Страница 1 из 1

1948

СообщениеДобавлено: 18 Май 2008 02:39
Иван Кукушкин
В начале лета 1948 года было впервые смонтировано оборудование для производства комплекса метеорологических наблюдений с борта самолета, разработанное в 1946-48 годах в "Арктическом институте Главсевморпути" под руководством профессора М.И.Гольцмана.
"Летающая обсерватория" предназначалась для разведки погоды в высоких широтах.
Около 20 дней занял непосредственно монтаж оборудования на аэродроме в Москве на самолете Ил-12. Работы проводились под наблюдением ведущего конструктора самолета.
В начале июля самолет был "облетан" и получил разрешение на проведения опытных работ в Арктике. Программой предусматривалось испытание аппаратуры, разработка методов разведки погоды и отработке связи с метеостанциями.
Ил-12 базировался в Архангельске и через день совершал вылеты в Карское и Баренцево моря, руководствуясь принципом "чем хуже погода, тем лучше для работы".

Командир экипажа: Н.В.Метлицкий
Второй пилот: М.П.Ступишин

Научная группа на борту:
Марк Израилевич Гольцман
Василий Гаврилович Канаки

В 1949 году оборудование и методики измерений были усовершенствованы и испытания были продолжены, весной - для окончательной отработки методики, осенью - для обслуживания навигации по СМП.

Профессору Гольцману тогда было уже более 60-ти лет

[Василий Гаврилович Канаки, «Любимая Арктика», Гидрометеоиздат, 1974]

1948

СообщениеДобавлено: 27 Май 2008 20:19
Иван Кукушкин
Весна 1948

Высокоширотная воздушная экспедиция "Север-2" (1948 г.)
Март - май, начальник экспедиции А.А. Кузнецов


Личный состав:
М.Е. Острекин - зам. начальника ВВЭ, геофизик
Б.Е. Брюнели - метеоролог
В.П. Орлов - метеоролог
К.К. Федченко - геофизик
М.М. Сомов - океанолог
Я.Я. Гаккель - географ
А.Ф. Трешников - океанолог
И.С. Песчанский - ледоисследователь
В.М. Сокольников - ледоисследователь
В.Г. Канаки - аэрометеоролог
В.Т. Тимофеев - океанолог
Н.А. Волков - океанолог
К.И. Чуканин - метеоролог
Н.А. Миляев - геофизик
М.М. Никитин - океанолог
П.Г. Лобза - гидрохимик
Е.И. Толстиков - аэрометеоролог
В.Ф. Пронин - метеоролог
О.А. Романенко - синоптик
Г.А. Пономаренко - океанолог
Г.Д. Светлаев - геофизик
П.А. Гордиенко - океанолог
П.К. Сенько - геофизик


Авиационное обеспечение.
Полеты с первичными посадками на дрейфующий лед.
В работах участвовали самолеты: ЛИ-2, ИЛ-12, ПЕ-8.
Командиры: М.В. Водопьянов, А.П. Штепенко, М.А. Титлов, И.И. Черевичный, И.С. Котов, А.И. Задков, В.И. Масленников, М.Н. Каминский, М.Н. Козлов, Н.Н. Андреев, М.С. Агров, А. Багров, Л.В. Шульженко.


[ «Высокоширотные экспедиции Север», ААНИИ http://www.aari.nw.ru/resources/d0014/vve/ ]

1948

СообщениеДобавлено: 28 Май 2008 21:36
Иван Кукушкин
"За рубежом"

Продолжались ежедневные полеты американских Б-29 вдоль побережья Сибири и к Северному полюсу, начатые в 1947 ( http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=3663#p3663 )


Интервью Джозефа О. Флетчера 27 января 1997 года.
Корреспондент - Брайан Шумахер.


ДФ: ... Это была эскадрилья дальней разведки и техническая эскадрилья, и я...

БШ: Это на какой базе?

ДФ: На Эйлесоне. Итак, я попал в 58-й Strategic Reconnaissance Squadron (эскадрилья стратегической разведки), который назывался VLR (Very Long Range - дальнего действия ) потому что . . .

ВШ: На каких машинах?

ДФ: B-29s. Мы летали на Б-29с, но очень большими маршрутами. Мы летали с большим перегрузом по весу, работа была тяжелая и это происходило незадолго до начала войны в Корее. Моя "корейская война" прошла на Аляске. Нашей работой были полеты к побережью России. В одни дни мы летали от Ейлесона до Токио. В другие дни - на север, вдоль побережья Сибири и далее к Северному полюсу, этот маршрут назывался "Ptarmigan trek" - "Белая Куропатка".

ВШ: "Полеты белой куропатки".

ДФ: Северные маршруты. Другие назывались Loon Treks - "Полярная Гагара". У нас было два или три маршрута.

ВШ: "Гагара"?

ДФ: Гагара. Га-га-ра. У нас было два или три альтернативных курса для "Гагары" и два-три курса для "Куропатки".

ВШ: Значит "Куропатка" - это были полеты над Арктикой?

ДФ: Вдоль севера Сибири. И до Полюса.

ВШ: Понимаю. И как далеко вы летали вдоль побережья Сибири?

ДФ: Ну, почти до Тикси, чуть ближе к острову Врангеля. Поворотная точка была недалеко от острова Врангеля, затем к Полюсу и обратно. Это был западный курс "Куропатки". У нас было еще несколько курсов для маршрута "Куропатка", которые пролегали восточнее.

ВШ: А зачем надо было лететь к полюсу?

ДФ: Особых причин не было. Я думаю, нужно сказать, что это делалось для создания полной аналитической картины. У нас были созданные к тому времени сбрасываемые зонды. Это было частью...

ВШ: Сбрасываемые зонды для подводных лодок?

ДФ: Нет, нет, метеорологические, как радиозонды, только сбрасывались они с самолета.

ВШ: Ок.

ДФ: Вобщем, у нас было очень неплохое оборудование для метеонаблюдений, но конечно же основной целью были радиационные наблюдения. Мы были оборудованы специальными фильтрами.

[ Col. Joseph O. Fletcher interview to Brian Shoemaker 23 January 1997 https://kb.osu.edu/dspace/bitstream/1811/6055/3/FletcherTrans.pdf ]

1948

СообщениеДобавлено: 28 Май 2008 21:38
Иван Кукушкин
Еще при появлении Ла-11 возникла идея использовать истребитель для защиты наших полярных районов от непрошенных гостей.

Одна из первых экспедиций состоялась в 1948 г. В это время в районе Северного полюса работали несколько научных экспедиций АН СССР. Выло решено совершить перелет группы Ла-11 на одну из льдин, используемых учеными. Возглавлял экспедицию генерал-майор, начальник главного управления Северного морского пути (ГУСМП) А.А.Кузнецов. Обеспечивали экспедицию экипажи самолетов Ли-2 650-го отдельного транспортного авиаполка, Си-47 1-го транспортного авиаполка 2-й авиационной дивизии особого назначения и Ил-12 708-го транспортного авиаполка особого назначения.

Двухмоторный бомбардировщик Ту-6 (модификация Ту-2) в качестве лидера и три Ла-11 осуществляли тренировочные полеты в полярных условиях, базируясь на мысе Шмидта и острове Врангеля. Вначале с острова Врангеля на разведку вылетел бомбардировщик Ту-6, имевший достаточно хорошее навигационное оборудование. Он совершил посадку на льдину в районе Северного полюса (82 градуса 51 минута северной широты и 172 градуса 30 минут восточной долготы). Затем вернулся на "большую землю" и при появлении благоприятной погоды 7 мая 1948 г. три Ла-11 в сопровождении лидера Ту-6 вылетели на льдину, совершив благополучную посадку. 8 мая. выполнив несколько полетов со льдины, они вернулись назад. Позже было еще несколько таких экспедиций в разных районах Заполярья и лишь затем Ла-11 стати регулярно нести вахту по охране наших северных границ.

К работе в районе Северного полюса в разное время привлекались истребители Ла-11 1-й НАД и 53-го ИАП. В декабре 1949 г. некоторым участникам экспедиции присвоили звание Героев Советского Союза. Среди награжденных были командир эскадрильи В.Д.Боровков и штурман С.А.Скорняков (командир группы) 1-й над. а также заместитель командира 53-го иап В.А.Попов.

[ Ла-11 на airwar.ru http://airwar.ru/enc/fww2/la11.html ]

Изображение

Фотография: Пе-8 Н-396 и Ту-2 (Ту-6 ?) на заднем плане.

1948

СообщениеДобавлено: 27 Август 2008 04:04
Иван Кукушкин
Изображение

Фотография фотобанка "ФотоСоюз"
Полет на Северный полюс. Подготовка к вылету самолетом полярной авиации 5 апреля 1948г.
Время и место: Россия / Москва, 1948.
Фотограф УСТИНОВ Александр (1909-1995) - Москва
ID fs-YSTINOV-02/19/Ust-1815a.jpg
url= http://www.fotosoyuz.ru/ru/catalog/picture/&frnepu=~Q1~80~Q0~O5~Q0~O3~Q0~OO~Q0~O0~Q0~OQ~Q1~8O&vqFrnepu=1434082595?picid=fs-YSTINOV-02/19/Ust-1815a.jpg&cat=&search=

1948

СообщениеДобавлено: 27 Август 2008 20:52
Иван Кукушкин
Изображение

Фотография фотобанка "Фотосоюз"
Полет на Северный полюс. Участники экспедиции перед вылетом. 5 апреля 1948г.
Время и место: Россия / Москва, 1948.
Фотограф УСТИНОВ Александр (1909-1995) - Москва
ID fs-YSTINOV-02/19/Ust-1815a(2)_2.jpg

Третий слева скорее всего М.М. Сомов, правее - М.И. Козлов

Re: 1948

СообщениеДобавлено: 19 Июнь 2009 23:56
Иван Кукушкин
Изображение

М.Б. Саукке, В. Р. Котельников, «Бомбардировщик Ту-2. Часть 2», "Авиаколлекция", Специальный выпуск №2 2008 г.
© ЗАО «Редакция журнала «Моделист-конструктор», 2008

В 1948 г. разведчик Ту-6 использовали в военной полярной экспедиции. Дальности стратегических бомбардировщиков Ту-4 было недостаточно, чтобы достичь Америки через океан. Возникла идея атаковать по кратчайшему пути, через Северный полюс, используя аэродромы на дрейфующем льду. Предполагалось, что американцы поступят так же. Требовалось решить две задачи: прикрыть свои ледовые аэродромы от вражеской атаки и обеспечить перехват бомбардировщиков потенциального противника на возможно большем удалении от густонаселенных районов.

Начали с тренировочных полетов в Арктике трех истребителей Ла-11. В качестве навигационного лидера их сопровождал Ту-6. Группа базировалась на мысе Шмидта и острове Врангеля. Разведчик нашел подходящую льдину в районе Северного полюса, сел там, а затем взлетел. 7 мая 1948 г. Ту-6 уже с истребителями перелетел на льдину, а на следующий день самолеты вернулись обратно.

В 1950 г. около станции «Северный полюс-2» построили площадку, куда транспортными самолетами Ли-2 и Ил-12, а также грузовыми планерами перебросили строительную технику. Это позволило построить аэродром, пригодный для взлета и посадки тяжелых бомбардировщиков Ту-4. Прикрытие его обеспечивалось истребителями Ла-11. Ту-6 опять использовали как лидера, который привел эти истребители на льдину.


 Tu-2-Arktika.jpg
: Ту-6 летит над Арктикой, май 1948 г.
: Посадка Ту-6 на острове Врангеля

Re: 1948

СообщениеДобавлено: 24 Сентябрь 2009 00:12
Bills Bons
В 1948-1949 годах экипажи 2-го ТАП (транспортного авиаполка) 2-й АДОН (авиадивизии особого назначения;с 02.02.49 г.-708-й авиатранспортный полк особого назначения) ВВС СССР выполняли особо важное Правительственное задание по освоению полетов в Арктике. Здесь летали самолеты Ип-12. В первой "командировке", со 2 апреля по 14 мая 1948 г., принимали участие экипажи майора Севостьянова, старших лейтенантов Шаца и Красикова. 6 мая 1948 г. Экипаж майора Севостьянова И.Г. на самолете Ил-12 достиг Северного полюса.
Всего в Арктике выполнен 61 полет с налетом 251 час 42 мин., из них 127 часов — в СМУ. Перевезено 194 человека, 24 тонны груза, протяженность маршрутов составила 66467 км.

http://708ovtap.ru/index.php?form=6#volume
http://708ovtap.ru/index.php?form=6

1948

СообщениеДобавлено: 31 Май 2013 19:40
Адольф Милованов
РГАЭ (исправленный).docx [24.28 КБ Скачиваний: 311]
Одно из дел РГАЭ. Фонд 9570 - Учреждения Северного морского пути, Опись 2. Дело 3821. Приказы УПА №1с-17с и 07с, 016с МАГОН по основной деятельности за 1948г.
Не дословно, с сокращениями. Если на начало 1947г в ПА было 60 с-тов, из них исправных 30, то на сентябрь 1948г их было всего 104, а исправных 64.
(Нашёл свою ошибку, не полностью переписав пр. 2 и не обозначил пр.3. Вставил исправленный)

1948

СообщениеДобавлено: 06 Октябрь 2014 14:26
Адольф Милованов
ФКУ РГАЭ, Ф. 9570 - Учреждения Северного морского пути (1920-1964). Всего 7 описей. Оп. 7, т. 2. Д. 59. Альбом фотографий высокоширотной экспедиции «Север-2», март-апрель 1948г. 20л. Формат большой. «Краткий фото отчёт по работам ВШЭ «Север-2» под начальством генерал-майора авиации А.А.Кузнецова. /март-апрель 48г/. Л. 2об.

1948

СообщениеДобавлено: 02 Июль 2019 20:12
Адольф Милованов
 00002-scan_2019-06-10_17-06-57вправо.jpg
 00003-scan_2019-06-10_17-07-58вправо.jpg
 00004-scan_2019-06-10_17-07-25вправо.jpg
 00005-scan_2019-06-10_17-07-39вправо.jpg