Станция "Мирный"

Тема: Арктические и Антарктические полярные станции. Постоянные, сезонные.

Станция "Мирный"

Сообщение VicSer » 25 Апрель 2009 15:20

Станция Мирный
Синоптический индекс 89592
Высота метеоплощадки над уровнем моря 39.9 м
Географические координаты 66°33'S 93°01'E
Геомагнитные координаты 66°33'S 93°01'E
Открыта 13 февраля 1956 г.
Статус: постоянная
Начало и конец полярного дня: 7 декабря - 5 января
Начало и конец полярной ночи: не существует
Источник: Государственный научный центр Российской Федерации Арктический и Антарктический НИИ http://www.aari.aq/stations/mir/mir_ru.html

Общая информация
Российская антарктическая станция Мирный (открыта 13 февраля 1956 г.) расположена на берегу м. Дейвиса на небольшом выступе полуострова Мирный в точке с координатами 66° 33’ ю.ш. и 93° 01’ в.д. Высота станции над уровнем моря составляет 35 м. Берег в районе станции носит название Берега Правды. Сооружения станции размещены на четырех выходах скальных пород. Берег материка представляет собой снежно-ледяной барьер высотой 15-20 м над уровнем моря. К югу от станции поверхность ледникового покрова повышается и на расстоянии 100 км превышает значения 1,5 км. Десятиметровая изобата проходит на расстоянии 15-20 м от береговой линии. В море вблизи полуострова расположена группа скалистых островов Хассуэл. В районе станции большую часть года имеется припай, ширина которого к концу зимы достигает 30-40 км. Обсерватория Мирный является основной базой российских исследований в Антарктике. Одной из важных функций обсерватории является обеспечение жизнедеятельности станции Восток, осуществляемое в последние годы из Мирного наземным транспортом. Cиноптическая группа, работающая на станции постоянно, обеспечивает прогностической информацией транспортные походы по маршруту Мирный - ст. Восток - Мирный, грузовые операции у припая и на рейде в навигационный период, а также ряд других оперативных мероприятий.


Климатический обзор
Обсерватория расположена в климатическом районе подножия ледникового склона. Характер погоды определяется частыми метелями, особенно в зимний период, а также сильными стоковыми ветрами. Средняя годовая температура воздуха составляет минус 11,3 oC , максимальная - плюс 6,8 oC, минимальная - минус 40,3 oC. Средняя скорость ветра равна 11, 2 м/с, максимальная - 56 м/с. Преобладают ветры восточно-юго-восточного направления. В течение года в районе обсерватории в среднем насчитывается 204 дня, когда скорость ветра превышает 15 м/с. Полярный день длится около месяца (с 10 декабря по 10 января), полярной ночи здесь не бывает.

Преобладающей составляющей циркуляционного климатообразующего фактора для описываемого района является циклоническая деятельность.

Влияние антарктического антициклона на формирование климата здесь менее значительно и проявляется в чистом виде при отсутствии циклонических депрессий вблизи Берега Правды. При особо активном циклогенезе образуются перемычки высокого давления, соединяющие антарктический антициклон с субтропическим. В этих случаях на береговых станциях отмечаются максимальные значения давления. Циклонические вихри, формирующие погоду на станции Мирный, смещаются в этот район как по зональным, так и по меридиональным траекториям. Слабоактивные циклоны антарктического фронта, перемещающиеся вдоль побережья, редко вызывают существенное ухудшение погоды в районе Мирного. Активные полярно-фронтовые циклоны, приходящие из умеренных океанических широт, образуются в основном в областях циклогенеза, располагающихся у Южной Африки и между островами Крозе и Кергелен. Эти циклоны, блокируемые высоким антарктическим континентом с юга и высотными гребнями с востока, в результате многократной регенерации нередко превращаются в глубокие депрессии, cтационирующие у побережья. Высокая частота выхода активных циклонических вихрей характерна для холодного периода, летом такие процессы менее часты. Именно активными циклонами в основном вызываются особо опасные для жизнедеятельности станции явления погоды.


Приземный ветер и поле давления
В районе станции Мирный выделяются три основных типа ветра. Циклонические ветры, связанные с выходом циклонов к Берегу Правды, имеют северо-восточное, восточное или востоко-юго-восточное направление. Они достаточно устойчивы по скорости и по направлению, скорость их возрастает с высотой. Характеристики этих ветров, сопровождаемых обычно снегопадами и потеплениями, определяются направлением перемещения и эволюцией циклонических вихрей. При меридиональных выходах циклонов и особенно при их стационировании у побережья вследствие блокирования циклонические ветры более продолжительны и устойчивы, чем при зональных перемещениях циклонов.

Стоковые ветры, зависящие от ряда факторов (орография склона и побережья, термические условия, гравитационный и градиентный ветер), сопровождаются отрицательными температурами, большой сухостью воздуха и преимущественно ясной погодой. Летом и в переходные сезоны, когда существуют внутрисуточные температурные контрасты, сток возникает или усиливается в вечерние часы, достигает максимума около 5-8 ч местного времени, ослабевает к 15-18 ч, затем снова усиливается. В зимний период скорости стоковых ветров возрастают и их ослабление или усиление зависит от изменения барического градиента при приближении циклона. В районе побережья стоковый ветер полностью ослабевает на расстоянии 10-15 км от основания склона и здесь уже в полной мере проявляется влияние барических систем.

Переходные ветры, обладающие одновременно признаками стоковых и циклонических ветров, имеют востоко-юго-восточное направление и существенно зависят, как и циклонические, от направления перемещения и эволюции циклонических вихрей. Каждый из этих трех типов ветра характеризуется определенными погодными условиями, изменением профиля и температуры с высотой.

Прогнозисту следует учитывать направления векторов скоростей стока и градиентного барического ветра. При противоположной направленности векторов ветер будет слабее, а при их совпадении - сильнее. На практике это означает, что в зоне действия стока ветер при приближении циклона с запада может ослабевать. Наибольшие скорости ветра отмечаются в тыловой части циклонов при совпадении векторов стокового и барического ветров.

Максимальное число дней со штормовыми ветрами в Мирном достигает 247 в год. Направление штормовых ветров отличается высокой устойчивостью и строго ограничено юго-восточной четвертью. Средние скорости штормовых ветров при прохождение циклонов выше, чем при стоке. В течение года отмечается 20-25 дней с ураганом. Зарегистрированный на станции максимальный ветер силой 56 м/с был циклонического восточного направления. Максимальная повторяемость штормовых и ураганных ветров приходится на зимний период. Штормы могут длиться от нескольких часов до нескольких недель. Зарегистрирован случай, когда стоковый штормовой ветер на станции Мирный непрерывно длился 220 часов. Штили и слабые ветры составляют около 3% от всех случаев наблюдений.


Облака и осадки
В среднем в течение года количество общей облачности в районе Мирного составляет 6,4 балла. Повторяемость облаков нижнего яруса, дающих осадки, незначительна - 10 - 15 %

Активная циклоническая деятельность в зоне антарктического побережья способствует развитию всех форм облаков, исключая мощно-кучевые, а под влиянием антарктического антициклона, особенно в зимний период, нередко наблюдается безоблачное небо.

В летний период обычно преобладает облачность верхнего и среднего ярусов. Со стороны моря на побережье натекает низкая облачность слоисто-кучевых форм высотой 600-1000 м. Высота облачности ниже 300 м представляет собой редкое явление. Однако при выходе к Берегу Правды в любое время года глубоких циклонов по меридиональным траекториям мощная адвекция теплого и влажного воздуха с севера в их передних частях и прохождение фронтальных разделов сопровождаются сплошной низкой облачностью слоистых и кучево-дождевых форм с выпадением осадков в виде снега. При таких ситуациях снегопад может длиться непрерывно 5 - 7 дней.

В соответствии с режимом циклонической активности максимум осадков в Мирном отмечается в зимний период, минимум - в декабре, январе. В течение года выпадает около 400 мм осадков, число дней c осадками равно 146. Осадки выпадают в основном в твердом виде за исключением отдельных случаев в летние месяцы.

Качество прогноза облачности и, соответственно, осадков определяется наличием на станции спутниковой информации с достаточной дискретностью наблюдений. Общим положением при прогнозе облачности может служить выявленная для района Мирного зависимость ясного или пасмурного состояния неба от направления ветра в тропосфере. Наибольшее число дней в году с ясной погодой связано с направлением ветра юго-западной и юго-восточной четверти. Направление ветра юго-западной четверти связано с юго-восточной периферией гребня или субполярного антициклона, а ветер юго-восточной четверти обусловлен влиянием тыловой части южной половины циклона. В этих случаях ветер с высотой имеет правое вращение, что характеризует антициклоническую циркуляцию. Как правило, при таких ситуациях на станции наблюдается стоковый ветер. Пасмурная погода, часто с выпадением снега, в основном связана с ветрами северо-восточной и северо-западной четверти, которые характеризуют циклоническую циркуляцию в районе станции Мирный. Более коротко можно сказать, что при воздушных переносах с материка на море преобладает ясная погода, а при обратном направлении потока - пасмурная.


Видимость - метели и туманы
Для Антарктиды свойственна большая прозрачность и почти абсолютная чистота атмосферного воздуха, что обеспечивает хорошие условия видимости. В то же время для района Мирного характерны явления погоды, значительно ухудшающие видимость. Прогноз ограниченной видимости здесь в первую очередь связан с прогнозом сильного ветра и выпадения снега. Общие метели, наиболее значительно и часто ухудшающие видимость, как правило, вызываются активными циклонами, смещающимися на побережье по меридиональным траекториям. Cамые сильные антарктические метели наблюдаются в холодное полугодие в тыловых частях заполняющихся циклонов, где скорости ветра могут превышать 50 м/сек. Метели в сочетании с низкими температурами воздуха создают чрезвычайно суровые погодные условия. Но и в летние периоды возможны 3-4 случая продолжительных (до трех суток) сильных метелей с ухудшением видимости до 50 м и менее и усилением ветра до 30 м/с. Успешность прогноза общей метели зависит от возможности правильно определить место и время стационирования депрессии, с которой связано возниковение явления. В быстро движущихся циклонах метель кратковременна - около полусуток. Начало общей метели определяется снижением видимости до нескольких десятков метров, что при интенсивном снегопаде происходит обычно при скорости северного ветра более 10 м/с, а при менее значительном снегопаде - при южном ветре более 13 м/с. Естественно, что прекращение общей метели следует ожидать при падении скорости ветра ниже указанных критериев.

Низовые метели, ухудшающие видимость без выпадения снега, прогнозируется также по усилению ветра до 10-13 м/с. При прогнозе низовой метели следует различать случаи с градиентным и стоковым ветром. Cтоковые ветры не распространяюся далее 10-15 км от побережья, как бы они не были сильны в районе станции. Низовые метели, вызванные градиентным ветром, могут наблюдаться повсеместно. Поздней весной и до конца лета, примерно с ноября по февраль, в связи с изменением структуры снежной поверхности под воздействием прямой солнечной радиации низовые метели на побережье и вблизи него на континенте редко возникают при указанном выше усилении ветра. Прогнозировать их появление следует только при наличии свежевыпавшего снега.

Наибольшая повторяемость метелей отмечается зимой - до 26 дней с метелью за месяц, летом - до 10 дней. Cуммарная продолжительность метелей в Мирном достигает 3, 5 месяца за год. Адвективные морские туманы в Мирном наблюдаются в среднем один раз в два года в летний период. Обычно они возникают при слабых северных или западных ветрах и не представляют серьезного препятствия для работы наземного транспорта и авиации из-за небольшой продолжительности и незначительного распространения вглубь материка. В случае возникновения такого тумана возможна посадка легких самолетов на куполе. Туманы этого типа, как правило, не предусматриваются в прогнозах из-за исключительно малой повторяемости и отсутствия опыта их прогнозирования.

Морозные или ледяные туманы и дымки, обусловленные процессом сублимации и конденсации атмосферной влаги в виде ледяных кристаллов или изморози, также крайне редко отмечаются в районе Мирного, но они характерны для внутриконтинентальных районов, где затрудняют работу наземного транспорта. При прогнозировании этих явлений следует исходить из наличия благоприятных условий для накопления ледяных кристаллов в приземном слое, что происходит при безветренной погоде в центральных частях антициклонов или гребнях, когда наблюдается ясная погода или тонкая перистая облачность. Максимальная повторяемость морозной или ледяной дымки и тумана отмечается в зимний период, минимальная - летом.

При ветре скоростью 3-5 м/с реже в Мирном и чаще над внутриконтинентальными районами может наблюдаться явление снежной мглы, вызванное мелкой снежной пылью, находящейся во взвешенном состоянии после метели. Это явление характерно в основном для холодной половины года при пониженной плотности снежного покрова. Ухудшение видимости при этом невелико - до 6-4 км. Прогноз снежной мглы может даваться как прогноз явления, следующего за метелями, когда ожидается ослабление ветра до 5-3 м/с.
Повторяемость хорошей видимости (10 км и более) в районе Мирного летом составляет около 80 %, уменьшаясь в зимние месяцы до 50- 60 %.


Белая мгла
Известное в полярных районах оптическое явление под названием Белая мгла возникает при сочетании сплошной, но не плотной слоистообразной облачности, однородной снежной поверхности и сравнительно больших высотах солнца, когда создается рассеянная и исключительно равномерная освещенность при отсутствии контрастности. При этом линия горизонта и все предметы становятся неразличимыми, из-за чего это явление получило второе название – «Белая тьма». Характерно, что это явление сопровождается оптическими обманами - небольшие близкие предметы могут казаться несоразмерно большими и удаленными. Особо опасна Белая мгла для полетов самолетов из-за потери линии горизонта при посадке. Это явление может наблюдаться как в окрестностях станции, так и на ледяном куполе. При прогнозировании следует учитывать, что чаще всего Белая мгла возникает в околополуденные часы в передней части высоких заполняющихся депрессий с размытыми верхними фронтами.


Tемпература воздуха
Для района Мирного характерны отрицательные значения среднемесячных температур в течение всего года при отсутствии хорошо выраженного зимнего минимума. Максимальное значение среднемесячной температуры приходится на январь. Зарегистрированный за 25 лет наблюдений абсолютный максимум составил + 6,8 oC. Значительные междусуточные колебания температуры воздуха в течение года всегда связаны с выходом к побережью глубоких циклонов с южных океанических районов. Поэтому повышение температуры на станции обычно наблюдается при восточном повороте ветра. Успешность прогноза температуры воздуха определяется прогнозом перемещения и эволюции циклонических образований. Внутригодовые температурные аномалии имеют положительные значения при меридиональной форме циркуляции, отрицательные - при зональной.

Низкая температура воздуха и ветер - основным факторы, ограничивающие наружные работы и просто пребывание людей на открытом воздухе в районе станции. Совместное воздействие этих факторов определяет интенсивность охлаждения незащищенных одеждой участков тела человека. В Мирном в течении года проводились экспериментальные исследования по определению интенсивности охлаждения при помощи специальных приборов. Результаты эксперимента показали, что в 48 % всего времени погода вполне пригодна для наружных работ, 49 % приходится на период, когда наружные работы связаны с риском обморожения, и только 3 % времени (10 суток) погода настолько сурова, что даже кратковременное пребывание человека на воздухе без специальной защиты лица невозможно.


Обледенение
Отложение льда на предметах в виде изморози и гололеда на стации Мирный случается довольно редко. В среднем за год суммарная продолжительность явления изморози составляет около трех дней. Гололед образуется в основном при температуре воздуха от 0 до минус 3 гр. С, сохраняется 20-30 часов в месяц в период с ноября по январь и несколько часов или менее часа в остальные месяцы.


Морской лед
Первые признаки ледообразования в море Дейвиса появляются в начале марта, однако из-за воздействия штормовых осенних ветров устойчивое ледообразование начинается в среднем во второй декаде марта. Продолжительность периода от начала устойчивого ледообразования до становления припая составляет для района Мирного около месяца. Припай устанавливается при толщинах льда около 20-40 см. Максимальных значений толщина припая достигает во второй декаде ноября, в конце периода нарастания льда. В море Дейвиса максимальная ширина припая в сентябре - октябре достигает 30 - 40 км. Сроки взлома припая в районе Мирного колеблются от 27 января до 9 марта (средняя дата 13 февраля).

Восточнее станции Мирный образуется значительное скопление айсбергов, являющееся результатом замедления дрейфа айсбергов, продуцируемых выводным ледником Хелен. Подобные скопления айсбергов в центральной и северо-западной части моря Дейвиса обусловлены малыми глубинами, в результате чего айсберги садятся на грунт.




Дополнительно:
В Антарктиде открывается первая советская научная станция "Мирный". http://www.tonnel.ru/?l=kniga&236
источник:
Вячеслав Маркин,Российские открытия в Антарктиде // Москва "Вече" 2002 г.
Оцифровка и корректура: И.В.Капустин : http://www.ivki.ru/kapustin/journal/markin29.htm

Российские открытия в Антарктиде.

Первые российские исследователи вступили на берег Антарктиды лишь 5 января 1956 года, спустя 136 лет после ее открытия мореплавателями из России. Хотя еще в начале 30-х годов планировалась советская экспедиция в связи с проведением в 1932-1933 годах. Второго международного полярного года. Ее должны были возглавить выдающиеся арктические исследователи Рудольф Самойлович, руководивший операцией спасения экспедиции У. Нобила в 1928 году, и Михаил Ермолаев, изучавший ледниковый покров Новой Земли. Предполагалось, что экспедицию доставит в Южный океан и на континент китобойная флотилия Акционерного Камчатского общества «Алеут».
Но все предприятие пришлось отменить из-за того, что власти Южно-Африканского Союза отказались (по политическим, видно, соображениям) предоставить флотилии топливо.

К старому проекту вернулись через двадцать лет...
Аватара пользователя
VicSer
 
Сообщения: 419
Зарегистрирован: 25 Июнь 2008 14:49
Откуда: Москва

Re: Станция "Мирный"

Сообщение Иван Кукушкин » 04 Август 2009 18:23

 NIZ-1157-13.jpg
«Наука и жизнь», 1958, №10
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/''Nauka_i ... 1958_.html
На первой странице обложки: Поселок «Мирный» в Антарктиде (рис. В.Викторова).
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Станция "Мирный"

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Апрель 2010 12:31

 64_12_04_polar_lab.jpg
LJ сообщество "Советское Фото"
http://sov-photo.livejournal.com/93278.html

Мирный. Лаборатория полярных сияний
Фотограф: В. Кошевой.
Советское Фото, № 12 за 1964 г.

update by Василий Шевченко: Представленное фото никакого отношения к изучению полярных сияний не имеет. В данном случае показан балансомер в теневом кольце. Балансомер - прибор для измерений баланса солнечной радиации. viewtopic.php?f=3&t=1262&p=20826#p28732
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Станция "Мирный"

Сообщение Александр Матросов » 10 Май 2011 01:18

Александр Матросов
 
Сообщения: 107
Зарегистрирован: 11 Июль 2009 00:57
Откуда: Санкт-Петербург

Станция "Мирный"

Сообщение Инспектор » 11 Май 2011 19:26

Иван Кукушкин пишет:
64_12_04_polar_lab.jpg
LJ сообщество "Советское Фото"
http://sov-photo.livejournal.com/93278.html

Мирный. Лаборатория полярных сияний
Фотограф: В. Кошевой.
Советское Фото, № 12 за 1964 г.


Представленное фото никакого отношения к изучению полярных сияний не имеет. В данном случае показан балансомер в теневом кольце. Балансомер - прибор для измерений баланса солнечной радиации.
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Остров Буромского, Антарктида

Сообщение Александр Кот » 23 Октябрь 2011 16:52

Изображение
Из ЖЖ... Автор - аноним, из текста явствует, что журналист («Смена.ru (Санкт-Петербург)» за 26 апреля 2002 года http://pressarchive.ru/smena-ru/2002/04/26/193747.html ) и неоднократно бывал в Антарктиде.
Фотография: LJ Ольги Стефановой http://ostefanova.livejournal.com/39087.html

Забытая Антарктида. Самый печальный остров

На этих могилах никогда не лежали живые цветы. Пожар на Полюсе холода. 12 апреля 1982 года - самый трагичный день за всю почти пятидесятилетнюю историю Востока. В этот день на станции произошел пожар. Сгорела ДЭС - огромное площадью 300 квадратных метров здание из алюминиевых панелей, где находилось сердце станции - четыре агрегата, дающих людям на Полюсе холода тепло и свет. Во время пожара, начавшегося ночью, когда мороз за семьдесят, а люди менее всего готовы бороться с огнем, погиб начальник дизельной Алексей Карпенко. И когда я в этом году прилетел на Восток, конечно, пошел к маленькой металлической стеле с фамилией Алексея. Постоял, вспоминая, как вместе с полярниками новой смены двадцать лет назад я летел на Восток, как парились в баньке - такой маленькой, что туда забирались, согнувшись в три погибели, и где сидеть или чуть-чуть помахать веником можно было только вдвоем. Вечером в кают-компании Алексей посмеивался надо мной:

- Теперь ты первый в мире журналист, который парился на Полюсе холода.

Тогда никто не знал, что корреспондент "Смены" окажется и последним в мире журналистом, побывавшим в этой парилке. Баня сгорела вместе с дизельной. Я стоял и вспоминал, как Алексей и его товарищи по зимовке - люди в основном молодые, новички в Антарктиде, как и я, - с трудом осваивались на Востоке, привыкали к морозам, к высокогорью. Вспоминал, как тяжело тогда мы выходили из гипоксии, как самые неугомонные хватались в первые же дни за работу и валились с ног, как молодые ребята передвигались, словно старики после тяжелой болезни. А когда мы загружали несколько дней назад наш Ил-14 в Мирном, казалось, что у них здоровье такое, что никакой Восток не страшен. Во время пожара Алексея последний раз видели в дизельной. Полусонный он в одном белье бежал с одеждой в руках к пульту. Радист Петя Полянский хотел через заднюю дверь пробраться в дизельную, найти Карпенко, но сразу же выполз оттуда, откашливаясь от ядовитого дыма. Петю начало тошнить.

Его оттащили от двери. Магнитолог Миша Гусев обвязался веревкой и хотел пролезть в окно пультовой. Но в окне уже полыхали языки пламени и Мишу удержали силой. Пеньковая веревка сгорит моментально, и его просто не успеют вытащить.

Будет второй труп. ...Спустя двадцать лет я стоял у памятника Карпенко и думал о том, что мало кто из двадцати оставшихся тогда в живых восточников в Антарктиду поехал еще раз. Слишком сильным был стресс. Слишком тяжелой жизнь после пожара. Выжили тогда чудом - с трудом запустив старенький аварийный движок и смастерив печки-капельницы - слабо греющие, но сильно коптившие. Они жили, прекрасно зная, что до следующего декабря на помощь им никто не придет. В январе тело Алексея Карпенко на самолете привезли в Мирный и похоронили на самом большом антарктическом кладбище – на острове Буромского. У берега Правды Этот маленький остров на Южном полярном круге до начала работы советских экспедиций в Антарктиде был безымянным.

Название он получил лишь во вторую советскую антарктическую экспедицию после гибели молодого гидролога Николая Буромского. Николай пошел к краю ледяного барьера, свисающего над морем Дейвиса, вместе с курсантом мореходного училища Женей Зыковым.

Барьер ухнул вниз и оба они разбились. И оба в 1957 году похоронены на острове, позже названном в память о Николае. А рядом с ним еще один остров – Зыкова...

Мартиролог погибших в Антарктиде наших соотечественников полярники, к несчастью, начали составлять еще даже за несколько недель до того, как на Шестом континенте была построена первая советская станция - обсерватория, названная в честь одного из парусников первооткрывателей Антарктиды - Беллинсгаузена и Лазарева.

Мирный открыли 13 февраля 1956 года, а 21 января провалился под лед трактор, возивший грузы по припаю от дизель-электрохода «Обь» к берегу Правды. Вместе с трактором на дно моря Дейвиса ушел и водитель Иван Хмара. Его могила - первая на кладбище на окруженном льдами и пингвинами острове Буромского. Только на Мирном за эти годы погибло около сорока полярников. А всего в мартирологе Российской антарктической экспедиции 72 фамилии. Но русских могил в Антарктиде больше. Порой бывалые полярники - где бы ни наступили их последние дни - завещают захоронить их в Антарктиде. Друзья стараются их последнюю волю исполнить. Есть на Мирном, да и на Молодежной - там свое кладбище - и пустые могилы. Останков не нашли, а только установили плиту с фамилией погибшего и двумя датами.

На Молодежной памятники такие стоят двум инженерам с «Михаила Сомова». 3 марта 1995 года во время выгрузки судов в море Космонавтов возле Земли Эндерби они пошли на стоящий неподалеку «Академик Федоров» и пропали. Вероятно, провалились под лед. 14 апреля 1988 года за несколько дней до окончания зимовки врач Сергей Чирук и пеленгаторщик Анатолий Шумик в сильнейшую пургу пошли из дома в баню и, видно, заблудились, замерзли. Сергея нашли лишь на следующий год, когда летом снег начал таять, в трехстах метрах от станции. Шумика так обнаружить и не удалось. Может быть, упал с ледяного барьера, подступающего вплотную к Мирному. К сожалению, гибнут люди в Антарктиде в основном, как говорится, зазря - либо по своей оплошности, либо по пьянке, либо из-за пренебрежения элементарными правилами техники безопасности.

- Ну что делать, коль русский человек так устроен: ему говоришь не ходи - обязательно пойдет, говоришь не пей – обязательно напьется, - вздыхал один бывалый полярник, зимовавший на Востоке и на других наших станциях, когда я пытался расспрашивать о погибших в Антарктиде.

Больше всего в Антарктиде гибнет людей, конечно, в пожарах и авиакатастрофах. На Шестом континенте авиакатастрофы, к сожалению, не редкость. Правда, раньше тема эта была для печати закрыта - без специальной команды из Москвы Горлит не разрешал газетам даже намекать на то, что в Антарктиде произошла очередная авария с очередным советским самолетом. Судя по газетам тех времен, у нас и на Родине самолеты никогда не падали. Самые трагичные из этих аварий - гибель двух наших Ил-14.

Экипаж Владимира Заварзина погиб в январе 1979 года у Молодежной, а Виктора Петрова в феврале 1986 года возле Мирного. Виктор Петров не дотянул до Мирного всего полторы сотни километров. Он вылетел из Молодежной с полными баками, но вдруг задул такой встречный ветер, что скорость упала до 140 километров в час, самолет обледенел.

Топливо стало подходить к концу. Экипаж начал искать место для посадки. А как искать, когда пурга поднимает облака снега и лед внизу просто не разглядишь? В кромешной снежной круговерти Петров врезался в ледяную гору. Аркадий Сошников - в 31-ю экспедицию он был начальником обсерватории Мирный - рассказывал мне, как после той катастрофы он вместе с экипажем Виктора Голованова искал двадцать дней останки погибших возле коричневого конуса, выступающего из ледника, - горы Гаусберг.

- Удар был такой силы, что части самолета размазало на полтора километра от места катастрофы, - вспоминал Сошников. - Из снега торчал только хвост. От него мы и начали поиски. Двигатели улетели на двести метров вперед. Почти наугад копали шурфы. Нашли только тело бортрадиста Анатолия Пономарева. И то, что это - он, определили только по фамилии за воротником кожанки. Потом еще две недели летали на МИ-8, но безуспешно.

Сошникову вообще везло - в 1979-м он зимовал на Молодежной, когда при взлете разбился самолет Владимира Заварзина. Командир, второй пилот и бортмеханик погибли. Их останки приходилось буквально вырубать из самолета. А в 31-ю Сошников сам чудом остался жив. Во время выгрузки "Михаила Сомова» возле Мирного рухнул барьер, к которому судно пришвартовалось - громадная глыба льда и снега величиной раза в два больше «Сомова». Четырнадцать швартовых концов лопнули как нитки. Волна пошла такая, что судно отбросило прямо на камни. Оно получило сильный удар по днищу. С этим барьером ухнул вниз и Сошников.

Счастье, что его заметил с мостика капитан Феликс Песьяков. Капитану надо было поскорее отводить судно от берега, на глубину, но, заметив Аркадия, распластанного на льдине, он, чтобы Сошников не утонул, рискнул прижать корпусом Сомова льдины к берегу и сделать твердую ледовую подушку. Аркадию бросили спасательный круг, втащили на палубу. - Если бы не Феликс, может сейчас я так и плавал бы по Южному океану, вмороженный в какой-нибудь громадный айсберг.
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Станция "Мирный"

Сообщение Иван Кукушкин » 02 Февраль 2013 12:12

http://www.vesti.ru/doc.html?id=1015520

Скорбный остров Буромского
26.01.2013 06:16
Автор: Ольга Стефанова

Участники Российской Антарктической экспедиции высадились на остров Буромского, расположенный неподалеку от станции Мирный, главной базы наших полярников. Каждый год участники экспедиций обязательно посещают этот остров, чтобы почтить память погибших товарищей.

Здесь не роют могил, так как земли нет. Остров Буромского – сплошная скала. Из толстого листового железа сваривают саркофаг и укрепляют его на камнях. Когда тела погибших или их останки обнаружить невозможно, то захоронение обозначают условно.

Первая Антарктическая экспедиция, первая советская полярная станция в Антарктиде, первая жертва... Ивану Хмара в тот год исполнилось лишь 20 лет. Накануне, как вспоминают полярники, он получил телеграмму из дома о том, что стал отцом.

В январе 1956 года на рейде станции Мирный разгружали судно. Лед под трактором не выдержал, тяжелую машину пытался спасти Иван Хмара. Вместе с ней он и ушел под лед. На следующий год — во вторую экспедицию — во время разгрузки корабля погибли еще двое – Николай Буромский и Евгений Зыков. Их имена дали двум островам, на одном из которых и расположилось кладбище.

Сгорели во время пожара, потерялись в ураган, замерзли в метель, упали в воду, провалились в ледяную трещину, разбились на самолете... Всего за 58 лет в Антарктиде погибли более 80-ти человек. Тела погибших отправляет на родину Российская Антарктическая экспедиция. "Если такой возможности нет, а это бывает, обычно, когда прекращается связь с внешним миром, станция уходит в автономное плавание на зимовку, а сохранять тело и технически, и психологически уже очень сложно, то по согласованию с родственниками организуется захоронение на станции", — поясняет начальник сезонной 58-ой Российской Антарктической экспедиции Владимир Кучин.
В советские годы станция Мирный была крупнейшей научной обсерваторией, главной береговой базой для обеспечения станции Восток. Там размещался мощный транспортный отряд, и там же долгие годы на пути следования санно-гусеничных поездов разрасталась опасная зона ледниковых трещин.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Станция "Мирный"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 03 Июнь 2014 11:32

Схема генплана пос. МИРНЫЙ
 IMG_9431 Генплан.jpg
ГБУ "ЦГА г. Москвы" ф. 243 (фонд Рябчикова Е.И.)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Станция "Мирный"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 28 Август 2014 20:46

ВСП 1956 № 036 (12 февраля)

 ВСП 1956 № 036 (12 февр.) В Антарктике.jpg
В Антарктике

Южнополярная обсерватория «Мирный». В трудных условиях развертывает здесь работы советская Антарктическая экспедиция. Первая неделя февраля — последнего месяца короткого антарктического лета — в районе высадки советской экспедиции на континент Антарктиды была весьма бурной. В эти дни вновь свирепствуют пурга и жестокие штормы, резко ухудшившие и без того сложные условия выгрузки кораблей.
Все строители поселка «Мирный» уже несколько дней живут на берегу в первых, еще не совсем достроенных, но уже теплых, добротных домах. Маленький движок дает электричество, и первые огни советского научного городка в Антарктиде видны в ясную погоду с моря.
Пять дней тому назад дизель-электроход «Лена» покинул место своей стоянки и вышел в штормовое море навстречу прибывшему к нам с Родины рефрижераторному судну № 7. После разгрузки трехсот тонн продовольствия, доставленного зимовочной партии, рефрижератор отправится к китобойной флотилии «Слава», промышляющей в водах Антарктики, передаст ей продовольствие и пойдет в обратный рейс.

На снимках, изготовленных для «Восточно-Сибирской правды» фотокорреспондентом В. Теминым, запечатлены отдельные эпизоды работы команды дизель-электрохода «Лена». Слева — боцман корабля И. П. Макаров. В центре — капитан А. Н. Ветров и дублер капитана Н. И. Инюшкин {*}. Справа — рулевой матрос комсомолец Егор Глазкин.
(Снимки сделаны в декабре 1955 года).


{*}- Опечатки. Верно А.И. Ветров и Н.Ф. Инюшкин
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Станция "Мирный"

Сообщение Polarstern » 14 Июль 2015 08:06

А. Капица "В глубь ледового континента" (Наука и жизнь №3 1967)

Antarctic from niz1967_03.pdf [А. Капица "В глубь ледового континента" (Наука и жизнь №3 1967), 2.05 МБ Скачиваний: 475]
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 777
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Сент-Джонс, Ньюфаундленд

Станция "Мирный"

Сообщение ББК-10 » 12 Декабрь 2015 09:20

ТРЕТЬЯ КОМПЛЕКСНАЯ АНТАРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (1957—1959 ГГ.)
ВСП 1958 № 263, 6 ноября.

 =ВСП 1958 № 263 (6 нояб.) У нас в Мирном.jpg
У нас, в Мирном

В Мирном наступила весна. Уже подолгу светит солнце, начинает подтаивать на крышах домиков. Бульдозерами постепенно откапываемся из-под снега, нанесенного зимой в изрядном количестве. Видели первых прилетевших с севера птиц. Свободные от вахты зимовщики часто посещают наших старых знакомых — колонию «императорских» пингвинов, расположенную вблизи Мирного. Птенцы, появившиеся там в июле, стали уже совсем большими.
Жизнь в нашем поселке идет строго по намеченному плану. Регулярно проводятся разнообразные научные наблюдения, четко работают все подсобные подразделения. На семинарах делаются первые выводы из накопленного зимой обширного научного материала. После зимнего перерыва началась интенсивная деятельность наших транспортников и летчиков. Ушли в глубь континента два санно-тракторных поезда. Во время их движения будут проводиться сейсмологические, гляциологические, геофизические, метеорологические наблюдения. Участники похода посвятили его XXI съезду КПСС.
Самолет «ИЛ-12» полетом на станцию Комсомольская открыл внутриконтинентальную аэронавигацию. Первые полеты проходили в очень тяжелых условиях: при низких температурах, плохой видимости. Экипажи самолетов успешно справились с выполнением этой сложной задачи. За первый полет на станцию Советская экипажу пилота тов. Рыжкова объявлена благодарность в приказе начальника экспедиции.
На днях совершен очень сложный и интересный трансконтинентальный перелет на американскую станцию Макмурдо по маршруту Мирный — Советская — Южный географический полюс — Макмурдо. Расстояние, около 400 километров, над неизведанными просторами ледового континента было пройдено за четырнадцать часов. Во время полета велись научные наблюдения. На станции Макмурдо участники перелета встретились с советским синоптиком тов. Астапенко, зимующим в этом году на американской станции Литтл Америка. На следующий день самолет благополучно вернулся в Мирный.
Зимовщики Мирного радостно отмечают 41-ю годовщину Октября. Праздничные подарки будут посланы самолетом всем выносным станциям. С полной нагрузкой работают наши радисты: огромное количество поздравительных радиограмм во все уголки нашей Родины отправлено в эти дни из Мирного, не меньшее число их пришло в наш адрес.
Сердечно поздравляю земляков-иркутян с праздником Великого Октября, желаю больших успехов в труде, счастья.

АНДРЕЙ ГАЛКИН.
(Спец. корр. «Восточно-Сибирской правды»).

пос. Мирный, по радио.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Станция "Мирный"

Сообщение ББК-10 » 12 Февраль 2016 12:02

К 60-летию регулярных отечественных исследований Антарктики

13 февраля 1956 г. на побережье моря Дэйвиса была открыта первая отечественная антарктическая научная станция. Ей было присвоено название «Мирный» по имени одного из судов Русской Южно-полярной экспедиции 1819-21 г.г. под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, впервые 28 января 1820 г. увидевших, описавших и положивших на географическую карту побережье до тех пор неизвестной земли, получившей в 1886 г. название – Антарктида.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Станция "Мирный"

Сообщение ББК-10 » 13 Февраль 2016 12:39

Огонёк 1956 № 28(1517), 8 июля.
 Огонёк 1956 № 28(1517), 8 июля - 0001.jpg
 Огонёк 1956 № 28(1517), 8 июля - 0010.jpg
На первой странице обложки:
13 февраля 1956 года на сопке Комсомольской в антарктическом поселке Мирный
был поднят государственный флаг СССР.


На последней странице обложки:
Мирный с самолета.
Фото специального корреспондента «Огонька» Е. Рябчикова.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Станция "Мирный"

Сообщение carrykey » 21 Август 2016 00:13

Все фотографии подписаны на обороте "Мирный, 1956 г." Архив А. И. Михеева, моряка с "Оби".
 mirniy-2.jpg
 mirniy-1.jpg
 mirniy-3.jpg
carrykey
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 07 Май 2014 23:20

Станция "Мирный"

Сообщение carrykey » 10 Октябрь 2019 01:33

Закончилась смена зимовщиков

Резкие и стремительные ветры проносятся над Мирным, поднимая вороха снега. Кругом сплошная, слепящая пелена. Часами не затихает пурга, наметая плотные причудливые сугробы снега. Но ничто не может остановить размеренный деловой ритм работы зимовщиков.
Жизнь поселка Мирный полна больших и малых событий, составляющих его обычные трудовые будни. Строго соблюдая сроки наблюдений, появляются на своей площадке метеорологи, забывая об отдыхе, готовят механики подвижной состав к далеким походам, продолжают работать строители, ведут наблюдения геофизики, гляциологи, биологи.
За бесконечной чередой дел незаметно подошел знаменательный день: первая годовщина подъема над берегом Правды Государственного флага нашей Родины. Этому событию был посвящен тринадцатого февраля митинг, в котором приняли участие коллективы старой и новой зимовок.
После митинга начальник береговой базы первой советской зимовки в Антарктиде тов. < Греку спускает флаг. Звучит новая команда, и вновь взмывает вверх алое полотнище, поднятое начальником береговой базы второй зимовки тов. Матвейчуком.
Долго не расходились люди. Пионеры Мирного. передавшие трудовую вахту новой смене зимовщиков, в последний раз обходили поселок, Отовсюду были слышны дружеские пожелания. напутствия.
15 февраля на рассвете теплоход «Кооперация», на борту которого находится коллектив первой советской зимовки на берегах Антарктиды, вышел из Мирного, взяв курс к берегам Родины.
В тот же день покинул рейд Мирного полностью разгрузившийся дизель-электроход «Лена». Корабль отправился в длительное плавание вдоль берегов Антарктиды, по окончании которого он вновь посетит Мирный.
А. ВВЕДЕНСКИЙ.
(Спец. корр. «Правды»).
Антарктида, Мирный.
Вложения
 закончилась смена.jpg
carrykey
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 07 Май 2014 23:20

След.

Вернуться в Полярные станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения