Остров Вайгач, МГ-2

Тема: Арктические и Антарктические полярные станции. Постоянные, сезонные.

Остров Вайгач, МГ-2

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Январь 2013 11:25

Широта - 70° 26' 47.8'' северная.
Долгота - 59° 05' 28.3'' восточная.
Сообщение В. Чукова в Гостевой книге сайта ЭЦ "Арктика":
http://www.ec-arctic.ru/guestbook/

:":
    ... В механических мастерских п/ст. им.Е.К.Федорова на о.Вайгач до сих пор работают американские станки, о которых может только мечтать любой краеведческий музей. Они попали туда в начале 50-х годов, когда была открыта Морская гидрометеорологическая (полярная) станция Болванский Нос (15 сентября 1950 г.). До этого они стояли на полярной станции "Вайгач", которая находилась на мысе Костяном, в 13 км к западу. Открыта она была в 1913-14 годах, одновременно со станциями "Югорский Шар" и "Маре Сале"(западный берег п-ова Ямал). Строения этих станций однотипны и поражают своей необычностью. Это мощные кирпичные здания с высокими, под 4 метра потолками, печами оригинальной конструкции, дымоходы которых были проложены внутри толстых стен, что обеспечивало их прогрев. Топились эти печи каменным углем, скорее всего местного происхождения. (Возможно, со Шпицбергена. Горы этого угля до сих пор можно найти на о.Ушакова, где до конца 80-х была полярка). Позже, в 50-60-е годы, стало проще завозить солярку, поэтому пришлось печи переделывать. Но сделать это хорошо очень не просто. Все эти переделки под солярку сразу бросаются в глаза неумелой кирпичной кладкой. Можно только представить себе, как приходилось мучиться полярникам тех лет, чтобы обогреть толстостенные каменные строения с такими высокими потолками. Видно, что пробовали делать и водяное отопление, но, похоже, и оно просуществовало недолго. В 50-е годы эти здания пришлось оставить, а рядом строить новые, деревянные, которые и по сей день издали можно принять за жилые. Только подойдя ближе видишь выбитые окна и двери, провалившиеся крыши, занесенные снегом комнаты...

    Владимир Чуков (ec-arctic@yandex.ru) 21.12.2008
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Остров Вайгач, МГ-2

Сообщение Инспектор » 07 Январь 2013 11:39

В папке им. Е.К Федорова (Болванский Нос), МГ-2 написано: До этого времени станция находилась на мысе Костяном острова Вайгач в 13 км от нового местонахождения, имела название Вайгач (по другим данным станция под таким названием была в поселке Варнек???).
 п.с. Вайгач ф. НАС 2.JPG
Мой друг, турист, путешественник-краевед, Николаев Андрей Сергеевич побывал в начале зимы на
 п.с. Вайгач ф. НАС.JPG
острове Вайгач. Прилагаю его две фотографии остатки строений Полярной станции "Вайгач" (Северный - на мысе Костяном). Что касается станции в поселке Варнек, то там была радиостанция "Вайгач". По даннной станции у меня имеется кое-какой материал. Его можно сделать отдельной папкой; "Радиостанция Вайгач" (п. Варнек). Что касается ПС "Вайгач" (мыс Костяной), то его можно сделать так же отдельной папкой (на усмотрение руководителя сайта). Николаев А.С. может предоставить и другие его фотографии по этой станции. У него есть огромный фотоматериал по другим полярным объектам прибрежной территории и островов Ненецкого АО. Но у него пока нет интернета, эта проблема будет решена через месяц. И тогда он сам выйдет на Ваш сайт.
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Остров Вайгач, МГ-2

Сообщение Капитан Чайка » 07 Январь 2013 12:19

Журнал Огонёк № 42 20 октября (2 ноября) 1913 г.
 Журнал Огонёк № 42  20 октября (2 ноября) 1913 года.jpg
Капитан Чайка
 
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 06 Май 2012 21:49

Остров Вайгач, МГ-2

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Январь 2013 21:04

В.Ю. Визе, "Международный Полярный Год".
Второе дополненное издание, Ленинград 1932.
Издательство Всесоюзного Арктического Института при ЦИК СССР

Вайгач. Станция расположена на северо-восточном берегу острова Вайгач, на южной сторон пролива Карские Ворота. Географические координаты станции: сев. широта 70°24' и вост. долгота 58°47'. Характер местности около станции скалистый, растительность почти отсутствует. Радиостанция начала строиться в 1912 году и была закончена в 1914 году, когда начала действовать также метеорологическая станция. В настоящее время здесь находятся следующие постройки: жилой дом в шесть комнат, дом радиостанции, баня и продовольственный склад. На Вайгаче существуют два ненецких становища: в губе Долгой и в бухте Варнека. В последней бухте в 1930 году образовался промышленный поселок, в связи с ведущейся здесь добычей свинца и цинка. Зимой 1929/30 года на Вайгаче жили восемьдесят шесть ненцев и пятнадцать русских, считая в том числе и персонал станции. Летом население Вайгача увеличивается, так как сюда приезжают ненцы из Большеземельской тундры пасти оленей которые в тундре очень страдают от комаров, тогда как на Вайгаче их почти нет. Переход с материка на Вайгач через пролив Югорский Шар совершается обычно против становища Хабарова, где ширина пролива равна только 3 километрам. В конце июля и начале августа бьют линных гусей. Полярная ночь на станции Вайгач продолжается 59 суток (с 23 ноября по 20 января), а полярный день — 72 суток (с 17 мая по 27 июля).
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Остров Вайгач, МГ-2

Сообщение Капитан Чайка » 08 Январь 2013 12:42

Выдержки из книги Олега Аюпова. «Путь заповедный»

:i: Предупреждение: произведение художественное. Автор сам честно предупреждает: :": ... исторической художественной литературы о нашем крае, в частности, о периоде гражданской войны, фактически нет. Так возник замысел этой повести. Её основные герои, конечно же, вымышленные. Безусловно, никогда не существовало Владимира Кураева, Маймы Яунгада, полковника Путилина... Никогда не проезжал Собским ущельем французский офицер Барбье... Правда, исторический вымысел в повести сочетается с описанием реальных историко-бытовых деталей начала ХХ века.
В сюжет повести введены и реальные персонажи, присутствие которых необходимо для исторической достоверности -это адмирал Колчак, адмирал Кетлинский, березовский исправник Ямзин и т.д. Многие факты достоверны, а "белые пятна" истории Ямала тех лет дополнены авторским воображением. Верить или не верить в вымысел автора, пусть каждый читатель решает сам.


Под строительство Вайгачской радиостанция выбрали бухту Воронова. Летом 1912 года судно "Нимрод" доставило сюда экипаж почтово-телеграфной экспедиции и радиотелеграфное оборудование. Правда, вскоре выяснилось, что место выбрано неудачное, так как отсюда было трудно наблюдать ледовую обстановку в проливе Карские Ворота. Поэтому позже здесь установили на высоте 208 метров над уровнем моря одиннадцатиметровую деревянную вышку для наблюдений за состоянием льдов, так как у Вайгачской радиостанции не было открытых морских пространств, она распологалась в широкой бухте, прикрытой с моря островами.
Строительство радиостанции на Вайгаче продолжалось и летом 1913 года. Руководил техниками и рабочими главный механик Архангельского почтово-телеграфного округа инженер-электрик Михаил Цемлонский. Работы велись одновременно и на Вайгаче, и в Югорском Шаре. Пароход "Дан", нагруженный оборудованием и строительными материалами, обойдя западным берегом остров Вайгач, вынужден был бросить якорь вдали от берега, так как вблизи станции море оказалось забито густым льдом. Работы на Вайгаче начались так же спешно, как на Югорской станции. Техники принялись за внутренние работы на станции и за установку мачты, каменщики продолжали начатый в прошлом году жилой дом; грузчики работали по разгрузке материалов и складированию их на берегу.
В июне 1913 года с острова Вайгач в Архангельск была успешно отправлена первая радиодепеша. Правда питерские газетчики отмечали, что обслуживание полярных радиостанций "требует больших затрат труда и средств со стороны ведомств, в распоряжении которых они находятся".
19 июня 1914 года на радиостанцию "Вайгач" от Архангельской пристани отправились два парохода "Василий Великий" и "Николай II". Они везли рабочих и техников, которым предстояла проверка состояния станции и ремонтные работы. На борту находилось оборудование, кухонный инвентарь, продовольствие и все необходимое. За период ремонта на станции были поставлены новые кирпичные печи, которые "тепло держали хорошо". Техники тогда отметили непригодность в этих широтах бетонных зданий. "Бетон, -- писали они в отчетах, -- материал очень хрупкий, а почва, меняющаяся в зависимости от температуры воздуха, глубины оттаивания, является фундаментом подвижным... На Вайгаче почва плотная, сухая глина с крупной галькой. Здесь оттаивание неглубокое, и здания дают сравнительно незначительные трещины, но все же стены одного из зданий пришлось укрепить кирпичной кладкой. Но они, как и следовало ожидать, оказались совершенно бесполезными, и на следующее лето между домами и контрфорсами образовалась щель до сантиметра шириной, т.к. солнце, нагревая выступ контрфорсов, оттаяло под ними почву, и они отклонились от почвы".
В августа на радиостанции "Вайгач" начались гидрометеорологические наблюдения. Из оборудования здесь были: чашечный барометр, английский, малого образца, будка с флюгером Вильда с двумя досками и дождемеры с защитой... Метеостанцию отнесли во 2-й разряд.
Капитан Чайка
 
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 06 Май 2012 21:49

Остров Вайгач, МГ-2

Сообщение Капитан Чайка » 08 Январь 2013 12:48

Из сайта Архангельского Гидромета:
Об истории станции
 Полярная станция Вайгач, зарисовка МАКЭ, 1989 г..jpg
На острове Вайгач станцию заложили на отлогом берегу. Под строительство выбрали мыс Костяной в бухте Воронова, обращенной в пролив Карские Ворота. Летом 1912 года судно "Нимрод" доставило сюда экипаж почтово-телеграфной экспедиции и радиотелеграфное оборудование. В июне 1913 года с острова Вайгач в Архангельск была успешно отправлена первая радиодепеша.
В июле 1914 на станции "Вайгач" начались гидрометеорологические наблюдения. Из оборудования здесь были: чашечный барометр, английская будка малого образца с двумя психрометрическими термометром и волосяным гигрометром, будка, флюгер Вильда с двумя досками и дождемеры с защитой Нифера. Метеоплощадка имела размеры 20х20 м. Рядом с ней были установлены два десятиметровых деревянных створных навигационных знака четырехугольной формы. Метеостанцию отнесли ко 2-му разряду.

http://photoarchive.spb.ru/showObject.d ... 2510586476
 Группа чиновников, сторожей и инженеров экспедиции.jpeg
Вайгач. Группа чиновников, сторожей
и инженеров экспедиции
 Вайгач 1914 год Группа чиновников оставшихся зимовать на острове 1914.jpeg
Вайгач. 1914 год Группа чиновников
и сторожей оставшихся зимовать
на острове.Фото Березкина В.А.
 Метеоплощадка на новом месте.jpeg
Метеоплощадка на новом месте
 Психбудка Вайгач.jpeg
Психрометрическая будка
до переустановки
 Радиотелеграфный чиновник Д.И. Иванов на Эклипсе.jpeg
Радиотелеграфный чиновник
Д.И.Иванов на "Эклипсе".
о.Вайгач. Фото В.А. Березкина
Капитан Чайка
 
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 06 Май 2012 21:49

Остров Вайгач, МГ-2

Сообщение ЧАЙКА СВ » 11 Октябрь 2013 11:23

Как и обещал выкладываю письмо присланное мне из архива РГАВМФ по радиостанциям Вайгач и Югорский Шар.

 сканирование0001.jpg
 сканирование0002.jpg
 сканирование0003.jpg
 сканирование0004.jpg

OCR документа: viewtopic.php?f=3&t=5051&p=49147#p49147
Последний раз редактировалось [ Леспромхоз ] 15 Ноябрь 2013 19:23, всего редактировалось 1 раз.
Причина: Добавлена ссылка на OCR текст документа
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Остров Вайгач, МГ-2

Сообщение slava_zz » 14 Ноябрь 2013 22:52

По координатам указанным Визе от 1932 г, радиостанция находится на южной части мыса Костяного, южнее м. Мысаля
примерно там, где на карте обозначены сараи-нежил
я по описанию ошибочно полагал, что она сильно южнее, в губе Воронова, где якорная стоянка, так как бухты Воронова на карте-200 нет

так когда м/ст переехала на Болванский нос?
slava_zz
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50
Откуда: Чукотка

Остров Вайгач, МГ-2

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Ноябрь 2013 10:37

slava_zz пишет:так когда м/ст переехала на Болванский нос?

Тут вроде четко написано когда :)
viewtopic.php?f=3&t=1020#p8967
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Остров Вайгач, МГ-2

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Ноябрь 2013 10:46

Для любителей картографии (фрагмент 200-ки) :)
 200_R40-17_18 ВАЙГАЧ-Болванский Нос.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Остров Вайгач, МГ-2

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Ноябрь 2013 10:50

Олег Аюпов пишет:В июне 1913 года с острова Вайгач в Архангельск была успешно отправлена первая радиодепеша.


УДК 621.37(091)
Научно-исследовательский институт «Вектор» - старейшее радиотехническое предприятие России 1908 - 1998гг.
Федеральное государственное унитарное предприятие Научно-исследовательский институт "Вектор"
Санкт-Петербург, 2000г.

Редакционная коллегия:
В.М. Богатов, В.Б. Гончаров (зам. гл. редактора), М.И. Логи­нов, В.А. Михайлов, О.Г. Петкау (гл. редактор), А.Н. Петров, В.В. Травин.
Компьютерный набор текста Т.П. Потеенко.



Вот что вспоминает об этом инженер Н.Н. Дмитриев:

29 июня 1913г. из Архангельска, где была уже радиостанция, поставленная заводом, отправилась экспедиция из двух деревянных судов "Дан" и "Вассиан" на Югорский Шар, Вайгач и Маре-Сале. Экспедицию возглавляли от почтового ведомства Цеменлонский, от завода - я. На Югорском Шаре была установлена железная мачта высотой 30 метров со стеньгою и антенна - 1 проводник. Заземление - сеть проводов, зарытых в землю на 20-25 см. Передатчик с искровым вращающимся разрядником. Двигатель керосиновый мощностью 27 л.с, приемная станция -ламповая, прием на ленту и телефон. На Вайгаче и Маре-Сале были установлены мачты складные трубчатые типа Лебедева высотой 25 м. Передающие станции искровые дисковые, приёмники ламповые.
15 сентября все станции были готовы. Это было в 22 часа. Мы вызвали Архангельск - молчит, через 5 мин. дали второй вызов - молчит, через 5 мин. мы дали третий вызов, я прибавил мощности на 20% - ответа нет. У всех присутствующих рабочих на лицах беспокойство и, наконец, через 4 минуты - ответ: "принимаем хорошо". У всех вырвался громкий вздох облегчения. Потом оказалось, что в Архангельске не было дома моториста.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Остров Вайгач, МГ-2

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Ноябрь 2013 10:56

Две фотографии с разницей в 100 лет. На фото марта 2013 года еще видны остатки радиомачты.
 Вайгач Огонек_1913-Снегоходчики_2013.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Остров Вайгач, МГ-2

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Ноябрь 2013 19:21

OCR документа: viewtopic.php?f=3&t=5051&p=49147#p48332

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АРХИВНОЕ AГЕНТСТВО
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РГАВМФ

191186, С-Петербург Миллионная ул., д. 36, тел. 315-90-54, факс 312-11-37, эл. почта; mail@rgavmf.ru
03. 06. 2013 № 356
На №

Козлову С. В. 166000. г. Ненецкий АО г. Нарьян-Мар.
ул. Ленина, д. 35 кв. 32. ecos@rpn-nao. ru

Уважаемый Сергей Вячеславович!

В ответ на Ваш запрос сообщаем, что о работе полярных радиостанций «Вайгач» и «Югорский шар» в фондах РГАВМФ выявлены следующие сведения.
В 1912 г.. по распоряжению правительства, было начато создание первых в России полярных радиостанций. Летом па о. Вайгач прибыла экспедиция, организованная Главным управлением почт и телеграфов. Для строительства была выбрана бухта Воронова, как показал дальнейший опыт эксплуатации радиостанции - место крайне неудобное, так как оттуда было трудно наблюдать ледовую обстановку в проливе Карские ворота. Ошибкой было и то, что вместо традиционных деревянных домов для радиостанций «Вайгач» и «Югорский шар» были построены помещения из пустотелого бетонного кирпича, быстро просевшие и начавшие разрушаться.
В 1913 г. строительство станций на о. Вайгач и в проливе Югорский шар продолжилось. 31 августа 1913 г. радиостанция «Югорский шар» впервые связалась с Архангельском. На зиму 1913 - 1914 гг. обе радиостанции были законсервированы.
С августа 1914 г. на радиостанции «Вайгач» начались гидрометеорологические наблюдения. Ежедневно наблюдатель посылал две депеши о состоянии погоды.
Начиная с 1917 года Главное гидрографическое управление неоднократно поднимало вопрос о передаче всех полярных радиостанций Морскому министерству, мотивируя тем, что «обеспечение как самого мореплавания, так и изучения необходимого для последнего гидрометеорологического режима арктической области только и может быть обусловлено планомерными гидрографическими работами на местах и сетью гидрометеорологических радиостанций на главных путях мореходства» при том, чтобы «эти станции были связаны как между собой, так и с конечными станциями берегового телеграфа» и находились в ведении одного ведомства. Кроме того, морское ведомство, имея в своем распоряжении суда, в отличие от ведомства почт и телеграфов располагало самостоятельными возможностями по обслуживанию этих радиостанций.
10 августа 1918 г. Верховное управление Северной области (белых) издало распоряжение о закрытии карских радиостанций. Под напором начальника Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (созданной 15 апреля 1918 г. и подчиненной Морскому министерству) капитана I ранга Б. А. Вилькицкого югорская радиостанция 1 сентября 1918 г. была передана экспедиции и продолжила работу. Главной обязанностью служащих станции стали гидрометеорологические наблюдения, а не передача корреспонденции, в отличие от того времени, когда станция состояла в Главном управлении почт и телеграфов.
Радиостанция на о. Вайгач была оставлена в прежнем подчинении и закрыта.
В 1919 г. Б, Д. Велькицкий вновь поднял вопрос о передаче станции «Вайгач» Морскому министерству правительства Северной области. В рапорте начальнику Главного гидрографического управления он отмечал: «Опыт показан, что радиостанции Карскою моря, построенные в 1912 г. для освещения и изучения морского пути и находящиеся в ведении Комиссариата почт и телеграфов, далеко не приносят той пользы, которую можно было бы от них ожидать. Метеорологические наблюдения почтово-телеграфными служащими часто не соответствуют их назначению. До сего времени, несмотря на существование станций уже шестой год, ничего не известно о сводке наблюдений и об их использовании для решения вопросов, связанных с Северным морским путем. Назначение радиотелеграфа на этих станциях второстепенно, и количество проходящих телеграмм, за исключением синоптических и гидрологических, совершенно незначительно». Верховное управление Северной области отклонило ходатайство морского ведомства и приняло решение радиостанции Карского моря «временно закрыть до навигации 1919 г., предоставив право экспедиции Вилькицкого по соглашению со служащими станции «Югорский шар» за свой счет и риск снабдить всем необходимым эту радиостанцию и содержать ее до навигации 1919 г».
После падения правительства Северной области и установления советской власти в середине мая 1920 г. было сформировано Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на северных морях (Убекосевер). подчиненное Народному комиссариату по морским делам. В его состав вошли: Гидрографические экспедиции Северного Ледовитого океана и Белого моря, Дирекция маяков и лоций Белого моря. Служба связи Белого моря. Полярные радиостанции по побережью Ледовитого океана, в том числе на о. Вайгач и в проливе Югорский шар, были формально подчинены Народному комиссариату почт и телеграфов, однако затем временно переданы в распоряжение Убекосевера с условием, что «радиостанции должны продолжать развивать свою деятельность по приему и распространению радиоинформации РОСТА, циркулярных радиотелеграмм из центра и метеорологических наблюдений». В структуре Убекосевер полярные радиостанции по-прежнему остались в распоряжении Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. В это период ощущался огромный недостаток радиотелеграфистов и оборудования. Несмотря на это, радиостанции Гидрографической экспедиции «Вайгач» и «Югорский шар» были «в исправном состоянии и снабжены всем необходимым на год».
7 мая 1921 г. Комиссариат почт и телеграфов поднял вопрос о возвращении полярных радиостанций в его ведение, что встретило противодействие со стороны Народного комиссариата по морским делам. «О необходимости иметь сеть полярных радиостанций в ведении Моркома, а не Наркомпотчеля. Главное гидрографическое управление представило следующие соображения: Гидрографией устанавливаются и оборудуются полярные рации на средства Моркома, личный состав большинство военморы, снабжение радиостанций ведется при помощи гидрографических экспедиций, сооружение новых раций производится после разведок гидрографичских экспедиций, а установка их ведется одновременно с гидрографическим обследованием».
На служащих полярных радиостанций возлагалось множество обязанностей. Так, в связи с планами Убекосевера осветить весь Северный морской путь маяками и знаками, наблюдение за работой этого оборудования предполагалось поручить личному составу раций, «дабы соблюсти экономию народных средств».
Кроме этого, на карских радиостанциях велась большая работа по гидрометеорологии:
1) Для изучения режима льдов в Карском море проводились наблюдения над всеми метеорологическими элементами (ветрами, температурой воздуха и воды).
2) Для оперативного предсказания погоды и возможности прохождения судов ежедневно передавались радиодепеши в центральные учреждения.
3) Для исследования высоких слоев атмосферы и для изучения приливно-отливных течений проводился комплекс различных мероприятий.
В июле 1921 г. полярные радиостанции были окончательно переданы Народному комиссариату по морским делам и оставлены в ведении Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана Убекосевера.
1 июня 1922 г. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана была расформирована, на ее базе был образован гидрографический отряд, подчиненный Убекосеверу.
В середине 20-х годов на станциях по-прежнему ощущался недостаток продуктов и медикаментов. Другой проблемой была изношенность оборудования, работавшего со дня открытия станций. Радиостанция в проливе «Югорский шар» была укомплектована двумя искровыми передатчиками фирмы РОБИТиТ мощностью 16 квт и 2 квт, радиусом действия 1000 миль и 500 миль. На радиостанции «Вайгач» был искровой передатчик фирмы РОБИТиТ мощностью 2 квт и радиусом действия 500 миль.
В 1924 г. на станции «Югорский шар» были построены новые, деревянные, здания (жилой дом и здание радиостанции), выполнен ремонт аппаратуры и получен новый регенеративный приемник.
Радиостанция «Югорский шар» являлась районной радиостанцией для всего Карского моря, во время навигации на станции неслась круглосуточная вахта, в
остальное время вахта была нерегулярна. Так, в навигацию 1924 г. станция держала связь с 23-мя судами, а так же береговыми радиостанциями, в августе проработала 103 часа. Всего за год станция передала и приняла 303962 слова, работала 455 часов. «Вайгач» нес вахту в часы работы «Югорского шара». За 1924 г. было передано 29787 слов, станция работала 81, 5 часов.
На радиостанции «Югорский шар» несли круглогодичную вахту 9 человек: начальник радиостанции, два старших радиотелеграфиста, радиомеханик, два служителя, лекарский помощник, наблюдатель гидрометеорологической станции и комиссар. На станции «Вайгач» штат был меньше: начальник радиостанции, старший радиотелеграфист; старший моторист, служитель и наблюдатель гидрометеорологической станции.
Согласно разработанной в 1925 г. инструкции, персоналу полярных радиостанций, помимо передачи метеорологических сведений, служебной и частной радиокорреспонденции и ведения гидрометеорологических наблюдений, вменялось в обязанность изучать край, быт коренного населения, условия промысла. Кроме научно-исследовательского, станции имели значение опорных колонизационных и спасательных пунктов, поэтому персоналу предписывалось вести широкую просветительскую работу.
Во время экспедиции Нобиле на дирижабле «Италия», а потом во время спасательной операции, полярные радиостанции обеспечивали связь и передавали гидрометеорологическую информацию.
В начале 1933 г. вышло постановление Совета Народных Комиссаров о передаче радиостанций «Югорский шар», «Вайгач», «Маточкин шар», «Мыс Желания», «Маре-Сале» и «Диксон» в распоряжение Главного управления Северного морского пути при Совете Народных Комиссаров. В штате Убекосевер на 1934 г. полярные радиостанции уже не значились.

Основание:
Ф. Р-1. Оп. 3. Д. 636. Л. 36, 56 - 57;
Ф. Р-180. Оп. 1. Д. 7. Л. 5 - 6; Оп. 1. Д. 100. Л. 72 75.; Оп. 1. Д. 238. Л. 27 -42; Оп. 1. Д. 288. Л. 57 - 70; Оп. 1. Д. 606. Л. 26 - 30: Оп. 1. Д. 643. Л. 10; Oп. 1, Д. 682. Л. 2: Оп. 1 Д. 871. Л. 10; Оп. 1. Д. 804. Л. 40;
Ф. Р-457. Оп. 1. Д. 238. Л. 1-5, 19 - 20.; Оп. 1. Д. 239. Л. 8; Оп. 1. Д. 258. Л. 20 - 26. 1 55; Оп. 1. Д. 263. Л. 42 - 44;
Ф. Р-898. Оп. 1. Д. 29. Л. 84 - 138.; Оп. 1. Д. 83, Л. 29.
Остров Вайгач. Культурное и природное наследие. Памятники истории освоения Арктики. Книга 1. М: Российский НИИ культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева, Фонд полярных исследований, 2000. с. 66 67;

Директор архива
С. В. ЧЕРНЯВСКИЙ
Исп. Черноусова Е. В.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Остров Вайгач, МГ-2

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Ноябрь 2013 19:37

Николай Александрович Глазов (1897-1989)

Глазов Н. А. Кошмар параллельного мира : Записки врача / предисл. М. Н. Глазовой. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. гос. обл. науч. б-ки, 1999. - 175 с. : 6 л. ил., портр.

 1520.jpg
 1522.jpg
ВСТРЕЧА С АМУНДСЕНОМ

...Летом 1917 г., пройдя курсы гидрометеорологов при Петроградской Обсерватории, отправился на зимовку в Арктику на остров Диксон. Станция существовала только второй год, была построена для обеспечения прохода Вилькицкого из Владивостока в Архангельск. Зимовщиков было всего восемь человек, из них пять оставались на второй год.
Летом 1918 г. проходила мимо острова экспедиция Амундсена к Северному полюсу: он должен был запастись на острове углем, подвезенным туда по договоренности с ним.
Амундсен шел на судне «Мод» — имя норвежской королевы — в расчете пройти далеко на Восток и там лечь в ледяной дрейф, который провел бы его на запад через Северный полюс, но расчеты не оправдались и его вынесло на восток к северу от Канадских островов. В составе экспедиции было десять человек, матросов только двое, остальные ученые. С погрузкой угля Амундсен простоял у Диксона семь дней. День начинался общим завтраком у наших зимовщиков. После общей работы все собирались на судне Амундсена и проводили время за пуншем в разговорах. Один из команды судна знал русский (Эрих Кнутсен), часть зимовщиков говорила на английском и немецком. (Эрих Кнутсен впоследствии погиб, с ним и еще один: вышли на остров, а корабль оттеснило льдами и унесло).
Каждый член экспедиции Амундсена имел отдельную каюту, кроме двух друзей-матросов, уже побывавших с ним на Южном полюсе. На судне запрещалось вести дневники.
При расставании каждому зимовщику Амундсен подарил по трубке и на всех — бочонок табака. Кроме угля Амундсен взял у нас несколько собак — взрослых и щенят.
Смену зимовщиков должна была провести Гидрографическая экспедиция под руководством Вилькицкого В. А., в честь которого назван знаменитый пролив. — Ред., снаряженная Адмиралтейством в Петрограде. Использованы для нее были ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», стоявшие в Архангельске, но летом 1918г. Архангельск оказался в руках белых. У них же оказался и весь состав экспедиции, собранной у красных в Петрограде, которая должна была сменить предыдущую. Снятых зимовщиков экспедиция передавала в Сибирь на гражданские пароходы. В Сибири было правительство Колчака, в Архангельске — Чайковского.
В Архангельск я мог попасть, только поступив матросом на возвращавшийся туда ледокол «Таймыр», тогда как «Вайгач» в Енисейском заливе при осадке в 23 фута сел на 12-ти футовый камень, сняться не мог и был там оставлен.
В Архангельске с должности матроса я перешел на управленческую работу в Санитарное управление Северного флота и из-за этого в течение нескольких последующих лет оказался на учете в ЧК как бывший белый офицер.
Так как сам адмирал Вилькицкий из-за задержки экспедиции повидаться с Амундсеном не мог, то он просил прибывших зимовщиков написать, что могут, об экспедиции. Мои записки он оценил выше других и просил оформить их для напечатания в Гидрографическом журнале. Эти заметки много способствовали нашему личному сближению.

В БЕЛОМ АРХАНГЕЛЬСКЕ

Материально в Архангельске я был обеспечен хорошо, ибо привез с зимовки шкуры песцов и белого медведя.
Круг общения — молодая интеллигенция, в основном, моряки, военные и гражданские. Частые гости — моряки иностранные.
Увлекались теософией и общей философией — Ницше, Шопенгауэром. Марксистской литературы не было, из социал-экономической штудировали Туган-Барановского. Рассматривалась наша среда как левая и была под наблюдением.
Когда вышло постановление о введении во всех белых армиях погон, всем нам их выдали. Я их положил в карман кителя, где они у меня и пролежали до прихода красных. Вместе со мной отказались надеть погоны еще двое из нашего кружка. Как я узнал потом, наш отказ рассматривался офицерским судом чести, который решил передать нас властям для заключения в лагерь Иоконьга. Он был на берегу Ледовитого океана, никто оттуда не выходил, и условия содержания никому известны не были.

НАЧАЛЬНИК КАРСКОГО МОРЯ

Вилькицкий — председатель Суда чести — сделал оговорку, что согласившийся ехать на зимовку в Арктику от лагеря свобождается. Мне Вилькицкий еще раньше предлагал зимовку, я
отказывался, но когда узнал о решении суда, оповестил об этом товарищей и сам согласился и отправился на Югорский Шар на должность начальника Гидрометеослужбы всех станций Карского моря. С одним из отказчиков надеть погоны и попавшим в лагерь Иоконьга я встретился через год, когда Север уже был в руках красных. Он был назначен комиссаром на ледоколе, взявшем нас с зимовки. Поговорить с ним я не мог — этот человек держался замкнуто, на вопросы не отвечал и просто уходил от собеседника. Во время сильного шторма в океане он оказался за бортом. Спасти его не удалось. Было ли это самоубийством (что вероятнее), или его смыло волной, не ясно.

Во время зимовки на ближайшей станции Вайгач погиб - замерз — гидрометеоролог. В это же время на нашей станции Юшар мелкие аварии привели к тому, что грозила остановка ее работы. Необходимые детали находились на станции Вайгач. Я вызвался побывать там, подготовить кого-нибудь для работы метеорологом и привезти оттуда все необходимое для работы нашей станции. Этим обеспечивалась возможность дальнейшей работы обеих станций.

Нужно было пересечь пролив Юшар и весь остров Вайгач (около 200 км). Идти пришлось пешком, поскольку ездовых собак на наших станциях не было, а у проводника-самоеда были только четыре слабеньких, которые везли нарты с продуктами. Палатки не было, греть воду не на чем, спали на снегу, ели холодное. Весь этот поход совершался в январе, на исходе полярной ночи. Вилькицкий просил ежедневно сообщать о моем передвижении. Когда однажды утром ему сообщили по рации об удачном моем прибытии, то получили ответ, что за обеспечение работы двух полярных станций я представлен к ордену Святого Владимира.

С зимовки я вернулся в Архангельск, уже к красным, и был назначен начальником Санчасти Главсевморпути.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Остров Вайгач, МГ-2

Сообщение slava_zz » 15 Ноябрь 2013 20:18

«Тессем и Кнутсен пришли на борт и позавтракали с нами в последний раз, – записал Амундсен в дневнике 12 сентября. – В 9 часов, сопровождаемые неутомимыми прощальными приветствиями товарищей, стоявших у кромки льда, мы двинулись дальше». Тессем и Кнутсен остались в каменной хижине у северной оконечности материка…

то есть они не случайно отстали от судна, как пишет автор в мемуаре
Последний раз редактировалось slava_zz 19 Ноябрь 2013 22:26, всего редактировалось 2 раз(а).
slava_zz
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50
Откуда: Чукотка

След.

Вернуться в Полярные станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения