Страница 2 из 4

Диксон

СообщениеДобавлено: 28 Февраль 2011 02:14
Вячеслав Гульцев
Почетный гражданин №1 Диксона - П.Я. Михаленко его ровесник (1915 г.р). Павел Яковлевич жив, во всяком случае, 90-летие справлял. После того, каких-либо печальных известий не поступало.
Диксон. 90 лет. : Диксон. 90 лет..jpg

Диксон, ОГМС

СообщениеДобавлено: 01 Апрель 2013 06:03
[ Леспромхоз ]
газета «Правда». 6 апреля 1935 г., суббота. № 95 (6341).

 Правда-06-апреля-1935.jpg
РАДИОЦЕНТР НА ОСТРОВЕ ДИКСОН
(По радио от специального корреспондента «Правды»)

На Диксоне есть могила, в ней погребены останки норвежца Тессема, участника экспедиции Амундсена на судне «Мод». Страшная арктическая история связана с этой могилой.
Осенью 1919 года тяжёлые льды остановили экспедицию Амундсена у пустынного мыса Челюскин. Предстоял долгий ледовый дрейф. Чтобы скорее доставить научные материалы экспедиции, норвежцы Тессем и Кнудсен отправились через тундру на остров Диксон. На Диксон они не пришли, больше их нигде не видели, известий от них не получали.
10 августа 1921 года начальник советской поисковой экспедиции Бегичев нашёл у мыса Стерлигова брошенную карту и невдалеке, у мыса Приметного, остатки костра, консервные жестянки с иностранными этикетками, полуобуглившиеся кости сожжённого человека и череп.
Кто это был, Кнудсен или Тессем, удалось установить только летом 1922 года, когда около Диксона, на материковом берегу, в расщелине был найден скелет человека, остатки одежды на нём, золотые часы с именем Тессема и материалы об экспедиции Амундсена. До Диксона Тессем не дошёл всего 4 километра.
Сейчас на мысе Челюскин, откуда вышли в свой последний путь оба норвежца, находится мощная советская радиостанция, поддерживающая регулярную связь через Диксон с Москвой.
На мысе Стерлигова, где отчаявшиеся норвежцы бросили свою карту, тоже работает советская радиостанция. Сейчас норвежцам не пришлось бы скитаться в безлюдной тундре. В устье Пясины они нашли бы большой посёлок. До самого Диксона их путь лежал бы через цепь зимовок и промыслов. Север ожил.
Их было немного, радиостанций Севера, до революции. Редкие, плохо связанные между собой две—три точки среди великого безмолвия Арктики. Больные цынгой, измученные зимовкой, забытые миром радисты.
Широка и мощна радиосеть сейчас. Радист в Арктике — одна из самых почётных профессий в нашей стране. Станции связаны между собою по строго продуманной схеме. А в зимовку 1934—1935 года эта сеть получила свой центр и мощный узел связи — радиоцентр на острове Диксон.
14 августа 1934 года советский лесовоз, шумя приветственными флагами, вошёл в широкую бухту Диксон. Началась разгрузка. Прибывшие на лесовозе строители радиоцентра превратились в грузчиков.
В ночь на 23 августа с открытого моря внезапно налетел шторм. Он ударил с единственной не защищённой стороны — бухты Кречатика, где находилась баржа с грузом для Диксона.
Ночью на барже раздался страшный треск. Её начало бросать с волны на волну и, наконец, погрузило в воду. Строители ахнули. На барже было всё оборудование для радиоцентра Диксона.
Никогда люди не работали с таким остервенением, как здесь, спасая баржу. Тащили ящики. Водолазы ползали по дну баржы. Мокрые, измученные люди на вытянутых руках подымали над головой спасённую из воды радиоаппаратуру. Они осторожно передавали её на берег и снова бросались в воду. Решался вопрос: быть или не быть радиоцентру на Диксоне? Решались судьбы всех этих людей, приехавших в Арктику, чтобы строить, и в самом начале работы потерявших возможность строить.
Шесть суток шла борьба за спасение радиоцентра. На седьмые сутки мокрые, просоленные грузы лежали на берегу. Теперь надо было спасти оборудование от порчи. Так же, как боролись с водой, стали бороться с порчей. Много раз перетирались и сдавались в склад части приёмников и передатчиков.
Будет ли работать искупавшееся в море оборудование?
Будет! Должно работать!
В четырёх километрах от старой радиостанции на глазах поднимался новый Диксон. Возникали дома. Поднимались огромные мачты, волоча за собой хвосты тросов. В силовой настилался кафельный пол. Собирались дизеля и генераторы. Монтировались приёмники и передатчики.
24 декабря наступил, наконец, решающий день. Взволнованные собрались у микрофона строители: начальник строительства Василий Ходов, награждённый орденом за героическую зимовку на Северной земле, инженер Доброжанский, конструктор специально изготовленных для Севера радиопередатчиков, установленных на новом Диксоне, начальник острова инженер Светаков.
На своём посту у дизелей — огромный бородатый механик Скубков, у передатчиков — старший радиотехник Волков, у распределительного щита — старший электрик и заместитель начальника радиоцентра Толстопятов.
Блистают чистотой кафельные плиты. Оранжевым светом пылают огромные генераторные лампы, льётся фиолетовый свет газотронов. Сигнальные лампочки на пульте. Ожидание, напряжённое, тугое, звонкое.
— Внимание! — произносит, волнуясь, Доброжанский. — Говорит полярный радиоцентр острова Диксон на волне 1.450 метров. Слушайте трансляцию из Москвы.
Так вошла в строй мощная полярная радиостанция.
Сегодня радиоцентр Диксона — нормально работающий арктический узел связи. Со всех островов, мысов и зимовок Арктики, со всех полярных станций сюда поступает корреспонденция. Диксон передаёт её непосредственно Москве, Новосибирску, Архангельску.
В дни челюскинской эпопеи радиограммы из Уэллена в Москву бежали по длинной цепочке полярных радиостанций. Сквозь восемь станций проходила радиограмма, прежде чем попадала в Москву. Сейчас Уэллен передаёт свои радиограммы Москве через Диксон.
На Диксоне собираются все метеорологические сводки полярных станций. Ежедневно к вечеру бюро погоды Диксона знает о малейших колебаниях ветров во всех точках Арктики. Прогнозы погоды, передаваемые Диксоном, слушают по радио и Арктика, и Большая Земля, и заграница. Радиоцентр Диксона дал возможность Центральному бюро погоды точно учитывать прогнозы арктической «кухни погоды».
Горячие дни предстоят радиоцентру Диксона в навигацию. Всем судам и самолётам нужно обеспечить связь как между собой, так и с Москвой. Летом здесь в эфире начинается суетня и неразбериха. Кричат рации со всех судов, перебивают друг друга, мощные заглушают слабых. Радисты Диксона в эту навигацию хотят взять на себя дирижёрство этим, как они говорят, «хором Пятницкого».
Капитаны всех судов в эту навигацию получат возможность говорить по радиотелефону с Москвой. Возможно ли? Но ведь сейчас ежедневно Диксон по телефону разговаривает с Москвой и Ленинградом! У микрофона, в прекрасно оборудованной студии полярного радиоцентра, усаживаются хозяйственники Диксона — строители порта. Одевают наушники. Раскладывают перед собой чертежи. В Москве у телефона Главсевморпуть.
Начинается совещание по телефону. Обсуждаются чертежи морских причалов. Заседание продолжается час, два, три.
Нормальными стали разговоры зимовщиков Диксона по телефону со своими семьями. Почти ежедневно раздаётся:
— Коля, слушаешь? Это я — Маруся.
Радиоцентр Диксона приблизил Арктику к Большой земле, уничтожил расстояние. Вся Арктика слушает сейчас граммофонные концерты с Диксона. Вся Арктика с нетерпением ждёт трансляции из Москвы. В час дня по московскому времени всё население Арктики у репродукторов: передаётся ежедневная радиогазета Диксона «Арктические известия». В ней сообщаются последние новости Союза, напечатанные в сегодняшних газетах. Рассказывается о делах полярных зимовок. По радио читаются лекции, доклады, очерки.
Доктор Диксона Никитин даёт консультации больным по радио. Больному радисту станции Маре-Сале он посоветовал сделать операцию, — лётчик Фарих увёз больного в Архангельск. По заключению врача, переданному по радио, Молоков из Иннокентьевской увёз больного, нуждающегося в немедленной операции.
Последним словом радиотехники Диксона является единственный в Арктике радиомаяк. По сигналам маяка будут ориентироваться ледоколы и самолёты, имеющие пеленгаторы.
Нет, в Арктике бушуют не только свирепые норд-осты, шквалы да пурги. В Советской Арктике сейчас бушуют радиоволны, умелой рукой поставленные на службу нашему делу.

БОР. ГОРБАТОВ.

Диксон

СообщениеДобавлено: 06 Март 2014 18:52
[ Леспромхоз ]
"ПРИРОДА", 1916, № 11, с. 1348

 1916-11-Диксон.jpg
Лѣтомѣ 1916 года начала свои работы еще одна радіостанція на крайнемѣ сѣверѣ Сибири, на островѣ Диксонѣ близѣ устья Енисея. Работы станцiи положатѣ начало правильнымѣ наблюденіямѣ надѣ атмосферными явленіями вѣ восточной части Карскаго моря, которое лежитѣ вблизи одного изѣ важнѣйшихѣ центровѣ дѣйствія атмосферы. Свои наблюдения радіо-станція сообщаетѣ главной Николаевской физической обсерваторіи.
Устройство станціи стоило большого труда и лишенія. Высадившись на берегѣ у мыса Исаченко (верстахѣ вѣ 25 отѣ острова), служебный персоналѣ вѣ теченіе нѣсколькихѣ мѣсяцевѣ оставался совершенно отрѣзаннымѣ отѣ міра. Сгрудившійся ледѣ мѣщалѣ привезти на островѣ все необходимое, и люди ютились вѣ наскоро построенномѣ изѣ плавника домикѣ.
Другая радіостанція уже раньше основана вѣ Югорскомѣ шарѣ; ея задача — собрать матеріалѣ о состояніи льдовѣ моря и погоды сѣ цѣлью выяснения доступности Карскаго моря; (третья имѣется вѣ Марсеале вѣ Обской губѣ). Характерно вліяніе этой кучки культурныхѣ людей, заброшенныхѣ на далекій сѣверѣ на туземное населеніе: самоѣды довѣрчиво пользуются совѣтами и помощью персонала станціи, и вѣ этомѣ году сдѣлали попытку освободиться отѣ кабалы промышленниковѣ: они сами послали „ходоковѣ" вѣ Архангельскѣ за провіантомѣ. Жизнь работающихѣ на станціи постепенно налаживается: теплый просторный домѣ и разнообразная пища устранили опасность цынги, дававшей себя знать вѣ первые годы существованія Югорской станціи. Куры и свиньи зимуютѣ уже второй годѣ; многіе служащіе выписали женѣ и дѣтей и это придаетѣ заброшенной кучкѣ людей большую семейность и уютѣ.
Устройство радіостанцій на этомѣ не останавливается: существуетѣ проэктѣ организаціи ихѣ на Маточкиномѣ шарѣ, на Новой Землѣ и на островѣ Бѣломѣ, у сѣв. оконечности п-ва Ямала.

С. Григорьевѣ.

Диксон

СообщениеДобавлено: 21 Ноябрь 2014 11:36
SVF
Г. Я. БОРОВИКОВ
Начальник острова и порта Диксона

ОСТРОВ ДИКСОНА
(По радио с зимовки)

«Советская Арктика» № 1, 1937

Перед коллективом работников полярной станции и строителями порта Диксона в навигацию 1936 года стояли большие задачи. Нужно было закончить первую очередь строительства угольной базы и обеспечить бесперебойное и своевременное обслуживание морского, речного и воздушного флота углем, водой, горючим, радиосвязью, метеосводками и прогнозами погоды.

Навигация на Диксоне длится в среднем два месяца. В этом году арктическая навигация в районе Диксона продолжалась в течение трех месяцев. Окончание навигации совпало со встречей девятнадцатой годовщины Великой Октябрьской революции, к которой полярники Диксона пришли с такими основными показателями своей работы.

В сентябре была закончена и сдана в эксплоатацию первая очередь строительства причальной линии протяжением в 60 метров и угольная площадка, могущая принять 18 тысяч тонн угля. Порт Диксона переработал больше 30 тыс. тонн груза. Не считая речных лихтеров, барж и мотоботов, за истекшую навигацию перебывало на Диксоне семьдесят морских судов. Были дни, когда в бухте Диксона одновременно находилось до шестидесяти морских и речных судов! Одного лишь угля за навигацию было переработано на Диксоне шестнадцать тысяч тонн.

Большой объем занимали рейдовые работы. С морских пароходов "Андреев", "Гудляйч" было перегружено на речные суда, идущие на реку Пясину, шесть тысяч тонн грузов для Норильскстроя. С пароходов "Диксон", "Покровский", "Ока", "Десна" было выгружено на острове Диксона около 12 тыс. тонн. Вся рейдовая разгрузочная работа из-за отсутствия свободных лихтеров и барж производилась исключительно судовыми пловучими средствами (карбасы, баркасы). Несмотря на эти затруднительные условия — при штормовых ветрах — все разгрузочные работы были успешно выполнены.

Задачи по обслуживанию морского и воздушного флота метеосводками и прогнозами погоды, по отзывам капитанов, выполнены хорошо. Радиоцентр Диксона также успешно обслужил арктическую навигацию. В непосредственную связь с радиоцентром вступило более восьмидесяти судов различного назначения, не считая самолетов. Впервые в условиях Арктики была практически освоена непосредственная регулярная связь на коротких волнах с ледоколом "Литке" по всему его пути вплоть до Владивостока. Благодаря этому, все радиограммы "Литке" получались в Москве и других городах Союза не позже трех часов с момента подачи, тогда как посылаемые через Петропавловск — Владивосток телеграммы приходили лишь через трое-четверо суток. Руководство Главсевморпути признало работу радиоцентра Диксона за 1935/36 год отличной. Успешную и четкую работу радиоцентра обеспечили наши лучшие радиоработники-стахановцы: сменившийся начальник радиоцентра Василий Васильевич Ходов, новый начальник радиоцентра Александр Александрович Михайлович, сменившийся начальник выделенного пункта т. Круглов, новый начальник выделенного пункта т. Матюшкин, радиотехники Целищев, Степанов, Румянцев, Жуков, Гнездов, Курсеев и др.

В ознаменование девятнадцатой годовшины Октябрьской революции во всех производственных секторах острова был проведен стахановский двухдекадник.

В результате стахановского двухдекадника полностью были ликвидированы случаи несостоявшихся сроков обмена по вине работников радиоцентра. На отстающем участке связи Диксон — Тикси, вместо прежде осваиваемых одного-двух сроков, теперь регулярно идет обмен пять раз в сутки. Время прогона передатчиков сокращено на 20% за счет ликвидации холостого прогона. Значительно повысилась продуктивность, радиообмена со Свердловском путем увеличения передачи быстродействующей аппаратурой. Введены точный учет норм выработка и качества работы каждого радиоработника.

Механики электросиловой станции радиоцентра товарищи Минаков, Якубов и Кулигин капитально отремонтировали и пустили в эксплоатацию пятидесятисильный дизель. Электротехник Шестоцев в целях экономии электроэнергии, расходуемой мотором преобразователя при зарядке мощной аккумуляторной батареи, сконструировал и установил маломощный аггрегат, который вдвое увеличивает коэффициент полезного использования электроэнергии, расходуемой, на зарядке мощной батареи.

Реконструировано силовое хозяйство центрального поселка острова Старый Диксон. Стахановец-механик Фолленвейдер совместно с мотористами Краснощековым, Зайцевым и учеником нацменом Силкиным в течение октября проделали огромную работу. Сняты и приготовлены для отправки на материк четыре маломощных амортизированных двигателя, взамен которых установлены на новых фундаментах два двигателя "Коммунист" и "Победа" в пятнадцать и двадцать пять сил. С установлением новых двигателей полностью электрифицированы все жилые и служебные помещения. Теперь Диксон освещен не только хорошо, но даже имеется резерв электроэнергии для обеспечения дальнейшего жилищного строительства.

Метеоролог Ковтуненко и гидролог Иванов оборудовали дополнительную метеоплощадку на поселке Новый Диксон, и со второго ноября там ведутся наблюдения.

Стахановец-агроном Александров совместно с рабочим Лесковым отремонтировал печи в теплице и произвел посев различных сортов огурцов и цветов. Благодаря энергичной работе т. Александрова, в течение года в небольшой опытной теплице было снято несколько урожаев столовой зелени, цветов, грибов и 2500 штук огурцов. Прошлой зимой первые огурцы созрели к первому апреля, в этом году Александров заверяет, что первые огурцы будут сняты в конце февраля.

К девятнадцатой годовщине Октября были радиофицированы все жилые помещения, кают-компания и больница. Во вновь построенном доме открыты библиотека л прекрасно "оборудованный ленинский уголок, в котором полярники Диксона и приезжающие гости могут культурно отдыхать и заниматься повышением уровня своих знаний. К октябрьским праздникам в кают-компании поселка Старый Диксон было оборудовано и пущено звуковое кино, которое раз в шестидневку в установленные дни будет обслуживать население острова и охотников-промышленников, приезжающих на Диксон за газетой, радиограммами и покупками в Диксонторге.

При посещении Диксона 6 августа 1936 года Отто Юльевич Шмидт сказал: "Будущее Диксона грандиозно. Не за горами, конечно, и город Диксон. Диксон должен быть нормальным советским поселком — со звуковым кино, магазином, культурными, теплыми и светлыми домами". На сегодня Диксону еще далеко до "города", но считать Диксон нормальным советским поселком уже имеются все основания. Все население Диксона живет в просторных, теплых, электрифицированных и радиофицированных домах, имеются больница, телеграф, телефон, прекрасное разнообразное питание, свежее мясо, молоко, свежие овощи, цветы, механическая прачечная, хорошая баня, летний водопровод и зимняя снеготаялка, обеспечивающие водой весь поселок, Диксонторг, звуковое кино, и, наконец, на Диксоне второй год издается своя многотиражная печатная газета "Полярная звезда", выходящая раз в шестидневку тиражом в 300 экземпляров, и выпускается радиогазета "Арктические известия".

На сегодняшний день на Диксоне созданы условия труда и быта не хуже, чем в любом поселке нашей великой социалистической родины. Благодаря этому, население Диксона в этом году обновилось лишь на тридцать процентов. Чувствуя повседневную заботу о себе, полярники Диксона успешно справились с летней работой, а по окончании навигации свою энергию переключили на повышение квалификации и поднятие уровня политических знаний с тем, чтобы в течение полярной зимы хорошо подготовиться и по-большевистски встретить стахановскую навигацию 1937 года.

Диксон

СообщениеДобавлено: 21 Декабрь 2014 23:21
SVF
Полярная правда 11 февраля 1938 г. №34 (3404):
 1938-02-80.jpg

Диксон

СообщениеДобавлено: 23 Декабрь 2014 07:45
Инспектор
Введено в эксплуатацию новое здание ОГМС Диксон.
http://www.sevmeteo.ru/press/news/883/

 Диксон.JPG
 Диксон дизельная.JPG
Новая дизельная

Диксон

СообщениеДобавлено: 23 Февраль 2015 16:09
ББК-10
ВСП 1934 № 254, 3 ноября.

 ВСП 1934 № 254 (3 нояб.) В. Попов. На острове Диксон.jpg
НА ОСТРОВЕ ДИКСОН

В. ПОПОВ.
Начальник экспедиции портовых изысканий.

Остров Диксон неузнаваем. Там, где еще не так давно одиноко стояла полярная избушка и появление нового человека было событием, живут и работают сотни людей.
Как только гавань Диксон становится свободной от льдов, в ней собираются все пароходы, идущие по Карскому морю с запада на восток, и по рекам Оби и Енисею с юга на север.
Остров Диксон, благодаря своему географическому положению, естественно, стал центральным пунктом, через который проходят все экспедиционные суда и бункеруются там углем. В прошлом году на рейде стояли 25 судов различного назначения. Особенно выделялся на фоте серых диабазовых скал Карского моря краснознаменный ледокол "Красин".
В начале навигации этого года, вследствие тяжелой ледовой обстановки и невозможности продвижения на восток, в гавани Диксон судов собралось еще больше, чем в прошлом году. Вся эта «непобедимая северная армада» ожидала вестей от самолетов о возможности прохода на восток.
До выхода в суровое Карское море, справедливо названное одним полярным исследователем «ледовым погребом», стальные птицы укрываются в одной маленькой бухточке, совершенно закрытой от ветров всех румбов.
В этой же бухточке находят себе надежное убежище гордость обитателей заполярного круга - гидросамолеты Н-2, Н-9, Н-26 и Н-25, управляемые отважными летчиками тт. Алексеевым, Козловым, Махоткиным, Неронен — фамилии, которых хорошо известны стране. Самолеты несут большую и ответственную службу по изучению общего режима Карского моря, обеспечивая безопасность кораблевождения.
Экспедиционные суда, ушедшие в море и форсирующие тяжелые льды, не одиноки. Сеть полярных радиостанций зорко следит за движением кораблей и сообщает им о метеорологических условиях и ледовой обстановке всего района. В области радиосвязи о. Диксон также стал центральным пунктом, куда поступают сообщения от всех полярных, стающий и судов, разбросанных по Северному полярному морю.
Становится совершенно очевидным, что дальнейшее освоение Северною Морского пути требует устройства ряда узловых и промежуточных портов, среди которых первое место по праву принадлежит о. Диксон.
Главное управление Северного Морского пути приступило в текущем году к созданию комплексного порта и радиоцентра. По трудно проходимой пустынной тундре через весь остров проложен электрокабель, по которому пущен впервые электрический ток. Раздался шум трактора и вездехода, нарушивший тысячелетнюю тишину на скалистом острове. Началась упорная борьба за покорение этого сурового уголка Арктики.
Развернувшееся в этом году строительство полярного радиоцентра и строительство порта обогатили район Диксона рядом прочных жилых и служебных сооружений. Теперь специалисты Диксона могут в спокойной и удобной обстановке проводить весь цикл научных работ по изучению Севера.
К сожалению, строительство порта на о. Диксон не было своевременно обеспечено всеми необходимыми исследовательскими данными, в связи с чем Морское Управление Главсевморпути направило туда специальную экспедицию портовых изысканий.
В распоряжении экспедиции не было предварительных материалов и, поэтому, прежде чем приступить к детальному обследованию намеченного под строительство участка, надо было выполнить большую рекогносцировочную работу. Короткий период работ на широте 73 градуса и отсутствие специальных плавучих средств для работ создали угрозу невыполнения плана, строительства. Только с большим трудом и с помощью гидрологического отряда парохода «Седов» удалось выбрать единственное удобное место под строительство порта.
Северный Морской путь открыт. Борьба за дальнейшее систематическое изучение всех уголков Арктики продолжается.

Диксон

СообщениеДобавлено: 27 Апрель 2015 16:12
ББК-10
Известия Архангельского общества изучения Русского Севера, 1916, №9, с.381-382.

 1916, №9 - 381.jpg
 1916, №9 - 382.jpg
Метеорологическая станция на острове Диксона.

21-го августа в Петрограде получена первая радиотелеграмма с открытой главным гидрографическим управлением на острове Диксона, в устье Енисея, гидро-метеорологической радиостанции и этим положено начало регулярной подачи метеорологических депеш для службы предсказания погоды при Николаевской главной физической обсерватории.
Устройство па острове Диксона такой станции вызывается необходимостью быть осведомленными в атмосферических условиях в восточной части Карского моря, лежащей, как показывают научные исследования, вблизи одного из важных центров действия атмосферы.
Станция оборудована, помимо полного комплекта инструментов, полагающихся для станции 2-го разряда 2-го класса, приборами, самоотмечающими давление, температуру и влажность воздуха и ветер, а также всем необходимым для наблюдений на верхних слоях атмосферы, т. е. змеями с метеорографами и пилот-баллонами.
Личный состав, станции отправился из Красноярска на остров Диксона 25-го июня на пароходе "Лена" и пройдя свыше 2, 500 верст, 17-го июля около мыса Ефремов Камень (что в 45 вестах от острова Диксона), встретил непроходимый лед.
С большими усилиями капитану парохода "Лена" удалось продвинуться к северу еще на 20 верст и высадить экспедицию д-ра Кушакова на мысе Исаченко с радио-телеграфными аппаратами и научными приборами. Здесь экспедиция построила из плавника небольшой домик, в котором и прожила до того момента, пока около острова Диксона не вскрылся лед и не явилась возможность начать перевозку вещей на остров на моторном катере, привезенном из Петрограда.
1-го августа вскрылся лед в бухте Диксона, и с этого момента началась перевозка вещей на станцию.
Во время перевозки 8-го августа настигшим штормом снесло с буксируемой шлюпки нисколько ящиков с различными вещами, причем в одном из ящиков погибла часть метеорологических инструментов.
Ныне главным гидрографическим управлением уже приняты экстренные меры для доставки на станцию новых инструментов.

Диксон

СообщениеДобавлено: 19 Май 2015 09:08
Инспектор
http://dikson.narod.ru/aticle/capital.html
Забытая столица советской Арктики

В сентябре 1914г в заливе Толля в северо-западной части Таймырского полуострова встали затёртые льдами ледокольные пароходы Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) “Таймыр” и “Вайгач”. Под командованием капитана II ранга Б.А.Вилькицкого они шли из Владивостока на запад по Северному морскому пути, картографируя берега и проводя промеры глубин. В 1914г конечной целью ГЭСЛО был Архангельск, но тяжёлые льды не дали возможности кораблям пробиться дальше залива Толля. К зимовке экспедиция была не совсем готова, температура воздуха в жилых помещениях была не выше 7°С, из-за недостаточного питания началась цинга.

Примерно в 280 километрах к западу остановилась на зимовку шхуна “Эклипс”, капитаном которой был знаменитый норвежец, капитан “Фрама” в 1893-96гг Отто Свердруп. “Эклипс” был арендован русским правительством для поисков трех покинувших Россию в 1912г и пропавших без вести экспедиций В.А.Русанова, Г.А.Брусилова и Г.Я.Седова. Через радиостанцию «Эклипса» Вилькицкий связался с Петроградом и доложил о тяжелом положении экспедиции.
Был разработан план спасательных мероприятий, по которому физически слабых матросов с помощью собачьих упряжек перевезли на «Эклипс», а затем на оленях промышленника Н.А.Бегичева (бывшего боцмана Русской Полярной экспедиции 1900-1902гг - РПЭ), доставили в с.Гольчиху на берегу Енисейского залива. Это было сделано, чтобы не подвергать часть экипажа лишениям повторной зимовки, которой опасался Вилькицкий.

По этому же плану летом 1915г Главное гидрографическое управление (ГГУ) Морского министерства отправило на Таймыр группу строителей под руководством П.Г.Кушакова, участника экспедиции Г.Я.Седова к Северному полюсу в 1912г. Они построили на о.Диксон у северо-западной оконечности полуострова Таймыр радиостанцию с деревянной мачтой высотой 110 м, жилой дом, баню, склад. 23 августа состоялся первый сеанс радиосвязи со станцией Югорский Шар, 25 августа - с Архангельском. В течение месяца проводились наблюдения за погодой.

Но это были не первые постройки на острове Диксон. Впервые на его удобную бухту обратил внимание шведский путешественник Н.А.Э.Норденшельд в 1875-76гг, когда приходил сюда на пароходах "Прёвен" и "Имер". Он произвёл геологическую съёмку острова, собрал коллекцию моллюсков, составил карту в масштабе 1:200 000, назвал бухту в честь финансировавшего экспедицию шведского предпринимателя Оскара Диксона. За островом это название было закреплено гидрографической экспедицией А.И. Вилькицкого в 1894г.

С 12 по 13 августа 1900г на о.Диксон был Э.В.Толль, направлявшийся на "Заре" к Новосибирским островам на поиски Земли Санникова (РПЭ). На следующий год командир судна Н.Н.Коломейцев, списанный с судна Толлем, привёл на о.Диксон баржу с углём. Для него моряки построили склад, и ставший первым строением Диксона.
Но вернёмся к 1915г. В июле ледокольные пароходы освободились наконец изо льда и двинулись на запад. Вскоре они прибыли на Диксон, недавно ещё, по словам доктора «Вайгача» Э.Е.Арнгольда: “...угрюмый клочок каменистой почвы, теперь превращенный в удобное пристанище, снабженное всем необходимым для истомившихся полярных путешественников”. Сразу после прибытия кораблей метеонаблюдения были свёрнуты, а оборудование законсервировано.

Но развивавшееся судоходство в этом районе Карского моря требовало регулярной информации о погоде и состоянии льда, и 22 апреля 1916г, в разгар Первой мировой войны, по настоянию Полярной комиссии Академии наук, Главной геофизической обсерватории и ряда предпринимателей Совет Министров выделил средства на открытие на о.Диксон постоянно действующей полярной станции. В начале июля пароход «Лена» с участниками экспедиции вышел из Красноярска, в июле-августе помощник заведующего гидрометеорологической частью ГГУ И.К.Тихомиров заново организовал метеорологические и аэрологические наблюдения, начавшиеся 1 сентября.

5 сентября ушёл последний пароход, и на первую зимовку на Диксоне осталось 8 человек: начальник станции ветеринарный врач П.Г.Кушаков, механик А.К. Яковлев, почтово-радиотелеграфный чиновник 3-го разряда А.П.Голубков, радиотелеграфист М.М.Шунько (участник ГЭСЛО), моторист Ф.Я.Цельм (участник экспедиции 1915 г), опытный каюр С.К. Лемберов, повар И.Г.Пищухин, также один из участников Седовской экспедиции, и рабочий - политический ссыльный П.Я.Володин.

Диксон очень быстро стал центром притяжения для всего края. Наличие постоянного персонала, радиосвязи, регулярное снабжение продовольствием и товарами первой необходимости обусловили появление сначала в ближайших, а затем и в более дальних окрестностях станции целой сети промысловых зимовок и рыботочек. Уже весной 1917г по инициативе П.Г.Кушакова началось строительство охотничьих избушек, промысел песца. Одно из первых зимовий построил плотник Степан Лемберов, участник американской экспедиции Э.Болдуина в 1901-02гг на Землю Франца-Иосифа. В 1923-24г появилось уже пять постоянных поселений на побережьях Енисейского и Пясинского заливов. Сам Диксон стал крупным центром промысла, где ежегодно работали на рыбалке, на добыче песца, а с конца 1920-х гг и на промысле белухи десятки промышленников.

Работу станции поддерживали все правившие в 1918-20гг в Сибири режимы: Временное сибирское правительство, Директория, правительство А.В.Колчака, Сибревком. Постановлением Сибревкома от 20 апреля 1920г радиостанция Диксона перешла в ведение Нарсвязи (Народная связь Сибири). Затем она была передана Отдельному Обь-Енисейскому гидрографическому отряду, реорганизованному впоследствии в Убеко-сибири (Управление по безопасности кораблевождения). В 1933г станция перешла в только что созданное (17 декабря 1932г) Главное управление Северного морского пути (ГУСМП).
Главной задачей ГУСМП была организация регулярного судоходства по всей трассе Северного морского пути. Успешное проведение транспортных операций в Арктике должно было обеспечиваться тремя основными компонентами - мощным ледокольным флотом, авиацией и полярными станциями. С каждым годом возрастал объём перевозок, в пустынных местах возникали города, посёлки, порты.

Выгодное географическое положение Диксона способствовало его превращению в один из опорных пунктов трассы. В связи с проведением II-го Международного полярного года (1932-33) была существенно расширена полярная станция, где постепенно развернулся широкий комплекс метеорологических, гидрологических и геофизических наблюдений. В период навигации станция, превратившаяся затем в обсерваторию, передавала на суда и самолёты ледовой разведки важную информацию о погоде и состоянии льдов, держала с ними радиосвязь и осуществляла пеленгацию для определения точного положения в море и воздухе.

Авиация и флот остро нуждались в прогнозах погоды. Интенсивно возраставший объём радиообмена требовал создания крупных узлов связи. Радиоцентр был построен на Диксоне в 1934-35гг под руководством В.В.Ходова, участника знаменитой Североземельской экспедиции 1930-32гг. Передающая и приёмная станции были отделены друг от друга, на острове возникла полярная станция Новый Диксон, начало работу бюро погоды.

В 1934г началось строительство порта в материковой части посёлка. Рабочие (население Диксона превысило 200 человек) вручную сколачивали бревенчатые ряжи, наполняли их камнем и опускали на дно бухты. Работы не прекращались даже в зимнюю пору. Затем на несколько лет строительство законсервировали, но к началу Великой Отечественной войны порт всё-таки был построен. В навигацию 1935г на Диксон 40 морских и речных судов доставили более 20 тыс. тонн груза, а летом 1937г сюда пришли уже 72 морских и 50 речных судов. Пароходам требовался уголь, и на о.Конус в бухте Диксон возвели огромную деревянную эстакаду, сохранившуюся до настоящего времени.

О жизни Диксона 1930-х гг дают представление очерки зимовавшего на острове писателя Б.Горбатова «Обыкновенная Арктика» (1937-39). Материалом для них послужили реальные события, которые подтверждаются архивными документами. Перед началом войны Диксон стал символом советских полярных станций, «столицей» Арктики.

Именно в это время сложился особый мир кадровых полярников, долгие годы зимовавших на различных станциях. Арктика тогда жила как бы единой семьей, новости через радистов становились всеобщим достоянием. По радио сообща отмечали праздники, проводили политинформации, знакомились, влюблялись, играли в шахматы, принимали роды. На зимовках рождались дети, игрались свадьбы.

В 1942г Диксон оказался на линии фронта. 27 августа 1942г к острову подошёл немецко-фашистский рейдер «Адмирал Шеер». Потерпев неудачу в поисках каравана советских судов и потеряв самолёт-разведчик, корабль около половины второго ночи приблизился к порту и стал его обстреливать. Нападение для диксонцев не стало неожиданностью. Ещё накануне женщины с детьми были эвакуированы в зимовье к югу от посёлка, а секретные ледовые коды и прочая документация – основная цель вражеского нападения, запакованы в мешки и подготовлены к уничтожению.

Значительными средствами обороны Диксон не располагал. Работники полярной станции и рыбаки, составившие основу ополчения, получили винтовки. Орудийная батарея, которую планировалось перебросить на Новую Землю, находилась на причале и открыла огонь прямо с него. Эти пушки под командованием лейтенанта Н.М.Корнякова и слабо вооружённый ледокольный пароход «Дежнёв», также начавший ответный огонь, не могли, конечно, нанести «Шееру» сколько-нибудь серьёзного ущерба.

После залпов германского рейдера загорелись постройки станции на Новом Диксоне, а также ёмкости с топливом. Поднявшийся густой дым, пушечный огонь, которого командир крейсера Мендсен-Болькен не ожидал, заставили противника колебаться, и через два с половиной часа уйти, так и не высадив десанта. В результате нападения сгорел жилой дом на Новом Диксоне, повреждены 5-6 служебных домов, телефонная линия, разрушена туманная станция на о.Медвежьем. Сгорело 6080 кг соляра, 7080 кг бензина и масла. Погибших в бою краснофлотцев с «Дежнёва» похоронили на острове, а в материковой части посёлка построен памятник его обороне в 1942г.

В 1944г Арктика была разделена на несколько арктических районов, в каждый из которых входил радиоцентр с научной группой и синоптическим бюро, несколько крупных «кустовых» станций и 5-15 небольших полярных станций. Диксон стал столицей самого крупного Диксоновского арктического района. Тогда же была организована знаменитая Диксонская гидрографическая база, сотрудники которой за послевоенное время составили навигационные карты всех самых труднодоступных районов Таймыра и островов Карского моря. Не было лучших знатоков Арктики, чем полярные гидрографы.

Расцвет посёлка приходится на 1950-60-е гг. На острове функционировали крупный радиометеорологический центр (РМЦ), аэропорт, на материке – морской порт, гидробаза, рыбозавод. Каждую навигацию в бухте стояли десятки транзитных судов, и в начале осени, когда наступали тёмные ночи, рейд представлял собой чрезвычайно красивую картину, расцвеченную судовыми огнями и прожекторами. Над бухтой неслась музыка, в клубах устраивались танцы. На всю Арктику славились диксонские повара, в двух (на материке и острове) столовых с белоснежными скатертями всегда было многолюдно. Работали оранжереи, две средние школы, детские сады, клубы, библиотеки. Регулярными авиарейсами Диксон был связан с Москвой, Ленинградом, Норильском, Амдермой, мысом Челюскиным, на аэродроме базировалось множество самолётов ледовой разведки.

На работу на Диксон направлялись молодые специалисты–полярники, выпускники специализированных учебных заведений - Ленинградского арктического училища (ЛАУ), Московских курсов полярных работников (КПР), Ленинградского высшего инженерно-морского училища (ЛВИМУ) имени адмирала Макарова. Особенно способствовало повышению качества геофизических исследований участие СССР в проведении I-го Международного Геофизического года (I-го МГГ) в 1957-58 гг.

В 1973г на базе Диксонского РМЦ было создано Управление по гидрометеорологии. Оно стало самым крупным и знаменитым, объединив 34 полярные станции, в том числе самые северные и труднодоступные (о.Виктория, о.Ушакова, о.Визе и т.д.).

К сожалению, «золотой век» Диксона ушёл в прошлое. Недальновидная политика правительства по отношению к Северу, общее падение экономики в 1990-х гг привели посёлок в очень тяжёлое состояние. Закрылся рыбозавод, практически исчез авиаотряд, почти до нуля упал грузооборот порта, в небольшом объёме функционирует гидробаза. Из 34 полярных станций только благодаря героическому труду сотрудников с трудом работают семь

Население Диксона, достигавшее некогда пяти тысяч человек, теперь немного превышает тысячу. И в островной, и в материковой частях посёлка рядами стоят заколоченные разрушающиеся дома. Закрыты и клубы, и столовые, и знаменитая диксонская картинная галерея. Ежегодно тратятся значительные усилия на ремонт плотины водохранилища, снабжающего остров водой. Тёплые летние месяцы последних лет обусловливают таяние мёрзлых пород и частичное разрушение плотины. В самые последние годы говорится о поэтапном закрытии островной части посёлка и переводе всех его жителей и учреждений, кроме вахты аэропорта, на материк.

Диксон всегда был символом Советской Арктики. Увы, и Российской Арктики он тоже символ. Его судьба неразрывно связана с государственной арктической политикой, определявшей и периоды подъёма, и периоды упадка посёлка. Очень хочется верить, что новый период расцвета близится, об этом мечтают и нынешние жители посёлка, и покинувшие его и образовавшие виртуальное землячество в Интернете диксонцы. Кто-то связывает светлое будущее с проектом строительства нефтяного терминала и подходящего к нему трубопровода с Ванкорского месторождения (Туруханский район Красноярского края).

Кто-то - с расцветом экологического туризма, который начал развиваться с открытием в 1993г Большого Арктического заповедника, отдел охраны которого находится на Диксоне. Диксон создавался усилиями всей страны многие десятилетия, даже во время войны, а был разрушен за считанные годы. Этот посёлок - уникальное явление в истории исследования высоких широт, и его сохранение - долг не только перед потомками, но и перед всеми теми, кто вложил в его создание свое здоровье, молодость и все силы души и тела. Диксончане всегда отдавали своей стране все, даже свою жизнь...

ФЁДОР РОМАНЕНКО, "Живописная Россия", №1, 2005.
Для ваших комментариев:
farom@gol.ru
119992, Москва, Ленинские горы, МГУ,
Географический факультет, Романенко Ф.А.

Диксон

СообщениеДобавлено: 09 Июнь 2015 01:30
GRISHIN
Заходили на днях на Диксон. Сделал несколько АФС-ок с беспилотника.
Гришин, ал Ямал.

 20150606_АФС_1_020м_n.jpg
 20150606_АФС_2_020м_n.jpg

Диксон

СообщениеДобавлено: 28 Июль 2015 14:32
fisch1

Диксон

СообщениеДобавлено: 28 Июль 2015 14:40
fisch1
НЭС "Михаил Сомов" выполнил работы на ОГМС остров Диксон.
24/07/2015

НЭС "Михаил Сомов" продолжает завозной рейс на труднодоступные станции Белого, Карского и Баренцева морей. За эту неделю произведены работы на о. Диксон, о. Вилькицкого и на Колбе. Возвращение НЭС "Михаил Сомов" в Архангельск планируется во второй половине августа.
Отчет за неделю о проделанной специалистами Северного УГМС работе прислал начальник экспедиции Александр Обоимов.
"Погода на ОГМС остров Диксон нас баловала. Было очень тепло, до +16 и комфортно. Сотрудники ЦСиИТ Северного УГМС установили спутниковую тарелку на станции, теперь здесь есть полноценный Интернет. Был проведен тщательный инспекторский осмотр станции, сделано ряд замечаний, которые устранены в кратчайшие сроки работниками метеогруппы. Специалисты Сервисного центра провели профилактические работы на АМК. Установлены и обновлены ряд компьютерных программ.
На ОГМС Диксон построен новый служебный дом, перезимовали без особых нареканий.
После была произведена выгрузка на ГФ Колба... Обе станции обеспечены топливом, продуктами питания и необходимым снабжением до следующей навигации."
 Новый служебный дом ОГМС остров Диксон..jpg
 Метеоплощадка ОГМС остров Диксон.jpg
 Сомов на Диксоне.jpg
 Выгрузка на Диксон.jpg

Диксон

СообщениеДобавлено: 10 Февраль 2016 07:34
ББК-10
Как прошло 100-летие Диксона, кто в курсе?
 100 ДИКСОН.jpg
 100 ДИКСОН СГ.jpg
По слухам много обиженных...

Диксон

СообщениеДобавлено: 10 Февраль 2016 08:00
dimas_p
Ансамбль "Снежинка" - "Самый северный город Земли"



https://www.youtube.com/watch?v=kMdoDrelgHM

Диксон

СообщениеДобавлено: 15 Февраль 2016 10:55
fisch1
Берман Л.В.В новую Мангазею : [Карская экспедиция 1929 г.].Л.: Красная газета, 1930.


На зимовьях

Под вечер 21 августа показались темные очертанияострова Диксон. Было слишком поздно, и людей мы не увидели.
На остров Диксон более охотно, чем на какую-нибудь другую радиостанцию уходят люди проводить томительную полярную зимовку. Дело в том, что песец, основательно выбитый уже по всему северному побережью Сибири, еще не перевелся на острове Диксон. Много там проходит и белых медведей. Пушной промысел на острове Диксон представляет из себя коммунальное дело всех зимовщиков.
В строгом распорядке их дня, после7 часов вечера созывается совещание, на котором обсуждается распределение работы на следующий день. Каждый из сотрудников рации имеет свой район, в котором он расставляет пасти на песца,250 пастей разбросано в районе станции.
Постройка пасти на песца — это совсем своеобразное искусство. Приходится действовать совершенно особыми приемами и пускать в дело диковинный материал. Пасть строят из плавника, который воды Енисея приносят и прибивают к берегам острова.
Этот плавник — результат подмывов и оползней на правом берегу Енисея. Таежный лес не так крепок на корню, потому что ему мешает врыться в землю слой вечной мерзлоты. Ствол за стволом обрушиваются в реку, и о н а уносит их в полярное море. Еще не видно берегов, а уже плывут целые поля плавника. Вот из такого-то плавника и строят
зимовщики на острове Диксон пасти на песца. Нои это еще не все.
Отправляясь ставить ловушки, люди надевают особую обувь (бакари), специально для этого случая хранящуюся в сенях. Они надевают специальные рукавицы, не те, которые носят обычно.
Особенно тщательно соблюдает это правило моторист радиостанции. Охотник не должен отдавать запахом человеческого жилья, копоти и керосина.
Отправляясь к месту, где надо ставить пасть, зимовщики оставляют дома свои трубки и кисеты с табаком. Есть же такой чуткий нос, который уловит запах человека, оставшийся на вещи, даже если человек только тронул ее. Ловушка, которую тронули неосторожно, так навсегда и останется пустой.
Самолов на песца представляет из себя холмик с вбитыми в два ряда кольями, между которыми на высоте висит тяжелое, в два пуда весом, бревно ,бревно опирается вырезанной в нем лункой на колышек, поставленный у выхода из ловушки. Колышек этот образует для бревна центр качания, а спереди оно подвешено на бечевке, которая проходит внизу между кольями. Бревно это носит подозрительное название „давило", а бечевка, протянутая между кольями — явно уголовную кличку— „симка".
„Накроха" — приманка для песца, состоящая из мелко нарезанного тюленьего сала, медвежьего мяса или рыбы, насыпана прямо под симкой. Надо напомнить, что накроху насыпают отнюдь не рукой,а лопаточками — все для того, чтобы зверь не учуял западни.
Зимовщик, обходя свой район, иногда за несколько сот шагов видит давило обрушившимся,а под ним драгоценную добычу, лежащую неподвижно.
Снять с песца шкуру не представляет особенных трудностей. Давно известен порядок, в котором надо делать разрезы острым ножом, чтобы шкура рубашкой снялась с окоченевшего тела песца.
Но дальше работать не так уже просто. Надо умело соскрести сало с мездры, оборотной стороны шкуры, надо умело ее хранить, чтобы она благополучно совершила длинное путешествие вверх по Енисею на много тысяч километров, потом по железной дороге в Москву — в холодильники Пушторга, а то и дальше, на Лейпцигскую международную меховую ярмарку. Мода на песца держится крепко и его пушистый, легкий, как пушинка, мехвы соко ценится на Западе.
Кроме песцового промысла, зимовщики на острове Диксон бьют медведя. Диксоновские собаки издавна натасканы на медвежью охоту. При удаче зимовщику, уложившему медведя, приходится вызывать товарищей, потому что одному не справиться с разделыванием туши.
Зимовщики имеют в нескольких местах острова охотничьи избы, которые служат им базой во время промысла. Около одной из этих изб и были найдены трупы двух норвежцев, которые несли донесенияи бумаги Амундсена из одной его экспедиции .
Люди не дошли каких-нибудь нескольких километров до радиостанции и погибли.
Зимою 1929 года у зимовщиков оказались соседи.
В октябре месяце 1928 года около бухты Беренса проходила шхуна „Борис Житков". Она делала промеры дна и отвозила материал избы для одного из промышленников. Это было перед самым ледоставом.
Штормом шхуну „Борис Житков" навалило на банку под берегом. Гранитный кряж продавил дно, образовалась пробоина такого размера, что нельзя было и думать откачать воду. Машинное отделение и трюм залило водой. Удалось извлечь только часть продовольствия. На следующий день шхуна обмерзла и стал возможен переход на берег.
Люди остались жить на шхуне. Топлива у них было мало. Времянки слабо согревали каюты,жесткая сырость из залитых водой трюмов пронизывала их. Их было 22 человека команды и 8 человек комсостава. Близкое соседство с радиостанцией помогло зимовщикам сколько - нибудь удовлетворительно продержаться зиму. Но вскоре с капитаном шхуны Каминским произошло несчастье.
Возвращаясь с охоты, он провалился в прорубь.
Полярная одежда сильно связывает движения. Человеку пришлось, держась одной рукой за кромку льда, вытащить другой рукой нож и разрезать на себе одежду. Пока он это делал, он совсем обмерз, ему пришлось бежать назад без одежды и только около самой шхуны его заметили товарищи и доставили в каюту. Человек был совершенно обморожен.
Пальцы рук и ног потеряли чувствительность и уже почернели.
Дали радио на материк и из Гольчики, за 650 километров,была отправлена экспедиция с врачом.
Врач ехал в нартах, запряженных 15 собаками. Переходы так трудны, что обратно вернулось только10 собак. Капитану Каминскому врач ампутировал восемь пальцев на руках и 8 на ногах. Он был доставлен в Усть-порт, а команда осталась на прежнем месте.Снять ее предстояло проходящим мимо судам Карской экспедиции. Это и было сделано впоследствии буксиром „Партизан Щетинкин", который был проведен „Красиным" сквозь лед со следующей группой судов.