Страница 4 из 15

Конвой БД-5 ( 1944 )

СообщениеДобавлено: 02 Июль 2008 17:20
Сергей Шулинин
На http://www.vesty.spb.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=4136 расположена статья Сергея ГЛЕЗЕРОВА "ТРАГЕДИЯ В КАРСКОМ МОРЕ". Там раньше была выложена фотография, которой сейчас нет. Интересно, почему её убрали? На фото судно "Марина Раскова" или нет? А вообще где-нибудь есть фотографии транспорта "Марины Расковой"?

Изображение

Конвой БД-5 ( 1944 )

СообщениеДобавлено: 02 Июль 2008 17:30
Иван Кукушкин
Shulc пишет:На фото судно "Марина Раскова" или нет? А вообще где-нибудь есть фотографии транспорта "Марины Расковой"?

Искали, пока не нашли. :(

Конвой БД-5 ( 1944 )

СообщениеДобавлено: 02 Июль 2008 17:51
Александр Андреев
Shulc пишет:На фото судно "Марина Раскова" или нет? А вообще где-нибудь есть фотографии транспорта "Марины Расковой"?

Изображение

Из статьи

Александр СОМКИН
ТРАГЕДИЯ У ОСТРОВА БЕЛЫЙ
Моряк Севера, Архангельск, 5 октября— 23 ноября 1988 г.

http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=4756#p4756

Конвой БД-5 ( 1944 )

СообщениеДобавлено: 03 Июль 2008 00:00
Иван Кукушкин
Иван Кукушкин пишет:U-365 и «Марина Раскова» в зарубежных источниках.

U-365

Type — VIIC
Ordered — 20 Jan, 1941
Laid down — 21 Apr, 1942 ; Flensburger Schiffsbau, Flensburg (werk 484)
Launched — 9 Mar, 1943
Commissioned — 8 Jun, 1943 Oblt. Heimar Wedemeyer
Commanders:
— 8 Jun, 1943 - 17 Nov, 1944 Kptlt. Heimar Wedemeyer
— 18 Nov, 1944 - 13 Dec, 1944 Oblt. Diether Todenhagen


Career: 11 patrols:
— 8 Jun, 1943 - 29 Feb, 1944 5. Flottille (training)
— 1 Mar, 1944 - 8 Jun, 1944 9. Flottille (front boat)
— 9 Jun, 1944 - 13 Dec, 1944 13. Flottille (front boat)


Successes:
— 1 ship sunk for a total of 7.540 GRT
— 3 warships sunk for a total of 1.355 tons
— 1 warship damaged for a total of 1.710 tons


Fate: Sunk 13 Dec, 1944 in the Arctic Ocean east of Jan Mayen, in position 70.43N, 08.07E, by depth charges from 2 Swordfish aircraft (Sqdn. 813/L/Q) from the British escort carrier HMS Campania. 50 dead (all hands lost).

[ http://www.uboat.net/boats/u365.htm ]

Изображение

Изображение

[ Authentic U-Boat & Crew Photographs by Boat Number http://silent-hunter-addict.com/Authentic_Sub_and_Crew_Photographs.html ]

Конвой БД-5 ( 1944 )

СообщениеДобавлено: 04 Июль 2008 06:20
Иван Кукушкин
Регистрационные данные транспорта "Мария Раскова":

Single Ship Report for "2217725"

IDNo: 2217725
Name: SALISBURY
Type: Cargo ship
Flag: USA


Year: 1919
Launch Date: 16.1.19
Date of completion: 4.19
Keel:


Tons: 6044
DWT:
Length overall:
LPP: 122.1
Beam: 16.5
Material of build:
Number of screws/Mchy/ Speed(kn): 1ST-11


Link: 2427 ( Builder: Chester SB http://www.miramarshipindex.org.nz/shipyard/list?link=2427 )
Yard No: 347
Ship Design:
Country of build: USA
Builder: Chester SB
Location of yard: Chester, Pa.


Subsequent History:
[O as SALISBURY] - 30 MUNMYSTIC - 37 IBERVILLE - 41 IRONCLAD - 44 MARINA RASKOVA


Disposal Data:
sm/t 72.30N/66.00E 12.8.44 (many dead)


[ Miramar Ship Index http://www.miramarshipindex.org.nz/ship/show/234412 ]

Конвой БД-5 ( 1944 )

СообщениеДобавлено: 06 Июль 2008 00:28
Александр Андреев
Из воспоминаний И.А. Стоянова о М. М. Сомове.
Сборник "Михаил Михайлович Сомов", Воспоминания друзей и товарищей, Л.Гидрометеоиздат, 1979


...
Возвратился я на Диксон вместе со штабом в июне 1944 года. Состав штаба претерпел некоторые изменения, но руководителем научной группы оставался Сомов.


Одной из главных задач, стоящих перед нами, был вывод зимующих судов из бухты Диксон. Лед был еще прочным, а ледоколы отсутствовали. В нашем распоряжении оставались лишь самодеятельные средства, изобретать и проверять которые было поручено Сомову. В Летной бухте была образована целая лаборатория: мы посыпали лед шлаком, пилили его продольными пилами, дырявили пешнями на различном расстоянии, взрывали. Результаты исследований проверяли уже на объектах. В конце концов мы обеспечили свободу зимовавшему здесь ледокольному пароходу «Георгий Седов», который выколол все остальные суда и ввел их в эксплуатацию.

Все наше время было посвящено работе. Лишь изредка нам с Миш-Мишем и синоптиком Никитой Шацилло удавалось порыбачить, но настоящую разрядку получали только в банные дни. К такому дню все готовились тщательно, особенно истые парильщики, заранее припасали веники. В этот день нам разрешалось сто граммов, которые мы пили после бани за обедом и нахально смотрели прямо в глаза Арефу Ивановичу. Последний в воспитательских целях демонстративно поднимал стакан молока и вел разговор о нарушениях в печени алкоголиков.

Однако война продолжала напоминать о себе.

Мы получали регулярную информацию о действиях подводных лодок противника в Карском море и на подходах к новозе-мельским проливам. «Каталины» и корабли базы непрерывно прочесывали основные пути караванов и отпугивали фашистских пиратов. Но все же 12 августа у острова Белого, невзирая на хорошее охранение, был торпедирован пароход «Марина Раскова». Это одна из самых тяжелых трагедий в Карском море за все время войны. На борту «Марины Расковой» находилось свыше 400 пассажиров и среди них более 100 женщин и детей. Были также торпедированы два конвойных корабля и только третьему удалось, приняв на борт 176 человек с торпедированных судов, уйти в Амдерму.

По имевшимся у нас сведениям, на воде оставалась шлюпка с моряками «Марины Расковой», кунгас с 90 пассажирами, шлюпка и катер с двух тральщиков. Спасению потерпевших и были посвящены усилия штаба морских операций и военно-морской базы последующие 10 суток. Здесь сказались опыт и интуиция Сомова. Вместе с Шацилло он разработал возможные схемы дрейфа оставшихся на воде плавсредств и ограничил район поис ка. В соответствии с этими схемами, которые ежедневно обновлялись, составлялись планы полетов каждого самолета. Результаты продуманной системы поиска не замедлили сказаться. 16 августа капитан-лейтенант Евдокимов снял со шлюпки 18 человек. 18 августа наш ледовый разведчик М. И. Козлов спас 25 моряков «Марины Расковой», а военный летчик Сокол еще 11 человек. К сожалению, штормовые погоды затрудняли поиск кунгаса. Только 23 августа Козлов вновь вылетел в намеченный квадрат и почти сразу обнаружил полузатопленный кунгас. На море бесновался жестокий шторм, и самолет в соответствии с заданием начал кружить над кунгасом, чтобы не потерять его из виду. Это продолжалось 9 часов. Смены Матвею Ильичу у нас не было, военные самолеты были заняты, пришлось скрепя сердце сообщить об этом Козлову. Для оставшихся в живых людей это была последняя возможность спастись, и Козлов решился на невозможное— посадил самолет на ревущие волны. Этот подвиг позволил снять с кунгаса всех, кто еще был жив.

Козлов, естественно, не мог уже поднять машину в воздух и вынужден был рулить к берегу сначала на двух моторах, а затем, когда заглох правый мотор, на одном левом. Так ему удалось добраться до спокойных вод пролива Малыгина, где он передал спасенных на борт тральщика. 13. изнуренных, измученных жаждой и голодом полузамерзших и "потрясенных трагедией людей получили вторую жизнь.

Кто может по-настоящему оценить величие этого подвига? Я думаю, только те, кто находился в полузатопленном кунгасе, на десятках трупов других, для кого уже не осталось надежды; кто пережил эти страшные 10 суток среди бушующей стихии; кто видел, как делились последние куски пищи и последние глотки пресной воды, и угасающим взором следил за самолетом.

Но они не знали, что Козлов с товарищами совершили этот подвиг добровольно, ибо мы не давали и не могли дать команду садиться, понимая, как мало у него шансов выполнить такое задание. Они не знали также того, что Козлова вели добрые руки и светлые головы Михаила Михайловича Сомова и Никиты Владимировича Шацилло. Без их вдумчивой работы поиск затерявшихся в волнах Карского моря посудинок был бы безуспешен.

Конвой БД-5 ( 1944 )

СообщениеДобавлено: 15 Июль 2008 10:31
Сергей Шулинин
Более подробно об участнике спасательной операции известном полярном лётчике Козлове Матвее Ильиче на http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=607

Более подробно об организации "Карской экспедиции-2009" к месту гибели конвоя БД-5, проведению поисковых операций по розыску родственников погибших и спасённых на http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=612

Конвой БД-5 ( 1944 )

СообщениеДобавлено: 16 Июль 2008 14:23
Сергей Шулинин
На сайте http://www.soldat.ru найдено извещение жене Голышева Георгия Павловича.

Изображение

Конвой БД-5 ( 1944 )

СообщениеДобавлено: 21 Июль 2008 20:04
Иван Кукушкин
Иван Кукушкин пишет:Регистрационные данные транспорта "Мария Раскова":

Single Ship Report for "2217725"

IDNo: 2217725
Name: SALISBURY
Type: Cargo ship
Flag: USA


Year: 1919
Launch Date: 16.1.19
Date of completion: 4.19
Keel:


Tons: 6044
DWT:
Length overall:
LPP: 122.1
Beam: 16.5
Material of build:
Number of screws/Mchy/ Speed(kn): 1ST-11


Link: 2427 ( Builder: Chester SB http://www.miramarshipindex.org.nz/shipyard/list?link=2427 )
Yard No: 347
Ship Design:
Country of build: USA
Builder: Chester SB
Location of yard: Chester, Pa.


Subsequent History:
[O as SALISBURY] - 30 MUNMYSTIC - 37 IBERVILLE - 41 IRONCLAD - 44 MARINA RASKOVA


Disposal Data:
sm/t 72.30N/66.00E 12.8.44 (many dead)


[ Miramar Ship Index http://www.miramarshipindex.org.nz/ship/show/234412 ]

Много трудов потратили работники завода для введения в строй бывшего американского транспорта “Айронклейд” из конвоя РQ-17, дважды терпевшего аварию при следовании на присоединение к обратному каравану и от которого в конце концов американцы отказались, не желая платить довольно крупное вознаграждение советским организациям за спасательные работы. В Северном морском пароходстве судну присвоили название “Марина Раскова”.

После второй аварии (посадки на камни у острова Горяинов в Белом море) у судна был полностью разбит руль, поломан ахтерштевень, ахтерпик и кормовой трюм залиты водой. На заводе были спроектированы временные сварные конструкции. Их изготовили и установили в доке с таким расчетом, чтобы судно могло дойти до Англии для полноценного ремонта (заказ 2629, стоимость работ 162 тыс. руб.). Однако обстоятельства военного времени заставили отправить транспорт с временным рулевым устройством осенью 1943 года на Новую Землю. В шторм судно потеряло свое временное рулевое управление, но было спасено конвоировавшими его эсминцами. Судно привели в Архангельск, а завод №402 получил задание Наркомата произвести восстановительные работы по рулевому устройству с изготовлением на пароходе “Марина Раскова” руля нормальной конструкции (письмо НКСП №24/427 от 23.12.43 г.). Поскольку кузнечно-прессовое оборудование на заводе не было введено в действие, заводским кузнецам пришлось вручную молотами отковать элементы рудерписа и составные части поковок руля. Задание было выполнено в срок, и в августе 1944 года “Марина Раскова” вышла в свой последний рейс. 12 августа 1944 года транспорт и два из трех сопровождавших его тральщиков были торпедированы у острова Белый немецкой подлодкой U-365.


[ Л.Г. Шмигельский, "Молотовсий завод №402-й и северные конвои", Сборник "Северные конвои. Исследования, воспоминания, документы" (выпуск 3) http://arcticwar.pomorsu.ru/sea/nc3/research/ship_repair_factory_402_6.htm ]

Конвой БД-5 ( 1944 )

СообщениеДобавлено: 23 Июль 2008 15:54
Сергей Шулинин
Александр Григорьевич Сомкин - автор книги "Мы помним Вас...", вышедшей в Архангельске в 1995 г (изд-во "Родина Ломоносова"). В главе X рассказывается о гибели конвоя БД-5 и спасательной операции со слов очевидицы Клавдии Михайловны Некрасовой. В 1944 г. она была медиком (точную должность я не нашёл) на судне "Марина Раскова". В 80-х годах она работала в Архангельске в больнице Семашко. Мы созвонились с представителем ветеранской организации и нам сообщили, что она давно умерла и родственников у неё не было. Весть текст главы X я не буду приводить, так как он опубликован на форуме только в виде текста статьи в газете "Моряк Севера" одноимённого автора. Книга хорошая, несмотря на некоторые неточности. Поразило другое. Книга написана интересно, языкасто (если можно применить такой термин), у неё есть свой особый язык. Но в конце приведён текст о взаимоотношениях между автором книги и редактор. Редактор выглядит не особо умным и постоянно докапывающимся к тексту автора. Автор, наоборот умён и подкрепляет свои слова хорошими аргументами. Всё это читается интересно и даже смешно. Но тема книга о другом. Жаль, что испортили вкус чтения книги последней пилюлей о взаимоотношениях между автором и редактором.
В книге есть некоторые интересные данные, которые я далее приведу. У Александра Григорьевича Сомкина есть некоторые новые данные, которые сейчас прорабатываются. Хотелось бы выразить благодарность Адександру Григорьевичу за помощь, оказанную организаторам и пожелать дальнейших успехов в работе над новой книгой. Он многое делает для истории своего края.

Риснук к десятой главе книги.

Изображение

Конвой БД-5 ( 1944 )

СообщениеДобавлено: 23 Июль 2008 16:00
Иван Кукушкин
Shulc пишет:... В книге есть некоторые интересные данные, которые я далее приведу. У Александра Григорьевича Сомкина есть некоторые новые данные, которые сейчас прорабатываются...

Звучит интригующе.
Ждем :|

Конвой БД-5 ( 1944 )

СообщениеДобавлено: 23 Июль 2008 16:01
Сергей Шулинин
В книге главе X книги А.Г. Сомкина есть интересный сюжет об Антонине Прохоровне Жильцовой.

Вот выдержка: "...Вечером 10 августа 1944 года, когда конвой БД-5 втягивался в пролив Югорский Шар, соединяющий Баренцево и Карское моря, в кабинет старшего морского начальника острова Диксон, капитана первого ранга С. В. Киселева, еле передвигая ноги от усталости, вошла женщина.

Она не была неженкой, охотница А. П. Жильцова, но сорок километров бездорожья, пройденные за день, могли измотать и здорового мужчину.

Что же заставило женщину спешно проделать многокилометровый путь?

Бригада охотников-промысловиков, в которой была и Жильцова, промышляла на восточном берегу острова. Утром 10 августа отдыхавшие на берегу бухты Полянья охотники с изумлением увидели, как в залив медленно, словно наощупь, входит подводная лодка. Чья она, промысловики определить не могли, поэтому на всякий случай спрятались за камнями и стали наблюдать, что будет дальше.

Около часа лодка простояла в бухте, попыхивая дизельным дымком, несколько раз на мостике появлялись люди, рассматривали бухту в бинокль, но на берег не сходил никто. Затем лодка развернулась и не погружаясь ушла в море.

Тогда вышедшие из укрытия охотники, посовещавшись, решили сообщить о неизвестной гостье военному руководству Диксона. Жильцов отправил в путь свою жену Антонину Прохоровну. Вечером того же дня отважная женщина доложила обо всем виденном С.В. Киселеву.

Капитан первого ранга был встревожен. Никаких советских подводных лодок, по его сведениям, в Карском море не было, а тут еще вскоре доложили о работе неизвестной радиостанции, находящейся где-то в море неподалеку от Диксона.

Стало ясно, что в этом районе конвой БД-5 поджидает опасность..."

Фото из книги. А.П. Жильцова. Может кто-то знает о её дальнейшей судьбе?

Изображение

Конвой БД-5 ( 1944 )

СообщениеДобавлено: 23 Июль 2008 16:05
Сергей Шулинин
В книге А.Г. Сомкина на стр. 153 есть схема торпедирования "Марины Расковой" и тральщиков Т-118 и Т-114 12.08.44.

Изображение

Уважаемые форумчане! Я не так часто смогу появляться на сайте, т.к. с сегодняшнего дня в отпуске. Но постараюсь в меру своих сил следить и за организацией "Карской экспедиции-2009" и за всем, что с этим связано.

Конвой БД-5 ( 1944 )

СообщениеДобавлено: 23 Июль 2008 16:15
Сергей Шулинин
Интересна история о Шуре Галстуховой, рассказанная в книге А.Г. Сомкина "Мы помним Вас..."

Вот некоторые выдержки:

"...К Клаве (Клавдии Михайловна Некрасова - С.Ш.) тоже поселили двух девушек - фельдшера Шуру Галстухову, направлявшуюся в бухту Кожевникова, и врача Ревекку (фамилию Клава не запомнила), которая плыла до Тикси. Обе были молодые, веселые. Ревекке было двадцать четыре года, Галстуховой лишь недавно исполнилось восемнадцать..."

"Неожиданной и радостной была встреча с Шурой Галстуховой.

После того, как катер с "Т-116" обрубил буксир кунгаса, я ничего не знала о судьбе оставшихся в кунгасе людей (а Щура была там), считала, что все они погибли. Но в 1964 году в Архангельск приехал капитан-лейтенант Ю. Д. Капралов, собиравший материал о людях, принимавших участие в войне на море. Мы встретились, в разговоре он вдруг назвал фамилию Шуры. Оказалось, что она в числе немногих в кунгасе осталась жива, после войны вышла замуж и уехала из Архангельска. Юрий Дмитриевич помог мне встретиться с Шурой. Она-то и рассказала, что происходило в кунгасе в течение двух недель, что их носило по морю.

- Ты знаешь, - сказала она мне, - я до сих пор не могу спокойно слышать плеск воды..."

Кто-нибудь знает где найти архивы капитан-лейтенант Ю. Д. Капралов (некоторые ссылаются на его книгу «В конвоях и одиночных плаваньях» и статью "Трагедия в Карском море" из сборника "В конвоях и одиночных плаваниях". Арх. С.-З. изд., 1985)?

Может кто-нибудь знает о том, где живут родственники Шуры Галстуховой?

Конвой БД-5 ( 1944 )

СообщениеДобавлено: 23 Июль 2008 16:47
Иван Кукушкин
Shulc пишет:Уважаемые форумчане! Я не так часто смогу появляться на сайте, т.к. с сегодняшнего дня в отпуске. Но постараюсь в меру своих сил следить и за организацией "Карской экспедиции-2009" и за всем, что с этим связано.

Тут уж да, кому как не главному организатору... :)