Страница 1 из 1

1942

СообщениеДобавлено: 24 Март 2008 00:14
Иван Кукушкин
"...ГСТ полярной авиации активно участвовали в проводке арктических конвоев, навигации на Севере. В 1942 году в небе Арктики работали четыре таких машины. "

"Хронология" И.Родионова. "1941b"

1942

СообщениеДобавлено: 24 Март 2008 00:27
Иван Кукушкин
"14 октября 1942 завершился трехмесячный переход лидера Баку и эсминцев Разумный и Разъяренный из Владивостока в Кольский залив по СМП (3398,360)."

"Хронология" И.Родионова. "1942"

Без авиаразведки там явно не обошлось

1942

СообщениеДобавлено: 24 Март 2008 00:29
Иван Кукушкин
"Хронология" И.Родионова. "1942"

В 1942 погибла л/л Консолидейтед "Губа", которая с 1938 работала в УСМП под номером Н-243, расстрелянная немецкой п/л у Новой Земли (3457,46).

1942

СообщениеДобавлено: 21 Май 2008 07:07
Иван Кукушкин
С летчиком полярной авиации Юрием Константиновичем Орловым я впервые познакомился в 1937 году, когда он был вторым пилотом самолета Молокова в полюсной экспедиции. Это был замечательный пилот и обаятельный человек, высокий, статный, красивый, всегда спокойный и приветливый.

На неизменном ПС-84 Орлова застала Великая Отечественная война. На своей машине Орлов перебрасывал оружие и боеприпасы из Москвы в Мурманск. Потом по заданию Наркомата Военно-Морского Флота летал с грузами в осажденный Севастополь. А дальнейшие маршруты его пролегли в осажденный Ленинград, куда Орлов отвез начальника Политуправления ГУСМП В. Д. Новикова с группой товарищей — надо было эвакуировать из осажденного города работников ГУСМП и их семьи.

4 февраля 1942 года Орлов повел свой ПС-84 из Москвы в Череповец. Самолет был загружен полностью — несколько тонн продуктов для эвакуированных ленинградцев.

Экипаж Орлова состоял из людей, чье мастерство уже тогда было известно всей Арктике: штурмана Аккуратова, бортмеханика Кекушева, бортрадиста Наместникова, второго бортмеханика Байка.

Через несколько часов ПС-84 приземлился в Череповце. Пока здесь оборудовали общежитие и столовую для эвакуированных, Орлов, не задерживаясь, вместе с группой Новикова вылетел в блокированный врагом город.

В первый рейс на Череповец самолет был забит людьми до отказа. Чтобы взять как можно больше пассажиров, Орлов сократил до минимума запас горючего. Позднее это вошло в правило при каждом полете из Ленинграда в Череповец.

Сначала Ю. К. Орлов старался летать в составе сборной группы под охраной истребителей. Потом ожидания — пока соберется группа — ему надоели. К тому же часто портилась погода, и групповые полеты отменялись. Тогда, выбирая самую облачную и снежную погоду, Орлов стал летать в Ленинград и обратно по два-три раза в день. Перелет из Ленинграда в Череповец с посадкой в Тихвине занимал у него 1 час 50 минут.

Нередко при подходе к аэродрому в Ленинграде или в Тихвине выяснялось, что поблизости идет бой. Но внизу, как всегда, было аккуратно выложено посадочное «Т». Самолет садился по всем правилам. Только однажды на ленинградском аэродроме «Т» не оказалось. Погода была настолько нелетной, что самолета никак не ждали. И вдруг прямо из снегопада вырвалась машина. Это Орлов делал еще один, «дополнительный» вылет за оставшимися в Ленинграде людьми.

Вскоре самолет Ю. К. Орлова стал ведущим. К нему из Череповца присоединили для полетов в Ленинград другие транспортные машины.

Пришла весна. Аэродромы раскисли. Работать становилось все труднее. В апреле 1942 года эвакуация сотрудников Арктического института была закончена. Уникальные документы и труды — результат более 150 научно-исследовательских арктических экспедиций — были спасены.

Но, самое главное, группа Новикова и экипаж Орлова разыскали и вывезли из Ленинграда более 600 человек, спасли их от верной гибели, от голодной смерти. Вот почему все тридцать лет после Победы старые ленинградцы — сотрудники бывшего Главсевморпути слали поздравления в праздничные дни Валерьяну Новикову и Юрию Орлову.

[ И.Д.Папанин, "Лед и пламень". М.: Политиздат, 1977. Глава «Так сражались наши товарищи» ]

1942

СообщениеДобавлено: 23 Май 2008 01:30
Иван Кукушкин
Иван Кукушкин пишет:"...ГСТ полярной авиации активно участвовали в проводке арктических конвоев, навигации на Севере. В 1942 году в небе Арктики работали четыре таких машины. "

"Хронология" И.Родионова. "1941b"

Одна из них - точно Н-275 Черевичного.
[Д.Б. Карелин, Н. А. Волков, В. В. Жадринский, П. А. Гордиенко "Ледовая авиационная разведка", ГУСМП М-Л 1946]

1942

СообщениеДобавлено: 05 Июнь 2008 07:46
Иван Кукушкин
... В ходе поисков прорвавшегося в Карское море фашистского крейсера «Шеер» погиб,по видимому, от огня его артиллерии, экипаж летчика Черенкова

[ Г. Бурков, «Воздушный "Поводырь" Арктики», в сборнике «Полярный круг - 1989», М., "Мысль", 1989 ]
[ Г. Бурков, "Этапы становления полярной авиации" в книге В.М. Перов «От Арктики до Антарктики»., М., 2003 ]

1942

СообщениеДобавлено: 10 Июнь 2008 21:24
Иван Кукушкин
Иван Кукушкин пишет:... В ходе поисков прорвавшегося в Карское море фашистского крейсера «Шеер» погиб,по видимому, от огня его артиллерии, экипаж летчика Черенкова

[ Г. Бурков, «Воздушный "Поводырь" Арктики», в сборнике «Полярный круг - 1989», М., "Мысль", 1989 ]
[ Г. Бурков, "Этапы становления полярной авиации" в книге В.М. Перов «От Арктики до Антарктики»., М., 2003 ]

Еще нашлось:

Надежным помощником показал себя в полетах над северными морями молодой штурман Григорий Абросимов, которого наш экипаж шутливо называл Гришей Мрачным. Характер у него был добродушный, покладистый, но свою кличку он получил за то, что, рассказывая смешные истории, сам не проявлял даже малейших признаков улыбки. Бывало, все мы заливаемся хохотом, а у него на смуглом лице ни один мускул не дрогнет. Статный парень лет двадцати пяти, с густыми темными волосами, Гриша в любом обществе держался скромно, был робок с девушками. Женатые летчики подтрунивали над ним, говорили, что, дескать, эдак он засидится в холостяках.

После завершения полярной экспедиции 1939 года Гриша в Москве зашел ко мне в гости. С явным удовольствием слушал, как моя жена играла Шопена, — но за весь вечер едва ли произнес четыре-пять фраз. Попрощался, по обыкновению своему, коротко: «Ну, спасибо. Я пошел». Обстоятельства сложились так, что больше мы с ним не виделись. Через три года, в сорок втором, я узнал, что прорвавшийся в Карское море фашистский военный корабль огнем своих зенитных орудий сбил гидросамолет, в составе экипажа которого был и наш Гриша...

[ А.Н. Грацианский. "Уроки Севера" ]

нашел padsee в Н-237 http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=291

Похоже, что речь идет про один самолет. Других "прорвавшихся военных кораблей" кроме "Шеера" в 1942 вроде бы нет.

1942

СообщениеДобавлено: 18 Июнь 2008 21:08
Иван Кукушкин
... Когда только началась война, я считал, что обязан участвовать непосредственно в боевых действиях либо на суше, либо на море. Однако уже в первый же год войны стало ясно, что и вчерашние мирные торговые корабли — помощники фронту. Оказавшись сейчас в распоряжении Главсевморпути, я поближе познакомился с его работой. Всех волновала нынешняя ледовая обстановка в Арктике. Специалисты утверждали, что на востоке льды будут тяжелее, чем обычно. Составленные по способу Зубова и по способу Визе прогнозы сходились.

Преднавигационная ледовая разведка получила особенно широкий размах. Самолеты полярной авиации И. И. Черевичного, И. С. Котова, Ф. Е. Еременко, В. С. Павлова летали минувшей зимой в западном и восточном секторах Арктики, наблюдая за дрейфом, расположением и состоянием льдов. Оперативный штаб разведки работал весь май.

В управлении полярной авиации я встретил своих знакомых — летчика Бориса Григорьевича Чухновского и гидролога Бориса Ивановича Иванова.

В то время методика ледовых арктических прогнозов только-только выходила из детского возраста. Большую роль все еще играли интуиция и личный опыт. Шли споры о научных методах прогнозирования. В этом сыграли свою роль работы, проведенные на станции «Северный полюс-1» и во время дрейфа «Георгия Седова».

Главный вывод исследований заключался в том, что колебания ледового режима и развитие ледовых процессов в полярных морях зависят не только от метеорологических условий и не только от гидрологических, а от их взаимодействия. И еще одно важное обстоятельство: начали входить в силу краткосрочные ледовые прогнозы (5—10 дней), имеющие для летней навигации большое значение.

[ Бадигин К.С. // На морских дорогах.— М.: Политиздат, 1980.— 336 с.— 2-е изд. http://victory.mil.ru/lib/books/memo/badigin/02.html ]



С Ф.Е. Еременко не очень понятно - СБ Н-304 летчика Еременко действительно обеспечивал ледовую разведку в 42-м, но у Аккуратова он - Александр.

1942

СообщениеДобавлено: 20 Июнь 2008 19:56
Иван Кукушкин
...В 1942 г. еще одно гидрографическое судно "Папанин", после установки вооружения вышло из Архангельска для проведения гидрографических исследований в Карском море. Однако и этому судну пришлось прервать работу, так как было получено распоряжение штаба морских операций о поисках экипажа потопленного немецким рейдером ледокольного парохода "А. Сибиряков", а также пропавшего самолета ледовой разведки летчика Черепкова. К сожалению поиски, продолжавшиеся около 20 дней, ни к чему не привели.

[ "Обеспечение морских операций в Арктике (1941 - 1945 гг.)" © В.В. Дремлюг, кандидат географических наук, Почетный полярник http://www.navy.ru/history/patriotwar/arctica.htm?phrase_id=670414 ]

1942

СообщениеДобавлено: 20 Июнь 2008 20:01
Иван Кукушкин
Иван Кукушкин пишет:"Хронология" И.Родионова. "1942"

В 1942 погибла л/л Консолидейтед "Губа", которая с 1938 работала в УСМП под номером Н-243, расстрелянная немецкой п/л у Новой Земли (3457,46).

16 июля немецкая подводная лодка U-601 сожгла полярную станцию Малые Кармакулы, а также гидросамолет ледовой разведки, 23 августа была обстреляна полярная станция на мысе Желания (подлодка U-255), а 6 сентября на острове Уединения (подлодка U-251).

[ "Обеспечение морских операций в Арктике (1941 - 1945 гг.)" © В.В. Дремлюг, кандидат географических наук, Почетный полярник http://www.navy.ru/history/patriotwar/arctica.htm?phrase_id=670414 ]

1942

СообщениеДобавлено: 05 Декабрь 2012 18:28
Адольф Милованов
РГАЭ, ф. 9570, оп.2, д. 1223, л.3, Пр. №4с по УПА Главсевморпути при СНК СССР. г. Красноярск. 30.02.1942г.
Объявляю техническое состояние самолётного парка на 10.2.1942г.
П.1. По Московской Авиагруппе Особого назначения … (с №1 по 18).
П. 2. По Игарской АГ … (с №19 по 30).
П. 3. По Чукотской АГ:
№ Тип Оп. зн Состояние
31 Г-1 Н-174 Исправный
32 Г-1 Н-256 "
33 Г-1 Н-258 "
34 Г-1 Н-278 "
35 Г-1 Н-291 "
36 Г-1 Н-289 Аварийный, подлежит списанию
37 Г-1 Н-292 Аварийный, подлежит списанию
38 ПС-7 Н-266 Исправен
39 П-5 Н-92 Текущий ремонт
40 П-5 Н-130 Исправный
41 СП Н-39 Средний ремонт
42 СП Н-167 Капремонт
43 СП Н-168 Капремонт
44 СП Н-297 Средний ремонт
45 СП Н-298 Аварийный, подлежит списанию
46 СП Н-299 Средний ремонт
47 У-2 Н-182 Капремонт
48 У-2 Н-274 Аварийный, подлежит списанию

Всего в Чукотской АГ 18 машин:
Г-1 = 7 машин, из них 2 аварийные.
ПС-7 = 1 машина исправная.
П-5 = 2 машины, из них 1 в ремонте.
СП = 6 машин, из них 3 в среднем ремонте, 2 в капремонте, 1 аварийная.
У-2 = 2 машины, из них 1 в капремонте, 1 аварийная.
Зам. нач. УПА Главсевморпути Кузичкин.
Отпеч. 2 экз.


О перебазировании управления Чукотской авиагруппы из а/п Анадырь в а/п Кресты Колымские.

РГАЭ, ф. 9570, оп. 2, д. 1230. Годовой отчёт Чукотской авиагруппы Главсевморпути по основной деятельности и по кап.строительству за 1942г и объяснительная записка к нему. 158л. (выдержки)
… а/п Анадырь к началу 1942г. был передан в систему ГВФ, однако решением вышестоящих органов в первой половине 1942г а/п Анадырь был снова передан в систему ГУСМП и с 1.6.1942 г. принятые в а/п Анадырь работники были зачислены в списки Чукотской АГ с выплатой з/пл за счёт АГ.
Л. 11. Предложения. … Если осуществится передача указанных портов (Анадырь, Сталино, Оловянная, Провидения) в ведение трассы ВВС КА, то естественно должен встать вопрос о базировании АГ. В этом случае базирование АГ должно быть перенесено в Кресты Колымские. При таком положении а/п Игарской АГ Усть-Янск и Тикси должны быть подчинены Чукотской АГ, которая свою эксплуатационную деятельность будет проводить начиная от Тикси вдоль побережья до Провидения и в случае необходимости от а/п Шмидта до Анадыря.
Кроме того в этом случае на Чукотскую АГ необходимо будет возложить обслуживание района Колымы от Амбарчика до Сеймчана через Средне-Колымск – Зырянку.
15.3.1943г. Командир Чукотской АГ Левандовский.
А/п Анадырь.
(Окончательно Чукотская авиагруппа перебазировалась в Кресты Колымские в начале 1944 года.)