Страница 1 из 1

Маяк Жужмуйский

СообщениеДобавлено: 08 Март 2010 21:14
Инспектор
Маяк "Жужмуйский" Онежский залив Белого моря.
 zhuzhmuysky_0.jpg
дата начала работы 21.01.1871г.
позывной "Фужер"
лестница 110 ступеней
Династия Агеевых 130 лет следила за маяком, единственный перерыв был на 12 лет, когда Наталья Кокова и Алексей Акулов следили за маяком.
Николай следил за маяком до момента вывода его из эксплуатации (около 2010 года)
Год начала работы, перестройки: 1871год
Статус: не действующий
Статьи, в которых упоминается маяк:
Название Автор Last update
"В эфире маяк" сюжет 3 июля 2010 на НТВ mayachnik 03.10.2012 - 08:24
SOS дают маяки! mayachnik 25.01.2012 - 13:43
Маячники (Смотрители маяка): Ф.И.О. Год начала работы Год окончания работы Должность
Акулов Алексей нет данных
Кокова (пвсевдоним Агеева) Наталья Смотритель маяка
Агеев Николай 2010
 P1060473.JPG
 m12.jpg
Информация из "Лоции Белого моря"
http://matteuccia.narod.ru/rasnoe/locia/006.html
"...Острова Большой Жужмуй и Малый Жужмуй расположены в средней части Онежского залива, примерно в 16 милях к ONO от мыса Выгнаволок.
Северо-западная часть острова Большой Жужмуй значительно выше его средней и юго-восточной частей. В районе мыса Светелка, являющегося западной оконечностью острова, берег высокий. По направлению к мысу Сенной - южной оконечности острова - местность постепенно понижается и переходит в низменность. Остров покрыт лесом, который на юго-западном берегу подходит вплотную к воде, а на северо-восточном начинается в 2-3 кбт от береговой черты.
Остров Малый Жужмуй значительно ниже острова Большой Жужмуй. Северная часть острова Малый Жужмуй выше, чем южная, и постепенно понижается на юго-восток. Остров покрыт лесом.

Острова Малый Жужмуй и Большой Жужмуй (рис., 11 Kb)
http://matteuccia.narod.ru/rasnoe/locia/images/093.gif
Острова Большой Жужмуй и Малый Жужмуй лежат на одном общем мелководье. Берега островов, за исключением северного берега острова Большой Жужмуй, окаймлены осушкой. От юго-восточной оконечности острова Большой Жужмуй на 1,5 мили к SO выступает осыхающая отмель, на которой лежат три покрытых кустарником островка; между этой отмелью и осушкой, окаймляющей северную оконечность острова Малый, Жужмуй, остается лишь узкий несудоходный проход шириной 3 - 4 кбт.
Подходить к острову Малый Жужмуй опасно из-за множества подводных камней, лежащих на отмели с глубинами менее 10 м. Южную оконечность этого острова следует огибать в расстоянии не менее 2,5 мили.
Маяк Жужмуйский (64°41' N, 35°34' О) установлен в средней части острова Большой Жужмуй на обширной безлесной равнине, постепенно понижающейся на восток и юго-восток. Дома и остальные строения при маяке видны в секторе от 0°до 115°.
При маяке имеется радиомаяк.
Знак Жужмуйский установлен на северо-восточном берегу острова Большой Жужмуй в 3,5 кбт к NO от маяка Жужмуйский.
Створ этого знака с маяком Жужмуйский ведет к якорному месту у северо-восточного берега острова Большой Жужмуй.
(Знак Большой Жужмуй установлен на мысе Светелка) - зачеркнуто.
Светящий знак Малый Жужмуй установлен на юго-восточной оконечности острова Малый Жужмуй.
Банка Жужмуйская с наименьшей глубиной 1,4 м находится в 1,8 мили к NNO от мыса Светелка. С северной, западной и южной сторон банка приглуба и имеет крутые склоны. Южная кромка банки ограждена северной вехой.
Между банкой Жужмуйская и мысом Малый Каменный, являющимся северо-восточной оконечностью острова Большой Жужмуй, лежит обширная мель с глубинами 7 - 10 м. В расстоянии до 1,2 мили к О от мыса Малый Каменный расположено несколько банок с глубинами 7-10 м."

См. также viewtopic.php?f=3&t=2438

Маяк Жужмуйский

СообщениеДобавлено: 13 Ноябрь 2011 20:15
Инспектор
http://itogi.ntv.ru/news/15250/

Гаснущие огни. В России, что многим представляется логичным в эру бурного развития спутниковых навигационных систем, принято решение отказаться от пережитка прошлого — маяков. Когда-то они были предметом национальной гордости, символом мощи державы, а для мореплавателей — единственной надеждой и путеводной звездой. Но с прогрессом-то не поспоришь.

Любопытно, что в Европе — Германии, например, и Норвегии — для таких объектов, оказывается, есть жизнь после смерти. У нас, увы, о подобных перспективах приходится только мечтать. Корреспондент НТВ Антон Вольский, разбираясь в проблеме, отчаялся найти этому рациональное объяснение.

Маяки на Белом море появились с развитием мореплавания в России, в конце XIX века при Петре I. Но до этого поморы пользовались менее хитрыми устройствами: крестами, нижняя перекладина которых всегда указывает на Север, и створом. Для ориентирования в море нужно было совместить крест с двумя перекладинами.

Теперь, спустя 300 лет, маяки отступают под натиском спутниковой навигации, и дни их, к сожалению, уже сочтены. Действующих маяков на Белом море уже почти не осталось. Один из первых — на острове Жужмуй — построен французскими специалистами в 1882 году. Но последние три года он уже не светит.

Николай Агеев, смотритель маяка на острове Жужмуй: «Пойдемте, только осторожнее. Раньше бегали бегом, теперь пыхтим, как паровозы. 24 метра до фокусного огня».

Сердце маяка — линза из горного хрусталя. Ее бережно хранят от пыли и солнечных лучей. Она усиливает свет лампочки в сотни раз, чтобы маяк был виден за десятки километров.

Николай Агеев: «Раньше стояла лампочка киловаттка».
Корреспондент: «Тысяча ватт?»
Николай Агеев: «Да, тысяча ватт. Когда киловаттка стояла, тут вообще как в бане было жарко».

В лоции 1954 года значатся 20 маяков, и у каждого свой почерк. По частоте и продолжительности мигания можно было определить, какой перед вами маяк. Например, этот горел сериями из четырех вспышек по четыре секунды, между сериями — шестиминутный перерыв. Но теперь маяк стоит безмолвным напоминанием о прошлом. Руководство российского ВМФ приняло решение маяки закрыть.

Николай Агеев: «Обидно, конечно, что все заканчивается. Передал бы маяк в чьи-нибудь руки, а так — на разорение отдать».

Николай Агеев — маячник в третьем поколении. Здесь похоронен его дед, рядом с братской могилой самых первых смотрителей маяка. Маячники словно тайное братство. Как правило, они даже не знакомы друг с другом. Живя на соседних островах, они каждый день переговариваются по рации и знают друг о друге почти все. Но могут так ни разу и не встретиться.

- На связи Фужер. Доброе утро, Коля.
- Доброе. Доехали до тебя с НТВ?
- Доехали, доехали, все нормально.

Маячник — не просто работа, это стиль жизни. На острове, часто в одиночестве, без телефона и почты. Продукты завозят раз в год, поэтому хозяйство должно быть свое. Хлеб пекут в русской печи. Не в каждой деревне теперь это умеют, а тут приходится.

Женщина: «Как проверяют, готов ли хлеб? Его берут, переворачивают, снимают руковицу и кладут на руку. Если рука терпит, значит, хлеб готов».

На соседнем острове Ромбак — ни хлеба, ни деревьев, за дровами приходится плавать на другие острова. Вода дождевая, потому что вокруг только море.

Павел Трофимов, смотритель маяка на острове Ромбак: «Заготовка дров — своя, вид транспорта, какое-то средство общения с материком — свое. Хоть зимой, хоть летом».

Два года назад Правительство Норвегии выделило деньги на ремонт маяка в обмен на утилизацию изотопных источников электроэнергии. В доме вставили пластиковые окна, станы обшили ярким сайдингом, но с тех пор на маяке нет электричества.

Павел Трофимов: «В 1903 году построен».
Корреспондент: «При царе».
Павел Трофимов «При царе еще, да. Обидно, что растащат. У нас народ такой. Ведь башня, все безделушки — медные».

Маяки закрывают не только у нас, во всем мире их свет давно заменил GPS. Но башни продолжают жить. Многие считают их самым романтическим созданием человека.

Магитт Нольде, управляющая отелем: «Да, для высоких людей кровать маловата».
Корреспондент: «И что же делать?»
Магитт Нольде: «Наверное, нужно спать в обнимку».

Маяк в немецком городе Узедом был закрыт после войны. Недавно в нем сделали крохотный отель из трех комнат. Его снимают молодожены или те, кто хочет провести пару дней вдали от цивилизации. Номера заказаны на много месяцев вперед.

Тим Виттенбехер, владелец отеля, инженер: «Места там красивые, романтичные. Но мы полгода убеждали местную общину, что это будет им выгодно. Они боялись, что туристы не поедут в такую даль».

Хайк Виттенбехер, владелец отеля, архитектор: «Сама башня стоила 85 тысяч евро, примерно столько же мы инвестировали в реконструкцию и обстановку».

Но и в России есть маяки, которые не только красивы снаружи, но еще и работают. Электроэнергия — от солнечных батарей, а зимой от ветряка. Правда, этот маяк уже не принадлежит военно-морскому флоту, это собственность Соловецкого монастыря.

Отец Матвей, настоятель храма: «Построен вместе с монастырем в 1864 году. В монастыре был целый флот, который возил паломников. Навигация же была по маякам и по компасу в отличие от нынешнего времени. Не было же ни ГЛОНАССа, ни GPS».

Внутри — та же французская линза из горного хрусталя, что и на других беломорских маяках. Но горит в ней простая энергосберегающая лампочка, и не мигая, а постоянным светом.

Отец Матвей: «12 вольт, 12 ватт».
Корреспондент: «И как далеко светит?»
Отец Матвей: «Если взять от маяка, километров 50, наверное, будет».

Монахи закрывать свой маяк не собираются. Тем более что именно он в советские годы спас храм от разрушения. Здесь, на Секирной горе был самый страшный карцер Соловецкого лагеря. Маяк охранники использовали как наблюдательный пункт, следя, чтобы никто не сбежал с острова.

Еще пять лет назад здесь жили такие же маячники, как и на других островах Белого моря, и маяку тоже грозило забвение. Но с тех пор как церковь передали монастырю, маяк, как неотъемлемая часть этого уникального храма, остался вне опасности.

Отец Матвей: «Когда зимой или в шторм что-то светится вдалеке, значит, что-то живое».

Этой осенью на Белом море останется гореть только один маяк. Остальные уже к концу лета превратятся в необитаемые острова. Вдали от туристических маршрутов они быстро станут похожими на брошенные порты на том же Белом море.

Для Николая Агеева это еще и личная трагедия. На его долю выпала сомнительная слава последнего смотрителя маяка. И, оставляя позади могилу деда, открывшего этот маяк, он готовится поставить точку в своей 150-летней маячной династии.

Маяк Жужмуйский

СообщениеДобавлено: 06 Январь 2014 11:21
Инспектор
Фотографии отсюда
http://www.panoramio.com/photo/77209472
 77209755.jpg
Маяк
 77209458.jpg
Берег моря
 77209493.jpg
Поселок водорослевого комбината
 77209472.jpg
Сушилка водорослей

Маяк Жужмуйский

СообщениеДобавлено: 31 Декабрь 2014 13:04
Инспектор
http://www.solovki.info/?action=archive&id=569

Трагедия на Жужмуйском маяке

На маяке проживали доставленные в конце 1872 г. смотритель, подпоручик Корпуса Флотских Штурманов Мехреньгин и с ним три человека служителей, из которых два были отставными матросами и один — архангельский мещанин. Все они были люди не семейные.

Красноречивое представление о том, что произошло на Жужмуйском маяке, дает медицинский журнал, составленный врачом, председателем комиссии, которой было поручено расследование этой печальной истории. «…Рейс сделан был на Жужмуйский маяк вследствие донесения прапорщика Хозяинова15, через Соловецкий пароход, о смерти смотрителя и трех человек прислуги на острове Жужмуе. Вследствие глухого донесения пошли по городу слухи об убийстве и грабеже, и шхуна в тот же день вечером отправилась в море к Жужмуйскому маяку, где должен был дожидаться прапорщик Хозяинов, которого взявши на шхуну, отправились на Жужмуйский остров…

Здесь представилась сцена, с одной стороны, наводящая скорбь, а с другой, невольно грустную досаду, так как вдруг умирает вся команда и сам смотритель от цинги, как это было выяснено впоследствии.

Увидав первого покойника в сарае, отстоящем от маяка около 200 сажен, исчезла всякая мысль об убийстве и грабеже, которой, впрочем, и прежде я не особенно верил, зная хорошо, что на маяках грабить вообще нечего, кроме провизии.

Что же оказалось? Смотритель лежит на кровати, одетый в пальто, а на ногах — большие шерстяные чулки; все тело имеет вид мумиевидный. Один из рабочих лежит (в кухне) на лавке, навзничь, правая рука и правая нога полуспущены со скамейки, и труп прикрыт полушубком. Второй (в кухне же) лежит на полу к образному углу под столом в положении земного поклона. Такое положение указывает на то, что он умер последним, не имея уже при себе никакого спасающего.

Осмотрев обстоятельно первого покойника, видно было, что были руки, которые несли его от казармы до сарая, и уложили, как вообще укладывают покойников. На нем было одето чистое белье, и труп покрыт одеялом. Не оказывается никакого сомнения, что он вынесен из казармы товарищами с участием смотрителя, но не погребен потому единственно, что в то время бывают и снега глубокие, и земля оказывается значительно промерзшею и, что всего важнее, что у них уже, как видно, мало было силы для таких трудов, и они отложили погребение до укрепления своих сил, но надежда, как оказалось, была тщетна…

Что же найдено вокруг покойных? В кухне на столе в образном углу и прилежащем к рундуку, на котором лежал покойник, лежит недоконченная вязанка баранок и кусок сахару около одной четвертой фунта; фарфоровый чайник с недопитым чаем и стакан. При дальнейшем осмотре комнат не найдено ни кусочка черного хлеба, ни солонины, ни лука; как видно, было время, когда они уже не в силах были ни спечь хлеба, ни сварить себе что-нибудь горячее, — всю жизненную опору они утвердили в баранках. В магазинах найдено достаточно муки, немного круп и гороху и незначительное количество водки, но солонины или чего-нибудь из дичи и следов нет.

Как же тяжка была для них последняя минута при такой обстановке, можно разве чувствовать, но вообразить трудно. Одно утешает, что они умерли, судя по роду болезни, без особенных предсмертных мучений.

Порядок смерти слишком ясен. В маячном журнале значится, что первый умер служитель Сотников 18 января. Журнал окончен 8-го марта. Следовательно, смотритель умер вторым после 8-го марта. Это видно также из того, что за ним были ухаживающие, так как он прилично одет и уложен. Третьим умер тот, который лежал на рундуке, а последним умер тот, который лежал в положении земного поклона. Причина смерти — цинга.

При проверке маячного имущества не оказалось ничего потерянным, ни изломанным и разбитым, следовательно, воров не было ни при жизни, ни после смерти. Пребывание наше окончилось погребением тел с подобающей честью, — со шхуны были сделаны по три пушечных выстрела…»16

Маяк Жужмуйский

СообщениеДобавлено: 10 Апрель 2015 20:02
RusNature
Фотографии от июня 2013 года.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Маяк Жужмуйский

СообщениеДобавлено: 29 Ноябрь 2015 16:51
fisch1
Жижмуй—небольшой остров в Белом море, в пределах Кемскаго уезда, между двумя его пунктами: Сумским Посадом и селением Сорокою. От берега остров удален на девяносто верст и представляет низменную полосу земли, возвышающуюся только на одном пункте, где и был недавно устроен маяк. Некоторыя места острова покрыты небольшими лесками из ели, сосны, изредка березы. Уныние полярнаго пейзажа сказывается здесь повсюду и во всем. Только кое-где по отложинам зеленеют лужки, испещренные скудными цветами северной Флоры. Население острова было крайне немногочисленно. Смотритель маяка, прапорщик Мехренгин, и трое рабочих, служащее по найму,—вот и все были обитатели Жужмуя в зиму 1872—1873 годов. Жилось им скучно, невесело. Еще летом и в начале осени, когда мимо ходят поморские шхуны, да карбасы кемлян посещают небольшие беломорские острова—туда-сюда.
Зато зимою здесь глушь и дичь неисходныя. Во время навигации случаются и развлечения. Последние суда, проходищие в этом районе и посещавшие Жужмуй, видели там какую-то женщину-поморку, которая, будто бы, жила здесь «у команды». Но в конце сентября 1872 года и эта скиталица отсюда, вероятно, отправилась домой, и четверо человек, заброшенные на безлюдный беломорский Остров, в глушь и дичь, остались одни на семь месяцевъ. Должно быть, тяжело было этим, оторванным от всего живаго, людямъ! Воображаю, с каким чувством они должны были провожать последнее, медленно скрывающееся на горизонте судно.
Вот и чайки потянули мимо острова на юг, целыя стаи медленно и грузно пролетели над маяком, в последний раз на нем команда зажгла сало — авось-де нужно какому-нибудь запоздавшему судну...
Низко повисло серое небо. С утра до ночи тянутся на нем только безобразные, темныя тучи. Потянуло северным ветром... Пахнуло зимою... Выпал первый снег и тотчас же растаял. Еще и еще. Раз, заснув вечером, жители острова увидели себя утром отовсюду завеянными снегом. Зима этого года была суровая. Снегу валило видимо-невидимо. Откуда только брался.
По целым месяцам он шел, не переставая. Изба жужмуйской команды была завалена снегомъ. Все дороги, леса, ложбины—тоже.
Началась жизнь бездеятельная. Рабочие только спали да дурели днем от скуки. Начальник не занимал команды работами, потому что таких нет, да и пройти под сугробами снега было некуда. Умудренные опытом, промышленники на Новой Земле в этих случаях прорывают себе ходы под снегом и ходят по этим хрупким коридорам и на берега океана, где ледяныя громады стоят в это время точно припаянныя, и на места промысла. Жужмуйской команде промышлять было нечего и незачем, да и командиру ея, я полагаю, и в голову не приходило дать рабочим какое-нибудь дело. Пища у команды, и у самаго Мехренгина вначале, может быть, и была достаточна, но потом у них не оказалось ни соли,ни солонины, ни трески, ни палтусины. По осмотру, в кладовых
найдены только мука, крупа, водка (немного), сахар и чай. Они не разсчитывали на такую продолжительную зиму и запаслись всем, по милой российской привычке, «в обрез». Нечего и говорить, что о каких-нибудь противоцынготных средствах и помину не было.
Ни луку, ни морошки, ни лимонов не оказалось. Бездъйствие, дурная и преимущественно пресная, мучная пища не могли пройти даром.
В этом царстве мятелей и вьюги—бодрость духа немыслима. Представьте себе положение людей, у которых вся жизнь—один непрерывный сон. Ни песни, ни голоса. Только тоскливый вой вътра да однообразный шум без конца падающаго снега... Хоть кого возьметъ одурь! Даже Мехренгин, и тот ничего не читал. На целом острове, кроме маячнаго журнала, не оказалось ни одной книги.
Наши степные помещики добраго стараго времени от безделья хоть мух давили—жителям острова Жужмуя не представлялось даже и такого милого занятия. И вот, предоставленные сами себъ, обезумевшие от скуки, люди начинают чувствовать что-то недоброе. Организм разстроивается, является ломота в костях, отвратительный запах изо рта. Наконец, 18-го января, Мехренгин заносить в свой журнал, что один из рабочих волею Божию помре (от цынги, разумеется). Его вымыли, одели, и вынесли в сарай, где он и найден летом. От 8-го до 16-го—умерших не было, больные же в журнал не заносились. 8-го марта, журнал прекращается:
Мехренгин, вторая жертва цынги, уже не в силах вести его дальше. Около этого числа, невдолге умирает и он. Pa6oчie ОДЕЛИ его в мундир и теплое пальто. В такомъ виде он и найден лежащим на кровати. Остались двое несчастных. Когда они умерли—неизвестно. При осмотре, оба найдены в кухне. Один, лежащим на лавке, с конвульсивно-сдернутою наверх рубашкой, которая прикрывала его лицо; другой под столом, на котором водка и крендели. Этот — скорчен до невозможности. Нетрудно воспроизвести и последнии моменты этих двух рабочих. Первый верно был болен прежде и сильнее втораго. Он мучился, лежа на лавке, где и умер. Остался один. Положение его было ужасно.
Он—единственное живое существо в царстве снега и вьюги. Пока был жив последний его товарищ, он мог хотя с ним перекинуться словечком. А теперь вокруг только мертвецы. Ночи длинны.
Завоет ли ветер—ему чудится Бог знает что. Жизнь его тянется безконечною агонией. Куда ему деваться? В комнате лежит мертвец Мехренгинъ. В сарае—там лежит товарищ. В кухне—тоже.
Представляю себе, как он должен был переходит из одной комнаты в другую с лицом, исковерканным ужасом, с зачатками страшной болезни в себе самом. Наконец, он решился
остаться в кухне. Не желая ВИДЕТЬ лицо товарища, он приподнял полу его рубашки и накрыл ею безмолвнаго свидетеля. Он, наконец,вспомнил, что ГДЕ-ТО есть водка. Полуживой, закрыв глаза
от страха, он ощупью добрался до шкафа, вынулъ и присел к столу. А болезнь идет быстро, неотступно, неизбежно. С отчаяниемъ он начинаетъ пить, чтоб забыться, но в такие ужасныя минуты водка не действует. Перед его глазами проносятся картины далекаго, роднаго угла, дорогия, милыя лица, смешиваясь в тяжелом кошмаре с искаженными лицами его товарищей. Каждый момент его жизни воскресает перед ним, и с каждым мигом смерть подходит к нему ближе и ближе. Он пьет через силу,много пьет. Ему бы только охмелеть, одурманить себя, отрешиться от действительности. И, наконец, цынга сделала свое дело. Несчастный, в корчах, падает под столь и умирает. Остров окончательно делается островом мертвых, и первый поморские суда, зашедшия сюда, встречаюсь только трупы!
Вот возможно верное воспроизведение факта. Неизгладимо тяжелое впечатление произвело это событие на всех. Теперь, разумеется, не осталось и следа от ужасной картины. Трупы схоронены; все вычищено и вымыто, и тот час же явились новые охотники занять место умерших. Их не пугает жребий предместников! Рабочий человек на севере равнодушно относится к своей и к чужой жизни. Борьба с суровою природой создала не сознательное мужество, не смелость—нет, какое-то игнорирование опасности, какую-то нравственную одеревенелость...

Немирович-Данченко В.И. Страна холода. Виденное и слышанное .СПб.: Тип. М.О. Вольфа, 1877

Маяк Жужмуйский

СообщениеДобавлено: 29 Ноябрь 2015 17:01
fisch1
Острова Большой Жужмуй и Малый Жужмуй лежат на одном общем мелководье. Берега островов, за исключением северного берега острова Большой Жужмуй, окаймлены осушкой. От юго-восточной оконечности острова Большой Жужмуй на 1,5 мили к SO выступает осыхающая отмель, на которой лежат три покрытых кустарником островка; между этой отмелью и осушкой, окаймляющей северную оконечность острова Малый Жужмуй, остается лишь узкий несудоходный проход шириной 3-4 кбт.

q36 3 4   1 500 000.gif


19014.gif


Жижмуй 1 50 0001.jpg


Большой Жужмуй http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=64.67 ... &z=14&m=ys

http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/? ... s=cadastre

Маяк Жужмуйский

СообщениеДобавлено: 29 Ноябрь 2015 17:40
fisch1
4.jpg


Острова Малый Жужмуй и Большой Жужмуй (рис.)

Маяк Жужмуйский

СообщениеДобавлено: 09 Ноябрь 2016 09:59
fisch1
Жужмуйский маяк

Историко – техническая справка

Жужмуйский маяк 3 класса установлен в средней части острова Большой Жужмуй, который вместе с расположенным рядом с ним островом Малый Жужмуй лежит на общем мелководье в средней части Онежского залива Белого моря.
Маяк получил наименование по названию острова, на котором он расположен. Сведений о происхождении названия острова пока не найдено.
Географические координаты Жужмуйского маяка:
широта 64° 40,7' N , долгота 35° 33,6' Е.
От маяка Жужмуйский до города Беломорск 21,3 мили – 39,5 км, до Соловецкого маяка 25,8 мили – 47,8 км.
Маяк установлен в расстоянии 700 м от береговой черты на возвышенности на высоте 36,30 м над уровнем моря.
Штатный номер Жужмуйского маяка по книге «Огни и знаки Белого моря» издания 2006 года – № 5090. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № L 6804.
Строительство маяков на острове Большой Жужмуй предполагалось ещё в 1843 году, но было отложено. В 1863 году был произведён выбор места для маяка, которое было признано удобным и гигиенически здоровым. Но были отмечены трудности с доставкой и выгрузкой материалов. Из-за ограниченности денежных средств нужно было сделать выбор очерёдности строительства между Жужмуйским и Зимнегорским маяками. Предпочтение было отдано Жужмуйскому маяку, поскольку он был признан «важным как руководитель при проходе поморских судов в Кемские и Поморские шхеры к местам их зимовок и весьма необходимым во время ночных плаваний на всём пространстве, изобилующем опасными мелями и банками от мыса Летний Орлов к городу Кеми и посаду Суме (ныне посёлок Сумский Посад на берегу реки Сумы) мимо обоих островов Жужмуев, особенно в конце сентября и в октябре, когда ночи продолжительные, и погоды ненастные, и судоходство по Онежскому заливу мимо островов Жужмуев деятельнее. В это время поморские суда целыми караванами, в числе 200 и более, возвращаются из Архангельска по окончании там осенней ярмарки в места зимовок на Поморском берегу. Противные и весьма сильные ветры и ночь, застав эти суда на средине Онежского залива, всегда заставляют их укрываться у Жужмуев. В Онежском заливе течение зависит от приливов и отливов и бывает в разное время с разных сторон и с разной скоростью» (Отчёт Гидрографического департамента за 1863 год).
Проекты и сметы на строительство упомянутых выше маяков составляли при управлении Архангельского (военного) порта.
На 1865 год Морским ведомством было выделено Архангельскому порту на строительство зданий служб Жужмуйского маяка 14 030 рублей. Подряд на выполнение работ получил купец 2 гильдии Серебряков из Нёнаксы – селения на Летнем берегу Белого моря между Архангельском и Унской губой.
К открытию навигации 1865 года здания служб были в Архангельске вчерне срублены и вместе с заготовленными для летних работ материалами были освидетельствованы комиссией. Затем здания были размечены, разобраны, погружены на суда и отправлены с артелями рабочих на остров. Из-за ветров выгрузка была трудной. Подрядчик потерял много времени, а суда получили значительные повреждения. 20 июня (2 июля) на остров прибыла комиссия на шхуне «Полярная звезда» для проверки работ и нашла, что выгружены только лесные материалы и по острову проложена дорога протяжённостью 2 версты для подвозки материалов.
Примечание. Далее в тексте даты перед скобками будут указываться по старому, в то время действовавшему стилю летоисчисления, а в скобках – по новому, ныне действующему стилю летоисчислению.
Подрядчик согласился передать «в пользу казны» установленное им вблизи от места разгрузки временное здание для рабочих («балаган»). Комиссия вместе с подрядчиком определила места размещения зданий служб и установила, что постройки и материалы согласно контракта находятся «на страхе и отчёте» подрядчика до окончания выполнения им контракта.
В течении сезона были построены здания служб, то есть два жилые дома, баня и склад без окончательной отделки.
Из-за сокращения по повелению императора Александра II «до крайних пределов» смет расходов Морского ведомства было распоряжено в 1866 году все строительные работы на Жужмуйском маяке прекратить и запросить у подрядчика условия, на которых он согласился бы расторгнуть контракт и продать построенные здания.
Управляющий Морским ведомством адмирал Николай Карлович Краббе (1814 – 1876) учитывая значение будущего маяка и размер понесённых затрат посчитал более полезным удержать за Морским ведомством здания служб в недостроенном виде. Подрядчику, с его согласия, заплатили 1 724 рубля. Охрану зданий маяка в размере 250 рублей в год до 1 января 1868 года было решено оплачивать за счёт остатка ассигнований, а с 1868 года – по смете Гидрографического департамента.
После возобновления финансирования строительства маяка Адмиралтейств – Совет 20 декабря 1869 года (1 января 1870 года) утвердил предложение Гидрографического департамента принять условия купца Серебрякова и отдать ему подряд за 19 300 рублей при сметной стоимости строительства 20 313 рублей (в том числе окончание строительства зданий служб 252 рубля и строительство маяка 17 790 рублей) с обязательным окончанием работ не позже 1871 года, а деньги ему выдать в течении трёх лет – в 1870, 1871 и 1872 годах по мере поступления ассигнований. Купец обязался восстановить здания служб, повреждённые после прекращения работ в 1866 году, заменить завезённые ранее строительные материалы на новые и лучшие без вознаграждения от казны.
Купец Серебряков получил 11 (23) февраля 1870 года подряд на строительство Жужмуйского маяка без торгов, поскольку командир Архангельского порта полагал, что купец сам занимавшийся мореходством и устройством других маяков, вполне готов содействовать на общую пользу, хотя бы и в ущерб другим его интересам.
К открытию навигации 1870 года Серебряков приготовил ряжевое основание, каркас и обшивку башни маяка, а также недостающие изделия для зданий служб. Комиссия от порта освидетельствовала все заготовки, после чего их разобрали, погрузили на суда и сам Серебряков с артелью рабочих отправился на остров.
27 июля (7 августа) 1870 года комиссия, которая прибыла на остров на шхуне «Полярная звезда», обнаружила, что здания служб почти закончены, а на выровненной площадке установлено загруженное камнем ряжевое основание маяка и начата установка стоек каркаса.
25 августа (6 сентября) 1870 года Серебряков сообщил, что 4 здания служб полностью готовы. Но комиссия из-за ремонта шхуны «Полярная звезда» выйти на остров не смогла, подрядчик окончательный расчёт не получил, постройки остались на его попечении. Но купец портовым властям претензий не предъявил. В это время маячный осветительный аппарат уже был доставлен в Архангельск.
Открытие освещения Жужмуйского маяка назначили на 1 (13) августа 1871 года. Но оно состоялось только 2 (14) августа из-за того, что отправленная из Архангельска шхуна «Полярная звезда» со смотрителем маяка прибыла к острову 1 (13) августа поздно вечером. Маяк к освещению подготовлен не был. В осветительном аппарате не была установлена лампа и в одной из рам фонарного сооружения не были вставлены штормовые стёкла. Все эти работы выполнили за ночь.
2 (14) августа 1871 года при заходе солнца было открыто освещение Жужмуйского маяка. Маяк освещали до завершения навигации. В последующие годы маяк светил с 1 (13) августа до 1 (13) ноября.
Маяк представлял собой 8-гранную пирамидальную деревянную жёлтую башню с металлическим красным фонарным сооружением. Высота маяка была 26,23 м, в том числе высота башни 20,13 м и высота фонарного сооружения 6,10 м.
На маяке был установлен отражательный осветительный аппарат с 20-ю фитильными лампами, работавшими на рыбьем жире и конопляном масле до 1887 года включительно. 20 ламп и соответственно 20 отражателей – рефлекторов были равномерно расставлены по кругу, так как маяк имел круговое освещение, и каждая лампа освещала сектор в 18°. Высота огня над уровнем моря была 44,53 м, а от основания маяка – 23,18 м. Огонь маяка был белый постоянный. Дальность видимости огня была 12 миль – более 22 км.
На острове, кроме маячников, никаких жителей не было. Маяк находился в ведении командира Архангельского порта. Остров Большой Жужмуй был в ведении Морского ведомства. Сначала предполагалось на время навигации иметь на острове вольных лоцманов из местных поморов для проводки иностранных судов в селение Сороки – ныне город Беломорск, где петербургский купец Беляев открыл лесопильный завод, но это пожелание не было реализовано.
Условия обитания на острове были удовлетворительные. В колодце недалеко от уреза воды была питьевая вода хорошего вкуса. На острове рос хороший «дровяной» лес. По берегам волны выкидывали много пригодного для дров плавника.
Было выяснено, что подходить к острову можно почти всюду, сообразуясь с ветром и прибоем, хотя берега в некоторых местах имеют каменистые подводные рифы. Якорные стоянки удобны с северо – восточной и юго – западной сторон острова.
В отчёте Гидрографического департамента за 1873 год сообщалось, что по открытии навигации в 1873 году на Жужмуйском маяке были найдены мёртвыми смотритель маяка и все 3 человека наёмной прислуги. Полагали, что смерть последовала от цинги. Когда на маяке была казённая прислуга – матросы флотского экипажа, то обеспечение её продовольствием входило в обязанности порта. Маячникам выдавали и противоцинготные средства. С введением вольнонаёмной прислуги руководству представлялось естественным предоставить ей самой распоряжаться продовольствием без вмешательства портового начальства. На деле оказалось, что рано предоставлять такую самостоятельность хотя и местным, привычным к особенностям северного края, но малоразвитым жителям. Управляющий Морским ведомством приказал образовать при Гидрографическом департаменте особую комиссию для принятия мер по предотвращению в будущем подобных несчастий на беломорских маяках, находящихся в исключительно неблагоприятных условиях.
По ходатайству Архангельского портового управления в Министерство государственных имуществ о наделении маяков участками земли для огородов с целью разведения овощей, соответствующих климату, и для сенокосов для содержания домашнего скота последовало 2 января 1878 года соизволение императора и, затем, предписание Архангельскому управлению государственными имуществами о передаче участков казённой земли в заявленном размере для устройства огородов и содержания скота при 6 маяках, в том числе на острове Большой Жужмуй. Геодезические работы по отводу участков были выполнены летом 1878 года.
В 1880 году при Жужмуйском маяке начали вести наблюдения «над высотой барометра, термометра и направлением ветра 3 раза в сутки – в 6, 14 и 22 часа».
С 1888 года вместо ранее использовавшихся в лампах маячного осветительного аппарата конопляного масла и рыбьего жира стали применять пиронафт – сорт керосина. Его расход был на одну фитильную лампу от 9 до 11 золотников – от 39 до 47 грамм в час. Ламп было 20. Для освещения маяка нужно было от 780 до 940 граммов или от 0,92 до 1,10 литра керосина в час.
В 1887 – 1888 годах смотрителем маяка был Морозов.
В 1889 - 1890 годах смотрителем маяка был Лиханов. В 1890 году его сменил И.П.Башмаков, который был смотрителем маяка до 1902 года, когда его сменил Большаков. Сын И.П.Башмакова – П.И.Башмаков, выросший на маяке, был выдающимся гидрографом – маячником, одним из руководителей Гидрографической службы на северных морях СССР. Он написал замечательные, единственные в СССР, книги, в которых изложил историю маячного дела и его состояние на момент написания книг: «Навигационные оборудования. Техническое и практическое руководство» и «Маячное дело и его историческое развитие».
С 1884 года начало освещения маяка перенесли с 1 (13) августа на 20 июля (2 августа). Сейчас маяк начинают освещать ещё раньше – с 28 июля.
В 1894 году Жужмуйский маяк 2 разряда имел вольнонаёмную прислугу в составе 5 человек, в том числе 4 мужчины и 1 женщина. С 1895 года маячная прислуга стала состоять из 3 мужчин и 2 женщин. На содержание маячной прислуги смотрителю маяка на год выдавали 600 рублей.
На всю долгую северную зиму сообщение с маяком прерывалось. Количество проживавших на маяке людей превышало штатную численность, что объяснялось присутствием на маяке в течение всей зимы семейств смотрителя и маячных служителей, а также прислуги, нанимаемой смотрителем маяка для своего домашнего хозяйства. В числе маячных служителей члены семейства смотрителя маяка были в меньшинстве.
В 1897 году маяку был присвоен 1 разряд и на содержание маячной прислуги выделялось уже 800 рублей.
В 1899 году штатная численность вольнонаёмной прислуги была увеличена до 6 человек. При маяке продолжали вести метеорологические, гидрологические и за перелётами птиц наблюдения.
В последующие годы маяк освещают по 1217 часов в году. Расход пиронафта составляет около 57 пудов – 934 кг или 1100 литров за навигацию.
К 1907 году деревянная маячная башня Жужмуйского маяка пришла в ветхое состояние и согласно «Общему плану маячных работ» подлежала замене на металлическую. Морским ведомством было предложено нескольким русским заводам представить свои проекты на конкурс. По итогам рассмотрения полученных проектов и смет заказ на изготовление двух башен для Жужмуйского и Соловецкого маяков был выдан Путиловскому заводу в Санкт-Петербурге.
В навигацию того же 1907 года по получении утверждённых смет были начаты работы по устройству железобетонной фундаментной плиты размером в плане 8,45 х 8,45 м и толщиной 1,20 м.
В 1908 году работы по бетонированию фундамента были закончены. Для руководства строительством из Санкт-Петербурга был прислан техник Лосев. Инспектировал работы командированный от Строительной части Морского технического комитета инженер-полковник Затурский. Из-за ветхости старой деревянной башни металлическое фонарное сооружение и осветительный аппарат были разобраны. Освещение маяка производилось призматическим фонарём, установленным на верхней площадке башни. Слабое освещение маяка вызвало нарекания мореплавателей. В августе 1908 года на маяк пароходом Мурманского товарищества «Михаил Куни» был доставлен новый французский осветительный аппарат.
В 1909 году из Санкт-Петербурга в Архангельск пароходом того же товарищества были доставлены обе заказанные маячные башни. Одна из них была установлена на Жужмуйском маяке в том же году и стоит до сих пор уже 107 лет. В том же 1909 году новый Жужмуйский маяк открыл освещение.
Маяк состоит из трёх основных составляющих: башни, фонарного сооружения и осветительного аппарата. Башня представляет собой
4-гранную стальную пирамидальную решетчатую контрфорсную конструкцию, предназначенную для обеспечения устойчивости центрального цилиндрического стального ствола, являющегося основной несущей конструкцией, на который опирается фонарное сооружение. Высота башни от фундамента до верхней площадки 20,5 м.
Ствол башни диаметром 2,0 м, в котором смонтирована винтовая лестница, состоит из 13 обечаек высотой по 1,50 м. Каждая обечайка собрана из 4 царг. Конструкция башни, разработанная инженерами Путиловского завода, соответствует условиям её сборки на необорудованном морском побережье с возможным применением только ручного труда и лёгких грузоподъёмных механизмов. Ствол опирается на железобетонный цоколь высотой 1,0 м. Каждая царга соответствует дуге окружности в 90° и имеет длину 1,57 м при высоте 1,50 м, что позволяло производить сборку с применением простых грузоподъёмных средств. В стволе один дверной проём внизу и 4 оконных проёма по высоте для освещения внутреннего помещения.
Решетчатая конструкция имеет в основании размер в плане
6,25 х 6,25 м, а в верхней части под площадкой – 2,70 х 2,70 м. Решетчатая конструкция выполнена из уголкового стального проката. Она состоит из 8 панелей с раскосами, в том числе 3 нижних и с подпорками.
Верхняя квадратная стальная площадка размером в плане 6,50 х 6,50 м опирается на кронштейны решетчатой конструкции. Для уменьшения амплитуды колебаний верха башни с фонарным сооружением и осветительным аппаратом углы верхней площадки закреплены к анкерам стальными тросовыми оттяжками – бакштагами, установленными под углом 45° к горизонтали.
Первоначально Главное гидрографическое управление планировало установить на маяке осветительный аппарат новой конструкции типа «Молния» французского изобретателя Бурделля с мощными яркими проблесками, в котором вращающаяся оптическая система устанавливалась на ртутном поплавке. Но по ходатайству Дирекции маяков и лоции Белого моря о сохранении по местным условиям постоянного огня маяка на его верхней площадке было установлено фонарное сооружение с френелевским светооптическим аппаратом 3 разряда большой модели французской фирмы Barbier, Benard & Turenne Constructeurc. 8-гранное фонарное сооружение с диаметром описанного круга 2,46 м и высотой 5,20 м имеет одноярусное штормовое остекление высотой 1,25 м, состоящее из 8 плоских прямоугольных стёкол толщиной 8 мм.
Высота маяка от спланированной поверхности грунта стала 26 м.
Маяк имел белый постоянный круговой огонь с осевой силой света 15 000 свечей и дальностью видимости 20,5 миль – 38 км.
Оптическая система имела диаметр 1000 мм и высоту 1640 мм. Поясная линза состояла из 12 диоптрических элементов. Купол и основание оптической системы образовывали 15 катоптрических элементов. Оптическая система была изготовлена из оптического стекла очень высокого качества.
Источником света была керосино-фитильная лампа, которая в 1927 году была заменена на керосино-калильную горелку системы Черемного, изготовленную в мастерской № 1314. Использовался калильный колпачок диаметром 60 мм и высотой 120 мм. Расход керосина снизился до 500 грамм – 0,59 литра в час.
При Жужмуйском маяке, как и при некоторых других беломорских маяках, удалённых от населённых пунктов, имеется кладбище, где покоятся маячники. До 1900 года была при маяке построена часовня, как написано в «Отчёте Главного гидрографического управления за 1900 год», «…для удовлетворения духовно – нравственных и религиозных чувств служителей маяка, где в свободное время и в праздничные дни смотритель маяка читает присутствующим избранные места евангелия или церковные песнопения». С 1948 года в помещении часовни размещалась начальная школа, а с 1967 года – медпункт.
В период реконструкции маяка с 1907 по 1909 годы при маяке были построены два деревянных жилых дома, баня, склады. В 1918 году был построен ещё один жилой дом.
Учитывая, что доставка людей и грузов на маяк возможна только морем, установлено, что наиболее удобная якорная стоянка с глубинами от 11 до 14 м расположена с северо – восточной стороны острова в расстоянии 4 кабельтовых – 740 м от берега. Для обеспечения подхода к ней в 1928 году в расстоянии 640 м от маяка был установлен Жужмуйский створный несветящий знак – 4-гранная деревянная пирамида высотой 6,4 м с белым прямоугольным щитом и с чёрной вертикальной полосой посредине.
В 1957 году силами маячно – ремонтной группы и персонала маяка было построено рубленное маячно – техническое здание, в котором установили два дизель-электрических агрегата и аккумуляторные батареи марки С-8. Размер здания в плане 13,7 х 6,5 м, общая площадь 81 кв.м, высота помещений 3,30 м.
С 31 июля 1957 года Жужмуйский маяк был переведен на электрическое освещение. В классный светооптический аппарат маяка вместо керосино-калильной горелки в качестве источника света была установлена электролампа. Характер огня маяка был изменён с постоянного на длительно – проблесковый, но дальность видимости огня сохранилась 20 миль – 37 км.
В 1968 году при маяке был установлен автоматический радиомаяк марки МРМ-61, который начал работать с 12 сентября. Радиомаяк разместили в здании склада маячного технического имущества на берегу на северо-восток от маяка в расстоянии 780 м. Для подвески Т-образной антенны были установлены деревянные мачты – опоры высотой по 16 м. В 1982 году был установлен новый автоматический радиомаяк марки АНРМ-50. Он имел опознавательный сигнал «БР» по азбуке Морзе и работал на частоте 309,5 кгц и волне длиной 969,2 м в круговом режиме с дальностью действия 20 миль – 37 км круглосуточно в период навигации. В 2010 году установили новый автоматический радиомаяк марки «Агат-3».
В 1980 – 1983 годах начальником маяка был А.Г.Агеев, в 2003 году – А.Акулов.
В 2015 году на маяке был установлен небольшой светооптический аппарат марки ЭМ-200 с электролампой марки ММ 12 х 23 мощностью 23 вт при напряжении 12 в с электропитанием от батарей.
Маяк был переведён в автоматических режим работы и в разряд светящих навигационных знаков. Персонал маяка был снят.
Маяк находится в ведении Гидрографической службы Северного флота.

Использованная литература

1. Описания маяков, башен и знаков Российской Империи по берегам Белого моря, издания разных лет.
2. Огни и знаки Белого моря, издания разных лет.
3. Ежегодные отчёты Гидрографического департамента и Главного гидрографического управления Морского министерства за разные годы.
4. Лоция Белого моря, 1995 год, 335 стр.
5. П.И.Башмаков, Маячное дело и его историческое развитие, 1925 г., 217 стр.
6. П.И.Башмаков, Навигационные ограждения, 1935 г., 440 стр.
7. И.Модестов, Строительство маяков, 1934 г., 107 стр.

Ю.Шухин
25 мая 2016 года

http://mayaki-sssr.spb.ru

Маяк Жужмуйский

СообщениеДобавлено: 15 Октябрь 2017 13:55
Инспектор
Рисунок Анны Михайловой. Акварель. 2016 год.
 Жужмуйский.jpg