Маяк Канинcкий

Общая информация и различные обьекты - памятники, маяки, заповедники и прочее.

Маяк Канинcкий

Сообщение Инспектор » 15 Декабрь 2008 02:25

Описание маяков подготовлено ведущим специалистом Гидрографической службы СФ
Балашовым С.И., материал публикую с его любезного согласия.
Канинский
 stamp_hi.jpg
Канин полуостров, на оконечном мысе которого установлен Канинский маяк, отделяет северную
 P1060504.JPG
часть Белого моря от Чешской губы Баренцева моря.

Впервые опись этого берега была выполнена в 1741 году мастером от флота Бестужевым и мичманом Михайловым. Судовой промер вдоль Канинского берега впервые произвели в 1827-1832 годах участники экспедиции Управления генерал-гидрографа на судне "Лапоминка" под командованием М.Ф. Рейнеке.
Но задолго до исследователей здесь появились поморы. Их привлекало сюда обилие рыбы и зверя, и они на своих кочах и лодьях приходили на полуостров на промысел морского зайца, нерпы и на ловлю семги, белуги и наваги.
Жилых поселений, по описанию Рейнеке, здесь не было даже в середине XIX века, когда остальные берега Белого моря были уже сравнительно обжиты.
Исследователь Русского Севера С. Максимов писал в 1858 году: "Если на Зимнем берегу разбросано только шесть селений и по Мезенскому пять, то Канинский окончательно уже пуст и безлюден. Составляя как бы продолжение Мезенского берега (от Мезенского залива до мыса Канина), который весь покрыт лесом, переходящим в кустарник, Канинский берег - безлесен. На нем редка даже приземистая сланка, не доходящая высотою от земли свыше аршина... Он состоит из шиферных гор, покрытых тундрой и около воды оканчивающихся голыми щелями, большей частью темно-серого цвета... Прежде, около ста лет назад тому, через Канинский полуостров существовало водяное сообщение посредством рек Чиж, впадающей в Белое море, и Чеша, вливающейся в Чешскую губу. Но теперь то озеро, из которого вытекали обе эти реки, поросло мохом и превратилось в болото".
 306_p1160841.jpg
Промысловики охотились не только на Канинской земле. Еще в XV веке они устремились за "соболиным хвостом", т. е. за пушниной, в районы северной Сибири, Мангазеи, к устьям Печоры, Таза и Оби, и путь их почти всегда пролегал мимо оконечного мыса полуострова - Канина Носа.
Походы эти были необыкновенно тяжелым испытанием для поморов, однако прибыли от них были так велики, что к концу XVI века приток промышленно-торгового люда в эти районы России резко увеличился.
Несмотря на интенсивное мореплавание, никаких маяков на Канинской земле и далее на восток до XX века не было, а плавать вдоль Канинского берега было очень опасно, так как около него расположены обширные мелководья. Дно здесь сложено рыхлыми песками, переносимыми с места на место мощными течениями. В результате этого процесса возникают постоянно перемещающиеся мели - кошки.[/color]
Плавали поморы, придерживаясь берега, определяясь по береговым приметам, сохраняя в памяти и рукописных книгах сведения, добытые личным опытом и из рассказов других. На Канинском берегу, как и в других местах Белого моря, для лучшей ориентировки устанавливали гурии и кресты (см. очерк "Абрамовский"). И все же даже в начале нынешнего века "Лоция Белого моря" рекомендовала огибать мыс Канин Нос не ближе 5 миль, а в туман - на расстоянии около 20 миль и все время бросать лот. И лишь убедившись, что Канин Нос пройден, можно было прибавить ход.
Где-то в начале века (точную дату установить не удалось) на оконечности мыса был поставлен навигационный знак, но был он низок и плохо виден, так что
 306_pict1751.jpg
мореплаватели для определения места предпочитали пеленговать не его, а саму оконечность мыса - это было надежнее.

В 1891 году, когда возрос экспорт лесных и промысловых богатств из Печорского речного бассейна морским путем, когда появившиеся мощные суда с железным корпусом стали проникать в недоступные ранее районы Арктического бассейна, Гидрографический департа¬мент вышел в Морское министерство с предложением построить на Канином Носе световой маяк, так как отсутствие маячного огня в таком опасном месте является "главнейшей и единственной причиной, затрудняющей плавание в Печорскую губу не только иностранных судов, но и русских". Однако предложение не было принято, ответ был краток: "нет средств, к тому же для ограждения огнями есть места и поважнее".
В 1895 году министр путей сообщения К.Н. Посьет направил управляющему Морским министерством письмо, в котором сообщал, что шкиперы Белого моря жалуются, что часто погибают с грузами и семьями из-за отсутствия огня на Канином Носе; не могут укрыться во время бури из-за невозможности войти в реки и бухты; часто вместо Белого моря попадают в Чешскую губу. Маяк необходим, сообщал он, также для судов, плавающих на Новую Землю и к северным берегам Сибири.
В 1909 году Особая комиссия по вопросам постройки маяков и других предостерегательных знаков в Белом море и Северном Ледовитом океане, обсуждая вопрос навигационного оборудования морского пути из Белого моря в устье Печоры, рассмотрела два варианта установки маяка - на острове Колгуев и на мысе Канин Нос. Дирекция маяков Белого моря считала, что маяк будет более эффективен для безопасного плавания на острове Колгуев, но опрошенные капитаны судов высказались за Канин Нос, так как он раньше освобождается от льдов и находится ближе к основному фарватеру. В результате комиссия рекомендовала установить маяк на мысе Канин Нос. Однако до 1915 года так ничего и не было сделано.
Решение вопроса ускорило освоение Северного морского пути. В 1898-1910 годах Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана исследовала пролив Югорский Шар, произвела опись Обской губы и Енисейского залива, обследовала фарватеры в Печорской губе и выполнила другие гидрографические работы. Были составлены карты этих районов, которые способствовали установлению регулярных рейсов пароходов из Архангельска на Печору и в Югорский Шар. Венцом работы экспедиции был сквозной переход в 1914-1915 годах судов "Таймыр" и "Вайгач" под руководством Б. А. Вилькицкого из Владивостока в Архангельск. Была доказана возможность плавания Северным морским путем из западных морей в Тихий океан, что сулило огромные возможности.
Северный морской путь пролегал мимо Канина Носа, и необходимость его срочного ограждения маяком стала очевидной. Кроме того, начавшаяся в июле 1914 года, Первая мировая война закрыла для России доступы судов к портам Балтийского и Черного морей и заставила обратить внимание на северные моря, являвшиеся единственным и самым удобным выходом в океан в любое время года. Только этим путем можно было доставлять сибирский хлеб и другие военные грузы для российской армии.
В августе 1915 года Морское министерство распорядилось срочно оборудовать мыс Канин Нос световым маяком и радиостанцией. Железная башня в разобранном виде была доставлена скорым поездом из Санкт-Петербурга в Архангельск. Ацетиленовый осветительный аппарат закупили в Стокгольме. В том же 1915 году маяк начал действовать. Он имел вид круглой железной башни высотой 3,6 м, установлен¬ной на четырехугольном деревянном срубе. Высота огня от уровня моря составляла 47 м, что позволяло при невысокой башне обеспечивать дальность видимости огня на расстояние до 12 миль. Одновременно с маяком построили и радиотелеграфную станцию. Маяк обслуживали телеграфисты.
В годы Гражданской войны и военной интервенции маяк практически не действовал - не хватало ацетилена и трудно было его доставлять на Канин Нос. Кроме того, в связи с закрытием радиостанции маяк оказался без надзора и пришел в совершенно запущенное состояние.
Обстановка резко изменилась в начале 1920-х годов, когда при Сибирском ревкоме был создан Комитет Северного морского пути и совет¬ским правительством были организованы Карские товарообменные экспедиции (1921-1928). Эти широкомасштабные транспортные экспортно-импортные перевозки потребовали проведения комплекса мер по их обеспечению, в том числе и навигационному.
Убекосевером была разработана специальная программа навигационно-гидрографического обеспечения следования судов. Она включала в себя ремонт существовавших маяков и сооружение новых огней и предостерегательных знаков, в том числе реконструкцию Канинского маяка.
В 1922 году огонь на Канином мысе вновь осветил просторы Северного Ледовитого океана. Установленный в фонаре осветительный аппарат шхерного типа был слаб и не удовлетворял в полной мере мореплавателей, тем не менее, маяк в таком виде просуществовал около 50 лет. Лишь в послевоенные годы он был перестроен. В настоящее время его башня высотой 23 м имеет вид четырехгранной усеченной пирамиды с красным фонарным сооружением. Окрашена черными и белыми горизонтальными полосами.
Маяк, осветительный аппарат которого расположен на высоте 75м от уровня моря, светит белым проблесковым огнем на расстояние до 22 миль. Для туманных сигналов на маяке имеется наутофон.
 3293317752.jpg
 3255732987.jpg
 3255732987_1.jpg
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Маяк Канинcкий

Сообщение Иван Кукушкин » 15 Декабрь 2008 03:49

Что есть в сканах:

Изображение
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Маяк Канинcкий

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Январь 2013 22:41

Канин Нос в 2012:
sevprostor написал(а) в russkij_sever Канин Нос

:": Ближе к концу дня, впереди, наконец, показался маяк. Это был Канин Нос. Я все разглядывал в трубу море, выискивая сулой или какую-нибудь другую напасть, но вода была совершенно гладкой. Течение нам, судя по всему, помогало, и очень скоро мы приблизились к мысу вплотную. Там стояли какие-то старые дома, виднелся новенький жилой модуль. Надо полагать, что тут живут люди, потому что строения выглядели довольно ухоженными.

Изображение
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Маяк Канинcкий

Сообщение Инспектор » 06 Январь 2015 21:22

 178.jpg
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Маяк Канинcкий

Сообщение ЧАЙКА СВ » 12 Январь 2015 13:25

Подскажите кто художник картины, как называется и когда написана?
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Маяк Канинcкий

Сообщение Инспектор » 12 Январь 2015 14:02

Не могу сказать, нашел в Инете. Кажется архангелогородский художник...??
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Маяк Канинcкий

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Январь 2015 14:52

ЧАЙКА СВ пишет:Подскажите кто художник картины, как называется и когда написана?

http://artrussian.com/museum_maltsev.html

Автор: Петр Тарасович Мальцев (1907-1993)
Название: Маяк на Севере. Из серии фронтовых этюдов "Морская пехота Заполярья".
Материал, техника: Картон, масло.
Размеры в см: 32х40
Год создания: 1943
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Маяк Канинcкий

Сообщение Инспектор » 12 Январь 2015 15:32

Насчет художника обознался. Просто знаю одного, который в 80-е там работал. Может и маяк не этот?? хотя очень похож..
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Маяк Канинcкий

Сообщение fisch1 » 19 Март 2015 15:00

 200k--r38-31_32.Канин Нос.gif
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маяк Канинcкий

Сообщение fisch1 » 22 Май 2015 21:47

 Маяк Канин Нос.jpg
Акварель - Анна Михайлова
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маяк Канинcкий

Сообщение ББК-10 » 31 Июль 2020 14:29

Полярная Правда, №59, 14 августа 1924 г

 Полярная Правда, №59, 14 августа 1924 КанинНос.jpg
Слава погибшим!
Пока существует классовая борьба, борьба за коммунизм на земле — нет конца смелым и гордым, неустрашимым борцам Революции.
В одиночку, десятками, сотнями, тысячами движутся они в последний решительный бой. Кто остановит их, что устрашит — если смерть перед ними бессильна. И число их растет...
10-го августа в первом часу ночи сторожевое судно Северной Пограничной Флотилии подошло к радиостанции «Канин-Нос». Оно привезло смену для товарищей, пробывших на радио-станции год. Сильный прибой у скалистых берегов не остановил отважных моряков от высадки на берег. Три раза шлюпка под искусным управлением старшины радио-станции прошла от судна на берег, перевозя людей и грузы. На четвертый раз, подходя к берегу, шлюпка коснулась подводного камня и набежавшей волной была моментально опрокинута. Восемь моряков, сидевших в шлюпке, подхваченные приливом, были отнесены в море. Спасательная шлюпка с тральщика успела подобрать лишь одного человека, старшего моториста Самсонова. Остальные семь: флаг-механик Гульбе, Начальник радио-станци Цебегей, Комиссар радио-станции Тильберг, радио телеграфисты: Колчин и Антонов, моторист Чмырь и кок (повар) Кузьмин — погибли.
11-го августа трупы Колчина и Кузьмина выбросило на берег. В четверг, 14 августа, трупы этих отважных моряков доставлены в Мурманск, а в пятницу, 15 августа предполагаются их похороны.
Трупы других товарищей не разысканы.
Они погибли... Их место заменят другие.
Нашу любовь, преклонение перед погибшими отдадим в день похорон живым, идущим на смену.
Без слез проводим в могилы ушедших героев, без слез мы проводим и новую смену па пост отважных моряков, борцов на нашем побережье.
Стройся вперед!
Перед нами смерть бессильна!
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Маяк Канинcкий

Сообщение ББК-10 » 31 Июль 2020 21:04

 stamp_hi.jpg
В 1922 году огонь на Канином мысе вновь осветил просторы Северного Ледовитого океана. Установленный в фонаре осветительный аппарат шхерного типа был слаб и не удовлетворял в полной мере мореплавателей, тем не менее, маяк в таком виде просуществовал около 50 лет. Лишь в послевоенные годы он был перестроен. В настоящее время его башня высотой 23 м имеет вид четырехгранной усеченной пирамиды с красным фонарным сооружением. Окрашена черными и белыми горизонтальными полосами.

Что означает дата на марке - 1938 г. :?:
 124713426.jpg
Спустя год была выпущена ПК "В" , там указан 1931 год.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Маяк Канинcкий

Сообщение ББК-10 » 02 Август 2020 16:43

Полярная Правда, №60, 16 августа 1924 г.

 Полярная Правда, №60, 16 августа 1924 похороны погибших.jpg
Похороны героев долга.

Вчера, 15 августа происходили похороны двух героев долга, моряков Колчина и Кузьмина.
В 2 часа дня к Губкому собрались воинские и морские части и все профессиональные организации, откуда направились к гарнизонному клубу, в котором находились тела погибших моряков. Вынесенные товарищами два красных гроба понесли к месту погребения на братском кладбище при площади Свободы.
Перед опусканием гробов в могилу тов А. Дроздов предложил выслушать рассказ о печальном событии командира судна тов. Суханова.
Тов Суханов заявил, что вероятно у всех присутствующих является вопрос: каким образом, мы, моряки, допустили погибнуть на своих глазах утонувших товарищей и почему не оказали им надлежащей помощи? Как ни прискорбна для нас была гибель этих товарищей, но, к сожалению помочь им никто не был в состоянии, таковы грозные стихийные условия. Если бы возможно было их спасти, то никто из моряков не пожалел бы отдать своей жизни для спасения товарищей.
Погибшие товарищи были жертвой зыби и девятого вала. Шлюпку нанесло на подводный камень и у берега она была разбита вдребезги. Товарищи не могли вылезти на берег вследствие утесистого уступа и погибли. Из них спасательная шлюпка могла подобрать только одного старшего моториста Самсонова, а остальных унесло в море и найти их не могли. Посла выбросили волны трупы радио-телеграфиста Колчина и повара Кузьмина, которых мы здесь и хороним. Жертвы в Северном море неизбежны Они были, есть и будут и моряки всегда готовы принести себя в жертву ради процветания Советской Республики.
Секретарь Губкома тов. Титов в своей речи выразил сожаление о постигшей нас тяжелой утрате на славном посту сторожевой службы моряков Северной флотилии. Завоевания 1917 года дорого обходятся правительству рабочих и крестьян. Мы постоянно должны быть на страже от окружающих нас врагов капиталистов. Ни один день не обходится без того, чтобы мы не приносили каких либо жертв, но тем не менее, мы твердо убеждены в том, что наша коммунистическая партия приведет весь мир к победе над капиталистами. Места погибших займут другие и дело освобождения рабочего народа во всем мире будет закончено. Преклоним же знамена перед телами погибших героев и да сохраним мы о ник память на вечные времена.
Вечная слава погибшим!
Представитель РЛКСМ т. Мартинковский указал на слова тов. Ленина, который предупреждал, что наш путь тернист и еще много жертв предстоит на пути нашей борьбы с капиталистами. К сонму великих людей ушедших от жизни во имя жизни других мы должны причислить и военных моряков Северной пограничной флотилии, погибших в борьбе со стихией на своем славном посту. Красная Армия и Красный военный флот будут твердо нести вверенные им знамена и наша Комсомольская организация вступит на смену погибшим. Слава павшим героям морякам на торжественном посту рабочего класса. Да здравствует коммунизм.
От имени железнодорожников и всех рабочих Мурманска выступил тов. Смирнов, который в своем прощальном слове указал, что рабочие Советских Республик будут твердо итти к достижению намеченной цели и всегда будут помнить тех героев, которые не щадили своей жизни ради укрепления основ Советской Власти.
От имени моряков выступил Комиссар тов. Целуев. который напомнил, что лишь 3-го июля моряки давали клятву твердо стоять на защите Советской Республики, принимая над собою шефство Губкома и давая эту клятву они были уверены, что этих жертв им не избежать в недалеком будущем. Это предчувствие скоро оправдалось: идя на смену своим товарищам, находящимся на отдаленном одинокой посту, моряки не хотели задержать смены своих товарищей рискуя своею жизнью. Когда пробовали уговорить флаг-механика Гульбе, то Карл Иванович настойчиво требовал отправки их на смену для исполнения необходимых работ. Такую же твердую настойчивость проявили Начальник радио-станции Цебегей, Комиссар Тильберг и остальные моряки. Они не хотели ждать того времени, когда стихия позволит им благополучно пристать к утесистому берегу Канина Носа и отважно ринулись на смену товарищей. Стихия поглотила их, но это не смутит моряков, это не подорвет в них стремления к твердому выполнению данной им клятвы Губкому стоять на страже завоеваний Октябрьской Революции.
Да здравствует коммунистическая партия! Да здравствует III Коммунистический Интернационал!
От юных пионеров выступил тов. Иванов, который заявил, что юные пионеры идут на смену погибшим и буржуазия дорого заплатит за смерть погибших героев.
После речи юного пионера тела опустили в приготовленные для них могилы и в честь героев долга был произведен установленный салют. Во время похорон музыка сопровождала все речи соответствующим маршем.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Полярная география



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения