Конвой БД-5 ( 1944 )

Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 17 Июнь 2008 13:04

Газета "Вести" (г. Санкт-Петербург)
http://www.vesty.spb.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4136

Этот эпизод из военной истории произошел шестьдесят лет назад, когда из Северодвинска вышел конвой БД-5, взяв курс на остров Диксон. Конвой состоял из транспортного судна «Марина Раскова» и трех тральщиков Т-114, Т-116 и Т-118. Казалось, ничто не предвещало беды...

В памяти людей
Прошло шестьдесят лет с тех пор, но и сегодня есть люди, прикосновенные к той трагедии и ее последствиям. Среди них - активные участники организации «Полярный конвой» (она объединяет ветеранов - участников северных конвоев в годы войны) капитаны 1-го ранга в отставке Александр Иванович Лукин и Сергей Никифорович Шкодин. Первый был в то время помощником командира тральщика Т-117, который участвовал в спасательной операции. Второй - оперативным дежурным штаба Беломорской военной флотилии, принимал сообщения о трагедии.
К сожалению, несколько лет назад ушел из жизни еще один участник трагедии в Карском море - профессор, капитан 1-го ранга в отставке Андрей Васильевич Мозгалевский. Тогда, в 1944-м, он был курсантом Высшего военно-морского инженерного училища и проходил практику матросом на Т-116.
В Петербурге живет сегодня немало людей, чьим родственникам довелось пережить те события в Карском море. Среди них - Камилла Эдуардовна Кузнецова, предоставившая автору этих строк материалы для подготовки статьи. «Эта тема мне особенно близка не только потому, что я уже много лет принимаю участие в работе общественной организации «Полярный конвой», - говорит она, - но и потому, что в той трагедии в Карском море непосредственное участие принимал мой отец - капитан 2-го ранга, флагманский минер походного штаба на Т-118 Эдуард Гансович Аугъяров. Отец очень редко рассказывал о войне, и об этой трагедии я слышала от него только один коротенький рассказ, да и не рассказ даже, а сказанное вполголоса, но навсегда врезавшееся в память: «Я в воде был...»
Справка: данные о количестве погибших в результате трагедии в Карском море разнятся. Их число составляло около трехсот человек. Это были пассажиры «Марины Расковой» и члены экипажей парохода и кораблей охранения.
Роковое решение
Что же случилось в Карском море в августе 1944 года? «Марина Раскова» должна была доставить на остров Диксон 354 пассажира, которые направлялись на полярные станции для смены зимовщиков. Среди пассажиров - 116 женщин и 20 детей, поскольку многие полярники и строители собрались в Арктику семьями. На судне было шесть тысяч тонн груза, в том числе продовольствие, техническое оборудование для арктических строек, радиоаппаратура и т.д.
Команда корабля состояла из 51 человека, кроме того на судне была небольшая военная команда из пяти краснофлотцев, сигнальщика и зенитчиков. Эскортные тральщики имели самые современные по тому времени гидроакустические средства обнаружения подводных лодок и противолодочное вооружение.
Справка: транспорт «Марина Раскова», названный так в честь летчицы ночной штурмовой авиации, Героя Советского Союза, совершившей в 1930-х годах несколько рекордов на дальние перелеты и погибшей в январе 1943 года, являлся бывшим американским пароходом. Прежде он назывался «Айрон Кленд» и был передан нашей стороне по ленд-лизу в 1943 году. Тральщики АМ Т-114, Т-116 и Т-118 были построены для Советского Союза в Америке - моряки называли их «наши амики».
Спустя два дня после выхода конвоя из Архангельска, авиацией у острова Диксон была обнаружена вражеская подводная лодка. Об этом было немедленно сообщено на конвой БД-5. Было усилено наблюдение за морем, однако ни сигнальщики, ни гидроакустики ничего тревожного не обнаруживали. К полудню 12 августа на конвой поступило еще одно сообщение об обнаружении подводной лодки. Учитывая такую ситуацию, командир конвоя капитан 1-го ранга А.З.Шмелев принял решение держаться ближе к острову Белый, где из-за небольшой глубины можно было чувствовать себя в относительной безопасности от субмарин врага. Однако, как оказалось, это решение стало роковым...
Против конвоя
было применено новейшее оружие
Вечером 12 августа в 60 милях от острова Белый «Марину Раскову» неожиданно потряс подводный взрыв. Поскольку никаких признаков подводных лодок не обнаруживалось, то решили, что корабль наткнулся на мину. Тральщик Т-118 устремился на помощь «Марине Расковой», но он не успел дойти до транспорта, когда и под ним прогремел подводный взрыв, также напоминавший разрыв мины. Через пятнадцать минут тральщик стал погружаться в воду, и командир конвоя приказал экипажу покинуть терпящий бедствие корабль. Погода портилась, начинался шторм.
Пассажиров с «Марины Расковой», которая еще держалась на плаву (хотя было ясно, что часы ее сочтены, и гибель неизбежна), в первую очередь женщин и детей, перевели на Т-114. Сюда же доставили шесть моряков с только что затонувшего тральщика Т-118. Всего на Т-114 оказалось свыше двухсот эвакуированных с «Марины Расковой» и погибшего тральщика, в том числе все женщины и дети. Казалось, что теперь уже все самое страшное позади. Однако никто еще не знал, что эта беда не была последней.
После полуночи мощный взрыв прогремел под тральщиком Т-114, где находились спасенные люди. На этот раз, по всем признакам, было очевидно, что корабль был торпедирован подводной лодкой. Вскоре в море показались перископ и рубка вражеской субмарины. Двумя торпедами немецкая подлодка добила «Марину Раскову», которая, разломившись пополам, затонула.
Как оказалось впоследствии, «Марина Раскова» и тральщики были потоплены немецкой субмариной, которая применила в Арктике новейшее оружие - бесследные акустические электроторпеды, самонаводящиеся на шум винтов кораблей. Такие торпеды позволяли подводным лодкам атаковать корабли с дальних дистанций, находясь за пределами действия корабельных гидролокаторов. При этом внешние признаки взрывов торпед были очень похожи на взрыв мин, что и ввело в заблуждение наших моряков...
С позиций сегодняшнего дня нам легко судить об ошибках и просчетах, допущенных командованием конвоя и приведших к трагедии. Командиры кораблей были настроены, в первую очередь, на ожидание минной опасности, и в значительно меньшей степени готовились встретиться с торпедным оружием. Остается признать, что гибель конвоя БД-5 стала самой крупной победой немецких подводников на Северном морском пути за все время войны.
Непосредственно выполнила эту боевую операцию немецкая подводная лодка «U-365». Она была спущена на воду 8 июня 1943 года, совершила восемь боевых походов, за время которых потопила четыре судна и повредила одно. Свою гибель она нашла 13 декабря 1944 года восточнее острова Ян Майен, где ее потопила британская авиация.
Спасти удалось
не всех...
Повреждения атакованного вражеской субмариной тральщика Т-114 оказались настолько серьезными, что он затонул со всеми, кто находился на борту, практически мгновенно - всего за четыре минуты...
Из воды и со спасательных плотов на последний уцелевший от конвоя корабль - тральщик Т-116 - удалось поднять более 180 человек. После обнаружения немецкой субмарины Т-116 развернулся и стал стремительно уходить от конвоя в обратном направлении.
Командир тральщика Т-116 капитан-лейтенант В.А.Бабанов оказался перед нелегким выбором: по военным правилам, он должен был вступить в единоборство с подводной лодкой, оставаясь при этом уязвимой мишенью, с другой стороны, на нем лежала ответственность за судьбы людей, которые нашли спасение на его корабле. Если бы подводная лодка потопила Т-116, помощи больше ждать было неоткуда.
На трех вельботах, кунгасе и нескольких шлюпках, оставшихся на месте трагедии, находилось более 120 человек с погибших кораблей конвоя. Шторм усилился, и суденышки разбросало в разные стороны. Их поиски продолжались более двух недель кораблями, а также самолетами Беломорской военной флотилии и полярной авиацией. Операция по спасению стала беспрецедентной по своей продолжительности и масштабам.
Тем не менее, спасти удалось только 73 человека. Можно только догадываться, что довелось пережить людям, избежавшим смерти во время столкновения с подводной лодкой, побывавшим в ледяной воде и оказавшимся на две недели практически без продовольствия и питьевой воды. Почти половина моряков были тяжело ранены. Люди умирали от ран, от голода, жажды и холода.
Последнюю группу спасшихся с конвоя обнаружил 23 августа, спустя почти две недели после трагедии, летчик полярной авиации Матвей Ильич Козлов. Он обнаружил кунгас, в котором находилось четырнадцать живых, но уже обессиленных людей, и двадцать пять погибших. «Трупы лежали в два ряда на дне кунгаса, наполненного по колено водой, - сообщал Матвей Козлов в своем рапорте. - На трупах лежали и сидели оставшиеся в живых, из которых примерно шесть человек были способны с трудом передвигаться самостоятельно».
Тридцать три часа продолжалась операция по спасению, которая стала беспримерным подвигом экипажа Матвея Козлова. Взлететь с четырнадцатью человеками было невозможно, и Козлов рулил на своем гидросамолете по воде к ближайшему берегу - острову Белый, до которого было около шестидесяти миль...

Сергей ГЛЕЗЕРОВ
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 18 Июнь 2008 12:17

Михаленко Константин Фомич
Небо стоит верности

Издание: Михаленко К. Ф. Небо стоит верности. — М.: Детская литература, 1981.
Книга на сайте: militera.lib.ru/memo/russian/mihalenko_kf/index.html
OCR, правка: Андрей Мятишкин (amyatishkin@mail.ru)
Дополнительная обработка: Hoaxer (hoaxer@mail.ru)

Глава 10.
Здравствуй, друг По-2!

http://militera.lib.ru/memo/russian/mihalenko_kf/04.html

...Шли первые месяцы Великой Отечественной войны. По указанию правительства некоторые станции на Новой Земле, Земле Франца-Иосифа и некоторых островах Карского моря закрывались, и вывезти оттуда полярников было поручено кораблю «Марина Раскова».

Судно обходило полярные станции и забирало на борт полярников с их семьями. В Карском море беззащитный пароход выследила и затем торпедировала немецкая субмарина. После этого она всплыла и стала расстреливать чудом спасшихся людей. Однако разыгравшийся шторм не позволил фашистам завершить кровавое преступление.

Уцелевшие от фашистских пуль остались на обломках судна, на шлюпках в бушующем море без какой-либо надежды на спасение. Откуда им было знать, что радист «Марины Расковой» успел передать 5О5, сообщив примерные координаты судна. Но известные координаты мало что могли изменить: ближайшие суда находились в сотнях километров от места гибели «Марины» — как ни торопись, все равно будет поздно!..

Без комментариев.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 18 Июнь 2008 12:21

Папанин Иван Дмитриевич
Лёд и пламень

Издание: Папанин И.Д. Лед и пламень. — М.: Политиздат, 1977.
Книга в сети: militera.lib.ru/memo/russian/papanin_id/index.html
Источник: lib.nexter.ru

http://militera.lib.ru/memo/russian/papanin_id/index.html

На пути к победе

...Из Архангельского порта 8 августа 1944 года направился на Диксон большой грузопассажирский пароход «Марина Раскова». На его борту помимо грузов для полярных станций находилось 354 человека: экипаж судна и очередная смена полярников, семьи работавших на Диксоне — женщины и дети. Четыре дня судно шло спокойно по чистой воде, а 12 августа, когда до Диксона оставалось меньше суток пути, раздался сильный взрыв. Судно стало тонуть. Командир эскорта решил, что корабль подорвался на мине, и отдал приказ двум тральщикам подойти к «Марине Расковой», спасать детей и женщин. В это время были торпедированы и быстро пошли ко дну конвойные тральщики ТЩ-118 и ТЩ-114. Вместе с командой погибло около ста спасенных с «Марины Расковой» детей и женщин. Третий тральщик, приняв на борт с «Марины Расковой» и из шлюпок около 90 человек, ушел на запад к Новоземельским проливам. Только три дня спустя, когда на Диксон прибыли из пролива Югорский Шар первые спасенные, в штабе узнали, что в море терпят бедствие люди.

Я был в Архангельске и, как только узнал о случившемся, приказал немедленно послать все самолеты и суда ГУСМП на Диксоне к месту гибели «Марины Расковой», надеясь, что они спасут хоть кого-нибудь из потерпевших бедствие. Командующий Беломорской военной флотилией вице-адмирал Ю. А. Пантелеев и начальник штаба контр-адмирал В. П. Боголепов дали указания по своей линии. К месту гибели «Расковой» вышел военный тральщик ТЩ-116, но ничего не обнаружил. Были подняты самолеты, поискам помешали туманы. 16 августа, то есть на четвертый день, были обнаружены в море шлюпки с людьми, и в тот день удалось спасти 18 человек. Четверо суток было упущено, а история кораблекрушений говорит о том, что большинство людей, успевших сесть в шлюпки, гибнет в самые первые дни.

Все-таки мы решили продолжить поиски. История поисков пострадавших составила целую эпопею, и героями ее стали полярные летчики экипажа ледовой разведки Матвея Ильича Козлова. Первые два дня полетов результатов не дали. Лишь 18 августа летчики обнаружили в тумане, покрывавшем море, шлюпку с людьми. Только мастерство и мужество позволили Козлову и его экипажу посадить свою летающую лодку на бурную поверхность моря и переправить на клипер-боте 25 человек со шлюпки в самолет. Еще труднее оказалось взлететь на большой волне перегруженному самолету. Козлову пришлось часть бензина слить в море.

Еще одну группу людей на кунгасе обнаружил на следующий день пилот военного самолета Сокол, но он сумел снять только одного человека и поспешил взлететь, чтобы не погубить самолет и людей, — надвигалась большая волна. Поиски продолжались. Самолеты не могли летать из-за плохой погоды. Только экипаж Козлова каждый день уходил в поиск и прочесывал весь район частыми галсами, почти касаясь поплавками воды. Лишь 23 августа после 7 часов 20 минут полета Козлов обнаружил кунгас с людьми. Судов в этом районе не было, и поэтому Ареф Иванович Минеев попросил Козлова барражировать над кунгасом, чтобы не терять его из виду, и навести на кунгас спасательный корабль, а если корабль не подойдет, попытаться самому спасти найденных им людей. Девять долгих часов кружил самолет над кунгасом. Не дождавшись судна, Козлов решил садиться на воду. Летчики совершили, казалось, невозможное: они не только посадили свой самолет на волны штормового Карского моря, но и перенесли на руках в самолет 14 человек, в которых еще оставались признаки жизни. Вот строки из отчета Матвея Ильича Козлова:

«Бортмеханик Камирный, штурман Леонов, занимавшиеся переброской людей с кунгаса на самолет, нашли там 14 человек живыми и более 25 трупов. Трупы лежали в два ряда на дне кунгаса, наполненного по колено водой. На трупах лежали и сидели оставшиеся в живых, из которых примерно 6 человек были способны с трудом передвигаться самостоятельно»{24}.
Взлететь с 14 спасенными людьми было невозможно, и Козлов принял беспримерное решение: рулить к ближайшему берегу — к острову Белый, до которого было около 60 миль. Больше десяти часов шла машина Козлова в спасительную бухту, ныряя по волнам и поминутно рискуя быть захлестнутой волной, — сначала на двух моторах, а потом на одном, потому что левый мотор вышел из строя. Только в проливе Малыгина подошел к самолету военный тральщик и снял с него 13 спасенных, четырнадцатый умер в пути. 33 часа напряженнейшего труда!

Больше никого не удалось ни найти, ни спасти.

Когда я встретил Козлова, то воскликнул: «Как могли вы все это выдержать?!» Матвей Ильич ответил: «Мы ведь полярные летчики! Первый раз, что ли?..»

Военный совет Северного флота по представлению руководства Главсевморпути наградил М. И. Козлова и его товарищей орденами. Мне хочется назвать экипаж. Это прежде всего командир самолета, ветеран полярной авиации М. И. Козлов, участник первой советской воздушной экспедиции на Северный полюс. Второй пилот — В. А. Попов, молодой, очень талантливый человек, к несчастью вскоре погибший в Арктике при аварии самолета. Это старший бортмеханик Н. П. Камирный — великолепный знаток техники и человек необычайного мужества. Камирный обеспечил бесперебойную работу моторов в течение 33 часов и переносил на руках из кунгаса в самолет умиравших от голода и холода людей. Люди столь же высокого мужества и благородства — штурман И. Е. Леонов, бортрадист Н. А. Богаткин, второй бортмеханик А. Д. Земсков. Экипаж М. И. Козлова еще раз утвердил высокую славу летчиков-полярников, он летал и садился на поверхность моря в таких условиях, когда другие самолеты не могли подняться в воздух.

На «Марине Расковой» и двух погибших тральщиках было 618 человек. Моряки и летчики спасли 256 человек, а остальные 362 человека — пассажиры, члены экипажей «Марины Расковой» и двух военных судов — стали жертвами фашистских извергов...
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 18 Июнь 2008 13:14

Трудно, например мне, (хотя, другим авторам это почему-то иногда легко) давать оценки происходящему в 1944 г. Находясь в будущем, легко судить живших в прошлом, не обладавших теми знаниями, которые есть у нас. Я бы не стал обвинять командира конвоя БД-5 капитана 1-го ранга А.З. Шмелёва в ошибке или халатности. Свои решения А.З. Шмелёв принимал на основе, имеющегося у него в арсенале, практического опыта и теоретических знаний.

Согласно примечаниям к книге Каневский З.М. Цена прогноза. — Л.: Гидрометеоиздат, 1976 (http://polarpost.ru/Library/Tsena_Prognoza/text-21.html) "В 1974 году, незадолго до своей кончины, вице-адмирал А. М. Румянцев сообщил автору некоторые подробности гибели судна «Марина Раскова».

Спустя много лет после войны выяснилось, что исключительно большое значение для исхода боевых операций в северных морях имели сложные особенности их гидрологического режима, в те годы еще почти не изученные. Торпеды, выпущенные фашистской подводной лодкой по нашему судну и тральщикам эскорта, не были зафиксированы акустической аппаратурой, имевшейся на наших тральщиках. Такую же роль сыграли гидрологические условия в Карском море во время перехода арктического конвоя «БД-5» в августе 1944 года и в сентябре того же года, когда в шхерах Минина гитлеровская подводная лодка потопила тральщик «АМ-116»."

Хотелось бы так же обратить внимание на следующее.

В.В. Щедролосев. Три сестры Беломорской флотилии, г. Санкт-Петербург, издательство «ЛеКо», 2006 г.
Стр. 118

Часть III. Карская военно-морская база.
Глава 3. Формирование боевого управления и строительство Карской ВМБ

…В «Отчёте о боевой деятельности Карской ВМБ в 1944 году» (источник – ЦВМА, Ф. 767. Оп. 2. Д. 72. Л. 155. – С.Ш.) сказано, что «штаб КВМБ прибыл на Диксон не в полном составе, отдельные офицеры штаба (флагспециалист III, офицер-оператор, офицер по конвоям) ранее оперативного дежурства не несли, руководящих оперативно-тактических документов не знали, оперативные сводки составляли неправильно».
Слабая оперативно-тактическая подготовка отдельных офицеров штаба в напряженной оперативной обстановке вызывала растерянность и крупные промахи у оперативных дежурных штаба Карской ВМБ. Так, например, 12 августа оперативный дежурный не дал оповещение по флоту об обнаружении подлодки противника самолетом Управления полярной авиации ГУСМП (лётчик – подполковник М.И. Козлов), так как был полностью поглощён развивающимися событиями по обнаруженной подлодке в районе острова Вардропер. Командир конвоя БД-5, таким образом, не получил информацию о германской лодке по курсу своего конвоя, что привело к роковым последствиям.
Осложняло работу штаба базы недоброжелательное отношение со стороны штаба морских операций западного сектора ГУСМП, в ведение которого находились наиболее мощные радиоустановки, радиомаяки и полярные станции (источник – тот же, – С.Ш.).

В.В. Щедролосев. Три сестры Беломорской флотилии, г. Санкт-Петербург, издательство «ЛеКо», 2006 г.
Стр. 126

Часть III. Карская военно-морская база.
Глава 3. Задачи. Поставленные перед Карской ВМБ и их реализация

10 августа 1944 года, летающая лодка «Каталина» (бортовой №16) под управлением командира 44-го смешанного авиаполка капитана С.М. Рубана обнаружила в северо-западной части моря у острова Вардропер подлодку в надводном положении. В 15 ч. Того же дня пилот полярной авиации ГУСМП М.И. Козлов также обнаружил подлодку в надводном положении.

В.В. Щедролосев. Три сестры Беломорской флотилии, г. Санкт-Петербург, издательство «ЛеКо», 2006 г.
Стр. 94.

Часть II. Новоземельская военно-морская база.
Глава 10. Боевые действия в Арктике в 1944 г.


...В очередной полет 12 августа в 9 ч с гидродрома острова Диксон вылетел самолет PBN-1 «Каталина» (бортовой № 16), ведомый командиром 44-го САП майором С.М. Рубаном, по маршруту остров Диксон – остров Свердруп и далее на север до кромки льдов, далее к мысу Желания и обратно на Диксон. В 10 ч 20 мину северо-западного берега острова Вардропер пилот обнаружил подлодку в надводном положении, открывшую огонь из крупнокалиберных автоматов. Не имея бомб (?!) самолет обстрелял ее из пулемета. Бой длился 25 мин, лодка погрузилась и продолжала движение под перископом. С.М. Рубан кружил над ней, ожидая подкрепления, но в своем сообщении в штаб Карской ВМБ ошибся в определении своих координат, указав, что лодка обнаружена у острова Известий ЦИК. Ошибка составила 90 миль.

В указанный С.М. Рубаном район с Диксона вышли два тральщика (Т-112 с командиром ОВР порта Диксон капитаном 2 ранга Виноградовым и Т-115). Поиск у острова Известий ЦИК, по понятным причинам, результата не дал.
По указанию командования Карской ВМБ по маршруту С.М. Рубана был направлен с гидродрома острова Диксон самолет «Каталина» (бортовой № 3) под командованием лейтенанта В.А. Гургиева, который в 10 ч 50 мин обнаружил подлодку в районе острова Вардропер по перископу и сбросил на нее четыре авиабомбы ПЛАБ-100. С самолета заметили масляное пятно и к месту обнаружения противника прилетели на «Каталине» (бортовой № 11) капитан Г.Я. Сокол и на «Каталине» (бортовой № 10) старший лейтенант Е.Е. Евдуков, которые также сбросили по масляному пятну каждый по четыре ПЛАБ-100, но результатов атаки не наблюдали.

Донесение майора С.М. Рубана об обнаружении подлодки в Карском море по вине оперативного дежурного Карской ВМБ было передано по флоту только в 20 ч 01 мин, то есть после торпедирования транспорта «Марина Раскова».

В тот же день самолет ГСТ Управления полярной авиации ГУСМП (не имевший вооружения) летел с Диксона в Усть-Кару. Находясь в 80 милях к северу от Амдермы, в 15 ч 15 мин пилот, подполковник М.И.Козлов, обнаружил подлодку в надводном положении, которая обстреляла его. М.И.Козлов сообщил об этом в штаб на Диксон начальнику морских операций в западном секторе ГУСМП, но, по невниманию или халатности, это сообщение было передано оперативному дежурному Карской ВМБ с большим опозданием, а последний оповещения по флоту об этом обнаружении подлодки вообще не дал.

Никаких мер по поиску и уничтожению подлодок по курсу конвоя БД-5 ни со стороны Новоземельской, ни со стороны Карской ВМБ предпринято не было. Конвой не был дополнительно усилен противолодочными кораблями и авиацией, хотя они были и в Хабарово, и на Диксоне, и в губе Белушьей.

Создается впечатление, что руководство Новоземельской ВМБ от обеспечения проводки данного конвоя самоустранилось, хотя роковые события разыгрались в зоне его ответственности. Кстати, командующий БВФ контр-адмирал С.Г.Кучеров находился в это время на Новой Земле.

Хотелось бы услышать мнение специалистов по причинам гибели конвоя БД-5. Хотя, сейчас задумался: а надо ли? Надо ли ворошить прошлое? Ведь погибших уже не вернёшь! Единственное - душа не приемлет признания виновными погибших в той трагедии.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 18 Июнь 2008 13:22

Справочник. Суда Министерства Морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. — М.: ГПИНИИМТ «Союзморниипроект», 1989. — Печ. л. 7,0. Тираж 4600 экз.

http://victory.mil.ru/lib/books/h/mmf/index.html

«МАРИНА РАСКОВА»

груз. п/х, 9083 т (двт), СГМП. Капитан — В. А. Демидов (погиб).

Цата и место гибели — 12.08.44, Карское море, в 60 милях зап. о-ва Белый, 73°21' с.ш., 67°20' в.д.

Пароход «Марина Раскова» (экипаж — 55 чел.) в охранении трех тральщиков, имея на борту 354 чел. военнослужащих, полярников и членов их семей, следовал из Архангельска в Арктику для смены зимовщиков и доставки пополнения Карской военно-морской базе. Против этого конвоя немецкие подводники впервые применили бесследные самонаводящиеся электроторпеды. Внезапность применения нового оружия дала возможность ПЛ «У-365» торпедировать п/х «Марина Раскова», а затем эскортные корабли «Т-118» и «Т-114», подошедшие для оказания помощи поврежденному транспорту. Третий тральщик «Т-116» принял на борт 186 чел. и ушел с ними в Хабарово. Шторм и плохая видимость затруднили спасение оставшихся людей. Более двух недель корабли и авиация БВФ и ГУСМП продолжали поиски разбросанных штормом в разные стороны вельботов и других спасательных средств, на которых находилось 150 чел. Самолетам удалось спасти 73 чел. Погибло 298 пассажиров и членов экипажей парохода и кораблей охранения.

Белов М. И. [3], с. 508-511; Пузырев В.П. [26], с. 154- 158; Север, 1974, № 7, с. 93-103; Дорога в океан [11], с. 56; Вайнер Б.А. [6], с. 303-306; Steensen R. [45], S. 410.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Июнь 2008 19:10

Shulc пишет:Никаких мер по поиску и уничтожению подлодок по курсу конвоя БД-5 ни со стороны Новоземельской, ни со стороны Карской ВМБ предпринято не было. Конвой не был дополнительно усилен противолодочными кораблями и авиацией, хотя они были и в Хабарово, и на Диксоне, и в губе Белушьей.

Создается впечатление, что руководство Новоземельской ВМБ от обеспечения проводки данного конвоя самоустранилось, хотя роковые события разыгрались в зоне его ответственности. Кстати, командующий БВФ контр-адмирал С.Г.Кучеров находился в это время на Новой Земле.

Хотелось бы услышать мнение специалистов по причинам гибели конвоя БД-5. Хотя, сейчас задумался: а надо ли? Надо ли ворошить прошлое? Ведь погибших уже не вернёшь! Единственное - душа не приемлет признания виновными погибших в той трагедии.

Очень правильное замечание - только специалист сможет полностью понять что и почему тогда произошло, перекопав отчеты Кригсмарине и СФ, Новоземельских и Карских баз, архив ГУСМП и прочее.

Легко просто сказать "никаких мер принято не было" и "конвой не был усилен авиацией и кораблями". А откуда известно, что такая возможность была? СФ не обладал безграничными резервами, чтобы в один момент собрать несколько отрядов для охоты за замеченной ПЛ.

В Хабарово были корабли, хорошо. А что за корабли? Чем они были лучше американских тральщиков оборудованных новыми противолодочными системами? Они просто так стояли на Диксоне, или ожидали судов для проводки и не могли быть брошены на защиту одного конвоя за счет "оголения" другого?

"Создалось впечатление, что руководство самоустранилось от обеспечения проводки" - очень сильно сказано. Откуда такое впечатление? Идет караван из одного транспорта и трех новейших тральщиков (еще раз напомним - с новыми противолодочными системами). Что еще должно было быть сделано? Круглосуточное баррожирование "каталин" над конвоем? А сколько было вообще судов в море в тот момент и самолетов на базе? А экипажей?

В общем, чтобы кого-то осуждать и винить - нужно максимально полно представлять себе обстановку на тот момент.

Да и причина гибели конвоя собственно была одна, но глобальная - шла война. ПЛ Кригсмарине охотились за транспортами, их отслеживали и топили. Ведемайер очень профессионально провел всю операцию и использовал все свои преимущества - внезапность и неожиданность применения нового типа оружия, скрытность, возможность использования нестандартной позиции для атаки и действовать вне радиуса действия противолодочных систем. В его действиях не было ничего выдающегося, но была четкость, осторожность и аккуратность. ПЛ не была обнаружена ни во время первой атаки, ни после. Выстрел был с "запасом" - веерный, самонаводящимися торпедами. Помог бы против них противолодочный зигзаг? Очень может быть, что и нет.

Мне кажется действительно важно - это убрать обвинения в адрес советских моряков и командования в "бездействии", "халатности", "некомпетентности" и прочих "создавшихся впечатлений".
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Июнь 2008 19:59

Изображение
«Минные тральщики Т-118,Т-119,Т-120 Северный Флот. Зима 1943-44гг» наЯндекс.Фотках

Фотография: Минные тральщики Т-118,Т-119,Т-120; Только что получены по ленд-лизу.На бортах еще старые американские номера.Северный Флот. Зима 1943-44гг

Из архива "Макарыча" ( http://more7007.ya.ru/go.xml )
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Июнь 2008 20:02

Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 20 Июнь 2008 19:04

http://www.navy.ru/history/patriotwar/arctica.htm?phrase_id=670414

...Однако и навигация 1944 г. не обошлась без тяжелой морской трагедии конвоя БД-5 (Белое море-Диксон) в составе транспортного судна "Марина Раскова" и трех кораблей эскорта тральщиков Т-114, Т-116, Т-118. Пароход "Марина Раскова" должен был доставить груз и пассажиров на остров Диксон и в другие пункты западной Арктики. Помимо груза на судне разместились триста пятьдесят четыре пассажира и среди них сто шестнадцать женщин и более 20 детей.

8 августа 1944 г. конвой вышел из Северодвинска, 10 августа подошли к западному входу в пролив Югорский Шар. В это время у острова Диксона были обнаружены немецкие подводные лодки, о чем 11 августа был оповещен штабом морских операций эскорт конвоя БД-5.

Несмотря на принятые меры по обеспечению плавания "Марины Расковой" около полудня 12 августа судно было торпедировано немецкой подводной лодкой И-365. Тральщики конвоя устремились к судну для оказания помощи. Но через некоторое время были торпедированы и потоплены конвойные корабли Т-118 и Т-114.

На помощь разгромленному конвою были направлены гидросамолеты, тральщики и морские охотники. Однако штормовая погода затруднила поиски и спасение людей.

Всего из команды и пассажиров "Марины Расковой" было спасено сто сорок пять человек. Только на тральщике Т-114 погибли сто сорок четыре человека, в том числе сто тридцать пять женщин и детей, переправленных с "Марины Расковой". На "Марине Расковой" и двух погибших тральщиках было 618 человек. Моряки и летчики спасли 256 человек. 362 пассажира, члены экипажей "Марины Расковой" и двух тральщиков стали жертвами немецких подводных пиратов...

[ Источник: http://navycollection.narod.ru, © В.В. Дремлюг, кандидат географических наук, Почетный полярник ]
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Июнь 2008 21:53

Еще 116-й. К сожалению, дата снимка не известна:

Изображение Изображение Изображение



Прислал Макарыч ( http://more7007.ya.ru/go.xml )
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 21 Июнь 2008 14:40

Полярный конвой. Воспоминания участников. Юбилейный сборник к 60-летию Великой Победы, Санкт-Петербург, «Остров», 2005.

Лукин А.И., капитан 1 ранга в отставке.
В конвоях на тральщиках (ТЩ-117 в 1943-1945 гг.)

Стр. 144.

…Тральщики типа «АМ» (за это на нашем флоте их ласково называли «амиками») обладали большой дальностью плавания (до 7 000 миль) и высокой мореходностью. Для своего водоизмещения (914,4 т) они были солидно вооружены, но, главное, на них стояло новейшее тральное оборудование: контактный трал «Оропеза» и два электромагнитных трала типа «ТЭМ». Корабли имели на вооружении и самое современное противолодочное вооружение. Фактически это были противолодочные комплексы, включавшие в себя средства обнаружения и управления стрельбой.

К средствам обнаружения относилась гидроакустическая станция «Тамир», которая могла обнаруживать подводную лодку (ПЛ) не только по шуму работающих винтов (режим «ШП»), но и по отражённому от корпуса ПЛ ультразвуковому сигналу (режим «Эхо»), что давало возможность успешно атаковать ПЛ.

К средствам уничтожения ПЛ относилась 24-ствольная бомбометная установка «Хеджехог» в носовой части корабля и два кормовых бомбосбрасывателя с большими и малыми глубинными бомбами. Эффективное управление атакой ПЛ обеспечивала установка «Рекордер». Стоит признать, что таких противолодочных комплексов в то время на нашем флоте не было. Артиллерийское вооружение тральщиков (76-мм орудие, два 40-мм и четыре 20-мм автомата) позволяло вести стрельбу по воздушным и надводным целям. Тральщики имели радиолокационные станции SO-13 и надежные средства ближней и дальней связи.

Всё это давало возможность использовать ленд-лизовские тральщики в суровых условиях Баренцева и Карского морей для решения различных задач, в том числе и для охраны конвоев. Как союзных, так и внутренних.

Стр. 155.

…И главное что для экскортирования теперь выделялись огромные силы, но и они порой не спасали от потерь. Мы потеряли транспорт «Марина Раскова» и три наших тральщика ТЩ-114, ТЩ-118 и 120 в Карском море в конце 1944 года (в данном отрывке – или ошибка автора, или просто опечатки, или текст не был редактирован, или редактор не специалист в морской истории– С.Ш.).
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 21 Июнь 2008 15:02

Дремлюг В.В. Морские дороги. От Чукотки до Канарских островов. – Спб.: Издательство ГеоГраф, 2006.

2 глава. Эти дни позабыть нельзя.
Стр. 63, 64

…Однако и навигация 1944 года не обошлась без тяжёлой морской трагедии конвоя БД-5 (Белое море – Диксон) в составе транспортного судна «Марина Раскова» и трёх кораблей эскорта – тральщиков Т-114, Т-116, Т-118. Пароход «Марина Раскова» должен был доставить груз и пассажиров на остров Диксон и в другие пункты Западной Арктики. Помимо груза на судне разместились 354 пассажира и среди них 116 женщин и более 20 детей…

…Всего из команды и пассажиров «Марины Расковой» было спасено 145 человек. Только на тральщике Т-114 погибли 144 человека, в том числе 135 женщин и детей, переправленных с «Марины Расковой». На пароходе и двух погибших тральщиках было 618 человек. Моряки и лётчики спасли 256 человек. 362 пассажира, члены экипажей «Марины Расковой» и двух тральщиков стали жертвами немецких подводных пиратов.

Цифры жертв разнятся в разных публикациях. Где найти точный список участников конвоя БД-5?
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 21 Июнь 2008 15:15

Марк Рейтман. "Мой Северный Флот".

отрывок из поэмы - хроники.

http://malenkov.by.ru/docmsk/msf/msf1.doc


...Июльским солнцем
карский лёд расколот, -
Открылись плёсы северной воды.
Там новые носители беды
Расправились с "Мариною Расковой"

С ней разделили участь до конца
Два, охранявших пароход тральца ,
Что взорвались,
не обнаружив след,
От самонаводящихся торпед…

Может появится поэты, которые напишут стихи или поэму о трагедии БД-5?
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Июнь 2008 19:35

Shulc пишет:Цифры жертв разнятся в разных публикациях. Где найти точный список участников конвоя БД-5?

В фонды надо идти.
Есть ссылки, например:

"...Всего же из 632 человек пассажиров и членов экипажей транспорта «М. Раскова» и двух тральщиков было спасено 259 человек, погибли 373 человека [ См.: ЦВМА. Ф. 11. Д. 33648. Л. 175-176 (186 человек было спасено тральщиком Т-116 в первый день трагедии) ]" http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=4024#p4024
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Июнь 2008 19:49

Shulc пишет:Полярный конвой. Воспоминания участников. Юбилейный сборник к 60-летию Великой Победы, Санкт-Петербург, «Остров», 2005.

Лукин А.И., капитан 1 ранга в отставке.
В конвоях на тральщиках (ТЩ-117 в 1943-1945 гг.)

...

…И главное что для экскортирования теперь выделялись огромные силы, но и они порой не спасали от потерь. Мы потеряли транспорт «Марина Раскова» и три наших тральщика ТЩ-114, ТЩ-118 и 120 в Карском море в конце 1944 года (в данном отрывке – или ошибка автора, или просто опечатки, или текст не был редактирован, или редактор не специалист в морской истории– С.Ш.).

На самом деле - четвертый вариант: Лукин говорит об общих потерях в конце 1944.

ТЩ-120 погиб от такой же новой торпеды 24 сентября 1944 (атаковала U-739, также с последующим добиванием "обычными") защищая конвой ВД-1. Командир корабля капитан-лейтенант Д.А. Лысов погиб в бою вместе с кораблем, большая часть экипажа спаслась.

Об этом бое и подвиге ТЩ-120 позднее была написана книга ( Абламонов П.Ф. Бессмертие. М.: Воениздат, 1981 )

[ В.П. Пузырев, "1944 г. Карская Военно-морская база", сборник "Северные конвои" выпуск 4, Архангельск, 2000 ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Пред.След.

Вернуться в Арктические конвои



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения