Страница 2 из 5

Маточкин Шар, ГФ

СообщениеДобавлено: 22 Март 2015 13:51
fisch1
 S-40-101-A,B.png

Бывшая п/станция Маточкин Шар

Маточкин Шар, ГФ

СообщениеДобавлено: 22 Март 2015 14:03
fisch1
Ю.Н.Катин, начальник ОФД и НТИ
ФГБУ "Северное УГМС"

Об исчезнувшей полярной обсерватории Маточкин Шар.
К 90-летию со дня открытия станции


6 октября 2013 г. исполнилось 90 лет с начала работы гидрометеорологической обсерватории Маточкин Шар на островах Новая Земля. О необходимости постройки радиостанций в Маточкином Шаре и на мысе Желания
писал еще В.А. Русанов ("Известия Архангельского общества по изучению Русского Севера", 1911, № 16). В апреле 1920 г. с предложением соорудить радиостанции в Маточкином Шаре и на мысе Желания в Главное
гидрографическое управление (ГГУ) обратился Комитет Северного морского пути при Сибревкоме. В 1921 г. экспедиция на л/п "Таймыр" посетила Маточкин Шар и выбрала место для будущей радиостанции. 16 ноября 1922 г. по представлению ГГУ вопрос о заселении Новой Земли и постройке там двух радиостанций рассматривал Президиум Госплана. 7 марта 1923 г., рассмотрев доклад Госплана, Совет Труда и Обороны поручил сооружение радиостанции в Маточкином Шаре Главному гидрографическому управлению. Для выполнения правительственного задания ГГУ организовало Отдельный Северный гидрографический отряд, в состав которого вошли гидрографические
суда "Мурман", "Купава" и арендованный у Госпароходства ледокольный пароход "Малыгин". Начальником отряда был назначен гидрограф Н.Н.Матусевич. Станцию решили строить близ восточного входа в пролив, так как
наблюдения над льдами Карского моря должны были в работе станции занять значительное место. Поход на Новую Землю готовился в Архангельске: здесь заготовлялись разборные домики для радиостанции, комплектовался личный
состав экспедиции. 14 августа 1923 г. три судна с двумя баржами, доверху нагруженными строительными и другими материалами, вышли в море и через пять дней достигли берегов Новой Земли. Войдя 20 августа в пролив Маточкин Шар, они прибыли к месту назначения - к Ночуеву ручью, где в 1768-1769 гг. зимовал со своим судном Розмыслов. Немедленно началась разгрузка. Фундамент основного дома, где разместились научные работники станции и руководящий состав, как и фундаменты остальных жилых домов и хозяйственных построек, сооружались из бетона. Для этого пришлось доставить на возвышенный берег на высоту 20 метров 4500 пудов песка. Строительные рабочие и матросы проявили подлинный трудовой героизм. Все строительные материалы, техническое оборудование и продовольствие общим весом 100 тысяч пудов были доставлены к месту строительства станции на плечах.
За полтора месяца напряженной работы на северном берегу Маточкина Шара возник поселок: основное здание станции, жилой дом из пятнадцати комнат, баня, две кладовые, домик для магнитных наблюдений. Была установлена
радиомачта, оборудована метеорологическая площадка. В жилом доме разместились 10 человек персонала станции, среди которых были метеоролог, магнитолог, геофизик, геолог и биолог, имевшие в своем распоряжении все
необходимое для производства научных наблюдений по широкой программе. Начальником станции был назначен Н.П.Кнюпфер. На станции имелась библиотека, пианино и другой культурный инвентарь. 6 октября 1923 г. радиостанция Маточкин Шар послала в эфир свои первые сообщения. А Отдельный Северный гидрографический отряд, прежде, чем покинуть Маточкин Шар, произвел съемку расположения станции, определил астрономический пункт, выполнил магнитные наблюдения. Проводились сборы геологической коллекции, а также гидрологические исследования в центре пролива под руководством начальника партии Н.И.Евгенова. 2 августа 1924 г. вышло из Архангельска г/с "Купава" с береговой партией и провизией для радиостанции Маточкин Шар. 9 августа 1924 г. из Архангельска вышел зафрахтованный пароход "Юшар" с находящимся на борту руководством гидрографической экспедиции и новой сменой персонала станции Маточкин Шар. На территории станции гидрографы построили новый павильон для магнитных наблюдений, достроили и оборудовали жилой дом, провели электрическое освещение, установили вторую мачту, а также построили хлев для скота (на Новую Землю были доставлены коровы, свиньи и козы). В 1924 г. полярная станция Маточкин Шар была преобразована в Полярную геофизическую обсерваторию. Долгое время она являлась самой северной на
земном шаре магнитной обсерваторией. В этой обсерватории советские ученые впервые в столь высоких широтах поставили стационарные исследования природы арктических островов, полярных сияний, геомагнитных явлений. Здесь велись биологические исследования, организованные Академией наук и ее Ботаническим музеем, ежегодно направлявшим в обсерваторию своих сотрудников. Международное значение работ Полярной обсерватории Маточкин Шар не раз
признавали ученые всего мира, в частности, в 1928 г. на это указал Международный конгресс "Аэроарктика". В 1932 г. Геофизическая обсерватория Маточкин Шар работала по программе Второго Международного полярного года.
В последующие годы обсерватория играла заметную роль в оперативном обслуживании Карских морских экспедиций. Вся изложенная выше информация о строительстве и деятельности Полярной обсерватории Маточкин Шар получена нами из книги: Белов М.И. История открытия и освоения Северного морского пути. Советское арктическое мореплавание 1917-1932 гг. –Л; Издательство "Морской транспорт", 1959.

Интересная информация о Полярной обсерватории Маточкин Шар приводится в книге: Кренкель Э.Т. RAEM - мои позывные. Издательство "Советская Россия", Москва, 1973.
Известный полярник и радист, Эрнст Теодорович Кренкель, впервые попал в Арктику со второй сменой персонала обсерватории Маточкин Шар в 1924 году. В своей книге он дает весьма любопытные и откровенные характеристики
сотрудникам обсерватории. Так, начальник станции Давид Федорович Вербов - очень симпатичный, очень корректный и уравновешенный человек, первый раз в Арктике, был много лет коммивояжером фирмы канцелярских принадлежностей; механик Костя Кашин - сгусток энергии, двигатель содержит в идеальном состоянии; Пауль и Отто - матросы немецкого крейсера "Магдебург", потопленного русскими кораблями во время первой мировой войны, остались в России; доктор Федосеев - недоучившийся студент, неудачная любовь, наркоман; гидролог Виктор Ахматов - славный молодой человек, учился в морском заведении; рабочий Костя Зенков - мастер на все руки и т.п. Э.Т.Кренкель сообщает также, что "некоторые из них видели в трудной северной службе возможность заработать себе хорошую репутацию, право на то, чтобы считаться полноправными гражданами молодой советской республики".
Буквально несколько строк о ведущей советской полярной обсерватории приводится в книге: В.Ю. Визе «Моря советской Арктики. Очерки по истории исследования» (М.,-Л; Изд-во Главсевморпути, 1948): "станция, в восточном
устье Маточкина Шара, была устроена уже при советской власти (в 1923 году) Северным гидрографическим отрядом, под начальством Н.Н. Матусевича. В 1924 году станцию дооборудовали и развернули в постоянную полярную
геофизическую обсерваторию, в программу работ входят не только метеорологические и аэрологические наблюдения, но и гидрологические, геомагнитные, актинометрические и др. В первые годы существования станции,
Академия наук откомандировывала на нее научных работников различных специальностей (ботаников, геологов, биологов и др.)" На этом исчерпывается информация о Полярной обсерватории Маточкин Шар, которой мы располагаем. Возможно, это связано с ее подчинением Главному гидрографическому управлению, т.е. военному ведомству. Известно лишь, что в настоящее время на Новой Земле нет такой обсерватории. По неизвестной нам причине не заинтересовали остатки обсерватории Морскую арктическую комплексную экспедицию под руководством П.В.Боярского, которая детально обследовала материальные следы деятельности человека на Новой Земле. Вместе с тем, в книге "Острова и архипелаги Российской Арктики. Новая Земля" под общей редакцией П.В. Боярского (Издательство "Европейские издания - Paulsen", М., 2009), мы нашли несколько строк об этой обсерватории: "1923 год. Новоземельский отряд Северной научно-промысловой экспедиции проводит работы на боте "Грумант". Отдельным Северным гидрографическим отрядом под начальством Н.Н. Матусевича построена и 6 октября открыта радиостанция Маточкин Шар (с 1924 г. - Полярная геофизическая лаборатория)".

ФГБУ «Северное УГМС» ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО № 1 (195) Архангельск, 2013

Маточкин Шар, ГФ

СообщениеДобавлено: 22 Март 2015 14:36
fisch1
Маточкин Шар – остров Рудольфа
13 апреля
Сегодня на Маточкином Шаре отмечаем третью годовщину спасения челюскинцев. За обедом вспомнили о походе корабля, гибели его в Чукотском море, говорили о воспитании новых кадров полярников. Выступали Шмидт, Водопьянов, Молоков и я.
Полярная станция Маточкин Шар – комсомольская. Ее молодой персонал с огромным вниманием слушал наши рассказы о незабываемых днях спасения челюскинцев, о подвигах летчиков, которые стали лучшими друзьями работников Арктики.
На Земле Франца-Иосифа сегодня плохая погода. Полет наметили на завтра, в 7 часов утра. Закрыли моторы чехлами.
В 4 часа дня с гор подул ветер, началась поземка. С вершин погнало колоссальные облака снега. Ветер быстро усиливался. Через час начался настоящий буран.
Марк Иванович Шевелев пришел узнать, закреплены ли машины.
– Пойдем вместе, проверим еще раз, – предложил я.
Быстро одевшись, мы вышли из дома.
Много раз я видел пургу, но то, что сейчас нам открылось, превосходило все. Кругом кипело, как в котле. Отойдя на десять шагов от дома, мы потеряли его из виду. Ветер дул с такой силой, что трудно было устоять на ногах. У меня мелькнула мысль: вот тот северный буран, попав в который неопытный человек погибает. Немало было случаев, что люди замерзали в нескольких метрах от дома, не в состоянии найти дорогу к нему.
Я повернулся к Шевелеву. Ветер сдувал его под гору. Шевелев сопротивлялся, повертывался лицом к ветру, и оно быстро покрывалось тонкой ледяной коркой.
Я схватил Шевелева за руку:
– Пойдем домой, возьмем трос…
И объяснил: трос мы привяжем к дому и, постепенно разматывая его, дойдем к аэродрому, а потом, держась за проволоку, вернемся обратно; иначе дороги не найдем…
Выяснилось, что трос лежит на берегу. Вместе с начальником полярной станции мы тронулись в путь, держась за один ремень, чтобы не потерять друг друга.
Шли очень долго, и мне уже стало казаться, что мы заблудились. Вдруг наткнулись на какой-то предмет. Это была железная бензиновая бочка. Я вспомнил, что бочка лежала возле самолета. Значит, мы у цели.
И действительно, через десять шагов мы уперлись прямо в фюзеляж нашей машины. Справа от нас, буквально рядом, находилось крыло самолета, но мы не видели его.
Осмотрев крепления машины, мы перешли к другим самолетам и, убедившись, что все в порядке, стали искать трос. Но не так легко было найти его! В сильную метель даже знакомые места становятся неузнаваемыми. Пробродив почти час бестолку, мы вернулись домой, взяли на радиостанции моток провода и протянули его к первому самолету.
Держась за этот провод, люди могли уверенно ходить из дома к машинам и обратно.
Пришлось установить непрерывное дежурство у самолетов. Дежурным приказано в случае опасности бить тревогу.

16 апреля
Шторм достиг двенадцати баллов и длился двое суток. Самолеты, которые были поставлены носом против ветра, выдержали напор. Одну машину слегка повредило: сломало коромысло руля поворота. Механики начали срочно ремонтировать руль. Ветер продолжает издеваться над нами; правда, он уже стал несколько слабее, не больше девяти баллов.
В общем, то, чего мы избегали, нам все же пришлось испытать. Хорошо, что благополучно прошло.

18 апреля
С полудня ветер стал стихать. Мы начали прогревать моторы, а в 19 часов 34 минуты пошли в воздух.
Низкая облачность. Набрали высоту две тысячи двести метров. В разрывах облаков виднеются вершины гор. Пересекли Новую Землю.
Над Баренцевым морем тоже сплошная облачность.
..........................................................................
Записки летчика М. С. Бабушкина. 1893-1938 Издательство Главсевморпути 1941
http://www.litmir.me/bd/?b=2346

Маточкин Шар, ГФ

СообщениеДобавлено: 23 Март 2015 17:07
fisch1
 СССР-Л2183.jpg



30 апреля взлетели в направлении Маточкина Шара. Карские Ворота были закрыты туманом, и экипаж был вынужден идти под облаками почти до мыса Меньшикова. В районе залива Литке начался сильный снегопад. Возвращение назад стало невозможным
— не хватило бы горючего. Посадка на ледяной припай или на льдину в снегопаде была более чем рискованной. И потому полет продолжался. Осторожно приблизясь к скалам Новой Земли, экипаж произвел посадку возле зимовки Маточкин Шар, на льду пролива. В это время с гор сорвался шторм. В течение часа самолет занесло снегом до плоскостей.
Пурга свирепствовала до 3 мая. Откапывая по нескольку раз в день крылатую машину и прогревая мотор, экипаж ожидал хорошей погоды еще четыре дня. Седьмого мая после километрового разбега по льду пролива Л-2183 взлетел курсом на залив Благополучия. Тогда погода единственный раз "улыбнулась" экипажу. Полет проходил на высоте 800—900 метров. В разрывы облаков было видно свободное от льда море, а в стороне — вершины Новой Земли.
АРХАНГЕЛЬСК — МЫС ЖЕЛАНИЯ — АРХАНГЕЛЬСК "Правды Севера" 1938 г.
viewtopic.php?f=31&t=3167

Маточкин Шар, ГФ

СообщениеДобавлено: 02 Апрель 2015 21:18
ББК-10
6 октября 2013 г. исполнилось 90 лет с начала работы
гидрометеорологической обсерватории Маточкин Шар

Бурят-монгольская правда, №117, 1925 г.

 BMP_117_1925 Полтора года на Н.Земле.jpg
Полтора года на Новой Земле

Научная работа по исследованию малоизвестного восточного побережья Карского моря велась в течение полутора лет группой участников экспедиции Главного Географического* Управления и дала значительные результаты.
Выехав из Архангельска 14 августа 1923 г., экспедиция прибыла на Маточкин-Шар 19 августа и сразу же приступила к работам по сооружению радио-станции и всех необходимых построек для постоянных зимовок в этом пункте. Пока велись работы по постройке, докладчик совершил научно-исследовательскую экспедицию по побережью на север, делая в течение месяца наблюдения географического, геологического и общенатуралистического характера, набрасывая карту побережья я следя за движением льдов в море. 6-го октября станция на Маточкином Шаре начала действовать, суда ушли в Архангельск, а десяток людей остался на зимовку, отрезанный на год от мира и предоставленный своим занятиям. Полярная ночь наступила с 10 ноября и длилась до 4 февраля 1924 г. Солнца за это время на небе не было. Наступила зима со средней температурой — 20°, хотя под влиянием северо-западного ветра, приносившего оттепель, температура до января подымалась порой до +4°.
Сурова и своеобразна эта страна. Горы и плато, тундра, снег, льды, полярное сияние, бессолнечное небо, тюлени и белые медведи, самоеды, разъезжающие на собаках, и, в центре всего, — радио-станция, электричество, курсирующая мысль, научная работа и гуманное пролетарское отношение, без тени стремления к эксплуатации и порабощению, к туземному населению. Самоеды входят в семью братских народов.


* опечатка - Гидрографического.

Маточкин Шар, ГФ

СообщениеДобавлено: 28 Апрель 2015 22:38
fisch1
 1.jpg

 Участники экспедиции на Новую Землю , 1924 г..jpg
Участники экспедиции на Новую Землю у здания Военно-Морского гидрографического училища, Ленинград, 1924 г.


Кадр из киножурнала "Ленинградский Госкинокалендарь" № 14. Ленинград, 1924 .


http://www.prlib.ru/elfapps/mediaplayer ... lang=ru-RU

http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=25058

Маточкин Шар, ГФ

СообщениеДобавлено: 29 Апрель 2015 20:57
fisch1
 Самолёт прибыл на Маточкин Шар.1937 г..jpg


Аккуратов В. Покоренная Арктика. М. Молодая гвардия 1948г.

Маточкин Шар, ГФ

СообщениеДобавлено: 29 Апрель 2015 21:32
Polarstern
 Новая Земля Обсерватор Маточкин Шар.jpg
Знатный буфетик, на заднем плане, еще, видать, с дореволюционных времен. Похожий помню с детства на даче.

А винтовка, случаем не американский M1903 Springfield или немецкий Gewehr 98? Хотя по фотке можно подумать, что это махновцы при разграблении крестьянской усадьбы.

Маточкин Шар, ГФ

СообщениеДобавлено: 30 Апрель 2015 21:20
fisch1

9 Фев 1938 Советская Сибирь, № 32

 9-Фев-1938  Советская Сибирь, № 32.jpg

Маточкин Шар, ГФ

СообщениеДобавлено: 11 Июнь 2015 23:25
fisch1
Островский Б. Г.Форпосты советской науки в Арктике: полярные станции СССР [предисл. ред.: Л. Нитобург]. - Архангельск: Северное изд-во: 1933 (Вологда: тип. "Сов. печатник"). - 48 с.: ил.; 22х15 см. - (Научно-популярная серия крайнего Севера / под ред. Н. В. Пинегина).


II. ПЕРВАЯ СОВЕТСКАЯ ПОЛЯРНАЯ СТАНЦИЯ
Первым звеном советского строительства в необычайно тяжелых условиях полярной природы является, несомненно, наша радиостанция при геофизической обсерватории в восточной части пролива Маточкина Шара, на Новой Земле.
Новоземельская радиостанция послужила до известной степени образцом при сооружении в последующие годы (вплоть до 1931 года) целого ряда наших радиостанций, выполненных в еще более короткий срок и не редко в еще более трудных условиях. Станции эти: на острове Врангеля, на острове Большом Ляховском, на.Земле Франца-Иосифа, на Северной Земле и, наконец, поставленная в 1931 году вторая радиостанция на самой северной оконечности Новой Земли — на мысе Желания.
Наиболее солидной как по постройкам, так и по прочим выполненным работам является станция в Маточкином Шаре.С постройкой этой станции мы не только окончательно закрепили за собой гигантский остров или вернее—группу островов, служащую преддверием морского пути в Сибирь, но и разрешили еще несколько крупных задач. Здесь изучаются климатические условия восточной части Новой Земли, граничащей с ледяным Карским морем, выполняются магнитные, аэрологические и гидрологические наблюдения и исследования и, наконец, изучаются геология, флора и фауна прилегающих частей Новой Земли.
Помимо научных работ, станция должна положить начало рациональному заселению северного острова Новой Земли и облегчить нашим промышленникам плавание у восточного берега Новой Земли, особенно богатого рыбой и морским зверем.
Наконец, станция разрешает еще одну задачу — транспортную,так как является прекрасным пунктом для наблюдения за состоянием льдов в Карском море, где, как известно, скопляются часто совершенно непроходимые массы льдов. Вот эти-то наблюдения за состоянием льдов в прилегающем к станции районе (суда, направляющиеся с запада в Сибирь, обычно проходят проливом Маточкиным Шаром) и своевременное оповещение по радио судов, готовящихся к походу или находящихся уже в пути, и возложены на персонал радиостанции в Маточкином Шаре.
Результаты наблюдений за движением льдов и сведения о ветрах, под влиянием которых льды передвигаются с места на место, сообщаются станцией в научные центры, где они систематизируются ,сопоставляются и в результате дают не только ясную картину действительного положения льдов и состояния погоды, но и могут служить надежным предсказанием возможного распределения льдов и погоды на ближайшее время. Вполне понятно, что эти наблюдения способствуют успешному проведению каравана судов, следующих через Карское море в Сибирь, а также представляют и. большой научный интерес,выясняя изменения погоды не только в западной части Карского моря, но вообще на Севере.
Вот, в общих чертах, цели постройки первой советской полярной радиостанции на Новой Земле.
В работах по сооружению станции принимали участие 228 человек. В числе груза на Новую Землю были доставлены большое жилое здание на 15 комнат, в разобранном виде, здание радиостанции, домик под магнитную обсерваторию, баня, кладовая, две огромные шестидесятиметровые радиомачты, запасы продовольствия и угля на два года, внутреннее оборудование помещений.
Ряд непредвиденных помех, упорная штормовая погода в период, обычно самый благоприятный- для плавания на Севере,—все это задерживало экспедицию, и только 21 августа было приступлено к выгрузке на берег материалов с судов „Мурман" и „Малыгин".Пред лицом наступавшей полярной осени был дорог каждый день, буквально каждый час, а потому работа сразу же приняла характер ударной. В первый же день с „Мурмана" была полностью выгружена узкоколейка с вагонетками и почти в этот же день поставлена, заклепана и заколочена. В то время,когда одна партия завинчивала гайки узкоколейки, другая разбивала места под дом, мачты и радиостанцию, выгружала бревна для радиомачт, кирпич, цемент и части жилого дома. Сооружены были также палатки под кухню и жилье для строительных рабочих,в промерзлом грунте выкопаны рвы для закладки фундамента жилого дома, выгружены и заделаны лебедки и якоря для крепления баржи у берега, выгружена глина и, наконец,устроена мастерская-палатка для предстоящих работ по оборудованию радиостанции. А во время короткого обеденного перерыва был убит белый медведь.
Погода явилась первым условием успешного окончания сооружений.Ветры, хотя и весьма значительной силы, дувшие здесь в этот период, выбили из колеи строителей, производивших наружные работы, в общей сложности не больше чем на пять суток. Без всяких трений и задержек подвигалась работа плотников-костромичей.
Но никто из приехавших сюда строителей не представлял себе, что такое новоземельский грунт, и сколько труда пойдет на закладку в нем фундаментов под мачты для радио, под штаги, удерживающие мачты в вертикальном положении, под установку моторного двигателя, под самую станцию. На глубине уже ¾ м оказался вечномерзлый грунт, а сверху—слоистый рассыпчатый сланец, перемешанный с землей, глиной и тающим льдом.
Только успевали с превеликим трудом вырыть яму в таком грунте и вычерпать отсюда воду, как яма опять наполнялась водой. Промерзшая почва, овеянная хоть и не очень теплым новоземельский воздухом, таяла быстро, грязная жижа лила из всех пор ямы и не позволяла приступать к заделке ямы бетоном.
Решили помочь горю динамитом, заложили патрон. Но и динамит здесь не дает большого действия. Два патрона, заложенные в щель, вырвали углубление не более 1/3 метра в диаметре. На беду здесь не оказалось и подходящего песка для бетонных работ, его пришлось привозить издалека.Затем началось сооружение шестидесятиметровых радиомачт.Эти громоздкие, собранные из трех бревен, скрепленныхмежду собою деревянными крестовинами, сооружения отняли массу времени и энергии и в общем оказались неподходящими для климатических условий Новой Земли с ее исключительной силы ветрами. В марте 1928 года одну из мачт свалило ураганом.
Несмотря на неполадки, промахи и неопытность сооружавших мачты ленинградских такелажников, работа все же подвигалась быстро. На мачтовых работах выручали архангельский мачтовик С. Симонов и командир одного из судов отряда военмор П. Полисадов. Не редко в дождь и пронизывающий ветер эти не ведающие страха люди на большой высоте крепили и завинчивали к крестовинам поданные снизу огромные тридцатипудрвые бревна. 14 сентября плотники приступили к обшивке домов толем и досками, а на радиостанции тем временем устанавливали моторный двигатель.
4 октября состоялась, наконец, долгожданная проба радио.
В тот же день установилась связь с Югорским Шаром; первая ответная телеграмма оттуда—„превосходно слышу"—была лучшей наградой всему составу экспедиции за нелегкий труд. Через два дня, послав по радио донесение Совнаркому, Реввоенсовету,СТО, Госплану и Помглавкомору об успешном окончании работ по сооружению радиостанции, отряд, простившись с первыми зимовщиками новой радиостанции, отбыл в Архангельск.
Интересно отметить, что, несмотря на напряженный характер работ по сооружению станции, производившихся все время под угрозой нашествия с Карского моря ледяных масс, которые могли закупорить выход из извилистого пролива, ни на один день не прекращались научные работы: наблюдения над колебаниями уровня моря, течениями, измерения температуры и солености на глубинах, астрономические работы по определению широты и долготы радиостанции, работы по определению силы тяжести и съемочные.
Наблюдения над течениями, производившиеся в различных частях пролива, показали, что эти течения имеют приливо-отливной характер: скорость же течений в сильной степени зависит от очертания берегов, возрастая, как это наблюдается и в норвежских фьордах, в узких местах пролива и достигая там 5-6 узлов.
Под руководством магнитолога Н. Розе, в некотором отдалении от станции было сооружено на каменном забетонированном основании фундаментальное помещение для производства абсолютных магнитных измерений и установлены самопишущие приборы (три магнитографа системы Эшенгагена). Попутно были определены магнитные элементы на трех пунктах в вос- точной части пролива.
Затем здесь были установлены метеорологическая и пилотная станции. Кроме обычного комплекта устанавливаемых на наших станциях приборов, станция в Маточкином Шаре снабжена: анемометром, барографом, термографом, гигрографом, мареографом для зимней установки, набором гидрологических инструментов и двумя пилотными теодолитами.
Участник экспедиции проф. Калитин, пользуясь каждым часом солнечного дня (а их было не мало), производил актинометрические наблюдения с целью определения приходо-расхода лучистой энергии под 73° сев. широты. Им же производились наблюдения над прозрачностью атмосферы; помимо этого, Калитиным с помощью установленного им на берегу актинографа получена непрерывная запись за 15 суток.
В виду широких научных возможностей, открывающихся с установкой под 73° сев. шир. перечисленных приборов, радиостанция в Маточкином Шаре сразу же получила характер большого научного учреждения и была вскоре переименована в Геофизическую полярную обсерваторию.
Крайне неблагоприятные климатические условия Новой Земли, чудовищной силы ветры, дующие здесь не редко неделями, делают пребывание на нашей радиостанции особенно тяжелым.Сюда нужно посылать зимовщиков, исключительно здоровых физически, и психически уравновешенных. К сожалению, при наборе и отправке сюда людей недостаточно обращалось внимания на телесную и нервную „квалификацию" отправляемого, результатом чего явились тяжелые заболевания и даже смерть работника,лишь по незнанию изъявившего желание отправиться на станцию в полярную зимовку. Могилы врачей Шорохова и Федосеева, скончавшихся в первые же два года существования обсерватории в Маточкином Шаре,— наглядные тому примеры.
Но Маточкину Шару особенно не повезло. В марте 1931 года смерть скосила еще одного сотрудника — геофизика Лебедева.Скончался он не от цынги и не от черной меланхолии в своей комнате, а на посту при исполнении служебных обязанностей ,всего в нескольких метрах от дома. Он шел сменить своего товарища, производившего гидрологические наблюдения на льду.Его сопровождал начальник обсерватории. Неожиданно на полпути налетел шторм такой силы, что идти к палатке, раскинутой на льду, было невозможно, и пришлось повернуть обратно.
Вскоре повалил густой снег, и мгновенно все исчезло из глаз.Снежные комья залепляли рот, глаза, уши. С неимоверными усилиями за сутки одолели полкилометра. Более слабый Лебедев,окончательно выбившись из сил, свалился. На утро ветер еще более усилился. Начальник станции тов. Ласкинен, человек более сильный и выносливый, пытался некоторое время нести на себе Лебедева, но под конец также выбился из сил.
Видя, что спастись обоим невозможно, он положил на снег своего спутника, а сам с неимоверными усилиями дополз до станции ,находившейся всего лишь в нескольких шагах. Хотя за Лебедевым и тотчас отправились, его уже не было в живых.
Полагают, что Лебедев не замерз, а задохся от залепившей еголицо снежной корки.
Сила новоземельских ветров поистине изумительна; они во многом напоминают знаменитую новороссийскую „бору". Так же, как и там, холодный ветер, несомненно имеющий местный характер, переваливая через горные проходы, низвергается оттуда в расположенные внизу ложбины со страшной, всесокрушающей силой, достигая не редко 40 метров в секунду. Иногда сотрудник,вышедший проверить показания аппаратов, возвращается домой на четвереньках, а в пургу блуждает по нескольку часов вокруг дома, находящегося всего лишь в десятке метров от него.
В марте 1931 года зимовавший в Маточкином Шаре доктор Хазов в сильнейший шторм возвращался в жилое помещение.Идя „полным ходом", он оставался все время на месте: ветер буквально не давал ему возможности идти вперед, пришлось ползти. Кое-как, задыхаясь, доктор, наконец, добрался до дома.Тут его заметили и, бросив ему трос, сообща втянули домой. Вообще, климат Новой Земли чрезвычайно суров, и хотя холод здесь благодаря смягчающему влиянию Гольфстрема не так силен, как, например, в Якутске или Нижне-Колымске, все же здешняя погода значительно более жестка, чем на востоке Сибири. Если жесткость погоды в Якутске по формуле Бодманаможет быть определена 3,3 баллами, жесткость новоземельской
погоды определится 5,3 баллами. Зимою температура никогда не опускается ниже—40°. Зато лето всегда необычайно холодное, и даже в ясный солнечный день, когда термометр показывает -1-12°, воздух все же напоен леденящим дыханием. Холодность лета на Новой Земле объясняется большой затратой тепла на плавление огромных масс снега, полностью никогда здесь не стаивающего. Характерные Черты новоземельского климата — низкие температуры,большая влажность воздуха, значительная .облачность и туманы. Для сохранения здоровья здесь необходимо хорошеепитание.
Цынга, или иначе—скорбут, развивается в организме от расстройства питания, вследствие недостатка в пище чрезвычайно важных для организма веществ, так называемых „витаминов".
Вот почему обычно, при ежегодной отправке на станцию новой смены с запасом продовольствия на два года, уделяют такое большое внимание снабжению зимовщиков продуктами питания.
Необходимо запастись, помимо всего прочего, изрядным количеством свежих овощей, прежде всего картофелем и луком, а также наилучшего качества свежим мясом или рыбой. Это—главнейшие элементы питания во время тяжелой полярной зимовки,и горе той экспедиции, которая по халатности, небрежности или невежеству с недостаточным вниманием отнесется к этому основному правилу полярного снабжения.
Но не все на Новой Земле так уж мрачно и сурово. К светлым сторонам новоземельской жизни следует отнести прежде всего воздух. Воздух крайнего Севера необычайно чист, что играет огромную роль в санитарно-гигиеническом отношении .Чистый воздух лишен или почти лишен болезнетворных бактерий.Исследования А. Казанского, произведенные в районе обсерватории Маточкина Шара, выявили почти полное отсутствие в здешнем воздухе бактерий (1-2 бактерии на 60 куб. метрв воздуха). По сравнению с воздухом Парижа в летнее время,
воздух Новой Земли чище почти в 600 000 раз. Чистота воздуха спасает персонал радиостанции от многих болезней, весьма распространенных в наших широтах, как то—от кашля, насморка,ангины, гриппа и пр. Здесь можно пробыть с промоченными ногами несколько часов, промокнуть под дождем, даже провалиться в воду и остаться совершенна) здоровым, не получив даже легкого насморка.

Маточкин Шар, ГФ

СообщениеДобавлено: 17 Июль 2015 15:36
ББК-10
Белов М.И. История открытия и освоения Северного Морского пути. Том III. Л.: Морской транспорт, 1959 г., с.94-97.

 Строительство радиостанции Маточкин Шар - 0001.jpg
Строительство радиостанции Маточкин Шар

О необходимости постройки радиостанции в Маточкином Шаре и на мысе Желания писал еще В. А. Русанов {1}. На необходимость сооружения этих и ряда других радиостанций в западном секторе Арктики для обслуживания арктической навигации еще в годы гражданской войны настаивало Главное гидрографическое управление {2}.
Интервенция и гражданская война задержали осуществление намеченных проектов. В апреле 1920 г. с предложением соорудить радиостанции в Маточкином Шаре и на мысе Желания в Главное гидрографическое управление обратился Комитет Северного морского» пути при Сибревкоме {3}. Будучи перегружено другими срочными работами и не имея на это свободных судов, Управление не смогло выполнить просьбу Комитета. Однако в следующем, 1921 г., экспедиция на ледокольном пароходе «Таймыр» посетила Маточкин Шар и выбрала место для будущей радиостанции.
В дальнейшем вопрос о постройке новоземельских радиостанций был перенесен в центральные органы. 16 ноября 1922 г. по представлению Главного гидрографического управления вопрос о заселении Новой Земли и постройке там двух радиостанций рассматривал Президиум Госплана {4}.
6 февраля 1923 г. Президиум Госплана еще раз вернулся к этому вопросу {5}. Его постановлением намечалось проведение широких хозяйственных мероприятий на Севере СССР и, в частности, сооружение радиостанций в Маточкином Шаре и на мысе Желания, организация в губе Митюшиха научной базы легкого типа для изучения западного побережья, промыслов и природных ресурсов края. Исходя из задачи планомерного изучения и хозяйственного использования Новой Земли, Госплан предложил Главному гидрографическому управлению в навигацию 1923 г. снарядить исследовательские партии в районы, связанные е постройкой радиостанций и научных баз. Осуществление этих срочных правительственных заданий поручалось особому комитету при Академии наук под председательством академика А. П. Карпинского. В комитет вошли представители Главного гидрографического управления, Русского географического общества, Главной физической обсерватории и Гидрометеорологического комитета {6}. 7 марта 1923 г., рассмотрев доклад Госплана, Совет Труда и Обороны поручил сооружение радиостанции в Маточкином Шаре Главному гидрографическому управлению.
Выполнение правительственного задания Главное гидрографическое управление не смогло возложить только на Убеко-Север, так как оно было перегружено другими работами. Решили организовать Отдельный Северный Гидрографический отряд, в состав которого вошли гидрографические суда «Мурман», «Купава» и арендованный у Госпароходства, ледокольный пароход «Малыгин».

{1} «Известия Архангельского общества по изучению Русского Севера». 1911, № 16, стр. 342.
{2} Центр, архив Наркомата связи, ф. Радиоуправления, оп. 14/5, д. 4, 1918, л. 14.
{3} ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. 1, св. 2, д. 40, л. 1.
{4} ЦГАОР и СС, ф. 4372, оп. 1, д. 89, 1922, л. 49.
{5} Там же, л. 26.
{6} В своем докладе Совету Труда и Обороны Госплан отмечал, что вопрос об изучении Новой Земли имеет важное значение «в смысле фактического создания опорных пунктов для государства в этих района».

[94]
 Строительство радиостанции Маточкин Шар - 0002.jpg
Начальником отряда был назначен гидрограф Н. Н. Матусевич. По существу Отдельный Северный Гидрографический отряд продолжал работы Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. В экспедиции 1923 г. на Новой Земле, не считая экипажа «Малыгина» и строительных рабочих, приняли участие 239 человек {1}. К экспедиции присоединился небольшой отряд ботаников и теологов во главе с секретарем Полярной комиссии Академии наук А. И. Толмачевым {2}.
Место для постройки радиостанции выбиралось с учетом его географического положения на основных морских путях. В этом отношении Маточкин Шар, разделяющий Новую Землю на две почти равновеликие части, являлся чрезвычайно удобной позицией. Станцию решили строить близ восточного входа в пролив, так как наблюдения над льдами Карского моря должны были в работе станции занять значительное место.
Постройка жилых зданий долговременного типа в условиях вечной мерзлоты представляла в то время большие трудности. Соответствующего опыта у наших строителей не было. А вместе с тем правительственное задание на постройку радиостанции отводило сжатые сроки. Все это потребовало от руководителей и рядовых участников экспедиции большой творческой инициативы и энергии в успешном проведении беспрецедентной операции.
Поход на Новую Землю готовился в Архангельске: здесь заготовлялись разборные домики для радиостанции, комплектовался личный состав экспедиции. 14 августа три судна с двумя баржами, доверху нагруженными строительными и другими материалами, вышли в море и через пять дней достигли берегов Новой Земли в районе губы Безымянной. Войдя 20 августа в пролив Маточкин Шар, они прибыли к месту назначения — к Ночуеву ручью, где в 1768 —1769 гг. зимовал со своим судном Розмыслов.
Немедленно началась разгрузка. Фундамент основного дома, где разместились научные работники станции и руководящий состав, как впрочем и фундаменты остальных жилых домов и хозяйственных построек, сооружались из бетона. Для этого пришлось доставить на берег,

{1} Н Н. Матусевич и А. В. Соколов. Новая Земля. Вологда, 1927; Краткий отчет о деятельности Отдельного Северного Гидрографического отряда, Л., 1924.
{2} А. И. Толмачев. Из новейших исследований Новой Земли «Северная Азия», 1927, кн. I. Отчеты о работах на Новой Земле, производившихся Полярной комиссией, печатались в годовых отчетах Академии наук. Научные результаты новоземельских экспедиций Академии наук см. ААН, ф. 75, оп. 2, д. 4. 1923—1924.

[95]
 Строительство радиостанции Маточкин Шар - 0003.jpg
подняв на высоту свыше 20 метров (станция строилась на возвышенном берегу), 4500 пудов доброкачественного песку. Строительные рабочие и матросы проявили подлинный трудовой героизм. Все строительные материалы, техническое оборудование и запас продовольствия общим весом в 100 тысяч пудов были доставлены к месту работ на плечах.
За полтора месяца напряженной самоотверженной работы на северном берегу Маточкина Шара возник поселок: основное здание станции, жилой дом из пятнадцати комнат, баня, две кладовые, домик для магнитных наблюдений. Была установлена радиомачта, оборудована площадка метеорологической станции {1}. В доме разместились 10 человек персонала станции, среди которого были магнитолог, геофизик, метеоролог, геолог и биолог, имевшие в своем распоряжении все необходимое для производства научных наблюдений по широкой программе. Начальником станции был назначен Н. П. Кнюпфер. На станции имелись библиотека, пианино и другой культурный инвентарь.
6 октября 1923 г. радиостанция Маточкин Шар послала в эфир свои первые депеши. В них сообщалось: «Дружными усилиями рабочих, матросов, комсостава Отдельного Северного Гидрографического отряда вчера благополучно закончена порученная отряду работа. Построена на Новой Земле радиостанция Маточкин Шар, установлена двухсторонняя связь с Юшаром».
Раньше, чем покинуть Маточкин Шар, Отдельный Северный Гидрографический отряд произвел съемку расположения станции, определил астрономический пункт, выполнил магнитные и метеорологические наблюдения. Проводились сборы геологической коллекции, а также гидрологические исследования в центре пролива под руководством начальника партии Н И. Евгенова. В работах участвовали гидролог П. К. Хмызников, гидробиологи П. В. Ушаков и Лозинский.

{1} Н. Розе. Установка магнитной обсерватории на Новой Земле. «Записки по гидрографии», т. 47, 1923.
[96]
 Строительство радиостанции Маточкин Шар - 0004.jpg
6 октября последнее судно отряда вышло из Маточкина Шара в Архангельск.
В дни празднования 6-ой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции на Балтике и Черном море, на всех кораблях и а частях Военно-морского флота был зачитан приказ по морскому ведомству о выдающемся успехе моряков Северного флота, которые сумели в короткие сроки и без каких-либо материальных потерь осуществить смелую арктическую операцию. В приказе объявлялась благодарность всем рабочим, морякам и командному составу отряда. Как сказано в заключительной части приказа: достигнутые результаты Отдельным Северным Гидрографическим отрядом в успешном сооружении радиостанции должны быть известны всему личному составу Красного флота и морского ведомства. «Пусть этот пример послужит одним из стимулов по усилению дальнейшей работы по строительству рабоче-крестьянского Красного флота» {1}.
В 1924 г. полярная станция Маточкин Шар была преобразована в Полярную Геофизическую обсерваторию. Долгое время она являлась самой северной на земном шаре магнитной обсерваторией. На этой станции советские ученые впервые в столь высоких широтах поставили стационарные исследования природы арктических островов, полярных сияний, геомагнитных явлений. Здесь велись биологические исследования, организованные Академией наук и ее Ботаническим музеем, ежегодно направлявшим на станцию своих сотрудников. Международное значение работ Полярной обсерватории Маточкин Шар не раз признавали ученые всего мира, в частности, в 1928 г. на это указал Международный Конгресс «Аэроарктика». В 1932 г. Геофизическая обсерватория Маточкин Шар работала по программе Второго Международного Полярного года.
В последующие годы эта радиостанция играла заметную роль в оперативном обслуживании Карских морских экспедиций.

{1} ЦГАВМФ, ф. 180, д. 1068, 1922/23, л. 119.
[97]

Маточкин Шар, ГФ

СообщениеДобавлено: 27 Август 2015 19:37
fisch1
Маточкин Шар. Станция расположена на северном берегу пролива Маточкин Шар, разделяющего Новую Землю на два острова в 16 километрах от выхода пролива в Карское море, на правом берегу ручья Ночуева. Ширина пролива против станции около — 12 километров. Маточкин Шар — одно из наиболее живописных мест Новой Земли; на северном берегу пролива находятся покрытые вечным снегом горы, высотою до 1000 метров. Станция в Маточкином Шаре, расположенная в сев. широте 73°16' и вост. долготе 56°24, основана в 1923 году экспедицией Гидрографического управления. Здесь имеются следующие строения: жилой бревенчатый дом из пятнадцати комнат, дом радиостанции, баня, два амбара, сарай для живого скота, дом для магнитных самописцев и дом для абсолютных магнитных наблюдений. В Маточкином Шаре были установлены две деревянные радиомачты, высотой в 60 метров, но одну из них зимой 1928 года сломало бурей. Геофизические наблюдения производятся в Маточкином Шаре по обширной программе, почему этой станции и присвоено наименование «Полярной геофизической обсерватории». В первые годы существования станции Академия наук откомандировывала на нее научных работников различных специальностей (ботаники, геологи, биологи, микробиологи). В Маточкином Шаре имеется возможность охотиться на песцов, тюленей и белых медведей. На берегу Карского моря, в заливе Канкрина, зимовщиками выстроена охотничья избушка. Другая избушка, которой пользуются промышленники, находится на мысе Брандта. В озере около залива Тюленьего, находящемся недалеко от станции, водится много гольцов. В 85 километрах от станции, у западного устья Маточкина Шара, находится становище «Поморская Губа», с постоянным населением в двадцать пять человек (десять русских и пятнадцать ненцев). Промышленники из Поморской Губы, а также из некоторых других становищ Новой Земли, нередко посещают станцию. Полярная ночь продолжается в Маточкином Шаре 82 дня (с 11 ноября по 31 января), а полярный день — 95 суток (с 6 мая по 8 августа).

 Матшар.jpg






В обсерватории в Маточкином Шаре уже в первую зиму ее существования от цынги скончался врач станции М. В. Шорохов. Весною 1931 года здесь же, вследствие плохого снабжения станции, заболело цынгой пять человек из одиннадцати зимовщиков, притом двое — в тяжелой форме.



 Русинова И.Л..jpg


Совсем недавно, в марте 1931 г.,в Маточкином Шаре во время шторма, сопровождавшегося сильной метелью, заблудился и замерз наблюдатель М. Д. Лебедев. Но такие случаи все же являются редкими исключениями на полярных станциях


В.Ю. Визе, "Международный Полярный Год". Второе дополненное издание, Ленинград 1932. Издательство Всесоюзного Арктического Института при ЦИК СССР
viewtopic.php?f=52&t=1605&start=8#p12670

Маточкин Шар, ГФ

СообщениеДобавлено: 22 Октябрь 2015 13:42
fisch1
 Радиофронт 1935 г. №14 с.1.png
Радиофронт 1935 г. №14 с.1

Маточкин Шар, ГФ

СообщениеДобавлено: 21 Ноябрь 2015 19:50
fisch1
 ф87.jpg
Баршева М.С. Полярное море /Составили: М. Баршева, И. Бобынина и С. Дмитриев. - Москва : Огиз Гос. учеб.-педагог. изд., 1931. - 96 с.

Маточкин Шар, ГФ

СообщениеДобавлено: 27 Январь 2016 15:10
fisch1
 Матшар.К сердцу Арктики  .jpg
Водопьянов М. В .К сердцу Арктики. Ленинград : Изд-во Главсевморпути, 1939