"Арктический Танк"

Вездеходы, аэросани, прочие средства передвижения. Домики ПДКО, КАПШ и др.
Экспериментальные проекты и действующие разработки
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Арктический Танк"

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Август 2009 18:51

"Техника-Молодежи" 7/1937

 TM-37-07_00_0001.jpg
 TM-37-07_19_0001.jpg
 TM-37-07_20_0001.jpg
 TM-37-07_21_0001.jpg
 TM-37-07_22_0001.jpg
Танк в Арктике
Проф. Г, Покровский
Рисунки автора

    От редакции "ТМ": Ниже мы помещаем очерк проф. Г. Покровского, в котором автор делает попытка набросить хотя бы в основных чертах картину одного из видов будущего полярного транспорта. Обращая внимание читателей на весьма интересную мысль о применении плавающих танков для арктических рейсов, редакции подчеркивает, чти все цифровые данные и описание оборудования таких танков имеют чисто предположительный характер.



Одна из самых сложных проблем, связанных с освоенном Крайнего Севера, — это организация надежного и достаточно дешевого транспорта.

Обширные пространства советской Арктики, часто разобщенные между собою недоступными естественными преградами— ледяными горами, тундрой и морем, — необычайно затрудняют применение здесь обычных средств сообщения.

Старое и испытанное средство сообщения — водный транспорт — несет сейчас большую и почетную службу в советской Арктике, но льды Арктики слишком ограничивают время использования пароходов. Дополнительные расходы, связанные с ледокольными операциями и вынужденными простоями, удорожают судоходство. Следовательно, обычная дешевизна водного транспорта значительно уменьшается в условиях Севера. Некоторые районы полярного моря вообще недоступны для какоголибо систематического морского сообщения.

Развитие и Арктике автомобильного и железнодорожного движения также наталкивается на большие препятствия. Мощные водные артерии пересекают весь наш Север, множество заливов глубоко врезывается в материк, большое количество островов отделено от материка ледяными полями — все это делает невозможным прокладку здесь автомобильных и железных до­рог. Мы уже не говорим о колоссальных трудностях, связанных с проведением дорог по земле, которая скована вечной мерзлотой и заносится в долгие зимние месяцы горами снега.

В последние годы наибольшее развитие по сравнению с другими средствами передвижения получила арктическая авиация. Практика показала, что в ряде случаев авиация незаменима и дальнейшее ее развитие поможет ускорить хозяйственное и культурное развитие Арктики.

Однако авиация — это сравнительно дорогой вид транспорта, поэтому она не пригодна ДЛЯ перевозки массовых грузов. Мы уже не говорим о том, что работа авиации в значительной степени зависит от метеорологических условий. Наконец, оборудование и содержание в Арктике обширной сечи аэродромов также связаны с чрезвычайно большими трудностями.

Таким образом, мы видим, что, хотя авиация и имеет много преимуществ по сравнению со всеми другими средствами сообщения, все же она в условиях Арктики не всегда надежный и дешевый транспорт.

Какой же-вид транспорта мог бы стать в ближайшем будущем основным и универсальным средством сообщения в Арктике?

Оставим в стороне всякого рода фантастические проекты и. будем исходить лишь из достижений современной техники. Тогда следует признать, что наиболее подходящим транспортом для Арктики могли бы быть гусеничные автомашины, способные плавать. Они должны представлять собой видоизменение танков-амфибий, применяемых в военной технике. Такие танки, обладая способностью хорошо проходить по различным местностям, могут вместе с тем и плавать.

Военный танк несет на себе тяжелую броню, вооружение и имеет ряд других особенностей, которые связаны с его боевым назначением и весьма его утяжеляют. Отсюда понятно, что танк, приспособленный для перевозки грузов, может иметь значительную грузоподъемность.

Возьмем, например, французский тяжелый танк «СЗ» весом 74 т. В этой машине можно уничтожить броню, снять вооружение и произвести некоторые другие изменения, после чего грузоподъемность такого танка увеличится до 30 г.

Если рассчитывать, что танк должен проходить 1 тыс. км без возобновления запасов топлива, то не менее 10 г. грузоподъемности нужно будет использовать для хранения топлива. В этом случае машина сможет взять с собою полезного груза приблизительно 20 т.

Полярный танк обладает большой независимостью в движении: ему не нужно никаких специально проложенных путей. Он может итти по прямой линии, переплывая водные преграды, преодолевая болота, торосистый лед и горную местность. При более слабом льде он будет плыть, ломая лед, и выполнять, таким образом, работу ледоколов.

Танки смогут тащить на буксире плавающие понтоны (на санях или гусеницах). В зависимости от проходимости того или иного водного участка число ЭТИХ понтонов можно легко изменять.

Танки можно строить и оборудовать различно. Размеры обычных военных машин уменьшены до возможного предела с той целью, чтобы снизить их видимость и уязвимость. Объем полярного танка-амфибии можно легко увеличить, не утяжеляя системы, чтобы вместить в нем достаточное количество людей и грузов. Машину можно также утеплить, пользуясь для этой цели хотя бы отработанными газами мотора. Полярные танки можно будет строить самых различных разме­ров. Здесь будут и самые маленькие танки — в несколько тонн, и очень крупные, весом, может быть, до нескольких тысяч тонн.

Особое внимание следует уделить при этом устройству гусе­ниц. Возможно, что удастся сконструировать такие гусеницы, которые будут использованы в качестве движителей три движении танка на воде (вроде гребных колес). В таком случае руль и гребной винт, обычно применяемые на плавающих танках, оказались бы излишними. Это дало бы танку еще большие преимущества, так как именно руль и гребной винт чаще всего могут подвергаться поломке при движении танка во льдах.

На полярном танке можно применить в качестве двигателей дизельмоторы, работающие на нефти. Такие моторы, как известно, отличаются большой экономичностью и потому позволят совершать длинные переходы без возобновления запасов топлива. При таких условиях можно будет ограничиться минимальным количеством топливных станций, расположенных в устьях больших рек, которые впадают в Ледовитый океан.

В связи с этим приобретает огромное значение вопрос об эксплоатации месторождений нефти на Крайнем Севере.

Можно представить себе приблизительно так устройство полярного танка. Пусть это будет товаро-пассажирская машина весом 100 г. По суше она идет со скоростью 15—20 км/час, а на воде — 10 км/час. Радиус действия такого танка — 1 тыс. км.

Чрезвычайно широкие и длинные гусеницы дадут возможность снизить нагрузку на грунт (лед или снег) до 0,1 кг на 1 кв. см. Это позволит машине проходить по болотам и слабым грунтам с грузом до 30 т (запас топлива около 15 т). Если этот танк использовать как пассажирский, то он сможет поднять около 100 человек. Танк несет на себе две лодки и две маленькие утепленные плавающие танкетки, весом каждая 1,5 — 2 т. Лодки и танкетки спускаются с верхней палубы при помощи специального крана. На вершине стойки крана укреплена специальная вышка для наблюдений с прожектором. К той же стойке подвешена радиоантенна.

Танк, подобно всякому другому судну, оборудован якорями и другими приспособлениями, которые необходимы при плавании во внутренних и внешних водах.

Можно предположить, что будут созданы также особые аварийные и исследовательские машины. На них может быть установлена катапульта для пуска легкого самолета. Сам самолет укрепляется на этой катапульте и в таком виде перевозится.

Движение этой машины с тяжелого льда на воду может быть весьма неровным и сопровождаться сильными рывками и ударами. Поэтому устройство такого танка должно обеспечивать пассажирам не только безопасность в трудных переходах, но и известную комфортабельность. Это, пожалуй, одна из самых трудных задач, связанных с постройкой транспортных танков больших размеров.

Можно себе представить и товаропассажирский танк значительно меньшего размера: весом, примерно, 10 т. Он будет нести на себе небольшую лодку и может, подобно крупным машинам, долгое время находиться в воде и совершать морские переходы. Этот танк можно будет использовать также и для промысловых целей.

Вполне естественно предположить, что для дальних рейсов могут быть сконструированы весьма тяжелые машины весом до 1 тыс. т. Такие танки явились бы прежде всего прекрасными ледоколами, которые преодолевали бы лед толщиною в несколько десятков сантиметров. Возможно, что такие танки позволят осуществить дальние трансарктические рейсы, например, по маршруту СССР — Северный полюс — Америка.

Танк может иметь перед ледоколом ценное преимущество: ледоколу приходится не только преодолевать лобовое сопротивление льда, но и весьма вредное боковое трение разрушенного льда о корпус судна, а танк в этом случае просто подминал бы под себя лед гусеницами и потому не испытывал бы бокового трения, весьма затрудняющего продвижение вперед и маневрирование.

При современном состоянии техники трудно, конечно, с точностью судить о том, насколько целесообразно будет применять весьма большие танки. Этот вопрос потребует, конечно, детальной разработки и различных опытов. Безусловно, и другие виды предполагаемых полярных танков тоже являются лишь набросками, которые в дальнейшем могут претерпеть значительные изменения.

Вообще говоря, организация танкового транспорта в Арктике —- трудное и сложное дело. Прежде чем эта идея будет проведена в жизнь, придется разрешить очень много специальных вопросов, от которых и зависит практическое воплощение ее.

Но несомненно, что среди многочисленных средств современной техники, которые следует применить для освоения Арктики, специально устроенный и утепленный плавающий танк займет не последнее место.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11722
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Г. Покровский, "Арктический танк-амфибия"

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Август 2009 12:57

 TM-36-10_39_0001.jpg
"Техника-Молодежи" 10/1936

Арктический танк-амфибия
Проф. Г. Покровский

Не подлежит сомнению, что в ближайшие годы мы будем свидетелями новых значительных успехов я борьбе за освоение Арктики,

На Советском Дальнем Севере вырастут культурные и промышленные центры. Однако, плотность населения там будет все же ниже, чем в более теплых зонах, и расстояния между отдельными населенными пунктами останутся значительными. При таких условиях особенно остро станет вопрос о средствах и способах транспорта, тем более, что строительство на Севере очень затруднено. Для ценных и спешных грузов, безусловно, будет применена авиации. Однако, авиация не решит проблемы перевозки массовых грузов (уголь, руда, нефть, стройматериалы). Поэтому другие виды транспорта должны сыграть в Арктике значительную роль.

На рисунке изображен фантастический, но при современном уровне техники вполне осуществимый проект танка-амфибии (плавающего танка) весьма больших размеров. Примерный вес такого танка — 1 000 тонн, грузоподъемность — несколько сот тонн.

Танк имеет очень широкие гусеницы и может двигаться по снегу, льду, оттаявшей тундре, болоту. Он может плыть по воде и ломать при этом очень легко (легче, чем обычный ледокол) тонкий лед, который не выдержит его веса. При встрече же более толстого льда танк-амфибия выходит из воды на этот лед без всяких затруднений. Этот танк не имеет винта и руля, как у обычных танков-амфибий. Специальные гусеничные ленты являются своего рода гребными колесами при движении по воде,

Таж снабжен катапультой. Она даст возможность стартовать самолетам независимо от наличия подходящей площадки. На палубе танка-амфибии установлены лодки, небольшой танк-амфибия и аэросани. Имеются краны для их спуска на лед или на воду. Большой кран у мачты служит для подъема и спуска самолетов. На верхней части мачты имеются два прожектора. Впереди между гусеницами виден якорь. Он может применяться как для стоянок на воде, так и для подтягивания вперед в случае порчи передачи движущей гусеницы. В этом случае малый танк-амфибия служит для завоза якоря вперед. Двигателем танка являются дизеля. Труба для выпуске отработанных газов и дыма от вспомогательных установок расположена сзади. Между нею и мачтой протянуты радиоантенны. Отопление танка осуществляется отработанными газами дизелей. Этот универсальный корабль способен развивать скорость от 10 до 30 км в час

К танку могут быть присоединены на буксире понтоны на лыжах для перевозки дополнительных грузов, Он может быть использован так же, как ледокол, для провода судов через лед небольшой плотности. Кроме грузовых перевозок, танк может быть весьма полезен при исследовательских и особенно при аварийных работах. Его практическое использование возможно вне зависимости от состояния погоды и льдов.

На рисунке танк-амфибия идет по льду. Отчетливо видна при этом ватерлиния, до которой он погружается в воду, — подводная часть имеет более темный цвет.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11722
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Арктический Танк"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Июль 2014 15:10

Красный Север 1926 № 081(2068) 11 апреля

 Красный Север 1926 № 081(2068) К СП на танках.jpg
К Северному полюсу на танках.

НОВАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ.

Во Франции ведется деятельная подготовка к новой грандиозной экспедиции для исследования арктических стран и достижения Северного полюса. На этот раз предполагается использовать не пароходы или самолеты (как в экспедиции Амундсена), а шесть гигантских танков, приспособленных для перемещения по льду и плаванию по воде. На иллюстрациях оказан их предполагаемый внешний вид.
Экспедиция намерена отправиться в путь через несколько недель. До Шпицбергена танки будут доставлены в разобранном виде на пароходах, а оттуда выйдут колонной по направлению к полюсу. Достигнув его в 10-15 дней, участники экспедиции произведут здесь необходимые измерения и исследования.
Во главе экспедиции стоит известный исследователь арктических стран, морской лейтенант Саль, а в состав ее входят несколько видных французских ученых.
Экспедиция финансируется научными обществами Франции и обойдется в несколько миллионов рублей.
В работах принимают участие знаменитый норвежский путешественник по полярным странам Отто Свердруппа который и является изобретателем танков—амфибий*). Эти танки снабжены гусеничным ходом для перемещения по льду и пропеллером для плавания по воде. Скорость их 18—24 килом. в час, вес с полной нагрузкой около 10 тонн. Они приспособлены для перевозки на себе гидроаэропланов, которые предполагается взять с собой для исследовательских работ и радиостанций.
В состав экспедиции входят 16 человек, из них 6 авиоспециалистов.
Отправка танков из Франции назначена на конец апреля. Доставленные на Шпицберген на пароходах, они будут собираться в Королевской бухте и отсюда двинутся к полюсу, поддерживая по радио со Шпицбергеном непрерывную связь.
После производства всех необходимых исследований (геологических, метеорологических и пр.) экспедиция двинется к южной оконечности Аляски (Америка) до мыса Барроу, причем гидроаэропланы этот путь покроют по воздуху. Дальнейший маршрут лежит через Виннипег (Канада)— Нью-Йорк, снова в Париж, через Атлантический океан на пароходах.
*) Амфибиями называются животные, организм которых приспособлен для жизни на суше и в воде.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Арктический Танк"

Сообщение ББК-10 » 23 Февраль 2016 19:15

Вокруг света (ЗиФ), 1927, №4.

 Вокруг света (ЗиФ), 1927, №4 - 0001.jpg
На „механических собаках" к полюсу

Очерк Н. Пинегина.

Еще в 1925 году носились слухи о секретных приготовлениях французского лейтенанта Дарсиса к большому путешествию в полярные страны. Рассказывали, что Дарсис, изобретя будто бы новую машину — «механических собак», собирается при помощи нескольких таких машин добраться до Северного полюса.
Осенью 1926 года эти слухи получили некоторое разъяснение. Как оказалось, на самом деле, выражение «механические собаки» следует понимать в переносном смысле: Дарсис решил живую силу собак, — обычное средство передвижения в полярных странах, — заменить механическими двигателями.
 Вокруг света (ЗиФ), 1927, №4 - 0002.jpg
Для нового путешествия к полюсу Дарсис приспособил несколько тракторов-саней гусеничного типа. Такие автосани могут передвигаться по любой поверхности. Дороги им не нужно. Мало того, они могут взбираться на неровности почвы, довольно легко переправляться через овраги и рвы и даже подниматься на высокие ледяные валы.
В настоящее время все приготовления уже закончены. Дарсис предполагает начать путешествие весной текущего года со Шпицбергена. Из Кингс-Бэй (самого северного поселка на Шпицбергене) Дарсис отправится сначала к северному берегу Шпицбергена, а затем по пловучему льду к самому полюсу.
На полюсе предполагается сделать двухнедельную остановку для научных наблюдений. Затем вся экспедиция двинется дальше, через весь Ледовитый океан, к берегам Северной Америки, — к мысу Барроу, Всего экспедиции придется пройти около 3. 000 километров: от Кингс-Бэй до полюса —1. 100 км, и от полюса до мыса Барроу — около 1. 900 км.
Дарсис надеется, что ему удастся весь этот путь сделать в течение трех месяцев. Нужно сказать, что Дарсис снаряжает свою экспедицию очень широко. В его распоряжении имеется шесть тракторов-саней. Каждый трактор будет тянуть за собой сани-платформу с грузом. И тракторы и грузовые сани снабжены особыми поплавками. Такое приспособление Дарсис придумал на тот случай, если в некоторых местах тонкий лед не выдержит тяжести автомобилей и провалится в воду. Назначение поплавков — поддерживать в таких случаях авто-сани в пловучем состоянии
Кроме тракторов, Дарсис берет с собой еще два легких аэроплана («авиэтки»), а также полный набор походного снаряжения и запас провизии на целый год.
Авиэтки могут улетать от места остановок на 150—200 км и, не приземляясь, возвращаться обратно. Дарсис предполагает при помощи этих аэропланов производить разведку лучшего пути. Но они могут пригодиться также и для географических исследований: не найдется ли в Ледовитом океане неизвестных земель или островов?
Экспедиция снабжена и радиотелеграфом, который может посылать телеграммы на расстояние 1. 500 км. Имея с собой радио, экспедиция все время будет находиться в связи с радиостанциями Шпицбергена, Новой Земли и Северной Америки.
Помимо запаса провизии на тракторах, Дарсис оставляет на Шпицбергене базу продовольствия и 15. 000 литров горючего для моторов — на три года.
В экспедиции участвует 15 человек: начальник ее, 6 шофферов-механиков, 2 летчика, 4 ученых, совмещающих в себе специальности метеоролога, астронома, биолога и математика, 1 кинооператор и радиотелеграфист.
Вся эта примечательная экспедиция вызвала за границей очень много толков. Находятся немало предсказателей, которые сулят отважному исследователю гибель или полный неуспех. В самом деле, предприятие Дарсиса — совершенная новость в исследовании полярных стран. Ведь никто еще до сих пор не пробовал проехать по пловучему льду Ледовитого океана на автомобилях!
Сильные сомнения высказываются в возможности подъема аэропланов с пловучего льда. Путешествие Амундсена к полюсу в 1924 году показало, что мест, пригодных для подъема аэроплана на льду, найти почти невозможно 1).
Особенно мрачные предсказания получают летчики: им сулят гибель при первой же порче мотора. Если трудно подняться с пловучего льда, то опуститься на него вдали от сделанной площадки можно не иначе, как свернув себе шею на неровностях льда.
Основная мысль Дарсиса — воспользоваться моторными санями для перевозки грузов — не нова. В полярных областях уже делались такие попытки. Шотландская экспедиция Скотта к Южному полюсу имела две лары таких саней. К большому разочарованию Скотта, автосани слишком быстро выбыли из строя, совершенно не оправдав возлагавшихся на них надежд, хотя в Антарктиде они шли не по пловучим льдам, а по материковой поверхности.
Различные указания на трудности путешествия вполне правильны. К ним можно добавить много новых. Нужно принять во внимание, что в то суровое состояние погоды, когда Дарсис предполагает совершить свое путешествие, неимоверно трудна всякая работа. Все приходится делать при ужасном морозе и ветре, когда коченеют руки и как будто стынет кровь.
Припомним, что средняя февральская температура на Ледовитом океане держится около —30° Ц! А про то, как затрудняется работа с моторами даже при небольшом морозе, — знает каждый шоффер. Трудно представить, какое терпение и выдержку должны будут проявить путешественники, даже в том случае, если все будет обстоять благополучно!
Но в то же время следует вспомнить и другое. Ведь каждому новому начинанию почти всегда пророчилась или гибель
или неудача. Разве не предрекали неудачу или гибель экспедициям Нансена, Стэнли, Амундсена? Однако, каждый из них, наперекор всем предсказаниям, вышел из борьбы со стихиями победителем. Вполне вероятно, что и Дарсис начинает предприятие не очертя голову, а учтя наперед все трудности и опасности путешествия и предусматривая все его случайности. Некоторые из его приготовлений свидетельствуют об этом.
Поэтому особенно интересно будет следить за выполнением тщательно обдуманного плана нового путешествия к полюсу при столкновениях его участников с суровой полярной природой. Сколько прекрасных планов разбилось в загадочных полярных областях! Сколько жизней выдающихся путешественников было потеряно там!..
В настоящее время, по имеющимся сведениям, Дарсис и его спутники находятся на Шпицбергене в ожидании благоприятного момента для начала путешествия.

1) См. очерк — «Полярные Следопыты» в № 6 «Всемирного Следопыта» за 1926 г.

Всемирный следопыт №06 1926г.pdf [82.02 МБ Скачиваний: 154]
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6302
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Арктический Танк"

Сообщение Федор Николаев » 23 Июль 2019 07:39

[size=50]Во главе экспедиции стоит известный исследователь арктических стран, морской лейтенант Саль, а в состав ее входят несколько видных французских ученых.
Экспедиция финансируется научными обществами Франции и обойдется в несколько миллионов рублей.
В работах принимают участие знаменитый норвежский путешественник по полярным странам Отто Свердруппа который и является изобретателем танков—амфибий*).
[/size]
...пытался найти в сети хоть что-то о л-те Сале и его танках-амфибиях. Ничего найти не удалось. Может поделится кто-то более прозорливый в этом вопросе?
Федор Николаев
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 23 Июль 2019 07:28

"Арктический Танк"

Сообщение ББК-10 » 23 Июль 2019 22:13

Федор Николаев пишет:Может поделится кто-то более прозорливый в этом вопросе?

Это маловероятно :)
Танкисты в полях...
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6302
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Полярная спецтехника, оборудование и проч.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения