Маяк Вепревский

Общая информация и различные обьекты - памятники, маяки, заповедники и прочее.

Маяк Вепревский

Сообщение Инспектор » 30 Декабрь 2014 08:56

Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Маяк Вепревский

Сообщение Инспектор » 30 Декабрь 2014 21:54

http://www.dvina29.ru/u-belogo-morya-si ... k-s-mayaka

 f3936a34196075e664661d8cca9d22c7_L.jpg
Человек с маяка
Продолжение рассказа о Евгении Васильевиче Жданове, начальнике Вепревского и Мудьюгского маяков
Опубликовано в № 16 (У Белого моря) 24.04.2014 года

На гражданке
После окончания войны, прослужив в Красной Армии и Военно-морском флоте 26 лет, в октябре 1946 г. Евгений Жданов был назначен смотрителем маяка Вепрь и переехал туда вместе с семьей. Началась новая жизнь по гражданским законам. Вместо приказа методом руководства стало убеждение. И тем не менее слушали его беспрекословно. Ссор, скандалов на маяке между служащими практически не было, а если и возникали, то разрешались быстро. За чистотой следил по-флотски. По графику женщины убирали в коридоре, на кухне, крыльцо, готовили баню к помывке. Скота у служащих маяка появлялось все больше и больше, и по распоряжению начальника маяка вокруг жилого комплекса был построен забор, чтобы скотина своим посещением не портила общий вид около дома. Строительный материал, столбики и жерди собирали на берегу моря. Неизменно подвозили на лошадке Зорьке.

О рыбалке и не только о ней
 ubm16_7_d266c.jpg

Во время зимней кампании по добыче морского зверя и летней –по прибрежному лову Вепревский маяк был центром сбора зверобоев и рыбаков, а душой компании – начальник маяка. Он как магнит притягивал к себе людей, мог много, хорошо и доходчиво рассказывать, умел и выслушать. Гостей набивалось в кухню столько, что даже табуреток на всех не хватало, приносили из комнат. Единственное требование к собравшимся промысловикам – запрет на курение, что строго и соблюдалось. Действовал запрещающий закон и на алкоголь. Когда начинали работать энергетические установки, в помещении кухни загоралась одна подвешенная электролампочка. Многие деревенские, особенно молодежь, электричество увидели впервые. Евгений Васильевич очень любил оружие, сам отлично стрелял и всегда при случае умел показать свое мастерство. Охотно принимал заказы на ремонт и реконструкцию оружия местных жителей, хотя технические возможности были ограничены – тиски слесарные, ножовка по металлу с ограниченным количеством полотен и небольшой набор напильников различной конфигурации. ubm16 7 d266c Евгений Васильевич Жданов на Сухом море. Фото из журнала «Военная охота». 1964 год По инициативе Жданова стали снова осваивать рыбную ловлю на богатейшем Закошном озере. Договорились со специалистом из Зимней Золотицы по пошиву легоньких озерных лодок, и к весне одна была сшита. На руках ее занесли на озеро, меняясь парами через каждые 200 шагов. Пользовались строго по очереди, хотя выходные у служащих маяка не всегда выпадали на воскресенье. Рыбу на озере начинали ловить сразу после таяния снега. Особенно в пасмурную дождливую погоду попадали щука, окунь, сорога, а один раз в июле попался в сеточку килограммовый налим. Ночевали у большущей елки, которая росла недалеко от озера, на берегу реки. Там был и устроен лабаз, спрятанный среди густых веток, с постоянным запасом сухарей, соли, спичек… Позже построили рыбацкую избушку.

На лошадях везли поклажу
 ubm16_8_d66b5.jpg
Особую отеческую заботу Евгений Васильевич проявлял к детям служащих. Их на Вепревском маяке, как школьников, так и до школьников, было около полутора десятков. Рассказывать он умел. С ребятами постарше любил посидеть с удочкой на озере или побродить с ружьем по лесу. С ним было интересно на природе, он знал множество примет и мог предсказать погоду на много дней вперед. Знал повадки животных и легко ориентировался. Знал множество способов, как можно выжить в лесу. В обязанности начальника маяка входили встреча и отправка школьников на учебу в деревни Нижняя и Верхняя Золотица. Дожидались школьников с Зимнегорского городка. Они оставались на ночь, а поутру шумной компанией все отправлялись в путь. Лошадьми пользовались во время зимних и весенних каникул, но на сани грузили только поклажу, а пассажиров не брали. На ноябрьские праздники добирались пешком, так как к этому времени реки Большая и Малая Торожма еще не замерзали. Переправлялись на плотах, других плавсредств у служащих маяка просто не было. Учащиеся с Зимнегорского маяка из школы выезжали домой только на Новый год и, естественно, на летние каникулы. Из-за отсутствия дорог и сложности «попажи». Евгений Васильевич всегда готовил целую программу проведения каникул. Сказывался юношеский опыт, когда в родном селе преподавал в школе. ubm16 8 d66b5 1953 год. Вепревский маяк. Они собрались в школу

На поиски пропавшего самолета
В конце 40-х или в начале 50-х годов с самолетом, что летел из Мурманска в Москву с высшим командным составом Северного флота и руководящими работниками Мурманского обкома партии, неожиданно пропала радиосвязь в районе Зимнего берега. Видела посадку большего самолета на воду около морского берега почтальон, которая доставляла корреспонденцию из деревни Козла в Нижнюю Золотицу. Весть разнеслась по побережью очень быстро. В дальнейшем при допросе она отказалась от своих слов, остерегаясь, что «затаскают» по допросам и судам. Очень уж этих процедур поморы не любили, да и сейчас не любят. Никаких следов пропавшего самолета не было обнаружено, хотя пограничные наряды тщательно обследовали предполагаемое место падения самолета. К поиску привлекли и служащих Вепревского маяка. Старшим в поисковой группе назначили Евгения Васильевича Жданова. Пошли вооруженные винтовками и ракетницей и небольшим запасом патронов к ней. Взяли с собой суточный запас продуктов, бинокль, отрезок веревки и, конечно, же, топор. Первую ночь поисковая группа ночевала в избушке на озере Закошном. Вторую и третью – у костра. На четвертый день вышли к большому труднопроходимому болоту. Самолет лежал прямо посередине, и поисковики потратили целые сутки на сооружение гати через болото, чтобы к нему добраться. Тут и выяснилось: это был военный бомбардировщик СБ, упавший еще в 1942 году в зимнее время. Обнаружили останки троих человек. У одного у павших летчиков нашли орден. Все документы и награды были собраны и переданы Евгением Васильевичем комиссии, что сразу же после сообщения о находке прибыла на катере из Архангельска. Личного оружия у экипажа самолета искатели не обнаружили. Кобуры для пистолетов оказались пустые. Позже у Евгения Васильевича со следственными органами были большие неприятности, все пробовали найти табельное оружие. Однажды даже оцепили здание и провели полный обыск во всех помещениях жилого дома. Стали, несмотря на протесты, обыскивать женщин. Заставляли ребятишек выворачивать карманы. Поиски продолжались до поздней осени, пока не выпал снег, но ничего так и не обнаружили.

На пенсии без дела не сидел
Начальником Вепревского маяка Евгений Васильевич проработал до декабря 1955 года. Но нужно было дальше учить дочь и двоих сыновей. По его просьбе перевели поближе к Архангельску – начальником маяка на остров Мудьюг. Где он и проработал до июля 1958 года. После выхода на пенсию ему предоставили трехкомнатную квартиру на острове Бревенник на берегу русла Маймаксы. Евгений Васильевич любил посидеть с биноклем на крыльце дома, пытаясь разгадать протекающую за рекой жизнь. Но без дела долго сидеть не любил. На летний период устраивался на работу плотником. Не пропала и любовь к охоте. В осеннее время, как только наступал охотничьей сезон, его трудно было удержать дома. Договаривался с соседями, у которых были моторные лодки, и с ними уезжал на охоту на Сухое море. Газета того времени «Часовой Севера» писала о нем: «…Это умный охотник, человек дела и слова, не делающий промахов…» Из ружья «браунинг» он и в самом деле бил точно и без трофеев не возвращался. В конце своей жизни Евгений Васильевич долго и тяжело болел. Скончался в июне 1970 года и был похоронен на воинском кладбище в Соломбале. Почетный караул из матросов полуэкипажа произвел троекратный салют.

(При подготовке статьи использованы материалы, предоставленные Борисом Ждановым)
Источник: http://www.dvina29.ru/u-belogo-morya-si ... k-s-mayaka
© ИД Двина
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Маяк Вепревский

Сообщение fisch1 » 19 Март 2015 15:49

 100k--q37-091 092.Вепревский.gif
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маяк Вепревский

Сообщение ББК-10 » 24 Январь 2022 20:05

viewtopic.php?f=28&t=6117#p55639
В конце 40-х или в начале 50-х годов с самолетом, что летел из Мурманска в Москву с высшим командным составом Северного флота и руководящими работниками Мурманского обкома партии, неожиданно пропала радиосвязь в районе Зимнего берега. Видела посадку большего самолета на воду около морского берега почтальон


Интересно, что-то еще про сей случай известно?
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Маяк Вепревский

Сообщение ББК-10 » 24 Январь 2022 20:12

Правда Севера, 1935, №38, 16 февраля

 Правда Севера, 1935, №038, 16 февраля ЛЮДИ НА ЛЬДИНЕ.jpg
ЛЮДИ НА ЛЬДИНЕ

НА ПОИСКИ ВЫХОДИТ ЛЕДОКОЛ "ЛЕНИН"


Позавчера была создана чрезвычайная тройка по розыскам и оказанию помощи двум работникам Вепревского маяка, унесенными на льдине в море. В состав тройки вошли тт. П. С. Пузырев (председатель), Я. Я. Бредис (Архсевморпути) и Утенкин (Убекосевер). Комиссия немедленно приступила к работе.
Позавчера вечером предполагали, что ледяное поле с унесенными людьми прибило к берегу. Но перебраться на берег они не смогли бы из-за большого скопления битого льда. Поэтому на помощь им были посланы люди из деревни Инцы. Они разбились на три группы, — в сторону Ручьев, Зимней Золотицы и Зимнегорского маяка.
Летчик Козлов вылетел утром на поиски, но из-за густого тумана вынужден был вернуться. На сегодня намечался вылет двух самолетов - Козлова и челюскинца М. С. Бабушкина, приехавшего вчера из Москвы. Но прогноз погоды почти исключает возможность работы самолета в этом районе. Поэтому вчера на борту ледокола "Ленин" был объявлен аврал, на догрузку оставшихся 160 тонн угля было брошено дополнительно 150 человек, и сегодня рано утром ледокол должен выйти в море, - на розыски унесенных на льдине.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Маяк Вепревский

Сообщение ББК-10 » 24 Январь 2022 20:45

Правда Севера, 1935, №39, 17 февраля

 Правда Севера, 1935, №039, 17 февраля ЛЮДИ НА ЛЬДИНЕ НАШЛИСЬ.jpg
Лапкин и Баев нашлись

Вчера утром льдину с работниками Вепревского маяка БАЕВЫМ и ЛАПКИНЫМ, которые были унесены в море, прибило течением к берегу в районе между Ручьями и маяками Инцы. Пользуясь тем, что у берега почти не было битого льда Лапкин и Баев вышли на берег и пришли на маяк Инцы. Член сельсовета тов. Перфильев сообщил об этом немедленно чрезвычайной тройке, заявив, что оба работника здоровы.
После этого ледоколу "Ленин", который вышел рано утром на розыски унесенных, по радио было дано распоряжение вернуться в порт.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Полярная география



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения