1941

История полярной авиации по годам и событиям

1941

Сообщение Адольф Милованов » 24 Апрель 2014 07:58

РГАЭ, ф. 9570, оп. 5 (рассекречена).
Дело 213. Переписка о перевозках по СМП. 1941г. 31л.
Л. 5,4,3. Сов. Секретно. 27.6.41г. №709/СС.
Председателю Совета Народных Комиссаров Союза ССР тов. Сталину И.В.
«Об использовании северных морских и воздушных путей для военных перевозок».
… 3. Переброска самолётов воздушным северным путём.
В случае необходимости переброски из Северной Америки средних и больших самолётов, которые трудно перевозить на кораблях, возможно использовать северные воздушные пути.
Для выхода на аэродромы, расположенные по линии железной дороги, наиболее удобны для летающих лодок летом и для сухопутных самолётов зимой маршруты:
а) Уэлен-Тикси-Дудинка-Архангельск – 6800 км.
б) Уэлен-Тикси-Дудинка-Красноярск – 6300 км.
в) Уэлен-Тикси-Якутск-Иркутск – 6700 км.
г) Анадырь-Зырянка-Якутск-Иркутск – 5000 км.
д) Анадырь-Каменское-Магадан-Николаевск на Амуре-Хабаровск – 3850 км.

Для переброски в летнее время дальних сухопутных бомбардировщиков могут быть использованы маршруты:
а) Анадырь-Якутск-Иркутск – 4500 км.
б) Анадырь-Магадан- Хабаровск – 3500 км.

Каждый из этих маршрутов имеет свои преимущества и неудобства. Очевидно, пользоваться каждым маршрутом придётся в зависимости от обстоятельств, а также от обеспеченности горючим, равно как в зависимости от условий погоды и времени года.
Для переброски большого количества самолётов потребуется горючего во много раз больше имеющихся у нас запасов. Для переброски 1000 скоростных бомбардировщиков до линии железной дороги понадобится около 4500 тонн бензина. Для переброски 400 тяжёлых 4-х моторных бомбардировщиков потребуется 5500 тонн бензина.
Если предлагаемая переброска самолётов будет признана целесообразной, необходимо в самый короткий срок (в течение короткой северной навигации) произвести заброску горючего на авиабазы СМП.
Расчёты горючего и направление завоза нами подготовлены.
Докладывая изложенное, просим Ваших указаний.
Начальник Главсевморпути /И. Папанин/
(+ карта с маршрутами)

Л. 15. Сов. Секретно. Экз. №2. Заместителю Председателя СНК СССР тов. Микояну А.И. 22.7.41г. №778/СС
По Вашему поручению представляю справку, составленную М.И. Шевелёвым.
Приложение: Справка на 4-х листах. Зам. начальника Главсевморпути /Э. Кренкель/
22.7.41г. Отп. 2экз. 1- адресату, 2- в дело.

Л. 12,11,10. Справка о возможностях авиасвязи с Америкой через северные районы.
… … 22.7.41г. /М. Шевелёв/.

Л. 9. Справка о наличии самолётов «Консолидейтед».
ГУСМП имеет в своём распоряжении 5 самолётов «Консолидейтед». 2 из них мобилизованы Наркомвоенморфлотом, 3 – работают на ледовой разведке.
запас моторных ресурсов на 22 июля составляет:
У двух самолётов – по 270 часов.
У трёх самолётов по 180 часов.
Предельная дальность самолёта «Консолидейтед» около 4,5 т. км, при этом коммерческая загрузка самолёта до 1 т. 22.7.41г. /М. Шевелёв/

Л. 18. Сов. Секретно. Экз. №2.
Заместителю Председателя СНК СССР тов. Микояну А.И. 26.7.41г. №787/СС
При этом направляю проект постановления Совнаркома СССР о выделении 2-х самолётов «Консолидейтед» для особых поручений. Прилагаю также Справку по этим двум самолётам. Зам. начальника Главсевморпути /Э. Кренкель/

Л. 17. Проект. Сов. Секретно. Экз. №2. Постановление СНК СССР « « ….. 1941г. Москва, Кремль.
Для осуществления полётов по особым поручениям Правительства СНК СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. ГУСМП выделить из состава парка Полярной авиации и подготовить к 7 августа 1941г. два самолёта типа «Консолидейтед».
2. Базировать самолёты в г. Архангельске, приписав их на обслуживание к 722 Авиабазе ВВС Северного Флота.
3. Выделить из резерва Управления Авиации НК ВМФ и передать Главсевморпути четыре мотора типа М62-ИР.
Зам. Председателя СНК СССР /А. Микоян/
Л. 16. Сов. Секретно. Экз. №2.
Справка
Для выполнения полётов по особым поручениям Правительства выделяются самолёты типа «Консолидейтед»:
1. Самолёт СССР Н-307 с экипажем:
Командир корабля пилот тов. Черевичный И.И.
Штурман тов. Аккуратов В.И.
1-й бортмеханик тов. Чечин В.С.
2-й бормеханик тов. Терентьев В.Д.
Бортрадист тов. Макаров А.А.

2. Самолёт СССР Н-308 с экипажем:
Командир корабля Задков В.Н.
Штурман Падалко В.П.
1-й бортмеханик Писарев С.А.
2-й бортмеханик Петров Ф.П.
Бортрадист Черноусов Ю.П.

Самолёты и моторы советского производства (завод №31 и завод №24).
Остаток моторесурса – по 150 часов.
Вооружение: Турельных установок под пулемёты ШКАС-3.
Кинжальная установка – 1, Бомбодержатели ДЕР-19.
Радиооборудование: - Радиокомпас типа Бендикс, приёмо-передающая рация «Двина», аварийный электрогенератор.
Дальность действия – при полётном весе 12.300 кг. 4500 км. (может быть увеличена за счёт снижения коммерческой загрузки и постановки внутри лодки дополнительных ёмкостей для горючего, что не требует заводских переделок).
«….» июля 1941г. /Гутовский/
Отпеч. 2 экз.

Л. 27. Сов. Секретно. Экз. №2. 10 августа 1941г.
Председателю ГКО СССР тов. Сталину И.В. Докладная записка.
По вопросу военных перевозок из США в СССР.
… В письме от 27.6 мною был поставлен вопрос о перегоне по воздуху самолётов через Аляску. Докладываю, что в ближайшие дни нами направляется самолёт Дуглас с квалифицированным лётным составом для изыскания промежуточных посадочных площадок, годных для сухопутных самолётов. Маршрут полёта согласован с УВВС НКО.
В случае Вашего решения организовать перегон самолётов, прошу дать согласие на заброску бензина по трассе с тем, чтобы эту операцию закончить в оставшийся период навигации.
Начальник Главсевморпути /И. Папанин/
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

1941

Сообщение Адольф Милованов » 03 Май 2014 17:59

Бабай пишет:А.В. Василовский. Одиссея труженика | http://www.stolby.ru/Mat/Panko/Odis.asp

... Уже в понедельник 23 июня 1941 г. на завод прилетел генерал Мазурук И.П. ...


Видимо автор писал воспоминания спустя много лет...
Звание генерал-майор авиации И.П. Мазурук получил в 1946 году.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

1941

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Июнь 2014 08:24

Советский Сахалин, 1941 № 106 (8, май)

 Советский Сахалин, 1941 № 106 (8, май) Преднавигационная ледовая разведка.jpg
ПРЕДНАВИГАЦИОННАЯ ЛЕДОВАЯ РАЗВЕДКА

Черевичный готовится к возвращению в Москву
Высокоширотный рейс летчика Асямова

ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ, 4 мая. (ТАСС). День 1 мая участники высокоширотной арктической экспедиции торжественно встретили вместе с коллективом полярников мыса Шмидта. Научные работники экспедиции тт. Острекин и Черниговский провели первомайский праздник на острове Врангеля.
Летчик тов. Черевичный успел совершить полет с мыса Шмидта в Анадырь и, пробыв там несколько часов, вернулся обратно. 3 мая в 6 часов 58 минут по московскому времени Черевичный стартовал с мыса Шмидта и через один час 27 минут посадил самолет «СССР Н—169» на острове Врангеля.
Механики экспедиции готовят самолет к обратному рейсу в Москву. На пути воздушная экспедиция проведет детальное обследование ледовой обстановки к северу от трассы Великой арктической магистрали. Главное управление северного морского пути поручило экипажу подробно осветить район острова Котельного, лежащий на границе моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря.

ОСТРОВ .УЕДИНЕНИЯ, 4 мая. (ТАСС). 5 лет существует полярная станция на острове Уединения — в центре Карского моря, у 78 параллели. Много раз полярники острова слышали гул моторов самолетов, когда арктические пилоты совершали в этом секторе ледовую воздушную разведку. Но только в марте нынешнего года здесь впервые опустился самолет: пилот тов. Котов доставил полярникам газеты и почту с Большой земли.
В первомайские дня остров снова навестили воздушные гости: сюда прибыл самолет «СССР Н—305», пилотируемый летчиком тов. Асямовым. Штурманом на этой машине — опытный арктический аэронавигатор тов. Жуков.
Пополнив запасы горючего, тт. Асямов и Жуков воспользовались хорошей погодой и стартовали с острова Уединения для ледовой разведки в высоких широтах Арктики. Самолет пробыл в воздухе около 8 часов. Экипаж обследовал район к северу от острова Уединения до 81 град. 30 мин. северной широты.
***

Раннюю преднавигационную ледовую разведку, помимо тт. Черевичного и Асямова, в Арктике ведут летчики и штурманы тт. Еременко, Бузаев, Жадринский. Панюшкевич и другие Собранные ими данные включаются в карты ледоных прогнозов к предстоящее арктической навигации.
(ТАСС),
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1941

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Июнь 2014 17:24

Советский Сахалин, 1941 № 013 (16, январь)

 Советский Сахалин, 1941 № 013 (16, январь) На воздушных трассах Чукотки.jpg
На воздушных трассах Чукотки

АНАДЫРЬ, 13 января. Самолет — незаменимое средство связи в полярных условиях. Сейчас на зимних воздушных трассах Чукотки большое оживление. Самолеты летают на Уэллен, залив Кресты, мыс Шмидта, Усть Белув. Полярная авиация держит постоянную связь с Марковским, Чуанским и другими районами и полярными станциями, отделенными друг от друга тысячами километров.
Недавно открыта воздушная связь с оленесовхозом. Вскоре откроются воздушные линии в отдаленные села: Мухоморное, Лапуга и Краснено, жители которых еще не видели самолета.
Наряду с известными полярными летчиками Бузаевым и Павловым, на трассах начали водить самолеты первые пять летчиков-чукчей Елков, Верещагин и другие. Летные школы они окончили только в истекшем году.
(КрайТАСС).
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1941

Сообщение Адольф Милованов » 28 Июль 2014 14:22

РГАЭ. Ф. 9527, оп. 5. Дело 103.
Акт приёма-передачи Ленской АГ УПА ГУСМП в ведение ГУГВФ и документы к Акту 7 мая 1941г. 247л
Л. 1. АКТ. 7 мая 1941г. г. Якутск.
Во исполнение Постановления СНК СССР от 20 марта 1941г. за №254 и в соответствии с приказами по Главсевморпути от 29.3.1941г. за №К-177 и ГУГВФ от 27.3.1941г. за №68, мы нижеподписавшиеся: командир Ленской АГ УПА ГУСМП Смирнов А.Е. сдал, а вновь назначенный Начальник управления Якутской АГ ГУГВФ Кульгин П.П. принял в ведение ГВФ личный состав, имущество, денежно-материальные ценности Ленской АГ УПА ГУСМП по балансу на 1.1.1941г.
Приём-передача дел производится в присутствии комиссии ГУГВФ под председательством т. Гвоздева Ф.Н., членов: Младковского Б.Л, Соловьян Г.Д, Михеева Н.А, Полежаева И.И. и Баранова С.Н, а также уполномоченных ГУСМП тт Гутовского В.Н. и Прыткова А.А.
Передача производилась в период с 6 апреля по 5 мая 1941г, при чём при передаче ГУГВФ Ленской АГ в соответствии с Постановлением Правительства за УПА оставлены гидроаэропорты Тикси, Чокурдах и Усть-Янск и два самолёта Дорнье-Валь с отнесением на эту мат. часть эксплуатационного плана перевозок. …
Булун. Близ стройучастка территории гидропорта начато строительство сухопутного аэродрома, ориентировочные размеры которого 600х900х600х1100 м. В настоящее время произведена вырубка леса и раскорчёвка на всей площади. Для введения его в эксплуатацию, как зимнего аэродрома, необходимо произвести планировочные работы.
Тикси. В бухте Тикси имеется акватория, позволяющая принимать гидросамолёты всех типов. Зимой аэродром располагается на льду в районе морского порта. Данный аэропорт остаётся в ведении УПА с обслуживанием самолётов Якутской АГ ГВФ. …
Л. 13. Состояние СМП. Самолёты по балансу на 1.1.1941г за АГ числится следующий самолётный парк:
Самолётов «Дуглас»-лодка – 2 с-та Н-205 и Н-206
…………. Дорнье-Валь – 2 с-та Н-240 и Н-8
…………. ПС-7 сухопутный – 1 с-т Н-159
…………. ПС-7 гидровариант – 3 с-та Н-29, Н-264, Н-116
…………. МП-1-лодка – 1 с-т Н-154
…………. СП сухопутный – 1 с-т Н-59
…………. ЛП-5 сух. – 1 с-т Н-269
…………. П-5 сух. – 2 с-та Н-65 и Н-279.
…………. Г-1 гидро. – 8 с-тов: Н-285, Н-283, Н-257, Н-262, Н-290, Н-255, Н-256, Н-259.
На основании Постановления СНК СССР из указанных выше самолётов остаются в распоряжении УПА ГУСМП два самолёта ДВ Н-240 и Н-8, остальные передаются ГУГВФ.
Состояние самолётов, передаваемых ГУГВФ на 1.5.1941г. следующее:
Дуглас Н-205, зав.№2, выпуска 1937г. – текущ. ремонт в Красноярск. заводе.
……….. Н-206, …….. 3, …………………………………………………………….......................
Г-1 Н-255, зав.№632, выпуска 1930г. – капит. ремонт в Красноярском заводе.
…. Н-256, …… 737, ………... 1931г. ……………………………………………
…. Н-257, …… 698, ……………….. – подлежит списанию.
…. Н-259, - в капитальном ремонте КРАЗа.
…. Н-262, …… 683, …………1931г.
…. Н-283, …… 801, …………1932г.
…. Н-285, …… 651, …………1930г.
…. Н-290, …… 676, …………1931г.
ПС-7 Н-159, зав.№12612, выпуска 1936г.
П-5 Н-65, зав.№8267, выпуска 1934г.
П-5 Н-279, зав.№8681, ………………....
ЛП-5 Н-269, зав.№8605, ……………....
МП-1 Н-154, зав.№31323, выпуска 1936г.
СП Н-59, зав.№7114, выпуска 1935г.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

1941

Сообщение Александр Андреев » 19 Ноябрь 2014 10:46

Л. Г. Крузе
Сухопутные самолеты в Арктике

"Советская Арктика" №1, 1941, с.54—59



 001.jpg
 002.jpg
 003.jpg
 004.jpg
 005.jpg
 006.jpg
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

1941

Сообщение Александр Андреев » 19 Ноябрь 2014 16:38

В. Жадринский
Наболевшие вопросы ледовой разведки

"Советская Арктика" №4, 1941, с. 56—60



 001.jpg
 002.jpg
 003.jpg
 004.jpg
 005.jpg
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

1941

Сообщение SVF » 23 Июль 2016 18:47

Правда Севера, 19 июня 1941 г., №142:
 1941-06-19-05.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1941

Сообщение SVF » 23 Июль 2016 18:52

Правда Севера, 20 июня 1941 г., №143:
 1941-06-20-01.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1941

Сообщение ББК-10 » 25 Март 2020 15:55

Бурят-Монгольская правда, №126, 1941
 Бурят-Монгольская правда, №126_1941 Н-171 Тягунин.jpg

ЧЕТЫРЕСТА ЧАСОВ НАД ЛЬДАМИ АРКТИКИ

27 мая в Москву из Арктики, закончив операции по организации новых полярных станций, возвратился воздушный корабль «СССР Н-171», управляемый известным полярным летчиком А. Н. Тягуниным.
В 6 часов утра, забрав на борт своей машины 32 пассажира, он вылетел из Амдермы в Архангельск. Через 4 часа 20 минут «СССР Н-171» благополучно совершил посадку на архангельском аэродроме. Днем самолет вновь поднялся в воздух в взял курс на Москву.
За период зимней арктической воздушной навигации тов. Тягунин на самолете «СССР Н-171» в общей сложности покрыл около 70 тысяч километров. Примерно 400 часов его воздушный корабль находился над льдами Арктики, из них 100 часов — в полярную ночь. Погода мало благоприятствовала смелым рейсам, но экипаж «СССР Н-171» блестяще выполнил задание, успешно преодолев все препятствия.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1941

Сообщение ББК-10 » 25 Март 2020 16:20

Бурят-Монгольская правда, №135, 1941
 Бурят-Монгольская правда, №135_1941 Н-243 М.Козлов.jpg

На ледовую разведку

8 июня утром с Химкинского водохранилища поднялась летающая лодка дальнего действия «СССР Н—243», управляемая известным полярным летчиком орденоносцем Матвеем Козловым.
Морской воздушный корабль «СССР Н—243» направляется на ледовую разведку в Карское море. (ТАСС).


Бурят-Монгольская правда, №142, 1941
 Бурят-Монгольская правда, №142_1941 Н-243 М.Козлов фото с экипажем.jpg

8-го июня с Химкинского водохранилища (Москва) стартовала на север летающая лодка «СССР Н—243». На ней отправился на ледовую разведку известный полярный летчик орденоносец М. И. Козлов. Экипаж пробудет в Арктике до октября месяца.

НА СНИМКЕ: (слева направо): Командир летающей лодки М. И. Козлов, второй пилот К. Л. Сырокваша и штурман Н. М. Жуков.

Фото А. Межуева. (Фотохроника ТАСС).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1941

Сообщение ББК-10 » 25 Март 2020 16:48

Бурят-Монгольская правда, №143, 1941
 Бурят-Монгольская правда, №143_1941 Н-275 Черевичный.jpg

СНОВА В АРКТИКУ
Летающая лодка И. И. Черевичного покинула Москву

18 июня утром морская летающая лодка "СССР Н-275" известного пилота И. И. Черевичного стартовала с Химкинского водохранилища в новый арктический рейс.
Перед полетом тов. И. И. Черевичный сообщил сотруднику ТАСС:
— Я отправляюсь на ледовую разведку в море Лаптевых и в Восточно-Сибирское море. Вместе со мной летят штурман Аккуратов, бортрадист Макаров, бортмеханики — Чечин и Терентьев и дублер штурмана — Низовцев. В Тикси на нашу лодку в качестве второго пилота перейдет Черепков.
По своему характеру предстоящие полеты на летающей лодке значительно отличаются от тех глубоких рейсов в высокие широты, которые были проведены мною весной этого года. Тогда пришлось в основном заниматься научной работой по составлению ледовых прогнозов, по изучению неисследованных районов Восточной Арктики Сейчас же предстоит непосредственно разыскивать трассы для морских кораблей, направляющихся по Северному морскому пути с запада на восток и с востока на запад. Большой радиус действия, которым обладает наша лодка, позволяет в течение одного рейса определить состояние льдов на огромном пространстве, результаты ледовых авиаразведок помогут капитанам судов ориентироваться на пути их следования.
В Арктике на этот раз мы предполагаем пробыть до конца сентября.
(ТАСС).
• • •
АРХАНГЕЛЬСК, 18 июня. (ТАСС). Сегодня в полдень на Северной Двине, близ Архангельска, опустилась двухмоторная летающая лодка "СССР Н-275", пилотируемая летчиком И. И. Черевичным.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1941

Сообщение ББК-10 » 29 Апрель 2020 16:18

Восточно-Сибирская правда, 1941, № 16, 19 января

 Восточно-Сибирская правда 1941 № 016 (19 янв.) ВЛ Москва-Анадырь.jpg
МОСКВА — АРХАНГЕЛЬСК — АНАДЫРЬ

МОСКВА. (ТАСС). Первого февраля вступает в эксплоатацию северная авиационная магистраль Москва — Архангельск — Игарка — Хатанга — бухта Тикси — мыс Шмидта — Анадырь (Чукотский национальный округ). Магистраль оборудована всем необходимым для регулярных полетов зимой и летом. Ее длина 8.250 километров.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1941

Сообщение ББК-10 » 29 Апрель 2020 16:33

Восточно-Сибирская правда, 1941, № 25, 31 января

 Восточно-Сибирская правда 1941 № 025 (31 янв.) ГВФ Струков-Чулков.jpg
20-го января открылась регулярная экспрессная пассажирская авиалиния Ленинград—Москва. Линию обслуживают комфортабельно оборудованные скоростные самолеты «ПС-84», рассчитанные на 21 пассажира.

На снимке: пилоты, открывшие регулярную авиалинию. Ленинград — Москва М. К. Струков (слева) и В. И. Чулков.

Фото Г. Чертова (Фото ТАСС).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1941

Сообщение ББК-10 » 29 Апрель 2020 21:42

Восточно-Сибирская правда, 1941, № 3, 4 января

 Восточно-Сибирская правда 1941 № 003 (4 янв.) Авиозавод-1 награды.jpg
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

О НАГРАЖДЕНИИ АВИАЗАВОДА № 1

3а успешное выполнение задания правительства по освоению в производстве новых образцов вооружения, наградить авиазавод № 1 орденом Ленина.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
Москва, Кремль.
31 декабря 1940 г.


НАГРАЖДЕНИЕ РАБОТНИКОВ АВИАЗАВОДА № 1

Указом Президиума Верховного Совета ОСТР от 31 декабря 1940 года за достижения в области создания и освоения в производстве новых образцов вооружения 90 работником авиазавода № 1 награждены медалями и орденами Советского Союза.
Орденом Ленина награждены: Гладков И. И., начальник цеха, Гуревич М. И., заместитель главного конструктора, Микоян А. И., главный конструктор.
Орденом Трудового Красного Знамени награждены 9 человек; орденом Красной Звезды — 8 человек; орденом "Знак почета" — 19 человек; медалью "За трудовую доблесть" — 24 человека; медалью "За трудовое отличие" — 27 человек. (ТАСС).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.След.

Вернуться в Полярная авиация СССР : Хронология



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения