Стерлегова (Мыс Стерлегова), МГ-2

Тема: Арктические и Антарктические полярные станции. Постоянные, сезонные.

Стерлегова (Мыс Стерлегова), МГ-2

Сообщение ББК-10 » 15 Май 2020 21:23

Рабочий вариант отчета (не полный) Н. Г. Мехреньгина о работе полярной станции мыс Стерлегова за 1948-49 гг.

 88.jpg
-1-

ОТЧЕТ
о работе полярной станции мыс Стерлегова за 1948-49 гг


Новая смена работников в составе: Начальника станции Мехреньгина Н. Г., гидрометеорологов Андреева С. В., и Беляева В. В. радиотехника Сидорова В. С., плотника Попова Д. Е. и повара Поповой Н. С. прибыла на полярную станцию мыс Стерлегова 10 августа 1948 года. Из числа старых работников станции остались на повторную зимовку старший радиотехник Плешаков М. Т. и старший гидрометеоролог Плешакова А. С. Бывший начальник полярной станции Харитонович Б. Г., гидрометеоролог Харитонович Н. И. и плотник Суровешкин Г. И. с женой после сдачи материальных ценностей с пароходом "Леваневский" выехали на остров Диксон 13 августа. Одновременно для работы на полярной станции мыс Стерлегова прибыла экспедиция Арктического научно-исследовательского института в составе: начальника экспедиции Козлова М. П., младшего научного сотрудника Белоликова А. И., актинометриста Коптева А. П. и рабочего Чиркова Б. А., которые согласно распоряжения начальника УС и ПС тов. Ходова М. И.[?], были размещены в доме полярной станции и приняты на полное продовольственное снабжение /оплата за питание производится через бухгалтерию АНИИ/.
Для строительных работ на полярную станцию прибыла бригада рабочих Архстройконторы, в составе: Плотник Черепанов /бригадир/, печники Кочнев и Волков.
Разгрузка судна и приемка материальных ценностей от бывшего начальника станции Харитонович, были начаты немедленно после постановки судна на якорь.
Вечером 12 августа были закончены, работа по разгрузке судна и уезжающие работники полярной станции были приняты на борт парохода "Леваневский" и он отошел 13 августа.
Немедленно после отхода парохода были начаты работы по вскрытию и проверке грузов пришедших на стронцию, которые в большинстве были в достаточном количестве и надлежащего качества. На все недостающие грузы были составлены соответствующие коммерческие акты. Вся документация на приемку грузов поступивших на станцию, была своевременно отправлена в бухгалтерию УС и ПС. После разборки, сортировки прибивших грузов последние были убраны в имеющиеся на станции складские помещения, которые ни в коей мере несоотвествовали своему назначению для длительного хранения продовольствия /были сыры, на полу стояла вода и грузы подвергались порче/.
С 13 августа строительные рабочие начали производить кладку печей и другие работа. Для их ускорения работниками станции и экспедиции им была оказана помощь в виде: подноски кирпича, /всего поднесено до 15 тысяч штук кирпича/ и необходимого количество песка и глины.
Следует отметить что привезенных из Архангельска песка и глины оказалось недостаточно и последние были изысканы на месте.
На расстоянии 150-200 метров от дома станции, научным сотрудником экспедиции Белоликовым были найдены несколько сортов глины, после анализа и заключения специалистов-печников, лучший сорт из них был употреблен для кладки

 89.jpg
-2-

печей. Печи сложенные на этой глине, после усиленной топки в течение года не обнаружили дефектов.
Все строительные работы, в том числе кладка десяти штук новых печей и перекладка каменки в бане, была закончена к 28 сентября, после чего строительные рабочие выехали со станции на Г/С "Мурманец" прибывшим на станцию с грузом свежего картофеля. Кроме указанных строительных работ, в августе и сентябре силами работников станции и экспедиции, были произведены следующие работы: 1/ Поднесено на расстояние 300 метров до 100 штук готовых брусьев 30 на 20 смтр. длиною 5,5 и 6,5 метров, предназначенных для строительства продовольственного склада и начато строительство склада. 2/ Установлена и сдана в эксплоатацию привезенная аккумуляторная батарея марки НКН-100 состоящая из 100 элементов. Формовка батареи производилась с помощью агрегата Л-3/2 и генератора ПН-10, завезенного тоже в 1948 году. 3/ Сменены все пришедшие в негодность оттяжки на двух радиомачтах высотою 22 метра. 4/ Одновременно производились работы связанные с подготовкой жилых помещений и оборудования к зимнему периоду: А/ Засыпан цоколь дома шлаком Б/ заготовлено необходимое количество дистиллированной воды В/ сделана недостающая электропроводка в жилом доме Г/ Отремонтирован приемник ПД-4. Д/ заготовлено 10 кубометров дров.
В августе и сентябре 1948 года старший радиотехник Плешаков М. Т. и старший гидрометеоролог Плешакова А. С. уделяли большое внимание передачи практических навыков работы в производственных условиях новой смены молодых работников: курсантов Московских курсов Беляеву и Андрееву и окончившему Ленинградское Арктическое училище радиотехнику Сидорову. В результате, уже в сентябре вновь прибывшие работники освоили весь комплекс работ и приступили к несению самостоятельной вахты. Благодаря своевременной передачи опыта молодым работникам, основные работы по радио-связи и производству гидрометеорологических наблюдений не испытывали трудностей.
Так, в сентябре план основных работ выполнен: по радиосрокам на 193 %, по радиообмену на 231% и по производству гидрометеорологических наблюдений на 233%.
Следует отметить, что станция несет большую работу по обслуживанию судов и самолетов.: в сентябре по обслуживанию судов было 156 сроков с обменом 910 слов, по обслуживанию самолетов 21 срок, с обменом 756 слов и 136 часов радионаблюдений за самолетами.
В третьем квартале план основных производственных работ выполнен: по радиосвязи на 202% по радиообмену-148% и по производству метеорологических наблюдений на 233%.
В октябре месяце основное внимание работников станции было направлено на выполнение работ связанных с подготовкой станции к зимнему периоду, в числе этих работ были следующие: 1/ Полностью закончено строительство нового склада для продовольственных и промтоварных грузов, размером 5,5х6,6x3,6 метров, общая площадь 36,3 кв. метра; кубатура-120,7 метра, в который перенесены все

 90.jpg
-3-
продовольствие, промтовары и спец-одежда.
Технический склад который более или менее удовлетворяет минимальным требованиям, оставлен на старом месте /чердак скотника/. 2/ Согласно указания инспектора Суворова сделана ограда метео-площадки и произведен мелкий ремонт установок. 3/ проконопачени пазы стен, сделана внутренняя обшивка стен, 4 потолка фанерой, шпаклевка и покраска стен пола и потолка кают-компании, общей площадью 150 кв. метров. 4/ Заготовлено дров плавника 15 кубометров.
5/ Для дополнительного питания сотрудников станции за сентябрь и октябрь заготовлено 50 кгр рыбы гольца и 1000 кгр. мяса оленя. 6/ Для корма собак заготовлено 700 кгр мяса морзверя. 7/ для хранения в свежем виде мяса, дичи к рыбы а также привозных скоропортящихся товаров / масло животное/ в летнее время сделан погреб-ледник/ в вечной мерзлоте, емкостью 20 кубометров и произведена его засыпка шлаком. 8/ проведена дополнительная проводка р/трансляции во все жилые комнаты и кают-компанию, отремонтирован приемник 7-Н-2;
По сообщению исполняющего обязанности начальника Главсевморпути тов. Кузнецова, нам присуждена третья премия во Всесоюзном социалистическом соревновании за работу в третьем квартале 1948 года, в сумме 360 рублей.
Основные плановые работы станции в октябре 1948 года производились в соответствии с программой и выполнены: по радио-связи на 170%, по обмену на 168%, кроме этого было 276 сроков связи с судами при обмене 5520 слов и 319 часов дополнительных сроков наблюдений и дачи радио-пеленгов судам. 5 сроков связей с самолетами: при обмене 209 слов и 31 час наблюдений слуховой радио-вахты за самолетами. Таким образом в октябре месяце были закончены все наружные основные работы связанные с подготовкой к зимнему периоду и в ноябре приступили к благоустройству внутри жилых помещений: сделана переборка и покраска полов в трех жилых комнатах с подсыпкой под пол шлака общей площадью 50 кв. метров.
21 ноября сильным штормом оборвало одно крыло ветряка, для устранения этой аварии нам пришлось потратить много времени, ввиду того, что имеющиеся в запасе махи не подошли флянцами соединения с тройником ветрового колеса, /дыры которые имеются на флянцах маха заводом изготовлены с разметкой меньшего диаметра центра дыр от центра оси: маха, их пришлось каждую распиливать для пяти-восьми миллиметров в одну сторону, но так как на станции нет ни одного круглого напильника, то эта операция заняла много времени, однако дыры были распилены трехгранным напильником и мах соединен с тройником 23 ноября./
После пуска в работу ветродвигателя обнаружилось, что вновь поставленный мах легче стоящих двух старых, ввиду чего получается большая неравномерность хода ветряка, сильное качание всей головки и складывания ветрового колеса с хвостом/во время сильного ветра происходит обрыв цепи ограничения хвоста/. 25 ноября произведена, возможная на месте, балансировка ветрового колеса, под обтекатель нового маха пришлось добавить свинцовую пластину весом 1,8 кгр., на цепь ограничителя хвоста поставить буферную пружину, после чего ветряк начал работать равномерно, качание головки не замечается, но все же во время

 91.jpg
-4-

сильных ветров, свыше 20 метров в секунду, складывание ветрового колеса с хвостом наблюдается, хотя цепь ограничения после установки буферной пружины не обрывалась, воизбежании повторной аварии, ветряк при силе ветра свыше 20 мтр в секунду, останавливаем.
17 декабря в шариковом подшипнике редуктора со стороны малого шкива раскололось два шарика и ими выкрошило ребро обоймы, в которую они заключены, так как запасного нужного подшипника марки №1608 на станции нет, то был поставлен более, узкий однорядный, подошедший по наружному диаметру в гнездо и внутреннему по валу, на котором и работает ветряк по настоящее время.
В общем характеристика ветряка Д-5 следующая: установлен он в 1939 году и не проходил капитального ремонта, ему необходимо сменить: две старых лопасти, заменить два подшипника вертикального вала, сменить кронштейн хвоста с шкворнем, сменить шариковые подшипники редуктора и головки. Из перечисленных деталей на станции имеется только два запасках маха.
В связи с завершением навигации в окончании работ по подготовке к зиме, у сотрудников станции появилось больше свободного времени, что дало возможность к проведению общественно-политической работы: было создано политкружка, кружок по изучению биографии Владимира Ильича Ленина и кружок по изучению истории ВКП/б/. В первом кружке занималось 10 человек, а во втором 9 человек, преимущественно комсомольцы и члены ВКП/б/, занятия продолжались до первого мая. Кружок по изучению биографии Ленина закончил свою работу полностью. В кружке по историк ВКП /б/ изучено три первых главы. Руководил кружками начальник экспедиции АНИИ Козлов М. П.
Основные плановые работы станции в течении четвертого квартала 48 года производились с полным соответствием с плановым заданием и выполнены: по срокам радио-связи на 154%, по обмену на 165%, по производству гидрометеорологических наблюдений на 135%. Перевыполнение плана объясняется: введением дополнительных сроков связи и метео-наблюдения за самолетами в октябре, ноябре.
Следует отметить, что обслуживаемое количество судов и самолетов, сократилось по сравнению с третьим кварталом 48 года в виду закрытия арктической навигации. Минусом нашей работы по гидрологии необходимо отметить, то что предусмотренные программой установка мареографа на льду произведена лишь в январе 49 года, в виду того, что от припая на котором предназначалась установка мареографа в близком расстоянии до одного километра часто открывалась чистая вода и не было уверенности, что сильным ветром не унесет и припай.
Как показала практика, в дальнейшем установлено, что механизм мареографа при температуре ниже минус 30 градусов работает с перерывами.
29 декабря гидрометеоролог Андреев С. В. не смог произвести 13-ти часовой срок климатологических наблюдений, мотивируя сильной пургой, указанный срок был произведен на один час позднее старшим гидрометеорологом Плешаковой.
Андреев за свой недостойный поступок бил наказан, освобожден от должности метеоролога и переведен в разнорабочие.

 92.jpg
-5-

С начала января 49 года основной работой станции являлись плановые работы, по радио-связи и производству гидрометеорологических наблюдений, кроме того продолжались ремонтные работы в жилом доме, переборка полов и их покраска, установка внутренних досчатых переборок предусмотренных проектом дома.
Из хозяйственных работ производилась подвозка и распиловка заготовленных дров. 28 декабря установлен ледовый футшток, и 8 января мареограф, 1 марта сделан ледовый разрез по заданию бюро погоды Диксона, протяжением 10 километров.
В качестве подготовительных мероприятий по лучшему обслуживания авиации и судов в предстоящую арктическую навигацию в первом квартале произведены ниже следующие работы: По радиостанции: Сменены все провода бывшие до этого не упорядоченными, поставлены надлежащего сечения и все соединения пропаяны; произведен профилактический ремонт аккумуляторов; смонтирован одноламповый генератор для контроля передачи радио-оператора.
План основных работ за первый квартал 49 года станцией выполнен: по срокам связи на 201%, по обмену на 157%, по производству гидрометеорологических наблюдений на 156%, кроме того был произведен 21 срок связи с самолетами с обменом 4738 слов и 69 часов слуховой радио—вахты наблюдения за самолетами. Решением руководства Главсевморпути за перевыполнение плана работ по радиосвязи и производству гидрометеорологических наблюдений, коллектив полярной станции получил премию в сумме трех тысяч рублей.
Начиная с апреля одновременно с проводимыми плановыми работами производились -основные работы связанные с подготовкой к арктической навигации, заключающееся в нижеследующем; А/ произведен текущий ремонт всех бензиновых двигателей находящихся на станции. Б/ сменен электролит во всех аккумуляторных батареях, которые предварительно перед этим промыты дистиллированной водой, для производства водой сделан силами работников станции дистиллятор, производительность 5-8 литров воды в час, на местном топливе - дрова, таким образом был полностью исключен расход дорогостоящего авиационного бензина необходимого для имеющегося на станции американского дистиллятора, и последний был законсервирован и убран на склад как резерв, кроме этого исключена полностью опасность пожара, могущего произойти от бензинового дистиллятора находящегося в непосредственной близости к машинному отделению и силовой-досчатой пристройки, кладовки.
Имеющееся на станции силовое оборудование как показала работа, полностью обеспечивает производственные и бытовые нужды станции. Кроме перечисленных работ сделали две мягкие кушетки и один диван. План основных работ за второй квартал станцией выполнена по срокам связи на 277%, по обмену на 192%, по производству гидрометеорологических наблюдений на 154%. Кроме того было 158 сроков связи с самолетами с обменом 2258 слов и 509 часов слухового радио-наблюдения за самолетами. Перевыполнение плана объясняется значительным количеством обслуженных самолетов.

 93.jpg
-6-

БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛЯРНОЙ СТАНЦИИ.

Благодаря наличия большого количества жилой площади /в доме 165 кв. метров и своевременному приведению ее в благоустроенный вид, путем устройства отопительных голландских печей и других работ связанных с благоустройством дома, как то конопатка наружных стен, переборка и покраска полов, также обшивки стен и потолка кают-компании фанерой и покраска их, коллектив станции и экспедиции не ощущал сколько нибудь скученности и неудобств в жилище, /минимальная жилая площадь на холостяка была 6 кв. метров на человека/, в одной комнате площадью 12 кв. метров жило два человека и только таких комнат заселенных было две. Все остальные сотрудники станции и экспедиции имели в своем распоряжении более значительную жилую площадь.
При минимальной температуре наружного воздуха в декабре и январе доходившей до минус 43 градуса, в комнатах температура не опускалась ниже плюс 16 градусов и то только это явление можно было объяснить несвоевременной топкой печей живущего в данной комнате. При всех других условиях температурный режим в жилых комнатах был даже выше нормального и иногда доходил до плюс 25-30 градусов. Приведение в благоустроенный вид помещения кают-компании, нам дало возможность всем коллективом слушать по радио все происходящие события в нашей стране также обзор событий происходящие заграницей, принятие пищи в установленное расписанием время и собираться в дни Великих праздников, которые отмечает наша страна.
Благодаря наличию диких оленей в районе станции /охота на них производилась в тундре максимум в 40 километрах от станции/, наи удалось убить в течение года до 40 штук оленей и с устройством в вечной мерзлоте погреба-ледника создали в изобилии полную обеспеченность в свежем мясе, как оленя так и дичи - круглый год, не по норме, а по потребности. Этим все сотрудники весьма довольны и с этой стороны не было каких либо неудовольствий и нареканий на бытовую сторону жизни.
Несмотря на проявленную инициативу и большую затрату энергии по вылову рыбы осенью 1948 года нам не удалось обеспечить себя рыбой на зиму, что в последствии в полной мере компенсировали мясом оленя и с наступлением весны куропатками, которых убили около пятисот штук. С предполагаемой штукатуркой внутри дома и наружной его обшивкой, бытовая сторона жизни еще намного улучшится.

 94.jpg
-7-

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОТРУДНИКОВ СТАНЦИИ

Считаю необходимым долгом отметить, что сотрудники станции: старший радиотехник Плешаков М. Т., старший гидрометеоролог Плешакова А.С. и плотник Попов являются дисциплинированными исполнительными, знающими свое деле старыми работниками арктики.
Особо отмечаю впервые работающих на полярной станции радиотехника Сидорова В. С. повара Попову Н. С.
Сидоров является отличным товарищем в быту, хорошим работником по своей специальности, не считающийся со временем, полагающимся для отдыха, в течении всего года работает, как над своим совершенствованием в области своей оперативной работы, так и выполнении большинства работ связанных с сохранением аппаратуры и оборудования в надлежащем порядке и благоустройством станции. Товарищ Сидоров бывший воспитанник Ленинградского Арктического Училища.
Повар Попова М. С., при наличии дополнительной нагрузки для нее ввиде состоящих у нас на довольствии четырех человек членов экспедиции АНИИ при частичной помощи выделенного рабочего экспедиции /подноска воды, угля/, в течении всего года работает неутомимо, готовит вкусно пищу, хороший хлеб, держит в чистоте кухню, за что все сотрудники станции и экспедиции весьма ей благодарны.
Что касается гидрометеорологов Андреева С. Б. и Беляева В.В. со своей стороны отмечаю следующее: Андреев С. В. с момента,прибытия на станцию не вполне добросовестно относился к своим обязанностям, работал с ленцой, о чем имеется несколько рапортов Плешаковой, которые я вам направил в мае 1949 г. с письмом, копии рапортов Плешакова приложила к научному отчету.
Андреев в декабре 1948 г. опоздал на один час климатологического срока метеонаблюдений и имеет ряд других опущений в работе, за что был отстранен от работы метеоролога и был переведен на должность разнорабочего.
Беляев В. В. по заявлению старшего гидрометеоролога Плешаковой полностью освоился со своей специальностью и она вполне удовлетворена его работой, но я со своей стороны отмечаю, что работу выполняет в соответствии с его желаниями и настроением, всю же остальную, необходимую для нормальной работы станции, он выполняет с натяжкой-неохотой, часто после нескольких напоминаний.
Необходимо отметить; что предусмотренные программой работы по гидрологии, по моему мнению, у нас находятся на невысоком уровне.
Все работы связанные с гидрологией Плешакова и Беляев считают второстепенными, в особенности установка футштока и мареографа и выполняют их по стольку, по скольку требует крайняя необходимость, по их мнению она должна быть отделена от работы метеорологов и для этой цели должен быть дополнительно специалист-гидролог. Во время установки футштока зимой на льду, я рекомендовал Беляеву вморозить в лед трубу максимум трех метров длиной, он же сделал по своему и вморозил пятиметровую, в результате чего, при наибольшем отливе нижний конец трубы уперся в грузик с камнями - якорь нижнего конца троса и трубу изогнуло дугой, вследствии чего точные наблюдения прервались на несколько дней.
Буй для определения высоты волны было рекомендовано Беляеву поставить на 18 мм. стальном тросе, он же поставил его на 8 мм. тросе и при штормовой пого-

В таком виде публикуется впервые.
© Документ из семейного архива Мехреньгиных.
© Сканирование Николай Смирнов.
© OCR - ББК-10 (Александр Стеблев)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Стерлегова (Мыс Стерлегова), МГ-2

Сообщение ББК-10 » 25 Май 2020 15:53

"Дневник полярной станции мыс Стерлегова" из архива Н. Г. Мехреньгина.
Дневник, после расшировки и OCR, будет опубликован в разделе "Личные и семейные архивы" отдельной темой.

 1.jpg
Дневник полярной станции мыс Стерлегова

Начат 1 марта 1948 года.

[л.1]
 2.jpg
В 1934 году основана полярная станция мыс Стерлегова.
Строилась станция под руководством К. Званцева.
В 1935 году перенесена на новое место, в 4 клм. восточнее, где и расположена в настоящее время.
Ш. 75°24'7" Д 88°54'5".
В 1944 году станция сожжена немцами, прибывшими на двух подводных лодках, а штат станции увезен в Германию.
На прежнем месте станция восстановлена [на-зачеркнуто] в 1945 году /выстроен 2х - этажный дом; от прежних построек остались: баня, ветряк, скотник/.
Дом выстроен под руководством Н. Г. Мехреньгина.
В этом же доме временно была расположена силовая и аккумуляторная.
Дом строительством не закончен. Печей постоянных нет. Времянки приходится топить круглые сутки, переводя много топлива. Брус стен растрескался; через щели проникает холод. Нерационально расходуется кухонное тепло, т. к. кухня изолированна от остального дома.
В августе (22) прибыла на п/станцию, на л/к "Сибиряков" и п/х "Ораниенбаум" (груз) новая смена:
Нач. ст. Харитонович Б. Г.
Ст. р-техник Плешаков М. Т.
Ст. гидрометеоролог Плешакова А. С.
Гидрометеоролог Харитонович Н. И.
Повар Николаева Н. А.
Плотник Суроветкин Г. М.
Иждивенка Суроветкина М. И.
Сын Плешаковых 5 лет.

[л.1об]
 3.jpg
Сразу было начато строительство электросиловой, которая была сдана в эксплоатацию к 7 ноября 1947 года.
К этому же времени были перенесены со второго этажа, во вновь оборудованные силами коллектива, в первом этаже радиорубку и метеокабинет. Была отделана, выкрашена столовая. Для отделки жилых комнат материала не хватило.
Из за хозяйственных работ и совмещения обязанностей механика, заготовить на зиму достаточное количество рыбы, оленя и морзверя на корм собакам не удалось.
К 1му окт. 47 г. восстановлен ветряк.
2 февраля, ветром до 50 м/сек. сломан кронштейн, погнуты лопасти - ветряк вышел из строя.
1 ноября начат песцовый промысел. В ноябре поймано 38 песцов, в феврале 12 штук.
5 марта 48 г. убит в тундре дикий олень (было 3 шт.).
Чистый вес мяса 50 кгр.
8 марта приходило 4 чел. с 4мя собаками из пос Михайлова. 10 марта ушли обратно.
23 февраля начаты футшточные наблюдения на льду. Толщина льда 10/III 160 см.
В феврале видели на Ленивой след медведя идущий на запад, в море.
В феврале морозы доходили -46°.
27 марта. Прекратили промысел песца. Видели следы куропаток.
29 марта. Делал посадку самолет Ли-2 Н-472 пилот Белявский. Прилетел работник райрыболовсоюза Кузнецов и два сотр. НКВД. - направл. на пос м. Мих.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Стерлегова (Мыс Стерлегова), МГ-2

Сообщение Михаил Каверин » 25 Май 2020 18:04

Александр Иванович, не первый раз вижу Вашу вопросительную реакцию на инициалы Ходов М.И.
Но действительно был такой человек-Ходов Михаил Иванович. Тоже по радийной части. Но только однофамилец Василия Васильевича.
Самый известный факт тот, что после строительства радиоцентра на мысе Шмидта Ходов В.В. сдавал его Ходову М.И.
Но знакомы были ещё раньше по работе на Московском радиоцентре ГУСМП.
Михаил Каверин
 
Сообщения: 260
Зарегистрирован: 04 Сентябрь 2017 22:14

Стерлегова (Мыс Стерлегова), МГ-2

Сообщение ББК-10 » 25 Май 2020 20:06

Михаил Каверин пишет:Александр Иванович, не первый раз вижу Вашу вопросительную реакцию на инициалы Ходов М.И.
Но действительно был такой человек-Ходов Михаил Иванович. Тоже по радийной части. Но только однофамилец Василия Васильевича.
Самый известный факт тот, что после строительства радиоцентра на мысе Шмидта Ходов В.В. сдавал его Ходову М.И.
Но знакомы были ещё раньше по работе на Московском радиоцентре ГУСМП.

Спасибо, Михаил!
Я помню М.И. по теме мыса Шмидта. А был ли он в 1947-48 гг. начальником УС и ПС ГУСМ?
В.В. был оным вроде до 1947 г.
Или у них преемственность, в 40-м В.В. сдал М.И. радиоцентр на м.Шмидта, а в 1947 г. должность начальника УС и ПС ГУСМП?
В известном Указе ПВС СССР от 2.12.1945 по ГУСМП они рядышком. В.В. начальник радиоцентра, а М. И. начальник полярной станции. :
 1 -0.jpg
 12 - Ходовы.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Стерлегова (Мыс Стерлегова), МГ-2

Сообщение Михаил Каверин » 25 Май 2020 20:38

Да , так и было. Когда у Стромилова началась череда личных трагедий на Диксоне, ему на замену срочно отправили Ходова в конце 1946.
Михаил Каверин
 
Сообщения: 260
Зарегистрирован: 04 Сентябрь 2017 22:14

Стерлегова (Мыс Стерлегова), МГ-2

Сообщение ББК-10 » 25 Май 2020 20:46

Спасибо!
Вспомнил: http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php ... 43&#p63643
Моя сноска не верна.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Стерлегова (Мыс Стерлегова), МГ-2

Сообщение ББК-10 » 04 Июнь 2020 20:40

Советская Арктика, 1937, № 1, с.40-43
 Советская Арктика, 1937, № 1, с.40-43 Званцев-мыс Стерлегова - 0001.jpg
К. М. ЗВАНЦЕВ
ДВЕ ПОЛЯРНЫЕ НОЧИ

Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек,
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.

На сотни миль ни одной живой души, только холодный норд-ост пролетает над мысом Стерлегова и плещется студеное Карское море. Близится зима, недалека трехмесячная полярная ночь. В порывах ветра невольно" ловишь злой визг пурги. Черны скалы, мрачно небо, сурова Арктика.
Не к солнечному югу, не к тропическим пальмам, не к экзотике голубого теплого моря, а к этим черным скалам, к студеному морю, к неприветливому небу, ко льдам, к полярным сполохам, к тяжелому труду, к тебе, родная Советская Арктика, рвется горячее сердце.

Из дневника
19 сентября 1934 года, борт „Малыгина", рейд мыса Стерлегова.
Это — последние минуты на борту корабля. У борта стоит наша моторная шлюпка в полной готовности. Несколько строк записи в дневник, и все! Мои спутники уже прощаются. Я сейчас передал письмо Отто Юльевичу в Москву. В каюту доносятся последние аккорды пианино из кают-компании, —это второй штурман на прощание играет вальс.
Плавание во льдах окончено. Героический, аварийный, но выполняющий свой долг "Малыгин" вписывает новую строку в историю освоения Советской Арктики, зажигает новую полярную точку — мыс Стерлегова.
Гудок... Меня зовет Джен на палубу.

20 сентября 1934 года, мыс Стерлегова, 75°24'19", 88°57'11"
Темный осенний вечер... Только что окончили работу. Работы еще очень много, месяца на два. Ведь нас всего пять, из пяти — одна женщина.
Вчера закончили выгрузку, свезли на берег последние ящики. Затем все, за исключением каюра Румянцева, оставшегося на берегу для охраны дома от пожара (уже были затоплены печи), вернулись на борт родного "Малыгина".
[40]

 Советская Арктика, 1937, № 1, с.40-43 Званцев-мыс Стерлегова - 0002.jpg
[41]
На "Малыгине" банкет. Идеально чистые скатерти, стаканы, бокалы, на столах цветы, вывезенные с Большой земли и любовно сохраняемые весь рейс, сверкающие приборы — все это придает кают-компании праздничный вид. Команда оживлена, приоделась: кто в форме, кто в заграничном костюме. Моряки рады, что после стольких неудач, после аварии они все же выполнили задание командования. Лица моряков сияют. Мы стараемся быть им в тон, но, скажу честно, это не вполне выходит. Я лично очень взволнован и как-то раздваиваюсь. С одной стороны, я полон гордости от сознания, что со своим коллективом я первый буду обживать, заселять, строиться на этой почти неисследованной земле, осваивать, изучать ее. С другой стороны, когда я смотрю на группу смелой молодежи с юношескими лицами, я задумываюсь над тем, смогу ли я заменить им хотя бы отчасти то, что они оставили там, на Большой земле. Смогу ли я ими руководить так, чтобы после не было стыдно?
Попав впервые в Арктику, они прислушиваются к себе, к своим мыслям. Их мысли, вероятно, там, далеко, на солнечной земле, среди шума городов.
Банкет начался очень весело. Вместе с моряками мы пели, танцо-вали, получили подарки. Самую большую радость доставило преподнесенное нам командой "Малыгина" знамя "Белой Земли". Эту Белую Землю, находящуюся где-то за Землей Франца-Иосифа, безрезультатно искала экспедиция на "Малыгине". Белую Землю не нашли, и знамя, которое должны были поднять на таинственной Белой Земле, экипаж „Малыгина" передал моей группе полярников-комсомольцев. От имени группы я ответил, что мы сделаем все, что только в человеческих силах, все, на что способны большевики, что всю нашу жизнь мы посвящаем партии, делу исследования Арктики.
Но вот гудок... второй... третий... мы замерли.
— Прощайте! — говорю я и иду в свою каюту провести последние минуты на корабле.
Наконец все у борта, мои спутники стоят трогательной группой, им усиленно жмут руки, обнимают их. Начальник экспедиции Поляков дарит Дженни цветы, иголки, нитки. Все стараются чем-нибудь нас одарить. Это слишком уж трогательно, и я даю команду садиться в прыгающую на волнах моторную шлюпку. Первой спускается по трапу Дженни. Крики "ура" — и мы отошли от борта. Ледокол прогудел приветствие, застучала лебедка, выбирая якорь.
Мы на берегу. Наши полярные друзья — собаки, с которыми мы должны были делить радость и горе в течение полярного года, встречают нас радостным лаем. Ледокол выбирает якорь, разворачивается и, салютуя сиреной, идет на запад. Мы отвечаем выстрелами из винтовок и, невольно взглянув друг на друга, думаем: теперь мы можем надеяться только на себя...
* * *

Зачем была организована станция на мысе Стерлегова и какие задачи перед нами стояли?
Помимо метеорологической точки и пункта радиосвязи, мыс Стерлегова является еще и основной базой для разведочных самолетов в период навигации. На Стерлегове протекает большая река Ленивая, защищенная высоким берегом от ветров северных румбов. Благодаря ее извилинам и течению, лед в реку не загоняется. Оба эти обстоятель-

 Советская Арктика, 1937, № 1, с.40-43 Званцев-мыс Стерлегова - 0003.jpg
[42]
ства обеспечивают спокойную якорную стоянку самолетам. Для большей оперативности разведочных самолетов необходимо было иметь авиабазу возможно ближе к центру авиационного театра. Авиабаза должна иметь стационарную радиостанцию для получения метеосводок, прогнозов, для приема и передач депеш с результатами разведок и для непосредственной связи с самолетами в воздухе. Во время стоянки летный состав самолета нуждается в отдыхе и питании, — все это можно сделать только в нормальных базовых условиях. Авиабаза должна иметь также и запас бензина и масла. Таковы многообразные причины, которые побудили к организации станции на Стерлегове, — прекрасная идея, вполне оправдавшая себя в навигацию 1936 года, когда условия работы летного состава были наиболее тяжелы.
К сожалению, с самого начала организации авиабазы была допущена большая ошибка в смысле территориального расположения базовых строений. Вспоминаю разговор с летчиком Алексеевым, пользующимся большим авторитетом в полярной авиации. Узнав, что мы идем на остров Русский, он с сожалением сказал мне: "Эх, да не на Русском нужно ставить точку, а на Стерлегове! Русский никогда не будет авиабазой".
Я заинтересовался Стерлеговым, и мы долго проговорили о его перспективах. Помню, Анатолий Дмитриевич даже набросал мне небольшой план местности, указав, в каком месте необходимо ставить радиостанцию. Я вполне согласился с мыслью о целесообразности организации точки на Стерлегове, но приказано было итти на Русский, и приказ необходимо выполнить. Однако, благодаря "удачному" стечению обстоятельств (в течение двух месяцев мы бились во льдах, безуспешно пытаясь подойти к Русскому), я имел возможность выгрузиться на Стерлегове.
Когда возник вопрос о том, где ставить радиостанцию, я указал капитану Грозникову место, где необходимо было выгрузиться (это место находилось в 8 километрах к востоку от устья реки Ленивой и соответ-

 Советская Арктика, 1937, № 1, с.40-43 Званцев-мыс Стерлегова - 0004.jpg
[43]
ствовало той точке, какую указал на плане А. Д. Алексеев), Грозников решительно воспротивился и, несмотря на самые решительные мои заявления и доводы, начал выгрузку в 2 километрах от устья реки, мотивируя тем, что в телеграмме сказано: „Ставьте радиостанцию в устье реки". Так буква приказа затмила здравый смысл.
Летом в навигацию прилетели Алексеев и Махоткин. Когда прибыл А. Д. Алексеев, то сразу стала очевидной необходимость переноса авиабазы с радиостанцией на 6 километров к востоку, на чем я и настаивал. Радиостанция была слишком далеко от места якорной стоянки самолетов и, вполне естественно, много от этого теряла.
Анатолий Дмитриевич Алексеев начал переписку с командованием о необходимости переноса радиостанции на 6 километров к востоку. Командование запросило меня, смогу ли я справиться с этой задачей, и просило указать сроки. Я ответил, что надеюсь справиться при условии помощи команды, срок — две недели.
Началась горячая пора. Разобрали старый дом, начали строить новый. Чертежи обоих домов мне пришлось перечертить, внутреннюю планировку перепланировать. Нужно сказать, что строительные организации до сих пор планируют и строят отвратительные, мало подходящие для Арктики дома.
В две недели, как и было обещано, мы поставили два дома, распланировав их по-новому. Мало того, сверх плана за счет экономии удалось построить моторно-механическую и баню.
Как мы жили? Жили дружно. Зимуя два года, ни одной минуты не чувствовали себя одинокими, оторванными от родины. Мы жили одной жизнью с Советской страной. У нас было все, начиная с предметов бытового обихода и кончая вечерней газетой. Радио мы использовали полноценно, были в курсе всех событий Большой земли.
В декабре 1934 года нас постигло большое несчастье. По радио мы узнали, что от руки продажной сволочи погиб Сергей Миронович. Это был самый тяжелый момент на зимовке...
С первого же дня зимовки поставили перед собой задачу: производительно работать и культурно жить. Систематически вели метеонаблюдения, подробно изучали район, охотились на диких оленей и медведей.
По просьбе командования моя группа целиком осталась со мной на второй год зимовки. Кроме того, на второй год к нам прибыло пополнение в количестве четырех человек, в том числе геолог для исследования и геологической разведки района, так как мной были найдены следы оруденения.
Незаметно и не напрасно пролетели два года. Скоро снова придет весна, навигация, а там опять в родные просторы Арктики — об этом мечтают и мои товарищи — отдать все силы, все свои знания и опыт делу освоения Северного морского пути на благо нашей прекрасной родины.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Стерлегова (Мыс Стерлегова), МГ-2

Сообщение ББК-10 » 27 Декабрь 2021 16:31

Званцев пишет:К сожалению, с самого начала организации авиабазы была допущена большая ошибка

Правда, 1934, № 259, 19 сентября

 Правда, 1934 , № 259, 19 сентября - ПС ОСТРОВ РУССКИЙ МАЛЫГИН.jpg
СТАНЦИЯ НА БЕРЕГУ ХАРИТОНА ЛАПТЕВА.

ЛЕДОКОЛ «МАЛЫГИН», 18 сентября. (Радио спец. корр. "Правды"). Выйдя из льдов, мы получили распоряжение О. Ю. Шмидта построить полярную станцию не на острове Русском, как предполагалось раньше, а на материке, на Берегу Харитона Лаптева. Сейчас стоим у устья реки Ленивой, открытой в прошлой году экспедицией Ландина. Собрали плоты: команда и весь состав экспедиции приступили к разгрузке. Зимовка у устья Ленивой явится промежуточной базой между островом Диксоном и мысом Челюскин.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Re: Стерлегова (Мыс Стерлегова)

Сообщение woksab » 02 Январь 2022 22:00

Сальников Константин пишет:
Василий Шевченко пишет:СТЕРЛЕГОВА (МЫС СТЕРЛЕГОВА)
Командиром того злополучного вертолёта был мой друг - Владимир Бганцев. Это случилось в ночь на 25 сентября 95-го года в 22-20. Перегруза не было (был на момент взлёта с точки - чуть более 300 кг, но этот вес был выработан двигателями). Машина упала в 500 м от берега, она рухнула от обледенения. На борту было спокойно до самого падения (чего стоят слова: "Выходи, я за тобой"), у меня была копия переговоров: негласно приносили жёны погибших пилотов для расшифровки (сами знаете, как у нас порой подставляют погибших - лишь бы не платить). Сам вертолёт, по прибытию на Диксон, должен был отправляться на штатный ремонт. После того, как машину подняли со дна, в салоне было лишь два тела (пассажиры), ещё одного, спустя год, отдало море, остальные 12 покоятся в море.
...25-го сентября я, как обычно, поднимусь на скалу у моря (пусть и искусственного) и помяну ребят.


Не понятно, как далеко от берега упал вертолет? Вы пишите: "Машина упала в 500 м от берега". А вот официальная версия: "24 сентября 1995г. катастрофа вертолёта Ми-8Т. При заходе на посадку в сумерках, при погоде ниже минимума КВС, вертолёт столкнулся с поверхностью моря в 15м от береговой черты с недолетом примерно 500м до вертолетной площадки в районе п.Стерлигово, Таймырский АО, и затонул. Все погибли, 15 человек."
То есть, 500 метров до вертолетной площадки, а от берега всего 15 метров??? Что за путаница?
woksab
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 02 Январь 2022 21:15

Стерлегова (Мыс Стерлегова), МГ-2

Сообщение woksab » 02 Январь 2022 23:07

По поводу перегруза вертолета, затонувшего 24 сентября 1995г. в авиакатастрофе на мысе Стерлигова. Я прибыл на Диксон спустя месяц после этой катастрофы. Слышал обсуждение причин из разных источников. Перегруз был за счет большого количества бочек с рыбой, ну и народу (пассажиров) было слишком много. Среди пассажиров был Валерий Ильин- сын Тамары Кондратьевны, сотрудницы аэропорта Диксонской ОАЭ, она упросила Бганцева взять своего сына на эту "рыбалку". Кассирша аэропорта Надежда Кузнецова тоже просила взять своего сына- Сергея, но его уже не взяли, чем обидели Кузнецову. На обратном пути вертолетчики забрали пограничника, летевшего в отпуск. Он когда случилась катастрофа спал, его ударило бочкой с рыбой, он и был найден в кабине затонувшего вертолета.
woksab
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 02 Январь 2022 21:15

Стерлегова (Мыс Стерлегова), МГ-2

Сообщение ББК-10 » 27 Февраль 2022 20:03

Правда Севера, 1935, №207, 9 сентября

 Правда Севера, 1935, №207, 09 сентября СТЕРЛИГОВА.jpg
ЛУЧШАЯ ЗИМОВКА

СТЕРЛИГОВЦЫ ОСТАЮТСЯ НА ВТОРОЙ ГОД


БОРТ «СЕДОВА», 6. (От нашего спец. корр). 5 сентября в 15 часов ледокол "Седов" после погрузки и бункеровки на Диксоне вышел вторым рейсом на мыс Стерлигова. Шестого сентября в 14 часов "Седов" достиг мыса Стерлегова и стал на якорь для разгрузки. Зимовщики с большой радостью отсалютовали прибывшему гостю. Вое они, здоровые и жизнерадостные, делятся с седовцами своими впечатлениями о зимовке, обсуждая предстоящую работу.
Стерлиговцы во главе с начальником Званцевым сумели создать такую обстановку, какой нет ни на одной зимовке, и все остаются зимовать второй год. Сейчас идет усиленная подготовка к разгрузке, производится выбор места для строительства авиабазы и радиостанции.
После выгрузки и строительства "Седов" снимает строителей на острове Русском" и Усть-Таймыре и вернется в Архангельск.
Все здоровы, настроение бодрое.
ЛЯГИН.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Стерлегова (Мыс Стерлегова), МГ-2

Сообщение Инспектор » 06 Сентябрь 2022 07:55

Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Пред.

Вернуться в Полярные станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения