Аэросани на Севере

Вездеходы, аэросани, прочие средства передвижения. Домики ПДКО, КАПШ и др.
Экспериментальные проекты и действующие разработки

Re: Аэросани на Севере

Сообщение Dobrolet » 04 Сентябрь 2009 13:16

(Самолет №2 1926)

Ник. Шпанов.
АЭРОСАННЫЙ ПРОБЕГ 1926 г.

В начале января текущего года Авиахим СССР и Московский автомобильный клуб выступили инициаторами в организации большого пробега для испытания наших достижений в области постройки аэросаней. Проведение всей организационной работы было возложено на Комитет, образованный под председательством Начальника Военных Воздушных Сил Союза, тов. П. А. Баранова.
 1.jpg

В общих чертах наши читатели уже знакомы с принципами устройства аэросаней, но у нас еще ни разу не обсуждался вопрос о значении их, как средства сообщения в различных областях жизни страны. Здесь приходится особенно выделить вопрос применения аэросаней в нашем союзе, так как он находится в совершенно своеобразных условиях связи и транспорта, отличных от условий многих других государств.
Во всей Европе и в большой части Америки колесный автомобиль, в настоящем его техническом состоянии, может считаться вполне надежным средством сообщения во все времена года, благодаря хорошему состоянию дорог, относительной мягкости климата и отсутствию долгой снежной зимы. Таким образом, совершенно не возникает вопроса о неудовлетворительности автомобиля, как средства передвижения зимой, даже на междугородных участках.
Если в Северно - Европейских государствах, на Скандинавском полуострове на пути автолюбителя и становится довольно суровая зима с обильными снегопадами, то на помощь ему приходит хорошо развитая сеть дорог, постоянно содержимых в удобопроходимом состоянии, да и самые расстояния там не отличаются особенными размерами, так что, в случае крайности, всегда можно на некоторый срок удовлетвориться конной тягой. И все таки в Швеции и Норвегии за последние годы должны были усиленно заняться изысканием замены колесному автомобилю, такой замены, которая обеспечивала бы наличие механической тяги в самых неблагоприятных условиях, на наиболее трудных в смысле проходимости участках.
Наша страна с ее долгой зимой, на несколько месяцев одевающей толстым снежным покровом большую часть территории, особенно тяжело чувствует отсутствие надежного зимнего механического экипажа. Огромные пространства, очень слабо покрытые хорошими гужевыми путями, на всю зиму обречены обслуживаться прадедовскими санками с запряженным в них сивкой-буркой. Между тем все говорит за то, что мы уже перешагнули за тот рубеж, когда такое положение может нас в ка¬кой бы то ни было мере удовлетворять. Развивающаяся промышленная и политическая жизнь настойчиво требует непрерывности коммуникаций на целом ряде междугородных путей, на целой паутине дорог, тянущихся к железнодорожным магистралям из глубины не охваченных ими областей.
 1p.jpg

Основным средством улучшения су¬ществующего положения служит, конечно, дорожное строительство в первую очередь, но необходимость затраты на эту меру огромных материальных средств делает ее крайне затяжной и трудно осуществимой в наших хозяйственных условиях. Поэтому нам и приходится безотлагательно заняться вопросом о замене на зимний сезон колесного автомобиля таким транспортным средством, которое способно было бы работать па путях покрытых снегом.
Автомобильные конструктора пошли к разрешению этой проблемы путем замены у нормального автомобиля задних ведущих колес эластичной каучуковой гусеницей, изобретенной русским автомобилистом Кегрессом. Французские автомобильные фирмы применившие эту систему для машин, обслуживающих песчаные области колоний, добились полного успеха. Этот успех заставил вспомнить о том, что когда то, почти десять лет назад, автомобили Кегресса были применены па Русском фронте для движения по снежной целине, совершенно недоступной колесным машинам. И французские «Ситроен-Кегрессы» и построенные по тому же принципу Шведские «Скания-Вабис» оказались вполне пригодными для движения по глубоким снегам. Они достаточно хорошо справляются не только с дорогой покрытой снегом, но в состоянии преодолевать я целину снежных полей.
Однако приспособление Кегресса не отличается простотой и, как всякое конструктивное усложнение, ведет к понижению технических качеств машины. Автомобили Кегресса отличаются значительной сложностью устройства ведущего хода, связанным с этим общим утяжелением машины и далеко не блестящей скоростью — в лучших условиях 35 — 40 килом. Нормальную же эксплоатационную скорость Кегрессов можно принять равной 20—25 километрам, и то при наличии плотного снега.
Перечисленные отрицательные качества кегрессов: сложность конструкции и незначительная скорость, вместе с отсутствием у нас собственной автомобильной промышленности, заставляют искать других средств, более простых, дешевых и с лучшими эксплоатационными качествами. Именно здесь на втором пути, избранном конструкторами для разрешения этой проблемы, и находится стык наземного транспорта с авиацией: для передвижения по наземным путям применяется авиационная винтомоторная группа, установленная на так называемых аэросанях.
Конструктивно идея аэросаней сводится к следующему: на лыжах, подобных аэропланным, установлен легкий кузов и вся повозка в качестве двигателя имеет воздушный винт-пропеллер, получающий вращение от мотора авиационного или реже автомобильного типа. На первых типах аэросаней пропеллер насаживался на вал, получавший вращение через передачу от вала автомобильного мотора, кузов сохранялся автомобильный и лишь убирались ненужная коробка скоростей, фрикция и задний мост, да колеса заменялись четырьмя лыжами. Обычно в таких случаях винт получался тянущим.
Однако первые же опыты показали, что гораздо рациональнее иметь толкающий винт, автомобильный мотор заменить авиационным и вместо четырех лыж применять три, с тем чтобы нос саней покоился на лыже. Кроме того и автомобильные рамы и кузова оказались мало пригодными для аэросаней, вследствие своего значительного веса. В дальнейшей работе конструктора совершенно забросили попытки приспособления шасси и кузовов колесных автомобилей под аэросани я стали разрабатывать самостоятельные конструкции, которые могли бы удовлетворить основным требованиям, предъявляемым к саням: большая прочность вместе с легкостью, обеспечивающей проходимость по снежной поверхности без проваливания; моторы такой мощности, которая обеспечивала бы, при прочих данных, большую скорость движения; простота устройства, вместе с незначительной стоимостью производства.
Подойти к разрешению поставленной задачи удалось только благодаря наличию опыта в самолето- и моторо-строения. Опыт, полученный в расчете и производстве аэропланных корпусов, позволил обеспечить в санях необходимую прочность, вместе с большой легкостью аэросанного кузова. Практика использования моторов на самолетах позволила рационально установить винтомоторную группу и на аэросанях.
Мы можем смело сказать, что советским конструкторам удалось добиться больших успехов в деле постройки вполне годных для практического использования аэросаней. Основной базой конструктивного развития и постройки опытных моделей советских аэросаней являются два научно-исследовательских института, входящих в Научно-технический отдел Высшего Совета Народного Хозяйства СССР: Автомоторный—«НАМИ» и Аэрогидродинамический—«ЦАГИ».
 2p.jpg

Основной линией в работе НАМИ было создание таких типов, постройка которых была бы возможна из наиболее дешевого у нас и легко доступного материала дерева, с применением из металлических деталей лишь стальных. Образцами работ НАМИ могут служить две последние по времени модели: «НАМИ IV Д. Ф.» и «НАМИ V Д. А».
«НАМИ IV» представляют собою легкие четырехместные аэросани с мотором Сальмсон 100 л. с. с воздушным охлаждением. Кор¬пус саней установлен на три лыжи, сделанных из дюралюминия. Все соединения лыж с корпусом снабжены амортизаторами, делающими подвеску достаточно эластичной и обеспечивающими саням достаточно мягкий ход. Наличие амортизатора на передней направляющей лыже делает управление спокойным и не утомляющим водителя. Амортизаторами служат спиральные пружины. Для остановки саней на задних лыжах установлены сильнодействующие тормаза.
Управление такими санями чрезвачайно просто и сводится к наличию у водителя рулевого штурвала, тормазной педали и педали-регулятора оборотов мотора.
Сани «НАМИ V» по внешнему виду сходны с санями «НАМИ IV» . Корпус их построен из деревянного каркаса с фанерной обшивкой, но вместо дюралюминиевых лыж на этой модели применены лыжи фанерные. Мотор Анзани 90 л. с.
Кроме этих двух новых типов, НАМИ построил несколько саней в прошлые годы. Из старых типов НАМИ выпускает в пробег следующие модели:
«НАМИ II НРБ-25» с деревянным корпусом, на пять мест, с мотором «Испано-Сюиза» 150 л. с. с водяным охлаждением. Эти сани, при собственном весе в 720 кгр. и с пятью пассажирами дают скорость до 110 клм. в час. Бак вмещает 100 кгр. бензина, достаточных для 250 клм. пути.
«НАМИ III НРБ-3» — самые малые из этих четырех моделей—на трех пассажиров. Корпус деревянный, также как и лыжи. С мотором Фиат 110 л. с. эти сани дают скорость до 110 клм/час при собственном весе в 510 кгр. Радиус действия их 250 клм.
 3p.jpg

В отличие от только что описанных моделей НАМИ, ЦАГИ выпустил целый ряд металлических конструкций. Лишь две модели из
отправляемых в пробег саней ЦАГИ не принадлежат к числу цельно-металлических, это:
1) малая двухместная машина «ЦАГИ АНТ» с мотором Анзани 35 л. с, построенная из дерева и
2) большая шестиместная машина «ЦАГИ ДС» с мотором Фиат 110 л.с. Каркас этой машины построен из тонкостенных стальных труб, сваренных в узлах.
 4p.jpg

Цельнометаллические сани ЦАГИ заслуживают того, чтобы остановиться на них несколько подробнее. Следует заметить что в аэросанной конструкции материалы испытывают весьма высокие напряжения, близкие к напряжениям аэроплаиной конструкции. Это обстоятельство и побудило ЦАГИ, впервые занявшегося у нас разрешением проблемы металлического самолетостроения, приступить к постройке своих металлических саней для испытания вновь изобретенного советскими металлургами ультралегкого сплава «кольчугалюминия». Кольчугалюминий является огромным достижением нашей металлургии. Будучи в 3 раза легче стали, он обладает ее прочностью, при ряде других положительных качеств, ставящих его в самолетостроительном деле выше стали, не говоря уже о дереве. Послужив материалом для первых саней ЦАГИ кольчугалюминий вполне доказал свои превосходные качества, нисколько не уступающие качествам вырабатываемого в Германии первоклассного сплава «дюралюминия». Вместе с пригодностью нового сплава для нужд самолетостроения, выяснилось и то, что он может служить незаменимым материалом при постройке аэросаней, обеспечивая им большую прочность при большой легкости всей системы, недоступной не только при применении т. н. смешанных конструкций, но даже и чистого дерева.
Занявшись специально вопросом об аэросанях, ЦАГИ выпустил целый ряд высоких по качествам моделей, построенных целиком из кольчугалюминия, вырабатываемого трестом Госпромцветмет.
Из этих моделей в пробеге участвуют:
1) «ЦАГИ АНТ» — двуместные, гоночного типа, расчитанные для больших скоростей. Мотор Фиат 110 лош. сил., с воздушным охлаждением верткально расположенных цилиндров.
2) «ЦАГИ АНТ» — пятиместные пассажирские с комфортабельной закрытой кабиной. Мотор Люцифер 100 л.с. с воздушным охлаждением звездообразно расположенных цилиндров.
Лыжи на тех и других санях кольчугоалюминиевые, числом три, с управлением на переднюю лыжу. На задних лыжах имеются тормаза, дающие возможность быстрой остановки.
 5p.jpg

Все рассмотренные конструкции нельзя считать большим усовершенствованием на пути разрешения задачи зимнего сообщения. Правда, пока еще под большим вопросом находится экономичность аэросаней, как средства транспорта, но пробег должен будет дать ответ и на этот вопрос; затрачивая на свое передвижение большую мощность – значительно большую, чем в машинах типа «Кегресс» — аэросани дают зато и скорости, совершенно недоступные этим машинам. Нашему читателю, уже привыкшему оценивать во внешнему виду конструкцию, достаточно будет взглянуть на прилагаемые рисунки, чтобы сравнить простые лекгие сани, не никаких передач от мотора к двигателю, с многосложной гусеницей того же Ситроен Кегресса. Конструктивная простота и стройность, данные авиацией своему земному детищу – аэросаням, говорят сами за себя и приходится остановится только перед суждением о крайней «сезонности» саней могущих итти иначе как во сплошному снежному покрову, тогда как кегрессы отличаются большой универсальностью, позволяющей считать их средством всех сезонов и дорог всех состояний, до зыбучи песков и тонких грунтов включительно. В этом основное преимущество кегрессов перед аэросанями.
Само собой, что вопрос не может ставится так: кегрессы или аэросани, также как, например, он не ставится в воздухе: самолеты или дирижабли. Приходится подробнейшим образом разобраться в качествах тех и других и решить, в каких областях работы должны найти себе применение те и другие.
Не только задачи в области связи, стоящие перед различными заинтересованными в пробеге ведомствами, различны, но они различны и в пределах одного и того же ведомства. Наркомпуть, Наркомпочтель, Военвед - все они имеют перед собой разные задачи и в каждом из них должны будут найти себе применение оба вида испытываемых машин. Взять хотя бы Военное Ведомство. Можно с уверенностью сказать, что ни одной из армий мира не приходится приспосабливаться к действиям на столь разнохарактерных театрах, как нашей Красной Армии. С одной стороны, это обстоятельство заставляет стремиться к значительной универсальности транспортных средств, применяемых армией, с другой —позаботиться о специальных средствах, обеспечивающих коммуникацию в условиях, не доступных самым универсальным из существующих средств передвижения. То же относится и к Наркомпочтелю и другим.
Автомобиль, достигший высокой степени совершенства, позволяет считать его вполне надежным средством во все времена года в районах, обеспеченных хорошими дорогами, но он малонадежен и беспомощен в глубоком снегу. Кегресс, могущий ползать по всякой дороге, во всякое время года, должен будет тратить непомерно много времени, очутившись в безграничных просторах Сибири. Аэросани, могущие в кратчайший срок покрывать снежные пустыни Сибири, будут бездействовать без снега и принесут мало пользы на коротких расстояниях в 10—20 километров.
Все это приводит нас к тому заключению, что оба эти способа должны найти свои области применения и, месте с тем, не следует думать, что с наличием того и другого можно отказаться от других видов земного, водного и воздушного транспорта.
Настоящий пробег должен дать большой материал для разрешения вопросов о пределах использования состязующихся машин. Принимающие в пробеге участие 18 аэросаней и 6 кегрессов, пройдя положенные маршруты, получат оценку со стороны выносливости и прочности, экономичности, динамичности и проходимости *).
Эта оценка и послужит основанием для выбора машин тем и пли другими из заинтересованных в них ведомствами и организациями.
*) Маршрут аэросаней: Москва—Тверь—Волочок—Новгород и обратно—1500 километров, со скоростной гонкой Ленинград —
Кронштадт. Маршрут кегрессов: Москва—Тверь—Москва—400 клм.
 6p.jpg


В довесок пара фото из других номеров Самолета за 1926 г.
 1pp.jpg

 2pp.jpg
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Re: Аэросани на Севере

Сообщение Kirindas » 05 Сентябрь 2009 01:59

Dobrolet
очень интересно, где только Вы всё это находите
вот. кстати, аэросани АРХСЗО участвовавшие в пробеге
фото РГАКФД
Вложения
 arhszo.jpg
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Re: Аэросани на Севере

Сообщение Dobrolet » 05 Сентябрь 2009 07:47

Я больше самолетами интересуюсь, а санки попутно попались - не пропадать же добру (в смысле информации).
Тем более что к старым журналам не у всех доступ есть.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Re: Аэросани на Севере

Сообщение Kirindas » 10 Сентябрь 2009 03:31

"Техникa и Вооружение" за сентябрь
аэросанный пробег 1924 г. два слова про АНТ-lV
Вложения
 tiv.jpg
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Аэросани на Севере

Сообщение Kirindas » 07 Ноябрь 2009 20:05

не совсем север
 0_Brest.jpg

на ибее продают

утверждается что фото сделано в Брест-Литовске в 1918 г.
обидно, что военные загородили самое интересное
Последний раз редактировалось Kirindas 14 Январь 2011 18:54, всего редактировалось 2 раз(а).
Причина: ошибка с картинкой
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Аэросани на Севере

Сообщение slava_zz » 07 Ноябрь 2009 20:30

полугусеничные полуторки использовались в начале Нордвикстроя, описано у Урванцева в книге "Таймыр-край мой северный"
http://www.skitalets.ru/books/taimyr_urvantsev/
 48.jpg
slava_zz
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50
Откуда: Чукотка

Аэросани на Севере

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Ноябрь 2009 21:24

slava_zz
полугусеничные полуторки использовались в начале Нордвикстроя, описано у Урванцева в книге "Таймыр-край мой северный"

Есть здесь веточка про ГАЗы viewtopic.php?f=25&t=907&start=0

И наш Урванцев viewtopic.php?f=52&t=1837#p14151
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Аэросани на Севере

Сообщение Alexander Belov » 08 Ноябрь 2009 12:43

Kirindas пишет:не совсем север
0_Brest.jpg

на ибее продают
http://shop.ebay.de/merchant/antikfuchs ... ZQQ_sopZ12
утверждается что фото сделано в Брест-Литовске в 1918 г.
обидно, что военные загородили самое интересное


Там на скане оборотной стороны карточки подписано "Брест-Литовск", а немцы там были уже зимой 1918 года. Вполне возможно.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Аэросани на Севере

Сообщение Kirindas » 01 Декабрь 2009 19:38

 02cc.jpg
бронированные аэросани ленинградского завода №5 НКВД
проект выполнялся ЦКБ-50
вооружение пушка 23 мм в башне аналогичной башне танка Т-40
еще на стадии ЭП выяснилось, что машина выходит очень тяжелой, но все равно решили строить
конструкция оказалась совершенно неудачной: никакие проходимость, скорость и управляемость
вялые доработки тянулись до начала ВОВ, вплоть до эвакуации предприятия (к тому времени уже переданного из НКВД в судостроительную промышленность)
некоторые работы по бронированным аэросаням велись и в период ВОВ, но ничего путного кроме НКЛ-26 так и не построили
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Аэросани на Севере

Сообщение Kirindas » 07 Март 2010 02:34

Alexander Belov пишет:ОПА!!! Не та ли группа Вегенера, которую упоминает Обручев? Оригинальное название картинки: "sledgewegener1930vl_180.jpg". Т.е. возможно, что это та самая экспедиция Вегенера, 1930 год. Вот:

http://www.awi.de/en/news/press_releases/detail/item/75th_anniversary_of_the_german_greenland_expedition_alfred_wegener/

Вложение Propellerschlitten_p.jpg больше недоступно
Propeller Sledge “Polar Bear” with engine running
Under the extreme weather conditions, propeller sledges specifically brought along from Germany did not meet expectations.


Сани "Полярный Медведь" экспедиции Вегенера! 75 лет экспедиции было в 2005 году.

слона и не приметили
http://www.awi.de/en/news/press_release ... ef3880f82b
дойче пост и всё такое
Вложения
 Briefmarke5_p[1].jpg
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Аэросани на Севере

Сообщение Kirindas » 15 Март 2010 20:19

 000065ty.jpg
Техника и Вооружение. 3/2010
предельно кратко о роли оборонно-спортивных и технических обществ в развитии аэросанного транспорта в период с 1920 по 1936 гг..
по пожеланиям сообщества приводятся ссылки на архивы
ссылок было много, поэтому оставил несколько
также рассказывается вся правда о Самойловиче и загадочной двери
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Аэросани на Севере

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Март 2010 21:28

Раскрытие тайн :(
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Аэросани на Севере

Сообщение Kirindas » 16 Март 2010 03:36

если под тайной понимается пижма, то её в статье нет
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Аэросани на Севере

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Март 2010 13:57

Неа, про таинственную дверцу.
Пока журнал появится... :(
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Аэросани на Севере

Сообщение Kirindas » 08 Апрель 2010 12:31

 tiv410.jpg
Техника и Вооружение
№4/2010
кратенько о боевых аэросанях и о том, что им предшествовало
статья упорно не влазила в объем журнала и большей частью ссылок пришлось пожертвовать
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Пред.След.

Вернуться в Полярная спецтехника, оборудование и проч.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения