Страница 1 из 2

1925

СообщениеДобавлено: 12 Апрель 2008 08:24
Иван Кукушкин
Визе Ю.: "Моря Советской Арктики", Л. 1936

В [1925 году] у Новой Земли летали два самолета (тоже "Ю-20") — один под управлением Б. Г. Чухновского, а другой под пилотажем О. А. Кальвица. До Новой Земли самолеты шли лётом из Ленинграда, причем на покрытие этого расстояния потребовалось 25 дней. Только 29 августа самолеты прибыли к станции в Маточкином Шаре. В течение последних дней августа и в сентябре самолеты совершили 10 небольших полетов, преимущественно в целях ледовой разведки, пробыв в воздухе в общей сложности 10 часов 5 минут.

1925

СообщениеДобавлено: 18 Апрель 2008 21:52
Иван Кукушкин
Водопьянов Михаил Васильевич, "Путь летчика" http://amyat.narod.ru/memo/vodopyanov_mv4/index.htm

...4 августа 1925 года самолеты Гидрографической экспедиции вылетели из Ленинграда и 29 августа прибыли в назначенное место на Маточкином Шаре.

К этому времени суда Карской товарообменной экспедиции находились в устьях сибирских рек. Плавание этих судов осветило в ледовом отношении всю площадь моря, прилегающую к южным проливам и Ямалу, а также Обь-Енисейский район. Однако совершенно неизвестной оставалась ледовая обстановка в областях моря, прилегающих к Новой Земле с востока. Уже через час по прибытии самолетов Кальвиц отправился в разведку, по возвращении из которой доложил, что на расстоянии восьмидесяти-девяноста миль от Маточкина Шара море в юго-восточном направлении совершенно чисто от льдов. Следующая воздушная разведка подтвердила отсутствие льдов и в северо-восточном направлении от Маточкина Шара.

В результате этих разведок командование Карской экспедиции приняло маршрут для обратного следования судов Обской группы через пролив Маточкин Шар. С целью проверки ледовой обстановки и правильности принятого решения Б. Г. Чухновский совершил еще один полет по направлению к острову Белому. Здесь также не оказалось льдов. 16 сентября Обская группа судов, сопровождаемая ледоколом «Малыгин», не встретив льда, вошла в Маточкин Шар.

Применение воздушной разведки дало возможность избрать наиболее выгодное направление пути для судов [84] экспедиции. Это позволило сэкономить время, а также огромное количество топлива.

Вторая задача, которая была возложена на воздушную экспедицию,—определение подводных опасностей на восточном побережье Новой Земли к северу и к югу от Маточкина Шара. И с этой задачей летчики справились. В результате полета, произведенного девятнадцатого сентября, была установлена опасность входа в залив Клокова.

Летчикам удалось также установить, что залив Брандта и залив Шуберта нанесены на карту неправильно. Кроме того, были найдены косы отмелей и камни в заливе Галла и отмечено неправильное отражение на карте контуров этого залива.
Материалы воздушной экспедиции были использованы при составлении новой лоции Карского моря и Новой Земли, вышедшей в свет в 1930 году.

1925

СообщениеДобавлено: 29 Апрель 2008 22:15
Иван Кукушкин
Иван Кукушкин пишет:Визе Ю.: "Моря Советской Арктики", Л. 1936

В [1925 году] у Новой Земли летали два самолета (тоже "Ю-20") — один под управлением Б. Г. Чухновского, а другой под пилотажем О. А. Кальвица. До Новой Земли самолеты шли лётом из Ленинграда, причем на покрытие этого расстояния потребовалось 25 дней. Только 29 августа самолеты прибыли к станции в Маточкином Шаре. В течение последних дней августа и в сентябре самолеты совершили 10 небольших полетов, преимущественно в целях ледовой разведки, пробыв в воздухе в общей сложности 10 часов 5 минут.

Ю-20 Отто Кальвица
Страница из книги "UNDER THE RED STAR" by Carl-Fredrik Geust, "Airlife"

Изображение

1925

СообщениеДобавлено: 08 Август 2008 15:07
SVF
Иван Кукушкин пишет:Водопьянов Михаил Васильевич, "Путь летчика" http://amyat.narod.ru/memo/vodopyanov_mv4/index.htm

...4 августа 1925 года самолеты Гидрографической экспедиции вылетели из Ленинграда и 29 августа прибыли в назначенное место на Маточкином Шаре.


Нашел интересное фото в [150 лет Гидрографической службе Военно-Морского Флота. Исторический очерк. Л., ГУНиО МО СССР. 1977]:

Изображение

Качество не фонтан, но картинка по-моему редкая, я ее нигде раньше не встречал.

Цитата из текста [с. 79-80]:

"Созданная в 1924 г. Северная гидрографическая экспедиция выполнила исследования в Кандалакшском, Северо-Двинском, Онежском, Мезенском заливах и Горле Белого моря, от полуострова Рыбачий до мыса Святой Нос, западного побережья Новой Земли. Впервые во время этих работ производилась гидрографическая рекогносцировка с самолета летчиком Б.Г. Чухновским."

1925

СообщениеДобавлено: 25 Февраль 2014 15:19
[ Леспромхоз ]
Родзевич Н.Н. Советские самолеты в Арктике. Под ред. В.А. Попова. Обл. худ. О.О. Столь.
ОНТИ НКТП СССР, Гл.ред.авиационной литературы, М.-Л., 1935

Экспедиция 1925 г.

1925

СообщениеДобавлено: 14 Март 2014 19:12
[ Леспромхоз ]
Из газет:

Красный Север 1925 № 175 (1863)

 Красный Север 1925 № 175(1863) на НЗ вылетела эксп.jpg
На Новую землю вылетела научная экспедиция.

ЛЕНИНГРАД, 30 июля. 29 июля с Ленинградского морского аэродрома на Новую Землю вылетела северная гидрографическая экспедиция под начальством гидрографа Матусевича. Экспедиция состоит из двух аэропланов, моторами управляют морские летчики тов. Чухновский и Кальвиц. Экспедиция летит на Петрозаводск, Онежское озеро, Архангельск и до северной конечности Новой Земли. Весь путь экспедиции в 1500 километров лежит по совершенно не обследованной еще воздушной дороге. Экспедиция займется изучением движения льдов и исследовательскими работами гидрографического характера.

1925

СообщениеДобавлено: 14 Март 2014 19:44
[ Леспромхоз ]
Красный Север 1925 № 179(1867)

 Красный Север 1925 № 179(1867) самолеты на НЗ.jpg
ДВА САМОЛЕТА НА СЕВЕР.
ЛЕНИНГРАД, 4 августа. Сегодня в 4 часа утра с аэродрома вылетели в Архангельск через Петрозаводск два гидроплана «Юнкерса» с летчиками Чуковским и Кальвицем. В Архангельске оба гидроплана поступят в распоряжение начальника северной географической экспедиции Мацусевича.

1925

СообщениеДобавлено: 14 Март 2014 19:46
[ Леспромхоз ]
Красный Север 1925 № 196 (1884)

 Красный Север 1925 № 196(1884) летчики НЗ потерялись.jpg
ЛЕТЧИКИ ОТПРАВИВШИЕСЯ НА НОВУЮ ЗЕМЛЮ ПОТЕРЯЛИСЬ

ЛЕНИНГРАД, 26 августа. Летчики Чухновский и Кальвиц, участники северной воздушной экспедиции, вылетевшие из Архангельска на Новую Землю 15-го августа потерялись. Они должны были прилететь на остров Колгуев, но уже десять дней о них нет сведений. Для розыска их ушли два парохода. Всем полярным радиостанциям дано знать об исчезнувших летчиках.

1925

СообщениеДобавлено: 14 Март 2014 19:48
[ Леспромхоз ]
Красный Север 1925 № 199 (1887)

 Красный Север 1925 № 199(1887) Чухновский и китай.jpg
О судьбе летчиков неизвестно.

ЛЕНИНГРАД, 27 августа. До 8 часов вечера не получено никаких сведений о местонахождении летчиков Чухновского и Кальвица. Полагают, что летчики достигли острова Колгуева, но не могут дать знать о себе, так как самолеты снабжены только приемными радио-аппаратами.

1925

СообщениеДобавлено: 14 Март 2014 19:50
[ Леспромхоз ]
Красный Север 1925 № 201 (1889)

 Красный Север 1925 № 201(1889) чухновский и кальвиц.jpg
Воздушная полярная экспедиция.

ЛЕНИНГРАД, 31 авг. Воздушная полярная экспедиция блестяще закон. перелет из Архангельска на Новую Землю через полярные льды. 29 авг. в 2 часа дня гидроплан с летчиками Чухновским и Кальвицем вылетел на Новую Землю с острова Колгуева, где аэроплан снизился для пополнения запасов бензина. Через 4 часа он прилетел на Маточкин Шар к полярной геофизической обсерватории.

1925

СообщениеДобавлено: 23 Декабрь 2014 11:59
ББК-10
Советская Сибирь, 1925, № 170 (1709), 28 июля.

 Советская Сибирь, 1925, № 170 (1925-07-28) СОПВИЧ БОДАЙБО.jpg
Срочные новости.
(Информация, поступившая во время выпуска газеты).

Самолеты на Севере.

ИРКУТСК, 27 июля. Экспедиция Сибавиахима, в составе Масленникова, летчика Фаддеева и механика Михайлова, выехала из Иркутска в Бодайбо. На Ленских приисках будут организованы полеты «Сопвича». Из Бодайбо экспедиция направится в Якутскую область и посетит Алданские прииска.

1925

СообщениеДобавлено: 06 Январь 2015 20:08
ББК-10
Советская Сибирь, 1925, № 230, 8 октября.

 Советская Сибирь, 1925, № 230 (1925-10-08) Самолет в Якутии.jpg
Самолет в Якутии.

Самолет над тайгою.
ЯКУТСК, 7. (Соб. корр.) 4 октября пароходом доставлен самолет "Сопвич". Прибыли инструктор Сабавиохима Масленников, летчик Фадеев, механик Михайлов. На городским подгорном луге спешно устраивается аэродром. Прилет аэроплана в город и встреча его состоится в четверг 8 октября в 1 час дня, одновременно будет проведена кампания под лозунгом сбора средств на самолет «Саха» („Якут").

1925

СообщениеДобавлено: 06 Январь 2015 20:15
ББК-10
Власть труда 1925 № 238(1744), 17 октября.

Власть труда 1925 № 238(1744) (17 окт.) Кальвиц. Архангельск-Петрозаводск.jpg
От Архангельска до Петрозаводска в 4 часа.

ПЕТРОЗАВОДСК, 15. Из Архангельска прилетел самолет под управлением летчика Кальвица. Самолет совершил полет на Новую Землю. Вследствие неблагоприятной погоды Кальвиц был вынужден снизиться в районе Кондостроя — к северу от Петрозаводска. Расстояние от Архангельска до Петрозаводска самолет покрыл в четыре часа. Летчик Чухновский, в виду неисправности мотора, остался в Архангельске.


Советская Сибирь, 1925, № 241, 21 октября.

 Советская Сибирь, 1925, № 241 (1925-10-21) Самолеты на Новой Земле.jpg
Самолеты на Новой 3емле.

Аэросъемки Карского моря. — 10 дней в гостях у самоедов. — Экспедиция справилась со своими задачами.

ПЕТРОЗАВОДСК, 20 (Роста). Находящийся в Петрозаводске летчик Кальвиц, совершивший полет на Новую 3емлю, передал подробности экспедиции.
«В задачу воздушной экспедиции входило гидрографическое в географическое обследование Новой Земли. 15 августа два самолета экспедиции вылетели из Архангельска и направились к трем Беломорским островам. В тот же день они перелетела Колгуев остров и мыс Канина и сделала посадку у реки Чеша. В Чешской губе, вследствие сильного шторма, летчики вынуждены были задержаться 10 дней. Здесь их гостеприимно приняли самоеды. С установлением благоприятной погоды самолеты сделали несколько посадок в разных местах Новой Земли. 29 августа прилетели на Маточкин Шар, где находится геофизическая обсерватория. Здесь они приступили в работам по заданиям северной гидрографической экспедиции. Производились расследовательные полеты с фотографированием Карского моря. Несмотря на то, что самолеты были малоприспособлены для таких полетов, экспедиция свои задача выполнила".

Возвращение из воздушной экспедиции.

ЛЕНИНГРАД, 20. (Тасс). Вчера на Гутуевский аэродром благоприятно спустился прилетевший из Петрозаводска гидроплан под управлением летчика Кальвица, участвовавшего в северной гидрографической экспедиции на Новую Землю. Другой гидроплан с летчиком Муховским (Чухновским) остается еще в Архангельске, ибо исправляются повреждения мотора.

1925

СообщениеДобавлено: 07 Январь 2015 13:29
ББК-10
Советская Сибирь, 1925, № 267, 21 ноября.

 Советская Сибирь, 1925, № 267 (1925-11-21) Передача Сопвича Якутии.jpg
Передача "Сопвича" Якутии.

ЯКУТСК, 20. (Соб.корр.) 17 ноября вечером на торжественном заседании Якутского Авиахима был произведен прием аэроплана «Сопвич», переданного Сибавиахимом безвозмездно трудящимся Якутии. Авроплан тут же получил якутское название «Красная Звезда». Трудящиеся Якутии благодарят Сибавиахим за братскую поддержку, посылают привет ему, а также его руководителю т. Лашевичу.

Перелет Якутск - Новониколаевск
ЯКУТСК, 20. (Соб. корр.) На днях вылетает аэроплан с летчиками Масленниковым и Фадеевым и инструктором Михайловым в Новониколаевск.


Обстоятельнее см. монографию: И. Негенбля, В. Гоголев. "Сопвич" - первый самолет в небе Якутии. (Якутск, 2005).

1925

СообщениеДобавлено: 16 Январь 2015 20:31
ББК-10
Советская Сибирь, 1925, № 295, 24 декабря.

 Советская Сибирь, 1925, № 295 (1925-12-24) по Северу на самолетах.jpg
По северу на самолетах.

— Четыре воздушных линии на севере Сибири. — Самолеты повезут почту, пассажиров, ценные грузы. — Совнарком СССР придает большое значение северному воздушному сообщению.

Не за горами то время. когда северные пространства Сибири будут прорезываться воздушными путями, наиболее удобным сродством сообщения в этих непроходимых и непроезжих местах. От агитационных полетов «Сибревкома» из Новониколаевска в Нарымский край и «Сопвич» из Иркутска в низовья Лены
— Сибирь перейдет к постоянным регулярным воздушным рейсам.
Пионером в этом деле является Добролет, решивший организовать воздушное сообщение с районом Алданских золотых приисков от ст. Рухлово Амурской жел. дор. Командированная Доброхимом экспедиция прошла из Рухлово до Якутска, наметила места для устройства аэродромов, произвела нужные съемки, определила ряд астрономических пунктов и пр. Линия Рухлово — Алдан — Якутск явится первым звеном в будущее воздушной сети Сибири.
Вторая, линия протянется от Иркутска к Якутску и дальше, к тому же Алдану. Эту линию решило провести правительство Якутской республики Наконец. вопрос об организации еще двух воздушных линий возбудил Госторг, это линии Красноярская и Тобольск - Туруханская. Переговоры по этому поводу Госторг ведет с Добролетом в настоящее время. Все четыре линии предназначаются для перевозки почты, пассажиров и особенно для перевозки пушнины.
Считаясь с особенностями воздушного сообщения на севере, Добролет начал изыскание различных типов машин, наиболее пригодных для северных перелетов. Возможно, что для северных линий будут сконструированы особые типы аппаратов.
Работа самолетов на севере не встречает непреоборимых препятствий. Примером может служить разведочная работа самолетов в нынешней Карской экспедиции, заготовительной экспедиции Госторга в Белом море, в научных экспедициях там.
Воздушному сообщению по северным пространствам суждено сыграть огромную роль. Оно не нуждается ни в рельсах, ни в составах, ни в туннелях, в короткий срок «берет» огромные расстояния, шагает через тундры, тайгу, непроходимые снега, удаленные на колоссальные дистанции пункты сближает на одно-двухдневный перелет.
Вопросу о воздушном сообщении на севере, в особенности воздушному сообщению через арктическую полосу, уделяет серьезное внимание Совнаркома Союза. Вопросы этого рода сейчас разрабатываются особой комиссий при Совнаркоме, в которую привлечены иностранные специалисты и выдающиеся исследователи северных морей и земельных пространств. Между прочим в работах комиссии принимал участие Фритьоф Нансен.
Л. Пр-ов.