом «синбюро», располагались синоптики, метеорологи и техники-наносители. Аэрологи же базировались в специальном «аэропавильоне», который был построен в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы. В настоящее время на месте, где стоял когда-то первый аэрологический павильон, стоит комфортабельная пятиэтажная гостиница «Аэрофлот».
Устойчивая летная погода зимой и летом позволили выбрать Хатангу для обустройства транзитного аэропорта на трассе Москва — Чукотка. В начале пятидесятых годов в Хатангу прилетели строители, которым предстояло соорудить взлетно-посадочную полосу, способную принимать все типы самолетов того времени, а в Хатангский порт стали прибывать морские суда со стройматериалами и специальной строительной техникой. К концу пятидесятых годов строители закончили сооружение взлетно-посадочной полосы, отвечавшей всем требованиям ГОСТов тех лет. После проведения всех положенных испытаний, новая ВПП была введена в эксплуатацию и Хатанга стала крупнейшим аэродромом Арктики.
Необходимость высокого качества метеообеспечения авиации привело к тому, что в 1954 году метеостанция Хатангского аэропорта была передана в юрисдикцию Диксонского радиометцентра. Однако сотрудники станции по-прежнему проживали в жилом фонде аэропорта и остались членами профсоюза работников аэрофлота. Традиционное братство летчиков и метеорологов не нарушилось. В середине 60-х годов штат синоптиков состоял из пяти человек — сам начальник станции Б. А. Трофимов, синоптики Климович, Скворцов, Шлыков и Латухина. Евгения Андреевна Латухина, наверное, первая из женщин, приехавших в Хатангу работать в качестве синоптика. В группе метеорологов-наблюдателей того периода наиболее продолжительное время работали Л. П. Смирнова, И. В. Серебрякова, Т. Н. Безносова.
С конца пятидесятых и в начале шестидесятых годов авиационную метеостанцию в Хатанге возглавлял Анатолий Иванович Ожгибесов, квалифицированный и опытный специалист, который позже был назначен начальником авиационной метеостанции в п. Тикси Якутской АССР. Рабочая атмосфера на авиационной метеостанции в шестидесятых годах существенно отличалась от современной. Сводки погоды от Диксонского бюро погоды передавались на авиационные метеостанции азбукой Морзе при помощи обыкновенного и надежного ключа радиста. Затем полученные данные наносили черной и красной тушью на контурные карты района. А синоптики авиационных метеостанций скрупулезно обрабатывали эти синоптические карты и составляли прогнозы развития погоды в зоне их ответственности.
До 1965 года авиационной метеостанции предписывалось вести наблюдения за полярными сияниями. Метеостанция имела специальную фотокамеру для съемки полярных сияний и свою фотолабораторию для проявки снимков.
К 1969 году, т.е. к моменту образования Хатангского объединенного авиаотряда, авиационная метеостанция «Хатанга» представляла собой уже полностью сформировавшуюся опорную метеорологическую станцию, выполнявшую полный объем климатических, авиационных, аэрологических, гидрологических и других видов наблюдений. В ее центре — синоптическая часть (синбюро) — для прогностического обеспечения авиации и народного хозяйства. Штат станции насчитывал в те годы около 70 человек. Все подразделения работали в теснейшей связи между собой и со службами аэропорта.
Двадцать лет авиационная метеостанция «Хатанга» участвовала в прогностическом обеспечении высокоширотных экспедиций (ВШЭ), проводимых Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ) совместно с Министерством обороны СССР в Центральной Арктике. На дрейфующих льдах ежегодно создавалось несколько баз с ледовыми аэродромами и парком самолетов АН-2, обеспечивающих доставку научных работников к намеченной сети точек. Основными задачами таких экспедиций было получение информации о метеорологическом и ледово-гидрологическом режимах и загрязнении Центрального арктического бассейна.
В этот период на смену морзянке со сводкой погоды, которую «на слух» передавали и принимали радисты, пришли фототелеграфные аппараты (ФТА), обеспечивавшие синоптиков готовыми синоптическими картами, а в штатном расписании авиационных метеостанций появилась группа по обслуживанию ФТА. Позже к фототелеграфным аппаратам добавилось новое оборудование — телетайпы.
В начале 80-х годов из аэропорта на мысе Косистом в Хатангу перевелась опытный синоптик Раиса Васильевна Кармазина, не мыслившая себе жизни без любимой работы. В кругу работников Хатангской метеослужбы Р. В. Кармазина очень быстро заслужила репутацию «лучшего синоптика Хатанги и Хатангского района».
Что касается Н. И. Ковальчук, руководившей АМСГ Хатанга восемь лет, то эта уникальная и талантливая женщина в формат «квалифицированный синоптик, хороший руководитель» не вписывается. Она глубже и выше этих определений. Нина Ильинична — не только крупная частица истории АМСГ, но и «литературная визитка» Таймыра. От хатангчан нередко слышишь: Нина Ковальчук — это наша Таймырская Цветаева.
С 1996 года авиационной метеорологической станцией «Хатанга» руководит Наталья Аркадьевна Шульга, мудрая и спокойная женщина, душа станции, непременный участник трудовых будней и организатор праздников. «Наша Аркадьевна» — так зовут ее сотрудники.
В 2005 году за предоставление качественной информации для международного обмена данными АМСГ-2 Хатанга награждена Похвальной грамотой ВМО.
АМСГ-2 Хатанга входит в состав реперных климатических станций Росгидромета, включена в международную Глобальную сеть наблюдений за климатом.
В настоящее время для обслуживания полетов ВС в крайне сложных климатических условиях погоды АМСГ Хатанга для приема аэросиноптического материала оснащена современным оборудованием: абонентским спутниковым комплексом «Митра», новыми метеорологическими приборами типа ИПВ-01, ДВО-2 и другими.
В двадцатых числах июня 1932 года жители села Хатанга впервые увидели самолет. Самолетом управлял экипаж: командир — А. Д. Алексеев, впоследствии Герой Советского Союза, штурман — А. П. Жуков, второй пилот — М. И. Козлов, бортмеханики — Г. Т. Побежимов (погиб в 1937 г. в трагическом полете С. А. Леваневского через Северный полюс в Америку) и А. П. Алексеев. Летчики доставили в Хатангу из Дудинки группу партийных работников. А в 1936 году в с. Хатанга уже базировался целый отряд гидросамолетов. Водная гладь реки напротив поселка стала промежуточным аэродромом между Дудинкой и населенными пунктами на мысах Косистом и Нордвик. Первые годы полеты осуществлялись исключительно в летний период. В это же время, по-видимому, на реке Хатанга авиаторы начали проводить периодические наблюдения за гидрологическим режимом реки на участке «водного аэродрома».
Позже авиаторы стали сооружать взлетно-посадочную полосу на льду реки, и полеты стали осуществляться как летом, так и зимой.
Из-за потребности авиации в метеообеспечении, с 1 декабря 1938 года в Хатанге начались регулярные наблюдения за погодой. Поэтому 1938 год считается годом рождения Хатангской авиационной метеостанции.
В 1939 году в Хатанге уже был отстроен целый дом для нужд экипажей пролетавших гидросамолетов и персонала аэропорта. Дом авиаторов стоял на самом берегу реки (сейчас там детский садик) и был оборудован радиостанцией и комнатами отдыха для летного состава. А там, где теперь возвышается телевизионная вышка, Хатангские авиаторы установили высокие столбы с указателем направления ветра «колбасой» и ветряным электродвигателем для освещения служебных и жилых помещений. Приметные издалека столбы да купол Богоявленской церкви длительное время были единственными ориентирами для авиаторов и речников Хатанги.
Первая фамилия метеоролога, которая отмечается в архивных документах аэропорта — Поздныш. Начальник аэропорта Федоров своим приказом от 8 февраля 1938 г. № 6 предписывал ей (или ему) «вести учет за работниками метеостанции», т.е. вести табель учета рабочего времени.
В начальной стадии развития Хатангского аэропорта удельный вес авиационной метеостанции был очень ощутим — как по количеству работников, так и по важности выполняемой работы. Согласно приказу от 20.07.1939 № 20 по Хатагскому аэропорту управления полярной авиации ГУСМП в штат метеостанции были зачислены Егоров Анатолий Григорьевич — на должность заведующего метеостанцией, Краснопевкова Агния — на должность аэрометеоролога, Кулакова Наталья — на должность метеоролога.
В годы Великой отечественной войны работники Хатангской авиационной метеостанции входили в состав группы защиты МПВО. Их политруком был Егоров А. Г. В 1944 году короткое время начальником станции работал метеоролог Зигмунд.
Сезонность работы водного и ледового аэродромов в Хатанге вскоре перестала удовлетворять авиацию. Поэтому к 1945 году в Хатанге была оборудована грунтовая взлетно-посадочная полоса, на которую стали принимать самолеты всех типов. В связи с этим интенсивность движения авиации через аэропорт Хатанга существенно возросла. Для метеорологического обеспечения авиарейсов потребовались также сведения о параметрах погоды в высоких слоях атмосферы. В 1946 году в штате авиационной метеостанции впервые упоминается должность аэролога и сам аэролог — Дюбина. В этом же году к работе на авиационной метеостанции приступила радиозондистка Титова. В те годы главным «рабочим инструментом» аэрологов была радиолокационная станция «Малахит». Выпуски шара-зонда осуществлялись три раза в сутки.
Из архивных материалов известно, что в рабочем помещении авиационной метеостанции, именуемом «синбюро», располагались синоптики, метеорологи и техники-наносители. Аэрологи же базировались в специальном «аэропавильоне», который был построен в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы. В настоящее время на месте, где стоял когда-то первый аэрологический павильон, стоит комфортабельная пятиэтажная гостиница «Аэрофлот».
Устойчивая летная погода зимой и летом позволили выбрать Хатангу для обустройства транзитного аэропорта на трассе Москва — Чукотка. В начале пятидесятых годов в Хатангу прилетели строители, которым предстояло соорудить взлетно-посадочную полосу, способную принимать все типы самолетов того времени, а в Хатангский порт стали прибывать морские суда со стройматериалами и специальной строительной техникой. К концу пятидесятых годов строители закончили сооружение взлетно-посадочной полосы, отвечавшей всем требованиям ГОСТов тех лет. После проведения всех положенных испытаний, новая ВПП была введена в эксплуатацию и Хатанга стала крупнейшим аэродромом Арктики.
Необходимость высокого качества метеообеспечения авиации привело к тому, что в 1954 году метеостанция Хатангского аэропорта была передана в юрисдикцию Диксонского радиометцентра. Однако сотрудники станции по-прежнему проживали в жилом фонде аэропорта и остались членами профсоюза работников аэрофлота. Традиционное братство летчиков и метеорологов не нарушилось. В середине 60-х годов штат синоптиков состоял из пяти человек — сам начальник станции Б. А. Трофимов, синоптики Климович, Скворцов, Шлыков и Латухина. Евгения Андреевна Латухина, наверное, первая из женщин, приехавших в Хатангу работать в качестве синоптика. В группе метеорологов-наблюдателей того периода наиболее продолжительное время работали Л. П. Смирнова, И. В. Серебрякова, Т. Н. Безносова.
С конца пятидесятых и в начале шестидесятых годов авиационную метеостанцию в Хатанге возглавлял Анатолий Иванович Ожгибесов, квалифицированный и опытный специалист, который позже был назначен начальником авиационной метеостанции в п. Тикси Якутской АССР. Рабочая атмосфера на авиационной метеостанции в шестидесятых годах существенно отличалась от современной. Сводки погоды от Диксонского бюро погоды передавались на авиационные метеостанции азбукой Морзе при помощи обыкновенного и надежного ключа радиста. Затем полученные данные наносили черной и красной тушью на контурные карты района. А синоптики авиационных метеостанций скрупулезно обрабатывали эти синоптические карты и составляли прогнозы развития погоды в зоне их ответственности.
До 1965 года авиационной метеостанции предписывалось вести наблюдения за полярными сияниями. Метеостанция имела специальную фотокамеру для съемки полярных сияний и свою фотолабораторию для проявки снимков.
К 1969 году, т.е. к моменту образования Хатангского объединенного авиаотряда, авиационная метеостанция «Хатанга» представляла собой уже полностью сформировавшуюся опорную метеорологическую станцию, выполнявшую полный объем климатических, авиационных, аэрологических, гидрологических и других видов наблюдений. В ее центре — синоптическая часть (синбюро) — для прогностического обеспечения авиации и народного хозяйства. Штат станции насчитывал в те годы около 70 человек. Все подразделения работали в теснейшей связи между собой и со службами аэропорта.
Двадцать лет авиационная метеостанция «Хатанга» участвовала в прогностическом обеспечении высокоширотных экспедиций (ВШЭ), проводимых Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ) совместно с Министерством обороны СССР в Центральной Арктике. На дрейфующих льдах ежегодно создавалось несколько баз с ледовыми аэродромами и парком самолетов АН-2, обеспечивающих доставку научных работников к намеченной сети точек. Основными задачами таких экспедиций было получение информации о метеорологическом и ледово-гидрологическом режимах и загрязнении Центрального арктического бассейна.
В этот период на смену морзянке со сводкой погоды, которую «на слух» передавали и принимали радисты, пришли фототелеграфные аппараты (ФТА), обеспечивавшие синоптиков готовыми синоптическими картами, а в штатном расписании авиационных метеостанций появилась группа по обслуживанию ФТА. Позже к фототелеграфным аппаратам добавилось новое оборудование — телетайпы.
В начале 80-х годов из аэропорта на мысе Косистом в Хатангу перевелась опытный синоптик Раиса Васильевна Кармазина, не мыслившая себе жизни без любимой работы. В кругу работников Хатангской метеослужбы Р. В. Кармазина очень быстро заслужила репутацию «лучшего синоптика Хатанги и Хатангского района».
Что касается Н. И. Ковальчук, руководившей АМСГ Хатанга восемь лет, то эта уникальная и талантливая женщина в формат «квалифицированный синоптик, хороший руководитель» не вписывается. Она глубже и выше этих определений. Нина Ильинична — не только крупная частица истории АМСГ, но и «литературная визитка» Таймыра. От хатангчан нередко слышишь: Нина Ковальчук — это наша Таймырская Цветаева.
С 1996 года авиационной метеорологической станцией «Хатанга» руководит Наталья Аркадьевна Шульга, мудрая и спокойная женщина, душа станции, непременный участник трудовых будней и организатор праздников. «Наша Аркадьевна» — так зовут ее сотрудники.
В 2005 году за предоставление качественной информации для международного обмена данными АМСГ-2 Хатанга награждена Похвальной грамотой ВМО.
АМСГ-2 Хатанга входит в состав реперных климатических станций Росгидромета, включена в международную Глобальную сеть наблюдений за климатом.
В настоящее время для обслуживания полетов ВС в крайне сложных климатических условиях погоды АМСГ Хатанга для приема аэросиноптического материала оснащена современным оборудованием: абонентским спутниковым комплексом «Митра», новыми метеорологическими приборами типа ИПВ-01, ДВО-2 и другими.