"Святой Георгий", подводная лодка
Добавлено: 16 Июль 2008 23:34
"Ф-1", "Святой Георгий", "Коммунар"
тип "Святой Георгий" (тип "F" III серии)
историческая справка:
1916 год октябрь
Заложена фирмой «Fiat» в Специи на Верфи Сан-Джорджио по заказу Морведа России;
1916 год 23 мая
Зачислена в состав флотилии СЛО;
1916 год 25 октября
Оформлен заказ на приобретение новой лодки (под названием "Ф-1");
1917 год февраль
В конце месяца старший лейтенант Ризнич И.И, подпоручик по Адмиралтейству Мычелкин М.А. и 12 нижних чинов отправились из Александровска через порты Англии и Франции в Италию;
1917 год март - апрель
Экипаж прибыл в город Специя (Италия). Несколько позднее прибыл старший офицер, он же штурман лейтенант барон Ропп А.Э и еще 2 нижних чина;
1917 год 21 апреля (8 апреля по с.с.)
Спущена на воду;
1917 год 20 мая (7 мая по с.с.)
Поднят российский флаг, гюйс и вымпел. Присвоено наименование "Святой Георгий";
1917 год 23 мая (далее по новому стилю)
Пробная стрельба самоходными минами Уайтхеда из надводного положения;
1917 год май - июнь
Проходила испытания;
1917 год 17 июня
Вышла на окончательные испытания и погружение на максимальную глубину;
1917 год 18 - 19 июня
Устранение неисправностей в системе всплытия-погружения;
1917 год 20 июня
Контрольный выход в море, проверка устранения замечаний, отработка всплытия и погружения;
1917 год 25 июня
Команда окончательно перешла на ПЛ, запасы были пополнены до полных норм. В итоге испытания и отработка команды заняли чуть больше месяца;
1917 год 26 - 30 июня
В 8.25 26.6 подводная лодка начала свой дальний океанский поход. На первом небольшом участке перехода до Генуи (Италия) ее сопровождало судно-конвоир "Равенна". Переход по Лигурийскому морю прошел без замечаний, и к концу этих же суток ПЛ ошвартовалась в порту Генуя у завода "Ансальдо". Стоянка в Генуе заняла несколько суток. Это время было использовано не только для осмотра механизмов, определения девиации компасов и других работ, но и для отдыха личного состава, который перед выходом из Специи работал очень напряженно и практически без отдыха. Командир, по согласованию с местными властями, разрешил увольнение личного состава в город;
1917 год 1 июля
Вышла на рейд. После пробного погружения в 13 часов, под проводкой дозорного судна, продолжила переход и вышла в Средиземное море;
1917 год 5 июля
В ночь сигнальщик обнаружил цель, которую затем классифицировал как боевой корабль. Командир немедленно выполнил маневр уклонения изменением курса и увеличением хода, а затем, убедившись, что это не дает 100% гарантии от обнаружения подводной лодки, погрузился. Как выяснилось много позднее, это был действительно испанский крейсер;
1917 год 7 - 16 июля
В 8.30 7.7 встала на бочку на рейде Гибралтара, военно-морской базы союзников-англичан. После переговоров семафором вошла в порт. Командир посетил с протокольным визитом командование базы. На лодке организовали приборку, а затем гостеприимные хозяева устроили баню для личного состава. Вечером часть унтер-офицеров и матросов была уволена в город. Стоянка в Гибралтаре была довольно продолжительной - 10 суток. Несмотря на большой объем работ по осмотру механизмов, зарядке аккумуляторной батареи и пополнению запасов, подводники хорошо отдохнули. Весь личный состав неоднократно побывал в городе;
1917 год 17 июля
Вечером вышла из Гибралтарской бухты в сопровождении английского тральщика № 172. Под покровом темноты прошла Гибралтарский пролив. Атлантический океан встретил подводников сурово. Сильный ветер и зыбь от норд-веста. Изматывающая качка. Лодку заливало через люк. Водоотливные средства не справлялись. Попытки захлопнуть верхний рубочный люк при подходе очередной волны, чтобы уменьшить попадание воды внутрь подводной лодки, приводили к тому, что дизеля "всхлипывали" и высасывали воздух из отсеков. Резкое снижение давления страшно "било" по ушам. Сменившиеся с вахты не имели возможности ни обсушиться, ни отдохнуть. Даже те, кто имел возможность воспользоваться освободившейся койкой (коек на всех не хватало), не могли этого сделать - из койки просто выбрасывало;
1917 год 18 июля
После выхода за мыс Сан-Винсенти (Сент-Винсент) и с изменением курса на норд, качка стала еще более изнурительной, а в Вахтенном журнале появилась запись "... сильно заливает, принимаем много воды". Командир принял решение зайти в Лиссабон;
1917 год 19 июля
На подходе к Лиссабону приняла на борт лоцмана и под его проводкой в 11.40 вошла на рейд Лиссабона и стала на бочку;
1917 год 20 - 28 июля
20.7 вошла в порт и ошвартовалась к стенке арсенала. Здесь подводную лодку "Святой Георгий" посетил военно-морской агент (атташе) в Испании и Португалии, с которым были согласованы вопросы дополнительной подготовки к переходу через Бискайский залив, учитывая полученный опыт плавания в океане. В течение нескольких дней была организована перегрузка двух запасных мин Уайтхеда на сопровождающее судно и выгрузка ящиков с запасными частями и имуществом на берег для последующей отправки их на Брест и далее в Плимут. Все это было сделано с целью повышения мореходных качеств при плавании в надводном положении на океанской волне. За время стоянки в Лиссабоне команда посменно несколько раз увольнялась в город;
1917 год 29 июля
В 12.40 снялась со швартовов и вышла на рейд. Произвела пробное погружение. В 15.20 дали ход дизелями. ПЛ легла в кильватер французскому патрульному судну "Чифони" ("Chiffonue") и продолжила свой поход. Подпоручик М.Мычелкин, исполняющий обязанности ревизора, остался на берегу для сопровождения имущества, выгруженного с подводной лодки;
1917 год 30 - 31 июля
30.7 после суточного перехода вдоль португальского побережья стала на якорь в гавани порта Лейхосс;
1917 год 1 августа
В 6.30 снялась с якоря и продолжила переход Бискайским заливом;
1917 год 4 - 25 августа
ПЛ сравнительно благополучно закончила этот этап перехода. На подходе к английской военно-морской базе Плимут ПЛ встретили несколько патрульных судов, с которыми произвели опознавание. В 12.30 к подводной лодке подошел английский сторожевой миноносец и препроводил на рейд, где она стала на бочку. Несколько позднее под проводкой лоцмана ПЛ перешел в бассейн Девонпорта, где стал борт о борт с русскими миноносцами "Лейтенант Сергеев", "Бесстрашный" и "Бесшумный". Продолжительная стоянка в Плимуте была использована для устранения поломок материальной части, ремонта гирокомпаса "Сперри" и отдыха личного состава. Ризнич сумел решить многие из вопросов с командованием союзников. Был вызван инженер из Лондона для работы с гирокомпасом. Необходимые для других ремонтных работ запасные части и материалы были заказаны английской стороне поскольку свой штатный ЗИП, выгруженный в Лиссабоне, пришел с большим опозданием. Решен был вопрос даже с выплатой денежного содержания команде. 13.8 всем было выдано "жалование" в фунтах стерлингов;
1917 год 26 августа - 1 сентября
26.8 была полностью готова продолжить переход, но ночью наконец-то пришли запасные мины к ящики с имуществом, сопровождаемые М.Мычелкиным. Перегрузка этого имущества на английский тральщик "Айсленд" (Iceland) заняла почти сутки. С окончанием погрузочных работ ПЛ вышла на рейд, где произвели подготовку двух мин (торпед) и проверили артиллерийское вооружение. Но в это время резко ухудшилась погода (барометр упал до 735 мм) и еще двое суток ожидали улучшения погоды;
1917 год 2 сентября
В 8.25 прошла брекватер и вышла из Плимута в Английский канал в сопровождении тральщика "Айсленд". Море было почти штилевым и в сильном тумане. Это соответствовало замыслу командира ПЛ, который понимал, что уход "Святого Георгия" из Плимута не останется незамеченным немецкой разведкой. Большая вероятность встречи увеличивалась с выходом в Северное море Там действовали не только подводные лодки, но и группировки боевых кораблей противника, выходящие из западных военно-морских баз морских баз Германии. Весьма существенной была и минная опасность - минные поля выставлялись обеими воюющими сторонами. Поэтому командир ПЛ И.И. Ризнич повернул не на среверо-восток в пролив Ла-Манш, а на запад. Конечно, это было заранее согласовано через военно-морского атташе и с русским, и с английским военно-морским командованием. ПЛ, обогнув полуостров Корнуэлл, через пролив Сент-Джордж вошла в Ирландское море. Этот район является весьма сложным для плавания в навигационном отношении. Многочисленные мелкие острова, простирающиеся в море отмели и банки вблизи фарватера требуют высокой подготовки командира и штурмана. Пройдя пролив Норт-Чаннел, Ризнич повел подводную лодку между Гебридскими островами и Шотландией узкими, извилистыми проливами Литл-Минч и Норт-Минч;
1917 год 5 сентября
Утром с выходом из проливов была объявлена боевая тревога и усилено наблюдение. ПЛ шла в тумане под левым дизелем (правый ночью вышел из строя). В 12.30 на траверзе мыса Рат с тральщика " Айсленд" получен семафор: "Наблюдал след мины Уайтхеда". На ПЛ не наблюдали лодки противника или хотя бы перископа, но сообщением с тральщика пренебрегать не стали. ПЛ резко изменил курс и через некоторое время укрылась в бухте Тёрсо;
1917 год 6 - 7 сентября
В 5.25 6.9 снялась с якоря и вышли из бухты Тёрсо в пролив Пентленд-Фёрд, где приняли лоцмана и под его проводкой вошла на рейд английской военно-морской базы Скапа Флоу (на Оркнейских островах). В 8.40 6.9 "Святой Георгий" ошвартовался у левого борта матки подводных лодок "Люсия";
1917 год 8 сентября
Была готова к продолжению перехода. Для отдыха личного состава времени не оставалось. Ризнич очень торопился, предвидя осенние штормы в морях Северного Ледовитого океана, но выход был задержен из-за тральщика "Айсленд" - он не был готов к выходу;
1917 год 10 сентября
Произведено определение и уничтожение девиации компасов на рейде Скапа Флоу;
1917 год 11 сентября
В 5.20 отошла от борта "Люсии" и в сопровождении тральщика "Айсленд" начала последний этап пререхода. Однако вскоре выяснилось, что тральщик не может иметь ход более 7 узлов из-за низкого качества угля. Пришлось снизить ход. В Северном море погода благоприятствовала переходу;
1917 год 13 - 16 сентября
13.9 вышла к полуострову Статланд (Норвегия). ПЛ вышла из опасной зоны Северного моря и в течение трех суток шла вдоль норвежского побережья малым ходом (из-за тральщика и неисправности собственного левого дизеля). Норвежское море прошла без происшествий, обойдя мористее Лофотенские острова;
1917 год 17 - 18 сентября
В 14.00 17.9 прошла траверз мыса Нордкап и вошла в Баренцево море. Но сразу же за Нордкапом ПЛ встретила тяжелая зыбь с оста, шквалистый ветер с дождем, усиливающийся порой до урагана. В эти же сутки вышел из строя рулевой привод. Больших трудов стоило удерживать лодку против волны. Шли самым малым ходом. Нещадно заливало. Словами не передать, что пережил мужественный экипаж "Святого Георгия", борясь с разбушевавшейся стихией и холодом, спасая свой корабль от затопления. Так продолжалось двое суток;
1917 год 19 сентября
В 9.15 открылся берег. Штурман смог определить место. В 18.15 довольно точно ПЛ вышла к Святому носу и легла на створ Йокангских входных огней. Через полчаса стала к борту английского вооруженного вспомогательного судна на Йокангском рейде;
1917 год 20 сентября
Утром была готова к выходу в море, но ввиду сильного падения барометра выход отставили;
1917 год 21 сентября
Вышла с Йокангского рейда и вошла в Горло Белого моря;
1917 год 22 сентября
Под проводкой лоцмана "Святой Георгий" закончил свой беспримерный переход и в 16.30 ошвартовался в Архангельске у Соборной пристани. Поход с учетом времени стоянки в портах и военно-морских базах занял 89 суток. За это время было пройдено более 5000 миль в водах пяти морей и двух океанов. С прибытием в Архангельск командир "Святого Георгия" написал рапорт на имя начальника Отдела подводного плавания с ходатайством о поощрении офицеров и всего личного состава подводной лодки. Однако было ли полностью реализовано это представление и получили ли заслуженные награды подводники, точно не известно;
1917 год 23 сентября
Вошла в состав сил флотилии Северного Ледовитого океана;
1917 год октябрь
В конце октября лодку поставили в док, специальная комиссия Морского генерального штаба единодушно признала лодку недееспособной в местных условиях и предложила отправить ее на Балтику или Черное море для использования в летнее время;
1918 год 17 февраля
Вошла в состав Красной флотилии СЛО;
1918 год весна
Лодку начали готовить для перевода по внутренним водным путям на Балтику;
1918 год август
Завершен ремонт лодки, отремонтированы все механизмы, кроме левого дизеля. Захват Архангельска интервентами изменил все планы. Чтобы лодка не досталась в качестве трофея и не была уведена в Англию, экипаж увел лодку вверх по Северной Двине, привел ее в негодное состояние и выбросил на мель. 02.08.1918г. была захвачена в Архангельске белогвардейцами и английскими интервентами и включена в состав их флотилии СЛО;
1918 - 1919 год зима
Вновь введена в строй;
1919 год ноябрь
Лодку перевели в Мурманск, где она оставалась до прихода частей Красной Армии;
1920 год 21 февраля
Отбита у белогвардейцев частями РККА;
1920 год 15 апреля
Зачислена в состав БВФ;
1920 год 24 апреля
Вошла в состав МССМ;
1920 год 7 мая
Переименована в "Коммунар" и включена в состав Морских сил Северного флота;
1920 год лето
Перешла в Архангельск, где прошла докование и была довооружена двумя пулеметами;
1920 год август - сентябрь
Вместе с плавбазой "Соколица" дважды выходила в южную часть Белого моря. На зиму лодка перешла в Мурманск;
1921 год лето
Вновь возник план перевода лодки на Балтику;
1921 год 13 июля
Выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Архангельскому военному порту на долговременное хранение;
1923 год
Обследование показало, что находившаяся на плаву лодка получила ряд повреждений, часть механизмов пропала;
1924 год 5 июня
Списана и передана в фондовую комиссию для разборки на металл. Однако лодку не разрезали, она попала в ЭПРОН и еще несколько лет использовалась в качестве судоподъемного понтона. Затем разделана на металл в Архангельском военном порту.
командиры:
1. Ризнич И.И. (02.1917-1918)
2. Лузанов В.Э. (1918)
3. Лазаревич-Шепелевич П.И. (26.06.1918-1918, 02.1920)
список источников:
1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. «Отечественные подводные лодки до 1918 года», ВТС «Бастион», №6, 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
6. Статья «Тип «Святой Георгий» ( http://win.www.morflot.tsi.ru/rus_flot_1696-1917/podlodki/type_main.html).
7. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
8. Лавров В.Н. "Первые российские подводные плаватели", Судостроение, Санкт-Петербург, 2006г.
[ Сайт «Штурм Глубины» http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/under_1917/georgiy/sv_georg/sv_georg.htm ]
тип "Святой Георгий" (тип "F" III серии)
историческая справка:
1916 год октябрь
Заложена фирмой «Fiat» в Специи на Верфи Сан-Джорджио по заказу Морведа России;
1916 год 23 мая
Зачислена в состав флотилии СЛО;
1916 год 25 октября
Оформлен заказ на приобретение новой лодки (под названием "Ф-1");
1917 год февраль
В конце месяца старший лейтенант Ризнич И.И, подпоручик по Адмиралтейству Мычелкин М.А. и 12 нижних чинов отправились из Александровска через порты Англии и Франции в Италию;
1917 год март - апрель
Экипаж прибыл в город Специя (Италия). Несколько позднее прибыл старший офицер, он же штурман лейтенант барон Ропп А.Э и еще 2 нижних чина;
1917 год 21 апреля (8 апреля по с.с.)
Спущена на воду;
1917 год 20 мая (7 мая по с.с.)
Поднят российский флаг, гюйс и вымпел. Присвоено наименование "Святой Георгий";
1917 год 23 мая (далее по новому стилю)
Пробная стрельба самоходными минами Уайтхеда из надводного положения;
1917 год май - июнь
Проходила испытания;
1917 год 17 июня
Вышла на окончательные испытания и погружение на максимальную глубину;
1917 год 18 - 19 июня
Устранение неисправностей в системе всплытия-погружения;
1917 год 20 июня
Контрольный выход в море, проверка устранения замечаний, отработка всплытия и погружения;
1917 год 25 июня
Команда окончательно перешла на ПЛ, запасы были пополнены до полных норм. В итоге испытания и отработка команды заняли чуть больше месяца;
1917 год 26 - 30 июня
В 8.25 26.6 подводная лодка начала свой дальний океанский поход. На первом небольшом участке перехода до Генуи (Италия) ее сопровождало судно-конвоир "Равенна". Переход по Лигурийскому морю прошел без замечаний, и к концу этих же суток ПЛ ошвартовалась в порту Генуя у завода "Ансальдо". Стоянка в Генуе заняла несколько суток. Это время было использовано не только для осмотра механизмов, определения девиации компасов и других работ, но и для отдыха личного состава, который перед выходом из Специи работал очень напряженно и практически без отдыха. Командир, по согласованию с местными властями, разрешил увольнение личного состава в город;
1917 год 1 июля
Вышла на рейд. После пробного погружения в 13 часов, под проводкой дозорного судна, продолжила переход и вышла в Средиземное море;
1917 год 5 июля
В ночь сигнальщик обнаружил цель, которую затем классифицировал как боевой корабль. Командир немедленно выполнил маневр уклонения изменением курса и увеличением хода, а затем, убедившись, что это не дает 100% гарантии от обнаружения подводной лодки, погрузился. Как выяснилось много позднее, это был действительно испанский крейсер;
1917 год 7 - 16 июля
В 8.30 7.7 встала на бочку на рейде Гибралтара, военно-морской базы союзников-англичан. После переговоров семафором вошла в порт. Командир посетил с протокольным визитом командование базы. На лодке организовали приборку, а затем гостеприимные хозяева устроили баню для личного состава. Вечером часть унтер-офицеров и матросов была уволена в город. Стоянка в Гибралтаре была довольно продолжительной - 10 суток. Несмотря на большой объем работ по осмотру механизмов, зарядке аккумуляторной батареи и пополнению запасов, подводники хорошо отдохнули. Весь личный состав неоднократно побывал в городе;
1917 год 17 июля
Вечером вышла из Гибралтарской бухты в сопровождении английского тральщика № 172. Под покровом темноты прошла Гибралтарский пролив. Атлантический океан встретил подводников сурово. Сильный ветер и зыбь от норд-веста. Изматывающая качка. Лодку заливало через люк. Водоотливные средства не справлялись. Попытки захлопнуть верхний рубочный люк при подходе очередной волны, чтобы уменьшить попадание воды внутрь подводной лодки, приводили к тому, что дизеля "всхлипывали" и высасывали воздух из отсеков. Резкое снижение давления страшно "било" по ушам. Сменившиеся с вахты не имели возможности ни обсушиться, ни отдохнуть. Даже те, кто имел возможность воспользоваться освободившейся койкой (коек на всех не хватало), не могли этого сделать - из койки просто выбрасывало;
1917 год 18 июля
После выхода за мыс Сан-Винсенти (Сент-Винсент) и с изменением курса на норд, качка стала еще более изнурительной, а в Вахтенном журнале появилась запись "... сильно заливает, принимаем много воды". Командир принял решение зайти в Лиссабон;
1917 год 19 июля
На подходе к Лиссабону приняла на борт лоцмана и под его проводкой в 11.40 вошла на рейд Лиссабона и стала на бочку;
1917 год 20 - 28 июля
20.7 вошла в порт и ошвартовалась к стенке арсенала. Здесь подводную лодку "Святой Георгий" посетил военно-морской агент (атташе) в Испании и Португалии, с которым были согласованы вопросы дополнительной подготовки к переходу через Бискайский залив, учитывая полученный опыт плавания в океане. В течение нескольких дней была организована перегрузка двух запасных мин Уайтхеда на сопровождающее судно и выгрузка ящиков с запасными частями и имуществом на берег для последующей отправки их на Брест и далее в Плимут. Все это было сделано с целью повышения мореходных качеств при плавании в надводном положении на океанской волне. За время стоянки в Лиссабоне команда посменно несколько раз увольнялась в город;
1917 год 29 июля
В 12.40 снялась со швартовов и вышла на рейд. Произвела пробное погружение. В 15.20 дали ход дизелями. ПЛ легла в кильватер французскому патрульному судну "Чифони" ("Chiffonue") и продолжила свой поход. Подпоручик М.Мычелкин, исполняющий обязанности ревизора, остался на берегу для сопровождения имущества, выгруженного с подводной лодки;
1917 год 30 - 31 июля
30.7 после суточного перехода вдоль португальского побережья стала на якорь в гавани порта Лейхосс;
1917 год 1 августа
В 6.30 снялась с якоря и продолжила переход Бискайским заливом;
1917 год 4 - 25 августа
ПЛ сравнительно благополучно закончила этот этап перехода. На подходе к английской военно-морской базе Плимут ПЛ встретили несколько патрульных судов, с которыми произвели опознавание. В 12.30 к подводной лодке подошел английский сторожевой миноносец и препроводил на рейд, где она стала на бочку. Несколько позднее под проводкой лоцмана ПЛ перешел в бассейн Девонпорта, где стал борт о борт с русскими миноносцами "Лейтенант Сергеев", "Бесстрашный" и "Бесшумный". Продолжительная стоянка в Плимуте была использована для устранения поломок материальной части, ремонта гирокомпаса "Сперри" и отдыха личного состава. Ризнич сумел решить многие из вопросов с командованием союзников. Был вызван инженер из Лондона для работы с гирокомпасом. Необходимые для других ремонтных работ запасные части и материалы были заказаны английской стороне поскольку свой штатный ЗИП, выгруженный в Лиссабоне, пришел с большим опозданием. Решен был вопрос даже с выплатой денежного содержания команде. 13.8 всем было выдано "жалование" в фунтах стерлингов;
1917 год 26 августа - 1 сентября
26.8 была полностью готова продолжить переход, но ночью наконец-то пришли запасные мины к ящики с имуществом, сопровождаемые М.Мычелкиным. Перегрузка этого имущества на английский тральщик "Айсленд" (Iceland) заняла почти сутки. С окончанием погрузочных работ ПЛ вышла на рейд, где произвели подготовку двух мин (торпед) и проверили артиллерийское вооружение. Но в это время резко ухудшилась погода (барометр упал до 735 мм) и еще двое суток ожидали улучшения погоды;
1917 год 2 сентября
В 8.25 прошла брекватер и вышла из Плимута в Английский канал в сопровождении тральщика "Айсленд". Море было почти штилевым и в сильном тумане. Это соответствовало замыслу командира ПЛ, который понимал, что уход "Святого Георгия" из Плимута не останется незамеченным немецкой разведкой. Большая вероятность встречи увеличивалась с выходом в Северное море Там действовали не только подводные лодки, но и группировки боевых кораблей противника, выходящие из западных военно-морских баз морских баз Германии. Весьма существенной была и минная опасность - минные поля выставлялись обеими воюющими сторонами. Поэтому командир ПЛ И.И. Ризнич повернул не на среверо-восток в пролив Ла-Манш, а на запад. Конечно, это было заранее согласовано через военно-морского атташе и с русским, и с английским военно-морским командованием. ПЛ, обогнув полуостров Корнуэлл, через пролив Сент-Джордж вошла в Ирландское море. Этот район является весьма сложным для плавания в навигационном отношении. Многочисленные мелкие острова, простирающиеся в море отмели и банки вблизи фарватера требуют высокой подготовки командира и штурмана. Пройдя пролив Норт-Чаннел, Ризнич повел подводную лодку между Гебридскими островами и Шотландией узкими, извилистыми проливами Литл-Минч и Норт-Минч;
1917 год 5 сентября
Утром с выходом из проливов была объявлена боевая тревога и усилено наблюдение. ПЛ шла в тумане под левым дизелем (правый ночью вышел из строя). В 12.30 на траверзе мыса Рат с тральщика " Айсленд" получен семафор: "Наблюдал след мины Уайтхеда". На ПЛ не наблюдали лодки противника или хотя бы перископа, но сообщением с тральщика пренебрегать не стали. ПЛ резко изменил курс и через некоторое время укрылась в бухте Тёрсо;
1917 год 6 - 7 сентября
В 5.25 6.9 снялась с якоря и вышли из бухты Тёрсо в пролив Пентленд-Фёрд, где приняли лоцмана и под его проводкой вошла на рейд английской военно-морской базы Скапа Флоу (на Оркнейских островах). В 8.40 6.9 "Святой Георгий" ошвартовался у левого борта матки подводных лодок "Люсия";
1917 год 8 сентября
Была готова к продолжению перехода. Для отдыха личного состава времени не оставалось. Ризнич очень торопился, предвидя осенние штормы в морях Северного Ледовитого океана, но выход был задержен из-за тральщика "Айсленд" - он не был готов к выходу;
1917 год 10 сентября
Произведено определение и уничтожение девиации компасов на рейде Скапа Флоу;
1917 год 11 сентября
В 5.20 отошла от борта "Люсии" и в сопровождении тральщика "Айсленд" начала последний этап пререхода. Однако вскоре выяснилось, что тральщик не может иметь ход более 7 узлов из-за низкого качества угля. Пришлось снизить ход. В Северном море погода благоприятствовала переходу;
1917 год 13 - 16 сентября
13.9 вышла к полуострову Статланд (Норвегия). ПЛ вышла из опасной зоны Северного моря и в течение трех суток шла вдоль норвежского побережья малым ходом (из-за тральщика и неисправности собственного левого дизеля). Норвежское море прошла без происшествий, обойдя мористее Лофотенские острова;
1917 год 17 - 18 сентября
В 14.00 17.9 прошла траверз мыса Нордкап и вошла в Баренцево море. Но сразу же за Нордкапом ПЛ встретила тяжелая зыбь с оста, шквалистый ветер с дождем, усиливающийся порой до урагана. В эти же сутки вышел из строя рулевой привод. Больших трудов стоило удерживать лодку против волны. Шли самым малым ходом. Нещадно заливало. Словами не передать, что пережил мужественный экипаж "Святого Георгия", борясь с разбушевавшейся стихией и холодом, спасая свой корабль от затопления. Так продолжалось двое суток;
1917 год 19 сентября
В 9.15 открылся берег. Штурман смог определить место. В 18.15 довольно точно ПЛ вышла к Святому носу и легла на створ Йокангских входных огней. Через полчаса стала к борту английского вооруженного вспомогательного судна на Йокангском рейде;
1917 год 20 сентября
Утром была готова к выходу в море, но ввиду сильного падения барометра выход отставили;
1917 год 21 сентября
Вышла с Йокангского рейда и вошла в Горло Белого моря;
1917 год 22 сентября
Под проводкой лоцмана "Святой Георгий" закончил свой беспримерный переход и в 16.30 ошвартовался в Архангельске у Соборной пристани. Поход с учетом времени стоянки в портах и военно-морских базах занял 89 суток. За это время было пройдено более 5000 миль в водах пяти морей и двух океанов. С прибытием в Архангельск командир "Святого Георгия" написал рапорт на имя начальника Отдела подводного плавания с ходатайством о поощрении офицеров и всего личного состава подводной лодки. Однако было ли полностью реализовано это представление и получили ли заслуженные награды подводники, точно не известно;
1917 год 23 сентября
Вошла в состав сил флотилии Северного Ледовитого океана;
1917 год октябрь
В конце октября лодку поставили в док, специальная комиссия Морского генерального штаба единодушно признала лодку недееспособной в местных условиях и предложила отправить ее на Балтику или Черное море для использования в летнее время;
1918 год 17 февраля
Вошла в состав Красной флотилии СЛО;
1918 год весна
Лодку начали готовить для перевода по внутренним водным путям на Балтику;
1918 год август
Завершен ремонт лодки, отремонтированы все механизмы, кроме левого дизеля. Захват Архангельска интервентами изменил все планы. Чтобы лодка не досталась в качестве трофея и не была уведена в Англию, экипаж увел лодку вверх по Северной Двине, привел ее в негодное состояние и выбросил на мель. 02.08.1918г. была захвачена в Архангельске белогвардейцами и английскими интервентами и включена в состав их флотилии СЛО;
1918 - 1919 год зима
Вновь введена в строй;
1919 год ноябрь
Лодку перевели в Мурманск, где она оставалась до прихода частей Красной Армии;
1920 год 21 февраля
Отбита у белогвардейцев частями РККА;
1920 год 15 апреля
Зачислена в состав БВФ;
1920 год 24 апреля
Вошла в состав МССМ;
1920 год 7 мая
Переименована в "Коммунар" и включена в состав Морских сил Северного флота;
1920 год лето
Перешла в Архангельск, где прошла докование и была довооружена двумя пулеметами;
1920 год август - сентябрь
Вместе с плавбазой "Соколица" дважды выходила в южную часть Белого моря. На зиму лодка перешла в Мурманск;
1921 год лето
Вновь возник план перевода лодки на Балтику;
1921 год 13 июля
Выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Архангельскому военному порту на долговременное хранение;
1923 год
Обследование показало, что находившаяся на плаву лодка получила ряд повреждений, часть механизмов пропала;
1924 год 5 июня
Списана и передана в фондовую комиссию для разборки на металл. Однако лодку не разрезали, она попала в ЭПРОН и еще несколько лет использовалась в качестве судоподъемного понтона. Затем разделана на металл в Архангельском военном порту.
командиры:
1. Ризнич И.И. (02.1917-1918)
2. Лузанов В.Э. (1918)
3. Лазаревич-Шепелевич П.И. (26.06.1918-1918, 02.1920)
список источников:
1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. «Отечественные подводные лодки до 1918 года», ВТС «Бастион», №6, 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
6. Статья «Тип «Святой Георгий» ( http://win.www.morflot.tsi.ru/rus_flot_1696-1917/podlodki/type_main.html).
7. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
8. Лавров В.Н. "Первые российские подводные плаватели", Судостроение, Санкт-Петербург, 2006г.
[ Сайт «Штурм Глубины» http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/under_1917/georgiy/sv_georg/sv_georg.htm ]