Югорский Шар, МГ-2, ГФ

Тема: Арктические и Антарктические полярные станции. Постоянные, сезонные.

Югорский Шар, МГ-2, ГФ

Сообщение SVF » 02 Июнь 2015 15:18

Архангельскъ 11 января 1915 г., №008:

1915-01-11-01.jpg
1915-01-11-02.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Югорский Шар, МГ-2, ГФ

Сообщение SVF » 04 Июнь 2015 16:00

Архангельскъ 26 апреля 1915 г., №91:
1915-04-26-01.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Югорский Шар, МГ-2, ГФ

Сообщение fisch1 » 07 Июнь 2015 15:24

 200k--r41-19_20.Югорский Шар.gif
 100k--r41-073_074.Югорский Шар.gif
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Югорский Шар, МГ-2, ГФ

Сообщение fisch1 » 22 Октябрь 2015 14:23

 Радиофронт 1936 г. №04 с.60.png
Радиофронт 1936 г. №04 с.60

Полярный привет

Редакция «Радиофроита» получила телеграмму с Югорского Шара от нашего корреспондента т. Чивилева — старого радиолюбителя - коротковолновика. Тов. Чивнлев работает на радиостанции Югорского Шара в качестве старшего радиста. Вот что сообщил нам т. Чивилев:
«Коллектив радноработников полярного узла Югорского Шара шлет сердечные пожелания всему коллективу редакции и читателям журнала. Находясь в далекой Арктике, мы ие отстали от жнзнн нашей великой Страны советов. Работая стахановскими методами, мы ежемесячно перевыполняем план. Новый год встретили перевыполнением декабрьского плана: вместо 108 тысяч слов выработки корреспонденции мы дали 158 тысяч, или 145%. За четыре месяца работы нашей смены не было ии одного случая срыва связи или аварии.
Освоены три новых линии связи, которые включены в расписание узла рации: Озерная, Кармакулы (Новая Земля), растущий заполярный промышленный центр Амдерма (побережье Карского моря).
Установлен пеленгатор, который даст возможность советским и иностранным судам спокойно входить в пролив Югорский Шар в течение круглых суток. Кроме того готовим установку небольшой рация фактории Хабарове для обслуживания зверобойной кампании.
Наша задача на зимний период — хорошо подготовиться к открытию навигации, тщательно отремонтировать всю радиоаппаратуру и агрегаты. Эта работа вами будет выполнена.
Передайте полярный привет советским снайперам эфнра — коротковолновикам и всем радиолюбителям от полярной зимовки Югорского Шара.
По поручению коллектива Чивилев»
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Югорский Шар, МГ-2, ГФ

Сообщение fisch1 » 22 Октябрь 2015 14:37

 Радиофронт 1935 г. №23 с.57.png
Радиофронт 1935 г. №23 с.57

Зимовка на Югорском Шаре
(От нашего корреспондента. Доставлено на ледоколе «Сибиряков»)
И. Чивилев

Югорский Шар — одна из первых полярных радиостанций, построенная еще До революции (в 1913 г.). Расположена она на материке, в восточной части пролива, соединяющего Баренцево море с Карским.
При ясной погоде далеко с моря видна 75-метровая железная мачта радиостанции, гордо возвышающаяся над тундрой.
В 1926 г. для радиостанции построены новые красивые здания на возвышенной скалистой почве. До 1932 г. на станции работал искровой 16-кнловаттный передатчик, установленный Русским радиотелеграфным обществом.
В 1932 г. был установлен 2-киловаттный длинноволновый передатчик Ленинградского телеграфного завода. Кроме этого имеется тональный длинноволновый передатчик мощностью в полкиловатта, коротковолновый Норд-К—250 ватт и рейдовый передатчик. Приемная часть станции состоит из приемников ПД-4 и КУБ-4. безотказно работающих круглые сутки.
Дом радиостанция состоит из трех больших комнат, одна из которых является радиорубкой, где установлена вся передающая и приемная аппаратура. Рядом с ней аккумуляторная, напротив — машинное отделение и силовое электрооборудование.
Югорский Шар является сейчас районным узловым пунктом с круглосуточной вахтой.
Штат узла укомплектован таким образом, чтобы можно было обеспечить бесперебойную круглосуточную работу станции. Кроме того в нынешнем году на узле имеется радиодиспетчер, регулирующий в своем районе сроки обмена, наблюдающий за прохождением телеграмм, устанавливающий судовые и аэровахты.
Хорошо организована пеленгаторная служба. 13 крупных станций Арктики, в том числе и наша, дают каждые первые пять минут часа судовой вахты сигналы для взятия судами пеленга. Сейчас на Югорском Шаре устанавливается пеленгаторное одностороннее устройство, позволяющее
определять точное местонахождение судна.
Метеообслуживание организовано так, что приблизительно через час после наблюдения метеорологов все данные этих наблюдений уже наносятся на карты синоптических пунктов Главсевморпути в Москве н Лениграде. Это важно хотя бы потому, что правильный прогноз погоды зачастую зависит от сведений, своевременно полученных от арктических станций. Арктика, по словам синоптиков, является «фабрикой, которая вырабатывает погоду».
Руководство Главсевморпути уделяет исключительное внимание радиосвязи. Началось
строительство крупных радиоузлов с новейшим радиооборудованием, приспособленным для быстродействующей работы.При каждом радиоузле оборудуются выделенный пункт и радиобюро.
По личному указанию О. Ю. Шмидта новая радиостанция будет строиться в Амдерме, в 50 км от Югорского Шара.
Амдерма — растущий с каждым годом заполярный город. Он требует хорошей связи с Москвой. Часть радиотехников уже выехала из Югорского Шара и приступила к строительству узла в Амдерме. Остальные выедут после окончания навигации.
В последних числах сентября на рейде Югорского Шара стали на якорь три славных ледокола — «Садко », «Литке» и «Сибиряков». Участники высокоширотной экспедиции « Садко», во главе с начальником экспедиции Г. А. Ушаковым, прибыли на берег, где подробно ознакомились с оборудованием рации.
В свою очередь радиоработники зимовки ознакомились с оборудованием радиорубки
«Садко».
С «Сибирякова» прибыл на берег начальник радиослужбы ГУСМП т. Воробьев, который, ознакомившись с работой рации, дал некоторые указания по улучшению работы узла. Троекратными салютами из винтовок зимовщики проводили «Садко», «Литке» и «Сибирякова».
В настоящее время зимовщики Югорского Шара готовятся к полярной ночи. Производится авральная работа по уборке станции, заготовляются дрова из плавника, выброшенного на берег. Тщательно осматривается и ремонтируется радиосеть, чтобы в сильную пургу не оборвало и не вывело из строя антенны.
Одновременно с работой — учимся. Начали работать два кружка по изучению истории партии, налажен выпуск стенгазеты, развертывает работу охотничий кружок. Каждый выпуск арктических «Последних известий» слушаем коллективно.
Радиоработники зимовки коллективно слушают «Радиочас». Организуем работу по сдаче радиотехминимума на получение значка «Активисту радиолюбителю». В Заполярье эта сдача будет, пожалуй, первой.
Сейчас оборудовали любительскую коротковолновую станцию 1X6АС, оператор ее уже имел несколько связей с коротковолновиками Москвы, Ленинграда, Киева. Тифлиса и других городов. Ha днях радиоработники Югорского узла включились в борьбу за образцовый порядок в эфире, вызвав ка соцсоревнование остальные рации Арктики.
Скоро наступит длинная полярная ночь. Мы надеемся, что переживем этот период без особого труда: у нас есть ответственная н радостная работа, дружный коллектив и дальние связи с товарищами-коротковолновиками.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Югорский Шар, МГ-2, ГФ

Сообщение fisch1 » 21 Февраль 2016 20:54

fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Югорский Шар, МГ-2, ГФ

Сообщение ББК-10 » 09 Май 2017 15:07

Бюллетень Арктического института СССР. № 11. -Л., 1933, с. 358

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11. -Л., 1933, с. 358 ЮШ.jpg
ЮГОРСКИЙ ШАР. Для наблюдений на станции в Югорском Шаре в течение зимовки 1933/34 г. в числе десяти человек обслуживающего персонала остались метеорологи В. А. Оглоблин и М. Н. Клепиков.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Югорский Шар, МГ-2, ГФ

Сообщение ЧАЙКА СВ » 15 Март 2018 15:17

Две фотографии из личного архива фотографа-любителя Владимира Шадрина.

 ПС на Югорском шаре (мачта).jpg
 ПС на Югорском шаре.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Югорский Шар, МГ-2, ГФ

Сообщение ББК-10 » 13 Май 2019 22:06

Бюллетень Арктического института СССР. № 8-9. -Л., 1934, с.318

 Бюллетень Арктического института СССР. № 8-9. -Л., 1934, с.318 порт ЮШар.jpg
ПОРТ В ЮГОРСКОМ ШАРЕ

Государственный Институт проектирования и изысканий на водном транспорте закончил составление предварительного проекта устройства порта в Югорском Шаре. Проектом предусматривается постройка угольных складов для хранения 620 тысяч тонн угля и постройка мола длиной 870 м. Мол должен будет закрывать порт с востока от льдов и волн Карского моря. В первую очередь предположено соорудить участок мола длиной в 620 м.
В порту предусмотрено введение механической погрузки угля на склады и суда. По расчету в порту будет подаваться в бункера судов ежедневно 12 тысяч тонн угля.
Порт должен будет иметь два мостовых крана, судоремонтную мастерскую, электростанцию, сигнально-световое оборудование.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Югорский Шар, МГ-2, ГФ

Сообщение ББК-10 » 11 Июнь 2019 21:18

Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4. -Л., 1935 с. 78

 Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4.-Л., 1935 с.78 Полярные станции - ЮШар.jpg
Югорский Шар. Сотрудниками станции произведено 15 суточных серийных футшточных наблюдений, проведено 2 гидрологических разреза Яросель — м. Белый и м. Лакорзали — Канин, — 6 станций со взятием проб температуры, солености, прозрачности, цветности, грунтов. Взяты также на всех станциях гидробиологические сборы.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Югорский Шар, МГ-2, ГФ

Сообщение fisch1 » 20 Июль 2019 14:40

 9.jpg


Югорский Шар

Метеорологическая станция Югорский Шар расположена на берегу материка, у восточного устья пролива того же имени, между мысом Лакорзали и мысом Яросель.
Ширина пролива у метеорологической станции около 7 1/2 км. К северу пролив значительно расширяется, в 5 ½ км от станции, у мыса С о к о л ь е г о , уже начинается Карское море. Глубины у станции не превышают 3 — 4 м, в середине пролива—22 м. К северо-западу от станции в расстоянии 3 /4 км от берега лежит небольшой о. Соколий. Высота его 24 м. От мыса Лакорзали до мыса Яросель берег имеет направление с юго-запада на северо-восток. Характер берега возвышенный и обрывистый. У станции берег спускается к морю двумя уступами, к югу падение идет ровнее. В расстоянии около 2 километров на юго-запад к берегу подходит высокая скалистая гряда (до 100 м высоты). К северо - востоку и востоку от станции местность сперва низменная; зд есь лежат два больших озера: за ними к северу начинается легкий подъем до самого мыса Яросель. Местность эта покрыта сухой глинистой тундрой. На юг и юго-восток тянется торфяно-бугристая тундра, местами прорезанная выступающими скалами; кое-где встречаются озера.
В полукилометре к юго-западу и востоку от станции протекают ручьи. На горизонте к югу видны отроги Пай-Хоя. Метеорологическая площадка расположена на юго-запад от жилого дома на скалистом возвышенном открытом месте, доступном ветрам всех направлений. Расстояние площадки от линии берега 150 м, от жилого дома—23м„ Почва на площадке каменистая, местами поросшая т р а в о й .
В августе 1935 г. метеорологическая площадка перенесена дальше от жилого дома



Метеорологические станции о. Вайгач и Югорский Шар были организованы Отделом торговых портов Министерства торговли и промышленности в 1912 г., одновременно с постройкой радиостанций и поблизости от них. Наблюдения первое время производились сторожами, не имевшими достаточной подготовки; ввиду неудовлетворительности данных эти наблюдения не использованы. Регулярные метеорологические наблюдения по программе станций II разряда начались на Югорском Шаре с сентября 1913 г. Летом 1914 г. станции были осмотрены сотрудниками Центральной гидрометеорологической станции в Архангельске В. А. Б е р е з к и н ы м и Н . П. Г е о р г и е в с к и м . Первым было составлено подробное описание станций и их района. На станции Югорский Шар метеорологические приборы были установлены первоначально на ровной болотистой площадке в 45 м к северу от радиостанции, на высоте 12 м над уровнем моря; ориентировка будок и флюгера при проверке оказалась правильной с учетом склонения". Площадка была открыта для ветров всех румбов, если не считать дома радиостанции к юго-западу. Основными недостатками местоположения приборов являлись болотистость почвы и отдаленность от берега. Два года п о д р я д — в 1915 и 1916 гг. —станции инспектировал Н. П. Г е о р г и е в с к и й . При осмотре станции Югорский Шар 8 сентября 1915 г. Н. П. Г е о р г и е в с к и й перенес приборы на новую метеорологическую площадку. Выбор места оказался удачным. Возвышенность была доступна ветрам всех направлений; дома радиостанции оказались ниже флюгера, доступ к площадке стал удобнее, снег на ней не залеживался. Расстояние до берега пролива не превышало 150 м. Горизонт здесь значительно расширился. За весь период, охватываемый настоящим очерком,, метеорологическая площадка не переносилась. К сожалению, с постройкой в 1924 г. нового жилого дома условия наблюдений изменились к хѵдшему. В 1915 г. после переноса у с т а н о в о к В. В. А х м а т о в ы м было сделано определение астрономического пункта на новой метеорологической площадке. В первые годы существования станции метеорологические наблюдения в е л и с ь служащими радиостанции, не получавшими какойлибо специальной подготовки. Ошибки были неизбежны. Например, с августа 1916 г. по март 1919 г. наблюдения очень д о б р о с о в е с т н о производил фельдшер радиостанции. Когда же в июле 1917 г. часы были переведены на час вперед, он стал делать наблюдения не по местному, а по петроградскому времени, т. е. на час позже, чем следует. Это обстоятельство обнаружилось при инспекции 2 4 — 2 5 августа 1917 г. В 1920 г. Н. В. Р о з е произвел триангуляцию Ю г о р с к о г о Шара. В августе 1923 г. Б.В.Новопашенный инспектировал обе станции и произвел магнитные определения склонения, наклонения и горизонтальной составляющей в Югорском Ш а р е . Так как бетонные постройки оказались непригодными в полярных условиях, как уже упоминалось, летом 1924 г. на станции в Югорском Шаре был выстроен новый деревянный жилой дом значительно ближе к берегу пролива, чем старый. При выборе места для постройки не было достаточно учтено влияние нового здания на метеорологические установки. Дом построили в расстоянии 23м к с е в е р о - в о с т о к у от площадки. Зимой около приборов стали образовываться сугробы снега, в полярный д е н ь площадка затенялась домом на несколько часов. После инспекции А. Н. С о б о л е в о й , в сентябре 1926 г. посетившей обе станции, станция Югорский Шар не осматривалась до 6 августа 1933 г. до приезда В. В. Г е р н е т . На Вайгаче за последние десять лет не было ни одной инспекции. Полярные станции Вайгач и Югорский Шар оставались в ведении Отдела торговых портов до 1917 г., к о г д а были переданы Центральному управлению морского транспорта. В 1920 г. они перешли в Управление безопасности кораблевождения Севера при Гидрографическом управлении, а с осени 1930 г. перешли в систему Единой гидрометеорологической службы. Постановлением Совнаркома С С С Р от 17 декабря 1932 г. обе станции были переданы в систему Главсевморпути; фактически передача произошла в авгус те 1933 г. 26 сентября 1934 г. топограф Гидрографического управления Главсевморпути Н. О. Б е р е з и н произвел топографическую с ъ е м к у района станции Югорский Шар (см. стр. 12).



 12..jpg
 13..jpg


Труды Арктического института Т. 73: Климат острова Вайгача и Югорского Шара/ Главсевморпуть СНК СССР. Всесоюз. арктич. инст. - Ленинград : Изд-во Гл. упр. Северного морского пути, 1937. С.8-20
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Югорский Шар, МГ-2, ГФ

Сообщение fisch1 » 11 Август 2020 21:12

Писахов С.Г.
ДВОЕ В ПОЛЯРНОЙ НОЧИ
Пришлось быть в экспедиции по установке радиосвязи
Югорский Шар, Вайгач, Маре-Сале. В первый
год постройка не была закончена. На Югорском
Шаре оставили двух сторожей, двух закадычных друзей.
Оставили также обильный запас продуктов.
Оставшиеся вдвоем сторожа тяжело пережили зиму.
Им многое казалось пугающим: и осенние ветры выли
не по-хорошему, и снег о чем-то шуршал-говорил и будто
сам переходил с места на место. Все ужасы, накопленные
с детства из рассказов-сказок, оживали и тесно

стояли кругом дома. И весной при солнце страх не
ушел. Рассказывали позднее:
— Идем по снегу и слышим — кто-то след в след
идет за нами. Светлынь, солнце во всей силе, а кто-то
идет и идет; остановимся — и тот, кто идет, тоже остановится.
А то еще как кнутом большим щелкает с присвистом.
Сторожа стали бояться один другого. За несколько
дней до парохода стали охотиться друг за другом.
Чтобы не называть по именам, обозначу сторожей
«добрый» и «злой». Оба схватили ружья. Злой выбежал
из дому, ждал доброго, ходил около дома.
По счастью, ружье злого оказалось незаряженным.
А добрый так и не смог прицелиться в своего бывшего
друга. Размахивать ружьем — это одно дело, а чтобы
выстрелить — руки не подымались.
Показался пароход — и разом пропали-ушли все
страхи. Друзья помирились, обнялись и даже вместе
приготовили обед для гостей.
— Как стены раздвинулись! Широко стало. Зимой-то
нас как крышкой накрыло. Когда разговаривали — еще
ничего, жили, а как говорить промеж себя перестали —
вот тут худо стало. Думается о многом, о доме вспоминается
и слышится такое, что хоть на стену лезь. И теперь
вспомнишь, так страшно становится. А на людях
и свет-то стал другим.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Югорский Шар, МГ-2, ГФ

Сообщение ББК-10 » 07 Октябрь 2021 23:16

Правда Севера, 1933, № 172, 28 июля

 Правда Севера, 1933, № 172, 28 июля - ЮШАР изыскания порта.jpg
Экспедиция в район Югорского Шара

Из Архангельска в район Югорского Шара на днях отправилась группа в шесть инженеров и техников Северного института портовых изысканий под руководством инж. Варкулова.
Экспедиция произведет окончательные изыскания для подготовки к строительству порта Югорский Шар.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Югорский Шар, МГ-2, ГФ

Сообщение ББК-10 » 20 Октябрь 2021 19:21

Правда Севера, 1933, № 211, 12 сентября

 Правда Севера, 1933, № 211, 12 сентября - ЮШАР ПОРТ.jpg
КЛЮЧОМ БЬЕТ ЖИЗНЬ НА БЕРЕГАХ ЮШАРА
ИДУТ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ К СТРОИТЕЛЬСТВУ ПОРТА И ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

На берегах пролива ЮГОРСКИЙ ШАР и в прилегающих к нему районах интенсивно работает несколько экспедиций, подготовляющих своими работами строительство порта ЮГОРСКИЙ ШАР и железной дороги, которая свяжет его с ВОРКУТОЙ.
Партии Трансавиации, океанографического института, НКПС, Гипроводтранса ведут комплексные исследования.
Известный знаток полярных углей проф. ЧЕРНОВ сейчас выехал на КОРОТАИХУ. В случае, если он признает месторождения нового угля заслуживающими внимания, после окончания исследований начинается освоение новых богатств.
В района Коротаихи работают изыскательная группа НКПС под начальством инженера ЕРЕМЕНКО и научно-промысловый отряд ГОИН, во главе с ихтиологом САВВАТИМСКИМ. До этого ихтиологи провели удачный опытный лов в реке БОЛЬШОЙ О—Ю или ВЕЛИКОЙ, владеющей в Югорский Шар.
Экспедиция Гипроводтранса произвела разграничения территории для постройки на берегах пролива станции железной дороги к Воркуте. Выбрано место для строительстве аэропорта, угольных складов, пакгаузов и морского порта. Порт и станцию железной дороги намечено строить возле села ХАБАРОВА. В первую очередь будут возводиться портовые сооружения и железнодорожные подходы к ним. Намечена постройка «пирса», защищающего рейд от ветров и льдов Карского моря. (Выяснено, что Хабарову не угрожают льды и ветры Баренцова моря, от которых оно защищено с запада).
Гидрографы, в свою очередь, уже принялись за обеспечение кораблевождения в районе пролива. На острове МАТВЕЕВЕ и на МЕДЫНСКОМ ЗАВОРОТЕ установлены большие осветительные знаки с белыми огнями.
Берега Югорского Шара полны жизни.
Начальник Гипроводтранса т. НАЛИВАЙКО, вернувшийся в Архангельск, отмечают необычайное тепло, которое стояло в июле. В бухте ВАРНЕКА, температура воды достигала 14 градусов тепла. В проливе купались. На берега пролива распустились полярные цветы.
СЕРГЕЙ МАР.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Югорский Шар, МГ-2, ГФ

Сообщение ББК-10 » 20 Ноябрь 2021 18:17

Правда Севера, 1934, № 18, 20 января

 Правда Севера, 1934, № 018_20-01-1934 ЖД ЮШАР.jpg
★ САМОЙ СЕВЕРНОЙ дорогой в мире будет железнодорожная магистраль Воркута — Югорский Шар. Вчера нам сообщили в крайплане» что постройка дороги начнется в 1934 году. Госплан СССР ассигновал на строительство магистрали 10.000.000 рублей.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.След.

Вернуться в Полярные станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения