К 70-летию Полярных конвоев. Подвиг не должен быть забыт

Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

К 70-летию Полярных конвоев. Подвиг не должен быть забыт

Сообщение Gavrish » 31 Январь 2012 16:26

Мое интервью с участником Полярных конвоев, опубликованное в журнале "Аврора"


    В этом году исполнилось ровно 70 лет с того дня как в Мурманск пришел первый союзный конвой. В связи с этой памятной датой мы публикуем интервью с участником событий того времени Валентином Валентиновичем Дремлюгом - почетным полярником, ветераном Полярных конвоев.

    31 августа 1941 года из Исландии в Мурманск пришел первый союзный конвой. В течение 4-х лет транспортные суда из Англии и США по Северному морскому пути доставляли жизненно необходимые грузы в Советский Союз. Их проводку до о. Медвежий, находящегося на середине пути, осуществляли американские и английские военные корабли, а дальше, до наших портов – советские военные корабли. Но, в оккупированной немцами Норвегии находилась военная база, откуда вражеским самолетам до пути следования конвоев был всего 1 час пути. Во льдах Арктики под огнем противника советские моряки оказывали помощь союзникам, ведь каждый транспорт конвоя мог спасти множество жизней, дойдя невредимым до порта назначения.

    Валентин Валентинович родился в 1918 году в Петрограде, как он сам выражается: «пожил в трех городах». В 1942 году, во второй год Великой Отечественной войны окончил Гидрографический институт Главсевморпути (ныне Государственная морская академия им.Адмирала Макарова – прим. автора). В 1942-1945 годах ходил на судах Ледового патруля, сначала в должности гидрографа навигатора, а затем и второго помощника. Эти суда обеспечивали гидрометеорологической информацией боевые и транспортные операции на Севморпути.

    Полярные конвои

    В июле 1941 года Советское, Английское и Американское правительства подписали соглашение о снабжении Советского Союза некоторыми видами вооружения, промышленного оборудования и продовольствия. Доставка этих грузов носила название -«Ленд Лиз» (в пер. с английского «давать в займы»- прим. автора). Условия были следующими: США и Великобритания поставляют нам эти грузы бесплатно, но после окончания войны мы должны были за них заплатить порядка нескольких миллиардов долларов, а военное вооружение вернуть обратно. Был выбран самый короткий путь доставки этих грузов в Советские порты: в Исландии формировались караваны судов с грузами «Ленд Лиза» из США и Англии, а оттуда Северной частью Атлантического океана и Баренцевым морем они доставлялись в порты Мурманск и Архангельск. По законам военного времени этим караванам было дано условное обозначение – «PQ».

    У одного из офицеров, кому была поручена организация караванов, начальные буквы имени и фамилии были «P» и «Q» – отсюда и название.

    Первый Союзный конвой

    Первый караван пришел в Советский Союз 31 августа 1941 года. По законам военного времени он имел индекс «Дервиш» (пер. «бродяга» – прим. автора). В этом году в Мурманске ветераны будут отмечать юбилей прихода первого каравана – как и все круглые даты: 20, 30, 40… а в этом году уже 70. «Маленькая деталь – американцы называли конвои «Северными», а мы называем «Полярными». Всего за время войны, в Мурманск и Архангельск прошли около 50 караванов (в каждом – десятки судов). Из наших потов грузы доставлялись по вновь построенной железной дороге, которая шла от Архангельска до города Онега, а затем по старой железной дороге в центр России. Был более короткий путь: из Мурманска в центр России, но в нескольких местах эта дорога была перерезана немецкими войсками» – рассказывает Валентин Валентинович.

    «Осень 1941 года прошла довольно-таки спокойно. Немцы не нападали на эти конвои, но они очень ожесточенно бомбили Мурманск – спалили его на ¾, тем более до войны там было много деревянных домов. Поэтому, зимой 1941 года караваны шли только в порт Архангельск и вновь построенный Молотовск (ныне Северодвинск – прим. автора). Но беда была в том, что Мурманск – не замерзающий порт, а вот Архангельск находится в Белом море, которое замерзает на 3-4 месяца в году. У нас там был ледокольный флот и с его помощью, даже зимой, несколько караванов прошли в Архангельск».

    Под огнем противника

    Самыми суровыми для союзных конвоев стали первые годы войны: «Наступил 1942 год. Немецкая разведка доносила в Главный морской немецкий штаб, что из Исландии в советские порты движутся караваны. Немцы к тому времени захватили Норвегию, поэтому до пути следования конвоев немецкие самолеты долетали за час. Летом 1942 года, когда начиналась Сталинградская битва, а Ленинград находился в окружении, обстановка на пути следования Полярных конвоев резко ухудшилась. Караваны сопровождались очень сильным военным обеспечением: по краям конвоя следовали английские и американские крейсеры, эсминцы. Но союзниками было поставлено такое условие – их военные корабли следуют с Полярными конвоями только до о.Медвежий. Это ровно половина пути по западной части Баренцева моря. А вот от о.Медвежий до наших портов должны были обеспечивать охрану конвоев советские военные корабли. Но, к сожалению, в первые годы войны, наш Северный ВМФ был весьма малочисленным. Тем не менее, наши небольшие военные суда – «морские охотники» в любую штормовую погоду ходили на встречу этим караванам».

    Трагическая судьба каравана PQ-17

    Безопасному проходу караванов нередко помогала северная погода: при низкой облачности немецким самолетам конвои были не видны. А если местоположение не знают самолеты, то и подводным лодкам так просто их не выследить. Иногда создавалась искусственная дымовая завеса, но, как правило, уже после обнаружения врагами конвоя. Но далеко не всем транспортам удавалось дойти до места назначения, а некоторые из них нашли свой последний приют на дне Баренцева моря…

    «Самым печальным примером является разгром каравана «PQ-17». Из Исландии вышло 37 транспортов (в основном суда типа «Либерти» – прим. автора) Немцы очень внимательно следили за передвижением этого конвоя, и для того чтобы разгромить его полностью, помимо двадцати подводных лодок, и большого количества авиации, они направили в район следования каравана крупные военные корабли во главе со знаменитым линкором «Тирпиц». Как только англичане и американцы узнали, что на разгром конвоя «PQ-17» вышел надводный Военно-морской флот Германии, Английское адмиралтейство издало очень противоречивый приказ: «Всем военным кораблям уйти из района конвоя «PQ-17» для встречи с немецкими кораблями». Транспортам конвоя был отдан совершенно невероятный приказ: «Разбегайтесь!».

    37 транспортных судов остались один на один с немецкими подводными лодками и авиацией. В течение трех суток, немцы уничтожали транспортный конвой PQ-17».

    Сквозь льды на «Мурманце»

    Валентин Валентинович Дремлюг в 1942 году, после окончания Гидрографического института Главсевморпути, был назначен гидрографом-навигатором на очень известное парусное судно «Мурманец». Это судно принимало участие в спасении папанинцев со льдины в 1938 году, а в 1939 году помогло выйти из ледового плена ледокольному пароходу «Георгий Седов», который продрейфовал в Северном Ледовитом океане 812 дней. За эти подвиги «Мурманец» был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

    «Наш парусно-моторный бот был построен в Норвегии в 1929 году. Его длина 30 метров, ширина – 7 метров, осадка 4,2, водоизмещение 400.000 тонн, машина-дизель «Болиндер». Экипаж судна составлял 27 человек. Капитаном у нас был помор – Петр Иванович Котцов. У него было еще четыре брата помора и все капитаны.

    8 июня 1942 года мы вышли в море. Судно получило военный индекс: «Ледовый патруль-18». Нашей задачей было изучение ледовой обстановки в Баренцевом и Карском морях и информирование о ледовых условиях военно-морского и транспортного флотов Советского Союза. Через несколько дней мы подошли к берегам Новой Земли. Вахтенный матрос доложил, что на берегу виден костер, размахивают флагами, пускают сигнальные ракеты. Капитан запросил через мегафон: «Кто находится на берегу?» – но ответа не последовало. Старпом хорошо знал английский язык и сделал запрос – тогда ему ответили, что на берегу часть команды американского транспорта «Олопана», потопленного несколько дней назад у берегов Новой Земли в составе 13 человек. Спустили шлюпку, во главе со старпомом подошли к берегу под мотором. Часть моряков была в очень тяжелом положении – обмороженные, покалеченные. Мы забрали их всех на шлюпку и пошли в сторону «Мурманца». Стали поднимать моряков на борт: некоторых на талях, на концах, потому что ходить они не могли. Интересная деталь – я как раз стоял у трапа, и вот вылезает здоровенный рыжий моряк – боцман, он лучше всех себя чувствовал. Похлопал меня по плечу и говорит по-английски: «Может, в картишки сыграем или в кости?». А я ему отвечаю: «Какие картишки! Какие кости!? Надо вот ваших товарищей приводить в нормальное состояние». Тогда он молча вынул из кармана брюк вот эту чашечку (показывает маленькую эмалированную чашечку) – и подарил её мне. Она у меня до сих пор и стоит как самый дорогой сувенир. Эта чашечка мерная, во время кораблекрушения – суточная норма воды.

    Врача у нас, конечно, не было (суденышко маленькое). Капитан говорит: «Будете помогать восстанавливать силы пострадавшим». Ну, лечили мы их по-морскому: по пол кружки разведенного спирта в рот, а второй половиной обмороженные места натирали – вот и все лечение. О найденных моряках мы доложили в штаб Северного военного флота уполномоченному государственного комитета обороны - Ивану Дмитриевичу Папанину – мы ему подчинялись. В ответ нам сообщили о разгромленном с 3 по 8 июля караване на отрезке от Медвежьего острова до Новой Земли. И мы получили приказ – идти в район разгрома каравана «PQ-17» для спасения моряков с других потопленных судов».

    То, что осталось от «PQ-17». Спасение

    «Мурманец» оказался единственным на тот момент судном, находящемся в этом квадрате. «Пришли туда, и перед нами предстала страшная картина: плавали сотни мешков с мукой, которая была предназначена для блокадного Ленинграда, а среди них в воде люди живые и мертвые в оранжевых спасательных жилетах. Горела нефть, которая вытекла из потопленных судов, тут же спасательные шлюпки и плоты, из которых моряки махали нам руками, кричали что-то. И вот мы начали спасательные работы. С теми, кто был на шлюпках – было проще: подходили борт о борт и кого-то на трапиках, кого-то на концах подбирали. Мы спасли за неделю – 147 моряков с транспортов: «Олопана», «Альков Рейнджер», «Вашингтон» (американские), «Паул Поттерс» (голландский). Там и поляки были, и кого только не было. Места у нас было не так уж и много, но заполняли его, как могли: все каюты, трюм, кто-то лежал на палубе. Кают-компания у нас была маленькая, с левого и правого борта каюты капитана и старпома».

    Спасательные вельботы, шлюпки, плоты, на которых из последних сил держались уцелевшие в страшной бойне, за несколько дней непогоды разбросало на десятки миль. «Мурманец» милю за милей обследовал предполагаемое место гибели транспортов. Нередко на боте звучала команда «Человек за бортом».

    «Больше всех времени без помощи провели моряки «Вашингтона» – транспорт был потоплен у о.Медвежий и пять суток они шли к Новой Земле на моторных шлюпках и плотах. Им повезло, что провизией были снабжены очень хорошо, вплоть до шоколада» – рассказывает Валентин Валентинович с такими подробностями, как будто это было вчера…«В конвое «PQ-17» дошло только 23 судна из 37, погибло 153 моряка.

    Кроме нас, спасал моряков еще «СКР-32» – «морской охотник», где капитаном был мой друг. С одного из американских судов они спасли 53 человека».

    Немецкая подлодка

    Чтобы помочь как можно большему количеству людей, нужно было сделать несколько рейдов на место гибели транспортов. Для этого «Мурманец» неоднократно подходил к Новой Земле и возвращался обратно, пока не удалось спасти всех, кого смогли найти.

    «Мы получили распоряжение, особенно плохо себя чувствующих и замороженных сдавать в лазарет в губе Белушья (Новая Земля). Но, потом нам сообщили, что недалеко есть бухта Малые Кармакулы, где стоит уцелевший английский транспорт «Эмпайр Тайд». Туда мы должны были сдавать спасенных моряков.

    В Малых Кармакулах находилась одна из самых старых наших полярных станций, она так и называлась «Малые Кармакулы». У меня была «собачья вахта» с 0 до 4 утра, и в это время прилетели два наших самолета ледовой разведки. Знаменитые летчики Мазурук – Герой Советского Союза и Козлов. Через час вплывает немецкая подводная лодка и, прежде всего, топит эти гидросамолеты. Летчикам удалось спастись – они доплыли до берега. Потом подводная лодка начала обстрел полярной станции (там же мощная рация) чтоб не успели сообщить о том, что лодка здесь. И вот, наше маленькое суденышко осталось один на один с врагом. На «Мурманце» из вооружения было два мощных крупнокалиберных пулемета «Арлекон». Наш бравый капитан не растерялся и дал команду: «Ребята, там, на палубе подводной лодки немцы, которые нас обстреливают. Жахнем из пулеметов по артиллеристской прислуге!». И вот тогда мы несколько залпов сделали, все эти немецкие подводники сразу спрятались в люк, и подводная лодка ушла. Видимость была очень хорошая, и им ничего не стоило начать с нас. Наверняка, они бы так и сделали, если бы знали что у нас пулеметы».

    Единственный за всю войну

    «Мы, конечно, сообщили в штаб, а из штаба приходит бумага, что это единственный случай за всю войну, когда парусно-моторный бот смог отогнать немецкую подводную лодку. Обычно наоборот топили такие суда: так погиб «Шокальский», «Полярник» и много еще таких. В счастливой рубашке родились. Английскому транспорту тоже повезло, он был за скалами, но если б мы лодку не отогнали, она пошла бы его топить».

    Но, это была далеко не единственная встреча «Мурманца» с немецкими подводными лодками. Валентин Валентинович вспомнил историю, которая не раз заставила задуматься экипаж бравого парусного бота. Во время ледовых разведок за «Мурманцем» следила немецкая подлодка.

    «Моя задача была – наблюдать за льдами, записывать их состояние. Порядок был такой: я все это наносил на карту, потом составлял докладную записку, зашифровывал её своим шифром, отдавал капитану. Капитан перешифровывал своим шифром, отдавал радисту, который еще раз зашифровывал своим шифром. Что же вы думаете, оказалось, что за «Мурманцем» все это время ходила немецкая подводная лодка. Один раз нас она всплывала недалеко от нас у мыса Желания, потом в Карском море у острова Уединения. Причем все на моей «собачьей вахте» (смеется). Когда уже потом вернулись после войны, думали - ведь что им стоило тогда нас потопить артиллерийским огнем? А потом мы решили, что они наши все эти шифрованные радиограммы перехватывали и передавали в немецкий штаб. А если не удавалось, то они следили за нами – «куда мы, туда и они».

    Конвои в 1943 – 1945

    «После гибели конвоя «PQ-17» американцы и англичане сказали – все, больше никаких конвоев не будет. Слишком велики потери. И только в конце сентября они послали конвой «PQ-18» – много там было судов, но немцы потопили только 6 – и наш флот стал сильнее, и не бросили конвой американские и английские суда. И только потом, в 1943 году, когда прогремела Битва за Москву и Сталинградская битва, англичане и американцы поняли что дело идет уже к Победе, и стали в 1943-1944 годах снова регулярно отправлять к нам конвои».

    В этом 2011 году, Полярным конвоям исполняется 70 лет. До сих пор, 9 мая ветераны ежегодно встречаются на ледоколе Красин, чтобы вновь увидеть своих боевых товарищей и почтить память погибших. Символично в воду опускается венок, и плывет по течению в сторону Финского залива, как говорят ветераны: “Передать привет Нашим”.

Записала: Екатерина Гавриш

Интервью было опубликовано в журнале “Аврора” (№3, 2011)
Gavrish
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 29 Январь 2012 13:52

Вернуться в Арктические конвои



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения